– У вас такой монастырь, что сюда можно монашествующих на получение образования посылать… – Главное в монастыре – это послушание и молитва. Академическая работа всё же стоит на втором плане… – Матушка, спасибо большое за удивительный рассказ о жизни монастыря, его деятельности! – Спаси Господи Вас! Сёстры Ново-Тихвинского монастыря исполняют тропарь Александру Невскому византийским распевом vk fb tw ok @ g+ lj Собор святого Александра Невского, восстановленный собор vk fb tw ok @ g+ lj Придел Свт. Николая Чудотворца в храме Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj Святая Екатерина – небесная покровительница града Екатеринбург vk fb tw ok @ g+ lj Мозаичная икона святого благоверного Великого князя Александра Невского на купольном своде собора Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj Ковчежец с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в Александро-Невском соборе vk fb tw ok @ g+ lj Икона Божией Матери «Тихвинская» работы сестер обители vk fb tw ok @ g+ lj Внутреннее убранство Александро-Невского собора vk fb tw ok @ g+ lj Надгробие Михаила Нурова – Екатеринбургского купца, мецената и благотворителя vk fb tw ok @ g+ lj Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» vk fb tw ok @ g+ lj Собор Святого благоверного князя Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» vk fb tw ok @ g+ lj Алтарная завеса, вышитая сестрами обители vk fb tw ok @ g+ lj Алтарь храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» vk fb tw ok @ g+ lj Мозаичная икона Христа-Спасителя в Скорбященском храме, выполненная сёстрами обители vk fb tw ok @ g+ lj Мощевик в макете византийского храма с частицами мощей святых Адриана и Натальи vk fb tw ok @ g+ lj Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» vk fb tw ok @ g+ lj Фреска «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» в Скорбященском храме, написанная сёстрами монастыря. (Далее идут голубые однотипные фрески этого храма. Скорбященский храм полностью расписан монахинями) vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/140936.html

«Христос на троне» (ок. 1250) и «Сорок мучеников Севастийских» (кон. XIII в.). Иконы посл. трети XIII в. представляют явление, свидетельствующее о нарастающих взаимоотношениях с К-полем и возрождении греч. искусства (напр., иконы «Богородица Панагия на троне, с предстоящими ангелами», «Прав. Симеон Богоприимец»). Возможно, в самом монастыре обращались к классическим памятникам нач. XIII в., напр. к Деисусу, от к-рого сохранились только иконы архангелов и апостолов. Визант. иконопись XIV в. свидетельствует о налаживании контактов с К-полем. Памятники этого времени представляют собой небольшие иконы для личного обихода, зачастую - триптихи или полиптихи (складни) с разнообразными сюжетами, предназначенные для литургического использования,- они были поклонными иконами. К нач. XIV в. восходят 2 сохранившиеся боковые створки триптиха с фигурами св. воинов Феодора Тирона и Георгия (вверху) и преподобных Саввы, Онуфрия, Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина (внизу). Большая часть складней в Е. в. м. вкладные, напр. маленький 6-частный складень (гексаптих) с изображением 12 праздников (ок. сер. XIV в.). Небольшого размера (32 ´ 23 см) икона со сложной программой - «Распятие с праздниками и сценами Страстей» - датируется 2-й пол. XIV в. Ок. 1400 г. в К-поле выполнен 2-частный складень «Богоматерь Одигитрия. Снятие с креста», представляющий собой один из лучших образцов искусства этого периода. В это время в мон-ре в качестве даров появляются и произведения западноевроп. искусства, посвященные вмц. Екатерине,- алтарная завеса «Св. Екатерина, со сценами из жития», выполненная ок. 1330 г. в Италии, створка алтаря с изображением вмц. Екатерины 1387 г.- подарок посла Каталонии в Дамаске Б. Мареса. В собрании Е. в. м. присутствуют иконы преимущественно небольших размеров, датируемые 1-й пол. XV в. Новые черты иконографии обусловлены систематическим копированием живописи XIII в. Сохранились иконы, происходящие из различных христ. общин, с к-рыми у мон-ря были тесные связи. По причине народного характера живописи этих памятников, практически неизученных, существуют значительные трудности в их датировке. В нек-рых прослеживается влияние Запада. Еще один значительный комплекс произведений связан с первыми примерами итало-критской живописи. Во 2-й пол. XV в., несмотря на падение К-поля, на Синае было отмечено перепроизводство икон, обусловленное экономическим расцветом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

