Следующим шагом в этом любопытном развитии явилось закрытие дверей прямо после Великого входа. Вскоре буквальный литургический символизм потребовал, чтобы они открылись снова при возгласе «Двери, двери!» Мы видим это впервые в комментарии Николая Кавасилы (ок. 1350), когда призыв к закрытию оборачивается возгласом к открытию: Потом священник повелевает всем провозгласить, что знают они о Боге и во что веруют,– провозгласить истинную премудрость, о которой говорит Апостол: премудрость же глаголем в совершенных, которой мир не познал, то есть мудрые мира, ничего не знавшие больше и выше познаний чувственных и вовсе не верившие в существование лучших познаний. Для сей премудрости повелевает он отверсть все двери – и уста наши, и уши наши. Для сей премудрости, говорит, отверзите ее непрестанно и произносите, и слушайте, и делайте сие не леностно, а с ревностью и внимая самим себе, – и они возглашают всё исповедание – Символ веры . 1587 Толкование Кавасилы является чисто духовным, но свт. Симеон Солунский († 1425) показывает нам, что это всего лишь отображение того же самого изменения на практике: двери иконостаса закрываются после Великого входа и открываются снова перед Символом веры . 1588 Этот обычай реанимирован сегодня некоторыми православными священниками в США. 1589 Неудивительно, что высокомерный, любующийся собственной просвещенностью Джон Ковел, говоря тоном, обычным для полемики того времени, не упускает случая, чтобы выразить свое пренебрежительное отношение к обычаям невежественных греков: «Они столько перетасовали, напутали и перемешали в собственном богослужении, что теперь сами его понять не могут...» 1590 4. Алтарная завеса Из всех источников только «Протеория» упоминает закрытие алтарной завесы (катапетасмы) из-за монашеского происхождения этого обыкновения, отсутствовавшего в обиходе Великой Церкви. 1591 Постепенно обычай завоевал популярность, и в русском православном обиходе (но не в рубриках) возглас «Двери, двери!» обратился на завесу, которая открывается по этой команде, будучи закрытой вместе с алтарными вратами после Великого входа. В «Протеории» же и завеса, и двери, по-видимому, оставались закрытыми все время анафоры. Эту практику можно, например, наблюдать в Румынии (мы видели ее в монастырях Путна и Пятра-Неамт).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

436 В арабском тексте казак ал-лазак. Если вместо ал-лазак читать аль азак то это значит: казаки Азовские, потому что Азак есть турецкое название Азова. Павел Алеппский называет Донских казаков Азовскими не потому-ли, что они, незадолго перед этим, прославили себя знаменитым „азовским сиденьем»? . 437 Рязанский архиепископ Мисаил был убит в апреле 1656 г. мордвою, жившею в пределах Касимовского царства, из которой он крестил более 4000 человек. 441 Этого описания, а также следующего за ним описания Архангельского и Благовещенского соборов, нет в английском переводе. 442 В арабском подлиннике: „сидящего“, в мужеском роде; следовательно, Премудрость изображена в виде мужчины. О значении символической Фигуры Премудрости на этом изображении Ю. Д. Филимонов говорит в своей статье: Очерки русской христианской иконографии, София Премудрость Божия (Вести. Общ. древнерус. искусства, 1874, 1–3, стр. 9): „что иконописцы не имели в виду даже в XVII веке переносить этот символ на Богоматерь, это очевидно и из того, что место этого символа занято изображением Спасителя на иконе Софии Премудрости Божией в одной из алтарных арок наружной стены Московского Успенского собора“. 445 Для сравнения приводим описание сени над престолом из описи 1638 года: „Над престолом сень, столпы меденые, литые, золочены сусальным золотом, меж столпов на дцках 4 выимки серебрены, на них на проем резаны травы; на тех же выимках 8 ангелов серебреные, чеканные, золочены. На верху у сени корунки меденые золочены. Шатер покрыт серебром, через доску золочено. На верху сени крест серебрян золочен. В той же сени, в подволоке, 16 полотенец, серебреные, резаны на проем травы, около полотенец каймы и посереди полотенец бруски серебреные золочены чеканные; вверху подволоки, в выимках, 4 завеса камки куфтерные розных цветов, околосени 4 завеса тафтяные, розных цветов. Над престолом голубь золот». О последнем подробнее в описи 1701 года: „да над престолом в сени на железной проволоке голубь весь золотой, крыле до половины, с чернью, а в нем полагается святой агнец. А шатер по углам прикреплен к стенам ченми железными“ (Русская Истор, Библиотека, т. III. СПб. 1876).