Прекрасное знание литературы, как русской, так и зарубежной, осведомленность в проблематике и современной духовно-культурной ситуации Православной церкви за границей помогло Л. А. Успенскому дать полное представление об иконостасе как духовно-историческом явлении – от его истоков до наших дней, и все это – в предельно сжатых рамках краткого очерка. Истоки иконостаса (алтарной преграды), отделяющей алтарь собственно храма, восходят к литургической традиции иудейства генетически перешедшей в христианский культ, что было «окончательно установлено» современной литургической наукой 663 . Пространственное разделение храма на две части, в которых выделяется место, где совершается таинство, было обусловлено «структурой общины в литургии, ее разделением на совершателей таинства и его участников» 664 . Место Престола с Телом Христовым образует собою священное пространство, называемое алтарем, или вимой. Согласно толкованию святых отцов ( Софроний Иерусалимский , Герман Константинопольский ), это место явления Судии во Втором пришествии «из-за Восседающего на нем (престоле. – Л. Щ), который будет судить живых и мертвых» 665 . Понимание вимы как «места суда в его эсхатологической перспективе» выразилось в том, что на своде алтарной арки, или в виме, изображался либо Христос с 12 апостолами, либо Етимасия. Алтарная преграда или завеса в христианских церквах была «внешним признаком иерархичности частей храма» 666 . При этом завеса Святая Святых ветхозаветного храма (с изображенными на ней херувимами) получила новозаветное толкование – была уподоблена апостолом Павлом плоти Христовой ( Евр. 10:20 ). благодаря чему на ней стали изображать либо крест, либо Распятие 667 . Ссылаясь на св. Григория Богослова (PG. Т. 37. Col. 1234 ) и, видимо, обращаясь мыслью к сочинениям о. Павла Флоренского. Л. А. Успенский делает чрезвычайно важный вывод, яшмющийся квинтэссенцией всей статьи и имеющий первостепенное значение для понимания высокого иконостаса: «Преграда, завеса, а позже иконостас, отделяя алтарь от корабля, есть грань между двумя мирами: вневременным и временным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Краски для завесы Скинии были выбраны не случайно. Каждая обозначала одну из четырёх стихий, из которых по представлениям того и более позднего времени, уже новозаветного, состоял мир: из огня, воздуха, земли и воды. “Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных — из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур от моря” 27 . Багряница, или червлёная, означала огонь, так как была ярко-красного цвета 28 . Гиацинт, или голубая с фиолетовыми переливами, символизировала воздух 29 . Виссон, нейтрального охристого оттенка, был близок к цвету земли и буквально произрастал из неё. Пурпур же — цвет царской славы, соединяет своё происхождение с водной стихией 30 . “Подобное смешение материалов долженствовало служить подобием мироздания” и соответствовать тексту книги Бытия (о первых днях Творения: неба, земли, воды), написанной Моисеем незадолго до устроения Скинии (или одновременно с ним), которая также возводилась под его руководством и отображала тот первообраз, который был показан на горе Синай: Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх 25:40). Завеса Скинии, соединяя в себе четыре вещества, являла собой первый этап мироздания, когда, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, Бог “привёл всё из не сущего в бытиё: иное из не бывшего прежде вещества, как-то: небо, землю, воздух, огонь, воду” 31 . Завеса же Иерусалимского храма, более развитая с художественной точки зрения, украшенная растительными узорами, изображениями херувимов, и тем более средневековые пелены, которые не просто украшались вышивкой, но ткались изначально с определённым и достаточно сложным рисунком, — с точки зрения символики отображали как бы следующий этап Творения: “А другое — из этих уже созданных Им веществ, как-то: животных, растения, семена. Ибо это по повелению Создателя произошло из земли, воды, воздуха и огня” 32 . В Новом Завете завеса названа плотью (Евр 10:20). Её внутреннее, замкнутое значение не обособлялось от символики всей Скинии в целом, так как “третья часть её [то есть Святая Свя­тых] в которую был запрещён доступ священнослужителям, изображала небо, как местопребывание Господа Бога, остальное же пространство было открыто для одних священнослужителей, наподобие того как земля и море доступны человеку” 33 .

