К ним подошла также благочестивая пророчица Анна, говорившая всем о Христе как Освободителе. В событии принесения Богомладенца в Иерусалимский храм произошла встреча (сретение) и соединение двух Заветов – подходившего к концу Ветхого и имевшего открыться более совершенного Нового Завета. Стихарь ( греч. στιχριον) – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, длинная одежда с разрезами по бокам, с отверстием для головы и с широкими рукавами. С. обычно шьется из материи светлого цвета, т. к. символизирует чистоту души священнослужителей всех степеней (священнический и архиерейский С. – см. подризник), в него облачаются также иподиаконы; право ношения С. может быть дано и прислуживающим в храме мирянам (псаломщикам и др.). Стихира ( греч. σττχηρν – то, что написано стихами) – песнопение, предваряемое стихом одной из ветхозаветных книг, обычно Псалтири (первая половина этого стиха возглашается канонархом, а вторая поется хором, после чего поется С.). От предшествующих стихов С. и получили свои названия, различаясь на три основных вида: С. на «Господи воззвах» (поются на вечерне после Пс. 140 , начинающегося словами: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя»); С. «на стиховне» (предваряются различными стихами из книг Священного Писания соответственно празднику дня, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); С. «на хвалитех» (предваряются стихами из так называемых хвалитных псалмов ( Пс. 148–150 ), поются на утрене перед Великим славословием. Число С. зависит от праздничности богослужения. Кроме указанных, существуют также евангельские С. (поются в воскресные дни после С. «на хвалитех» и посвящены Евангелию, читаемому на утрене), С. на литии и др. Столпник ( греч. στυλτης от στλος – колонна) – отшельники, избравшие для себя особый подвиг стояния на столпе (башне или другом возвышении) в непрестанной молитве. Основателем столпничества является преп. Симеон С. (Сирия, † 459 г.), из С. известны также препп. Даниил (V в.), Иоанн и Симеон С. Младший Дивногорец (VI в.), Алипий (VII в.) и др. Из русских подвижников С. были препп. Никита Переяславский († 1186 г.) и Савва Вишерский († 1461 г.). Стояние – обычное положение тела верующего во время личной молитвы и общественного богослужения. Апостолы и первые христиане приняли эту позу как молитвенную по преимуществу в соответствии с ветхозаветной традицией и словами Спасителя: «когда стоите на молитве...» ( Мк. 11,25 ). В определенные моменты православного богослужения (при чтении святоотеческих толкований Священного Писания, пастырских поучений, прологов, синаксарей, житий святых) присутствующим священнослужителям и мирянам разрешается сидеть. В Западной Церкви мирянам разрешается сидеть в продолжение большей части богослужения (во время Евхаристического канона и пения молитвы Господней их приглашают встать звоном особого колокольчика).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

48 Здесь оканчивается предисловие – обязательная часть в агиографическом произведении; в данном случае оно содержит топос смирения (topos modestiae), в котором автор высказывает свою неспособность к столь великому делу, объясняет причины написания жития (topos causae scribendi): во-первых, получить благословение от Бога за восхваление Его друзей, а во-вторых – принести пользу душам. Здесь же высказывается обещание рассказать лишь малое из многого (ex pluribus pauca). 49 Антикизирующее название Адрианополя. Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) – город в Восточной Фракии на реке Гебр (Марице), один из ключевых городов Фракии. См.: Беляева E. Г., Масиэль Санчес Л. К. Адрианополь//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 325–326. 52 Рождение свт. Афанасия датируется Э.-М. Тэлбот на основании данных настоящего жития между 1230 и 1235 гг. (См.: Talbot A.-M. The Patriarch Athanasius. P. 16, n. 19). Но Иоаннис Григоропулос, основываясь на свидетельствах Иосифа Калофета, по его мнению, более точных, предлагает считать годом рождения будущего патриарха 1245 или 1246 г. (См.: Γρηγορπουλος . Θεολπτου Φιλαδελφεας το μολογητο (1250–1322) Βος κα ργα. Α»: Εσαγωγ. Κατερνη, 1996. Σ. 43, ποσημ. 30). 