Отдаваться без оглядки этому гибельному направлению нельзя: „грядет гнев Божий на сыны противления“ ( Колос. 3, 6 ). Что же делать? Измышлять новые пути к совершенству и счастью человечества, в чем уже делаются попытки на западе, – напрасный труд. Подобные замыслы в деле, превышающем силы ума человеческого, будут новыми заблуждениями. Остается покаяться и обратиться к Богу истинному и Его святой религии, как Он сам призывает нас: „Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я – Бог, и нет инаго» ( Пс. 45, 22 ). Об этом напоминали древние пророки заблуждавшимся членам ветхозаветной церкви: „так говорит Господь, восклицает Иеремия: остановитесь на путях своих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим“ (Иерем. 6. 16). А к членам церкви новозаветной, в предведении наступающих заблуждений, усиленно возглашал Св. Апостол Павел: „тем же, братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим“ ( 2Сол. 2, 15 ). 28 Применительно к словам Иисуса Христа: „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая“ (Мат. 5, 5) 29 Из сочинения Фейербаха „Сущность христианства. Русский перевод Филадельфа Феомахова. Лондон, 1861 г. стр. 29. Чтобы не заподозрили Лактанция , как христианина, в пристрастных отзывах о богах язычников, приведем свидетельства из самой мифологии язычников. Из „Реального словаря классической древности» Фр. Любкера. Перев. проф. В. И. Модестова 1884, „Афродита или Венера – богиня любви и красоты, полового стремления, брака, вульгарной чувственной любви и разврата, войны; у римлян она называлась еще Cloacina (вышедшая из помойной ямы), Calua- обманщица Арес или Марс – бурный бог боевой свалки, которому ничто так не приятно, как бой и гибельная борьба и убийство; он наследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери – Геры. Даже своему отцу Зевсу он ненавистней всех богов. Он покровитель всякой драки, ссоры и убийства. Артемида или Диана-богиня кровожадная.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Отсюда происходит христианское братолюбие ( Рим. 12, 10 ), выражающееся в стремлении делиться с другими нашими благами духовными и вещественными. И чем полнее сердце любовью, которая в существе едина, как в направлении к Богу, так и к ближним, тем обильнее, как вода из переполненного сосуда, она разливается во все стороны; и как благовоспитанное дитя, сохранившее чистоту сердца, принимая от родителей подарки или снеди, делится ими со своими братьями и сестрами, так и христианская душа, приемля дары от Бога, с любовью сообщает их другим, зная, что и их Бог любит, что и они имеют право на Его милость и нуждаются в ней. Отсюда происходит первое высшее свойство христианской любви, – это ее способность любить ближних в Боге и для Бога, т. е. в удовлетворение любви Его к человекам, и любить их как детей Божиих и соучастников нашего призвания к блаженству в Боге. По этому Иисус Христос вторую заповедь закона о любви к ближним называет подобною первой – о любви к Богу ( Марк. 12, 31 ), так как исполняющий эту вторую заповедь чрез посредство ближних приближается к Богу, подобно тому, как исполняющий первую входит непосредственно в общение с Ним. Отсюда происходит, возгреваемая любовью и сопровождаемая милостынею, великая сила молитвы благотворителей за себя и за ближних, привлекающая милость Божию не только на живых людей, но и на усопших наших братий, с несомненною надеждою на прощение их согрешений и упокоение за гробом. Из этих оснований изъясняется и дивное обетование особого благоволения Божия к служителями любви на всеобщем суде Его, за то, что они послужили Христу в лице меньшей Его братии ( Мф. 25, 34 ). И это совершенно согласно с учением христианским о правде Божией, так как истинная любовь, по учению Апостола Павла, есть „совокупность совершенств» ( Кол. 3, 14 ); в ней вера в Бога и Его обетование, труд для ближних, самоотвержение, воздержание, смирение, терпение и пр., как это и объясняет св. Апостол Павел в изображении прекрасных свойств истинной любви: „любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13, 4 – 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Очевидно, чувство благодарности положено в основание всех наших отношений к Богу. Известно, что молитвы наши разделяются на три вида: славословие, прошение и благодарение, но благодарение лежит в основании двух предыдущих. Средства вечного спасения нашего дарованы нам Богом не только без прошения нашего, но и свыше всякого ожидания и разумения нашего: благодатью есте спасени чрез веру, и сие не от вас Божий дар, говорит Апостол ( Еф. 2, 8 ). Все потребное для земной жизни нашей Бог дарует по любви Своей к нам, даже когда мы и не замечаем того, что нам даруется: „знает Отец ваш, говорит Иисус Христос, в чем вы имеете нужду прежде прошения вашего у Него» (Мат. 6, 8). Еще древнему Израилю Бог внушал, что от него требуется только способность принимать дары Божии, а они всегда готовы: „открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80, 11 ). Итак, для нас усыновленных» Иисусом Христом Отцу нашему небесному ( Гал. 4. 