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже если оставить в стороне вопрос о достоверности данного рассказа, то в любом случае он не свидетельствует о том, что обычай закрывать алтарь завесой во время анафоры ввел свт. Василий. В древности мужчины и женщины в храмах молились отдельно. Свт. Василий повелел опускать завесу только с боковой стороны, где находились женщины. Мужчины во время литургии видели все происходящее в алтаре . II Обычай закрывать алтарной завесой алтарь во время анафоры, причем с конкретной целью — скрыть священнодействие от взоров мирян — установил в XI в. патриарх Константинопольский Евстафий (1020–1025). В письме прп. Никите Стифату пресвитер и хартофилакс Никита Коронид писал: «Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона Двери! Двери!  побуждает стоящих вне жертвенника внимать божественным таинствам. Ибо если — таинства, (то) всячески и сокрыты, скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих (таинств)? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время (совершения) таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне (алтаря). Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин (наш) Евстафий» . Однако это установление в Византийской Церкви не было общепринятым. Феодор, еп. Андидский, в сочинении Протеория свидетельствует, что при закрытой завесе служили большей частью в монастырских храмах . Св. Николай Кавасила ничего не говорит о том, когда открывались или закрывались врата и завеса алтаря во время литургии, вероятно, не придавая этому существенного значения. Нет ясности по данному вопросу и в толкованиях на чин Божественной литургии свт. Симеона, архиепископа Солунского. В Книге о Храме он писал, что Царские врата должны затворяться после Великого входа до причащения мирян . Однако из его слов в другом сочинении можно заключить, что врата закрывались после Великого входа, но отверзались перед Символом Веры .

http://bogoslov.ru/article/5823274

57 Эти эпиграммы относятся к отдельным частям церкви св. Иоанна Крестителя в Студийском монастыре. Они датируются относительно спокойным временем, до возникновения нового иконоборческого спора (815 г.), и, судя по названиям, предназначались для размещения на различных частях церкви. Эта группа имеет внутреннее членение (от алтаря до входа в храм) (см.: Speck. S. 192). – Ред. 58 Речь идет о купольной завесе (греч. κιβοριον, лат. ciborium) над престолом в церкви св. Иоанна Предтечи, существование которой доказано исследователями. Очень вероятно, что эта эпиграмма служила надписью на этом покрове (см.: Speck. S. 192; Lampe. Р. 753). – Ред. 59 Подобно тому как Херувимы охраняют престол Божества, так и ciborium (купольная завеса) охраняет святой престол храма. Ciborium символизирует трон с Херувимами, и не исключено, что на самой завесе были изображены ангельские чины (см.: Speck. S. 193). – Ред. 60 Название эпиграммы (автор названий работал над ними около ста лет спустя после смерти преп. Феодора) расходится с ее содержанием. Некто стоит перед алтарной преградой и видит святой престол, отсюда и название эпиграммы (см.: Speck. S. 194). – Ред. 61 Здесь, так же как и в других эпиграммах, содержание и построение стихотворения наводят на мысль о том, что оно было надписано так, чтобы стоящий пред алтарем (причащающийся) мог непосредственно его видеть, т. е., скорее всего, на алтарной преграде или же на алтарной апсиде, как в случае с сохранившейся пятистрочной эпиграммой на своде апсиды в храме Панагия Халкеон ( Παναγα των Χαλκων – «Богоматерь медников», XI в.) в Фессалониках, которая в отдельных выражениях соприкасается с эпиграммой преп. Феодора (см.: Speck. S. 195). – Ред. 63 Имеется в виду средний вход ( πρτη εσοδος) в храм, ведущий из нартекса в главный неф; в целом из нартекса в храм вели пять входов. Эпиграмма и была, по всей вероятности, надписана над главным входом (см.: Speck. S. 198). – Ред. 64 Эти эпиграммы имеют своей темой реальные, вещественные изображения святого Креста (вряд ли креста с распятием). Исключениями могут быть лишь эпиграммы 57 и 59. Поэтому, как считает немецкий комментатор, можно предположить, что они служили надписями при том или ином изображении Креста. Большинство из них было создано до начала второго иконоборческого гонения в 815 г.; эпиграмма 59, очевидно, появилась уже в ходе этого гонения. Эпиграммы к святому Кресту можно подразделить на три группы: те, где святой Крест говорит как бы сам от себя (47, 48, 57, 59, 60); те, в которых кто-то обращается к нему (49, 50, 53, 54, 55, 56, 58); и те, в которых показывается роль святого Креста в Божественном Домостроительстве (52, 53) (см.: Speck. S. 199). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«И один из воин копием ребра Его прободе, и тотчас изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его»,– повествовал нам тогда же и евангелист Иоанн Богослов. По окончании проскомидии и потом по перенесении Святых Даров диакон и священник говорили о состоянии Христа во гробе: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог». В начале Литургии о страданиях слышали мы в священной песни «Единородный Сыне...» По перенесении Даров с жертвенника на престол священник читал тропарь: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое» и «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину всякого чертога царского показался светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения». Символ веры живописал нам распятие. Посему Церковь не нашла нужным в этом месте подробно описывать страдания Христовы, а лишь напоминает о них возношением святого Агнца. Диакон громко возглашает: «Вонмем», а священник, взяв святой Агнец, возвышает его над дискосом, знаменуя этим вознесение Спасителя на крест. И громко исповедует, что на крест вознесена святыня и эта святыня может преподаваться только святым, возгласом: «Святая – святым». Вполне понимая тайну вольных страданий Бога, Церковь вместе с сотником, некогда стоявшим у Креста, и сказавшим: «Воистину Божий Сын бе Сей», поет: «Един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь». И это «вонмем» диакона, и возношение Агнца напоминают верующим божественное «совершишася», когда тьма вдруг стала, когда завеса храма раздралась надвое, когда земля поколебалась и встали тела усопших святых. И обновляются в памяти и суд, и крестный путь, и страдания, и смерть, и положение во гроб Спасителя мира. Задергивается завеса алтарная и прекращается всякое видимое служение и священнодействие: Христос положен во гроб, камень привален, печати наложены, поставлена стража. Начинается великое субботство, покой Господа в Его тридневном гробе. В церкви поется запричастный стих. Для верующих гроб безмолвен, но согласно песни церковной, «во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог», – в алтаре, этом гробе Спасителя, происходит таинственная жизнь: Христос сошел во ад, чтобы навеки соединить с Собой ветхозаветных праведников, умерших с верою в Него. И в алтаре Христос приобщает Себе через причащение Святых Тела и Крови священнослужителей, по благодати священства, которая отделяет их от мирян, похожих на ветхозаветных праведников, приобщенных Христом Спасителем до воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Согласно «Апостольским Постановлениям», закрытие дверей имело двойную цель: во-первых, «чтобы не взошёл кто неверующий или непросвещённый» 561 , а во-вторых, чтобы никто не вышел, «чтобы во время возношения никто не выходил и чтобы не отворялась дверь, хотя бы пришёл кто верующий» 562 . Позднее, в VII b., прп. Максим Исповедник упоминает о закрытии дверей храма после отпуста оглашенных 563 . Двери храма отверзались после св. анафоры 564 . Ни двери св. алтаря, ни завеса не упоминаются в константинопольских источниках, несмотря на то, что алтарная преграда, отделявшая алтарь от остальной части храма, известна уже с IV b. 565 В других местах: в Туре галлийском в VI b., как и в Иерусалиме и в Александрии до VII b. – использовались покровы или завесы, которые висели на месте иконостаса и скрывали служившего предстоятеля и св. престол или и весь алтарь во время протесиса, который тогда ещё не выделился в самостоятельный чин и совершался непосредственно перед св. анафорой 566 . А в северной Сирии иконостас и завеса святых врат появляются в V b. 567 Однако в Св. Софии Константинопольской не было ни иконостаса, ни завес, и св. алтарь не был скрыт от взоров присутствующих 568 . Существовала, конечно, ограда с колоннами, но она не препятствовала видеть совершаемое в алтаре. Первые известные константинопольские источники, свидетельствующие об использовании завесы, закрывающей алтарь, относятся к XI b. Наиболее ранним является письмо Никиты, архивариуса и сингела 569 , к Никите Стифату , ученику прп. Симеона Нового Богослова . В нём Никита пишет, что видел «во иниих местех» (ν λλοις τποις; очевидно, в неких константинопольских храмах кроме Св. Софии, или в храмах вне Константинополя), как патриарх Евстафий (1019–1025) использует «завесу, окрест Божественнаго олтаря висящу», которая закрывает алтарь «во время тайн» 570 . Другим источником является «Протеория», толкование Божественной литургии Николая и Феодора Андидских, которое датируется 1085–1095 гг. 571 В нём упоминается о монастырской практике закрытия врат св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Башня в сев.