Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября). Монастырь святого Симеона Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона. Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.      В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

http://pravoslavie.ru/144129.html

(Аф. пат. ч. 2, стр. 44). Мы забыли сказать про Афанасия; но и он тоже во всех трудах монастырских и работах при постройках принимал постоянное и самое живое участие. («Аф. пат.» ч. 1, стр. 93 – 94). Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?... Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерсвий 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизии человека, но напротив постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках-постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу -заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. л.» 544). е) Библейские изречения о посте. Посты, соблюдаемые всеми чадами церкви православной, имеют такое незыблемое основание в слове Божием, что только упорство и невежество сектантов, напр. штундистов, берет смелость оспаривать их. Об этом свидетельствуют следующие тексты св. Писания:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Под ним, на подножии его, токарном и позолоченном, красками написаны три пророка, предвозвещавшие страсти Христовы. На алтарной арке спереди дугообразно начертана надпись золотыми буквами: «Утверждение на тя надеющихся, утверди Господи Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию». На свободных местах этой же арки изображены: справа Симеон на столпе, а слева Алипий Столпник Еммануилом Цане на иждивение Димитрия Филиппова из Трикки (1663–1664гг.), под первым же св. Кирилл Александрийский и св. Григорий Богослов , а под вторым Иоанн Милостивый и Златоуст. В иконостасе у царских врат направо водружен образ Владыки Христа с евангелистами и апостолами около него в серебреной ризе. Сей древнейший образ высокого письма византийского подарен греческому братству в конце XV века константинопольской великой княгиней Анной, дочерью великого князя Луки Нотара, умерщвленного Магометом по взятии Константинополя; налево помещена икона Богородицы, очень хорошая и украшенная драгоценными камнями по серебреному окладу. Подле Владычней иконы в иконостасе поставлен образ св.Николая, покровителя братства, а подле Богоматерней – образ св.великомученика Георгия, именем которого называется и самый храм. Эти две местные иконы, вновь написанные вместо древних, неизвестно как уничтоженных, поставлены тут в 1834 году, когда переделана была нижняя часть иконостаса. У южной двери алтаря водружена местная икона св.бессребренников, а у северной – образ Иоанна Предтечи. Над помянутыми иконами Николая и Георгия помещены малые образа Моисея, Илии пророка и Космы и Дамиана бессребренников. Они написаны в начале XVI века, а пожертвовал их Антоний Вергис в 1577 году. Кроме всех этих икон, еще есть святые образа Петра и Павла, Рождества Христова и Крещения Господня; они красками написаны в 1577 году знаменитым критским иконописцем Михаилом Дамаскиновым; муссийный же образ Благовещения сделан Иоанном Антонием Марини в 1602 году. Всех образов иконостасных более сорока четырех. Пред местными иконами зажигаются семь лампад, означающих семь даров Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«В затвор, – читаем в предисловии к изданию его творений епис. Евгением, – Кирилл без сомнения перенес и свои любимые книги, чтобы здесь сосредоточенно углубляться в чтение их и чрез них беседовать в уединении с Богом в святом слове Его, с ликом св. мучеников, пророков и апостолов, отцов и учителей церкви. От чтения он переходил к собственному книжному творчеству, давая простор своим духовным помыслам и созданиям своего благоговейно настроенного воображения, словесным излияниям своего умиленного сердца; он много писал в затворе. Незакрытый от света затвор давал затворнику созерцать и мир Божий с прекрасными и величественными явлениями природы, на которые сочувственно отзывалась душа затворника. Такая обстановка авторской деятельности Кирилла в затворе не лишена, быть может, значения в образовании известного характера его произведений» 259 . Несомненно, подобная обстановка должна была иметь свое значение, и можно сказать, что столп в котором подвизался св. Кирилл, был вместе и уединенной кельей строгого отшельника, и учено-артистической студией писателя-проповедника и поэта-песнотворца, каким был Кирилл Туровский . Затворничество или столпничество, как высший подвиг, дивные образцы которого были даны жизнью великих подвижников Востока (Симеон Столпник † 459, Симеон Дивногорец † 596 и др.), не было у нас явлением исключительным или даже редким, как до Кирилла Туровского , так и позднее его 260 : Антоний и Феодосий печерские , митр. Иларион, Никита Переяславский, Алипий (память 26 ноября, по древним святцам), Даниил и Лука (11 декабря) и др·спасались и подвизались тем же подвигом 261 . Пройдя его, после жизни в монастыре, св. Кирилл прошел, так сказать, все