„Тайна сокровенная от веков и родов, говорит Апостол Павел, ныне открыта святым Его” ( Кол. 2, 26 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровью креста Его и земное и небесное” (20). Итак, не только прежде падения человека, но и прежде создания его, в тайне Пресвятой Троицы предназначено было средство для его спасения. Эту тайну открыл нам и Сам Иисус Христос, когда он как Богочеловек, пред своими страданиями молился Отцу своему за верующих в Него: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” ( Иоан. 17, 27 ). Творцу угодно было по образу и подобию Своему создать разумно-свободные существа и предназначить их к вечной жизни и блаженству в общении с Ним, Творцом своим. Но по самой природе, как твари, ограниченные в своих силах, при данной им свободе они не безопасны были от падения. Поэтому, как дает нам понять слово Божие, искупительная жертва Сына Божия входила в самый план сотворения видимого мира и человека. В бесконечной любви Сына Божия готово было средство спасения могущего пасть создания под условием возврата его к Богу не прямым путем исполнения закона, а уже путем покаяния и возрождения для вечной жизни. Пред ходатаем Бога и человеков (И Тим. 2, 5), воплощенным и пострадавшим за грехи всего мира единородным Сыном Божиим, меч подъятый на грешников в деснице правды Божией опускается и поклоняются Ему небесные ревнители правды, вси Ангели Божии ( Евр. 1, 6 ). Правда Божия дает мир искупленному человечеству и Ангелы Божии радуются на небесах о каждом грешнике кающемся ( Лук. 15, 7 ). В применении к жизни этих начал и оснований промышления Божия о спасении человечества действует премудрость Божия. Нам нет надобности подробно раскрывать здесь дела премудрости Божией, явленные в общем домостроительстве нашего спасения; в сохранении истинного богопознания в растленном грехом мире; в постепенном сообщении богооткровенного учения Его проповедниками в течение тысячелетий с пророчествами, чудесами и знамениями, единодушно и единомысленно, без колебаний, уклонений и противоречий, свойственных разуму человеческому; в устроении церкви и ее законов; в сохранении богоизбранной отрасли народа Божия, в которой уготовано было человеческое естество для Сына Божия; преимущественно же в земной жизни и делах Богочеловека, в чудесном распространении Евангелия во всем мире и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

А как Он возлюбил нас, и как повелел нам любить друг друга? На это мы находим ответ в следующем Его изречении, сказанном, как и новая заповедь, в последней Его беседе с учениками: „Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» ( Иоан. 16, 26, 27 ). Бесконечная любовь Бога Отца, даровавшего Своего Единородного Сына для спасения нашего, и послушание Отцу от Сына, совершившего наше спасение, есть глубочайшее основание для нашей взаимной любви. Если Сам Отец любит нас, если Сын Его для Него возлюбил нас: то и мы должны любить друг друга прежде всего для Бога, т. е. в удовлетворение любви Божией к роду человеческому. Мы должны привлекать друг друга к Богу, как дети на громкий призыв отца, обращенный ко всем им, зовут и ведут к нему друг друга. Отсюда открывается обширное поле для подвигов любви к ближним – духовной. Сюда относятся все учреждения для просвещения наших ближних истинным богопознанием и полезными науками, для охранения их от заблуждений, для обращения ко Христу неверующих, для общественных молитв, для улучшения народной нравственности, для исправления преступников и т. п. Во всех этих видах любви не только заключаются верные средства для благоустроения нашей внутренней и внешней жизни, частной и общественной, но и открывается не иссякающий источник для удовлетворения материальных нужд наших ближних; так как любовь к Богу и сердечное желание послужить ближним во славу Его питает в душах наших любовь чистую, бескорыстную, наполняющую и услаждающую наше собственное сердце. Отсюда получают истинно нравственный характер, одухотворяются и все жертвы и учреждения для облегчения физических нужд и страданий наших ближних, каковы: больницы, богадельни, общества для попечения о раненых, слепых, прокаженных и т. под. В чем же состоит их одухотворение? В обращении призреваемых к вере в Бога и к благодарности Промыслителю, посылающему, в лице благотворителей, благовестников и служителей Его любви к человекам. Здесь невольно вспоминается древний христианский обычай просящих помощи и благотворителей обмениваться выражениями веры во Христа: „подай Христа ради! прими Христа ради»!