Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове. Вариант с 4 башнями. Поперечный разрез. Чертеж Дж. Кваренги (Городская б-ка им. А. Маи в Бергамо, Италия) Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове. Вариант с 4 башнями. Поперечный разрез. Чертеж Дж. Кваренги (Городская б-ка им. А. Маи в Бергамо, Италия) В одном из первых вариантов Смоленской ц. в Б. Пулкове, усложненном 4 башнями по углам, такой же «византийский» иконостас был ионическим. На его «темплоне», подобно алтарной преграде собора Сан-Марко в Венеции, предполагалось разместить статуи в соответствии с числом колонн. Поскольку колонн было 2, К. предложил поставить над ними на антаблементе фигуры 2 ангелов - провозвестников Воскресения Христова (Лк 24. 1-4; Ин 20. 11-12), был ли осуществлен этот замысел - неизвестно. На чертежах ц. Вознесения в Фёдоровском посаде иконостас не показан; можно предположить, что он был задуман в виде легкой деревянной «стенки»-рамы с иконами, как в церкви Александровского царскосельского дворца, тоже построенного по проекту К. (см., напр.: Яковлев. 1927). Устройство иконостаса в виде низкой алтарной преграды, колоннады визант. типа могло напоминать о классическом памятнике раннехрист. эпохи в Риме - папской капелле в катакомбах св. Каллиста времени папы сщмч. Сикста II (257-258), где 2 коринфские колонны со спиральными каннелюрами поддерживали «одну мраморную перекладину, на которой горел светильник и к которой сзади прикреплялась завеса» (см.: Порфирий (Успенский). 1996. C. 152). Церковь в честь Преображения Господня в Московской Славянке. Продольный разрез. Чертеж Дж. Кваренги (ГМИ СПб) Церковь в честь Преображения Господня в Московской Славянке. Продольный разрез. Чертеж Дж. Кваренги (ГМИ СПб) Примечательны были фасады этих церквей. В первоначальном варианте церкви в Б. Пулкове (по атрибуции Пилявского) по углам здания находились 4 башни-колокольни, так что получалась «четырехбашенная» композиция типа базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане, на зап. фасаде между ними предполагалось устроить 2-колонную дорическую лоджию. Такую композицию, восходящую к гробнице ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского, в Иосафатовой (Кедронской) долине близ Иерусалима (Иерусалим в 1857 г. 2007. С. 56-57) имела также известная по «бумажной архитектуре» - в тетрадях Ж. Ф. де Неффоржа (1757) парижская ц. Сен-Филип-дю-Руль (1774-1778, архит. Ж. Ф. Шальгрен).

http://pravenc.ru/text/1684011.html

399 Свида в Словаре под словом κιγκλδες и Меурсия Glossarium под словом καγκελλοθριου (от κγκελλα – канцелярия). В первенствующее время, когда алтарь входен был и для мирян, приступавших в нём к самой святой трапезе для принятия Тела и Крови Христовых (так было ещё во времена Исидора Пелусиота , († около 440), сочинений русский перевод т. II, стр. 342, преграда не составляла необходимой принадлежности алтаря и действительно не везде была: из жития Василия Великого ,– у Димитрия Ростовского 1 Января,– видно, что в Кесарии Каппадокийской не было алтарной преграды до его времени; о древнейшей церкви св. купины на Синае, которая и до настоящего времени не имеет алтарной преграды, см. патриарха Иерусалимского Нектария πιτομ τς εροκοσμικς στορας, стр. 156, Барского издание 5 стр. 270 sub fin. и Журнал Министерства Народного Просвещения 1848 г., Отд. II, стр. 178. 401 Выписка из жития св. Евфимия Великого, принадлежащего Кириллу Скифопольскому , в котором ясно говорится, что облокачивались и клали руки на преграду, у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом κγκελλος. [См. ещё Константина Порфирогенита в De ceremoniis,– у Миня в Патрологии t. 112 p. 256, 277, 403.] 403 См. у Бандури в Imperium Orientale t. Π, p. 632, в Менологии императора Василия ч. I, стр. 63 и ч. II, стр. 154. 404 У Греков царские двери до настоящего времени остаются маленькими потому, что они до сих пор остаются верными древней мысли, что двери эти не должны закрывать, а только затворять алтарь от молящихся, который должен закрываться от них единственно на те недолгие времена, когда задёргивается завеса. У нас большие царские двери стали как бы второй завесой и закрывают алтарь от молящихся не только на то время, когда он должен быть закрыт (задёргивание завесы), но и на всё другое, пока они затворены, чего бы не должно быть. Этим обстоятельством, что у Греков царские двери – маленькие, а не большие, изъясняется непонятное выражение в ответе Константинопольского патриарха Паисия патриарху Никону : «затворяет нижние двери, завесу же оставляет отверсту» (Скрижаль, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В чем смысл многоярусного иконостаса? Отец Павел Флоренский назвал иконостас прозрачной стеной. Стеной, которая, с одной стороны, закрывает пространство таинства, а с