Прибавьте к этому новое учение пессимистов, что жизнь такова и должна быть, что от нее и ждать больше нечего, что „жить не стоить», что, наконец, упование на живого и всеблагого Промыслителя нашего Бога, есть напрасная мечта, и для вас будет ясно, отчего так умножаются ныне самоубийства. Но верующие молитвенники знали, где искать просвета во мраке уныния и тоске, и взывали ко Господу: „изведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» ( Пс. 141, 7 ). Доселе мы излагали христианское учение о связи веры с молитвою, которая, в сущности, составляет душу и жизнь нашей веры. Теперь переходим к последнему постановленному нами вопросу: что происходит в действительности там, где оскудела молитва , а за нею и вера? О, как печальна в этом отношении окружающая нас действительность! Мы изобразим ее без лести и безбоязненно, пользуясь относящимися к ней чертами нелицеприятной истины и строгости, с какой Сам Иисус Христос обличал иудейских книжников и фарисеев, и апостол Павел – образованных язычников. Мы помним великую заповедь, данную нам святым Павлом в лице Епископа Тимофея: „проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. Ибо от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим. 4, 2 – 5 ). IV. Божественное откровение во все времена внушало людям, что они, как существа духовно-телесные и свободные, могут сохранить и возвысить в себе жизнь духа только в союзе и общении с Богом. Взыщите Бога, говорит Псалмопевец, и жива будет душа ваша ( Пс. 68, 33 ). Иисус Христос говорил ученикам своим: Аз живу, и вы живы будете ( Иоан. 14, 19 ); веруяй в Мя, аще и умрет, оживет ( Иоан. 11, 25 ). Точно также слово Божие ясно говорит, что вне общения с Богом человек погружается в плотскую жизнь, становится подобным неразумным животным: без Бога „человек в чести не пребудет, говорит Давид, но уподобится животным, которые погибают” ( Пс. 48, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Пробудившись от сна, в изумлении от чудного видения Иаков сказал: „истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. И убоялся и сказал: как страшно Его место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные“. Кто из нас знал, кто мог подумать, что это пустынное место, на котором мы присутствуем предназначено к прославлению чудесным явлением на нем Божия присутствия и Божия всемогущества? И не была ли сюда с небес простерта рука Божия, спасающая Его Помазанника, и не сходили ли сюда Ангелы Божии, охранявшие семейство Его? Не раскрылись ли здесь врата небесные, из которых просияли лучи благости и любви Божией к Избраннику Его? И в нетерпеливом желании всех русских людей достигнуть до этого места и видеть его, в разнообразных предположениях, как и чем достойно почтить его, не слышится ли общее убеждение, общий голос потрясенных дивным событием сердец: „страшно место сие. Это врата небесные“. И как мы счастливы, что не только видим это место, но и приносим на нем благодарную молитву Богу! Но не менее близки к настоящему нашему положению и дальнейшие черты библейского события: И „встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль, – дом Божий. Этот камень, который я поставили, сказали Иаков, будет домом Божиим“. Если бы кто из современных нам людей, любящих великолепные памятники, посмотрели на этот малый камень, который называется в Библии памятником, сказали бы: какой это памятник? Кто его заметит? Но Иаков сделал его жертвенником Богу, возлил на него елей, что означало в патриархальные времена жертвоприношение Богу. И так, он сделал памятник из того, что было под рукою; он принес жертву из того, что было в его походной сумке. Здесь важно то, что он не замедлил воздать славу Богу, что он дал исход и выражение наполнявшему сердце его чувству благоговения и благодарности Богу. Смотря на наше настоящее скромное сооружение, многие говорят, что это место и совершившееся на нем событие достойны более великолепного памятника. Это совершенно справедливо; но этому будет время. Возвеличим и украсим этот малый памятник тем, чем Иаков сделал знаменитым свой малый камень, и тем сделал угодною Богу свою малую жертву: верою, любовью, благоговением и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Пророки ветхого завета, которых служение состояло не только в предсказании будущего, но и в учительстве, в возвещении народу воли Божией, бывали в положении подобном тому, в каком находимся мы ныне. Известное время с своими особенностями и от них требовало уступок. Современники нередко обвиняли их в том, что они все обличают, все плачут, все грозят гневом Божиим, что они слишком строги и суровы. В противоположность им являлись учители, которые были мягче и снисходительнее. Они говорили по сердцу своих современников, и также от имени веры, или что то же – от имени Божия. Они вместе с народом порицали суровых пророков и, утешая народ, говорили, что они сами видели сны, что им сны их не предвещают ничего