Истощились в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои изсохли» ( Пс. 30, 10 – 11 ). Путь земной жизни нашей с внешней ее стороны также обставлен законами, указанными природою по воле Божией и требующими от нас подчинения и исполнения. Таковы: происхождение, воспитание, воля родителей, требования начальства, права и повеления верховной власти. Всем этим указывается нам ясный путь, как торная дорога для путешественника. Поэтому уклонения, произвольные переходы из одного состояния в другое, скачки, делаемые нами по тщеславным и горделивым побуждениям, не безопасны. Но и при нашем внимании к естественному призванию и при осторожности нам встречаются великие затруднения, каковы: неудачи, внезапные несчастия, происки соперников и врагов, обеднение, болезни и проч., так что нередко овладевает нами уныние, а иногда в сердце поднимается и ропотливость на горькую судьбу нашу. Здесь также на пути нашем становится для нас темно и направление жизни нашей непонятно. Но если путь наш открыт пред Богом, и мы, по совести, не чувствуем себя виновными ни в произвольных и неосмотрительных переменах в нашем состоянии, ни в противлении повелениям власти и в горделивой разборчивости по отношению к поручаемым нам делам и занятиям; то терпеливое выжидание воли Божией, при сознании наших невольных ошибок и раскаянии, наконец, упование на ее благопромыслительные указания и помощь, составляют для нас столь же верное ручательство за перемены к лучшему, как и благодатная помощь в нашей нравственной жизни. “Призови Меня в день скорби, говорит Господь, и Я избавлю Тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс 49, 15 ). Кто есть человек боящийся Господа, Ему укажет Он путь, который избрать. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” ( Пс. 24, 12 – 14 ). Вы громко и шумно выражаете желание нашему отечеству и государству твердости, богатства, силы и международного величия. Желания самые законные. Но то же желание добра родине иначе и смиренно высказывает пророк: помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих ( Пс. 142, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть – тщательное определение,-согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией. А так как не на всякий отдельный, более или менее важный, случай нашей жизни тотчас можно найти ясное указание в Законе Божием, то Моисей и говорить: „прилепляйся к Нему“, т. е. входи во внутреннее общение с Богом молитвою, сердечным желанием, любовью, и Он скажет тебе волю Свою в твоем сердце и совести, и укажет путь жизни. Берегись, юноша, необдуманно поддаваться ныне обычным, шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников, кто бы они ни были, столь же неопытных, как и сам ты; не отдавай никому своей свободы, за которую ты один отвечаешь; а в трудных обстоятельствах уединись, призови в сердце своем единого непогрешимого советника -Господа Бога твоего, и Он вразумить тебя, как поступить и кого держаться. Одно это движение души к общению с Богом мгновенно освободить твое воображение и сердце от обольщения, и твой разум от увлечения; все силы души твоей возвратятся в твое обладание и ты будешь в состоянии направлять их куда должно. Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение заповедей Божиих, как уроков и упражнений для нашей воли. Чтобы показать народу, как Господь облегчил для нас этот труд познания и исполнения Его заповедей, Моисей говорит, что заповедь Божия „не на небе и не за морем“, чтобы нужно было высоко подниматься, или далеко ходить за нею, но „весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его“ ( Втор. 11 – 12 ). Эти прекрасные слова имеют особенную силу по отношению к вам, воспитывающимся под кровом св. Церкви. Истинно, уста ваши, сердца ваши, ум и память ваша постоянно наполняются словом Христа Спасителя, Его Пророков и Апостолов. Не подвергнитесь осуждению, произнесенному пророком Иеремиею на сынов Израиля и Иуды, делавших злое от юности своей. „Они обратились ко Мне“, говорить пророк от имени Божия, „спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления» ( Иер. 22, 30, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Итак, признавайте за всяким человеком, как существом свободным, свободу мысли (но без права публичного выражения всякой ложной мысли), свободу выбора, свободу дела, свободу жить, или умереть, свободу спастись, или погибнуть, но никак не свободу совести. 7 . Еще над умами наших образованных людей тяготеет ложное мнение о мире христианском, об осторожности относительно иноверцев и сектантов из опасения раздражить умы и страсти и произвести в обществе смуты и, беспорядки. И здесь смешение двух христианских понятий: о мире внешнем, и духовной ревности по вере православной. Относительно внешнего мира апостол Павел говорит: „если возможно, с своей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12, 18 ). А относительно ревности по вере Сам Господь сказал: „не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мат. 10, 34); „Огонь пришел я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» .