Еще более ясное указание на непосредственное участие Промысла Божия в устроении благосостояния людей мы находим в обетованиях благотворителям, как наиболее соответствующим своею деятельностью попечению Промысла Божия о нуждах бедствующего человечества: „давайте и дастся Вам, говорит Господь; мерою доброю, утрясенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерят и вам“ ( Лук. 8, 32 ). „Дающий нищему не обеднеет“ ( Прит. 22, 27 ). Наблюдатели путей Промысла Божия видят постоянно на опыте исполнение этих обетований. Давид говорит: „я был молод и состарелся, и не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет“ ( Пс. 36, 25 ). Господь Иисус Христос все выше приведенные указания на права человеческой собственности выразил с точностью и ясностью в виде положительного божественного закона в следующих словах: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мат. 6, 33). Вечная жизнь, – вот ваша собственность; чтобы соделать ее для себя блаженною, покорите вашу волю и свободу законам того царства, в котором владычествует Бог . Остальное все, в чем вы нуждаетесь для земной жизни, дано будет вам от Отца Вашего Небесного, Который знает нужды ваши прежде прошения вашего у Него (Мат. 6, 7), но ожидает ваших прошений, чтобы в них выразилось ваше сознание зависимости от Бога, истинное понимание ваших нужд, упование на Бога, как любящего и попечительного Отца Вашего: „просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам“ (Мат. 7, 7). Вот единственно верные и твердые начала, на которых может быть установлен прочный порядок нашей жизни и обеспечены все права наши и наша собственность. Но эти начала нельзя принимать с исключениями, ограничениями и изменениями, как делают мыслители, смешивающие христианство с философскими учениями и горделиво посягающие на полное господство над природою посредством научных открытий и изобретений. Надобно не только принять эти начала вполне с убеждением разума, но и проводить их в жизнь с соблюдением правил и условий, поставленных в Божественном Откровении и изъясненных в учении и опытах св. Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Здесь мы можем видеть указание на два рода знамений будущего. Первые в пророчествах, прообразованиях и учении слова Божие. Кроме знамения пророка Ионы, указанного Господом, для нас довольно в этом роде привести еще одно данное Богом через пророка Исаию: „Сам Господь даст вам знамение», говорит пророк: „се Дева во чреве примет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил“. ( Ис. 7, 14 ). Любители Священного Писания знают, что оно преисполнено подобными знамениями в смысле предуказания будущего в слове и образах. Второй род знамений-это черты в самых наступающих событиях, соответствующие предуказаниям, данным относительно их в слове Божием. В этом роде знамение дано было ангелом пастырям Вифлеемским в доказательство истинности события рождения Спасителя Мирä се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех ( Лук.2, 12 ). Сюда же относится указание, данное Иисусом Христом Иудеям по прочтении Им Самим в синагоге пророчества Исаии о чудесах и благодеяниях, которые имел совершить Мессия по своем пришествии: „ныне, объяснил Господь, исполнилось писание сие, слышанное вами“, в чем все согласились с ним ( Лук. 4, 17–22 ). Таким же указанием отвечал Господь ученикам Иоанна Крестителя, посланным узнать от Него Самого, – Он ли Мессия, или ожидать другого: „скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются... и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Мтф. 11,5–6). Наконец, при торжественном входе в Иерусалим, смотря на город с горы Елеонской и заплакав о предстоящем ему страшном разорении, Господь сказал: „о, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но ты не узнал времени посещения твоего“ ( Лук. 19, 41–44 ). Таким образом в созерцательном исследовании судов Божиих о народах и всем человечестве, открытых нам в слове Божием и во внимательном сличении с ними событий своего времени, мы. имеем способ приблизительно узнавать предлежащее нам будущее, – счастливое и несчастное. Руководственное наставление в этом смысле к уразумению приближения великих событий Господь дал нам в изображении признаков Своего второго пришествия, страшного суда и кончины Мира (Мф. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И в этом, прежде всего, мы должны находить для себя побуждение к благоговейному его усвоению, точному разумению и хранению во всей целости и неизменности для предания, или передачи его грядущим поколениям до конца мира, пока в нем стоит и действует церковь Божия. Вот изъяснение этой истины, данное Самим Иисусом Христом и Его Апостолами. Св. Евангелист Иоанн говорит: „Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Иоан 1, 18 ). И Сам Иисус Христос сказал: „Мое учение – не Мое, но пославшего Меня» ( Иоан. 7, 16 ). „Ибо я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Иоан. 12, 42 ). В чем же состояло служение пророков и Апостолов в деле сообщения Божественного Откровения? Какое отношение к возвещаемому ими учению имели их ум, сердце, совесть и все духовные способности? Они были только верными и твердыми орудиями Слова Божия; они были свидетелями дел Божиих и передавателями учения Божественного. Пророки говорили: еще глаголет Господь Бог ( Ис. 28, 16 ) или: уста Господни глаголаши сия ( Ис. 1, 20 ). А Апостолам заповедал Сам Иисус Христос пред Своим вознесением на небо: „вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетели в Иерусалиме, и до всей Иудее, и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1, 8 ). И вот сами служители Божественного Откровения говорят о себе не иначе, как о свидетелях. Св. Иоанн Креститель сказал по совершении крещения Господня: „я видел и свидетельствую, что сей есть Сын Божий» ( Иоан. 1, 34 ). Св. Евангелист Иоанн, бывший при кресте во время страданий Господа, говорить: „и видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Иоан. 19, 35 ). А что это были свидетели верные, честные, неподкупные, благоговейным страхом соблюдавшее точность и совершенную правдивость в словах своих, в этом за всех их довольно удостоверения св. Апостола Павла: „я ни на что не взираю, говорит он, и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать евангелие благодати Божией» ( Деян. 20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И в этом прежде всего мы должны находить для себя побуждение к благоговейному его усвоению, точному разумению и хранению во всей целости и неизменности для предания, или передачи его грядущим поколениям до конца мира, пока в нем стоит и действует церковь Божия. Вот изъяснение этой истины, данное Самим Иисусом Христом и Его Апостолами. Св. Евангелист Иоанн говорит: «Бога не видал никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И Сам Иисус Христос сказал: «Мое учение – не Мое, но пославшаго Меня» ( Ин.7:16 ). «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин.12:49 ). В чем же состояло служение пророков и Апостолов в деле сообщения Божественного Откровения? Какое отношение к возвещаемому ими учению имели их ум, сердце, совесть и все духовные способности? Они были только верными и твердыми орудиями Слова Божия; они были свидетелями дел Божиих и передавателями учения Божественного. Пророки говорили: «сице глаголет Господь Бог» ( Ис.28:16 ) или: «уста Господни глаголаша сия» ( Ис.1:20 ). А Апостолам заповедал Сам Иисус Христос пред Своим везнесением на небо: «вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетели в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). И вот сами служители Божественного Откровения говорят о себе не иначе, как о свидетелях. Св. Иоанн Креститель сказал по совершении крещения Господня: «я видел и свидетельствую, что сей есть Сын Божий» ( Ин.1:34 ). Св. Евангелист Иоанн, бывший при кресте во время страданий Господа, говорит: «и видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Ин.19:35 ). А что это были свидетели верные, честные, неподкупные, благоговейным страхом соблюдавшие точность и совершенную правдивость в словах своих, в этом за всех их довольно удостоверения св. Апостола Павла: «я ни на что не взираю, – говорит он, – и не дорожу своею жизнию, только бы с радостию совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И он в благоговейном страхе и опасении за то, что истина может быть когда-нибудь и кем-нибудь изменена, искажена, или неверно истолкована, произнес эту знаменательную угрозу; „есть люди смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово, но если бы даже мы (апостолы), или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, до будет