Алтарная преграда Алтарная преграда (в раннехристианское время χγχελλα или лат cancellus, в Византии в послеиконоборческое время τεμπλν) — барьер, который отделял алтарь от остального храма . Алтарная преграда состояла из колонок, между которыми снизу были установлены либо мраморные плиты, либо металлические решетки, а сверху положена балка (архитрав, космит). В центре алтарной преграды устраивались св. врата, а по бокам диаконские двери. Древнейшие алтарные преграды были выдвинуты в неф в форме буквы «п». Первоначально они были просто металлическими решетками ограждения. Затем вместо решеток стали использовать мраморные плиты. Впоследствии, около середины 5 века форма алтарной преграды усложнилась. Теперь к плитам прибавились колонки, на которые сверху была положена балка (космит). Однако вся конструкция целиком оставалась «прозрачной», и народ, стоящий в храме, мог свободно наблюдать за тем, что происходило в алтаре. Лишь в определенные моменты богослужения алтарь закрывала завеса, которая могла крепиться как к внутренней стороне алтарной преграды, так и к столбам кивория, отделявшим престол . Колонки плиты и архитрав алтарной преграды обычно изготовлялись из цветного мрамора или из серебра, как в Софии Константинопольской (VI в.). Форма алтарной преграды постепенно менялась; на смену выдвинутой в неф п-образной выгородке приходит преграда в форме простой перегородки между восточными столбами церкви. В X-XI вв., после окончания иконоборчества в оформлении алтарной преграды начинают использовать иконы. Иконы первоначально устанавливаются в промежутках между колонками, монументальные иконы, написанные прямо на колоннах или прислоненные к столбам, фланкируют преграду справа и слева, а сверху на архитрав устанавливается длинная расписная или резная панель с Деисисом или важнейшими христианскими праздниками. На этом завершается эволюция алтарной преграды, как в Византии, так и в домонгольской Руси. После 1261 года, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев, возникла необходимость в сооружении новых алтарных преград, но хороший мрамор было достать трудно. Алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды и стали называть иконостасами.

http://patriarchia.ru/db/text/140950.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Каким должен быть иконостас? 1 мин., 22.10.2014 Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Слово «иконостас» (ikonostasion) греческого происхождения, как многие другие слова, которые используются в русской богослужебной практике. Им обозначается преграда, которая отделяет основное пространство храма от алтаря и представляет собой несколько рядов икон, установленных один над другим. Их число, размер и формы могут варьироваться. Это зависит, в частности, от величины храма и его архитектурной конструкции. Иконостас кажется обязательной, неотъемлемой частью любого православного храма. Трудно представить, что пространство алтаря, в котором совершается великое Таинство пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа, может быть открытым для взоров находящихся в церкви людей. Между тем Церковь первых веков не знала иконостаса. В базиликах зона алтаря была открытой, и лишь обозначалась ограждением в виде низкого мраморного, деревянного или бронзового парапета. Византийский иконостас был невысоким — в один или два ряда, вместо Царских врат часто использовалась тканая завеса. Многоярусная алтарная преграда — русское изобретение, появившееся не ранее XV столетия. Каждый следующий век прибавлял иконостасу новый ярус. К XVIII веку он превратился в высокую стену, полностью разделив пространство храма на две части и два мира — «дольний» и «горний». Связь между ними осуществлялась посредством Царских врат, открывающихся в определенные моменты службы. Интересна в этой связи традиция установки второго иконостаса, существующая в некоторых коптских монастырях. Он отделяет пространство «верных» и «оглашенных». В наши дни явно наметилась тенденция к понижению высоты иконостаса. Во многих храмах можно видеть алтарную преграду византийского типа, позволяющую молящимся воспринимать  в единстве все части храма. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kakim-dolzhen-byit-ikonos...