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

По толкованию святителя Кирилла Александрийского, сокрытый за завесою ковчег завета предъизображал собою Христа, чья Божественная природа таилась за завесою плоти: " Завеса на четырех золотых столпах, основания которых были серебряные, проявляла тогда таинство Христа: ибо разве не назвал для нас завесою Тело Христа и мудрый Павел, так говоря: егоже (то есть вход во святая) обновил есть нам путем новым и живым, завесою, сиречь Плотию Своею (Евр. 10. 19-20)? Так усматривай же как бы в сени и гадании, что Слово, будучи Бог и от Бога Отца по естеству, было, как бы в золотом и негниющем кивоте, в воспринятом от Девы храме: ибо нетленно и честно Тело Христа; едва же и не таился Он как бы за завесою, принявши плоть. Итак, завеса повешена была на столпах, скрывая внутри кивот, и была образом Христа, подъемлемого на высоту проповеданиями святых Евангелистов и в славе Божества видимого для находящихся в святой скинии, то есть в Церкви. Столпов четыре, золотых и посеребренных: равночисленны им и Евангелисты, светлые и честные " (Св. Кирилл Александрийский, О поклонении и служении в духе и истине, кн. 10). Из святоотеческих комментариев следует, что ветхозаветная завеса, алтарная преграда и иконостас православного храма символизируют грань между духовным и материальным мирами. Святитель Симеон Солунский объясняет: " Столбики в иконостасе означают отделение чувственного от духовного и суть как бы твердь, разделяющая духовное с чувственным; а то, что они находятся около жертвенника Иисуса Христа, значит, что есть столпы в Церкви Его, проповедующие Его и нас утверждающие. Посему поверх столбиков находится космит (фриз с карнизом), который означает союз любви и единение во Христе святых, сущих на земле, с горними. Оттого поверх космита, по середине между святыми иконами бывает изображен Спаситель, а по ту и другую сторону - Матерь Его и Креститель, ангелы и апостолы, и прочие святые, так что все это внушает и пребывание Христа со святыми на небесах, и присутствие Его ныне с нами, и то, что Он имеет опять придти " (Св.

http://pravoslavie.ru/1466.html

Христос Великий Архиерей с сослужащими святителями и ангелами. Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г. (мон-рь Хиландар, Афон) О З. в Св. Софии К-польской говорится, что они «распускались» или «разворачивались» священнослужителями ( Иерусалимская. 1988. С. 10). О них упоминает русский паломник свт. Антоний, архиеп. Новгородский († 1232), который в описании Св. Софии К-польской оставил свидетельство только о З. (катапетасмах) кивория и даже сам киворий назвал катапетасмой ( Добронравов. 1912. С. 8; Путешествия… 1872. С. 73). Свидетельство архиеп. Антония Новгородского указывает на то, что З., присутствующие только на кивории, сохранялись в Св. Софии до XIII в. З. в др. визант. храмах устраивались по образцу З. Св. Софии К-польской. Вероятно, и на Руси, в первых церквах Киева - Десятинной и Софийском соборе,- были кивории с З., но «получил большее распространение обычай устраивать «небо», в особенности в церквах приходских; кивории же остались принадлежностью лишь городских соборных церквей, и сооружение их считалось делом настолько большим и важным, что стало отмечаться в летописях», из к-рых видно, что на устройство кивория, столбов и З. стали смотреть только как на украшение, поскольку он появлялся гораздо позже престола, тогда как по греч. представлениям во времена свт. Симеона Солунского в новом храме считалось все законченным только после утверждения кивория над престолом (Там же. С. 17). Указание на З. у кивория сохранилось в описании церкви XVII в.: «Вокруг престола под сенью завеса тафтяная алая» (Там же. С. 18), при этом отмечены признаки редуцированной З. «в виде узких полотнищ из шелковой ткани, прилегающих к столбам кивория и служащих теперь только украшением. Наконец, самый деревянный раззолоченный подзор сени, несколько спускающийся по углам вниз, представляет собою не что иное, как слабые следы той же когда-то необходимой утвари» (Там же). Вместо кивория с сенью могло быть устроено нечто их напоминающее - т. н. небеса. З. «в большинстве русских храмов стала помещаться, как и в Греции, по линии алтарной преграды» ( Голубинский. 1904. С. 176), к-рая первоначально имела вид маленькой стенки с колоннами или даже без них с космитом вверху, утверждавшимся на колоннах или упиравшимся в стены алтарной арки. З. привешивалась в таком случае к космиту и закрывала весь алтарь. «До XVII в. она исполняла свое назначение... служа даже кое-где заменой святых дверей довольно долгое время» ( Добронравов. 1912. С. 18).