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Иоан. 3, 20. 21 ). Практические материалисты полюбили это учение потому, что оно прикрывает и оправдывает их пороки; но материалисты ученые имеют особые цели и руководствуются иными побуждениями. Иначе объясняет св. апостол Павел и источник их учения. Под именем плоти он разумеет не одно тело с его страстями, но и душу, зараженную грехом, порабощенную страстям, но сохраняющую естественные способности разума, сердца и свободы. Но как страстные сердца, не очищаемые и не оживотворяемые благодарю Божией, становятся скопищем пороков и влекут свободу к нарушениям закона нравственного, так и разум, не просвещаемый учением божественного откровения и надмеваемые самомнением и гордостью, становятся врагом божественной истины ( 2Кор. 10, 5 ). Этих людей апостол называет „душевными”, неспособными к чистым духовным воззрениям и добродетелям. „Душевный человек”, говорит апостол, “не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь» ( 1Кор. 2, 14 ). И сам Христос распятый, для верующих „Божия сила и Божия премудрость», душевным людям – древним Еллинам – казался „безумием» ( 1Кор. 1, 23 ). Отсюда, из развращенного ума человеческого, происходить материализм, как и все ложные учения. С этими лжеучениями не все христиане в состоянии бороться. Как же им уберечься от заблуждений, ныне особенно соблазнительных? Для предохранения от нравственных развратителей дано руководство Христом Спасителем в не трудном различении злых плодов их от добрых, т. е., пороков от добродетелей; но неужели нам не дано руководства в божественном откровении для легкого и для всех возможного различения всех ложных учений от истины? Дано, – и очень ясное, и даже всем лжеучителям дано и одно общее имя. Где же это, и в каких выражениях? В послании апостола Павла к Ефесеям, обращенным ко Христу из язычников, читаем; „и вас мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, – господствующего в воздухе, духа действующего ныне в сынах противления,... Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил вас,... оживотворил со Христом” ( Εв. 2, 1 – 5). Разберем эти слова апостола. Вы были язычниками, говорит он Ефесеям; вы жили по воле князя мира, того самого, которого победил Христос; вы были мертвы нравственно, но Христом оживотворены. Где же князь мира сего? Вы освобождены от него, недоступны для него; но ему добровольно предаются неверующие во Христа и он ныне действует в сынах противления, или, как говорит апостол Петр, в „противящихся Божию Евангелию» ( 1Пет. 4, 17 ). И так, вот имя всех лжеучителей, отвлекающих человечество от его Спасителя, – это сыны противления. Изучайте слово Божие, будьте тверды в исповедании веры, – и для вас будет легко узнать всякого лжеучителя по тому общему признаку, что он противится чистому учению православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Богоустановленные начала, на которых должен устрояться и улучшаться внешний быт духовенства, всегда были одни в церкви Божией как ветхозаветной, так и новозаветной. В пустыне Аравийской, незадолго до вступления Израильтян в землю обетованную, где каждый из них надеялся получить давно назначенный ему удел и, после долгих лишений и бедствий, найти покой и изобилие, Господь сказал Аарону и всему колену Левиину: «в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними. Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Чис.18:20 ; Лев.10:9 ). Это значило, что в священстве и служении Богу, которое Господь, как Он сам сказал, дал в дар дому Ааронову и колену Левиину, будет единственный источник их внешнего обеспечения. По духу ветхого завета, отличавшегося подробным изложением законов, относящихся ко внешней жизни, Господь определенно указал и самые предметы, которыми могло пользоваться духовенство: десятины, приносимые народом от плодов земных, первородные из животных, или выкуп за них, известный части из жертв, приносимых Богу и т. п. Но в новом завете, завете духа и свободы, ничего подобного для служителей Божиих не указано. Господь Иисус Христос , посылая апостолов на проповедь Евангелия, заповедал им: «ничего не берите на дорогу, ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег, ни по две одежды. И в какой дом войдете, там и оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лук.9:3, 4, 10:7 ). Св. апостол Павел в этих словах Господа видит положительный закон: «Господь повелел, говорит он, проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9: 14 ). Но он только поясняет его указанием на постановления ветхого завета, не восстановляя их подробностей: «разве не знаете, говорит он, что священно действующее питаются от жертвенника» ( 1Кор.9:13 )? Слова Господа: «трудящийся достоин награды за труды свои» он поясняет только примерами этого справедливого воздаяния за труды в общежитии: «какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» ( 1Кор.