Вопрос, который теперь предлагают послы священникам и пророкам, в сущности, разъяснен еще до плена – преждебывшими пророками. Не те же ли слова провозглашал Господь чрез прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? ( Зах.7:7 ) Бог многократно требовал от народа не постов, а исполнения нравственных заповедей, требовал любви к ближнему и справедливости. Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах.7:9–10 ; ср. Исх.23:6–9 ; Ис.1:17; 66:1–3 ; Иер.21:12; 22:3; 25:3–7 ; Ам.5:21 ). Но как народ отвечал на эти ясные и настойчивые требования? Пренебрежение к словам пророков, упорство и ожесточение сердца были на это ответом. Они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков ( Зах.7:11–12 ). И что же? Оставляя в небрежении заповеди, евреи считали себя ослушниками воли Божией? Нет: наказанные за грехи пленом, они, помимо прямого повеления Божия, установили посты; и, не обратившись на путь исполнения заповедей, полагали, что загладили внешними подвигами свои нравственные преступления и заслужили от Бога милость и прощение. Они хотят теперь освободиться от добровольно наложенного послушания и для спокойствия совести обращаются за разрешением к установленному Богом священству и к пророкам. Таким образом, постясь в продолжение семидесяти лет в положенные дни, не усыпляли ли иудеи свою совесть, не пытались ли обмануть Бога, обманывая и самих себя? Заповеди не хотели исполнять и «с закрытыми ушами презирали повеления Божия…; а теперь с такою точностью спрашивают: когда они должны поститься и плакать» – замечает в толковании на это место бл. Иероним. Не лицемерие ли спрашивать теперь священников и пророков об отмене постов, когда самовольно отменено исполнение заповедей? И не явственно ли звучит в словах послов:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот два правила, которые надобно положить в основание науки о живом слове. Говоря о примерах живого слова собственно в отношении к слову церковному, мы прежде всего должны иметь в виду высочайший пример Господа Иисуса Христа, так как вся деятельность служителей церкви должна быть основываема на Его примере и учении, и только тогда может быть благоуспешна и плодотворна. Мы знаем, что Господь учил народ, как сказано в православном катехизисе, живым словом, а не книгою. Он проповедовал всюду, и в синагогах, и на горах, и на берегу моря, и в домах,– и тысячам народу, и единоличным слушателям (Никодиму, Самарянке),– везде и всегда живым словом, по потребностям слушателей. Но как бы нарочито в пример церковным импровизаторам сохранен нам Евангелистом Лукою особенный случай устной проповеди Христа Спасителя, произнесенной Им в Назаретской Синагоге. Приведем подлинные слова Евангелиста: „Пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему, в день субботний, в синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное ( Ис. 64, 1–2 ). И закрыв книгу, и отдав служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами; и все засвидетельствовали Ему“... ( Лук. 4, 16–22 ). Этот пример яснее слов говорит нам, проповедникам слова Божии: стань на кафедру, возьми текст Св. Писания, прочти его по книге, или устно,– и очи всех слушателей устремятся на тебя. Но не смущайся, говори, что ныне исполнилось, или для нашего блага и спасения должно быть исполнено прочитанное изречение слова Божия, говори с верою в силу слова Божия, но не в свои способности; говори от сердца с убеждением, и в очах слушателей увидишь сочувствие, согласие, и они – эти устремленные на тебя очи – засвидетельствуют и скажут тебе: „да это истина!» Но Иисус Христос был Сам Слово Отчее, Сын Божий, из Его уст живым потоком лились словеса благодати ( Лук. 4, 22 ), а мы что?– А мы не должны забывать, что мы Его ученики и посланники, которым в лице апостолов сказано: шедше научите вся языки ( Матф. 28, 19 ), которым преподано Иисусом Христом Его учение, как и Ему Самому завещана воля Отца Его небесного ( Иоан. 15, 15 ),– которым сообщен и Дух помазания в священном рукоположении, которым, наконец, прямо обещано и благодатное содействие в трудных случаях проповеди евангельского учения и свидетельства о нем: дастбося вам в той час что возглаголите: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Матф. 10, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вот заповедь, данная Богом Моисею о благословении при устроении церкви ветхозаветной: «Скажи Аарону (первосвященнику) и сынам его (священникам), так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и дает тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я Господь благословлю их». В этом троекратном призывании имени Божия на благословляемого прежде всего представляется знаменательным указание на троичность Божества; потом, в каждом члене этого призывания, указуется личное свойство каждого из лиц Пресвятыя Троицы. Господь да сохранит тебя, – здесь разумеется Бог Отец, верховный Промыслитель нашего спасения; Господь да помилует тебя, – Бог Сын, по милости Своей искупивший нас Своею кровью; Господь да дает тебе мир, – Дух Святый, Утешитель, дарующий благодатный мир спасаемым. Итак, по духу ветхого завета, здесь