Христос Великий Архиерей с сослужащими святителями и ангелами. Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г. (мон-рь Хиландар, Афон) О З. в Св. Софии К-польской говорится, что они «распускались» или «разворачивались» священнослужителями ( Иерусалимская. 1988. С. 10). О них упоминает русский паломник свт. Антоний, архиеп. Новгородский († 1232), который в описании Св. Софии К-польской оставил свидетельство только о З. (катапетасмах) кивория и даже сам киворий назвал катапетасмой ( Добронравов. 1912. С. 8; Путешествия… 1872. С. 73). Свидетельство архиеп. Антония Новгородского указывает на то, что З., присутствующие только на кивории, сохранялись в Св. Софии до XIII в. З. в др. визант. храмах устраивались по образцу З. Св. Софии К-польской. Вероятно, и на Руси, в первых церквах Киева - Десятинной и Софийском соборе,- были кивории с З., но «получил большее распространение обычай устраивать «небо», в особенности в церквах приходских; кивории же остались принадлежностью лишь городских соборных церквей, и сооружение их считалось делом настолько большим и важным, что стало отмечаться в летописях», из к-рых видно, что на устройство кивория, столбов и З. стали смотреть только как на украшение, поскольку он появлялся гораздо позже престола, тогда как по греч. представлениям во времена свт. Симеона Солунского в новом храме считалось все законченным только после утверждения кивория над престолом (Там же. С. 17). Указание на З. у кивория сохранилось в описании церкви XVII в.: «Вокруг престола под сенью завеса тафтяная алая» (Там же. С. 18), при этом отмечены признаки редуцированной З. «в виде узких полотнищ из шелковой ткани, прилегающих к столбам кивория и служащих теперь только украшением. Наконец, самый деревянный раззолоченный подзор сени, несколько спускающийся по углам вниз, представляет собою не что иное, как слабые следы той же когда-то необходимой утвари» (Там же). Вместо кивория с сенью могло быть устроено нечто их напоминающее - т. н. небеса. З. «в большинстве русских храмов стала помещаться, как и в Греции, по линии алтарной преграды» ( Голубинский. 1904. С. 176), к-рая первоначально имела вид маленькой стенки с колоннами или даже без них с космитом вверху, утверждавшимся на колоннах или упиравшимся в стены алтарной арки. З. привешивалась в таком случае к космиту и закрывала весь алтарь. «До XVII в. она исполняла свое назначение... служа даже кое-где заменой святых дверей довольно долгое время» ( Добронравов. 1912. С. 18).

http://pravenc.ru/text/182423.html

Даже если оставить в стороне вопрос о достоверности данного рассказа, то в любом случае он не свидетельствует о том, что обычай закрывать алтарь завесой во время анафоры ввел свт. Василий. В древности мужчины и женщины в храмах молились отдельно. Свт. Василий повелел опускать завесу только с боковой стороны, где находились женщины. Мужчины во время литургии видели все происходящее в алтаре . II Обычай закрывать алтарной завесой алтарь во время анафоры, причем с конкретной целью — скрыть священнодействие от взоров мирян — установил в XI в. патриарх Константинопольский Евстафий (1020–1025). В письме прп. Никите Стифату пресвитер и хартофилакс Никита Коронид писал: «Достоин же осмеяния говорящий, что возглас диакона Двери! Двери!  побуждает стоящих вне жертвенника внимать божественным таинствам. Ибо если — таинства, (то) всячески и сокрыты, скрытое же кто, пожалуй, владеющий рассудком, побуждал бы постигнуть того, кто вне этих (таинств)? Ибо таинства ныне подаваемы от иереев и совершаются они в молчании. В других же местах я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время (совершения) таинств подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне (алтаря). Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин (наш) Евстафий» . Однако это установление в Византийской Церкви не было общепринятым. Феодор, еп. Андидский, в сочинении Протеория свидетельствует, что при закрытой завесе служили большей частью в монастырских храмах . Св. Николай Кавасила ничего не говорит о том, когда открывались или закрывались врата и завеса алтаря во время литургии, вероятно, не придавая этому существенного значения. Нет ясности по данному вопросу и в толкованиях на чин Божественной литургии свт. Симеона, архиепископа Солунского. В Книге о Храме он писал, что Царские врата должны затворяться после Великого входа до причащения мирян . Однако из его слов в другом сочинении можно заключить, что врата закрывались после Великого входа, но отверзались перед Символом Веры .