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В добрый час! В неисчерпаемом богатстве духовного оружия, которым обладает церковь и целые тысячелетия побеждает врагов своих, найдутся средства для ниспровержения таких в сущности слабых и рыхлых материалистических идей, которые в истории философии всегда считались крайними и самыми унизительными произведениями ослабевших умов человеческих. Если они в последнее время возобладали в христианском мире, то потому только, что потворствуют господствующим в обществе заблуждениям и порокам. Известно из учения о душе человеческой, что благие мысли порождают благие дела, а злые мысли порождают преступления и пороки. Господь Иисус Христос сравнивает мысль с древом, а порождаемое ею дело с плодом: всяко древо доброе плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити ( Матф. 7, 17. 18 ). Поэтому размножение в человеческом обществе преступлений и пороков есть ясное указание на то, что в нем рассеяно множество лжеучений и чем больше распространяется мыслей враждебных божественной истине, тем больше надобно ожидать новых преступлений и пороков. С другой стороны, как бы ни были мелки и, по-видимому, ничтожны бродящие в человеческом обществе ложные мысли, соответствующее им зло непременно плодится, потому что они разносят в себе зародыши зла, а не добра, по слову Спасителя: „собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мат. 7, 16). Но философам известно, что как ложные мысли, как бы ни были они раздроблены, непременно держатся на каких либо общих началах: так и пороки, как бы они ни были мелки, непременно держатся на крупных и главных страстях, как болезненных искажениях природы человеческой. Наконец, всем таким противоестественным и гибельным явлениям в жизни человеческой, как заблуждениям, так и порокам, должна быть одна общая причина, или одно начало. Это начало указывает нам древний церковный учитель: „начало греха – гордость и обладаемый ею изрыгает мерзость“ ( Сир. 10, 15 ). Гордость в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви изображается как величайший из пороков и источник всех грехов, растлевающих род человеческий. Особенно в 72 псалме гордость представляется в чертах резких и возмутительных. „Я позавидовал безумным, говорит Псалмопевец, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле “. Но, прибавляет Псалмопевец, обращаясь к Богу, „на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасть. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли с ужасом! “ ( Пс. 72, 3–9, 18. 19 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В притче Раздаятель талантов выражает ее так верному рабу: „добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Что это значит? Значит: войди, верный раб, в свободную, счастливую, преисполненную радостей жизнь вместе с господином твоим, т. е. в блаженное общение с Богом в здешней жизни и в вечное блаженство царства небесного. Что же? Такая ли обещается здесь награда, которая могла бы, как подкуп привлекать нас, грешных, к подвигам жизни христианской? Если бы это было так, то в притче Спасителя о званных на вечерю ( Лук. 14, 16 – 24 ) не были бы изображены грубые плотские люди, отрицающееся от звания Божия, которые говорят один за другим: один – землю купил и иду посмотреть ее; другой – купил пять пар волов и иду испытать их; третий – я женился и потому не могу придти, и все имей мя отреченна. Не произнес бы и Звавший на вечерю этого скорбного отзыва: „много званных, но мало избранных”. Также непонятны для людей плотских и те награды, которые называются в Слове Божием залогом и предвкушением славы или силы будущего века, по выражению апостола Павла ( Евр. 6, 4 – 5 ). Мир мног любящим закон Твой, говорит Псалмопевец ( Пс. 118. 165 ). Апостол Павел называет этот мир „превосходящим всякий ум» ( Филип. 