( Лук. 12, 25 ). Это меч духовный, это огонь ревности и борьбы верующих за божественную истину с человеческими заблуждениями. Его мы видим в широком пламени в первенствующей Церкви и в цветущие века христианства. Где законное поприще этой борьбы? – В области мыслей, учения, прений, нравственных подвигов для защиты веры и побеждения противников. Эта борьба, по слову Спасителя, простирается не только на все христианские общества, но и семейства. „Я пришел, говорит Господь: разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ея, и невестку с свекровью ея. И враги человеку домашние его“ (Мат. 10, 35, 36). И это мы видим в древней Церкви, когда язычники отдавали жен и детей своих на мучения за исповедание имени Христова, а эти последние шли на страдания с молитвою на устах за своих гонителей. Что же из этого следует? – Это значит, не изменяй своим христианским убеждениям ради каких либо человеческих привязанностей и выгод; стой за них крепко, возвещай и защищай их гласно всею силою мысли и слова, но не нарушай мира во внешних отношениях, соблюдай пред всеми обязанности христианской любви; а когда ты не частный человек и обязан защищать в своем лице права своего общественного положения и власти, тогда действуй, как христианин с свободною совестью, умеющий примирить обязанности любви с правами власти. Вот истинные понятия о совмещении ревности по вере с соблюдением мира в христианском обществе. Непонимание этих истин, происходящее от незнания православного учения веры и произвело у нас этот индифферентизм, этот застой, этот нравственный сон, о котором говорит Спаситель: „Когда люди спали, пришел враг хозяина поля, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мат. 13, 25). Вот теперь, проспавши время, когда нужно было оберегать ниву Божию (в чем виновны и мы, и вы), и радуйтесь на все эти плевелы ложных научных воззрений, религиозных заблуждений и бесчисленных сект, заполонивших наше отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Как утверждая, что религия ветхозаветная есть религия только страха и казней, новые мыслители отказывают ей в любви: так называя христианство только религией любви, отказывают ему в правде и правосудии. Действительно, Иисус Христос во время земной своей жизни не карал никого за преступления, как вообще против закона, так и лично против Него Самого. Так, когда ученики просили у Него позволения низвести на негостеприимную весь самарянскую огонь с неба, по примеру пророка Илии, Он отвечал: „не знаете, какого вы духа» ( Лук. 9, 54. 55 ). Что это значить? – Не то, что по духу Христову должны оставаться безнаказанными все обидчики и преступники, но то, что время земной Его жизни было временем совершения искупления рода человеческого, а не суда. Он сказал: „если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, а спасти мир» ( Иоан. 12, 47 ). Время суда Его будет во втором Его пришествии, и именно, Он, Основатель христианской религии, будет судиею и мздовоздаятелем праведным и грешным: „Отец не судит никого, сказал Он, но всякий суд отдал Сыну» ( Иоан. 5, 22 ). Между тем, изрекая закон любви и милосердия, Он возвещал вместе и законы суда и правды. Так Он сказал, при известии об избиении Пилатом Галилеян и о падении башни Силоамской, задавившей восемнадцать человек: „если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лук. 13, 3 ). И суд Его строже, чем ветхозаветный. Он возвещал наказание не за дела только, но и за имя оскорбительное для ближнего (Мат. 5, 22), за всякое слово праздное (Мат. 12, 36) и мысль нечистую (Мат. 5, 28). Он возвещал „горе» лицемерам, невежественным и развратным учителям, обидчикам вдов (Мат. 23), богачам беспечным пресыщенным, всегда веселящимся и тщеславным (Мат. 23, 24–26). Он предсказывал и земные бедствия за беззакония не менее страшные, чем казни ветхозаветные. Так, во время торжественного входа в Иерусалим, приближаясь к городу, „Он заплакал, смотря на него и сказал: о, если бы ты хотя в день сей узнал, что служит к миру твоему, но сие сокрыто от очей твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и побьют детей твоих в тебе, и не оставить камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лук. 19, 42 44). Кому же Господь являл и впредь обещал являть Свое бесконечное милосердие и всепрощение? Всем грешникам и преступниками всяким беззаконникам, убийцам и разбойникам, но только кающимся и прибегающим к Нему с мольбою о помиловании во имя Его всепокрывающей от гнева и правосудия Божия искупительной жертвы. Св. Иоанн Златоуст с дерзновением утверждает, что и Иуда, предатель Самого Искупителя, быль бы помилован, если бы не отчаялся, не кончил жизнь самоубийством, и поплакал бы так же горько, как Петр после троекратного отречения от