анафема!» ( Гал. 1, 7–8 ). Поэтому, всякому ученому христианину, испытующему Писания, согласно с указанием Самого Иисуса Христа: Испытайте писаний – и та суть свидетельствующая о Мне ( Иоан. 5, 39 ) и изучающему Божественное Откровение, надобно прежде всего помнить, что он имеет дело не с философами, не с писателями разных веков, по разным отраслям знания, но с Самим Богом, глаголющим ему небесную истину чрез своих избранных посланников, руководимых и просвещенных Духом Святым для нашего вечного спасения и счастья земного. Любознательному христианину позволительно искать разрешения своих недоумений, но – способами Богом же указанными в св. Его церкви, под руководством „верных свидетелей» Христовых ( Апок. 2. 13 ; 1Тим. 6, 12 ), или передавателей чистой истины из всех веков и народов, т. е. пастырей церкви, для сего и назначенных Самим Иисусом Христом ( Εφ. 4, 11) и преемственно из рода в род „ поставляемых Духом Святым» ( Деян. 20, 28 ). Итак, если ученый человек желает остаться христианином, то он не должен что-либо отрицать по произволу, толковать слова священного писания по своему взгляду и вкусу, ставить вопросы о предметах, лежащих за пределами его созерцания, так как и сами Апостолы склонялись со смирением пред тем, что им не было открыто и говорили: „кто познал ум Господень, или кто быль советником Ему?» ( Рим. 11, 34 ). Что же? Не значит ли это принимать учение Христово на слово -отречься от свободы мысли и совести в ущерб самосознанию и чувству своего человеческого достоинства? Не значит ли это жить до старости и смерти подобно дитяти, думающему умом своих родителей и говорящему их словами? Именно так по слову Самого Иисуса Христа: „истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети: не войдете в царство небесное; кто умалится, как это дитя (поставленное Иисусом Христом посреди слушателей), тот и больше в царстве небесном» ( Матф. 18, 3–4 ). Но кого мы слушаем и у кого учимся – у Бога. А что мы пред Ним? Менее, чем младенцы, мы – земля и пепел, как выразился о себе Авраам, беседуя с Богом ( Быт. 18, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

И он в благоговейном страхе и опасении за то, что истина может быть когда нибудь и кем нибудь изменена, искажена, или неверно истолкована, произнес эту знаменательную угрозу; «есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». ( Гал.1:7–8 ). Поэтому всякому ученому христианину, испытующему Писания, согласно с указанием Самого Иисуса Христа: «Испытайте писаний... и та суть свидетельствующая о Мне» ( Ин.5:39 ) и изучающему Божественное Откровение, надобно прежде всего помнить, что он имеет дело не с философами, не с писателями разных веков, по разным отраслям знания, но с Самим Богом, глаголющим ему небесную истину чрез своих избранных посланников, руководимых и просвещенных Духом Святым для нашего вечного спасения и счастия земного. Любознательному христианину позволительно искать разрешения своих недоумений, но – способами Богом же указанными в св. Его церкви, под руководством «верных свидетелей Христовых» ( Откр.2:13 ; 1Тим.6:12 ), или передавателей чистой истины из всех веков и народов, т.е. пастырей церкви, для сего и назначенных Самим Иисусом Христом ( Еф.4:11 ) и преемственно из рода в род «поставляемых Духом Святым» ( Деян.20:28 ). Итак, если ученый человек желает остаться христианином, то он не должен что-либо отрицать по произволу, толковать слова священного писания по своему взгляду и вкусу, ставить вопросы о предметах, лежащих за пределами его созерцания, так как и сами Апостолы склонялись со смирением пред тем, что им не было открыто и говорили: «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим.11:34 ). Что же? – Не значит ли это принимать учение Христово на слово, – отречься от свободы мысли и совести в ущерб самосознанию и чувству своего человеческого достоинства? Не значит ли это жить до старости и смерти подобно дитяти, думающему умом своих родителей и говорящему их словами? Именно так по слову Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... кто умалится, как это дитя (поставленное Иисусом Христом посреди слушателей), тот и больше в царстве небесном» ( Мф.18:3–4 ). Но кого мы слушаем и у кого учимся – у Бога. А что мы пред Ним? Менее, чем младенцы, мы – «земля и пепел», как выразился о себе