прикровенно преподается благословение во имя Св. Троицы. Это – то самое благословение, которое в новозаветной церкви, раскрывшей во всей ясности верховный догмат о Пресвятой Троице, преподается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Неизвестно определенно, сопровождалось ли ветхозаветное первосвященническое и священническое благословение воздеянием или возложением рук; но по примеру благословения патриарха Иакова, который благословлял детей своих, возлагая на них руки, можно думать, что и здесь, по преданию, благословение было сопровождаемо возложением рук. Иисус Христос примером Своим утвердил благословение в новозаветной церкви. Так Он благословлял детей, возлагая на них Свои пречистые руки ( Матф.19:11–15 ; Мк.10:16 ). Так Он преподал благословение Апостолам, как первосвященник, в торжественную минуту Своего вознесения. Евангелист Лука повествует, что в последнее явление Свое Апостолам по воскресении «Он вывел их вон из города (Иерусалима) до Сиоана и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял их, отступил от них и возносился на небо» ( Лук. 24, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Все библейское учение о природе, взятое в сложности, о невидимом пребывании с нею и в ней ее Создателя и Промыслителя, при бесчисленных дарах ее, предоставленных в пользование человеку, представляет ее благоустроенным домом, наполненным дивными украшениями и картинами, напоминающими его обитателю о Домовладыке, поучающем его делам Божией премудрости и наполняющем его сердце ощущением любви Божией. Такою представляется природа простому взгляду не ученого, но благоговейного наблюдателя, а для ученого исследователя ее устройства и законов в их глубине и подробностях она, без сомнения, должна представлять еще более данных для познания Бога в природе, и еще более впечатлений для возбуждения в сердце благодарности и любви к нашему Создателю и Промыслителю, Такое именно направление и указывает естествоиспытателям Псалмопевец: „небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голоси их. По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их“ ( Пс. 18, 2–5 ). Переведем это поэтическое изображение на простую последовательную речь. Каждый день солнце с небес освещает землю и все сокровища и красоты ее, составляющие славу Божию. Вами нет надобности учиться особому языку для чтения этой дивной книги; язык природы понятен всем народам и звуки речей ее всюду слышен. День за днем вы будете открывать новые чудеса мира и новые предметы для изучения; всем естествоиспытателям, рассматривающим природу при свете солнца во всех царствах ее, будет работы доколе стоит мир. Но настает ночь, развертывается картина звездного неба пред астрономом, и нет конца его наблюдениям. В течение веков открываются новые миры и новые их соотношения; и со всех концов мира по всем отраслям естествознания в одну общую сумму науки собираются сведения о новых познаниях, сообщаемых разуму человеческому таинственным голосом земли и неба. И благо им, если они слышат в созерцаемых ими предметах вещания о славе Божией, и в сердцах своих воздают Ему славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Все же духовные блага и радости вечной жизни ясно раскрыты в духовном учении пророков. У Давида и других псалмопевцев мы видим свидетельства о неверности народа Богу своему и скорбные указания на постигавшие его бедствия. Бог „постановил устав во Иакове и положил закон во Израиле, который заповедал отцам нашим возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Они не сохранили завета Его и отреклись ходить в законе Его» ( Пс. 77, 5. 7. 10 ). Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля, и отдал крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой» (59. 61. 62). В чем же состояли преступления израильтян? „Они смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей в жертву бесам; проливали кровь невинную, „оскверняли себя делами” своими ( Пс. 105, 35 – 39 ). Скажем кстати: законоположения о временных наградах и наказаниях сохранились доселе и в церкви новозаветной, так как и ныне не прекращаются между нами грехи и преступления. Мы слышим прошения „о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных» и об избавлении „от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия инопленменников и междоусобныя брани” – и значение этих прошений то же, что было в обетованих наград и в угрозах Ветхого Завета. III. Не трудно понять вред, распространяемый в нашем образованном обществе и во всем православном народе ложными мыслями, заключающимися как в разбираемом нами, так и в других, подобных сему изречениях. Укажем его в немногих кратких положениях. Клеветою на христианскую религию, в каком бы смысле она ни была высказываема, подрывается вера в ее божественное происхождение и засаривается ум христианина тяжкими для совести помыслами неверия, смущающими на молитве и во всех христианских упражнениях. Уничижением Ветхого завета, будто бы основанного на корыстных и плотских наградах и наказаниях, а не на началах духовных, разрывается цельность богооткровенного учения о домостроительстве нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого»... К этому полному изложению заблуждений гр. Толстого мы прибавим только несколько кратких замечаний об его личности и приемах, какие он употребляет в своих сочинениях для распространения своего лжеучения. В нагорной проповеди Иисус Христос, объясняя ученикам Своим высший смысл и истинное разумение заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, сказал: „вы слышали, что сказано „око за око, зуб за зуб» ( Исх. 21, 24 ). А Я говорю Вам не противься злу. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мат. 5. 38–40). Очевидно, здесь говорится о замене ветхозаветной строгости в суждениях об обидах лично наносимых нам ближними, основанной на справедливости и правосудии, которая была необходима по грубости нравов ветхозаветных людей – снисхождением, милостью и прощением любви, составляющей сущность Нового Завета. Ты видишь, как бы говорил Господь, что ближний возбужден против тебя завистью, или мщением и недоброжелательством, что он находится под влиянием зла, или злых склонностей и страстей; освободи его от этого зла, пристыди и смягчи его своим смирением и жалостью к нему, а не увеличивай его раздражения равносильным противлением ему с твоей стороны. Это понимали и возвышенные души из ветхозаветной церкви: „если голоден враг твой, говорит Соломон, накорми его хлебом и если он жаждет, напой его водою; ибо это делая, ты собираешь горящие угли на голову его и Господь воздаст тебе“ ( Прит. 25, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Все философы согласны в том, что человек, в своей свободной деятельности, для своего усовершенствования должен иметь пред собою идеал совершенства, к которому должен стремиться и который должен осуществлять в себе. Где он его найдет? Со стороны ли кто его представит человеку, или он сам его для себя изобретет? Последнее невозможно, потому что человек, имеющий нужду в идеале совершенства, идеала высшего его самого представить себе не может. И все человечество в своих мечтах о совершенстве, и при желании его, всегда будет толочься на одном месте, без внутреннего, нравственного движения вперед, т. е., бросать одну за другого свои мечты и теории совершенства и счастья, не имея несомненного указателя (критерия) истинного достоинства каждой. Потом оно не может по своей ограниченности выжать из своей природы больше того, что в ней есть, если жизнь его не будет постоянно восполняема из самого его идеала, к которому оно стремится. Так совершенно согласно с природой человека учит христианство, из которого и получено самое понятие об истинном идеале. Оно указало человечеству высочайший идеал в живом, всесовершенном Боге – Духе, в Отце нашем небесном: будите совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мат. 5, 48). Оно открыло и путь к высочайшему Духу, по образу Которого сотворена безсмертная душа человека, сознающего родство свое с Отцем своим. Этот путь есть земная жизнь Единородного Сына Божия, приблизившегося в своем воплощении к человеку и явившему ему в Своем богочеловеческом совершенстве и добродетелях образ Отца небесного, как Он и сказал о Себе: „Аз есмь путь, и истина, и живот. Никто же приидет к Отцу токмо мною» ( Иоан. 14, 6 ). Я есмь путь для вас, как бы так говорит Господь, потому что, только проходя путем Моей жизни на земле, вы почувствуете, что идете от тьмы к свету; Я есмь истина, потому что только во Мне вы увидите потребные для вас истинныя совершенства и по ним познаете ваши недостатки и пороки и пожелаете их исправления; Я есмь жизнь, потому что только от Меня получите силы и средства для восполнения вашей жизни и возвышения духа вашего к небу и вечной жизни, так как без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15, 5 ). Что, отрицая эти истины, в замен этого учения об истинном идеале совершенства даст человеку материализм?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Все это известно из христианского Богословия и доступно благоговейному изучению каждого не рассеянного и заботливого о своем спасении христианина. Скажем только, что если верующий испытатель природы проникается чувством благоговения к Создателю при виде дивных и неуклонно исполняемых законов в мире вещественном: то не более ли поразительны дела Божии в восстановлении падшего, извращенного в своей свободе, погруженного в чувственность, упорного и непостоянного человека? Св. Апостол Павел, созерцая своим богопросвещенным умом эти тайны возрождения человека, в благоговейном изумлении восклицает: „о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его?” ( Рим. 11, 33 ). Не менее изумительны и неисследимы пути и средства, которыми премудрость Божия от первого обетования, данного нашим прародителям, до сегодня вразумляет, склоняет, уловляет своенравного человека к покорности званию Божию и ко спасению от меча правды Божией под кровом Искупителя. Средства эти, по указаниям слова Божия, можно разделить на постоянные или навсегда данные людям, и на временные, т. е. употребляемые по особенным потребностям того, или другого народа, и даже каждого отдельного человека. Первое из постоянных средств есть