http://bogoslov.ru/article/5823274

Рукава креста в плане церкви оформлены двускатными крышами и немного возвышаются над односкатными крышами угловых помещений. На восточном фасаде сохранились традиционные ниши, однако, объединяющая система декоративных арок отсутствует. Основное внимание обращено на распределение оконных проемов и создание орнаментальных акцентов. Вертикальная ось восточного фасада подчеркнута центральным окном декоративным крестом над ним и медальоном маленького окна под карнизом. Для северного и южного фасадов характерны спаренные окна с маленькими декоративными крестами над ними. Круглый барабан покрывает аркатура с 12 (по числу апостолов) окнами. Сохранились фрагменты росписей времени основания церкви с довольно необычной для XII-XIII вв. схемой росписи. В алтарной конхе изображен " Спас на Престоле " (вместо традиционного " Величия Богоматери " ), ниже - пророческий ряд, что еще раз подтверждает возможность принадлежности древней церкви алтарной части. Не исключено, что первоначально храм был посвящен Спасу или одному из Господних праздников. Под рядом пророков располагается апостольский ряд и ряд святителей, переписанный в XIV или XV в. Алтарь богато украшен растительным орнаментом, среди плетений которого вписаны краткие молитвы или стихи из псалма. Эти автографы донесли до нас имена бетанских иконописцев - Деметре и Софрома. Среди росписи особенно выделяется фреска нижней части северной стены, выполненная ок. 1207 г., где изображены царь Георгий III, его дочь св. царица Тамара и ее сын Георгий-Лаша, фланкированные фигурами двух святых воинов. Эта фреска была несколько раз переписана, однако современным реставраторам рентгеновским и ультрафиолетовым способом удалось воспроизвести первоначальный лик царицы, содержащий много портретных черт ее лица. Редки по иконографии фрески в окнах на сев. стене: " Иуда, получающий 30 сребреников " , разделенная на 2 части сцена омовения ног, " Моление о Чаше " , " Предательство Иуды " , " Страждущий Петр " , " Пилат, умывающий руки " . Цикл Распятия обогащен историческими подробностями - сосуд для оцта, раздравшаяся завеса храма.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Υπρ το γου Οκου τοτου [О святем храме сем]: 4. πρ το ρυσθναι μς [О избавитися нам]: 5. ντιλαβο [Заступи]: 6. Τν μραν πσαν [Дне всего]: 7. γγελον ειρνης [Ангела мирна]: 8. Συγγνμην κα φεσιν [Прощения и оставления]: 9. Τ καλ κα συμφροντα [Добрых и полезных]: Восточный вариант: 10. Τν πλοιπον χρνον τς ξως μν [Прочее время]: 11. Χριστιαν τ τλη τς ξως [Христианския кончины]: 12. Τς παναγας [Пресвятую]: Заключение Глава Χ. Молитва проскомидии Текст Молитва проскомидии – молитва предложения? 1. Вводное воззвание литании 2. Название молитвы 3. Проблема в тексте молитвы a) Современное решение через пунктуацию b) Толкование текста Матеосом 4. Место молитвы Параллельные части в других литургиях Значение названия молитвы Молитва проскомидии ВАС Происхождение молитвы проскомидии ЗЛАТ Экфонезис молитвы проскомидии Исконное место молитвы в литургии Глава XI Лобзание мира и символ веры I. Лобзание мира Развитие формулы и рубрики лобзания мира в византийском евхологии 1. Приветствие и призыв перед целованием мира 2. Исповедание Троицы a) Греческие рукописи b) Славянские рукописи c) Отрантские особенности d) Происхождение исповедания Троицы 3. Псалом 17, 2–3а 4. Лобзание мира 5. Молитвословия, сопровождающие лобзание a) «Христос посреде нас», «И есть, и будет» b) Молитва лобзания мира Исчезновение лобзания II. Символ веры Введение Символа веры в литургию Место Символа веры в литургии Константинополя Значение Символа веры в евхаристической литургии Призыв охранять двери 1. Текст призыва: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» 2. Какие двери? 