2.2. Описание Вознесенской церкви, 1786 г. Полное описание Вознесенской церкви, датированное 5 июля 1786 г., содержит следующие сведения: «каменная Вознесенская кладбищенская церковь, крыта тесом, крест на ней железный; в алтаре престол в высоту аршин и шесть вершков, в длину — аршин и восемь вершков, в ширину — аршин и четыре вершка. Престол и жертвенник: на престоле «исподняя срачица» холщеная, обтянута гарусом, одеяние верхнее букетовое цветное, покров букетовый цветной обшитый жарким гарнитуром. На жертвеннике срачица холщевая, одеяние верхнее коноватное, покров — коноватный. Евангелий на престоле два: 1-е, серебряное; 2-е, обложено медью. Два креста на престоле: один серебряный, другой — медный. Сосуды: потир; серебряный; диксос серебряный; звезда серебряная; два блюдца серебряных; лжица серебряная; копие медное; четыре пары воздухов из разных материалов; завеса для царских врат фанзовая обложенная тафтой; четыре пары пелен разной материи; запрестольный животворящий крест Господень (крест подписан на имя той церкви); запрестольный образ Спасителя на горнем месте, а по сторонам справа — Иоанна Предтечи, Архангела Михаила, слева — Богоматерь Казанская; за жертвенником — Богоматерь Владимирская и Знамение Богородицы. Царские двери резные, вызолоченные наполиментом; по правую сторону образ Спасителев, на нем серебряный венец; по левую — образ Казанской Богоматери с серебряным венцом. Южные двери: южная дверь — на ней образ Михаила Архангела; возле Спасителева образа — образ Рождества Пресвятой Богородицы; потом образ Николая Чудотворца; образ Петра и Павла; за правым клиросом — образ Богоматерь Федоровская. Северная дверь: северная дверь — на ней образ Гавриила Архангела, потом образ Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образ Дмитрия Ростовского, Иоанна Предтечи, Алексея Чудотворца Божия; за левым клиросом — образ Богоматери Казанской с серебряный венцом и ризой низанной жемчугом с камешками. Потом по всем сторонам деисусы. Поверх Царских дверей и местных образов в деисусах господские владычные и богородичные праздники, апостолы и пророки в трех ярусах, все они поставлены, как местные, так и деисусы, в иконостасе, вызолоченном, на полименте. Перед местными образами лампады медные, посеребренные, паникадило медное. Священнического и дьяконского облачения ризы: золотой парчи; золотой парчи цветные; золотой парчи; золотые кофейные; букетовые цветные; еще девять риз разной материи; подризников два — полушелковый кутневой и полотный цветной; пять пар епитрахилей разной материи; десять пар поручей разной материи; шесть стихарей разной материи; три пары орарей разной материи. Алтарной утвари: два медных кадила; три медных подсвечника; четыре жестяных подсвечника; укропник медный; ковшичек; две чаши водосвятных; три блюда оловянных.

http://sobory.ru/article/?object=10141

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Каким должен быть иконостас? 1 мин., 22.10.2014 Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Слово «иконостас» (ikonostasion) греческого происхождения, как многие другие слова, которые используются в русской богослужебной практике. Им обозначается преграда, которая отделяет основное пространство храма от алтаря и представляет собой несколько рядов икон, установленных один над другим. Их число, размер и формы могут варьироваться. Это зависит, в частности, от величины храма и его архитектурной конструкции. Иконостас кажется обязательной, неотъемлемой частью любого православного храма. Трудно представить, что пространство алтаря, в котором совершается великое Таинство пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа, может быть открытым для взоров находящихся в церкви людей. Между тем Церковь первых веков не знала иконостаса. В базиликах зона алтаря была открытой, и лишь обозначалась ограждением в виде низкого мраморного, деревянного или бронзового парапета. Византийский иконостас был невысоким — в один или два ряда, вместо Царских врат часто использовалась тканая завеса. Многоярусная алтарная преграда — русское изобретение, появившееся не ранее XV столетия. Каждый следующий век прибавлял иконостасу новый ярус. К XVIII веку он превратился в высокую стену, полностью разделив пространство храма на две части и два мира — «дольний» и «горний». Связь между ними осуществлялась посредством Царских врат, открывающихся в определенные моменты службы. Интересна в этой связи традиция установки второго иконостаса, существующая в некоторых коптских монастырях. Он отделяет пространство «верных» и «оглашенных». В наши дни явно наметилась тенденция к понижению высоты иконостаса. Во многих храмах можно видеть алтарную преграду византийского типа, позволяющую молящимся воспринимать  в единстве все части храма. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kakim-dolzhen-byit-ikonos...