другой – создает образ этого таинства, доступный всем через иконную структуру многоярусного иконостаса. То есть одновременно создает образ таинства и скрывает его. Иконостас – это одновременно и образ мироздания. В этом смысле иконостас играет ту же роль, которую в Ветхозаветном храме играла знаменитая Храмовая Завеса, которая отделяла Святое святых. Так что многоярусный иконостас – очень интересное явление, вокруг которого до сих пор идут споры, потому что очень многие западные богословы критикуют эту традицию, как богословски неправильную. Исторически на Западе была алтарная преграда, но в XVIII веке, в связи с идеями Просвещения, её не только отменили, но и практически уничтожили, так что было потеряно огромное количество памятников. Алтарная преграда упразднялась в связи с идеей просвещённого христианства, которому не нужно прятать от верующих таинство. Но суть иконостаса не в том, чтобы скрывать таинство как таковое, а в том, чтобы переживать образ таинства, не имея к нему прямого доступа. То есть сохранение традиции, которая идет еще от Ветхозаветного храма, где только первосвященник один раз в год мог войти в Святое святых – место присутствия Божия, – для того, чтобы окропить Ковчег Завета кровью жертвенного агнца. Поскольку Господь невидим, то это знание о святости, о таинстве гораздо важнее, чем непосредственное созерцание самого таинства. Эта идея переходит и в православную византийскую традицию. Мы знаем в Византии очень яркие примеры так называемых невидимых икон. Есть иконы спрятанные, которые никогда нельзя увидеть, как например, главная чудотворная икона Кипра – икона Богородицы Киккотисса, почитаемая в одноименном монастыре. Она закрыта окладами и завесами, и категорически запрещается саму древнюю икону увидеть. Это очень важное переживание невидимого, которое настолько значимо и священно, что даже обыкновенное зрение не соответствует его статусу. Неотъемлемая часть нашей традиции, даже – нашего религиозного мистицизма, который, благодаря высокому иконостасу развился на Руси даже в большей степени, чем в Византии.

http://pravmir.ru/smyisl-ikonyi-v-soedin...

Свт. Симеон Солунский, современник митрополита Киприана, в своих комментариях к Божественной Литургии пишет о том, что « алтарная преграда обозначает различие между чувственной и духовной реальностями…алтарная завеса представляет Небесную скинию Бога» . Иконописцы с исключительной глубиной воплощали исихастский идеал, прославляя в своих произведениях величие Божественной энергии – Света, преображающего земной мир, углубляя христианское мировосприятие в древнерусской культуре. Отечественные мастера дали национальное художественное истолкование идей свт. Григория Паламы: в их произведениях святость предстает как нераздельное единение духа и плоти, преображенной Божественным Светом. О.Г. Ульянов исследуя влияние нововведений в литургии на убранство русских церквей, указывает, что на то, что основополагающая важность Анафоры и повышение значения проскомидии, согласно византийской мистагогии XIV века во многом предопределили появление на Руси высокого иконостаса, который получает широкое распространение с повсеместным переходом в богослужении на Иерусалимский устав. Ученый отмечает огромную заслугу в этом грандиозном начинании митрополита Киприана, благодаря которому и при участии афонских писцов сочинения патриарха Филофея получили широкую известность у русского читателя: «с возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской ойкумены. Это событие зафиксировано в летописях под 1397 г., когда « бысть знамение в церкви Св. Бориса и Глеба (во Пскове): 2 иконы, Св. Троица и Богородица, снидоша с верхнего тябла и легоша на Восток образом». Нахождение данного образа в конце праздничного ряда иконостаса 1408–1410 гг. из Успенского собора во Владимире, который по описям конца XVII в. насчитывал 25 праздников, отмечено в «Описи ветхого серебра» 1771 г.» К XIV веку иконы Деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится Высоцкий деисусный чин из собора в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера из Константинополя. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостол Петр и апостол Павел.