Авраам, беседуя с Богом ( Быт.18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Из множества малых монет составляются великие суммы. И так, несите в храм с усердием малое, чтобы собралось в нем великое. Усердие изобретательно. Оно недостающие денежные средства заменяет личным трудом как мужским, так и женским. Прекрасную картину в нравственном отношении представляют нам наши крестьяне, когда при построении своего сельского храма они, – и старый, и малый, несут и везут, и лес, и песок, и кирпичи, и все, что нужно, и что могут, к месту церковного здания. Как пчелы малыми каплями сносят в улей и скопляют в нем в большом количестве душистый мед, так и они своими убогими, но многочисленными приношениями созидают и украшают свой храм, радуясь на него, как на свое сокровище. Мы видели опыты усердия и иного рода: богатые мужчины и женщины, желая личным трудом хотя мало послужить сооружению храма, приходили в сумерки к новостроящемуся зданию, носили на плечах своих кирпичи на подмостки, и перекрестясь уходили домой с теплым чувством сердца, дышащего любовью к Богу. Особенное внимание прихожане, созидающие храм, должны обращать на сохранение дружелюбия, согласия и мира между собою. Бог наш есть Бог любви и мира. Господь Иисус Христос в последней беседе Своей пред крестною смертью сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Иоан. 14, 27 ). Этот мир преподает всем устами священнослужителя св. Церковь при каждом богослужении, давая нам понять, что только в мире и тишине духовной, освобождающей нас от волнений и страстей, зреет всякий плод духовный. В распоряжении мудрого храмоздателя царя Соломона мы видим указание на то, в какой благоговейной тишине должно происходить сооружение храма. Все работы, соединенные с шумом и стуком, он повелел производить вдали от строящегося здания, а в стены храма класть уже обтесанные камни; „ни молота, говорит бытописатель, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при построении его“ ( 3Цар. 6, 7 ). Так да будут удалены от вас, братия, всякое превозношение, всякое соперничество, все разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Изложим кратко истинное учение о любви, как основании христианской религии, в обнаружение всей несправедливости обращаемого к ней нарекания. Иисус Христос сказал нам от имени Отца нашего небесного о людях призываемых Им ко спасению: „нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мат 18, 14) и что Он радуется об обращении каждого заблуждающегося, как Пастырь обретший овцу погибшую ( Матф. 18, 13 – 14 ). Что побудило Бога Отца желать нашего спасения? Его любовь бесконечная: „так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ион. 3, 16 ). Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ). И Сын Божий, „возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их», т. е. до крестных страданий и смерти за них ( Иоан. 13, 2 ). В остатках добра, сохранившихся в нашей поврежденной природе, апостол Павел находит, при том с сомнением, некоторое подобие этой любви, чем и приближает к нашему разумению ее бесконечное величие во Христе: „Христос умер за нечестивых. Едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто решится умереть. Но Бог Свою любовь доказал нам тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 6 – 8 ). Чего же за эту любовь Бог от нас требует? Только любви с нашей стороны к Нему Самому и ближним нашим, Его детям: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как себя самого» ( Матф. 22, 37 – 39 ). И, наконец, чтобы мы были способны к такой любви, Он в благодатном возрождении нашем даровал нам „сердце новое и дух новый (Иезек. 36, 26), требуя от нас только свободной деятельности в усвоении себе и воспитании в духе своем этой любви, по его же наставлениям об очищении нашего сердца от плотских влечений, и ума – от греховных помыслов. Это святое чувство чистой богоподобной любви и указывают нам в себе праведники, достигшие совершенства: „любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым», говорит апостол Павел ( Рим. 5, 5 ), и кто отлучит нас от любви Божией, восклицает тот же апостол, „скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? – Ничто ни на небе, ни на земле ( Рим. 8, 35 – 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Иисус Христос обличает современных Ему плотских