Где же мы должны установить главную точку зрения для практических наблюдений за знамениями времен? Где должны сосредоточиваться признаки приближения времен благоприятных и несчастных? – Обличая Иудеев за невнимание к знамениям, являющимся в их собственной жизни, Господь сказал: „лице земли и неба рассматривать умеете: зачем же вы по самим себе не судите, чему быть должно“ ( Лук. 12, 56–57 ). И так средоточие признаков для распознавания времен находится в нас самих. Христианин не может принять ни той мысли о судьбах народов, что они по силе механического саморазвития природы вместе со всем миром движутся в неизвестное будущее, – ни той, что они, в целом своем составе, как и все земные тела, в свое время, по неизбежным законам всего земного, рождаются, расцветают, стареются и умирают, что, по-видимому, оправдывается и историей исчезновения с лица земли древних великих народов. Народы живут и движутся по законам свободы. Народ хочет жить, – и будет жить; он желает занять видное место в истории, – и займет его; он хочет быть великим и счастливым, – и будет велик и счастлив; потому что его собственная участь в его руках, в его свободе. „Жизнь и смерть предложил я тебе“, сказал Моисей народу Израильскому, указывая на данный ему закон Божий. „Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Прекрасное разъяснение зависимости судьбы народа от его свободы находим мы у пророка Иеремии (гл. 18). Господь иносказательно открыл пророку, что в тайне Божия предвидения и премудрости заключается то или другое предназначение народа, как в воле горшечника сделать из глины тот или другой сосуд, один для почетного, а другой для низкого потребления (ср. Рим. 9, 21 ). Но образовавши народ из малых зародышей нескольких семей, и поселивши его в известной стране (ср. Деян. 17, 26 ), Господь наблюдает за ним и дает понять ему Своими действиями, какое значение он приобретает в очах своего Создателя и Промыслителя. Когда народ растет нравственно,– ему видимо дается Божие благословение, преуспеяние и счастье; если же народ развращается, – его постигает гнев Божий в различных бедствиях – войнах, болезнях, голода, землетрясениях и проч. Эти воспитательные действия Своего промышления Господь объясняет пророку так: „иногда Я скажу о народе, что погублю и сокрушу его, но он покается, и Я отлагаю зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать зло пред очами Моими и не слушаться гласа Моего,-Я отменяю то добро, которым хотел облагодетельствовать его“ ( Иер. 18, 7–10 ). Но когда народ оказывается непокорным и совершенно неисправимым,-над ним совершается суд Божий, который Господь выражает пророку в таких страшных словах: „Я наведу на него бедствие, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах“ (1ер. 19, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Говорят: „надобно делать добро для самого добра, по требованию природы человеческой». Но есть ли в нашей поврежденной грехом природе способность понимать, в чем состоит истинное добро, и способность творить его постоянно, честно и бескорыстно? В том-то и несчастие наше, что христианская религия не признает в нас этой способности. Она дарована нам Богом при сотворении нашем, но утрачена в грехопадении прародителей и в наших собственных грехах. Мы можем только скорбеть об этой утрате, но бессильны возвратить утраченное. В этом убеждают нас пророки, Сам Иисус Христос и Его апостолы. „Господь призрел на сынов человеческих, говорит Давид, чтобы видеть, есть ли разумевающие, ищущие Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными, нет делающего добро, нет ни одного» (Не. 13, 2, 3). Указав на это свидетельство пророка в послании к Римлянам, апостол Павел заключает: „все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3, 23 ). И эта неспособность делать добро порабощенного греху человека, подвигшая бесконечное милосердие Божие к искуплению и возрождению человечества, есть, так сказать, исходный пункт всего домостроительства нашего спасения. Отвергать эту истину значить отрицать все христианство и все догматы нашей святой религии. Иисус Христос в Своей нагорной проповеди, известной всем читающим Евангелие, ясно изобразил неспособность человека в естественном его состоянии творить бескорыстное