З. может отделять алтарную часть храма от наоса. В различных богослужебных традициях христ. Востока З. появилась не позднее VI в. (с этим связано и включение особых молитв о З. в состав ряда вост. литургий). Установление практики отделять алтарь З. со временем было приписано свт. Василию Великому - в его Житие мог включаться рассказ о том, что святитель повелел устроить З. после того, как однажды один из сослужавших ему диаконов отвлекся от совершения литургии, смотря на некую женщину в толпе мирян. Тем не менее в К-поле использование З. до X в. не фиксируется, и лишь после XI в. она стала одним из непременных атрибутов правосл. храма; на Западе З. вовсе не получила распространения. Разновидностью З., доныне встречающейся в афонских и нек-рых др. храмах, являются занавеси кивория , закрывающие св. престол со всех или только с 3 сторон. Символическое толкование З., по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя ( Theodor. Andid. Comment. liturg.//PG. 140. Col. 445), свт. Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует З. небесной скинии ( Sym. Thessal. De templ.//PG. 155. Col. 341, 348, 704). З., представляющая собой красивую ткань (в греч. практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в рус. практике допускаются З. различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у св. (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря. Правила об отверзении и о закрытии З. во время богослужения согласно совр. рус. традиции приведены в 23-й гл. принятого ныне в РПЦ Типикона. В частности, З. должна быть отверзта во все время вечерни, утрени и молебна (в последнем случае на практике З. отверзается не везде), а во время Божественной литургии - от ее начала (и даже ранее, с момента каждения после проскомидии) до великого входа, от возгласа     до возгласа     и от начала причащения мирян до окончания литургии (за архиерейским богослужением или в случае наличия у служащего соответствующей церковной награды З. закрывается лишь на время причащения священнослужителей, после возгласа     в день Пасхи и во всю Светлую седмицу З. не закрывается вовсе). В совр. греч. практике приняты неск. иные правила отверзения и закрытия З.; в дониконовской рус. традиции они также отличались от совр. русских. В византийском придворном церемониале

http://pravenc.ru/text/182423.html

Прежде всего, ветхозаветная топика Ковчега Завета, Скинии и затем Святая Святых Иерусалимского храма, то есть локусов Божественною Присутствия (обозначаемого постбиблейским, но этимологически восходящим к библейской лексике термином остается куда более актуальной и действенной для мистическою материализма византийской традиции, нежели для спиритуалистского рационализма западных теологических течений. Начиная с XIII века католицизм все в большей степени закрепляет достоинство Шехины за выставляемыми для адорации Святыми Дарами; что до протестантских конфессий, они вообще почти не оставляют места для мистическою материализма. Но для православною литургическою чувства богослужение как целое, отнюдь не только в момент Пресуществления, являет собой таинство трансцендентной) Присутствия. Согласно повествованто «Повести временных лет», русские люди, посланные князем Владимиром и присутствовавшие на Божественной литургии в Константинополе, выразили свой опыт в следующих словах: «…Токмо то вмы, яко онъд Богъ съ человки пребываетъ…» (ср. молитву царя Соломона при освящении Иерусалимского храма, 3 Книга Царств, VIII, 27: «…Поистине, Богу ли жить с человеками на земле?») . Византийские литургические тексты с большой эмфазой шворят вновь и вновь о литургии как о небе на земле, о сослужении сил небесных и т. п. Ветхозаветное отношение к заповедному пространству так называемого девира (Святая Святых) может быть сегодня предметом непосредственного восприятия через православный способ строить интерьер храма, подчеркивая особую святость алтарной части. Уже само обозначение святилища в русской обиходе — «алтарь», — восходящее к лексической функции греческого существительного θυσιαστριον, обозначающсго уже в Септуагинте, а позднее в греческой язьпсе византийского времени и собственно алтарь, и алтарное пространство, заставляет задуматься о многом. Вспомним также, что в Ветхом Завете имеются запоминающиеся указания на завесы и двери, скрьшавшие от очей верующих Ковчег Завета и Святая Святых, как то: «И повесь завесу… и будет завеса отделять святилище от Святого Святых» (Исход, XXVI, 33); «Для входа в девир сделал он двери» (3 Книга Царств, VI, 31) .

