Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. Описания иконы Алипий Столпник, Адрианопольский, прп. - житие Преподобный Алипий Столпник, Адрианопольский (Память 26 ноября по старому стилю) Преподобный Алипий Столпник родился в 522 году в г. Адрианополе в Пафлогонии. Мать его, благочестивая христианка, рано овдовела и, зная о Божественном призвании сына, поручила его воспитание Феодору, епископу Адрианопольскому. Во время рождения сына мать видела чудесное видение, вся комната была наполнена Божественным сиянием — это было предзнаменованием будущей праведной жизни Алипия. За богоугодную жизнь епископ посвятил св. Алипия в сан диакона. Однажды преподобному, сопровождавшему своего владыку в Константинополь, явилась в сонном видении св. мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее святого имени. Преподобный исполнил Божественное указание и положил начало подвижнической жизни. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого гроба, святой соорудил себе столп, на котором подвизался 53 года в непрестанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Алипий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3737.jpg:   Размер: 599x1200, 0.72 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (179) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3738.jpg:   Размер: 424x1200, 0.51 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (202) , (2) . Описание: [Москва. 1970-е.] Прп. Алипий. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1970-е годы. 24.5 х 19. Таблетка-образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 3739.jpg:   Размер: 919x1200, 1.1 MPix, 229 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (375) , (8) .

http://pravicon.com/icon-1131

26-е Преподобного Алипия столпника Алипий был сын благочестивых родителей, живших в Адрианополе Пафлагонском в VI стол. Еще до рождения его мать его имела таинственное возвещение о что просияет он в мире, – увидав во сне, что он держит на руках агнца, на рожках которого горели две зажженные свечи... Овдовев, когда Алипий был еще в детском возрасте, мать поручила воспитание его блаженному Феодору, епископу того города, который, научив отрока Свящ. Писанию, еще более позаботился о том, чтобы внушить ему усердие к исполнению того, чему учит Свящ. Писание, и, успев в этом и замечая необыкновенный разум и кротость Алипия, по мере того, как он входил в возраст, посвятил его в диакона. Недолго однако же он оставался на служении в этом сане, его больше привлекала безмолвная и уединенная жизнь, и вот, попросив согласие своей матери и раздав свое имение бедным, Алипий удалился за город и поселился в пустынном месте, в одной из бывших здесь Еллииских гробниц. Это место почиталось страшным в народе; его все обегали, и Алипий не избежал искушений от страха, нападавшего на него при непривычном уединении, но он был успокоен видением Ангела, сказавшего ему: «там место свято, где человек, любящий Бога, захочет жить богоугодно»... Над гробницею, в которой поселился Алипий, был каменный столб с идолом наверху; разбив этого идола, пустынник заменил его крестом. Приготовив свою душу не малым подвижничеством, Алипий, уединение которого нарушалось только знаменательными Божественными видениями, извлек из них указание устроить на этом месте храм во имя св. Евфимии, которая также являлась ему в сновидениях. Сам же пожелал усилить свой подвиг стоянием на столбе... и в продолжение 53-х лет переносил, не сходя с него, все перемены воздушные, всякое утомление и болезнь, – только за 14 лет до кончины, когда от стояния ноги его покрылись язвами, он уже не мог стоять, но лежал, страданиями своими, и терпением, и благодарением Бога за все напоминая Иова... Множество народа стало стекаться в это место, прежде страшное, а теперь прославленное подвигами столпника и не малыми чудесами, даром которых Бог удостоил его. Иные желали селиться близ его жилища и со временем устроили тут мужеский и женский монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О Господи Душе Святый, Боже истинный, помоги нам до конца, чтобы в смирении употребляли мы Твои дары во благо Христовой Церкви, к нашему вечному спасению. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 26 ноября 1. Преп. Алипий Столпник . Родился в пафлагонийском городе Адрианополе и с малых лет предал себя на служение Богу. В сане диакона служил в городском храме при епископе Феодоре. Однако, желая уединенной жизни, молитвы и богомыслия, Алипий удалился на некое эллинское кладбище вне города. Люди бежали из тех мест, потому что там часто представали пред ними демонические призраки. Алипий же поставил здесь крест и построил церковь в честь святой [великомученицы] Евфимии [Всехвальной], явившейся ему во сне. Рядом с церковью воздвигнул он высокий столп, поднялся на него и провел на нем в посте и молитве целых 53 года. Ни людские насмешки, ни бесовская злоба не могли его ни удалить оттуда, ни поколебать в твердом намерении [подвизаться именно так. – Пер.]