3. «Двери» становятся алтарными вратами 4. Алтарная завеса 5. «Сокрытие тайн» в обряде Великой Церкви 6. Иконы на литургии Кто произносил Символ веры? Воздух 1. Происхождение обычая 2. Появление в византийских источниках 3. Воздвижение аера или веяние им во время Символа веры? Аер в архиерейской литургии Трисвятое Заключение Дополнение к второму изданию Херувимская Каждение и умовение рук Диалог Orate fratres Вторичные формулы в сирской версии Хронологический список рукописей Указатель рукописей Список сокращений Список опубликованных трудов, упоминаемых в сокращенной форме  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Климента. Алтарная преграда изображена на нем в виде архитрава, покоящегося на легких колоннах, к которому между колонн привешены светильники. Правый пролет снабжен, по-видимому, невысокой стенкой. Посреди алтаря находится престол, на котором пелена или, вернее, антиминс и две горящих свечи. Над престолом имеется сень, а над средним проходом завеса, состоящая из двух половин, поднятых и прикрепленных к столбам иконостаса. Фреска подземной церкви св. Климента в Риме Следующий рисунок изображает реставрированный иконостас церкви на острове Торчелло, согласно рисунку Rohault de Fleury, который сообщает в своем труде «La messe» 12 , что материалом ему служила одна миниатюра из армянского монастыря, причем построение этой базилики он относит к VII веку. Иконостас этот состоит из антаблемента, поддерживаемого шестью колоннами. Весьма интересен рисунок каменных скульптурных щитов в нижней части пре­грады. Rohault de Fleury сообщает, что траб или антаблемент, покры­вавший колонны, в настоящее время уже не существует; он слышал от М. Benouville, что тот не нашел ни малейшей от него части и что он заменен широкой рамой с натянутым полотном, на котором помещаются совершенно новые изображения Богоматери и 12 апостолов. Базилика на острове Торчелло Иконостас первоначального храма св. Петра в Риме, построенного при Константине Великом , состоял из ряда колонн, над капителями которых возвышались статуи св. апостолов. Rohault de Fleury высказываете сомнение в том, чтобы первоначально над колоннами мог быть антаблемент и что­бы этот последний мог составлять вообще принадлежность алтарной преграды особенно за долго до VI века. Рисунок, изображающий внутренний вид первобытного храма св. Петра в Риме в Real-encyklopädie der Christlichen Alteithimer F. X. Kraus 13 , представляет иконостас о шести колоннах, покрытых антаблементом, на котором уже размещены статуи. Подобный вид этот иконостас мог иметь не ранее 514 года, когда, по свидетельству Анастасия библиотекаря, папа Ормизда, устроив алтарную перекладину, покрыл ее серебряною обшивкою весом в 1400 фунтов 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Наибольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен — Рождества Христова на южной и Успения Богоматери на северной стенах. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери. Лучше всего сохранилась роспись восточных столбов на обращенных к молящимся западных гранях. Сверху здесь изображено Благовещение. Фигуры Архангела Гавриила и Богоматери по сложившейся традиции изображены по отдельности так, что сцена происходит как бы в пространстве самого храма. Под Благовещением расположены четыре фигуры святых целителей — Кира и Иоанна, Флора и Лавра. Если двое из них держат в руках сосуды с лекарствами, очень напоминающие дароносицы, то другие двое (по одному в каждой паре) имеют в руках свитки. Здесь очевидно вместе с исцелением тела подчеркивается исцеление души христианским учением. Причем изображения целителей фланкируют алтарь храма, показывая, что именно здесь человеку подается исцеление. Под этими фресками крепился темплон алтарной преграды, в котором первоначально вероятно не было других икон, кроме образов Спасителя и Богоматери. Алтарь закрывала крепившаяся к темплону завеса. На неё намекают изображенные в нижней части столбов полотенца. Художественные особенности фресок долгое время оставались без надлежащей оценки исследователей. Неполное раскрытие древней живописи мешало ученым адекватно воспринять их стиль. В связи с этим высказывалось мнение о чужеродности этой живописи всему древнерусскому искусству и связь её с романским искусством. В настоящее время стало ясно, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских памятников, хотя и имеет свои яркие отличия.