Затем, он приучил себя есть только однажды в неделю, в воскресенье. Во время великого поста св. Симеон по 20 дней воздерживался от принятия пищи. Первая такая попытка едва не привела его к смерти. Св. Лука «железы себе обложил по всей плоти» 896 . Св. Симеон Дивногорец тайно обвил свое тело волосяной веревкой, которая разъедала его плоть до костей, так что вытекло много крови, и власяница прильнула к телу, начавшему гнить 897 . Св. Никита «тяжкая железа ношаше» 898 . После таких предварительных аскетических самолишений св. столпники 899 , покинув монастыри, поселялись в пустынях, где в пещерах или в пустых идольских капищах проводили затворническую жизнь: общество их вместо людей составляли звери. Так, св. Симеон (I-й) поселяется в колодце, наполненном различными гадами, и там проводит созерцательную жизнь в течение трех лет, а потом восходит на гору и приковывает себя за ногу к горе железной цепью в 20 локтей длины 900 . Св. Даниил поселяется в идольском капище, завалив все входы и оставив только «оконце едино мало приходящих ради» 901 . Св. Алипий, имея непременное желание жить уединенно «на месте безмолвнейшем, занимает с этой целью эллинский склеп в одном из идольских капищ для того, чтобы, наслаждаясь богомыслием непрестанным, усерднее работать Господу» 902 . Св. Симеон Дивногорец до поселения в монастыре живет в Пильской пещере 903 «со зверьми, аки со агнцы: тех бо точию име сожителей, от человек же невидимый бяше отнюд» 904 . Жизнь затворническая пустынная имела громадное значение для св. столпников в смысле выработки в них созерцательного аскетизма и приучения к твердому перенесению искушений. Ведь, в затворнической жизни, свободной от внешних искушений, возникает для подвижника внутренняя духовная борьба. То являются образы удовольствий мира, то возникают помыслы гордости, то низлагают душу помыслы уныния. К борьбе разнообразных помыслов, которые тем сильнее воюют на душу, чем менее для неё внешнего развлечения, присоединяются самые сильные искушения духов злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

933 Они, как известно, отказывались от пресвитерства, главной обязанностью которого было учительство. 941 Напр. св. Даниил во время беспорядков, поднятых царем Василиском, отвергавшим IV-й вселенский собор; св. Савва Вишерский – раз в неделю для поучений братии и св. Кирилл Туровский , – остальные не сходили со столпов, если не считать их переходов с низших столпов на высшие. 967 Однажды толика бысть снежная буря, яко ученицы св. Даниила столпника ниже очес на столп возвести, ниже помощи что преподобному можаху. По дни же том паки бысть нощь лютейша, и паки день такожде до нощи, и едва в третий день утишися, воздух: тогда ученицы приставиша лествицу, взыдоша на столп ко отцу, и обретоша его всего ледом омерзша от главы до ног, мало дыхание имуща, и едва согреяша его, теплотою и губою отирающе тело его. Пришел же в себе преподобный рече: почто стужаете ми, возбуждаете мя уснуша сладце,моляся бо уснух мало: обаче благо вам буди, чада, яко толикое имеете о отце попечение». Чет.-Мин., 11 дек., л. 148. 969 Св. Симеон (I-й) всем равне показоваше и лице светло и слово любовно якоже вельможи тако и рабу, яко богачу, тако и убогу и последнейшему извергу. (Чет.-Мин., 1 сент.). 991 Св. Симеон I (1 сент.) просил пред сорокадневным постом некоего Вассона запереть себя и оставить хлеб и воду, которые остались нетронутыми в течении 40 дней. 994 Св. Симеон Дивногорец со всей очевидностью и подробностью предсказал нападение на Антиоха варваров, указал – какими воротами они войдут в город, что и как разрушат, кого возьмут в плен и пр. 996 Св. Алипий „толико благоугоден Богу бысть, яко в животе еще своем небесным светом просвещаемый бываше». (Чет.-Мин.,26 ноября), 1001 Стоянием на одной ноге, – как св. Симеон I; лежаньем на одном боку, – как св. Даниил; борьбой с холодом и жаром и пр. 1008 Приходящия жены не дерзаху приближнутся к ограде, но стояху отдалена, и творяху молитвы своя на столпевзирающе, не лишахуся же благодати преп. Симеона, но помощь и различная приемляху с верою приходящий, и возвращахуся с радостию, благодаряще Бога». (Чет.-Мин.,1 сент., л. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но те, которым «столпничество» представляется превышающим человеческие силы, может быть еще не испытывали своих собственных сил, не вступали никогда ни в какой подвиг, а потому и не знают своих сил. Самое обыкновенное дело кажется нам трудным, а иногда невозможным, пока мы только смотрим на него, но когда приступим к исполнению его, то дело становится легким и удобоисполнимым. Мы не в состоянии определить сил нашего духа, но знаем, что они велики или малы, и от постоянного упражнения могут увеличиваться и развиваться до бесконечности. «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе», говорит св. апостол Павел. Действительно, человек, при помощи благодати Божией, все может сделать из себя, может стать выше своей природы. Нельзя судить о силах других по своим силам. То, что для одного кажется невозможным, удобоисполнимо для другого. Тяжесть, которая непосильна младенцу, легко поднимается взрослым; но из того, что известная тяжесть непосильна младенцу и, следовательно, несообразна с его природою, не следует заключать, что эта тяжесть превышает вообще силы человека. Между тем, именно так рассуждают те, которые «столпничество» считают неестественным и несообразным с человеческою природою только потому, что этот подвиг чрезвычайно труден и для многих невозможен. Называют столпнический аскетизм медленным убийством. Это не верно. Св. столпники не возлагали на себя непосильного с своею природою, так что непомерные подвиги их на столпах не только не сокращали жизни св. столпников, но, казалось, еще продолжали ее; они, при всех изнурениях своей плоти, достигали глубокой старости: св. Симеон I жил 103 г., стоял на столпе 80 лет; св. Даниил – 83, стоял на столпе 33 года; св. Алипий Адрианопольский – 117 лет, стоял на столпе 53 г.; св. Симеон Дивногорец – 85 лет, стоял на столпе около 70 лет; св. Феодосий стоял на столпе 50 лет; св. Лука новый столпник стоял 45 лет. В чем – тайна их долголетия, какия причины его? в благочестии, которое весьма много способствует благосостоянию самого здоровья. Ведь, благочестие главным образом состоит из чистого сыновнего страха к Богу и из сыновней любви к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монашество по своему замыслу не эгоизм и не имеет права быть им в действительности. Это было бы разрывом «золотой цепи», нарушением соборного единства всех членов тела Церкви и выпадением из общего плана Божия промышления о мире и людях. Также аскеза сама по себе не может быть целью – она только служит как средство, причем негативное, главным образом, как воздержание и недопускание низших психофизических потребностей. Иноческие обеты нестяжания и девства – того же негативного характера. Цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя, но спасение всего мира и освящение твари. Это не только спасение от мира, но именно спасение мира. Поэтому без гнушения его болезнями и не брезгуя его нечистотой, иночество служит миру: охраняет его, отмаливает его, окормляет его, исповедует его и за него предстательствует. К этому сводилось служение многочисленного сонма преподобных отцов, как в пустынях подвизавшихся, так и открывавшихся этому миру. Вознесение себя на столп (Симеон, Алипий, Никита, Даниил Столпники), или на камень (преп. Серафим Саровский ), уход в затвор, в пустынные пещеры, лесные скиты, – все это подвиг молитвенного заступничества за мир. Но и этот подвиг за мир, отмаливание его перед престолом Господним, видоизменяется подчас открытым служением человечеству. Особенно созревшие духом подвижники предают себя подвигу исключительной сострадательной любви к миру, обращаются к нему с исцелительной молитвой и советом. Они раскаленным углем Имени Божия касаются язв души. То «милующее сердце», о котором так глубоко и трогательно говорит авва Исаак Сирианин , содрогающееся печалью и состраданием о всякой душе и всякой твари, и даже о врагах истины, т.е. демонах, обращается к миру в подвиге духовничества и старчества. От древних подвижников Востока эта линия тянется к Паисию Величковскому и нашим знаменитым Оптинским Старцам. «Оптина – один из прекраснейших цветков иноческого вертограда, один из лучезарных светочей православного мира и его ангелоподобного собора монашествующих. Исповедь, руководство жизнью, совет самого, казалось бы, прозаического повседневного содержания приближают иноков к их назначению быть ангелами хранителями мира». Зарождение Монашества по Святым Отцам