. Нарочито от бесов претерпел сей преподобный отец бесчисленные скорби. Не только устрашали они его привидениями, но и ударяли камнями, долгое время не давая ему покоя ни днем ни ночью. Но Алипий – крестным знамением и именем Иисуса – мужественно ограждал себя от бесовской силы. В конце концов побежденные демоны оставили его и убежали, а люди стали его уважать и приходить к нему за молитвой, утешением, назиданием и исцелением. Вблизи его столпа были устроены два монастыря: с одной стороны мужской, а с другой женский. В этой женской обители жили и его мать и сестра. Преподобный Алипий со столпа наставлял монахов и монахинь своим примером и словами, всем сияя, как солнце с небес, и указывая путь ко спасению. Толикую благодать носил в себе сей угодник Божий, что нередко озарял его небесный свет и до самых небес простирался над ним столп сего [горнего] света. Был преподобный Алипий дивным и могучим чудотворцем как при жизни, так и по смерти. Переступив через 100-летний возраст, упокоился он в 640 году, в правление царя Ираклия. Из его мощей сохранилась глава, хранимая в Кутлумушском монастыре на Святой Горе [Афон].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Двадцать шестой день. Поучение 1-ое. Препод. Алипий столпник. (Уроки из его жизни: а) нет разумного основания бояться так называемых «нечистых мест» и б) кладбище – весьма назидательный учитель для христиан). I. Пр. Алипий, память коего совершается ныне, проводил свою святую уединенную жизнь на одном из древних языческих кладбищ. Это место было для всех страшно; никто не жил по соседству с этим кладбищем. Алипий знал, что все избегают этой пустыни – и поселился в ней. Он избрал себе для жилья один гроб, над которым возвышался каменный столб с идолом. Но святый идола сбросил, а на место его утвердил крест и не боялся никаких ужасов. Чрез несколько времени он устроил здесь и церковь . II. Две душеспасительные истины предлагает нам жизнь препод. Алипия. а) Первая та, что всякое место освящается богоугодною жизнию и посему не должно бояться так называемых «нечистых мест», против которых у христианина есть всесильное оружие – крест Христов. У нашего простого народа есть вера в так называемые нечистыя места, с которыми он связывает разные страхи и ужасы. Иногда даже новопостроенный дом оказывается на недобром месте и его стараются перенести на другое. Кто твердо верует в Бога, надеется на Него и, когда нападает страх, не забывает осенить себя крестом, того Бог сохранит во всяком месте и благополучно устроит жизнь его. Вот несколько примеров силы крестного знамения, которое не только разгоняет мнимые страхи и вселяет в душу христианина мир и спокойствие, но и способно прогонять диавола, виновника всякого зла. «Юлиан отступник» решился некогда «в одной из недоступных для народа страшных пещер, совещаться с подземными демонами о будущем». Но вдруг «храбреца объемлет ужас; с каждым шагом ему становится страшнее... Пораженный нечаянностию, как неопытный в таком деле, он прибегает ко кресту, сему древнему пособию, и знаменуется им против ужасов. Знамение подействовало: демоны побеждены, страхи рассеялись. Но отступник порывается идти далее: и опять те же ужасы. Он еще раз крестится – и демоны утихают» («св. Григ. наз. или Богослова, слово 1, обличит. на царя Юлиана»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Память 26 ноября Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника Раб Христов Алипий был родом из Пафлагонского города Адрианополя [ 1 ]. Господь избрал его на служение Себе еще до его рождения. Однажды ночью, незадолго до рождения сына, мать его имела следующее видение. Ей показалось, что она держит на руках агнца, весьма красивого, с двумя горящими свечами на его рогах. Когда же наступило время рождения Алипия, то комната наполнилась Божественным сиянием: это было предзнаменованием сияния будущей праведной жизни Алипия, так как ему было назначено стать светильником мира. После рождения Алипия мать его заснула, и во сне ей снова было следующее видение: все жители города стекались в ее комнату и окружали младенца, воспевая псалмы и священные песнопения. Эти видения мать запомнила, слагая их в сердце своем и размышляя о будущей судьбе сына своего. Через некоторое время скончался муж ее, и, не пожелав вторично выйти замуж, она стала проводить время своего вдовства в посте и молитве, угождая Богу чистотой своей жизни, и вместе с сыном, возлагая все свое упование на истинного Отца сирот и вдовиц. Вскормив своего сына, и обрекши его на служение Богу, она, как древле Анна, мать Самуила (1 Цар.1:24–28), отвела его в храм Божий и вручила Адрианопольскому епископу, блаженному Феодору. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию. Придя в возраст, Алипий превзошел своих сверстников мудростью и разумом; добрым же поведением и добродетелями стяжал себе любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божия, смирения и кротости; по мудрости же своей он показывал как бы мудрость седины и имел «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9). Ради этих добродетелей он был назначен церковным экономом, а затем рукоположен в сан диакона, и в этом сане совершал свое непорочное служение Богу. Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая, подобно Анне пророчице [ 2 ], не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу; она уже давно раздала свое имущество нищим и, обрученная Христу, была поставлена в диакониссы. Этой-то богоугодной рабе Господней, своей же матери, святой Алипий поведал о своем намерении:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεον. Ν 279-285. Σ. 106-108. А. Ю. Никифорова Иконография Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швейцария); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