-зап. части собора имеет цилиндрическую форму и увенчана главой того же размера, что и 2-я, центральная, расположенная над юго-зап. частью нартекса. В интерьере преобладает четко выделенный подкупольный крест, рукава к-рого значительно шире угловых объемов. Наос вытянут с севера на юг и благодаря 8-гранности средней пары столпов (характерны для зодчества XI в.) организован как единое пространство. Вост. столпы имеют т-образную форму, благодаря чему алтарь заметно обособлен от наоса. Этому же способствовала алтарная преграда, состоявшая из барьера, поставленного между алтарными столпами, и темплона , крепившегося на воздушных связях нижнего регистра на высоте ок. 4,75 м от уровня древнего пола. Вероятно, к темплону крепилась завеса, закрывавшая алтарный проем. Высокая алтарная преграда , типология к-рой чрезвычайно важна для эволюции высокого рус. иконостаса, была установлена в соборе сразу после постройки. Ок. 1122 г. зап. стена храма была растесана, образовав т. о. 3-ю пару столпов; с запада пристроен нартекс с хорами, куда ведет увенчанная куполом сев.-зап. башня с приделом преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого; 3-я глава открывалась на хоры в юго-зап. углу. В 1125 г. собор был расписан. В 1378, 1386, 1396 и 1467 гг. пострадал от пожаров. В XVI в. собор получил щипцовое покрытие. В кон. XVI в. к нему была пристроена небольшая паперть, где положили камень, на к-ром, по преданию, прп. Антоний приплыл в Новгород. В 1671 г. пристроен юж. придел во имя прп. Антония Римлянина, в 1680 г.- сев. придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1699 г. во всю ширину собора была возведена новая паперть. В XVIII в. были растесаны окна, собор получил 4-скатное покрытие и огромные луковичные главы. В таком виде он сохранился до наст. времени.Росписи 1125 г. сосредоточены в вост. части собора. В алтаре фрагментарно сохранился 2-ярусный святительский чин, в алтарной арке расположены медальоны с образами преподобных Герасима и Харитона, изображения первосвященников Моисея и Аарона.

http://pravenc.ru/text/114056.html

По–другому выглядели многоглавые соборы XVII веков, с их галереями, приделами, нарядной изукрашенностью. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу . Пережив вместе с Западом кризис барокко и ампира, русские церковные архитекторы обратились к Средним векам в поисках вдохновения. Стали сооружаться многочисленные храмы в неовизантийском и неорусском стиле. Незадолго до революции появились и церкви, которые соединяли средневековые формы с модерном. ПЛАН ХРАМА Еще в некоторых ветхозаветных общинах (например, у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение, стоя лицом к востоку. Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне. Внутренний план христианского храма имеет, как мы уже говорили, два источника в Ветхом Завете. Подобно Храму Иерусалимскому, который делился на Святая Святых (Дебир, или Двир), святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и «горнее место» для епископа, сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты, ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон. Алтарь, или престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ «вселенскости»). Позади него находится семисвечник. Многие века алтарное пространство оставалось открытым (как и теперь на Западе). Его отделяла лишь низкая каменная ограда. В период между IV и VII веками на этой Ограде начали сооружать колонны, к ним крепилась «завеса», которую после службы задергивали. В эпоху победы над иконоборцами вверху и между колоннами стали помещать иконы Христа и Богоматери. Постепенно к ним прибавились другие. В древней Руси возник второй ряд икон, а с XIV–XV века появилось еще несколько рядов. Таким образом образовалась стена, именуемая иконостасом и доходящая почти до потолка. Подобные иконостасы в известной степени повторяли роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Если в XI – XII столетиях мраморная алтарная преграда включала в себя минимальное количество икон, то в XIV веке началось своеобразное наступление икон