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

В VI-VII вв., вероятно, создавались и каменные иконы, одна из них, «Богоматерь с Младенцем Христом», сохранилась в нише рядом с алтарем церкви в Одзуне (возможно, фрагмент фасадного рельефа). Собор в Талине. Посл. треть VII в. Собор в Талине. Посл. треть VII в. В нач. VIII в. в связи с араб. завоеванием А. надолго затормозилось развитие зодчества, и только в IX-XI вв. возобновилось церковное строительство в городах (Ани, Ахтамар и др.), в X-XI вв. были основаны мон-ри (Оромос, Хцконк, Мармашен и др.), часть из к-рых ( Санаин , Ахпат , Кечарис, Татев) интенсивно развивались в последующие столетия. В храмах X в. были реализованы почти все архитектурные типы VII в.: в основу композиции ц. Сурб Хач (Св. Крест) в Ахтамаре, 915-921 гг., положен тип тетраконха с угловыми нишами, ц. Сурб Аракелоц (св. Апостолы), 930-953 гг., в Карсе - тетраконх типа Мастары, ц. Сурб Григор (св. Григорий) в Ани (1001-1020) - тетраконх типа Звартноц, собора в Ани (989-1001) - тип крестово-купольного храма на 4 столпах. Воспроизводились также типы простых триконхов (Севан, 874), тетраконхов (Айриванк, кон. IX в.; Гндеванк, 936) и поликонхов (Апугамренц в Ани, X в.). Особенно часто зодчие обращались к структуре купольных залов (Ширакаван, 890-914; Аргина, 972-992; Мармашен, 986-994; Бджни, 1031), постепенно приобретших компактные пропорции плана с приближением подкупольного квадрата к апсиде. Рельеф портала базилики в Касахе. V в. Рельеф портала базилики в Касахе. V в. В результате пересмотра традиц. композиций были созданы и новые архитектурные типы храма: тетраконх с 4 купольными приделами (Аракелоц в Ани) и тетраконх с 4 приделами, вписанный в круговую стену ярусной ротонды (Гарни, 898; Хцконк, 1029; Мармашен). Широкое распространение получил крестообразный зал с 4 приделами по углам (ц. Аствацацин (Богородицы) в Санаине, 30-е гг. X в., и др.). Своеобразным вариантом этого типа явилась церковь с 2 вост. свободно стоящими столпами (Погос-Петрос (Павла и Петра) Татевского мон-ря, 895-906). В эту эпоху устанавливаются нормы архитектуры алтарной части храма, сохраняющиеся и в наст. время: алтарное возвышение (ок. 1 м) выступает в пространство наоса настолько, чтобы возможно было устроить лестницы по его сторонам; в центре устанавливается каменный престол; синтрон в алтаре, редкий и в раннем средневековье, полностью исчезает. Единственной зрительной преградой перед алтарем является завеса. Пастофории, имеющие апсиды на востоке и общий с наосом уровень пола, открываются только в наос.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Каменный щит алтарной преграды в Равенне Изображение алтарной преграды находится на фресках подземной церкви св. Климента в Риме, как мы это видим на прилагаемом при сем рисунке 11 5), изображающем чудо у мощей св. Климента. Алтарная преграда изображена на нем в виде архитрава, покоящегося на легких колоннах, к которому между колонн привешены светильники. Правый пролет снабжен, по-видимому, невысокою стенкою. Посреди алтаря находится престол, на котором пелена или, вернее, антиминс и две горящих свечи. Над престолом имеется сень, а над средним проходом завеса, состоящая из двух половин, поднятых и прикрепленных к столбам иконостаса. Фреска подземной церкви св. Климента в Риме Следующий рисунок 6) изображает реставрированный иконостас церкви на острове Торчелло, согласно рисунку Rohault de Fleury, который сообщает в своем труде «La messe» 12 , что материалом ему служила одна миниатюра из армянского монастыря, причем построение этой базилики он относит к VII веку. Иконостас этот состоит из антаблемента, поддерживаемого шестью колоннами. Весьма интересен рисунок каменных скульптурных щитов в нижней части преграды. Rohault de Fleury сообщает, что траб или антаблемент, покрывавший колонны, в настоящее время уже не существует; он слышал от M. Benouville, что тот не нашел ни малейшей от него части и что он заменен широкою рамою с натянутым полотном, на котором помещаются совершенно новые изображения Богоматери и 12 апостолов. Базилика на острове Торчелло. Иконостас первоначального храма св. Петра в Риме, построенного при Константине Великом , состоял из ряда колонн, над капителями которых возвышались статуи св. апостолов. Rohault de Fleury высказывает сомнение в том, чтобы первоначально над колоннами мог быть антаблемент и чтобы этот последний мог составлять вообще принадлежность алтарной преграды особенно за долго до VI века. Рисунок, изображающий внутренний вид первобытного храма св. Петра в Риме в Real-encyklopädie der Christlichen Alterthümer F. X. Kraus 13 , представляет иконостас о шести колоннах, покрытых антаблементом, на котором уже размещены статуи. Подобный вид этот иконостас мог иметь не ранее 514 года, когда, по свидетельству Анастасия библиотекаря, папа Ормизда, устроив алтарную перекладину, покрыл ее серебряною обшивкой весом в 1400 фунтов 14 . Rohault de Fleury сообщает, что иконостас этого храма бы возобновлен папою Григорием III (731–741), при чем его антаблемент был снабжен барельефами Спасителя, Богоматери, апостолов и ангелов 15 . К сожалению этот замечательный иконостас до нашего времени не сохранился. Rohault de Fleury сообщает, что целы лишь несколько весьма ценных и замечательных его колонн, по преданию бывших якобы в Иерусалиме, в Соломоновом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Византийские и русские храмы украшались фресками, на которых изображались различные события Священной истории. Ряды фресок или мозаик опоясывали храм, последовательно раскрывая верующим основные вехи домостроительства спасения и становясь своего рода «Библией в картинках». Классическим примером могут служить византийские мозаики в сицилийском городе Монреале, относящиеся к началу XIII века. Здесь в главной части храма мы имеем два ряда мозаик: один изображает ветхозаветную историю от сотворения мира до вступления Израиля в землю обетованную, другой – новозаветную историю от Рождества Христова до Вознесения. В нефах изображены апостолы Петр и Павел, а также различные события из истории ранней Церкви, описанные в Деяниях. Центром всей композиции являются образы Христа и Божией Матери в алтарной апсиде. В древних храмах не было иконостаса, была лишь преграда, отделявшая алтарь от остального пространства; алтарь оставался «прозрачным». Постепенно стали появляться иконостасы: сначала одноярусные, потом и многоярусные (последние получили особое распространение на Руси). В наше время иконостас нередко воспринимается как стена между алтарем и храмом, между духовенством и верующими. На самом же деле иконостас – окно в мир иной, ибо с икон на верующих смотрят лики святых. Цель иконостаса – не воздвигнуть барьер между алтарем и храмом, а тайноводствовать верующих в жизнь «Церкви торжествующей», где в непрестанном ликовании святые вместе с ангелами совершают служение Богу. Царские врата в современной практике Русской Церкви остаются открытыми только при архиерейском служении или в других особых случаях; при иерейском служении они открываются лишь эпизодически. В греческой практике царские врата остаются открытыми в течение всей Литургии; в некоторых храмах вообще нет царских врат, есть лишь завеса, которая задергивается по окончании богослужения. В данном случае греческая практика более соответствует традиции ранней Церкви и изначальному смыслу Литургии. Так же как и чтение «тайных» молитв про себя, сокрытие священнослужителя за массивными створками царских врат отнюдь не способствует лучшему пониманию Литургии верующими.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

