Подобное заключение, однако, настоль же иррационально, насколько оно распространено, поскольку можно задать вопрос: позднее по сравнению с чем? Польские Братья (арианствующая секта, существовавшая в Польше с 1565 по 1658 г. – прим. перев.) считали, что упадок Церкви начался во втором веке, Лютер – что в седьмом, Цвингли – в одиннадцатом (см. также F.H.Littell, The Origins of Sectarian Protestantism (New York: The Macmillan Company 1964), стр. 62 и далее).  « этим сюжетом творческое названной иконы еще нисколько не определяется. Композиция трех Странников с предстоящим Авраамом или позже – без него – есть не более чем эпизод из жития Авраама, хотя бы даже условно-аллегорически принято было усматривать в ней намек на Пресвятую Троицу. Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число " три " , не чаша за столом и не крылья, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира . Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, " свышний мир " Горнего мира» (из эссе Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия, опубликованного в 1919 г.; выделено автором). Флоренский утверждает, что «из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно» звучит то, что «примерно может быть построено умозаключением: «Если есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» ( Иконостас, стр. 67). «Иконографический подход» к алтарному ограждению развивается уже с VI века» (Успенский 1964, стр. 194). Однако его превращение в то, что известно сейчас как классический иконостас – а именно стена из икон, «полностью скрывающая алтарь от глаз молящихся» – впервые совершилось в России, причем не ранее XV века (там же, стр. 197). В период трансформации иконостаса особое влияние оказали два фактора: необычно большой размер икон, которые писали мастера развивающейся русской иконописной школы – Феофан Грек, св. Андрей Рублев и Даниил Черный – а также добавление двух новых рядов икон, один из которых изображает ветхозаветных патриархов, а другой – ветхозаветных пророков, поверх тех рядов иконостаса, которые были унаследованы от Византии (там же, стр. 196).

http://bogoslov.ru/article/4284026

п., затем изучает завесу кивория и темплона (т. е. алтарной преграды), которые, возможно, использовались для закрытия престола и алтаря. 1600 Художественные, археологические и письменные свидетельства являются весьма шаткими. Большинство фресок, миниатюр и икон, изображающих древний византийский алтарь, предлагают вниманию низкий алтарный барьер типа парапета и открытый киворий. 1601 Художественные изображения и письменные упоминания показывают существование завесы кивория в поздние византийские времена. 1602 Однако она используется не для сокрытия престола во время богослужения, а наоборот, открывается и сдвигается к колоннам, чтобы показать престол. 1603 У нас очень мало свидетельств о катапетасме. Мы знаем из археологических памятников, что в некоторых храмах был настолько низкий алтарный барьер, что на него невозможно повесить никакую завесу. 1604 Из доиконоборческих времен нет археологических данных, а литературные источники, которые упоминают завесы, закрывающие алтарь, «являются многочисленными в Египте, Сирии и Понте уже в ранний период, но нигде не упоминается Константинополь». 1605 Часто цитируемый фрагмент Павла Силенциария «Описание Святой Софии» (строки 755805) скорее может быть интерпретирован как упоминание облачений престола, а не завесы кивория. 1606 Представляется, что завеса алтаря или кивория, как и другие важные новации в византийском алтаре, например иконостаса, возникли на гребне большого водораздела византийской религиозной истории, каким был иконоборческий кризис. «Хронография» Феофана сообщает, что почитатель икон Михаил I в 811 г. установил возле престола Святой Софии завесу кивория с вышитыми священными изображениями. 