http://pravenc.ru/text/182423.html

9 октября 1731 года скончалась сестра государыни царевна и великая княжна Параскева Иоанновна. Духовенство и монахи Сретенского монастыря участвовали в совершении заупокойных служб и чтении Евангелия при теле ее В этом же году скончались бывшая царица Евдокия Федоровна (в иночестве Елена), герцогиня Анна Петровна и великая княжна Наталья Алексеевна, которые поминались в московских монастырях (в том числе и в В делах Святейшего Синода сохранилось прошение будущего настоятеля Сретенского монастыря иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском монастыре, а игумен Сретенского монастыря Феодор 29 октября 1731 года переведен в Угрешский монастырь. Просьба иеромонаха Евсевия была уважена Святейшим Синодом 31 декабря 1731 24 февраля 1735 года игумен Феодор назначен ризничим московского Синодального Именоваться ему велено было иеромонахом (но при этом отмечено, чтобы во всех церемониях имел первое место перед игуменами других На этой должности он пробыл до октября 1737 В мае 1735 года он был определен к произведению ставленнических Упоминание о синодальном ризничем Феодоре находим в связи с московским пожаром 1737 года при описании синодальной ризницы. " Имевшаяся у синодального ризничего иеромонаха Феодора в содержании синодальная ризница, и в казенной кладовой палате денежная казна, и в книгохранительнице и в апостольской церкви имевшаяся церковная утварь не горели, и все в целости, только в оной же апостольской церкви в алтаре престола и жертвенника верхние доски взломаны и одежды, которые на них были, и завес, и по сторонам два завеса же от скорого и внезапного великого пожара " от скорости обирательством " во многих местах изодраны, а также и серебряное паникадило и лампады, " за опасением того же пожара " , оборваны, " и, может быть, некоторых штучек и мест серебряных и не без утраты " ... да в имевшейся в саду беседке три картины писанные, две на полотне, а третья на объяри, сгорели без остатка - отмечал ризничий иеромонах Феодор " Также в другом месте: " На духовной дикастерии, которая подле стены и алтарных окон ниц церкви Дванадесяти апостолов, горела кровля, от которой загорелись в показанных алтарных окошках деревянные рамы, и пробивало сквозь затворы в алтарь пламенем и искрами, " чего для от того великого страха " ризничий иеромонах Феодор с пономарем едва выломал, также с престола и жертвенника одежды и срачицы снял и три завеса и серебряные лампады " за страхом " оборвал, " и в том снятии и обрывании лампад учинилось напрестольной срачице, и завесам, и от лампад цепочкам повреждение " "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Откуда заимствован столь архаичный тип сербской плащаницы? Прямоличность и симметричность образа Христа позволяют предполагать, что прототипом его была не возлагаемая на гроб или алтарь эпитафия, а вертикально подвешиваемая завеса-катапетасма. Ее архетипом могла быть завеса Иерусалимского храма, раздравшаяся надвое во время Распятия в тот момент, когда Христос испустил дух ( Мф.27:51 ). Реликвию этой завесы около 1200 г. видел Антоний Новгородский в Софии Константинопольской. По его словам, сотворенная «от злата и сребра» катапетасма была подвешена между столпами кивория над алтарной трапезой 871 . Являя образ всей службы, она была важнейшей иконой происходившего на престоле литургического таинства. По-видимому, она не закрывала самой трапезы, ибо Антоний отмечает, что ею специально заменили прежде висевшие здесь драгоценные завесы, скрывавшие служащих за ними священников 872 . Паломник был удивлен этим обстоятельством, и на свой вопрос услышал, что висевшие перед алтарем ткани не позволяли верующим ясно видеть важнейшую часть литургии: «мутным умом и сердцем Богу Вышнему... службу вослютъ», а еретикам, напротив, давали возможность богохульствовать над причастием. Антоний прямо отождествляет катапетасму с реликвией Иерусалимского храма, которая, в числе римских трофеев, наряду с другими Храмовыми сокровищами, была захвачена Титом, а позже передана в качестве императорского дара в Софию Константинопольскую 873 . Важно, что реликвия разорвавшейся надвое «беззакония ради» ветхозаветной завесы действительно служила в Софии «судом и совестью» христианина, увещеванием еретикам, призывая их к очищению и покаянию 874 . Хотя описание Антония не позволяет достоверно реконструировать изображение на Иерусалимской катапетасме, но весь ход его размышлений, порожденных лицезрением, по-видимому, ее очень емкого и лаконичного образа, сводится к значению Тела Христова. Евангельская символика алтарной завесы как «плоти Христа» ( Евр.10:20 ), через которую открылся путь к спасению (развитая в толкованиях Симеона Солунского : «Христос проложил путь через завесу плоти, через Него нашли мы вход во святое») 875 , более всего соответствует изображению мертвого тела Спасителя и согласуется с его образом на плащанице как раздравшейся в пятницу иконы-завесы. Нераздельность