http://pravenc.ru/text/114450.html

Память 26 ноября Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника Раб Христов Алипий был родом из Пафлагонского города Адрианополя Господь избрал его на служение Себе еще до его рождения. Однажды ночью, незадолго до рождения сына, мать его имела следующее видение. Ей показалось, что она держит на руках агнца, весьма красивого, с двумя горящими свечами на его рогах. Когда же наступило время рождения Алипия, то комната наполнилась Божественным сиянием: это было предзнаменованием сияния будущей праведной жизни Алипия, так как ему было назначено стать светильником мира. После рождения Алипия мать его заснула, и во сне ей снова было следующее видение: все жители города стекались в ее комнату и окружали младенца, воспевая псалмы и священные песнопения. Эти видения мать запомнила, слагая их в сердце своем и размышляя о будущей судьбе сына своего. Через некоторое время скончался муж ее, и, не пожелав вторично выйти замуж, она стала проводить время своего вдовства в посте и молитве, угождая Богу чистотой своей жизни, и вместе с сыном, возлагая все свое упование на истинного Отца сирот и вдовиц. Вскормив своего сына, и обрекши его на служение Богу, она, как древле Анна, мать Самуила (1 Цар.1:24–28), отвела его в храм Божий и вручила Адрианопольскому епископу, блаженному Феодору. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию. Придя в возраст, Алипий превзошел своих сверстников мудростью и разумом; добрым же поведением и добродетелями стяжал себе любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божия, смирения и кротости; по мудрости же своей он показывал как бы мудрость седины и имел «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9). Ради этих добродетелей он был назначен церковным экономом, а затем рукоположен в сан диакона, и в этом сане совершал свое непорочное служение Богу. Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая, подобно Анне пророчице не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу; она уже давно раздала свое имущество нищим и, обрученная Христу, была поставлена в диакониссы. Этой-то богоугодной рабе Господней, своей же матери, святой Алипий поведал о своем намерении:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

6) Св. Алипий (26 ноября) родился в Адрианополе пафлагонитском при импер. Ираклии (610–641). Житие его описано Метафрастом, который пользовался жизнеописанием, составленным одним из его учеников и помещенным у Сурия под 26-м ноября. Что житие св. Алипия писано ближайшим его учеником и соотечественником, это ясно видно из следующего: описывая возвращение св. Алипия в отечество, в Адрианополь, откуда он удалился было искать более удобного места для своих подвигов, биограф говорит: «Богу угодно было явить нам такую милость, что Он даровал спасительный плод тому самому городу, в котором он возрос». Жизнеописатель и прямо называет его своим отцом, а себя отраслью его сада, хотя и позднею. В конце жития он обращается к святому с воззванием и молит его: «призри на нас и сжалься над нами, которых ты собрал и оставил сиротами и пр.». Словом, все жизнеописание проникнуто благоговейным чувством ученика, с которым недавно обращался святой столпник 821 . Св. Алипий стоял на столпе 53 года и умер 118 лет. 7) Св. Феодосий Эдесский (конца VIII в. и начала IX в.), упоминаемый в житии св. Феодора Эдесского (9 июля); стоял на столпе более 50 лет. 8) Св. Лука халкидонский, новый столпник (11 декабря). Он воевал с болгарами при греческих царях Романе I (917–944) и Константине Багрянородном (912–959), а после того 50 лет подвизался в монашестве. Год смерти его падает на 970–980. Дело в том, что с греками воевал и едва не сокрушил греческую империю Симеон, царь Болгарский (896–927); после него с греками был мир; следовательно, кончина св. Луки была между 970–980 г., а так как описанная в прологе битва его была в 917 году, то, значит, вернее кончину св. Луки полагать около 970 г. 822 . 9) Св. Никита (24 мая), уроженец г. Переяславля Залесского, жил в XII веке. Житие св. столпника Никиты помещается в рукописном житии, хранящемся в Переяславском Никитском монастыре. Краткое извлечение из него сделано в прологе под 24 мая и в книге магистра богословия иеромонаха Иосафа: «краткие сведения о св. угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860 г., стр. 81. А. Кадлубовский, рассматривая происхождение и литературную историю жития св. Никиты Переяславского столпника в Филологическом вестнике за 1898 г. 823 , говорит, что оно составлено под влиянием греческого жития св. великомученика Никиты. Св. столпник Никита был убит ворами с целью грабежа в 1186 г. по Калайдовичу 824 , а по историческому словарю в 1189 г. 825 . Едва ли св. Никита был убит своими учениками, как думает г. Толстой в своем описании (стр. 87), так как ученики знали, вероятно, – какие носил он вериги – серебряные или железные, да и были ли. у него ученики?