добро. Все помышления язычников, говорит Он, направлены к снисканию благ земных, „они их только ищут, а не царствия Божия и правды Его». Они любят только любящих их самих, приветствуют только братьев своих, делают добро только тем, кто благотворит им, дают взаймы только с уверенностью получить данное обратно. Своим же ученикам Господь заповедал творить истинную, божественную „правду», по высочайшему первообразу правды и любви в Лице Отца нашего небесного: “а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас: да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” (Матф. гл. 5, 6; Лук гл. 5). Либералы говорят, в укор христианству, что оно питает в душах наших эгоизм, обещая награды за добро. Но что такое эгоизм? Это прирожденная нам склонность делает все, в том числе и добро, по своему пониманию, по своим влечениям, своими удобными для нас средствами для своих личных целей; главным же образом – по требованиям наших плотских страстей. Христианство , напротив, как мы видим, учить делать добро во всех видах и для себя, и для других, из послушания воле Божией. Итак, эгоизм остается на стороне новейших философов, этих ученых язычников, а не христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Говорят: в ветхом завете повелено было требовать „глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» ( Исх. 21, 24 ). Таков действительно закон Моисеев об увечье. Но еще раньше Моисея дан был закон Ною об убийстве: „кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 19, 6 ). Что же значат эти законы? То же, что во всяком законодательстве, т. е. требование правды и воздаяния за преступление, потом угроза людям развращенным и предупреждение преступлений. Они, очевидно, направлены на вразумление обидчиков, а не заключают в себе повеления потерпевшему непременно за зуб, вырванный у него, вырывать у ближнего зуб, и за руку и ногу повреждать ему те же члены. Но откуда же видно, что они исключают во всяком случае прощение обидевшему со стороны обиженного и всякое проявление сострадания и жалости к людям, впадшим в преступления? Нигде не запрещается милосердие. Говорят: в ветхом завете Бог повелел истреблять с жестокостью народы земли ханаанской и другие соседние племена; но какая этому причина? Невозможность терпеть на земле народы, плодящие только зло и преступления, в которых не осталось и признаков духовной жизни, а одни животные инстинкты. Так были истреблены люди допотопные, жители Содома и Гомморы и пр. ( Быт. 6, 5–7. 12 ). Затем, – охранение народа Израильского, носителя истинного богопознания и обетований Божиих о спасении рода человеческого от развращения примером народов языческих. Сами благочестивые евреи понимали это, как нельзя лучше, так как они видели, что их соотечественники „смешивались с язычниками и научались делам их, поклонялись истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам» ( Псал. 105, 35–37 ). Но, говорят, что Бог не щадил и народа своего и поражал его тяжкими казнями. И эту строгость понимали, как должно, сами избранные евреи, подвергавшееся наказаниям за неверность Богу Израилеву. Они сознавались, что род их „упорный и мятежный”, что они льстили Ему устами своими и языком своим, лгали пред Ним; сердце же их было не право пред Ним и они не были верны Завету Его ( Пс. 77, 8, 36, 37 ). И израильтяне молились во дни гнева Его: „страшный в правосудии, услыши нас Боже Спаситель наш” ( Пс. 64, 6 ), и видели плоды постигавших их наказаний: „Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» ( Пс. 65, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Господь Иисус Христос Сам лично и чрез Своих Апостолов снабдил Своих последователей предречениями, предостережениями, указаниями, утешениями и обетованиями на все времена, на случай встречи со всяким веком, со всяким направлением умов. Опирайтесь на эти указания, держитесь за них со всею силой убеждения в их истине, и вы увидите, как твердо станете на почву современности, какую жизнь и силу внесете в деятельность современного общества. Господь и Его Апостолы веком или миром называют все человечество, находящееся за оградою церкви Божией, неведущее Христа и неусвоенное Им, живущее остатками своих естественных сил, движущееся по влечению своих