Кто же лучше такого человека подаст верный совет, исцелит душевные язвы, разрешит сомнения, поднимет падшего, очистит, успокоит? Вот и стекался народ толпами к столпникам, которые щедро делились плодами своей созерцательной жизни. Не оставались они в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир: преподобный Симеон поддерживал Халкидонский Собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего, вернуться в лоно Православной Церкви. А преподобный Даниил сходил со столпа, чтобы отправиться в Константинополь и обличить неправоту императора Василиска. Ставшие выше своей природы В VI u VII bekax столпников в Византийской империи, особенно в Сирии, стало столько, что их законом признали за особое сословие. А нам столпничество кажется чем-то противоестественным, возможно, только потому, что мы судим о нем по себе. Да, этот подвиг для многих невозможен. Но ведь сами мы не в состоянии определить сил нашего духа, а они от постоянного упражнения могут развиваться до бесконечности. А при помощи благодати Божией человек может стать даже выше своей природы. Некоторые вообще считают столпничество медленным самоубийством. На деле же непомерные подвиги не только не сокращали жизнь, но еще и продлевали ее: Симеон прожил 103 года, из них 80 лет — на столпе, а Алипий Адрианопольский из 117 лет жизни провел на столпе 53 года. Преподобный Даниил Столпник скончался в 83 года, 33 из них простояв на столпе. Согласно житию, он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления. А паломники и страждущие шли к нему за помощью вплоть до его кончины 11 декабря (24 декабря по новому стилю) 490 года. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

1654.             Явление Иверской иконы Пресв. Богородицы. 12 февраля. 1667.             Обретение мощей преп. Нила Столобенского. 27 мая. 1688.             Явление иконы Пресв. Богородицы, Всех скорбящих радости. 24 окт. 18 век Обретение мощей Иулганич, княжны Ольшанской. 6 июля. 1703.             Митрофан, еп. Воронежский. 23 ноября. 1709.             Праздник о Полтавской победе. 27 июня. Димитрий, митрополит Ростовский. 21 сент. 1724.             Перенесение мощей Вел. Кн. Александра Невского в С. Петербург. 30 авг. 1731.             Иннокентий, еп. Иркутский. 26 ноября. 1739.             Празднование Ахтырской иконе Пресв. Богородицы. 2 июля. 1769.             Установление поминовения по воинах. 29 авг. 1799.             Перенесение десной руки Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину. 12 окт. 19 век 1812.             Избавление Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, и с ними двадесяти язык. 25 дек. 1834.             Перенесение мощей Гавриила-Всеволода, Псковского чудотворца. 22 апр. Топографический указатель событий и свв. угодников, воспоминаемых в месяцесловах и богослужебных книгах православной церкви 1. Топографический указатель событий и угодников Православной Восточной Церкви Авгаровская обитель , в Вифинии, на Олимпе. В ней подвизались: Иоанникий Великий, ум. 846. 4 ноября. Евстратий, ученик его. 9 янв. Августополь , Caesarea augusta, в Испании, ныне Сарагоса. К Августопольскому клиру принадлежал Викентий диакон, муч. Валентийский при Диоклетиане. 11 ноября. Авлона, или Авдана, в Палестине , близ Елевферополя. Петр-Авесаламит, муч. 309. 12 янв. Авлона , ныне Валлона, в Иллирии , при Адриатическом Море. Данакт чтец, муч. 16 янв. Адрианополь Пафлогонский. Близ него подвизался: Алипий столпник, при Ираклии. 26 ноября. Адрианополь Фракийский. Феодот, Асклиада и Максим, мучч. при Максимине. 15 сент. Мануил еписк., муч. Болгарский ок. 815. 22 апр. Азия, или Асия , Малая Азия. Фома, или Дидим ап. из 12. 6 окт. Максим, муч. при Декии. 14 мая. Косма и Дамиан, бессребреники, и мать их Феодотия. 1 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