53 Описание детства носит яркие черты агиографического топоса детства (νετης). Характерно проявление в детстве «ранних признаков святости», в частности, в виде «раннего взросления» (puer maturus). Обычно топос детства содержит и топос крещения (βπτισμα). По мнению исследователей, обращение автора к топосам детства имеет место в тех случаях, когда автор не имеет информации об этом периоде жизни святого, но в данном случае мы видим достаточную осведомлённость Феоктиста (имена родителей, некоторые детали жизни семьи святого). 54 Прп. Алипий Столпник – святой, живший в VI–VII вв. В течение 53 лет подвизался на столпе близ Адрианополя (в Пафлагонии), стяжал дар пророчества, исцелений и изгнания бесов. Память 26 ноября. 57 Под знаками (σμβολα) здесь понимаются внешние признаки монашества (одеяние и т.п.); словом προγυμνσματα в античности назывались специальные подготовительные упражнения, необходимые для поступления в высшую школу риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В эти годы в свет выходит большое количество прекрасно оформленных и богато иллюстрированных альбомов по искусству Руси. Большая плеяда советских исследователей ведет научные изыскания в области церковного искусства, появляются серьезные научные работы. В преддверии празднования 1000-летя крещения Руси Православной Церкви был передан Данилов монастырь (1983 г.) в Москве. Начинаются восстановительные и реставрационные работы, которые в основном объеме заканчиваются к 1988 г. Среди первых церковных построек, советского периода, в монастыре построена резиденция Святейшего Патриарха и Священного Синода, с домовым храмом в честь Всех Святых в земле Российской просиявших (1988 г.). Здание Синода и храм построены по проекту архитектора Ю.Р. Рабаева. Важной вехой на пути становления современного иконописания стали работы по воссозданию интерьеров храмов московского Данилова монастыря. В 1984 г. группой художников-иконописцев в главе с насельником Псково-Печерского монастыря игуменом (ныне архимандритом) Зиноном, был написан новый иконостас в традициях XV XVI вв., для Покровского храма. В церкви прп. Даниила Столпника был написан новый иконостас, созданный по проекту священника Вячеслава Савиных (1988 г.). Наиболее сложные и масштабные реставрационные работы были проведены в 1983-1986 гг. в Троицком соборе Данилова монастыря. От внутреннего убранства храма сохранились лишь незначительные фрагменты, но именно они вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов СССР проектным чертежам О.И. Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком к первоначальному. Иконы для иконостасов Троицкого собора написаны насельником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Николаем (Самсоновым). Возрождение иконописания в России началось в 80-х годах XX в., хотя были мастера работавшие в предшествующее десятилетие, игумен Алипий (Воронов). В 1982 г. возникло первое за советский период, профессиональное объединение иконописцев - Алексеевская Патриаршая мастерская. Практически все мастера начинавшие работать в это время получили светское профессиональное образование.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

Матфидиа, выброшенная на скалу с разбившегося корабля, принята была одною вдовою, которая по такой же причине лишилась мужа и жила во вдовстве, не согласившись выйти в замужество. Скорописцы были назначаемы для описания мучений Климент, Папа Римский, семь скорописцев назначил для описания страдании мучеников; это было еще в первом веке по Рождестве Христовом. Следовательно, история мучеников достоверна. Дитя на дне моря осталось живо Однажды поклонники св. Климента забыли малое дитя в хижине морской, подводной, где лежали его мощи, – ибо море уже покрыло путь к хижине. На другой год, в те же дни отлива то дитя найдено живым; на вопрос же: «кто тебя здесь кормил?» – оно указало на гроб, говоря: «этот меня кормил и хранил». Так открывались мощи ежегодно в море до семисот лет, до самого царствования Никифора, царя греческого, при Ирине – матери Константина; а с того времени мощи перестали являться. Потом чрез пятьдесят лет мощи, по молитве христиан, показались в полночь на море и были оттуда перенесены. Св. Священномуч. Петр, архиепископ Александрийский Арий раздрал ризу Христову Св. Петр говорил: «грех, от немощи человеческой происшедший, самый большой, есть меньший сравнительно со злобою Ариевой. Согрешающего по немощи удобнее прощать, а этого проклятого, внутренность которого лести и хулы исполнена, как могу простить? Свет облистал темницу мою, продолжал святитель и явился ко мне Иисус