помыслов, стремлений, страстей. Во дни земной жизни Спасителя оно представляло действительно целый мир и было управляемо князем Мира, врагом Божим. «Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Иоан. 12, 31 ), говорил Господь незадолго пред Своими страданиями. Он низложил Своею смертью князя мира сего, и после вознесения на крестное древо привлекает к Себе из мира все способное в Него уверовать, Его принять, возлюбить и Ему последовать. Верных «Ему, как пастырь овец, Он держит в ограде церкви Своей, под крепкою рукою Своей, и не восхитить их никто же из руки Его» ( Иоан. 10, 28 ). Но люди свободны. Подлинно, как овцы неразумные, они нередко своенравно выбегают из двора Господня и делаются добычею древнего волка. Из этих побегов и в странах, которые считают миллионами людей, носящих имя Христово, образуется опять мир, тот же мир языческий, с теми же древними свойствами: враждою к церкви Божией, со страстью к чувственным наслаждениям, с особенным стремлением их разнообразить и доводить до животности и противоестественности, с гаданиями, волхвованиями, вызыванием духов и в то же время с тоскливым исканием потерянной истины, добра и счастья. Вот мир, вот век, с которыми вы имеете дело. Осмотритесь кругом, прислушайтесь к тому, что делается в чужих краях, и вы узнаете его по этим чертам. Он вас порицает, над вами смеется, старается пристыдить и смутить вас! Это так естественно после того, что сказал Господь: «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Иоан. 15, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Движение этого мира ныне живо чувствуется во всех народах, исповедующих веру христианскую; он охватывает и нас незримыми сетями; ощутительно стесняет церковь Божию, видимо похищает ее членов. Он необозрим в своем пространстве, неуловим в своих действиях. Кто из нас окончательно передался на его сторону, кто колеблется и тяготеет к нему, кто со страхом от него отбивается, – это ясно видит один Господь всеведущий. Если мы хотим быть от него безопасными, должны изощрять наш ум и наше внутреннее чувство с помощью слова Божия и благодати Божией, и мы будем ясно распознавать его дыхание, называемое духом времени. Древним христианам виднее был этот мир, стоящий отдельно от церкви под знаменем язычества. Ныне он вошел в недра христианства, перемешал своих членов с его членами и тем затруднил для верных распознавание его служителей и борьбу с ними. Это предвидели Апостолы, и дали нам наставление: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( Иоан. 4, 1 ). Не увлекайтесь ни мягкостью и доброжелательством новых учителей, ни благовидностью и временною пользой их учений, ни множеством их последователей: все это может быть по действию духа льсти, выманивающего вас из ограды церкви. Но чтобы кто из неопытных не поддался обольщению, вот вам решительный признак: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. Всякого нового учителя и его учение испытывайте на этом пробном камне, данном вам в руки евангелистом Иоанном. Если новый учитель обходит учение о тайне воплощения и искупления, если он стыдится имени Христова, чуждается церкви, которая есть тело Христово, мимо ее указывает вам путь к совершенству, прельщает вас многознанием, как бы говоря: будете яко бози, – это служитель мира, враг Христов. Берегитесь его, и берегите от него детей ваших. Из уст его, и из рук его ничто для вас не безопасно. Если вы приобретете опытность в распознавании подобного рода лжеучителей: вы будете многополезный современный деятель, спасающий церковь от современного зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Думаем, что во-первых, они теряют Божие благоволение и благословение, сообщаемое послушным членам Церкви Христовой. Иисус Христос для нашего спасения не одно учение нам преподал, и не одного только нашего согласия на это учете требует, – в чем мы нередко поставляем всю свою веру, – Он создал Церковь , как особое учреждение, в которое положил все сокровища своих заслуг, все благодатные силы и дарования с тем, чтобы мы употребили их в дело нашего нравственного исправления и усовершенствования. Поэтому наш долг относиться к Церкви, как нам повелено, а не как нам вздумается. Христос стяжал Церковь , – или приобрел у Отца небесного право