страшного, что все идет прекрасно и обещает благоденствие в будущем. Но вот что сказал Господь чрез пророка Иеремию: «Пророк, у которого есть сон, пусть и рассказывает его за сон, а у которого есть Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно» ( Иер.23:28 ). Вот заповедь для проповедника богооткровенной истины на все времена. Он должен различать в себе человека, который может иметь свое сновидение, свое личное мнение, воззрение, сочувствие, стремление и т. п., и другого человека, который имеет в своих руках слово Божие. Как человек вообще, он волен, отвечая сам за себя, сочувствовать всему, что ему нравится, но пусть он будет честен, и выдает свое за свое, а не за Божие, пусть говорить от себя, а не от имени возвещаемой им веры. Если же он взглянет на себя, как на проповедника слова Божия, то пусть возвещает слово Господне верно, без искажений, ограничений, послаблений; иначе он будет лжепророком или лжеучителем. Тогда и народ будет знать, что избрать и что предпочесть, – человеческий ли взгляд и мнение проповедника, или ясно и верно возвещаемую ему волю Божию. Не только мы, слабые и грешные люди, обязаны это делать, но это делали и духоносные Апостолы. Так Апостол Павел в одном случае сказал: «я говорю, а не Господь», хотя, как устроитель церкви Божией нашел нужным прибавить: «а, думаю, и я имею, Духа Божия» ( 1Кор. 7:12, 40 ). Как же можем осмелиться мы смешать свое личное мнение с волею Божиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Прощение одной жене – грешнице даровано Спасителем в доме Симона фарисея, который пригласил Его на трапезу, но не имел веры в Него и принял Его с фарисейскою горделивостью. Между тем во время трапезы, по сказанию Евангелиста Луки, „женщина из того города пришла с алавастром мира и, ставши позади Господа, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, целовала ноги Его, и мазала миром». Господь как будто не замечал этого. Но когда Симон, а, вероятно, с ним и другие, стали сомневаться в достоинстве Иисуса Христа, думая, что „если бы Он был пророк, то знал бы кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница», надлежало объяснить ее поступок. И Господь Сам так истолковал его, что раскрыл всю душу кающейся. „Симон! сказал Он домохозяину, – видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты лобзания мне не дал; а она с тех пор как Я пришел не перестаешь лобызать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Здесь открывается новая черта милосердия Божия: грешница получила прощение не за сокрушение, а за любовь. Что это значит? То, что она, обливаясь слезами, прошла быстро подвиг печали и сокрушения возвысилась до пламенной любви к Господу и с необыкновенным смирением и силою выражала ее ( Лук. 7 ). Внутреннее состояние другой помилованной грешницы менее ясно. Она обличена была в преступлении, за которое, по закону Моисееву, положено было побиение камнями. Книжники и фарисеи нашли в этом происшествии удобный случай искусить Спасителя, не скажет ли Он чего-нибудь вопреки закону Моисееву. Чтобы обвинить Его в этом, они поставили пред Ним виновную и произнесли требуемый законом приговор. Но Господь, не обращая на них внимания и, наклонясь низко, писал на песке. Когда же они продолжали спрашивать Его, Он сказал им: „кто из вас без греха, первый брось в нее камень.» Это был удар в их совесть, и стыдясь перед народом так решительно и громко объявить себя безгрешными, когда грехи их были известны, и заметив, что Господь, не смотря на них, продолжаешь писать на песке, они „будучи обличаемы совестью, говорит евангелист, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди». Господь, обратив к ней Свой милостивый любвеобильный взор, сказал: „где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: “И Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши!» ( Иоан. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Раскрывая пред нами, сколько для нас доступно, беспредельную область существ земных и небесных, Божественное Откровение дает нам понять, что безусловный и неограниченный собственник один: Господь Бог . Он обладает бытием вечным, свойствами бесконечно совершенными, силою всемогущею, властью неограниченною, и в таком постоянстве и неизменности, что в Нем не может быть „ни тени перемены“ (Иак. 1, 17). Он говорит устами пророка Исаии: Аз Господь, си e Мое есть имя, славы Моея иному не дам ( Ис. 42, 8 ). В первой заповеди десятословия читаем: Аз Господь Бог Твой, да не будут тебе бози инии разве Мене. Это значит, что другого подобного Ему существа нет и быть не может, и что полнота Его совершенств, или славы не вместимы ни в какое иное существо. Так же один Бог есть безусловный собственник и обладатель всего мира и всех наполняющих его существ небесных и земных: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, глаголет Господь,... вся сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя ( Ис. 66, 1. 