1607 Как замечает Мэтьюз, скорее всего, она провисела недолго и, конечно, не пережила воцарение Льва Армянина в 813 г. и иконоборческий собор в Святой Софии в 815 г. 1608 Кроме того, нет никаких свидетельств, что она оставалась задернутой, чтобы завуалировать престол во время богослужения. Нет комментариев ранее ««Протеории»» (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В других местах, я сам видел, что даже завеса задергивается вокруг святой вимы во время тайн. Она раскрывается и закрывает все так, что снаружи не видно даже самих священников. Это сделал Кир Евстафий, благословенный среди патриархов. 1595 Отсюда, в Великой Церкви святилище не закрывалось алтарной завесой во время анафоры. Это было обычаем, которое Никита видел «в других местах» – следовательно, не в Константинополе – хотя его приписывание подобной практики патриарху Евстафию Константинопольскому (10191025) мешает понять, что он подразумевал под «другими местами». Во всяком случае, в Великой Церкви тайны были сокрыты, «не потому, что они» невидимы; но потому, что совершаются в тайне. Следовательно, закрытие престола от людей посредством сплошного алтарного барьера и завесы, обычно считающееся «типичным» для византийского обряда, по-видимому, является средневековой монашеской практикой, неведомой до XI в. Такое заключение сделал недавно Мэтьюз после повторного исследования свидетельств об «сокрытии тайн» в традиции Великой Церкви, и мы не нашли каких-либо противоречий в его прочтении источников или заключении. Однако мы говорим только о константинопольской традиции. Существование закрытого алтаря в Сирии и в других местах обнаруживается гораздо позже, чем принято думать. 1596 Но свидетельства из Константинополя показывают значительные вариации в данной традиции. 5. «Сокрытие тайн» в обряде Великой Церкви 1597 Действительно ли ранний византийский алтарь было закрыт завесой во время некоторых частей литургии? Известно, что в доиконоборческую эпоху византийское святое святых было ограждено барьером, который препятствовал доступу, но не видимости, как и на Западе. 1598 В средневековье после убедительной победы над иконоборчеством, возле алтаря появляется множество икон, но сплошной иконостас воздвигается лишь в XIV в. 1599 Что касается завесы, Мэтьюз сначала разбирается с упоминаниями предметов, которые являются скорее всего декоративными драпировками, облачениями для престола и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Климента. Алтарная преграда изображена на нем в виде архитрава, покоящегося на легких колоннах, к которому между колонн привешены светильники. Правый пролет снабжен, по-видимому, невысокой стенкой. Посреди алтаря находится престол, на котором пелена или, вернее, антиминс и две горящих свечи. Над престолом имеется сень, а над средним проходом завеса, состоящая из двух половин, поднятых и прикрепленных к столбам иконостаса. Фреска подземной церкви св. Климента в Риме Следующий рисунок изображает реставрированный иконостас церкви на острове Торчелло, согласно рисунку Rohault de Fleury, который сообщает в своем труде «La messe» 12 , что материалом ему служила одна миниатюра из армянского монастыря, причем построение этой базилики он относит к VII веку. Иконостас этот состоит из антаблемента, поддерживаемого шестью колоннами. Весьма интересен рисунок каменных скульптурных щитов в нижней части пре­грады. Rohault de Fleury сообщает, что траб или антаблемент, покры­вавший колонны, в настоящее время уже не существует; он слышал от М. Benouville, что тот не нашел ни малейшей от него части и что он заменен широкой рамой с натянутым полотном, на котором помещаются совершенно новые изображения Богоматери и 12 апостолов. Базилика на острове Торчелло Иконостас первоначального храма св. Петра в Риме, построенного при Константине Великом , состоял из ряда колонн, над капителями которых возвышались статуи св. апостолов. Rohault de Fleury высказываете сомнение в том, чтобы первоначально над колоннами мог быть антаблемент и что­бы этот последний мог составлять вообще принадлежность алтарной преграды особенно за долго до VI века. Рисунок, изображающий внутренний вид первобытного храма св. Петра в Риме в Real-encyklopädie der Christlichen