своего Учителя 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Какой же урок мы получаем из этих многократных случаев чудного избавления от опасностей нашего Великого Государя? Господь напоминает нам завет отцов наших о преданности царям самодержавным, и охраняет нас от искушений и увлечений чуждыми учениями о властях и народных правительствах. Мы издали слышим, как в странах просвещенных волнуются народные массы, борются партии, разгораются страсти, подкапываются основания подчиненности и повиновения, как люди здравомыслящие желают власти цельной, единой, твердой. Господь веками утвердил в нашем отечестве единую власть царей, и в лице Государя нашего, Богом хранимого, в Его благости, кротости, постоянной заботе дать свободное развитие всем народным силам ко благу отечества, мы видим живое опровержение всех когда-то бывших в народах поводов к устроению иных способов правления. На многие века Он будет идеалом царей самодержавных. В Нем наше народное единство, наше самосознание, наша честь, наша сила и слава. «Господи, спаси Царя и услыши нас, когда будем взывать к Тебе!» ( Псал. 19, 10 ). Чувству праведного негодования против тайных врагов Царя нашего дадим исход и деятельное приложение в посильном для каждого содействии правительствам, к раскрытию их замыслов и козней. Наконец, утешимся словами Пророка, обращенными к Богу вслед за учением о хранении царя силою Божией, в которых он врагов царя называет врагами Божьими: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих. Они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их. Вознесись Господи силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» ( Пс. 20, 9, 19–14 ). РЕЧЬ ПРОИЗНЕСЕННАЯ В МОСКОВСКОМ АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ НА NAHUXIДE В ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ ПО КОНЧИНЕ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, 9 марта 1881 года Мы все скорбим и тужим о постигшем нас несчастье. Точно в каждом семействе близкий сердцу покойник; так всех объяло уныние, так обще, так глубоко чувство печали во всем народе о кончине нашего возлюбленного Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

М., 1975; Киселева Л. И. Западноевропейская книга вв. Л., 1985. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1.: Литература техники и прикладных наук от средних веков до Возрождения. М.-Л., 1933; Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии. М.-Л., 1934; Т. 3.: Галилей и его время. М.-Л., 1933. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. С. 217. Рождественский Ю. В. Там же. С. 222. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства κ действительности. М… 1958. С. 152–153. Leclerc de Buffon G.-L. Discours sur le smyle. (1753) Oevres. Т. 1, Р., 1893. Р.12. Виноградов B. B. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. Рождественский Ю. В. Там же. С. 232. Рождественский Ю. В. Там же. С. 239. Описание характеристик информатических текстов содержится в “Общей филологии” Ю. В. Рождественского (с. 250–261); в дальнейшем изложении они специалыю не рассматриваются. Рождественский Ю. В. Там же. С. 245. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7th ed. Glenwiw. 1975.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Митрополит Владимир (Иким) Союз супружеский, а отсюда и семейная жизнь, установлены и освящены Самим Господом Богом еще в раю. И сотворил Бог человека, сказано в Священном Писании, по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27-28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт.2:24 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благоволил быть с Пречистой Матерью Своей и учениками на браке в Кане Галилейской. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой Церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили святые апостолы. Так, святой Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое муж и жена будут одна плоть, прибавляет: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Заметьте, тайна сия велика! учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается Таинством в ряду семи Святых Таинств, установленных в Церкви. Священник Александр Рождественский В законоположениях и действиях Церкви новозаветная семья составляет предмет особого попечения: на жениха и невесту при первом изъявлении взаимного их согласия особым молитвословием призывается Божие благословение. Совершение брака составляет Таинство, в котором запечатлевается обет вечной верности и освящается супружеский союз; дети с самой минуты появления на свет на все время воспитания поставляются под покровительство и руководство Церкви. Архиепископ Амвросий (Ключарев) Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение, с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств, но, с другой стороны, имеет и символическое значение.

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-pravos...