5, 6 ) предстоит только быть достойными даров Его, принимать их с благоговением, и за все, что мы понимаем их, ценим и с сознанием употребляем для своего блага и счастья по врожденному нам чувству справедливости, благодарить Его. А при мысли о бесконечном Его величии и необъятной для нас полноте Его совершенств, в удивлении и духовном восхищении славословить Его как неумолчно славословят Его Ангелы на небесах: „свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его» ( Ис. 6, 8 ). Почему же Господь заповедует нам еще и прошение в молитвах наших: „просите, дано будет вам (Мат. 7, 7,1). Потому что, при оставленной нам и после грехопадения нашего свободе, необходимой для сознательного усовершенствования всех разумных существ мы подвергаемся грехопадениям и имеем нужду просить Отца небесного о помиловании и возвращении нам даров его. И, однако же, и в претерпеваемых нами в отчуждении от Бога лишениях, и в скорбях и страданиях сокрыт для нас путь к новым молитвам благодарения за исповедуемые дела промышления и премудрости Божией, являемые в призвании грешника к покаянию и исправлению. И Господь, желающий восстановления союза нашего с Ним, говорит бедному грешнику: „призови Меня в день скорби: Я избавлю тебя и ты прославь Меня» ( Пс. 49, 15 ), а душа верующая и сознающая вины свои пред Ним отвечает Ему: „знаю, Господи, что суды Твои праведны. Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим» ( Пс. 118, 71, 75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Поняв вопрос Господа в том смысле, что ему угодно знать, как принимается народом возвещаемое Им Евангелие царства Божия и распространяется вера в Него самого, Апостолы высказали Ему только мнение о Нем лучшей части народа, которая любила Его, хотя и не имела о Нем ясного и верного понятия. Но они не сказали, что существовало другое общественное о Нем мнение, – это мнение врагов Его. Может быть, им тяжело было огорчать Господа напоминанием о лжи, порицаниях и клеветах, которые распространяемы были о Нем в самой сильной и влиятельной части народа Иудейского. Тем не менее враги распространяли о Нем мнение, как о самозваном учителе, льстящем народу, отвергающем закон Моисеев и отеческие предания, совершающем чудеса силою бесовскою, и опасном возмутителе народа против существующих властей. Это мнение опиралось на самые важные авторитеты,– на суждения законных народных учителей и благочестивого в глазах народа сословия фарисеев. Этому мнению подыскивали основания в законе Моисеевом и пророках; его держался весь Синедрион – верховная власть в народе. Эти ученые и властные мужи с сознанием своего достоинства говорили людям простым, на которых надеялись иметь влияние: „неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, – проклят он“. Справедливому и беспристрастному из них самих Никодиму, просившему суда над Иисусом Христом по закону, они с насмешкою говорили: „и ты не из Галилеи ли? Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк“ ( Иоан. 7, 48–52 ). Народ не мог спорить с своими учителями. Только однажды слепорожденный, получивший от Господа исцеление, поразили их силою своего здравого смысла: на слова фарисеев „мы знаем, что с Моисеем говорили Боги, а сего (Иисуса Христа) мы не знаем, откуда Он“, – слепорожденный нищий отвечал: „это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи“ ( Иоан. 9, 29. 30 ). Увлекаемый силою слова, благодеяний и чудес Иисуса Христа, народ без спора, с забвением всех своих авторитетов и руководителей, всюду следовали за Ним, и громко, а иногда и торжественно выражали свою веру и любовь к Нему. Но мнение фарисеев и книжников, поддерживаемое властью, насилием, подкупом и клеветою, восторжествовало, и мы знаем последствия этого торжества: Богочеловек распят, а народ Иудейский доселе остается отверженным. Такое общественное мнение и с такими сильными и учеными представителями может быть всегда и во всяком народе и приносит те же самые плоды. Торжество его может быть временно, но последствия вечны, – невозвратимая утрата благосостояния и самостоятельности народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Последнее расположение духа в высшей степени обнаружилось в поведении благоразумного разбойника на кресте. Можно думать, что подведенный к кресту для пригвождения на нем и смертной