Alteithimer F. X. Kraus 13 , представляет иконостас о шести колоннах, покрытых антаблементом, на котором уже размещены статуи. Подобный вид этот иконостас мог иметь не ранее 514 года, когда, по свидетельству Анастасия библиотекаря, папа Ормизда, устроив алтарную перекладину, покрыл ее серебряною обшивкою весом в 1400 фунтов 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В числе древностей можно считать книгу – «Церковный круг», изд. в 1773 году. Попечительство существует с 1873 года, председатель его – священник. Накопившиеся в кассе 400 рублей пошли на обновление храма. Копия с приходорасходной книги: 1780 года августа 1 дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской духовной консистории в духовное правление, а из оного, Шелонской Пятины, Залесской половины, благочинному, села Ктин священнику, Кириллу Иоакимову, указа: Ляцкого погоста, выставки Боброва, церкви Живоначальной Троицы, образам, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего. Вышеозначенная церковь деревянная, во имя Живоначальной Троицы. В ней святых образов литых. Царские двери резные золоченые; на них (живописные) образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону образа: Господа Вседержителя (на нем прибито три креста серебряных) и Димитрия Ростовского ; по левую сторону – Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого; пред ним (ними?) четыре лампады медных на северных дверях (?) образ Тайной Вечери; над тем местным образом вверх, в первом деисусе – двунадесятых праздников, во втором деисусе, посреди, Воскресение Христово, по сторонам – дванадесять Апостолов; в третьем деисусе, посреди, коронование Пресв. Богородицы (по сторонам) – двенадцать пророков. Над тем образом, вверху, Распятие Господне, с предстоящими Богоматерию, Иоанном Богословом и страстьми. В алтаре престол, уготованный по правилам св. Отец. На нем одежд: срачица белого полотна, индития – камки жаркой (?); антиминс святой на атласе желтом; хитон тавтяной. Евангелие в десть, обложено; обе дщи медные. Крестов: серебряный; верхняя сторона с позолоченной, чеканной работы, весом в 75 золотников; медной чеканной же; медной – литой. Покров камки желтой... Оловянной... Над престолом... столярной работы; на ней образ Духа Святаго. На жертвеннике одежда камки желтой, хитон тавтяной, сосуды серебряные, копие железное, губа. Запрестольные выносные образа; два креста; две Божьих Матери, Знамение; против престола – образ Господа Саваофа, пред ним лампада медная; у царских дверей – завеса тавты красной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К более поздним работам относятся т. н. мантия сщмч. Григория V, патриарха К-польского, и алтарная завеса с вышитой золотом композицией «Успение Пресв. Богородицы» (работа золотошвейки Кокконы Орологи из Фессалоники, 1819). В произведениях резьбы и в инкрустации резных поверхностей перламутром, древесными шашками очевидно влияние вост. орнаментики, о чем свидетельствует инкрустированная дверь 1589 г. из кафоликона И. м. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. Спб., 1902. М., 2004р. С. 257; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 2. Σ. 18-19, 22; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 19972. Σ. 342-344, 368-369, 374, 382-385, 388-389, 394-395, 398-399, 410-411, 449-450. Кат. 9. 20, 9. 34, 9. 37, 9. 45, 9. 47, 9. 52, 9. 56, 9. 57, 9. 60, 9. 69, 11. 2, 11. 5; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος, 1998. Э. В. Ш., М. А. М. Библиотека И. м. содержит свыше 2 тыс. греческих, ок. 100 грузинских (X-XV вв.), 16 слав. рукописей и 15 тыс. печатных книг. В каталоге С. Ламброса описаны 1386 греч. рукописей (из них 123 написаны на пергамене, 23 - на бомбицине, остальные - на бумаге). В монастырскую опись, составленную в 1997 г. о. Феологом Ивиритом, вошло 748 неучтенных ранее манускриптов; еще 74 рукописи были выявлены в процессе подготовки П. Сотирудисом к изданию каталога (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 1998. Τ. 1), включившего описание первых 100 