мому, из речи пророка можно вывести такое заключение, что он вообще не придает постам значения, относится к ним отрицательно или, по крайней мере, безразлично. Но известно, что у евреев был пост установленный в законе, что пророки и благочестивые цари иногда предписывали народу пост ( Иоил.1:13–14; 2:15 ; Иер.36:9 ; 2Пар.20:3 ); что лица, известные своим благочестием, налагали на себя, в известных случаях, пост ( 2Цар.12:16 ; Пс.68:11 ; Дан.9:3 ); покаяние ниневитян, выразившееся, главным образом, в подвигах поста и воздержания, отвратило от города полного злодеяний пылающий гнев Божий ( Ион.3:5–10 ). И в ветхозаветное время пост был средством нравственного очищения человека и умилостивления Бога; но он был средством и ценим был постольку, поскольку вел к достижению высокой цели. Поститься и для ветхозаветного человека не значило воздерживаться только от пищи и питья. Самые выражения, употребляющиеся в священных книгах для обозначения поста: «смирять душу», «святить пост» (см Праздн. посл. св. Афанасия Алекс. I, 4), рельефно оттеняют нравственный характер этого обрядового установления и его нравственную ценность. Но какое же значение в этом смысле может иметь тот пост, о котором говорит, напр., пр. Исаия: вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других ( Ис.58:3–4 )? Такой чисто внешний, лицемерный пост, совмещающийся с нарушением заповедей, вызывает, без сомнения, не милость Божию, а гнев. Поэтому то пр. Захария настаивает на том, что необходимое условие действенности и значения поста до такой степени важно, что без соблюдения этого условия пост является делом совершенно не имеющим ценности. По толкованию бл. Феодорита, пророк, «обучив думающих, что одним постом можно служить Богу, всем видам добродетели, вместе с тем узаконяет и пост». Подобный же смысл имеют, конечно, и обличения пр. Исаии, направленные против приносящих многочисленные жертвы и принимающих участие в праздничных собраниях: к чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Не носите больше даров тщетных:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы имеем дело с людьми, по слову Апостола, „вкусившими благого глагола Божия и сил будущего века и отпадшими “ ( Евр.6, 5–6 ). Но и этих отпадших от Христа Апостол разделяет на два разряда: отпадших совершенно, которых нельзя уже „обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божья и ругаются Ему“, и близких к раскаянию, которым и говорит: „впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии“ ( Евр. 6,6–9 ). Теперь ясно и наше положение относительно проповеди к неверующим нашего времени. Имея дело с отпавшими христианами, мы сами не можем решить, как далеко они уклонились от Христа: подобны ли души их, по слову того же Апостола, „земле, производящей терния и волчцы, негодной и близкой к проклятию“ (8), или они еще „в лучшем состоянии“. Это ведомо единому Богу. Но наша обязанность о всех молиться, ни о ком не терять надежды и затем всем призванным, как „вкусившим благого глагола Божия “ проповедовать Христа, как Божию силу и Божию премудрость. Следуя за веком по пути просвещения, мы углубились в область знания и туда же перенесли нашу веру и оттуда заимствуем все способы и приемы к ее усвоению. Для нас вера стала совокупностью мыслей, и как первоначального просвещения ею неверующих, так и возвращения к ней отпадших мы надеемся достигнуть убедительностью и доказательностью наших мыслей и познаний. От того происходит мало успешность современных европейских миссий между язычниками, от того и безнадежность в возвращении к вере многих из христиан отпадших. Нам однако же наперед дано знать первыми проповедниками веры Христовой, что „слово и проповедь о ней состоят не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы; чтобы вера наша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией“ ( I Kop. 2, 4–5 ). Итак, кто хочет от неверия обратиться к вере, ищи не одних мудрых слов о вере, а главным образом силы веры; „Царство Божие не в слове, а в силе“ ( I Kop. 4, 20 ). Где же искать силы веры? Там, где обретается всякая сила,– в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Мы испрашивали в общей молитве Божия благословения на деятельность нашего нового Общества попечения о детях, просящих милостыни; остается тщательно вникнуть в сущность обязанностей, которые мы на себя принимаем, и воодушевиться ревностью к их исполнению. Где же нам искать руководственных наставлений и воодушевления? Для воспитания детей, извлекаемых из нищеты, и устройства судьбы их мало одного человеческого благоразумия и опытности; здесь нужно содействие Божественного руководства и промышления. Для того, чтобы ревность наша в этом многотрудном деле не ослабевала, мало нашего естественного человеколюбия; надо, чтобы нам были открыты небесные, благодатные источники для умягчения и оживотворения наших сухих человеческих сердец. Итак, нужно искать и наставлений и воодушевления у единого нашего Учителя и Источника любви – Христа Спасителя. Есть в Евангелии изречение нашего Господа, относящееся к нашему настоящему положению – краткое, но столь обильное содержанием, что наставлений и побуждений к исполнению нашего долга, как мы можем извлекать из него, достаточно будет не только для нашего Общества, но и для всего христианского мира. «Смотрите», говорил Он, указывая на детей, «не презирайте ни одного из малых сих; ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Матф. 18, 10 ). Это слово Господне указывает нам на необозримое количество высоких, непременных и неизменных членов и покровителей нашего Общества в светлом сонме Ангелов Божьих. Чтобы мы не сомневались, что к нашему земному делу обращено сочувствие небожителей, Господь приводит и основание для нашего убеждения: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ( Матф. 18, 5 ). Обещая принимать все, что делается для бедных детей так, как бы это делаемо было для Него Самого, Господь дает нам понять, что на подобные дела всегда будет обращено Его особенное благоволение и промышление. Могут ли поэтому не обращаться туда же и заботливые взоры «служебных духов, посылаемых, по учению Апостола, на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1,14 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010