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Ему же приписывают и «Второе послание» к той же церкви, представляющее собой образец первобытных церковных поучений. (См. 10 нояб.). Тропарь, гл. 4. Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче: паче естества морю, составы водам содеваеши разделение, в честней памяти твоей, всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь , чудесным твоим мощем: и по всенародном хождении, море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися дугшам нашим. Кондак, гл. 2. Божественнаго винограда священоодеяна всем лоза явися, каплющи сладость премудрости, молитвами твоими всечестне; да тебе исткану яко богряницу, песнь мысленную принесем Клименте святе: спаси рабы твоя. Иже во святых отца нашего и священномуч. Петра Александрийского. Он вступил на кафедру Александрийского архиепископа в 300 г. Гонение Диоклетиана особенно жестоко свирепствовало тогда в Египте, и св. Петр, «истинно апостольскими сияя даровании», укреплял на подвиг мученичества не только свою паству, но и христиан Фиваиды и Ливии. Отпадения от веры некоторых из них побудила св. Петра разослать в 306 г. правила покаяния. В 311 г. св. Петр, как «великий учитель веры Христовой», внезапно был схвачен язычниками и без всякого суда обезглавлен. Кондак (свв. Климента и Петра), гл. 4. Церкве недвижими и Божественны пиргове (столпы), благочестия Божественнии столпи, воистинну крепцыи, Клименте с Петром всехвальнии, вашими молитвами соблюдите вся. Ап. ( Фил.3:20–21; 4:1–3; 246 зач.; Ев. см. 18 янв.). Пр. Петра молчальника. См. 1 февр. 26 . Пр. отца нашего столпника. Родом из Пафлагонского г. Адрианополя (в Мал. Азии), он сначала подвизался в одной гробнице вне города. Затем, св. подвижник взошел на столп и, претерпевая зной и холод, град и дождь, провел на столпе 53 года, побеждая «ополчения страстная». Достигнув высокой степени нравственного совершенства и «ангельское жительство восприем», пр. Алипий явился «страшен и неприступен демоном». Скончался св. подвижник при имп. Ираклии (610–641). Глава пр. Алипия находится в обители Кутлумусианской на Афоне. Тропарь, см. 1 сент. пр. Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. Святые доказали полезность поста. Преподобная Мария Египетская более сорока лет питалась одними кореньями трав. Преподобный Симеон Столпник ничего не вкушал во весь Великий пост и дожил до 103 лет, а св. Алипий до 118. Пост телесный обязательно должен быть связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и борьбе со своими греховными привычками. Немало духовно поддерживают и телесно врачуют верующего человека святые мощи угодников Божиих, чудотворные иконы, Богоявленская святая вода. Несколько слов необходимо сказать о святой воде и ее значении для христиан. Благодатное воздействие Богоявленской воды на верующих христиан испытано и проверено веками. Чудо многолетнего сохранения Святой воды говорит само за себя. Протоиерей Василий Изюмский говорит: «Как служитель Церкви я лично подтверждаю это чудо: 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чистая, имея вкус свежей родниковой воды». Маловерный может у себя сегодня поставить две бутылочки воды – простой из под крана и освященной в Церкви – на два, три месяца и убедиться воочию чуду Божию. Православные люди испокон веков почитают воду, освященную в праздник Крещения Господня, как великую святыню. Она обладает особой очистительной и спасительной силой. Эта вода в исключительных случаях с кусочками артоса дается умирающему вместо Святого Причастия. Ею надо окроплять свое жилище, а по утрам натощак испивать святой воды. В заключение хочется привести такие рассуждения. Почему боятся истинной духовности? Видимо потому, что понимают, что жить по евангельскому закону, т.е. жить духовно – стоит слишком больших жертв, лишения земных утех, ограничения своей воли. Потому-то современный мир пытается создать такую религию, такую духовность себе, которая не обременяла бы его, не лишала бы его комфорта. Но невозможно служить двум господам. Здесь необходимо сделать выбор. «Верный признак омертвения души, говорит преподобный Варсонофий Оптинский , – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь , сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В таком высоком созерцательном настроении Макарий пробыл два дня и две ночи, забывши о сне и пище 585 . Избравши иноческую стезю, человек порывал и родственные отношения. Нежнейшие человеческие связи: супружеские, сыновние, братские безжалостно нарушались иноком. В Четьи-Минеях много рассказов о том, как родственники