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необходимое условие радостей и счастья для человеческой души, нравственная, благочестивая жизнь христианина, как известно, в высшей степени благодетельно влияет и на физическое здоровье и благосостояние человека. Искореняя страсти, больше всего подтачивающие и расстраивающие здоровье, благочестие христианское располагает к умеренности, предохраняет от излишеств, злоупотреблений и тем соблюдает крепость телесного организма человеческого. Недаром великие подвижники христианства, обитавшие, по слову Апостола, в горах, вертепах и в пропастях земных ( Евр.11:38 ), т. е. жившие в самых неблагоприятных гигиенических условиях и притом измождавшие себя постом и подвигами, обладали бодрым здоровьем и достигали долголетия. Например, Антоний Великий пробыл 20 лет в башне, без воздуха, без движения, вкушал пищу не более двух раз в неделю, и когда он вышел из затвора, то удивил всех своим светлым, бодрым, безболезненным видом. Святые Иларион Великий, Симеон Дивногорец, Паисий Великий, Савва, Ор, Иоанн Постник и многие другие вкушали пишу только раз или два в неделю; святые Симеон Столпник, Феодосий Великий, Макарий Египетский , Марк Фракийский, Афанасий Афонский , Мария Египетская, Даниил Столпник и другие, при чрезвычайных молитвенных подвигах, в течение всей святой Четыредесятницы вовсе не вкушали пищи. Св. Петр Афонский, Виссарион, Симеон Юродивый во всю свою подвижническую жизнь принимали пищу только однажды в две или даже в шесть недель. Притом, питались эти святые люди исключительно хлебом да огородными овощами, а некоторые из них одной только просфорою; жили они, часто, в столпах, на столпах, в крохотных подземных пещерах и т. п.; подвизались они в непрестанной молитве, с тысячами поклонов, молились целые ночи, коленопреклоненно, часто становясь на камни; днем, сверх того, они занимались тяжелой работой, спали час-два в сутки, на голой земле, а иные вовсе не ложились, а только дремали сидя, и т. д. И все эти безмолвные подвиги, неизмеримо более величавые в сравнении с какими-нибудь, например, интересующими современный мир «опытами» Таннера, не причиняли ни малейшего вреда их здоровью: они не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, и Господь награждал их благочестие великом долголетием. Например, Симеон Столпник, в течение восьмидесяти лет подвизавшийся на столпе, жил 103 года, Кириак Отшельник 109 лет, Алипий Столпник 118 лет, Иоанн Молчальник 104 года, Антоний и Феодосий Великие по 105 лет, Павел Фивейский 113 лет, наш Павел Комельский 112 лет, Марк Фивейский подвизался только в пустыне 95 лет, сверх того, что прожил в мире, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Преподобный Алипий Столпник родился в 522 году, в городе Адрианополе в Пафлагонии. Мать его, благочестивая христианка, рано овдовела и, зная о Божественном призвании сына, поручила его воспитание блаженному Феодору, епископу Адрианопольскому. За Богоугодную жизнь епископ посвятил юношу в сан диакона. Однако недолго святой Алипий оставался в этом служении. Однажды святому Алипию, сопровождавшему своего Владыку в Константинополь, явилась в сонном видении святая мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее святого имени. Преподобный Алипий исполнил Божественное указание и положил начало подвижнической жизни. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого гроба святой соорудил себе столп, на котором подвизался пятьдесят три года в непрестанных молитвах к Богу, поучал и наставлял в благочестии многих, приходивших к нему. Появлявшиеся на языческом кладбище бесы искушали по ночам подвижника, но, побежденные стойкостью святого, они навсегда покинули это место, освященное подвигом добровольного мученичества. За этот подвиг избранник Божий удостоился благодатного дара пророчества, изгнания бесов, исцеления недугов. Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног вынужден был лежать на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодарил Господа. Постепенно около столпа из учеников преподобного возникли два монастыря, мужской и женский, в которых он ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей кончины. Почил преподобный в 640 году, в возрасте 118 лет. В тойже день Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго, чудотворца НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 6: Восхвалим мужа славна в бытии,/и отца нашего, святителя Иннокентия:/многу бо славу созда Господь/в неистлении святаго телесе его,/положив е, яко светильник на свещнице,/и озарив лучами чудес его Иркутскую паству,/яко да не отыдет от нея память праведника,/но поживет имя его в роды родов,/да премудрость его поведят языцы,/зря святую церковь,/в песнех и пениих духовных/выну поведающую хвалу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010