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Базилика св. Павла в Риме. Во всех почти вышеописанных базиликах мы замечаем, что завеса при алтарных преградах представляла необходимую их принадлежность. Об алтарных завесах проф. Н. Красносельцев в своих «Очерках из истории христианского храма» 22 сообщает нам следующее: Свидетельства древних писателей о церковных занавесах очень многочисленны, но большею частью не ясны, так как таковые имели разнообразные назначения, но есть впрочем и такие свидетельства, которые несомненно относятся к этому роду завес. Таково особенно свидетельство Златоуста: «Когда» (после выхода кающихся), говорит Златоуст, «износится жертва и в жертву предлагается Христос, эта божественная овча, когда слышишь: помолимся все вместе, когда видишь, что поднимаются обе половины завес, то представляй себе тогда, что разверзаются небеса и свыше сходят ангелы. Как никому из непросвещенных нельзя бывает здесь присутствовать, так равно нельзя присутствовать и нечистым, хотя бы и просвещенным» 23 . Знакомясь с содержанием миниатюр греческого минология X века, хранящегося в Московской Синодальной библиотеке, мы заметили, что святые, изображенные на них в отдельности, в большинстве случаев находятся под центральною аркой колоннады, увенчанной антаблементом, представляющей, нужно думать, не что иное, как алтарную преграду. Каждый из подобных средних проходов на миниатюрах снабжен и завесами, обе половины которых представлены или откинутыми в стороны и придерживаемыми, вбитыми в стены по сторонам алтарной преграды, крюками или закинутыми на ее антаблемент, как это видим мы на помещаемом при сем рисунке 9) 24 , изображающем одну из миниатюр вышеуказанной рукописи. Миниатюра греческого минология X в. в Московской Синодальной библиотеке. Вышеприведенное свидетельство Златоуста: «когда видишь, что поднимаются обе половины завес, то представляй себе тогда, что разверзаются небеса и свыше сходят ангелы и т.д.» не указывает ли нам, что изображение святых на вышеупомянутых миниатюрах под арками царских врат алтарной преграды с разверстыми завесами имело целью указать на то, что им уготовано на небесах Царствие Божие или рай, подобие которого представляет на земле алтарь наших христианских святилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Такова, в общих чертах, история формирования греческого и русского чина относительно царских врат и завесы на Божественной литургии. Как мы видели, традиция затворения и отверзения врат св. алтаря появилась и оформилась в монастырях. Монастырская практика оказала влияние на практику греческих приходов, особенно во время турецкого ига. В ХХ в. традиция затворять алтарные врата на литургии в греческом православном мире пришла на грань исчезновения и сохраняется лишь в монастырях. Русская Православная Церковь приняла почти весь чин относительно врат и завесы алтаря из греческой, в основном монашеской, традиции, особенно из Иерусалимского устава Лавры св. Саввы и послания патриарха Константинопольского Паисия I. Этот чин она сохранила доныне, как в обителях, так и в миру. Однако при всём этом остаётся вопрос о том, какой чин лучше: русский, по которому врата св. алтаря на Божественной литургии по большей части закрыты, или приходской греческий, при котором алтарные двери отверсты почти на всём протяжении литургии? Быть может, закрытые царские врата являются серьёзным препятствием для участия мирян в литургии? Затворённые врата, а особенно когда закрыта и завеса, создают дополнительное разделение между алтарём и основной частью храма. Может быть, это разделение неуместно на Божественной литургии, а особенно во время св. анафоры, когда, например, диалог между священником и народом (которого представляет хор): «Благодать Господа нашего... – И со духом твоим. – Горе имеим сердца. – Имамы ко Господу» и пр., – происходит через закрытые врата, а фигура священника едва различается за ними? А благословение, молящихся священником через закрытую завесу после просительной ектении по Великом входе с точки зрения участия мирян в литургии есть, на наш взгляд, просто печальный момент русского чина Божественной литургии. Объяснения открытию и закрытию царских врат, хотя зачастую почтенные и насчитывающие уже много веков 633 , часто «изобразительны», то есть связывают отверзение и затворение врат с определёнными событиями земной жизни Спасителя. Если сознательно следовать этим толкованиям, литургия превращается в символическое воспроизведение жизни Господа, а молящийся из участвующего в литургии и включённого в общину Церкви – в зрителя, которому другие люди, молящиеся рядом братья попросту не нужны 634 . И что есть литургия: воспроизведение Евангельской истории или λειτ-ουργα, «общее дело» 635 и реальное участие в таинстве Евхаристии?