Иудеев словами пророка Исайи: огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и уста свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не разумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф. 6, 9 ). Телесные чувства и восприимчивость души к внешним, особенно к страстным впечатлениям, даже деятельность ума работающего для плоти в людях с ожесточенным сердцем остаются, но для мира духовного и его впечатлений они глухи и слепы: „слухом услышите, говорит пророк, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите” (Мате. 13, 14). От ожиревшего сердца в их слухе духовном происходит, как у глухого, по выражению врачей, „перерождение» органа слуха, а в очах духовных, как у слепого, как бы „паралич зрительного нерва”. Это видно из слов Самого Бога о необходимости исцеления божественною Его силою пораженных чувств духовных: „не обратятся, да исцелю их”. Живое изображение этой слепоты и глухоты духовной представляет нам Евангелие в описании отношений фарисеев к Христу Спасителю. Он смотрел на них, по выражению Евангелиста Марка, „с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» ( Мар. 3, 5 ). И могло ли быть иначе? Как только услышали книжники и фарисеи иудейские о проповеди Иисуса Христа, они не позаботились послушать и обсудить Его учение, а с гордостью спросили: „какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?” ( Матф. 21, 23 ). Они и говорили с Ним, но, омраченный своими ложными понятиями о Мессии, только с целью обличить Его в противоречии закону Моисееву ( Мф. 12, 2–10 ). Они послали к Нему искусных совопросников с целью „уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» ( Лук. 11, 54 ). Видя, что народ с радостью слушает учение Иисуса Христа и заметив это в собственных слугах своих, они с негодованием говорили: „уверовал ли кто в Него из начальников, или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он. (Мате. 7, 28; Иоан. 7, 48– 49 ). Они не могли отрицать чудес Его, но объясняли их силою князя бесовского ( Матф. 9, 34 ), не замечая противоречия в своих мыслях, указанных им Иисусом Христом: „если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Матф. 12, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Истинную евангельскую свободу возвестили роду человеческому святые Апостолы, указывая на освобождение иудеев от тяжкого обрядового закона Моисеева, и язычников – от служения ложным богам и порабощения плотским страстям. Но они в то же время упреждали, что по склонности к греху и при невнимании к заповедям Христовым даруемая христианам свобода может быть утрачена, обращена в своеволие и потворство страстям. Св. Апостол Павел говорит: “к свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал. 5, 13 ). А св. Апостол Петр, предостерегая от соблазнителей, ,,п ο невежеству» отклоняющих христиан от строгого направления к духовной жизни, говорит: „такова есть воля Божия, чтобы вы делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей как свободные, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии” ( 1Пет. 2, 15, 16 ). „Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотския похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабы тления» ( 2Пет. 2, 18, 19 ). Ныне почитается признаком необразованности говорить что-либо не в пользу поборников гражданской вольности. Но рассмотрите без предубеждения разнообразные современные учения: о правах всех людей без разбора на свободу мысли, совести и деятельности; об участии каждого в выборе власти по своему вкусу; о благотворности борьбы противоречивых и даже непримиримых партий; о безнадзорном самоуправлении; о правах всех без исключения на пользование богатствами и преимуществами общественного положения; о потребности размножения разномышленных газет в видах посредством разномыслия привести к единомыслию народы, неспособные самостоятельно мыслить, но всегда склонные к распущенности и беспорядкам; наконец, о необходимости разрушить все государственные учреждения и порядки в надежде лучшего благоустройства неизвестными средствами в неизвестном будущем, как думают крайние свободолюбцы (анархисты) – сколько во всем этом вы найдете „надутого пустословия»! Но христианство – не человеческая наука, а божественное „слово духа и жизни» ( Иоан. 6, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010