295 Преп. Даниил столпник родился в с. Вифаре, близ Самосаты, в 409 году; столпничествовал с 459 г. до самой кончины, последовавшей в 489 году. Святая жизнь его часто приводила к нему императоров Льва и Зинона для получения благословения и слышания его предречений (Чет. Мин. 11 декабря. Месяцосл. Вершин.; сн. выше, примеч. 49–51). О монастыре преп. Даниила или το τς γας μνμης Δανιλ ν τ στλ упоминает Дюканж, полагая его между городскими монастырями (Constantinop. chr. lib. IV. р. 156); но места, где он находился, не определяет. В житии Даниила говорится, что «погребено бысть святое преподобнаго отца (Даниила) тело при столпех его»; а выше: «царь (Лев) созда церковь Симеону преподобному (столпнику) прямо столпа Даниилова на северной стране, и странноприимницу устрои, и пренесе честныя Симеоновы мощи со многою честию, по желанию преподобнаго Даниила». Кедрин ясно указывает место подвижничества и кончины преп. Даниила ν τ νπλ или в Эстиях (Сокращ. ист. ed. 1. р. 598; сн. предыд. примеч.). 296 Вм. «Акакий» должно быть «Алипий»: на это указывает и время и место и образ подвижничества Алипиева (Чет. Мин. 26 ноября). 297 Трудно решить – какого Брячислава. Вероятно, какого-нибудь из князей Полоцких: так как известно, что в княжение Мстислава Владимировича Полоцкие князья, с женами и детьми их, были отправлены в Царьград; что император Иоанн Комнин давал им жалованье, и что они служили в его войске (Ист. Гос. Рос. т. II. стр. 104 и пр. 271). 300 Св. мученик Иларий из Калипты, что близ Анкиры Галатийской; обезглавлен по повелению игемона Максима, в царствование Траяна (Чет. Мин. 12 июля). 301 Ни в Служебной и Четией Минеях, ни в Прологах и Синаксарях, ни в Святцах и Месяцословах наших св. девицы Софии царевны не находится. 302 Св. Тарасий – Цареградец знатного рода, при Константине V и Ирине был нотарием тайных дел (σηκρτις) царских; после Цареградского патриарха Павла IV возведен на патриарший престол 25 декабря 784 года; как ревностный защитник иконопочитания, он убедил императрицу Ирину и сына ее созвать в 787 году седьмой вселенский собор; скончался 25 февраля 806 года, и погребен в монастыре, который он устроил во время своего патриаршества, «в Восфоре Фракийстем, при устии Евксинскаго понта» (Чет. Мин. 25 февраля и 8 марта; сн. Кодина, Περ κτισμ. р. 116. Дюканжа, (Constantinop. chr. lib. IV. р. 189). По Византию, это место известно ныне под именем Каринче (. Κωνσταντινοπ. τμ. β´ σελ. 180, 203 κα 514).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Наконец, были еще столпники. Трудно и представить себе этот великий подвиг. Всю жизнь, день и ночь, зиму и лето, несмотря на жару и морозы, бурю и непогоду, подвижник стоял неподвижно, точно пригвожденный к своему столпу; его ноги отекали, загнивали, покрывались ранами, тело цепенело от разных перемен воздушных, а при этом еще самый строгий пост, самая скудная пища, и то через день, через два... Вместо сна – легкая дремота, опершись на перила или перекладину столпа... Да возможно ли, кажется, вынести такой подвиг, хотя в продолжении нескольких недель? А они выносили, да еще вот по скольку лет: Симеон Древний жил всего более 100 лет, стоял на столпе около 80 лет; Даниил – всего 80 лет, на столпе – 33 года; Симеон Дивногорец всего 85, на столпе – 70 лет; Алипий всего 118, на столпе – 53 года; Феодосии на столпе – 50 лет; Лука на столе 45 лет – и др. Вот по скольку жили святые подвижники. Скажут: «То были святые люди, их уж Сам Бог хранил Своею благодатью. Где уж нам, грешным, брать с них пример». Но, во-первых, никто и не говорит, чтобы нужно было непременно бросить мир, бежать в пустыню, заключаться в затворы и искать спасения на столпах; у нас идет речь о долголетии, и вот мы указываем примеры долголетней жизни у святых подвижников, а эти примеры ясно говорят, что строгие посты, умерщвление плоти и другие подвиги христианские вовсе не сокращают жизни человеческой, как думают мудрецы века сего, и что, стало быть, святые заповеди Божии о посте и воздержании нисколько не противоречат природе человеческой. Во-вторых, правда и то, что Бог особенно хранил и продолжал