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Открытые пространства между колоннами преграды, скорее всего, действительно завешивались ткаными завесами, которые удобно было крепить с внутренней стороны архитрава. Для раннего времени эта традиция в письменном виде зафиксирована лишь относительно монастырей, где, во всяком случае, в XI в. она была уже характерной особенностью монашеского богослужения 93 . Об этом свидетельствует важное замечание Николая Андидского, высказанное им в одном из комментариев на литургию между 1055–1063 гг. (или в конце столетия) 94 . Он пишет: «Закрытие дверей и задергивание завесы над ними, как это обычно делают в монастырях (выделено мной. – И. Ш.), и покрытие даров так называемым аэром (воздухом) означает, как я полагаю, ту ночь, в которую случилось предательство ученика, приведение Христа перед Каиафой… Но когда воздух поднимается и завеса (катапетасма) отодвигается (отдергивается) и двери открываются, это означает утро, в которое они увели его и поставили перед Понтием Пилатом, правителем» 95 . Однако уже самые ранние византийские изображения алтаря показывают его закрытым тканями-завесами. Так, на пиксидах VI в. сирийско-палестинского происхождения нередко появляется образ трехчастного алтаря, состоящего из четырех витых колонок, в боковых проходах которого появились длинные пелены-завесы 96 . В сцене жертвоприношения Авеля Мельхиседека и Аарона на мозаике VII в., находящейся справа от храмового алтаря церкви Сан Аполинаре ин Классе в Равенне, завесы показаны широко распахнутыми перед престолом-жертвенником, помещенным в алтарную нишу 97 . Особенно выразительно изображены они в проемах П-образной многостолпной алтарной преграды на знаменитом костяном ларце из Полы (V-VI вв., Археологический музей в Венеции) 98 . О том, что и завесам, и трехчастному делению входа в Святая Святых, и четырем колонкам, отделяющим его от храма, придавалось важное значение – и конструктивное, и символическое – свидетельствует большой иконографический материал, сохранявший на протяжении всего византийского периода отмеченные особенности преграды и входа в алтарь христианского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Сегодня дверь, заключенная во Святая святых, соблюдается, дабы никто не прошел Ею, кроме Христа Бога. Сегодня клеть Девы ключом Духа Святого запирается, Гавриилом служится, рукою ангела питается, иереями почитается, девами окружается. Сегодня чертог Христов украшается, престол освящается, купина, молитвою освященная, возжигается, руно росу Духа вбирает, дверь запечатывается, сокровище сокрывается, таинство спасения человеческого начинается, жертва совершается, двери храма открываются, девы на моление входят, Гавриил с небес посылается, завеса алтарная опускается, трапеза с хлебами предложения дожидается, иереи кадят недоумевающе, тельцы жертвенные закалаются, книги пророческие разгибаются, народы поклоняются, Палестина еще ожидает, Адам всё воздыхает, а тайна совершается. Придите же сегодня, христиане добрые, отовсюду, чтобы нам восхвалить вхождение Благодатной во храм Господень. Малые и великие, юные и старые, чада и матери, девы и вдовицы, придите сегодня во святые храмы, чтобы нам вместе почтить любовью своею, молитвами нашими, песнопениями, сердцами нашими и всем, что у нас есть самого ценного, Матерь Божию и Деву, вошедшую молиться о нас во Святая святых. Восхвалим сегодня любовью и добрыми делами Деву непорочную, Матерь Христа Спаса миру, колыбель христианства, Ходатаицу спасения нашего, непрестанно молящуюся о нас на небе. Ибо тогда Она в храме с ангелами беседовала, а сегодня с Отцом, Сыном и Духом Святым непрестанно на молитве говорит. Тогда иереями во Святая святых соблюдаема была, а сегодня Херувимами и Серафимами в Сионе вечном прославляется. Тогда о Ней чистые девы заботились, а сейчас Она всех верных дев и матерей земных милостью ограждает. Тогда стены великого храма Ее укрывали, а сейчас все концы земли Она омофором Своим честным покрывает. Тогда архиереи Ее прилежно обучали, а сейчас Она всех нас страху Божию учит. Тогда через ангелов Она пищей небесною питалась, а сейчас вся земля милостью Матери Божией насыщается. Тогда храм неплодящий Деву сокрывал, а сейчас Церковь многочадная всему миру Матерь спасения нашего являет. Тогда несколько дев Деву восхваляли, а сейчас все народы земные немолчными песнями Владычицу мира воспевают. Тогда несколько светильников Деву украшали, а сейчас и солнце, и звезды, и луна Матерь Божию лучами света осиявают.

http://pravoslavie.ru/135820.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010