казни, он с изумлением увидел, что вместе с ним и товарищем его по разбойничеству приведен для той же казни и невинный Иисус. Его внимание было возбуждено, его взор был обращен с жалостью и состраданием к кроткому, светлому лицу Иисуса, грядущего принести Свою спасительную жертву для искупления мира. Пригвоздили распинаемых ко крестам; кресты подняли, и с высоты их открылось несметное множество народа, волнующегося, шумящего, с ненавистью и злобою обращенною особенно к распинаемому царю Иудейскому. Из той толпы понеслись громкие насмешливые возгласы: „э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого, и сойди со креста» ( Марк. 15, 29 – 30 ). „Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Матф. 27, 42 – 43 ). И это вопил тот народ, которому Он оказал сколько благодеяний, который недавно возглашал Ему: осанна Сыну Давидову (Мат. 21,9)! Жалость к невинному Страдальцу превозмогала в душе благоразумная разбойника его собственные страдания. Притом ему слышны были и слова Иисуса, произносимые в смертельной скорби: „Боже Мой! Боже Мой! почто ты Меня оставил? ( Марк. 15, 34 ), и слова прощения врагам и распинателям: „Отче, прости им; ибо они не знают, что делают» ( Лук. 23, 34 ). На все это благоразумный разбойник отвечал безмолвным состраданием; но когда и закоренелый злодей начал злословить и говорить Иисусу: „если Ты Христос, спаси Себя и нас», он в негодовании возгласил: „или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же! И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим принимаем; а Он ничего худого не сделал». И если римский сотник и стражи, видев все происходившее, говорили: „воистину Он был Сын Божий» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Поэтому им необходимо испытать себя в вере и проверить свои мысли о предметах веры, по наставлению св. Апостола Павла; испытывайте самих себя в вере ли вы, самих себя исследывайте ( 2Кор. 13. 5 ). А эта проверка себя, по руководствам православной Церкви, скоро убедит их, как многого они не знали, и как многое понимали неправильно. В нравственной жизни, проведенной по обычаям света, если они и не найдут в себе значительных уклонений от заповедей Божиих; но, не доверяя себе, пусть молятся словами Псалмопевца: „испытай меня Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» ( Псал. 138. 23–24 ). Как велик этот первый плод, или первый шаг в их священной миссии, они узнают по опыту. Далее, если из друзей и знакомых они найдут себе людей единомысленных и готовых пойти на подвиг вместе с ними, они, при немногих откровенных собеседованиях о важности предстоящего им дела, узнают силу слова Христа Спасителя: „где двое, или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде их». (Мат. 18. 20). Они почувствуют, насколько эта беседа духовная питательнее и усладительнее пустых светских разговоров. Если при этом вспомнят обетование Иисуса Христа: „истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца моего небесного» (18, 19), если только они вспомнят об этом, надежда на успех святого дела, ими начинаемого, одушевит сердца их. Скоро, очень скоро откроется изумленным очам их поразительная картина того самого света, в котором они вращались, и который называется „миром» в новом виде, т. е. в виде враждебном как „Царствию Божию», к которому они обращаются всем сердцем, так и к ним самим, хотя и они не перестают, по внешности, принадлежать к свету. При первых опытах перемены в их жизни, – из светской в христианскую, при тщательном посещении церковных богослужений, при перемене суетной жизни на скромную и т. п. поднимутся вопросы: что это за новые кружки? Что за секта? Чего они хотят? И пойдут пересуды, сплетни, насмешки, злословие, точь-в-точь, как было в первые века христианства со стороны язычников по отношению к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Поэтому наш вопрос: которое из христианских исповеданий лучше, – должен быть определен точнее и ограничен следующим бесспорным положением: двух, трех, нескольких хороших, или истинных вер быть не может; истинная вера может быть только одна, и одна святая соборная, Апостольская Церковь , как мы это исповедуем в Символе Веры со времени нашего крещения. Если какое-либо христианское исповедание веры окажется уклонившимся хотя в одном пункте вероучения, или в одной части Церковных канонов от Церкви Апостольской, это значит, что в него проникло заблуждение и что само оно потеряло право именоваться Церковью, так как двух истинных Церквей быть не может, а христианская община, отделившаяся от Церкви должна приискивать себе иное название. Основной закон человеческого мышления, что об одном и том же предмете нельзя утверждать да и нет, а