кодексов собрания И. м. В связи с этим в 2007 г. вне очереди вышел 11-й т. каталога с описанием 181 из 822 новонайденных рукописей (из них 35 датируются X-XV вв. (29 пергаменных), 89 - XVI-XVII вв., остальные относятся к более позднему времени (Ιερ Μον Ιβρων: Κατλογος λληνικν χειρογρφων/Π. Σωτηροδης. Αγιον Ορος, 2007. Τ. 11)). Древнейшая греч. рукопись, хранящаяся в б-ке И. м.,- Евангелие Ath. Iver. gr. 8(1), IX в. (согласно Ламбросу, VIII в.). В нач. XVII в. мон-рь приобрел коллекцию рукописей и старопечатных книг Максима Маргуния, еп. Кифирского († 1602). В 1654 г. Арсений (Суханов) привез из И. м. 170 греч. рукописных и печатных книг, в т. ч. неск. из первоначально принадлежавших иверской библиотеке, напр. Гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, переписанные в 1006 г. Феофаном Ивиритом (ГИМ. Син. греч. 75(62)). В 1678 г. К-польский патриарх Дионисий IV подарил свое собрание книг б-ке И. м., к-рое в 1722 г. пополнилось сочинениями Неофита (Мавроматиса), бывш. митрополита Артского и Навпактского. Последний участвовал в строительстве помещения для б-ки.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Предполагали, что воздух мог являться храмовой иконой собора Рождества Богородицы в Суздале, для которого он и был сделан (Щепкин В.И. Указ. соч. С. 67), или украшать стену «в средней апсиде алтаря»: Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М.. 1963. С. 48. 256 Согласно надписи, вышитой по краю средника с «Евхаристией», пелена была создана в 1485–1487 гг. «замышлением» рязанской княгини Анны (сестры Ивана III) для Успенского собора в Рязани: Щепкин В.И. Указ. соч. С. 44: Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С. 18. Ил. 20–21. 259 В связи с «Суздальским воздухом» см.: Свирин А.Н. Указ. соч. С. 48: Бадяева Т.А. О внутреннем убранстве. С. 68. 260 Такое размещение предполагалось для новгородской «Пелены с Распятием», «Воздуха Марии Тверской», «Суздальского воздуха». По мнению Т.А. Бадяевой. «в алтаре такая большая пелена (Марии Тверской. – А. Л.) могла украшать либо овальную апсидную стену, либо престол, будучи завесой, которая подвешивалась между столбами напрестольной сени, кивория, на лицевой, обращенной в храм стороне» (Бадяева Т.А. Пелена Марии Тверской. С. 505). 261 Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде. Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г./Под ред. Хр. М. Лопарева//ППС. СПб., 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 9–11, 45–46, 75–76. «Во алтаре же великом над святою трапезою великою, на среде ея, под катапетазмою повешен константинов венец (с драгими камением) (и жемчугом учинен), а у него повешен (злат) крест; под крестом голубь злат: и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Та ж катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпы алтарные (и терем) и амвон – все сребряно (тако же златом и сребром учинен мудро зело). А у катапетазмы повешены венцы малы, 30 их, в память всем Христианом в незабытие Иудиных ради 30 серебреник, на них же Господа нашего предаде. Тем же речено бысть: «Ядый мой хлеб возвеличил есть на Мя лесть». Да, разумеете вси христиане, блюдутся Иудина злаго и неправедного сребролюбства. Прежние же святители служаху (за) завесою паволочинюю, повесивше катапетазму. (Мы же вопросихомъ, чегоже ради та бысть? Они поведаша, яко) видения ради женска и всего народа, да не мутным умом и сердцем Богу Вышнему, Творцу небеси и земли, службу вослют; потом же еретицы паки, вземше тело Господне и кровь, не ведуще никомуже завесы ради (что творят они ж окоянние вышедше из-за завесы вне), выплевавше вступаху ногами. Ту же ересь увидевше святые отцы Духом, привезаша завесы те ко столпам катапетасмы и (оттоле) к патриарху и к митрополиту и к епископу и к попу (тому) приставиша протодьякона (верна к Богу) (или дьякона), да зрит (их), да без ереси праведно служат Богу. Та же завеса в Распятие Господне раздрася до долу беззакония ради жидовскаго (иегда пленен бысть Иерусалим Титом, и многи сосуды церковные и завесы пленены быша в Рим, и от царских сокровищ вдана бысть в церковь святыя Софии) и тма бысть по всей земли: гроби отверзошася и мертвых телеса возташа, да бы, видевши чудо то, познали Сына Божия» (Там же. С. 45–46).