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первым делом Симеон обращается к храму. К тому времени уже сложился обряд его освящения: Храм, хоть и сложен из вещей материальных, обладает благодатью свыше: ведь он освящен таинственной молитвой епископа, помазан священным елеем, служит в полной мере жилищем Бога. Не всякий может ходить в нем, куда пожелает: какие-то отделы его для священников, какие-то для мipяh. Подразделение храма на две части – или на три, если считать нартекс,– имеет несколько смыслов: То, что в нем две части – алтарь и неф,– представляет Христа, Который есть и Бог, и человек – один незримо, другой зримо. Подобным же образом это представляет человека, который есть душа и тело. Особенно же это знаменует тайну Троицы – она непостижима в своей сущности, но мы знаем ее по ее проявлениям в мipe. В частности, это представляет видимый мip и невидимый, и также отдельно видимый; небесное – святым алтарем, земное – святым нефом. С другой точки зрения всю церковь можно рассматривать как трехчастную: то, что перед нефом, собственно неф и алтарь. Это знаменует Троицу, и небесные воинства, выстроенные триадами, и благочестивый народ, разделенный на три части – я говорю о священниках, верных и кающихся. И также образ построения святого храма дает нам знание земного, небесного и наднебесного: нартекс – того, что на земле, неф – того, что на небе, святой алтарь – того, что превыше небес. Алтарная преграда обозначает различие между чувственной и духовной реальностями, алтарная завеса представляет небесную скинию Бога. Каменный престол указывает нам на Христа как на скалу; нижний плат представляет погребальные пелены, богатый верхний покров символизирует Его славу. Каждение – образ благоуханной благодати Святого Духа, зажженные свечи – даруемое им просвещение. Амвон символизирует камень, отваленный от входа в гробницу. Все убранство храма представляет красоту тварного мipa; огни суть подражание звездам, паникадило – небесному своду. Говоря о священнослужителях, Симеон следует Дионисию, различая среди них различные чины, представляющие ангельские чины на небесах. К этому он добавляет подробное символическое толкование их облачений и приводит молитвенные формулы, произносимые, когда их надевают. Священники – образ первого лика ангелов; диаконы, чтецы и певчие представляют срединный лик. Епископ – образ самого Христа и источник всякого просвещения в церкви. В своем труде О священной литургии Симеон поясняет, что облачение епископа состоит из семи предметов соответственно семи дарам Святого Духа. В те времена имперский саккос носили только епископы самого высокого ранга, остальные надевали полиставрий, то есть расшитую крестами фелонь. Священник носит пять предметов в соответствии с пятью органами чувств и пятью свойствами души, которые он в своем служении освящает. Диакон надевает только два предмета. Приводимые Симеоном молитвенные формулы при облачении – те же, что и в нынешнем чине.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Основание нынешнему иконостасу, без сомнения, положили те решетки, о которых упоминает Евсевий, в описании величественного Тирского храма, под именем деревянных сетей. Но чтобы во внутренность алтаря в известное время священнодействия не проникал взор верных, а тем более оглашенных во всякое время, он в некоторых церквах в 4-м веке, а в церкви Иерусалимской 1035 еще в 1-м веке, закрывался завесою, как в храме Иерусалимском святое святых. Святой Златоуст 1036 дает открытию завесы во время Литургии таинственное значение, говоря: «когда ты видишь открывающимися обе половины, то представляй, что отверзаются небеса и нисходят Ангелы». «Эта завеса и доселе еще видна в наших храмах за главными алтарными вратами, которые известны у Греков под именем святых врат». 1037 Выше мы сказали, что в алтарь никто не имел права без нужды входить, кроме власти царской, для которой Трульским собором 1038 сделано исключение, по некоему древнему преданию, для принесения Господу Богу даров. Это право и доселе принадлежит ей в нашей Православной церкви. О дверях алтарных В древности среди решеток был вход, который затворялся. В житии Василия Великого говорится, что решетки были возвышены и вход к алтарю преграждаем был дверьми, которые назывались царскими, потому что они открывают вход к престолу Царя Небесного. Эти врата сохранены в алтаре в наших храмах. Но есть по бокам алтаря и другие двери (У). История боковых дверей такая: в древнее время к алтарю пристраивались особенные приделы, из коих северный придел назывался предложением (πρθεσις). Сюда в древнее время верующие приносили хлеб и вино, из которых и выбирались приношения, нужные для таинства Евхаристии. В этом отделении находился, и ныне находится, жертвенник, который знаменует и ясли и гроб Господень, а потому принадлежности и облачения его напоминают собой: и младенческий возраст Спасителя во время пребывания Его в вертепе и погребальные пелены Его во время страдания Его. Ворота, ведущие в это отделение, называются северными, чрез которые диаконы в древности, а ныне священнослужащие, выносили приготовленные части хлеба и вина для священнодействия и полагали на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Это дело показалось мне серьезным и даже слишком серьезным: следовало защищать и священные законы, и гражданские. Ибо всё смешалось: с одной стороны, изобретался новый способ конфискации 