жизнь Своих угодников, дабы они своим словом и примером пользовали и других. Однако же не следует забывать, что ведь Господь за то и дарил им долгую жизнь, что они эту жизнь всецело Ему же на служение посвящали. Значит, – живи по-Божии, Бог и тебя благословит долголетием, – их хранил, и тебя сохранит, им помогал, и тебе поможет. Святое слово Его неложно говорит: «разумети закон» Божий, а, стало быть, и свято блюсти его святые предписания – дело доброе, «помысла есть благаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но, кроме этого, есть и другие черты духовности Преподобного Сергия, которые раскрывают его как святого вселенского. Рождение Преподобного Сергия преподобный Епифаний сопоставляет с рождением таких святых, как пророки Иеремия, Исайя и Илия, Иоанн Предтеча, Ефрем Сирин , Алипий и Симеон столпники, Феодор Сикеот, Евфимий Великий, Феодор Эдесский , Петр, митрополит Московский (30, лл. 12 об.–14 об.). Из лика преподобных отцов Преподобный Сергий сравнивается в терпении бесовских восстаний с преподобным Антонием; в хранении общежительных преданий – с преподобный Феодосием; в окормлении множества учеников – с преподобным Саввой; в духовном мужестве – с преподобным Арсением; в сердечном восхождении на Небо – с преподобным Иоанном Лествичником ; в блаженстве нетленного тела – с преподобным Макарием; в пустынножительстве – с преподобным Онуфрием; в святости – с преподобным Паисием; в добродетелях – с преподобным Симеоном; в незлобии – с преподобным Павлом Препростым; в бессмертии – с преподобным Афанасием; в духовном веселии и благодушии – с преподобным Евфимием (23, икос 5). По своим благодатный чудодействиям Преподобный Сергий сопоставляется также с ангельским миром (Архангел Рафаил – 23, кондак 9, ангел-предводитель войска Маккавея – 23, кондак 12); с такими ветхозаветными святыми, как Иов и Елисей (23, кондак 9), Гедеон (23, икос 6). Все эти сопоставления указывают на высоту и мощь духовности Преподобного Сергия, но не открывают вполне тайны его души. Если бы Преподобный Сергий был только велик, как ветхозаветный пророк, как вождь, пред которым народ с почтением и благоговейным страхом склоняет голову, то оставалось бы непонятным, почему русский народ обращается к Преподобному Сергию и в самых житейских скорбях и нуждах, почему он является одним из наиболее горячо любимых русским народом святых? Есть еще один вселенский святой, которому Преподобный Сергий близок не какими-либо отдельными чертами личности или добродетелями, но самым типом своей духовности. Это Святитель Николай, великий чудотворец, которого русский народ не случайно почитает как своего родного святого. Духовная близость Святителя Николая и Преподобного Сергия столь велика, что отразилась и на событиях жизни Преподобного Сергия, и на его внешнем сходстве со Святителем Николаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Лазаре. В нижнем ярусе с фигурами святых часть изображений не имеют подписей, но по одеждам среди них узнается прп. Иоанн Дамаскин. В нартексе, на сев.-вост. центральном столбе, находится образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках, с подписью «Одигитрия», что указывает на почитание к-польской святыни; среди святых - представители разных чинов святости, в т. ч. монашеского подвига: прп. Алипий Столпник и прп. Иоасаф, фигура к-рого была обнаружена реставраторами после удаления слоя XIV в. После переделок в XII в. у входа в диаконник, с юго-зап. стороны алтарной преграды, была создана фреска с образом свт. Николая Чудотворца, обнаруженная реставраторами после удаления конструкции деревянного иконостаса XVI в. Фигура святителя превышает человеческий рост; по сторонам его головы изображено Никейское чудо - ростовые фигуры Христа и Богоматери, подающих святителю Евангелие и омофор. Внизу слева изображен стоящий донатор - монах-средовек с черными недлинными волосами и такой же короткой бородой, над его головой сохранилась надпись, однако дата в конце