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Иконостас имеет три двери. Центральные двери имеют две створки и называются Царскими вратами. Они ведут к престолу. Северные врата, расположенные слева от Царских врат, ведут к жертвеннику. Южные врата находятся справа от Царских врат. Боковые врата называют также диаконскими вратами. Северными вратами выносят Святые Дары на входе, выносят крест, Евангелие, выходят на литию. Этими вратами выходят также для совершения каждения (9 и 22 гл. Типикона), для возглашения ектений. Южные врата обычно используются для входа в алтарь, после выходя из северных врат. Царские врата называются также святыми (23 гл. Типикона), великими (литургия Пасхи в Типиконе). Царскими вратами выносят освященные Святые Дары. Открытие Царских врат символизирует открытие Царства Небесного. За Царскими вратами находится завеса, которая называется также катапетасмой, внутренней завесой, завесой внутрь Царских врат (7 гл. Типикона), внутренней дверью (9 гл. Типикона). Первый ряд иконостаса называется местным рядом, поскольку в нем имеются иконы святого храма и местночтимых святых. На Царских вратах изображают икону Благовещения Пресвятой Богородицы и иконы евангелистов. На боковых вратах изображают ангелов, пророков, святых дьяконов. Справа от Царских врат находится икона Иисуса Христа и храмовая икона, изображающая святого или событие, в честь которого освящен данный храм. Слева находится икона Богородицы. Соответственно этому по обе стороны Царских врат устанавливают малые иконы Иисуса Христа и Богоматери. Над Царскими вратами располагают икону Тайной вечери. Второй ряд называется праздничным, поскольку состоит из икон двунадесятых праздников. Третий ряд – это деисисный ряд. Он состоит из центральной иконы Иисуса Христа, по обе стороны которой устанавливаются иконы Богоматери (справа), Иоанна Крестителя (слева) и апостолов, обращенных с молением ко Христу. В литературе установилось неправильное, искаженное наименование этого ряда – деисусный ряд. На самом деле название его происходит от греческого слова «деисис» – моление, поскольку иконы этого ряда изображают моление ко Христу Богоматери и святых. Четвертый ряд иконостаса – это пророческий ряд, состоящий из икон ветхозаветных пророков. Пятый ряд включает иконы ветхозаветных праотцев. На самом верху иконостаса иногда встречаются изображения Ангелов. Увенчивается иконостас крестом (с распятием). Пятиярусный иконостас – явление, характерное для русской храмовой традиции. Встречаются такие иконостасы не всегда. Часто иконостасы ограничивают тремя первыми рядами. Алтарная часть

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Начинало уже смеркаться, когда мы подъехали к Неаполю. Везувия нельзя было видеть, так как весь он был покрыт туманом. Мы остановились в лучшей гостинице. Переодевшись наскоро, я отправился по делам; отыскал нашего консула, к которому имел бумаги; по счастливой случайности у него встретил Настоятеля местной греческой церкви; представился Министру Двора Его Высочества и получил все нужные приказания; 28 числа Великому Князю угодно было слушать обедню, а 29 молебен новому лету. Все сие было выполнено нами исправно, чинно, без признаков замешательства, робости и т. под. Великий Князь остался вполне доволен и принял меня не один, а вместе с Великой Княгиней, весьма милостиво: усадил, осведомлялся о прежней моей службе, много распрашивал о Китае и Китайцах; Великая Княгиня выказала свое особенное удовольствие, когда я начал бранить Рим, Римлян, их цинизм, неряшество, бестолковость, лень и т. под. Между прочим узнавши о том, что в последнее время я служил в Витебске, Великий Князь заметил, что проездом видел Витебск, из окна вагона, и нашел его, т. е. Витебск, весьма мизерным (что весьма справедливо)... Затем Великий Князь изволил