4, 7 ). В видении, которого апостол Павел был удостоен, быв восхищен до третьего небесе, он слышал глаголы, для которых нет выражения на языке человеческом ( 2Кор. 12, 4 ); поэтому и блага, уготованные любящим Бога в царствии Божием, он называет недоступными ни для ока, ни для слуха, ни для сердца человеческого в настоящем нашем состоянии ( 1Кор. 2, 9 ). Об этих наградах сказано в Апокалипсисе: „побеждающему дано будет вкушать сокровенную манну и дан будет белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (2, 17). Эту таинственность духовных утешений прекрасно объяснил один древний христианский подвижник. На вопрос ученика: „скажи, отче, что ты чувствуешь, когда ты в восторге и молишься, и радуешься, и плачешь? – Сын мой, отвечал старец, можно ли объяснить вкус меда тому, кто его не пробовал, или свет солнца слепому от рождения? Вкуси и узнаешь, прозри и увидишь».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В слове Божием мы не имеем положительной заповеди о добродетели храмоздания, как имеем повеления о любви к Богу и ближним, о просвещении несведущих истины, о призрении нищих, о прощении врагам и проч.: но имеем такие указания, которые, можно сказать, выше и обязательнее самой заповеди, т. е. предоставление этого рода деятельности свободному движению нашей любви к Богу, вызываемому верою, благоговением, благодарностью Ему, стремлением к общению с Ним, ангельскою потребностью созерцать Его величие и славословить Его. Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом. По разрушении храма Соломонова, после пленения вавилонского, Господь Сам побуждал израильтян к сооружению нового храма, и, наконец, не задолго до пришествия Христа, возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм Бога истинного вскоре будет заменен бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя: „от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву“ ( Мал. 1. 11 ). Почти этими же словами Господь Иисус Христос Сам объяснил самарянке, что настанет и уже настало время, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут поклоняться Богу в духе и истине ( Иоан. 4. 20–23 ). С самого начала устроения апостолами Церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения св. таинств, для изъяснения христианам догматов веры и правил нравственности -потребовались храмы и, согласно с волею Божией, стали такою же существенною принадлежностью Церкви Христовой, как и самое священство, проповедующее учение веры и совершающее таинства. И история показала, что храмы созидались на свободные приношения членов Церкви, не только на великие, но и на малые, подобные лептам вдовицы, освященным благоволением Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В этом отношении мы находим знаменательное указание у пророка Амоса: „вот наступают дни, говорит Господь, когда Я пошлю· на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Господня. И будут ходить от моря, до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его” ( Ам. 8, 11–12 ). Как близко к нашему времени это пророческое слово! Ныне некоторые христианские народы, утратившие истинное исповедание веры и удалившиеся от истинной церкви «ходят от моря до моря», ища правоверия, и находя только себе подобных, в отчаянии, как слышно, начинают сами сочинять новохристианскую веру. Навсегда же даны в слове Божием предостережения и угрозы противникам воле Божией, могущие пробудить всякого человека, у которого не потеряна совесть и не утрачено в плотской жизни чувство истины. Моисей говорил Израилю, вручая ему закон Божий: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” ( Втор. 30, 19 ). „Я подъемлю к небесам руку, говорить Господь, и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век! Когда изострю сверкающей меч Мой и рука Моя приимет суд, то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» ( Втор. 32, 36 ). Это дал нам понять и Спаситель наш, говоря о Галилеянах, убитых Пилатом и Евреях, задавленных при падении башни Силоамской: „не думаете ли вы, что они грешнее всех Галилеян и живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните” ( Лук. 13, 2–5 .) Указаны в книгах пророческих на все времена и пороки, наиболее возбуждающие гнев Божий на царства и народы. Это, – умножение безверия и нечестия, гордыни и самонадеянности, корыстолюбия и жестокосердия, преобладание грубой чувственности, особенно же роскошь и утонченное сладострастие. Эти признаки приближения гибели задолго указаны в царствах Вавилонском, Ассирийском Египетском и в самых царствах Еврейских, – Иудейском и Израильском. Но так как нравственное расслабление народов выражается преимущественно в распущенности изнеженности женщин, то пророки гремели против них с особенною силою: „Женщины беспечные! – говорил Исаия женам Еврейским, – встаньте, послушайте голоса моего, дочери беззаботные! приклоните слух к словам моим” ( Ис. 32. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В этом служении благу ближних раскрываются все силы нашего духа и добродетели, подобно тому, как во внутренней деятельности пред лицом всевидящего Бога, и вера, и терпение, и самоотвержение, и смирение и проч. И здесь только верному рабу обещается награда, а если кто „скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин в тот день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными». И в этой деятельности со всею ясностью обнаруживается то же значение наград внешних как и наград духовных, – в умножении даров и расширении круга деятельности. О дарованиях внешних Господь сказал: „давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют на лоно ваше” ( Лук. 6, 38 ). А о расширении круга деятельности для человека добродетельного в притче о таланах, по тексту св. евангелиста Луки, Господин говорит: „хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов» ( Лук. 19, 17 ). Присмотритесь к жизни, и вы увидите, как притекает богатство к людям благочестивым, и как скромные и безвестные труженики, не знатного происхождения, силою честной и плодотворной деятельности, выдвигаются в ряды деятелей государственности, и становятся нелицеприятными советниками Царей и благодетелями отечества. Думаем, что не встретите сильного возражения против этого учения в том, что богатством и временною славою владеют часто и бесчестные и безнравственные люди. Они получают земную награду за добро, которое все таки есть в них, хотя в виде тех крупиц, которыми питался бедный Лазарь, лежавший у ворот богача, но которому за гробом, в притче, на просьбу о капле воды, в облегчение его мучений, Авраам сказал: чадо, помяни, яко приял еси благая в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши ( Лук. 16, 25 ). Участь безнравственного богача с особенною силою изображена Псалмопевцем: „видел я нечестивого, грозного, расширявшегося подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он пошел, и вот нет его, ищу его и не нахожу; посмотришь на его место, – и нет его» ( Пс. 36, 10, 35, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вдумайтесь во все это и потом прислушайтесь к тому, как восклицают эти благотворители: „Какое жалкое семейство! хотя бы спектакль в пользу его устроить!» Для христианского чувства противны и возмутительны такие речи и душевные расположения. Говорят: „да, во всем образованном мире приняты благотворительные увеселения». Правда, но это-то особенно и жалко. И всемирный обычай не делает заблуждения истиною и порока добродетелью. Было время, когда весь мир поклонялся вместо Бога тварям и идолам, и просвещеннейшие народы классического мира не только исповедывали, но и защищали языческую религию, но вера Христова победила этот мир и ниспровергла язычество. Кто может из христиан, кроме утративших совершенно здравый разум,сказать, что желательно восстановить язычество и упразднить христианство? Также должен смотреть и на вторжение в жизнь христианскую вредных обычаев и каждый истинный христианин: не отдать же на поругание прекраснейшую из христианских добродетелей, хотя бы и всем миром усвоенному безумию. Никто и никогда из великих христианских пастырей и учителей не находил возможным скоро искоренять утвердившиеся обычаи; а уничтожить всемирные заблуждения не обещал и Сам Иисус Христос. Но не только мы, служители церкви, обязаны возвещать истину в уповании, что благодатью Божией она принимает свой плод, но и все члены церкви обязаны, как братья, возвращать друг друга с ложных путей на путь правый. Св. Апостол Иаков предлагает всем христианам такое трогательное увещание: „братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак. 5, 19, 20 ). А святой Апостол Павел оставил всем нам наставление, которое мы не устанем повторять: “не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). 27 Произнесена в актовом зале Харьковской Духовной Семинарии, по случаю храмового праздника, 26 Сентября. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 4. - 1902. - 371 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010