«Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?» - велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой... Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки - вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, - это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою... Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя - грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом - заметьте - они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были - только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; Кириак отшельник жил 109 лет; Алипий столпник - 118; Иоанн молчальник - 104; Антоний и Феодосии Великие по 105; Павел Фивейский - 113; Павел Комельский - 112; Анин - 110; Макарий Александрийский - 100. Марк Фраческий только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в мире. И другие многие жили по сто лет, а до 90 - большая часть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Иларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Василий же Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся с тамошней монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии – как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и был всеобщим. В V веке уже весь Восток был усеян множеством монастырей. Из подвижников V века замечательны: Исидор Пелусиот , Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие. Иси­дор, человек богословски и философски образованный, удалившись в египетские пустыни, проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Выбранный настоятелем одной монашеской общины, он вел такую же суровую жизнь и располагал к тому же братию. Симеон, родом сириянин, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа и перенося голод и все атмосферные перемены. Он положил начало новому роду подвижничества – столпничеству. Евфимий, основатель палестинской Лавры, за свои подвиги получил дар чудотворений. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав. Наконец, кроме столпничества, в V столетии явился еще особый род подвижничества – это в обителях неусыпающих. Один инок, Александр, устроил такой монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе монастырь и пригласил поселиться в нем общину неусы­пающих. Этот монастырь получил название Студийского. В VI веке были замечательными подвижниками: Симеон Юродивый, принявший на себя новый подвиг – юродства – и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник , много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием «Лествица», в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в VII веке – Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более пятидесяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Множество людей из окрестных селений стекались к нему ради духовного наставления. Как свет не может долго скрываться под спудом забвения, но Промыслом ставится на свещницу, чтобы светить всем, так и он был явлен людям. Хотя святой жил в пещере, но молниями своих добродетелей, знамениями и великими чудесами, которые Бог творил через него, он смог привлечь к себе многих. Те, кто приходили к нему, нередко просили, чтобы он стал их пастырем. Отшельник принимал их и с помощью Христовой основал двенадцать монастырей в этой области, и в каждом из них было по двадцать монахов. А с ним жило только несколько человек, которым оказались под силу все подвиги. Такими же были и главнейшие из отцов: Антоний Великий и Евфимий Великий. Их учителем тоже был не человек, но Бог и их совесть, и они стали вселенскими светочами. Таким же был преподобный Аполло, Даниил Столпник, Алипий и великий Симеон Столпник. 2. Из жития преподобной Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила, что весьма опасно, когда человек, не взошедший благодаря деланию к духовным высотам, берется учить других. Как хозяин трухлявого дома, который сдает комнаты чужеземцам, если потолок обвалится, погибнет сам и погубит всех своих гостей. Так же и тот, кто еще себя надежно не утвердил, но стал при этом учить других, подвергает страшной опасности себя и тех, кто к нему ходит. Словами он призывает людей к спасению, а на деле обрекает их на погибель. Кто просто много говорит, тот уподобляется человеку, который расписывает стену красками, которые смываются первым же дождем. Такая роспись продержится до первых порывов ветра, когда на нее попадут капли дождя. А учение, которое подтверждено делами, не сможет разрушить даже долгий век. Душевная крепость, выкованная делами и закаленная словом, вечно живет для верных. 3. Из Отечника Авва Пимен говорил, что учить ближнего может только духовно здоровый и бесстрастный человек. Что толку строить дом другому человеку, а собственный дом разрушать? 2. Он же сказал: «Человек, который учит, но не делает того, чему учит, подобен источнику, который всех хочет напоить и омыть, а себя не может очистить, но вся нечистота и грязь остаются в нем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   Хотя святой жил в пещере, но молниями своих добродетелей, знамениями и великими чудесами, которые Бог творил через него, он смог привлечь к себе многих. Те, кто приходили к нему, нередко просили, чтобы он стал их пастырем. Отшельник принимал их и с помощью Христовой основал двенадцать монастырей в этой области, и в каждом из них было по двадцать монахов. А с ним жило только несколько человек, которым оказались под силу все подвиги.    Такими же были и главнейшие из отцов: Антоний Великий и Евфимий Великий. Их учителем тоже был не человек, но Бог и их совесть, и они стали вселенскими светочами. Таким же был преподобный Аполло, Даниил Столпник, Алипий и великий Симеон Столпник. 2. Из жития преподобной Синклитикии    Блаженная Синклитикия говорила, что весьма опасно, когда человек, не взошедший благодаря деланию к духовным высотам, берется учить других. Как хозяин трухлявого дома, который сдает комнаты чужеземцам, если потолок обвалится, погибнет сам и погубит всех своих гостей. Так же и тот, кто еще себя надежно не утвердил, но стал при этом учить других, подвергает страшной опасности себя и тех, кто к нему ходит.    