осведомиться, кто в Витебске Губернатором, и когда я назвал Павла Яковле- —526— 1872 г. вича Ростовцева 231 , Его Высочество начал о чем-то в полголоса разговаривать с Великой Княгиней, поминутно произнося имя Якова Ростовцева. Церковь , в которой я служил, замечательна во многих отношениях. Замечательна, прежде всего, ее история. Основанная православными Греками, она несколько веков процветала, о чем отчасти может свидетельствовать нынешнее ее благолепное состояние; потом ею завладели Униаты-Греки; наконец, когда нынешнее Итальянское Правительство, по примеру других Христолюбивых правительств, начало закрывать церкви господствующей религии, не касаясь иноверных, тогда Униаты, чтобы спасти свою церковь от кассировки, отдали ее грекам православным; теперь же, когда гроза прошла, опять стараются отнять ее у Православного Архимандрита и его прихожан. Вторая особенность этой церкви заключается в том, что она в алтарной своей части представляет тот уродливый беспорядок, какой обыкновенно вносила уния в эту часть храма. Престол каменный, продолговатой формы, отодвинут от стены так мало, что нашим протодиаконам не пройти здесь ни за что; горнего места, таким образом, нет; на престоле – цибориум 232 в виде этажерочки, на которой по сторонам кладутся служебнички, поминальники, записочки памятные и иной хлам; Царские двери есть: на одной половинке изображен св. Петр (sic!), на другой Ап. Павел, но половинки эти не запираются, – их заменяет завеса из парчи, поднимающаяся вверх складочками, наподобие шторы; вместо копия употребляется обыкновенный столовый ножик; покровец на чаше круглый, совершенно похожий на блюдечко; наконец, настоятель Неапольской церкви перенял от униатов обычай служить на одной просфоре, с пятью, впрочем, печатями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По личному мнению автора статьи, гипотетическое положительное решение о предоставлении права служения Божественной литургии всем священникам без исключения следует аргументировать не только «миссионерской целью». Безусловно, миссия должна рассматриваться как одна из главных предпосылок, которые должны определять те или иные изменения существующей литургической практики. Но не менее важным мотивом, которым следует руководствоваться в решении поставленной проблемы, является приведение литургической практики в соответствие с богословским и догматическим учением Церкви о таинстве Евхаристии. Во-первых, обычай закрывать алтарное пространство от взоров верных, присутствующих и молящихся за литургией, изначально был установлен исходя из некоторых богословских суждений, не согласующихся с учением Священного Писания и отцов Церкви первого тысячелетия о цели и характере таинства Евхаристии. Во-вторых, в нынешнем виде данная практика проявилась только в XVII в. и, следовательно, не является древним обычаем Церкви. В третьих, этот обычай является обязательным только для определенной категории священнослужителей, в то время как другая часть служит литургию с отверстыми Царскими вратами, что также вызывает возражения богословского порядка. Ограда алтарного пространства, или пресвитерия, — cancellus, темплон и алтарная завеса — катапетасма являются атрибутами внутреннего убранства христианских храмов как в Восточной, так и Западной Церкви с глубокой древности. О резной деревянной алтарной преграде, устроенной в начале IV в. в великолепной базилике в г. Тире, в Финикии, упоминал Евсевий Кесарийский . В главной базилике Martirium храмового комплекса Воскресения, построенного императором Константином Великим в Иерусалиме, алтарь от нефа отделяли двенадцать великолепных колонн, «по числу двенадцати апостолов», увенчанных серебряными вазами . В базилике св. Петра в Риме, также воздвигнутой св. Константином, алтарь отделяли спиралевидные колонны, доставленные из Греции . Порфировые колонны поддерживали киворий, то есть сень, устроенную над алтарем, под которым было погребено тело св.

http://bogoslov.ru/article/5823274

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010