ступени отшельнически-монашеского совершенства и, снова вступив в жизнь мирскую, в сане епископа Туровского, должен был явить из себя не только человека учительного, «добре навыкшего в божественных писаниях», но и настоящего учителя-отшельника. Поэтому, невольно является вопрос – как же вообще смотрел он на монашескую жизнь и на ее отношения к мирской, какие идеалы и воззрения вынес из монастырского уединения и долголетнего сосредоточенного размышления, самоуглубления и изучения подвижнических и святоотеческих творений? Ответ на это можно находить в тех небольших сочинениях об иноческой жизни, которые известны под именем Кирилла Туровского или приписываются ему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И иные бесчисленные святые мученики многоразличными смертьми за Христа пострадаша, умроша же и умучившии их: Диоклитиан, Максимиан, Иулиан апостата и прочии мучители. Точни ли убо кости скверных мучителей костем святых мучеников? Умре святой Иоанн Златоуст , изгнан Евдоксиею царицею; умре и изгнавшая его Евдоксия царица и трясеся гроб ея 32 лета. И кто дерзнет в равенство поставити гроб Евдоксиин с гробом Злагоустого? Убо не суть точны гробы и мощи грешничи гробам и мощам святых угодников Божиих. 3-е РАССМОТРЕНИЕ Кое разнствие между гробами и мощьми грешных и между гробами и мощьми святых? Разнствие сие: грешного человека, врага Божия бывша, и кость грешна, святого же человека, друга Божия бывша, и кость свята. О костех грешничих глаголет псаломник: разсыпашася кости их при аде 253 , сиесть, близ суть мук адских: соединившеся бо с душами своими во общее воскресение, абие пойдут во ад на вечныя муки. О костех же праведничих тойже псаломник глаголет: хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится 254 ; аки сокровище некое драгоценное, в земли сокровенное хранить, хотя е во свое время принести в хранилища небесная. Тело человечее в жизни сей есть яко одежда души: якоже бо одеждою покрывается тело, сице телом покрывается душа; и якоже тело, человеку ко сну нощному идущу, совлекается одежд своих: сице душа совлекается тела, человеку, ко сну стертному отходящу. И есть человека грешного, по исшествии от тела души его, тело, яко руб нищего скареден, на гноищи повержен; человека же святого, по исшествии от тела души его, тело есть яко порфира царская, драгоценная, честно хранимая, в нюже паки облещися будет, имущему царствовати с Христом в небесном царствии. Каково убо разнствие между худым рубищем нищего. и между порфирою царскою, таково разнствие между трупом грешничим и мощьми святого. Между гробами грешных водворяются бесы, якоже водворяхуся в гробищех еллинских, еже видети есть на многих местах в книгах житий святых. Преподобный Алипий столпник вселися в месте пустом, в немже множество древних гробов еллинских бе, и живяху тамо легеоны духов нечистых, чесо ради страшно всем бе то место, и никтоже можаше ити сквозь е великих ради бесовских страхований 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В этом смысле и можно понимать слова 12-летнего Даниила, сказанные им игумену того монастыря, куда он пришел на жительство: «аз того ради приидох семо, да живу Христу, умру же миру, аще же ми от красных тех иноческих трудов будет и умрети, то лучше есть, неже отъити тщу отсюду, и возложшу руку свою на рало, и зрящу вспять возвратитися» 872 . Таким образом, спасительная благодать Божия действовала в святых юных подвижниках так, что рассеивала воображаемую силу мира и воспламеняла их ревностью о своем спасении, так что они оставляли все мирское и сразу порывали всякую связь с миром. Про святого Симеона (I-ro) рассказывается в его житии, как он, стоя в один воскресный день в церкви и слыша чтение евангелия о блаженствах 873 , попросил одного старца разъяснить ему смысл этих слов, и когда тот, «Духом Божиим наставлен, отверз уста своя, на мног час поучаше его, показуя путь к нищете духовней, и чистоте, и любви Божией и ко всему добродетельному житию на совершение ведущий», святой Симеон, выйдя из церкви, «не возвращаяся в дом, но на особное зайде удобное к молению место, и тамо един быв паде ниц крестообразно на землю, с плачем моля Бога, да покажет ему путь ко спасению, и лежа долго на молитве, усну, и узре видение»: как будто бы он стал копать землю и когда остановился копать, думая, что довольно уже, то услышал повеление копать еще и еще 874 . После этого видения св. Симеон отправился в монастырь «и пад лежаше пред враты монастырскими без пищи и пития, терпя 7 дней»; на 8-й день игумен монастырский, придя к св. Симеону, спросил его о цели прибытия его сюда; св. Симеон с плачем сказал ему: «ищу работати Богу всем усердием помилуй мя, грешного и повели ми внити в монастырь и всем послужити 875 . Затем, благодать Божия, как учит преосв. Феофан, исторгает человека из уз мира тем, что иногда ему представляет жизнь, противоположную той, которую он ведет и его взору рисует лиц, обладающих известным подвигом, неизвестным для него 876 . Так, св. Алипий столпник имеет непреодолимое желание идти в восточную