утрачена. К кон. XIII - нач. XIV в. относятся росписи в разных частях здания: 3 композиции из НЗ в верхней части сев. половины наоса и ряды святых в нартексе. На своде сев. рукава наоса написаны многофигурные композиции «Распятие» (запад) и «Воскресение» (восток). Так, в «Распятии» Пресв. Богородица предстоит Христу в окружении жен, рядом с ап. Иоанном Богословом находятся св. Лонгин Сотник и солдаты. Некоторые детали, а также художественное исполнение указывают на влияние традиции итало-визант. круга мастеров (искусства крестоносцев): над головой распятого Христа укреплена табличка с подписью «Царь славы» вместо «Царь иудейский»; солдаты одеты в лат. доспехи и держат щиты норманнского типа, лики написаны с характерными угловатыми притенениями под глазами, что напоминает сохранившиеся на Синае иконы кон. XIII в. из мастерской в Акре (Сен-Жан-д " Акр, ныне Акко). «Воскресение» показано как триумф Небесного Царя, Слава воскресшего Спасителя испещрена звездами, Он заботливо склоняется над Адамом, которому протягивает руку.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

В парусах находятся медальоны с образами святых праведных Иоакима и Анны, архидиак. Стефана и вмч. Пантелеимона. В люнете над входом в наос имелся полуфигурный образ Христа (не сохр.). Напротив на зап. стене - 4 ветхозаветных пророка, 2 в рост (Даниил и Исаия) и 2 в медальонах (Иезекииль и Иеремия). На 2 подкупольных арках - медальоны с изображениями преподобных, по 7 на северной и южной и 4 на западной. На сев. арке - святые прмч. Стефан Новый, Ефрем, Арсений, Никита, прп. Антоний Великий, Максим, Иоанн Кущник, на южной - исп. Феодор Студит, прп. Феодор, прп. Евфимий Великий, вмч. Мина, прп. Пахомий, прп. Савва Освященный, прп. Иоанн Лествичник, на западной - святые столпники Симеон Старший и Симеон Младший, Алипий, Даниил. В боковых компартиментах на сводах и стенах помещены изображения святых и 8 евангельских сцен: в северном - «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Приготовление к омовению ног» и «Омовение ног», в южном - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». Иконографическая программа мозаик рассматривается совр. исследователями как один из образцов классической системы росписи визант. храма, сложившейся в главных чертах в постиконоборческое время (сер. IX-XI в.). Она отличается логикой, отражает главные богословские идеи эпохи, непосредственно соотнесена с литургической практикой. Среди ее важных элементов: 1) образ Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды, в котором прежде всего подчеркивается идея молитвы, заступничества и спасения в отличие, напр., от идеи боговоплощения, заложенной в образе Богоматери с Младенцем на троне; 2) образы Пантократора в куполе, апостолов в подкупольной зоне и евангелистов в парусах. Необычная деталь - в барабане купола фигуры ангелов написаны в рост. Особая тема - преобладание в мозаике изображений Небесных Сил бесплотных - присутствует не только в Н.-М., но также в монументальной декорации собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и росписях Гёреме в Каппадокии (XI в.); 3) предельно сокращенный праздничный цикл в наосе.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков. В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

Изображение иконы Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. #3739 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. #3739 Эта страничка относится к разделу   Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. Скачать или распечатать изображение 3739.jpg 919x1200, 1.1 MPix, 229 Kb. 7.8x10.2cm @ 300DPI (11.7x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (375) , (8) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Москва. 1970-е.] Прп. Алипий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1970-е годы. 24.5 х 19. Таблетка-образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-3739

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010