Время существования Воскресенского храма можно определить с точностью до дня. Его освящение, приуроченное к Пасхе, произошло в воскресенье, 1 апреля 1912 г. Через 16 лет, на одиннадцатом году советской власти, комиссия по проверке церковного имущества признала эту церковь “нарушенной” и непригодной для пользования. Актом от 27 марта 1928 г., предписывалось упразднить пещерный храм и «разнести его имущество» по остальным церквям обители. Итак, около ста лет назад для устройства Воскресенской церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Новая церковь изначально устраивалась как «пещерная», без доступа дневного света. Ее освещали два небольших паникадила, несколько светильников, множество лампад и свеч. Пол был выложен метлахской плиткой. Стены и своды – расписаны маслом. Храм, посвященный Воскресению Христа, украшали изображения сцен страданий, смерти и воскресения Спасителя. Росписи не сохранились, в настоящее время стены храма просто побелены. Алтарь был небольшим по площади. Алтарная преграда была облицована искусственным мрамором. Иконостас состоял из двух икон местного ряда – изображений Христа и Богоматери. Перед иконами висели лампады и стояли два медных подсвечника. Завеса в царских вратах была из голубого шелка. На царских вратах помещалось изображение Благовещения. Северная и южная двери были украшены сценами явления Христа Богоматери и Марии Магдалине. На горнем месте находилось выполненное на стекле изображение Воскресения Христа. В алтаре располагались мраморные престол и жертвенник. На лицевой стороне престола в бронзовой раме под стеклом помещалась икона Знамения Богоматери. На престоле находились: антиминс, беломраморная дарохранительница, два Евангелия, напрестольные кресты, два медных трехсвечника. Над престолом располагалось семь подвесных лампад. На жертвеннике хранился набор священных сосудов для совершения евхаристии. Помещение для молящихся – пространство от алтаря до притвора. Его западную часть прежде занимали три печи, которые обогревали не только Воскресенскую церковь, но и верхние этажи.

http://sobory.ru/article/?object=00226

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010