на темплон. Однако процесс этот протекал довольно медленно, поскольку консервативные византийцы обычно не были склонны отказываться от веками отстоявшихся традиционных форм. Привыкнув к сравнительно невысоким алтарным преградам, они избегали, насколько это было возможно, перегружать их иконами. Именно этим объясняется размещение в одном ряду и «Деисуса», и праздников, что позволяло ограничиваться лишь одним регистром изображений. По-видимому, с этим же связано и размещение икон Богоматери и Христа не на самом темплоне, а по сторонам от него, на восточных столбах. Причем, как мы видели, по своему идейному замыслу эти иконы нередко дублировали привычный для архитрава «Деисус», делая излишним его вторичное изображение на эпистилии либо над эпистилием. Для византийцев алтарная преграда, высеченная из мрамора и украшенная драгоценными шелковыми завесами, представляла самодовлеющую эстетическую ценность, прельщавшую глаз красотою пропорций и строгих архитектурных линий. Вот почему они столь упорно не хотели превращать темплон в простую подставку для икон. И все же наступил момент, когда это произошло. А произошло это, по всей видимости, около середины XIV века. К этому времени, под воздействием исихастов, в искусстве резко усилились церковные тенденции, вследствие чего стало уже невозможным задержать наступление икон на темплон. Тем самым последний начал перерождаться в иконостас – процесс, получивший свое логическое завершение уже на русской почве. Какое сложное символическое толкование давали византийцы в XV веке темплону – об этом свидетельствуют интереснейшие высказывания архиепископа Симеона Солунского (ум. 1429). Темплон является в такой же мере границей между sensibilia и intelligibilia, как небосвод служит границей между миром материальным и духовным. Пространство алтаря он трактует как надгробный памятник Христа, а сам алтарь – как его могилу. Амвон символизирует отодвинутый от входа в гробницу камень, а космитис (архитрав), на котором видны изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, ангелов, архангелов и святых, являет образ Христа на небесах и напоминает нам, что спаситель всегда с нами: и что грядет его второе пришествие. Наконец, завеса символизирует небесный киворий, в котором пребывают ангелы и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

Рукава креста в плане церкви оформлены двускатными крышами и немного возвышаются над односкатными крышами угловых помещений. На восточном фасаде сохранились традиционные ниши, однако, объединяющая система декоративных арок отсутствует. Основное внимание обращено на распределение оконных проемов и создание орнаментальных акцентов. Вертикальная ось восточного фасада подчеркнута центральным окном декоративным крестом над ним и медальоном маленького окна под карнизом. Для северного и южного фасадов характерны спаренные окна с маленькими декоративными крестами над ними. Круглый барабан покрывает аркатура с 12 (по числу апостолов) окнами. Сохранились фрагменты росписей времени основания церкви с довольно необычной для XII-XIII вв. схемой росписи. В алтарной конхе изображен " Спас на Престоле " (вместо традиционного " Величия Богоматери " ), ниже - пророческий ряд, что еще раз подтверждает возможность принадлежности древней церкви алтарной части. Не исключено, что первоначально храм был посвящен Спасу или одному из Господних праздников. Под рядом пророков располагается апостольский ряд и ряд святителей, переписанный в XIV или XV в. Алтарь богато украшен растительным орнаментом, среди плетений которого вписаны краткие молитвы или стихи из псалма. Эти автографы донесли до нас имена бетанских иконописцев - Деметре и Софрома. Среди росписи особенно выделяется фреска нижней части северной стены, выполненная ок. 1207 г., где изображены царь Георгий III, его дочь св. царица Тамара и ее сын Георгий-Лаша, фланкированные фигурами двух святых воинов. Эта фреска была несколько раз переписана, однако современным реставраторам рентгеновским и ультрафиолетовым способом удалось воспроизвести первоначальный лик царицы, содержащий много портретных черт ее лица. Редки по иконографии фрески в окнах на сев. стене: " Иуда, получающий 30 сребреников " , разделенная на 2 части сцена омовения ног, " Моление о Чаше " , " Предательство Иуды " , " Страждущий Петр " , " Пилат, умывающий руки " . Цикл Распятия обогащен историческими подробностями - сосуд для оцта, раздравшаяся завеса храма.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010