что-нибудь одно – или да, или нет – этот закон логики имеет здесь полное применение. Как не расширяйте христианскую мысль, какие не делайте из нее применения к различным сторонам жизни, по-видимому благоприятные, как ни расплывайтесь в рассуждениях, – вы не можете и не должны оставлять вопроса неопределенным со всею точностью и не спросить в заключение: да, или нет? Этого требует от нас и само Слово Божие. Апостол Павел говорит: „или что я предпринимаю, по плоти предпринимаю так, что у меня то да, да, то нет, нет. Верен Бог , что слово наше к вам не было то да, то нет. Ибо и Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами – не был да и нет; но в Нем было да, ибо все обетования Божии в Нем да, и в Нем амин ( 2Кор. 1, 17–20 )“. Он же говорит: „один Господь, одна вера» ( Ефес. 4, 5 ) и завещает тщательно блюсти „единство духа в союзе мира» ( Ефес. 4, 3 ). Он же прямо подвергает отлучению, или извержению из Церкви всякого, кто благовествует не то, что благовествовали Апостолы ( Галат. 1, 7–8 ). Вот с какой строгостью требуется единообразное и точное исповедание веры от христиан, желающих оставаться живыми членами единой истинной Церкви. Имея постоянно в виду эти основные начала, при рассуждении о разностях в разумении догматов и священных канонов Церкви, мы, православные христиане, как и прежде было нами сказано, легко можем различить все уклонения от истины в иных христианских исповеданиях и, с благодарением Господу, остаться с убеждением, что мы пребываем в лоне единой, истинной, вселенской Церкви. Правда есть у нас образованные люди, которые не любят, когда мы высказываем это убеждение и говорят: „Что за гордость? Будто у нас одних истина? Будто у других просвещенных народов не то же христианство? Они во многом несравненно лучше нас“. Уступая последнее, то есть, что многие во многом относительно цивилизации лучше нас, мы не можем не заметить, что эти мыслители наши из ложного либерализма, или из малодушного стыда, нам кажется, готовы отказаться не только от своей Церкви, но и от Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Пред вступлением в пределы этой земли Господь дал такое повеление Моисею: „в праздник Кущей собери народ, мужей и жен и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего“ ( Втор. 31,12. 13 ). Тому же учит нас наша православная Церковь всеми праздниками установленными в память как мировых событий, относящихся ко всему человечеству, так и местных, имеющих значение только для нашего отечества. Будьте внимательны к ее молитвам при воспоминании помощи Божией, явленной предкам нашим в борьбе их с татарами, два века державшими их в порабощении, в освобождении от бедствий междуцарствия и польского нашествия, в сокрушении полчищ двадесяти язык в 1812 г. и т. п., – изъясняйте, кто может, значение этих празднований людям неграмотным, и все подобные события будут для народа путевыми столбами, указующими им прямое направление к его назначению – быть верным заветам Христа Спасителя нашего и уставам святой Его Церкви. Частные задачи, предлежащие народу нашему относительно внутреннего благоустройства отечества нашего, защиты от врагов, просвещения племен неведущих имени Христова, освобождения единоверных братий угнетаемых чуждыми народами, Господь Сам не только научит нас уразуметь, но и поможет исполнить. И спасение великого Государя нашего от смертной опасности, чудесно совершенное на этом месте, будет иметь навсегда такое же значение не только для современников, но и для отдаленных потомков. И они чрез сохранение этого празднования, которое мы ныне совершаем, научатся бояться Господа Бога нашего, указавшего нам чудом спасения Царя нашего, – на кого нам надеяться в трудные времена неверия и развращения народов, от какой земной власти ждать защиты при всемирных смутах и переменах в правительствах, каких Царей просить у Бога для нашего отечества, и как нам чтить и любить таких Царей, какого даровал нам Господь в Лице несравненного Государя нашего Императора Александра Александровича. Аминь. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Предостережения верующим в Бога истинного от подобных восстаний против них народов языческих Господь давал еще в ветхом завете. Так в числе угрожающих наказаний народу Израильскому за измену Богу и Его закону Господь сказал чрез Моисея: „за то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего..., пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши“ ( Втор. 28, 47. 49. 50 ). Подобные предостережения были делаемы и другими пророками. Спустя несколько веков Исайя говорил израильтянам: „если захотите и послушаетесь, говорит Господь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь, то меч пожрет вас, ибо уста Господни говорят сие“ ( Ис. 1, 19. 