Скачать epub pdf Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Владимирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и мирян. Начатки образования преосвященный Амвросий получил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним мальчиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей ступенью его духовного образования стала Вифанская духовная семинария, основанная Московским митрополитом Платоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способности, был усерден, «весьма благонравен”. Вифанскую семинарию он окончил по первому разряду, вторым по списку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Духовную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, – архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров , И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влияíèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïèдевский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др. На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувство глубочайшего уважения к своим наставникам. Московская Академия была дорога его сердцу. «Он любил академию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отношении к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов” 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян. Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия ­ íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

V. Сельцо Шамордино. – А.Н. Ключарева. – Ее внучки. – Покупка села Шамордина и постройка дома. – Кончина схим. Амвросии. – Разлука с Оптиной. – Жизнь в пансионе. – Приезд на лето в Оптину. – Болезнь и кончина обеих девочек Устройство женской общины в честь Казанской иконы Божией Матери, в 12 вер. от Оптиной Пустыни, подготовлялось особенными путями Промысла Божия. В конце 60 годов маленький хуторок, около деревни Шамордина, принадлежал небогатому однодворцу Калыгину. Задумав посвятить остаток дней своих монашеской жизни, он пристроил жену свою старушку при Оптинском скотном дворе, а сам поместился в скиту. Чтобы ничто уже не мешало ему, он просил Батюшку о. Амвросия кому-нибудь продать его имение. За год перед этим он, выйдя однажды из своего дома, был поражен странным зрелищем: ему показалась церковь стоящая на облаках; об этом он тогда же рассказал Старцу. В то время, когда он задумал продать свой хуторок, при Оптиной Пустыни жила монахиня Амвросия, в миру А. Н. Ключарева. Это была богатая помещица, поступившая в Белевский женский монастырь вследствие усиленного желания и просьбы своего мужа, желавшего постричься в монахи. Александра Николаевна, хотя и была веселого характера и не имела большой склонности к монашеской жизни, но все же была глубоко верующая, религиозная и преданная Старцу, почему, хотя и не без борьбы, но добровольно согласилась на этот подвиг. У них был единственный сын, который женился и имел двух дочерей, родившихся в один день. Жена его вскоре после родов умерла, и малюток взяла на воспитание бабушка и поселилась с ними при Оптиной Пустыни, в выстроенном ею отдельном корпусе, вблизи монастырских гостиниц. Старец Амвросий принимал самое близкое участие в судьбе этих девочек, и м. Амвросия, глубоко чтившая Старца, ничего не предпринимала без его совета и благословения. С ней вместе жили её бывшие крепостные, горячо ее любившие и преданные ей, и малюткам жилось хорошо под крылышком любящей бабушки. С самого раннего возраста, в них стала проявляться особенная религиозность и любовь к молитве. Они с удовольствием выстаивали долгие оптинские всенощные, знали превосходно порядок службы и сильно были привязаны к Батюшке о. Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

На территории нового комплекса Суворовского училища в Твери заложен храм великомученика Георгия Победоносца 5 октября 2022 г. 14:25 4 октября 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил на территории Тверского суворовского военного училища чин освящения закладного камня в основание храма великомученика Георгия Победоносца. Знаменательное событие произошло в преддверии 80-летия училища, которое будет отмечаться в следующем году. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , духовник Суворовского училища иерей Валерий Юкин, настоятель собора в честь благоверного князя Александра Невского г. Твери, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Тверской епархии иерей Кирилл Алексеев, ключарь Спасо-Преображенского собора г. Твери иерей Сергий Будков, клирики Воскресенского кафедрального собора г. Твери протодиакон Роман Соколов и диакон Иоанн Зорин. Церемония началась с подписания грамоты для закладной капсулы в музее Суворовского училища. Подписи поставили митрополит Дионисий, митрополит Амвросий, губернатор Тверской области И.М. Руденя, начальник Суворовского военного училища генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров. Перед молебным пением митрополит Амвросий обратился к собравшимся с приветственным словом: «Сегодня в жизни Суворовского училища особый день. В канун его 80-летия здесь, на этом месте, на новой территории знаменитого учебного военного заведения, будет заложен храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Удивительно то, что большую часть из этих 80 лет Суворовское училище находилось в стенах Тверской духовной семинарии. Еще до перехода его в эти стены семинарский храм святителя Тихона Задонского перестал существовать, но та благодать, которая, верим, находилась и пребывает здесь до сих пор, укрепляла воспитанников, которые становились видными военачальниками нашего Отечества. И сегодня училище как будто отдает долг Церкви. Здесь основан новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/5964902.ht...

Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской епархии. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос и святые его Апостолы заповедуют пастырям Церкви под опасением страшного суда Божия блюсти и охранять вверенную каждому из них паству от хищных волков, т. е., еретиков и лжеучителей, стремящихся „распугать и расхитить “словесных овец ( Иоан. 10, 12 ) искупленных кровью Христовою и спасаемых благодатью Св. Духа в лоне святой Православной Церкви. В страхе вечного осуждения за нерадение о долге моего служения, и в скорби сердечной я обращаюсь к вам, возлюбленные чада мои о Господе, с мольбою и увещанием: берегитесь. Хищный волк рыщет по всей южной и юго-западной России, распространяя лжеучения, и проник уже в нашу харьковскую епархию, и в самый город Харьков; имя ему – Штунда. Он расхищает в настоящее время бедных, простых и несведущих в вере православных людей; но именно в этом и кроется величайшая для нас опасность. Чем меньше сведущ человек, тем легче его соблазнить и развратить, а при незнании учения веры и неспособности к правильным рассуждениям, тем труднее возвратить его на путь истинный. А в чем сила нашей Церкви? Наиболее в простой, сердечной и крепкой вере миллионов русских людей. В чем обеспечение могущества и величия нашего отечества. Наиболее в целости и безопасности нашей Православной Церкви. Что же такое штунда? – Это подступ к нашей Церкви одного из двух давних ее врагов. В западном крае России стремится сокрушить православие вера латинская, римско-католическая, а к нам хитро подступает вера немецкая, протестантская. Немецкая вера дает себя знать в самом названии штундистами развращаемых ею наших несчастных русских людей. Это название происходит от немецкого слова -штунде – час, и означает часы собраний наших новых еретиков. Но еще виднее это покушение немецкой веры поколебать в нашем крае православие – из тех мыслей, которые от немцев заимствовали и стараются распространять между, своими наши штундисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Искусство проповеди Искусство проповеди/Сост. В. В. Бурега. — М.: Изд¬во Сретенского монастыря, 2006. — 176 с. Сборник знакомит читателя с творениями выдающегося проповедника и апологета XIX века архиепископа Амвросия (Ключарева). Основу книги составило его сочинение «Живое слово», посвященное импровизированной проповеди, правилам подготовки к ней и правилам ее произнесения. Во второй части сборника публикуются избранные проповеди архиепископа Амвросия, ставшие своего рода «классикой жанра». Книга адресована священникам, студентам духовных школ, а также всем интересующимся гомилетическим творчеством и ораторским искусством. Приводим предисловие книги: Главным пособием при составлении настоящего жизнеописания послужила книга: Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902. Будущий архиепископ родился в древнем русском городе Александрове Владимирской губернии 18 марта 1820 года в семье священника местной Преображенской церкви Иосифа Петровича Ключарева и его супруги Марии Ильиничны (в девичестве Селезневой), происходившей также из священнического рода. В крещении мальчик был назван Алексеем. Первоначальное образование Алеша получил дома, под руководством родителей. Дедушка по матери священник Илья Артемьевич Селезнев обучал его не только Закону Божию, русскому языку и арифметике, но также и древним языкам — латинскому и греческому. Так что классические языки будущий владыка изучил уже в раннем детстве. И неудивительно, что много лет спустя преосвященный Амвросий мог свободно беседовать полатыни с проезжавшим через Харьков католическим епископом. На десятом году жизни Алеша был отдан на обучение в Переславское духовное училище. Поначалу учеба его шла не очень успешно. В первом семестре первого учебного года он был по успеваемости сто вторым из ста двадцати учеников. Но постепенно молодой Ключарев стал более старательным. Во втором полугодии он поднялся на сороковое место, а ко второму классу был уже в разрядном списке на третьем месте. В 1834 году он окончил училище вторым учеником.