собирать верующих в ее священную ограду,– кровию Своею ( Деян. 20, 28 ). Он возлюбил Церковь и Себя предал за нее ( Еф. 5, 25 ). Он сочетался с нею, как ее глава и промыслитель; Он обещал ей пребывание до конца мира и защиту от всех врагов ее; посему может ли Он взирать без гнева на тех, которых Он призвал в Свою Церковь , и которые чуждаются и даже порицают ее? А богослужения – это жизнь и дыхание Церкви, это непрестанное движение в ней благодатных сил Духа Божия, постоянное возношение очистительной жертвы за грехи наши и наших молитв, возбуждаемых, очищаемых и руководимых, по слову Апостола, самим Духом Святым, о нас ходатайствующим воздыханиями неизглаголанными ( Рим. 8, 26 ). Отказываться почему-либо от участия в этой церковной жизни и в этой деятельности нельзя без величайшего духовного ущерба и лишения. Мы имеем доступ к Богу только через Христа, нашего Ходатая, а Христа находим только в Церкви: откуда же кроме Церкви мы можем ожидать и Божия благословения? Благословит тя Господь от Сиона ( Пс.127, 5 ), говорили пророки членам Церкви ветхозаветной: и мы для приятия Божия благословения и сопровождающих его благ, по слову Апостола Павла, „приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу“ ( Евр. 12, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

е., чтобы люди окружающие учеников Христовых светом их добродетелей были привлекаемы к общению с ними, или в Церковь Христову. Но нельзя окончательно установить правильные понятия ни о борьбе верующих с заблуждениями и пороками известного века, ни о способах этой борьбы, не изложивши общего учения Иисуса Христа о борьбе, или брани верующих с врагами веры, предуказанной Им на все времена и для всех народов. Господь говорил ученикам Своим пред Своими страданиями: „мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам: да не смущается сердце ваше, и да не устрашается “ ( Иоан. 14, 27 ), т. е. не тот мир даю вам, непрочный и недолговечный, какой заключают между собою люди, и за который нельзя поручиться, но „мир Мой“ вечный и невозмутимый, так что сердце ваше навсегда будет успокоено и свободно от страха. Но когда этот благодатный, божественный мир будет достоянием верующих? – Только после решительной победы над врагом Самого Господа и Его последователей. И с какою силою Господь изрек Свое пророчество о брани предстоящей христианам! „Не думайте, говорил Он, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч (Мат. 10, 34). „Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он скорее возгорелся» ( Лук. 12. 49 ). Как подвигоположник и предводитель своего духовного воинства ( Евр. 12, 2 ), Иисус Христос Сам начинал и имел окончить победою брань с диаволом, виновником всех бедствий рода человеческого и со всеми силами ада ( Иоан. 12, 31; 16, 10 ). И Он желал, чтобы скорее наступила для Него эта брань, подобно тому, как мужественный, искусный и знающий свои силы полководец, уверенный в победе, с нетерпением ожидает начала сражения. Господь готовился к победе, и сатана собирал свои силы для сопротивления. Симоне, Симоне, говорил Иисус Христос Петру пред Своими страданиями, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу; Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, ты же, обращся, утверди братию твою ( Лук. 22, 31, 32 ). Другой стороне Он дал имя: „царство Божие, царство небесное“ (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Если видите дом, полный, как чаша, всякого добра, где обитают честный труд, здоровье, мир между супругами, невинная веселость и дружба между детьми, где на лицах старцев сияет тихая улыбка, как вечерний свет догорающего ясного дня, – знайте, что здесь почиет благословение Божие. Если у целого народа мир на границах, изобилие и благоденствие внутри; если умножается его население, если процветают у него благочестие, истиное просвещение, правосудие, честность, – все это плоды благословения Божия. Разнообразные дары, преподаваемые природе и человеку благословением Божиим, исчислены с особенною подробностью Моисеем в последнем слове его к народу Израильскому пред вступлением в землю обетованную: «если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем» ( Втор. 28, 2–6 ). Нам понятно, что под благословляющею десницею Всевышнего все