страну, «яко слышу тамо многих святых отец, говорил он своей матери, в пустынях живущих безмолвно: вселюся убо с ними, и взирающе на богоугодное житие их, имам помощию Божиею подражати добродетелем их» 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благоверные князья – святые управители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры. Столпники – святые, избравшие особый подвиг – стояние на столпе или на камне, сосредоточившись в постоянной молитве. Такие чины с течением времени при канонизации определила Церковь. Но, как уже было сказано, подвиги подвижников многообразны. Потому один и тот же святой может быть и столпником и юродивым, и преподобным или бессребником и мучеником (как Косьма и Дамиан), или святителем и равноапостольным и т.д. К именам некоторых святых прибавляют специальные эпитеты. Например: прп. Пимен многоболезный, прп. Нестор Летописец , прп. Алипий иконописец, прп. Прохор лебедник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн милостивый и т.д. … «У Господа обители многи суть». Сокровищница церковная «Приникайте к святости», «роднитесь с небесными жителями» – учат нас отцы духовные. В наше время, когда на человека ежедневно обрушивается лавина отрицательного опыта, так важно приникать к святости, чтобы не стать пессимистом, чтобы, даже находясь в церковной ограде (а это, увы, слишком распространенно среди церковных интеллектуалов) не снедаться ядом иронии. Приникать к святости можно по-разному, но один из самых верных способов – внимательно воспринимать сокровища церковные – службы, посвященные святым. Мои «бабушки» – воспитывавшие меня бывшие члены революционных братств, учили прежде всего этому – ценить, дорожить сокровищницей богослужения. Каждый день начинался у них с того, что они открывали календарь и смотрели день какого святого празднует Церковь. Вместе с ними Господь сподобил меня прочитать службы святым по богослужебным Минеям. Они показали мне, как в службах святым своим, Церковь мудро соединяет рассказ о жизни подвижника с догматическими и нравственными наставлениями. После этого чтения красота богослужения открылась заново. А ведь каждая служба имеет и свои музыкальные особенности. Есть восемь церковных напевов, которые называются гласами. Но, кроме них, есть еще бесконечное множество «подобных» и «самоподобных». Соединение содержания и напевов дает такое богатство, такую красоту служб, такое разнообразие, что, по словам епископа Мефодия Кампанского († 1975), «внимательный слушатель в церкви никогда не будет скучать, а будет получать пищу для ума и для души. Вот почему не надо удивляться монахам, которые из года в год часами проводят в церкви и не тяготятся этим». По-настоящему пожить в церковном календаре действительно можно только в монастыре, когда ты не снедаешься суетой и заботами о работе, о домашних и хозяйстве. Изо дня в день выслушиваемое богослужение дает ощущение «полноты времен» – наполненности всего дня великим смыслом и даже приобщения к «небесным жителям».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

Из каких элементов составляется это распо­ложение? – Ревность, злоба, гордость, жестокость, немилосердие, самообольщение, обидчивость, настойчивость, угрюмость – вот составные части этих темных, безотрадных натур. В разных видах из них же составляются и просто, так называемые, дурные характеры. Дреммонд Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Еп. Игнатий 26-го ноября Там место свято, где человек, любящий Бога, захочет жить богоугодно. Преп. Алипий столпник. Предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему в истине и говоря: Господи! пред Тобою есмь; удостой меня познания воли Твоей; ибо сама я не знаю, что мне полезно; Ты побори врагов моих; ибо я не уразумеваю злокозненности их. Авва Исаия Каждому христианину необходимо стяжание навыка при всяком случающемся обстоянии поспешно обращаться к Богу с прошением обо всем (как немощь к Источнику всякой силы и блага), с благодарением прошения ваша да сказуются к Богу, о всем благодарите и с славословием, по подобию ангелов, взывающих выну Аллилуия. От. Иоанн Кроншт. Когда нельзя уклониться от случаев, в общежитии светском бывающих, то надо охранять себя страхом Бо­жиим в делах, словах и мыслях и наперед приугото­вить себя к сему молитвою. Иеросхим. Макарий Не смущайся, когда встречаешь события скорбные или тягостные и тебе непонятно, как они допущены Провиде­нием Божественным. Не думай, что там уже нет правды Божией, где не усматривает ее твое нетонкое око. Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на сие и святые... Если иногда не достигаем того, чтобы могли ска­зать: разумых, Господи, яко правда судьбы твоя: научимся по крайней мере говорить: верую Господи, яко правда судьбы Твоя, и с упованием покоряюсь им. Ф. м. М. 27-го ноября Один человек имел трех друзей. Двое из них пользовались такою его любовию, что он отдавал им все силю и все готов был за них претерпеть; третьего же он только терпел и ничего ему не выказывал. Человека того позвали к Царю: которому он должен был 10,000 та­лантов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА (Сафонов Василий Алексеевич; род. 21 фев. 1957 г., хутор Троицкий Урюпинского р-на Волгоградской обл.), еп. Павлодарский и Экибастузский. Из семьи служащих. В 1974 г. окончил СПТУ-1 г. Урюпинска. В 1975-1977 гг. проходил службу в рядах Вооруженных. После армии, 1977-1978 гг., работал в г. Находка Приморского края в рыболовном флоте. В 1978 поступил в Московскую ДС. После окончания семинарии в 1981 продолжил обучение в Московской ДА. В 1985 г. окончил духовную академию и защитил кандидатскую диссертацию «Феномен религиозного секуляризма». 2 нояб. 1979 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 28 фев. 1980 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Варнава. 20 июля 1980 г. архиеп. Владимиром (Сабоданом) рукоположен во диакона. 14 марта 1982 г. тем же архиереем рукоположен во иерея. 4 апр. 1987 г. возведен в сан игумена. В 1988-1991 гг. проходил послушание в Оптиной Пустыни и в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника Московском мужском монастыре . 10 янв. 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита. 1 апр. 1991 г. назначен наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря г. Темникова Саранской епархии. Решением Свящ. Синода от 6 окт. 2010 г. избран епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским. Чин наречения состоялся 12 нояб. 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 14 нояб. 2010 г. в храме Христа Спасителя. Обе службы возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Решением Синода Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан от 18 дек. 2010 г. назначен председателем Комиссии по канонизации святых Округа. С 5 окт. 2011 г. в связи с решением Синода об образовании Усть-Каменогорской епархии носит титул «Павлодарский и Экибастузский». Награжден орденом св. блгв. кн. Владимира 2-й степени (1997), орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени (2001), орденом прп. Серафима Саровского 3-й степени (2005), орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени (2012), орденом свт. Иннокентия Московского 3-й ст. (2017). Лит.: Нречение и хиротония архим. Варнавы (Софонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского//ЖМП. 2010. 12. С. 16-18. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2256877.html

   Наконец, кроме столпничества, в V столетии явился еще особый род подвижничества — это в обителях неусыпающих. Один инок, Александр, устроил такой монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе монастырь и пригласил поселиться в нем общину неусыпающих. Этот монастырь получил название студийского.    В VI веке были замечательными подвижниками: Симеон юродивый, принявший на себя подвиг юродства и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное всем под названием Лествицы, в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в VII веке — Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более пятидесяти лет. В конце VIII и начале IX века представителем строгой монашеской жизни был известный поборник иконопочитания — Феодор Студит. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например, в IX веке Николай, подвергшийся истязаниям за иконопочитание; Иоанникий, прославившийся даром прозрения, и другие.    Становятся известными пустынники на Афоне. Таковы — св. Петр (XI в.), подвизавшийся здесь с лишком пятьдесят лет в одиночестве, и св. Анастасий (X в.), устроивший на Афоне монастырь, в котором вскоре появилось множество подвижников.    На Западе монашество распространилось с Востока. В первый раз познакомил Запад с восточной монашеской жизнью св. Афанасий Великий жизнеописанием преподобного Антония, переведенным на латинский язык. Далее, во время афонских смут (около половины IV века), многие западные епископы были удаляемы на Восток, где знакомились с монашеской жизнью и, возвращаясь домой, заводили у себя монастыри. Таков, например, Евсевий, епископ Варчелльский. Кроме того, такие великие мужи, как Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин, Мартин, епископ Турский, в конце IV века имели большое влияние на развитие в западном обществе расположения к монашеской жизни. Иероним, проживавший долгое время на Востоке, в Вифлеемском монастыре, своими письмами оттуда о тихой монашеской жизни побудил многих знатных римских мужчин и женщин начать монашескую жизнь. У Мартина Турского, при его жизни, было уже до 2000 монахов. Но гораздо более имел успеха Иоанн Кассиан в начале V века. Он был человек образованный, путешествовал по Востоку, познакомился с правилами общежительных монастырей и перенес их в южную Галлию, где в Массилии (Марсели) основал два монастыря. Но, вообще, монашество на Западе не встретило сначала такого сочувствия, как на Востоке, и распространялось гораздо медленнее. Условия жизни и климат на Западе были совсем не такие, как на Востоке; поэтому восточное подвижничество прививалось там труднее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010