Христос в виде двенадцатилетнего юноши, имеющий лицо, сияющее как солнце. Он был одет в хитон белый, раздранный сверху до низу, и обеими руками сжимая его на груди, покрывал им наготу Свою. «Кто Тебе, Спасе, ризу разодрал?» спросил я в ужасе, «Арий безумный разодрал Мне ее, так как разлучил от Меня людей Моих, которых стяжал кровью Моею. Остерегайся же принимать его в общение церковное. На горнем седалище Божественная сила находится По смерти св. Петра, христиане посадили его на горнем месте и приложили ему главу; ибо он никогда во всю жизнь не садился на то место, «потому, как он говорил, что когда я приближался к престолу (горнему месту), то всегда видел на нем свет небесный и некую Божественную силу пребывающую. 26. Преп. Алипий столпник

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

По его повелению, эти святые мощи были положены в выстроенной им церкви. Еще до освящения церкви легионы бесовские, видя, что, по старанию святого Алипия, среди их жилища воздвигается селение святых, и там, где они наводили на всех страх и ужас, начинает являться Божия благодать, с великим криком и воплем устремились на новозданную церковь и на келлию святого, желая разрушить здание до самого основания и, устрашив святого мужа, изгнать его оттуда. В своей ярости бесы вопили разными голосами, как раздраженные звери, или разгневанные ратники: но воин Христов стал на молитву, вооружился ею, как непобедимым оружием и тотчас победил призрачную силу бесовскую, так что бесы бежали с позором, как пыль, возметаемая ветром. Когда церковь была освящена, то из города начал стекаться к ней народ, чтобы славословить Бога и послушать душеполезных поучений святого. Тогда Алипий, вооружаясь еще сильнее против врага, поднялся на столп, подобно святому Симеону , первому столпнику, и стал как бы страж, издалека усматривая наступающая ополчения бесовские и мужественно борясь с ними день и ночь. Бесы же, хотя всегда бывали побеждаемы им, однако, не прекращали своих бесстыдных нападений на святого. Однажды ночью злые духи начали бросать в Алипия камнями, причиняя ему сильные поранения. Перенося удары камней святой сказал бесам: – Что вам надо от меня, человеконенавистные и гибельные бесы? Напрасно возмущаетесь вы и злобно восстаете против рабов Божиих. Эти камни, которые вы мечете в меня, будут свидетельствовать перед Христом в день Второго Пришествия о вашей бесстыдной дерзости и злобе. Знайте, что я ни во что вменяю ваше метание камней и считаю его как бы детской игрой. Вот я снимаю легкие доски, служившие покровом над моей головой, чтобы с большим удобством принимать удары и претерпеть ради Господа моего то, что претерпел святой Первомученик Стефан . Вы убили его руками Иудеев, с которыми и унаследуете геенну огненную. Слыша эти слова и понимая, что непобедимый страдалец готов всё претерпеть для Бога, бесы разбежались во все стороны от того места.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А понеже сие не бысть, но на столпе твой душевный дом 526 наздал еси, веру, и надежду, и любовь 527 , аки некая крепкая основания, водрузив: аще убо имаши от разумных наставляюща 528 кого, повинуйся словесем его: и ничтоже твори без заповеди его и совета: да не от самочиния и самоугодия, или иного некоего обстояния поколебавшеся, таковая твоя утверждения сокрушат здание. Аще же не имаши человека, имей истиннаго учителя и наставника 529 Христа, иже вразумит и укрепит тя во всех добрых. Разумей убо вопервых намерение, егоже ради исшел еси. Исшел же еси всяко, воеже возненавидети убо совершенне грех; отсещи, же страсти творящия грех . Греси убо суть, чревонеистовство, блуд и такокая; страсти же: ярость, вожделение, печаль и сласть. Исшел еси не токмо сия возненавидети, но и противу страстным подвизатися помыслом, да не сосложением 530 ум оскверняют; да стяжеши сердце чисто, к немже правый обновляем дух ( Пс.50:12 ) молитвою чистою царствия небеснаго 531 нам ниновен будет. Приглаголи убо всегда себе по оному святому (Арсению): чесо ради исшел еси? И аще убо стужают, бесове вредныя 532 похоти, постом бдением, и злостраданием, и смирением, и молитвою прилежною вооружися на них. Аще же гнева, и печали, и злопомнеиия: кротостию, и долготерпением, и милостынею, и милосердием, и состраданием, и презрением всякаго вещества и славы житейския, имиже яростное души возмущается. Аще же тщеславия и мнения нападут