растет, цветет и радуется; но где доказательства, что эта творческая сила благословения уступлена людям? Она уступлена, во-первых, родителям по отношению к детям вместе с творческою силою деторождения; она дарована и священству церкви Божией по отношению к чадам церкви. Церковь есть Божие здание, в котором небесный Домовладыка собрал и благоустроил все необходимое для спасения и блага людей, положивши, так сказать, каждый дар на своем месте, и для преподаяния каждого дара определивши свой способ и порядок. Он повелел по установленному чину освящать храмы для Своего в них обитания; Он определил порядок избрания и посвящения служителей церкви; Он установил неизменные чиноположения для совершения Таин; Он сам научил, о чем и как нам молиться; Он же указал и способ раздаяния даров Его действенного благословения. Судя по тому, как определен в Божественном Откровении способ преподаяния благословения Божия, мы по справедливости можем называть его священнодействием благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Если известно было народу Израильскому призвание Аарона с детьми и потомством для служения в церкви ветхозаветной, то тем более известно нам из Евангелия учреждение Иисусом Христом иерархии церкви новозаветной. Он Сам призвал сначала двенадцать, потом семьдесят Апостолов из народа и даровал им права и власть для насаждения и устроения новозаветной церкви. По его повелению, по сошествии Святаго Духа на Апостолов, они поставляли во всех учрежденных ими церквах Епископов и пресвитеров ( 2Тим. 1, 6 , Тит. 1, 5 ). Они заповедали и на будущее время Епископам чрез рукоположение преемственно для последующих родов преподавать новоизбранным пастырям церкви благодать и право священства (Прав. Св. Ап. 1. 2. 32). И это в течение почти двадцати веков неуклонно соблюдается в православной церкви, так что законно рукоположенные епископы и пресвитеры, как бы держась за руки, составляют цепь или ограду, так называемого Иисусом Христом, двора овчаго, или Церкви Божией, за которую можно проникать желающим только чрез устроенную дверь, т. е. законное избрание. Эта дверь прежде всего есть воля Самого Главы Церкви Господа Иисуса Христа, невидимо управляющего Церковью, как Он сам сказал: „Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить найдет» ( Иоан. 10, 9 ). А так как епископы рукополагаются по Его установлению и Им поставленным законам и посвящаются благодатью Св. Духа, то они суть придверники, отворяющие двери. Кто не дверью входит во двор овчий, говорит, Господь, но прелазит инуде, тот вор и разбойник; а вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Иоан. 10, 1. 10 ). Таков суд Иисуса Христа о самозванных учителях народа Божия, врывающихся в ограду церкви, предлагающих ему учения человеческие вместо слова Божия, иные правила и порядки нравственной жизни вместо заповедей Божиих, иные цели деятельности вместо вечного спасения, обетованного Спасителем нашим верным ученикам Его: „Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век и никто не похитит их из руки Моей» ( Иоан. 10, 28 ). И так, знайте, сыны и дщери православной церкви, что все самозванные учители веры и нравственности, проповедающие вам человеческие учения века сего, – это „воры и разбойники», расхищающие души ваши и лишающие их пребывания в Царстве Божием здесь на земле, т. е. в Церкви Христовой, и наследия Его в веке грядущем, в обителях Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Если правила аргументации в конвенциональной аудитории (например, в суде) допускают эристическую аргументацию, то ее следует применить. Ритор, применяющий эристическую аргументацию, должен помнить, что тактическая победа в полемике легко может обернуться стратегическим поражением в оценке ритора аудиторией. Применение софистических аргументов не рекомендуется, даже если оппонент их использует. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7th ed. Glenwiw. 1975. Р. 231–232. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. С. 358–362. Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535–537. Это правило относится в основном к продолженной речи – проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказываетея от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010