ткани-реликвии, связанной с прикосновением мертвого тела Христа, и нерукотворного изображения на ней также напоминает о погребальной плащанице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тертуллиан также писал: «Ну что же! Ты, желающий скорее упражнять любострастие в деле спасения твоего, пройди мимо церквей апостольских, в которых и до сего дня стоят подлинные кафедры апостолов , в которых оглашаются подлинные их писания, звучащие их голосами и являющие образ каждого из них» . «Кафедра» в греческом языке значит: «сиденье», «седалище». И Церковь до сего дня называет престол епископа кафедрой – отсюда и названия «кафедральный собор» и «епископская кафедра» 373 . И важно, особенно протестантам, отметить для себя, что кафедры были в церквах с I века : сначала для Апостолов, а потом и для их преемников – епископов. О восседании на Богослужении на престоле пишет и св. епископ Григорий Богослов : «казалось, я сидел на горнем престоле . По обе стороны у меня на низших местах сидели пресвитеры – вожди стада. Диаконы стояли, и в белых своих одеждах изображали собою ангелов светлых. Народ, точно рой пчёл, толпился у решётки» [ 16 ] . О горнем месте упоминает и св. Иоанн Златоуст . В Православии же до сего дня место престола епископа именуется «горним местом». Итак, протестанты, не имея престолов ни для епископов (а чаще всего они не имеют даже самих епископов – читать об этом в гл. 12), ни для пресвитеров никак не следуют небесному образу, и устройство их домов молитвы в самых главных моментах совсем не таково, как было в древней Церкви. Иконостас. В ветхозаветном храме Святое святых отделялось от остальной части храма завесой: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы … и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго святых» ( Исх.26:31,33 ). В воссозданном и исправленном храме новозаветном также есть завеса. О ней упоминается в древнейшем документе Церкви – «Апостольских правилах»: «Сосуд золотой, или серебряный освящённый, или завесу , никто уже да не присвоит на своё употребление» (правило 73). Также и св. Дионисий Ареопагит говорит, что священники, «с благоговением исходя с ними (Святыми Дарами) вне священных завес ... " , причащают верных у алтаря. Об алтарной завесе упоминают и святые отцы: св. Иоанн Златоуст : «когда ты видишь открывающимися обе половины завесы , то представляй, что отверзаются небеса и нисходят ангелы» ; св. Епифаний Кипрский (315–403 гг.), описывая церковь , в которой он побывал, путешествуя, говорит: «В ней увидел я завесу тонкую и раскрашенную с изображением, кажется, Христа или некоего святого; хорошо не помню» ; св. Кирилл Александрийский (IV-V вв.): «Да научатся отнюдь не допускать человека незрелого внутрь священной завесы " , т.е. не поставлять незрелого священником, который служит в алтаре за завесой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Наталия Ростова 9 декабря 2019, 12:10 НИКОЛАЮ. В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые не несли бы смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас и завеса над Царскими вратами являются полноправными " участниками " богослужения. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был св.Василий Великий во второй половине 4 века. Но ещё ранее известны перегородки между алтарём и средней частью храма.Например, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Почитайте про значение в богослужении катапетасмы, по-греч. " завеса " и Вы поймёте, что она не может быть прозрачной, как Вы написали в своём комментарии. И не надо обвинять неравнодушных чад Церкви в агрессивности. Люди переживают. Наталья 9 декабря 2019, 12:02 Непонятно почему нет обсуждения с прихожанами храмов,с жителями района. Решается все за спиной жителей. Если проекты храмов такие спорные, то необходимо решать всем вместе. Всем здесь жить и смотреть столетиями на эти здания. Не только нашим современникам , но и их детям, внукам , правнукам и тд. Елена О 9 декабря 2019, 11:36 А полезно почитать такие статьи и комментарии к ним. Наглядно показаны и соринки и бревна. Игорь, Киев 9 декабря 2019, 07:59 Храм-это дом молитвы. В этих модерновых коробках невозможно сосредоточиться.В них не до молитвы. Главное дело бесов сделано.Человек отстоял-и впустую . Николай 9 декабря 2019, 00:13 И ни слова по существу: какой именно дух канонов нарушается? И море агрессии в комментариях. Нет, архитектура не является самоцелью при строительстве храма. Храмы Вселенского Православия отличаются по архитектурному стилю. Нет, иконостас может быть не во всю высоту потолка. Более того, иконостас не может быть глухой перегородкой между алтарём и храмом. Именно по духу не может быть таким: святые не строят преграду между человеком и Богом, поэтому, перегородка должна быть полупрозрачной или не полной. На фото в статье представлена алтарная часть с огромным количеством света со стороны алтаря. Напомню, что он строится на Восток. Пропорции храмов соблюдены.