инока не соглашались отпустить его из дома. Матери упрашивали своих детей вернуться из пустыни домой 586 , иногда жестоко наказывали, чтобы удержать их от увлечения иночеством 587 . Но этим только разжигали желание пустынничества и укрепляли убеждение: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» 588 . Так, преподобный Лука Елладский, укоряемый родителями за милосердие к бедным, разжигаемый пламенем Божественной любви, оставил родных, дом с многомятежным миром и удалился в монастырь 589 . Преподобный Варлаам оставил даже жену, родителей 590 . Многие юноши отказывались от невест и уходили искать страданий и подвигов 591 . Ушедши в пустыню, подвижники прекращали всякие связи с домом. В Четьях-Минеях у Димитрия трогательно рассказана история, как преподобный Пимен с братьями убежали от пришедшей к ним матери, затворили келью и не отворяли ее, несмотря на жалобные просьбы ее. Горесть матери перешла в «добрую надежду», когда она увидела, наконец, сына, который спросил ее: где она хотела бы видеть своих сыновей, – здесь или в Царствии Небесном? 592 Не пожелал видеть матери и Симеон Столпник 593 . Но в случае нужды иноки оказывали нежную любовь к родным. Преподобный Алипий склонил свою мать принять пострижение 594 . Преподобный Антоний Великий устраивает свою сестру, чтобы предохранить ее от дурного влияния. Значит, не всегда и подвижники оказывали презрении свое семейным отношениям. «Я бегаю, как от змия тех, которые мне от Божия пути велят отступить», говорит преподобный Савва Освященный 595 . Сохранились рассказы, как одни воспоминания о жене, о родителях смущали иноков: то они видели их плачущими, иногда пирующими. Не искали иноки утешений родственных, потому что «ни матерние слезы, ни любовь отца, ни жена не могут умолить Страшного Судию 596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К VI-oмy же веку и началу VII-ro относится и преп. Авва Дорофей , также известный своим весьма популярным между иноками творением под названием «Душеполезные поучения». В VI-oм же веке жил и еще один великий подвижник преп. Исаак Сирианин , оставивший нам свои весьма назидательные, для безмолвников особенно, «Слова подвижнические». В конце 8-го в. и начале 9-го в. прославился знаменитый Игумен Студийского монастыря в Константинополе преп. Феодор Студит , известный своей борьбой против иконоборчества. Число братии в его монастыре возросло при нем с 12 человек до 1000. Его монастырь отличался особой строгостью дисциплины. Кроме отшельничества и общежития, монашество на Востоке выработало еще особые формы, так наз. столпничество и юродство во Христе. Основателем столпничества почитается преп. Симеон, живший в V в., который 37 лет подвизался в молитве, не сходя со столпа под открытым небом. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю, а весь великий пост совсем ничего не вкушал. Он удостоен был дара чудес и пророчеств. После него замечательными столпниками были Даниил и Симеон Дивногорец, а в VII веке преп. Алипий, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. Наиболее видным представителем подвига юродства был в VI веке преп. Симеон, Христа ради юродивый. Юродивые старались побороть в себе корень всех грехов – гордыню, и преимущественно гордость ума, а для этого нарочно принимали на себя вид людей, лишенных здравого смысла, чтобы за свои странные действия и поступки подвергаться со стороны людей насмешкам и поруганиям. На Западе монашество распространилось под влиянием восточного монашества. Св. Афанасий Великий во время пребывания там, в г. Риме описал жизнь преп. Антония и возбудил во многих желание подражать его жизни. Много содействовали возникновению иночества на Западе еще знаменитые отцы Западной Церкви: Иероним, Амвросий Медиоланский и блаженный Августин . Но западное монашество скоро приняло свои особые формы и направление в согласии с духом и настроением западного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Множество других подвижников всю жизнь свою проводили в изумительных подвигах поста. А когда принимали пищу, то надобно еще сказать, что это была за пища. Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко — с маслом… Вкушали они вареные зерна пшеницы, ячменя и чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно,     и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мхом, дубовой корой. Они смотрели на пищу как на лекарство… Многие из наших киево-печерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою… Святые постники целые ночи выстаивали на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя». Какое же влияние могло оказать столь беспощадное воздержание на здоровье этих людей? Не пагубно ли подобное отношение к своему организму? Ответом служат данные о продолжительности жизни святых: «Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; Кириак отшельник жил 109 лет; Алипий Столпник — 118; Иоанн Молчальник — 104; Антоний и Феодосий Великие — по 105; Павел Фивейский — 113; Павел Комельский — 112; Анин — 110; Макарий Александрийский — 100. Марк Фраческий только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в миру. И другие многие жили по 100 лет, а до 90 — большая часть» . Заблуждения, связанные с чрезмерной заботой о телесном здравии, вынужден был в свое время разъяснять прп. Паисий Молдавский (Величковский). В письме к собратьям он истолковывает мотивы воздержания от мясной пищи: «После потопа Господь по слабости человеческой допустил ядение мяса, но порядок монашеской жизни соответствует жизни в раю, где не было ядения мяса. И хотя в начале монашеской жизни бывали по местам отступления от этого порядка, особенно в больших городах, но святой Савва Освященный утвердил неядение мяса. И таков стал общий порядок во всех странах. Поэтому нельзя ссылаться на то, что неядение мяса есть только местный обычай. И это не может быть предоставлено произволу каждого. И несправедливо, что воздержание от мяса вредит здоровью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Иллюстрации предметов, следуя бедственному для искусства направлению, сочиняются в лицевых Псалтырях по бедному шаблону и редко представляют какой-либо интерес; живописец изображает буквально врата небесные, Ковчег Завета, лозу виноградную, идолов; местами они примыкают к лирическим и поучительным, местами же и к символическим изображениям. Любопытнее других те, которые взяты из древнейших лицевых рукописей: из Космы взято изображение захода солнца за гору (δσις) к Пс. 49:3  (солнце в виде бычьей головы); 237 сзади Моисея в Исходе идет день (μρα) – женская фигура в изукрашенном хитоне и нимбе ( Пс. 77:14 ). Антиподы – из Космы (к Пс. 103:8 ); вселенная – оттуда же ( Пс. 101:26 ); идол Венеры, держащейся за сосцы, – к Пс. 95:5 . Подобного рода античные изображения солнца, рек; к Пс. 57:8  – врач прыскает водой в пасть змеи. 238 К словам «ты переплавил нас» ( Пс. 65:10 ) – две фигуры клириков (σιμαντες, παπδες) в голубом и розовом подире с молотками. Грубейшая мазня изображает мучеников и различные детские иллюстрации – сцены мученичества. Рукопись Британского музея предлагает, наконец, особый разряд миниатюр, которые, принадлежа по характеру или назначению своему к поучительно-лирическим изображениям, представляют отдельных святых, порознь или в группах, почти к каждому псалму, как только позволяет это текст. И в этом отделе мы легко можем проследить тот народный характер, который направляет монашеское книжное знание. «Господь хранит дивно святого своего» ( Пс. 4:4 ): изображен столпник (есть и в хлуд. рукописи), он же служит далее ( Пс. 24 ) выражением беззаветного христианского самоотречения. Праведник, обращающийся к Богу ( Пс. 6 , Пс. 19:1 ), представляется в виде Василия Великого за аналоем со свечой или молящегося. Пс. 15:3  упоминает «святых на земле»: толковники единогласно указывают на апостолов как на непосредственных наследователей Господа на земле; для иллюстратора это – три главнейшие святые церкви греческой (и отчасти, Солунской области) Григорий Богослов , Дмитрий и Георгий; еще чаще является Златоуст, пользовавшийся особым почитанием ученого монашества, также св. Афанасий ( Пс. 16:7 ), Харитон ( Пс. 22:2 ), затем Алипий, Аверкий, Артемий, Авксентий, Арсений, Амфилохий, Алексий Божий человек; Онуфрий, Даниил и Пантелей ( Пс. 110:3 ) и пр., причем в выборе, по-видимому, руководились столько же почитанием местных святых, сколько и благочестивым старанием почтить всех святых по алфавиту. В русской редакции к Пс. 91 встречаем часто великого Онуфрия «яко финикс» среди пальм на горе, в которой также течет река, как новый источник, подобный чудесной воде Моисея в пустыне; так же изображается и Павел Фивейский пустынник, а к Пс. 103 прямо изображены ручьи, текущие с гор, как символическая подробность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010