http://pravoslavie.ru/6067.html

С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VI. Судьба Шамордина. – С.М. Астафьева. – Открытие женской общины, освящение храма и утверждение С.М. начальницей общины. – Первый приезд старца Амвросия в новую обитель. – Болезнь м. Софии. – Пожар. – Икона Б.М. «Казанская» Так маленьких владелиц Шамордина не стало и, казалось, его ожидало полное запустение. Но, наоборот, теперь-то и стало открываться его истинное значение и, казавшиеся прежде странными некоторые распоряжения Старца, теперь становились ясными. М. Амвросия, по благословению Батюшки, перед смертью сделала духовное завещание, в котором говорилось, что хутор Шамордино она оставляет в пожизненное владение своим внучкам, а в случае их смерти желает устроить там женскую общину, и на содержание сестер и священника положила небольшой капитал. Так, со смертью девочек, сама собой возникла женская община, первыми насельницами которой были все жившие при м. Амвросии и её внучках, благочестивые и преданные ей люди, числом до 30, которые до сих пор отличаются от прочих названием «Ключаревских». С тех пор Старец начал хлопотать об устройстве там храма и вот тут-то открылось все пророческое предведение Старца: план барского дома как раз соответствовал всем требованиям для устройства при нем храма. Когда храм был готов, Старец сделал оффициальное представление об его освящении и об открытии женской общины. В это время в г. Козельске жила некто Софья Михайловна Астафьева, глубоко преданная Старцу. Богато одаренная от природы, она обладала красивой наружностью, умом, энергией, силой воли и благородством характера; она была выше уровня людей одинакового с ней положения и имела в обществе большой успех. Она имела двух братьев и двух сестер. Младшая сестра была замужем, а старшая Мария имела тихий сосредоточенный характер, с увлечением предавалась поэзии, отвлеченной философии и религиозному настроению, почему тяготилась жизнию и её требованиями и кончила тем, что на 29 году своей жизни ушла в Аносину обитель, где предалась аскетическим подвигам. Впоследствии она перешла в Казанскую общину где и окончила свою жизнь. Оба брата также были в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В сент. 1917 г. М. вернулся в Грузию и был назначен инспектором Горийского ДУ, служил в храме при училище. 27 нояб. 1917 г. избран членом епархиального совета восстановленной Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 21 нояб. 1918 г. возведен в сан протоиерея (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). В том же году овдовел. ДУ закрыли новые власти. Для того чтобы прокормить семью, М. в 1920-1922 гг. работал ревизором поездов на Кахетинской железной дороге (Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2014. 3. С. 17-20 (на груз. яз.)). Прот. Никита Талаквадзе вспоминал, как М. в нач. 1922 г. пришел к католикосу-патриарху всей Грузии исп. Амвросию (Хелае) и попросил место священника в любом тифлисском соборе. Католикос-патриарх разгневался на него из-за того, что М. посмел явиться в гражданской одежде, однако спустя неск. дней предложил ему место священника в церкви с. Диди-Гомарети, от которого М. отказался ( Талаквадзе. 2013. С. 189). 5 апр. 1922 г. М. был назначен ключарем в тифлисский кафедральный собор Сиони (Тбилисский Сиони) (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 28 апр. 1922 г. скончался еп. Алавердский Пирр (Окропиридзе), М. вместе с еп. Манглисским Христофором (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ) во главе тифлисской делегации присутствовал на погребении архиерея. Нек-рые члены Католикосского Совета ГПЦ высказывали мнение о необходимости хиротонисать М. во епископа Алавердского ( Талаквадзе. 2013. С. 230-231). В февр. 1925 г. М. был назначен настоятелем тифлисского собора Анчисхати (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 15 марта 1925 г. псаломщик церкви с. Кандаура Давид Пхаладзе обратился к католикосу-патриарху исп. Амвросию с просьбой назначить на место священника новооткрывающейся церкви уроженца села М., который «будет заботиться о церквях и воодушевит верующих». 9 апр. 1925 г. исп. Амвросий «ввиду того, что в настоящее время во всей Алавердской епархии не нашлось подобающего кандидата на место благочинного, для пользы дела» назначил М. на эту должность, а Давида Пхаладзе определил быть диаконом (НЦРГ. Ф. 31 (В. Карбелашвили). Д. 870. Л. 96).

http://pravenc.ru/text/2562940.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010