http://pravoslavie.ru/126146.html

Алтарь отделяется от церкви неши­рокими пристенками, прилегающими вплоть к южной и северной стенам церкви, а при каждом пристенке нахо­дятся по две и по три колонны, на коих утвержается арка. Пристенки и колонны (шириной около двух аршин) на каждой стороне обставляются иконами Спасителя, Богоматери и святых, которые, помещаясь в разных рамах, образуясь как бы иконостас. Иконы есть и в других местах, как-то: по стенам церкви, над аркою и в алтаре. Храмовая икона помещается с правой стороны у стены на аналое или на столе, покрытом пеленой. Замечательно, что все Иаковитские иконы не высокой кисти, но самой древ­ней Византийской школы или точнее, школы Месопотамской, отличающейся от Византийской, – от этой старшей сестры своей 33 темным колоритом. Под аркой между колоннами повышена на железном пруте церковная завеса, отделяющая и закрывающая алтарь, едва не во всю ширину церкви. Само собой разумеется, что при таком устройстве преграды, отделяющей алтарь, в Иаковитском храме нет ни царских врат, ни боковых дверей. 34 Вход в алтарь общий для всех, и всегда открыть; ибо алтарная завеса не задергивается, как у нас, ни вне общественных молитвословий, ни при богослужениях, исключая впрочем литургии, в продолжении которой, в важнейшие минуты тайнодействия, она опускается. Святая трапеза устрояется из камня, «яко Христа образует, иже и камень именовася» (Сим. Фессал. толков. на литург.), но может быть и из дерева, как у нас. В по­следней случай, чтобы сохранить таинственное знаменование трапезы, она накрывается каменной доской. Кроме того, трапеза у Иаковитов, как и у всех греков, устрояется гораздо возвышеннее, чем у нас. Посему к ней приде­лываются с лицевой стороны две ступени, на которые восходит иерей во время священнодействия. Трапеза находится посреди алтаря, но соединяется с восточной его стеной чрез легкую надстройку с резьбой, в роде иконостаса, возвышающегося уступами и образующего между трапезой и стеной несколько полок, на коих ставятся подсвечники с высокими свечами, а на высшей из них, близь самой стены, – разное Распятие с предстоящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Ниже мы рассмотрим историческое происхождение традиции совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах, предложим ее богословскую оценку с точки зрения библейского и святоотеческого учения о таинстве Евхаристии и в заключение приведем необходимые выводы. Преграда и завеса Ограда алтарного пространства, или пресвитерия — cancellus, meмnлoh u алтарная завеса — катапетасма, стали атрибутами внутреннего убранства христианских храмов с глубокой древности. О резной деревянной алтарной преграде, устроенной в начале IV века в великолепной базилике в г. Тире в Финикии, упоминал Евсевий В главной бaзuлuke Marmirium xpaмoboro комплекса Воскресения, построенного равноапостольным императором Константином Великим в Иерусалиме, алтарь от нефа отделяли двенадцать великолепных колонн, «по числу двенадцати апостолов», увенчанных серебряными В базилике Святого Петра в Риме, также воздвигнутой святым императором Константином, алтарь отделяли спиралевидные колонны, доставленные из Порфировые колонны поддерживали киворий, то есть сень, устроенную над алтарем, под которым было погребено тело святого апостола Петра. В древней сиро-халдейской Литургии апостола Фаддея и Мария содержится респонсорий у решеток (responsorium ad Чаще всего темплон представлял из себя невысокую, не более чем в половину человеческого роста, ограду, украшенную барельефами или резным орнаментом и имевшую центральный и боковые выходы. В византийских храмах позже поверх нижнего яруса темплона стали устанавливать ряд колонн, в свою очередь увенчанных поперечной конструкцией — архитравом, или космитом, на котором размещалось «украшенное крестом изображение распятого Однако через проемы между колоннами миряне, молящиеся в храме, видели все, что происходило в алтаре. Иконы между колоннами темплона стали устанавливать не ранее XII века в греческих и балканских храмах. На Руси многоярусный сплошной иконостас, скрывающий полностью алтарное пространство, как обязательный элемент архитектуры храма появляется только в XIV Первоначально темплон лишь ограждал алтарь от запрещенного мирян. «Преграда обозначает место молитвы, показывая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней — Святое Святых, куда дозволен доступ одним

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010