2 ). Безусловность этого всецелого обладания благоговейно исповедуется на небесах Ангелами, созерцающими славу Божию, на земле людьми верующими в Бога и познающими Его из дел творения, и наконец беспрекословным послушанием воле и законам Божиим со стороны всей видимой природы. Из этого учения о Боге следует, что все разумные создания Божии (неразумные собственниками быть не могут), небесные и земные, суть собственники условные, т. е. владеющие способностями и имуществом под условием изволения на то воли Божией. Так человек получил от Бога при сотворении все свои способности – душевные и телесные – и право на обладание всеми существами, наполняющими земли: „и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле“( Быт. 1, 26 ). Здесь возникает вопрос: что же это за собственник, у которого владения могут быть отняты во всякую минуту, если не подобными ему существами, то Самим Творцом, даровавшим ему эти владения? Такая собственность не представляется ли не только условною, но и призрачною? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания. В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?.. Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

С особенною ясностью борьбу между духом и плотью изобразил апостол Павел ( Гал. 5, 17 ) и окончательное порабощение плоти людей, преданных чувственным наслаждениям, он выразил кратко: „их конец – погибель, их бог – чрево», ( Филип. 3, 19 ). Эти служители “чреву”, так называемые практические материалисты были во все времена (Прем. Сол. 2, 1 – 21) а материалисты ученые, т. е. обращавшие эти воззрения в научные системы, были известны в греческой философии. Мы, живущие в конце девятнадцатого века, со времени просвещения человечества христианством, имеем в изобилии тех и других. Не будем разбирать их учения и препираться с ними, а рассмотрим их характер и нравственное влияние на народ наш. Материалисты практические, – это люди, без оглядки идущие за нашим веком, радующиеся обилию наслаждений, какие дают им современный открытия и усовершенствования, с торжеством повторяющие принципы „свободы мысли” для их блуждающих умов и „свободы для их совести», неразборчивой и притуплённой плотскими страстями. Многие из них считают себя образованными, но ничего основательно не знают и, по выражению апостола, “желают быть законоучителями, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим. 1, 7 ). Они отрицают христианские догматы, не умея и выражаться о них, порицают церковные обряды, не понимая их смысла, повторяют клеветы и остроты, направленные на духовенство и на добрых, искренно верующих христиан, неведомо откуда заимствованные; они – то, по преимуществу, любят спектакли и пиры накануне праздников и, как говорит народ наш, „лба не перекрестят”, когда православные люди молятся с усердием и умилением. Правда, они в церкви бывают, но только по требованиям гражданского долга. Это – дорогие сотрудники ученых материалистов, распространяющие в народе их воззрения, подобно тому, как мухи с больных и мертвых тел переносят чуму и заразительные болезни на здоровых. Спрашивается: за что они ненавидят Христа и Его Церковь ? На это дает нам ответ Сам Господь: „всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сам Иисус Христос объяснил нам происхождение и истинное значение этих наград. Прежде всего Он указал, что за исполнение Его заповедей, или за совершение добрых дел никто из Его последователей не должен ожидать, или просить чего либо в смысле платы, или воздаяния по своему желанию, или усмотрению, хотя бы дела его были действительно достойны одобрения, или награды. „Станет ли кто из вас, говорит Господь, благодарить раба своего за то, что он исполнил приказание? – Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17, 9, 10 ). В этом наставлении сообщается нам истинное понятие об отношениях наших к Богу, о нас самих и делах наших. Получивши от Него бытие, силы и законы, и совершив что либо доброе с Его помощью и под благим Его промышлением, имеем ли мы право требовать от Него чего либо, как должного и обязательного для Него, Творца нашего? Очевидно нет. Когда мы не исполняем Его воли, тогда становимся негодными для Него, „рабами ничего нестоящими», т. е. недостойными ни жизни, ни дарований», ни благосостояния, которое имеем. На все это мы теряем право и всего лишаемся добровольно за противление воле нашего Господа. Если же мы и исполняем все нам заповеданное, и тогда мы остаемся теми же рабами, только не заслуживающими наказания, но сами по себе ничего не стоящими, потому что не только ничего своего не имеем, но и себе не принадлежащим, а составляем собственность „Господа живущего на небесах» ( Кол. 4, 1 ). Всем этим учением внушается нам смирение, сознание нашего ничтожества пред Богом, нашей немощи и потребности для делания добра в благодатной помощи Спасителя нашего. Этим же наставлением дается нам предостережение от самообольщения и от неразумных прошений у Бога даров, по нашему мнению, нам полезных, но по смотрению Божию для нас излишних или неблаговременных. Что награды за исполнение заповедей Божиих не включены в какой-либо договор, или условие человека с Богом, что не указаны их степени сообразно с достоинством каждого или сроки для их получения, а что они всецело зависят от воли Божией это ясно указано нам Самим Иисусом Христом в другой притче – о домохозяине, нанимавшем делателей в виноградник свой ( Матф. 