Словами он призывает людей к спасению, а на деле обрекает их на погибель. Кто просто много говорит, тот уподобляется человеку, который расписывает стену красками, которые смываются первым же дождем.    Такая роспись продержится до первых порывов ветра, когда на нее попадут капли дождя. А учение, которое подтверждено делами, не сможет разрушить даже долгий век. Душевная крепость, выкованная делами и закаленная словом, вечно живет для верных. 3. Из Отечника    Авва Пимен говорил, что учить ближнего может только духовно здоровый и бесстрастный человек. Что толку строить дом другому человеку, а собственный дом разрушать? 2. Он же сказал: «Человек, который учит, но не делает того, чему учит, подобен источнику, который всех хочет напоить и омыть, а себя не может очистить, но вся нечистота и грязь остаются в нем». 3. Как-то авва Серин вместе со своим учеником Исааком пришел к авве Пимену и спросил:   – Как мне наставлять Исаака, который с удовольствием слушает мои слова?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Так вот, братие, как учат нас поступать в отношении к согрешающим, да пожалуй, и в отношении к нам самим святые отцы. Согрешающих велят они не осуждать, а плакать о них. Самих же себя смирять пред Богом, считать себя грешниками, достойными всякого осуждения и наказания и изгнания из дома отеческого. И так и должно быть непременно. Какие мы судьи других, когда сами грешим на каждом шагу! Какие мы обличители, когда сами совершенно безответны пред Богом! Какие мы укорители, когда, оглянувшись назад, видим за самими собою лишь неоплаченный грех, не прощенное зло! Нет, братие, судить мы должны не других, а самих себя и чаще просить Господа, чтобы Он даровал нам зрети наши собственные прегрешения, а не ближних наших. Даруй же, Господи, зрети ми моя прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь. Нарушителям постов (Святого пророка Даниила и святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила) Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений Церкви так не восстают, как против постановления о постах. " К чему посты? " кричат они. " Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п " - Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост действительно есть зло, и нарушать его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле, они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, но поправляет его; не только не помрачает разум, но просветляет его. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил Иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: " боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни " . На это Даниил отвечал: " сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случай исполни ее " . Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага и крепка плотью паче отроков, ядущих от трапезы царской (Дан. 1, 15) Это было до Р. Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон столпник в св. Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше, например Павел Фивейский сто тринадцать, а Алипий столпник сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредить здоровью, но и укрепляете его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерский 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизни человека, но напротив, постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу – заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. лист.» 544). е). Мысли о том, что поститься христианину необходимо. Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением, пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Взалкал ли ты, брат, с тех пор, как мы поели вместе? Брат отвечаˆи: – Нет; ибо, принимая пищу каждый день, я не алчу. Старец говорит ему: – А я, поверь мне, сын мой, еще не ел с тех пор. (Из «Уроков и примеров христианской надежды» свящ. Гр. Дьяченко) Нарушителям постов Нынешние миролюбцы и плотоугодники ни против одного из постановлений церкви так не восстают,к против постановления о постах. «К чему посты? – кричат они. – Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п.». Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост, действительно, есть зло и нарушает его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, Ию поправляет его: пе только не помрачает разум, но просветляет его. Когда Навуходоносор, царь вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу, с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: – Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни. На это Даниил отвечал: – Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее. Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага, и крепка плотию паче отроков, ядущих от трапезы царевы ( Дан. 1:15 ). Это было до Рождества Христова. Обратимся ко временам новозаветным. Макарий александрийский в св. четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон Столпник в св. четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Аким тоже великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и еще дольше. например, Павел фивейский – сто тринадцать, и Алипий Столпник – сто восемнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Святой Василий Великий , совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся там с монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии (в Малой Азии, ныне Турции): как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по востоку и стал всеобщим. В 5-ом веке уже весь восток был усеян монастырями. Из подвижников 5-го века замечательны Исидор Полусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие. Святой Симеон, родившийся в Сирии, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа, перенося голод и непогоду. Он положил начало новому роду подвижничества – столпничеству. Евфимий, основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар совершать чудеса. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них богослужебный устав. Кроме столпничества в 5-ом столетии появился еще другой род подвижничества в обители неусыпающих. Инок Александр устроил монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе подобный монастырь и пригласил в него общину неусыпающих. Этот монастырь получил название Студийского. В 6-ом веке жили замечательные подвижники: Симеон Юродивый, принявший на себя подвиг юродства Христа ради и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник , много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием “Лествицы”, в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в 7-ом веке – Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. В конце 8-го и начале 9-го века представителем строгой монашеской жизни был известный защитник почитания икон – Феодор Студит . Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например в 9-ом веке Николай, подвергавшийся истязаниям за почитание икон, Иоанникий, прославившийся даром прозрения и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Три крестообразных звезды сияли над столпом св. Даниила 1024 . Слух св. столпников воспринимал звуки невыразимо гармонической музыки. Св. Симеон Дивногорец слышал пение ангелов: «славен и препрославен есть Христос Бог Царь небесе и земли и раб Его Симеон похвален да будет» 1025 . После того, как Сам Господь освятил третий его столп, в воздухе раздалось пение: аминь 1026 . Св. Алипий столпник слышит пение: «осанна месту сему», т. е. где должна быть построена церковь во имя св. Евфимия 1027 . Они беседовали с невидимыми для других существами; так св. Симеон Дивногорец просит явившегося Ему Господа Иисуса Христа в виде отрока показать ему – как Он был распят иудеями 1028 . Жизнь св. столпников полна была аскетических само-восхищений и откровений. Св. Дивногорец видит однажды высокий престол; на нем восседал Господь; к Нему стекалось множество праведников; пред Ним была раскрыта книга жизни, и «творяшеся суд»: на востоке виднелся рай сладости, а на западе – геенна огненная. И сказал св. Дух св. Симеону: «слушай, отрок, и разумей, что здесь видишь; постарайся угодить Господу, чтобы сподобиться чести со святыми и получить неизреченная благая» 1029 . Чувство обоняния св. столпников услаждалось неведомыми приятными запахами. Так, после возлияния мира (в видении) на главу св. Дивногорца распространилось благоухание 1030 . Словом, жития св. столпников переполнены описанием их экстатического состояния, которого они сподоблялись в состоянии «восторга», как замечают их жития. Кроме того жизнь св. столпников наполнена видениями и различного рода откровениями, которые давались им во сне. Так, св. Даниил видел раз во сне высокий столп, на котором будто бы стоял и спасался св. Симеон столпник с двумя ангелами; ангелы будто бы звали его к себе, и когда св. Даниил сказал, что он не может туда подняться, ангелы сами будто бы подняли его на столп, а св. Симеон принял его и обнял. Это предзнаменовало столпостояние св. Даниила 1031 . Св. Симеон I-й во сне получает откровение о том, что он должен неустанно трудиться в доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконостас старинный прямой с тяблами: он состоит из ряда местных икон с двунадесятными над ними праздниками и трех поясов Деисуса: в нижнем поясе - образ Спасителя с Апостолами (между коими по какой-то, неизвестной нам причине, помещен и Св. Алипий Столпник); в среднем образ Богоматери с пророками (между коими и Св. Даниил Столпник); в верхнем — образ Господа Саваофа с праотцами. На карнизе верхнего пояса иконостаса семь резных шестокрылых херувимов. Святые изображены в молитвенном положении с наклоненными главами. На карнизе нижнего пояса с ликами Спасителя и Апостолов начертана вязными буквами молитва: " С вышних призираяй, убогия приемляй! посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве; молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость " ; на карнизе среднего пояса с ликами Богоматери и пророков начертана такими же буквами молитва: " Владычице и Мати избавителя! прими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Родшемуся от Тебе: о Владычице мира! буди ходатаица " . Иконостас этот строен первоначально по сооружении церкви столяром монахом Нифонтом Кавковым, а икины писаны в 1691 году иконописцем из Торопца Воскресенским попом Дорофеем с Осташковским иконописцем Фомой Потаповым. На построение иконостаса жертвовали многие вкладчики, но особенно старец Иосиф, в миру Иван Соколов, постриженный в Селижарове монастыре из служителей царского дома. А потом в 1783-1785 годах иконостас этот возобновлен; при этом местные иконы, двунадесятые над ними праздники, иконы в притворе и икона на плафоне, устроенный в это же время и заменивший собой прежний балдахин над престолом, написаны вновь; а прочие поновлены осташковским живописцем Григорием Еремеевым Ушкиным. Ряд местных икон с двунадесятыми над ними праздниками украшен сделанными вновь витыми и переплетенными из цветов колоннами и резными поверх местных икон арабесками; в верхних ярусах между иконами поставлены также сделанные вновь продороженные круглые столбики, а в притворе весь иконостас устроен новый резной. Резьба на иконостасах местами вызолочена, местами высеребрена. Поновление это произведено на деньги 265 руб. 77 коп., оставшиеся от суммы 494 руб. 15 коп., отпущенной в 1779 году из Коллегии экономии на укрепление южного берега монастыря. Четыре местные иконы: 1) праздничная с изображением Св. Троицы в виде трех Ангелов, явившихся Аврааму, 2) Спасителя, сидящего на престоле, 3) Божией Матери с предвечным Младенцем и 4) Сошествия Св. Духа на Апостолов, каждая в 2 ½ арш. длины и 1 ½ арш. ширины, украшены полными серебряными окладами.

http://sobory.ru/article/?object=55473

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010