увещание к познанию и исполнению Закона Божия. Что сказал Моисей народу Израильскому во Второзаконии, то осталось заветом навсегда и разъясняется во всем священном Писании: „положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам сегодня и завещайте их детям вашим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего, ибо это не пустое для вас, но в этом жизнь ваша» ( Втор. 32, 46 47). И история свидетельствует, что при усердии народов к познанию и исполнению воли Божией Бог посылает им способных проповедников, правителей и руководителей народов, обладающих истинною мудростью и духом ревности о Боге и Его законе; как и наоборот, вследствие невнимания народов к слову Божию является оскудение в проповедниках истины и преобладание учителей ложных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вспомним слова Спасителя, приведенные нами в начале речи: „наблюдайте, сказал Господь, как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Какое знаменательное указание! Не опустим его без внимания. В страстях мы теряем сознание нашего действительного душевного состояния: нам иногда в зрелом возрасте кажется, что мы все еще обладаем способностями ума, какие имели в юности, знаниями, порывами к благородным подвигам, чистыми намерениями, привлекательными чертами характера, и даже добродетелями; но „наблюдайте, как вы слушаете”, т. е. проверяйте свое сознание и совесть учением Евангелия и вы увидите, что все это только нам кажется, что все это только мы „думаем иметь», но все в нас давно заглохло, все нами растеряно. Столь же знаменательно и то, что рабам „добрым и верным», т. е. обращающим таланты в свободную и правильную деятельность всей своей жизни, они удвояются и еще приумножатся в будущем: „добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю», – сказал Раздаятель талантов. Что это значит, мы увидим при дальнейшем объяснении. Что в притче Спасителя прикровенно разумеется под именем талантов, то апостол Павел в первом послании в Коринфянам называет точным именем духовных даров. „Каждому, говорит он, дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, иному слово знания, иному вера, иному дар исцелений, иному чудотворения, иному пророчество. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12, 4 – 12). При этом св. апостол дает наставление об обязанности верующего не останавливаться в деятельности на одной степени, а стремиться к высшему совершенству: ревнуйте дарований больших (12, 31). А Сам Господь Иисус Христос сказал о верующих, получающих высокие духовные дарования: всякому, ему же дано будет, много взыщется от него ( Лук. 12, 48 ). Таким образом в приумножении даров духовных заключается не только нравственная обязанность, но и необходимость в продолжении и даже усилении деятельности в стремлении к совершенству, так как мы, по свойству нашей природы, не можем останавливаться в этом восхождении на одном месте, по опасности упасть вниз, если не поднимаемся вверх.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Второе условие успеха в деятельной борьбе за веру есть достаточное знание учения христианского. Нельзя с успехом бороться за истину, которой не знаем, и делать дела, смысла и отношения которых к защищаемому учению не понимаем. Поэтому нужно освободить голову от осадков легкого чтения, развлекающего ум и распаляющего воображение. Посмотрите на столы гостиных ваших, заваленные альбомами, эстампами, журналами и иллюстрированными изданиями, и пожалейте, что нет у вас ни Библии, ни отеческих творений, ни книг богословского и вообще христианского содержания. Запасайтесь ими, в уединении углубляйтесь в их изучение и будете в состоянии давать отчет по слову Апостола Петра, всякому вопрошающему о вашем уповании ( 1Пет. 3, 15 ), т. е. об истинах веры и христианской надежды и в состоянии будете объяснить перемены в вашей светской жизни, и цели новой вашей деятельности для славы Божией и блага вашей Церкви и отечества. Либералы требуют свободы для пропаганды своих идей и простора для своих действий: докажите и вы, что имеете высшие обязанности и права на свободу своих действий, направляемых не „на разорение, а на созидание» благосостояния своего отечества и человечества ( 2Кор. 10, 8 ). Нет нужды объяснять, что борьба делом с заблуждениями века имеет мирный характер и деятельность требуется спокойная, проникнутая благожелательством и любовью. Апостол говорит: оружия воинствования нашею не плотския, но сильныя Богом на разрушение твердынь ( 2Кор. 10, 4 ), т. е. не войны и насилия, какими действует магометанство, и иногда пользовались и некоторые христианские исповедания, а только мирные средства борьбы допускаются православною Церковью. Они же только и будут вам по душе, согласно с тем приготовлением, о котором мы говорили. После внутренней борьбы со своими помыслами и страстями, практическому борцу за истину предстоит борьба с его семейством и сродниками. „Думаете ли вы, сказал Господь, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь противматери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» ( Лук. 12, 51–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010