132 , с другой – самые чистые вещи наводили на мысли о нечистых [замыслах]: молитва , алтарь, таинственная алтарная завеса стали орудиями насилия. Об этом вопросе уже было вынесено суждение в самой митрополии: [незадолго перед этим] случилось так, что почти все епископы [провинции] собрались в Птолемаиде для рассмотрения политического вопроса 133 ; услышав об этом деле, они осудили поступок Павла, но не решились сместить его. Что до меня, то я различаю суеверие и благочестие; считаю, что первое есть порок, скрывающийся за личиной добродетели, порок, в котором философия усматривает третий эйдос безбожия 134 . Но ничто, на самом деле, не может считаться священным 135 или святым 136 , если не совершается справедливо и свято. Потому мне и не приходилось бояться так называемого поставления 137 . Ибо для христиан отнюдь не необходимо считать божество присутствующим в звуках [имен] и материи таинств, словно бы оно претерпевало природное притяжение, как это и происходит с внутрикосмическим духом; напротив, [христианам следует считать, что божество присутствует] в бесстрастии и родственных Богу состояниях [души]. Там, где гневный порыв, неразумный дух и злобная страсть руководят поступками [человека], как там может находиться Святой Дух? [– Никак, ибо] пришедшие [страсти] изгоняют его, даже если Он и обитал там прежде них. Итак, я намеревался официально объявить Павлу о перемене 138 ; он же и сам, будучи прежде обличен, обещал это и даже заверил свое обещание клятвой. Имея это [его обещание] в руках, я охотно избегал официального акта, считая, что он сам себе судья, огласивший вердикт, и сам должен удерживать себя в [положенных своей клятвой] границах. Он же все переносил [сроки] и медлил [с освобождением крепости]; поскольку же я по церковным делам как раз и прибыл, то счел необходимым выехать на место, взглянуть на происходящее своими глазами и немедленно рассмотреть дело. И опять со мной была толпа епископов из окрестных местечек 139 , собравшихся вокруг меня из-за разных нужд; все они присутствовали при осмотре межевых столбов, ясно отграничивающих удел епископа Дарнийского [от епархии епископа Гидраксы], и при слушании свидетельств стариков 140 , с коими согласились и те из епископов, которые до того возражали благочестивейшему Диоскору: стало ясно, что хозяин участка именно он. Под давлением брата моего Диоскора я был вынужден также публично зачитать бранный пасквиль благочестивейшего Павла, оформленный им как послание, адресованное твоему святейшеству. Это была непристойная комедия, задирающая подол одежд брата своего, постыдная не для оскорбляемого, но для оскорбителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Среди церкви 4 столпа круглые, напротив их, в стенах, 4 столпа половинчатые, расписаны разными красками мраморной работы; капители и базы резные из белого камня. В потолке написано Имя Божие в сиянии в облаках. Вокруг сияния вытянут такой же взымз и от него к западным дверям вытянут взымз, «меж того обоего взымзу репьи алебастровые вызолочены». Крылосы столяренной работы с 32-мя балясами грановитыми с вызолоченной на них резьбой. В церкви помещался герб и флаг графа Александра Петровича Апраксина, на древках. Тут же был книжный шкаф, обитый красным сукном. В церкви 9 окон. В каждом окне по 4 окончины. В каждой окончине по 15-и стекол. Между окнами на откосах штукатурные алебастровые фигуры, меж фигур расписано мрамором разными красками. По стенам меж окоп «билястры» расписаны мрамором разными красками. В церкви против царских дверей «амбон о трех уступах, с алтарным полом равен». Печь на плитном фундаменте из белых покупных образцов. У западных церковных дверей и у дверей, что к Неве, были сделаны крыльца из плитного камня о 6-и ступенях 1789 . При каменном строении у нижней церкви в каменном крыльце сделана была «круглая лестница вкруг столба на верхние переходы, о 37-и ступенях столяренной работы», «около ее с лица обито гонтиками и обмазано известью», «в той лестнице в 4-х окнах 6 окончин, в их 52 стекла». Под церковью была усыпальница на 25 месть 1790 . Ново-построенная каменная верхняя церковь была освящена во имя благоверного великого князя Александра Невского. На церкви был двойной деревянный купол, столяренной работы, раскрашенный разными красками. Снаружи большой купол обит белым железом и покрыт красками, малый купол и кресты обиты медью и позолочены червонным золотом. Около малого купола 8 яблоков медных, позолоченных таким же золотом. Церковь выделялась богатством убранства. Престол облачен парчей с золотными и серебряными травами, на передней стороне красною, на остальных и на верхней-полосатою. Жертвенник имел одежду из парчи серебряной с золотыми и разных шелков травами. Завеса лазоревая.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010