20 ). Очевидно, что в основание всех наших человеческих предприятий и усилий к прекращению бедствий мы должны положить внутреннее самоиспытание и размышление о нашем нравственном состоянии, чтобы по совести решить, не сами ли мы виновны в постигшем нас несчастии и не требуется ли от нас покаяние и исправление? Никто из христиан, хотя отчасти сохранивший веру, не осмелится сказать, что это не нужно. Так ясно для всех глубокое и всеобщее растление и развращение современных христианских народов, особенно в высших и образованных сословиях их, стоящих во главе народов и своими ложными воззрениями, убеждениями и примерами увлекающих их на путь неверия и пороков. Нужно ли подробно говорить о них? Все заблуждения и пороки нашего века так нам известны из современной жизни христианских народов и у нас перед глазами в отечестве нашем, усердно перенимающем все дурное у иноземцев. Всюду с необычайною быстротой распространяется в народах неверие и отрицание бытия Божия, души человеческой и вечной ее жизни, а вера в Бога истинного заменяется боготворением материи и служением плоти. В нравственной жизни усиливаются отрицание власти родительской и правительственной, цареубийства, бунты, возмущения против богатых, стремление уничтожить право собственности, нарушение супружеских союзов и необузданное сладострастие, страсть к роскоши и плотским наслаждениям, и ради их подлоги, кражи, убийства и пр. Нет во всемирной истории такого века, в котором бы мы нашли между христианами такое открытое пренебрежение к добродетели, и такое безстрашие по отношению к порокам и преступлениям. И все это видим во время не только называемое христианским, но и просвещеннейшим, гордящимся процветанием наук и искусств. Отчего это? Какая сила отторгает христиан нашего времени от веры в Живого истинного Бога и от нравственной жизни, заповеданной нам Христом Спасителем нашим, которою предшествовавшие поколения так были сильны, и так преуспевали в истинном духовном просвещении? Где причины этого страшного и гибельного поворота в жизни христианских народов, за которым, как Божие наказание, последовало постигшее нас несчастье? Попытаемся по силам нашим раскрыть эти причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Прежде всего, мы должны помнить, что это скорбное состояние духа нашего есть наше печальное наследство от наших прародителей после их грехопадения. Затворенные для них врата рая и херувим с пламенным мечем, охранявший их, должны быть для всего грешного человечества знамением его отчуждения от Бога. Печаль эта должна возрасти при мысли о невообразимом множестве произвольных грехов, соделанных людьми в течение веков и расслабивших душевные и телесные силы наши. Поэтому состояние греховности нашей и скорбей, от нее происходящих, признается для нас естественным, природным, неизбежным, непоправимым никакими собственными усилиями людей. Возрождает, обновляет и спасает нас от вечных страданий только крестная жертва Искупителя нашего, под условием нашей свободной деятельности, по учению Его и примеру земной Его жизни, т. е. под условием крестного, тяжкого подвига в борьбе с нашими страстями и врагами нашего спасения, под руководством и с помощью благодати Святого Духа. Итак, и в опасности погибели от грехов, и в усилиях к освобождению от них, скорбь и сокрушение всюду сопровождают нас. Это мы видим из свидетельств избранных и совершеннейших праведников. Евангелист Иоанн говорит о себе: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Иоан. 1, 8 ), а Апостол Павел говорит за себя и за всех людей, остающихся в естественном состоянии: „я плотян, продан греху; ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим. 7, 14 – 15 ). И после того как он явил в своей многотрудной жизни величайшие подвиги добродетели, после чрезвычайных дарований, откровений и видений, он говорит: „усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” ( 1Кор. 9, 27 ). „Мы сами, говорит он, имея начаток Духа, стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8, 23 ). „Мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не казаться нагими” ( 2Кор. 5, 2 – 3 ). Поэтому он не только будит беспечных грешников: „встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит себя Христос» ( Ефес. 5, 14 ), но остерегает и трудящихся в деле своего спасения от расслабления и самонадеянности: „кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10, 12 ). Итак, внутреннее сокрушение сердца, соединяемое с заботою об исправлении, печать сосредоточенности на лице, осмотрительность в слове и поведении, – вот образ истинного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010