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Св. Апостол Павел говорит: имеюще пищу и одеяни e , сими довольни будем ( 1Тим. 6, 8 ). Но это правило дано для внутреннего расположения духа христианина и свободного подвига, и оно не значит, что мы все обречены на постоянные недостатки и лишения, если нет особенной воли Божией испытать нашу веру в страданиях и терпении. Напротив, нам обещано довольство и даже богатство, но источник его указывается не в нашей смелой предприимчивости, ловкости и изворотливости, а в Божием благословении на разумный и честный труд: „благословение Господа награда благочестивому, и в скором времени процветет он благословением Его“ ( Сир. 10, 22 ). „Если какому человеку Бог дал богатство и имущество и дал ему власть пользоваться от них, и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих: то это дар Божий“ ( Еккл. 5, 12 ). Необходимы, как мы сказали, и богатые в человеческом обществе, но истинные избранники Промысла Божия на служение человечеству своим богатством не гонятся за ним. Они честно трудятся на указанном им поприще и богатство прилагается ими, как каждому человеку даруемый от Бога талант для высшей цели жизни, – нравственного усовершенствования человечества. К ним, по Писанию, течет богатство, но они помнят заповедь: аще богатство течет, не прилагайте сердца ( Пс. 61. 11 ), т. е. не пристращайтесь к нему, не обращайте его в пищу вашим страстям, – роскоши, плотоугодию, гордости, тщеславно, корыстолюбию и другим порочными склонностям, которыми оно открывает широкий простор. Ни от одной заповеди, данной нам для достижения царствия Божия, не должен освобождать себя богачи, иначе богатство сгубит и его самого и потомство его. „ Видел я, говорит Давид, нечестивца грозного, расширяющегося подобно укоренившемуся много ветвистому дереву; но он прошел, – и вот нет его; ищу его, – и не нахожу“ ( Пс. 36, 35, 36 ). Так же гибельно и жадное копление богатств без конца и ревнивое охранеше его, иссушающее его обладателя: „есть мучительный недуг, говорит Соломон, который видел я под солнцем: богатство, оберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство его от несчастных случаев; родил он сына, и ничего нет в руках у него“ ( Еккл. 5, 12. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

СЛОВО в день священного коронования Благочестивейшего Государя ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 29 О благодарности к Богу. «Не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? ( Лук. 17,18 ).» Святая Церковь во все торжественные дни, подобные настоящему, предлагает нам на молебных пениях чтение из Евангелия Св. Луки об исцелении десяти прокаженных. Цель его – напомнить нам о нашей обязанности благодарить Бога за оказываемые Им благодеяния Царям нашим, и чрез них нашему отечеству. Это евангельское повествование указывает нам поразительную неблагодарность девяти иудеев исцеленных от проказы, и умилительное благодарение исцеленного вместе с ними самарянина. Этот иноплеменник, возвратившись от священников, к которым все десять прокаженных посланы были для удостоверения в их совершенном исцелении „громким голосом прославлял Бога, и пал к ногам Иисуса Христа, благодаря Бога» (16). В этом событии, конечно, с особенным намерением Господа указаны нам трогательная благодарность Самарянина и бесчувственность девяти человек спасенных от тяжких страданий и обреченных на смерть, поспешивших воспользоваться выздоровлением для наслаждения жизнью, не вспомнив даже на минуту Благодетеля. „Не десять ли очистились? Где же девять?» со скорбью спрашиваешь Господь. „Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?». Но за то с какой благостью взирает Он на лежащего у ног Его самарянина и говорит ему: „встань, иди; вера твоя спасла тебя!» В этом событии мы не можем не видеть, как угодна Богу наша к Нему благодарность, и как благотворно для нас, для нашего земного благополучия и вечного спасения соблюдение святой обязанности возносить благодарные молитвы к Богу не только в урочные времена явления нам особенных милостей Божиих, но и на всякий день и час обращать к Нему благодарные сердца за неисчислимые Его благодеяния, непрестанно нам ниспосылаемые. Поучимся же этой прекрасной добродетели, необходимой для нас не только в отношении непосредственно к Богу, но и к людям, оказывающим нам благодеяния по воле же Божией и по Его благому промышлению о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010