помыслы, смирением и молитвою всегдашнею, и еже к Богу рачением, и памятию смерти 533 сопротивися к ним: ведый, яко аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). Воистинну бо, отче духовне и добрая, яже содеваем, аще добре разсмотрим та, совершенне суть зла, и порочна 534 , и оскудна 535 . Кто бо может целомудр быти, яко Иосиф? Кто возлюбит Бога, яко Авраам? Кто постится, яко Моисей, и Илия, и Даниил? Кто есть умирая на всяк день, яко Апостолы и Мученицы? Кто злострадати яко святии отцы наши Антоний 536 , Симеон, Алипий и Даниил столпницы, и прочии отцы; и яже в пустыни жены, да не глаголю мужей? И нынешнии ревнующе тем, аще и не якоже они, но убо по силе своей тщатся: слышу бо многи быти и ныне в пустынях, и горах, и в монастырех подвижники: вижду же множайших паче заповеди и паче меры 537 в добродетелех подвизающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Третьи отличались прозорливостью и духовными видениями, каковы: св. Иеремия, препод. Матфей и Пимен, друг препод. Кукши, прозорливые. Четвертые – особенной любовью и сострадательностью к страждущему человечеству: таковы: препод. Дамиан целебник, врачевавший все недуги молитвою и елеем; препод. Прохор Лебедник, прославившийся чудесным добыванием соли, которою снабжал, при случившемся недостатке в ней, всех бедных; препод. Алипий, первый наш иконописец, который, кроме того, что часть платы за труды свои обыкновенно отдавал нищим, нередко чудесно врачевал опасные болезни, и препод. Агапит, подававший скорую помощь очень многим больным (между прочими, и В. К. Владимиру Мономаху ), без всякой платы, и за то названный врачом безмездным. Пятые известны как мученики. Это: препод. Кукша, возвестивший Слово Божие Вятичам, и вкусивший от них смерть за свою проповедь ; препод. Григорий Чудотворец , сильно обличавший Ростислава Всеволодовича, Князя Переяславского, по приказанию коего и утоплен в Днепре; св. Василий с Феодором, скончавшиеся от руки раздраженного против них Мстислава, сына Вел. Князя Святополка; преподобно-мученик Анастасий, бывший Диаконом Печерским; и препод. Евстратий, взятый в плен в 1096 году во время нашествия Половецкого Князя Боняка и проданный в Корсуне одному Еврею, который за непреклонность преподобного к вере своей мучил его, морил голодом, и наконец в самый день Пасхи распял на кресте, и умершего ввергнул в море, откуда тело мученика чудесно извлечено и перенесено в Киевские пещеры. Шестые – как затворники, именно: препод. Исакий, Лаврентий, Арефа и Афанасий. Седьмые, наконец, показали в себе примерное усердие ко св. Церкви, например: препод. Еразм, посвятивший все свое достояние на украшение храма Божия; препод. Спиридон и Никодим, тридцать лет трудившиеся в печении просфор, и потому названные просфорщиками. К числу угодников Божиих, подвизавшихся в некоторых других обителях наших, принадлежали: препод. Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец, чудесно прибывший в 1106 году из Италии в Великий Новгород, и здесь основавший знаменитый монастырь, в котором сам был первым Игуменом; препод. Никита Столпник, Чудотворец Переяславский, обращенный на путь добродетели словами пророка Исаии: тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших и проч. 335 ; преп. Варлаам, основатель и первый Игумен Хутыня монастыря, Новгородский Чудотворец; препод. Авраамий, первый Игумен и Архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, раздавший свое имение, оставшееся по смерти родителей, нищим и в иночестве посвящавший труды по преимуществу на проповедание в церкви Слова Божия, и препод. Киприан, строитель Архангельского монастыря, бывший сначала богатым земледельцем, но потом пожертвовавший на устроение обители все свое наследственное имение, села, деревни и земли, и сделавшийся первым ее начальником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Алипий столпник, преп. VII века. Подвизался в Пафлагонии. Неизданные греческие жития имеются в Синодальных рукописях 384 (основная редакция) и 361 (Метафрастова версия). Латинский перевод основной редакции издан у Липомана («Sanctorum priscorum patrum vitae», v. V, 188−194). Пересказ жития в Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского . Память 26 ноября. Амфилохий, еп. Иконийский, свт., † 394 г. (Сергий). Краткое, с характером патериковой легенды, житие напечатано у Migne, P.G., 39, 13−26. Метафрастова редакция – Migne, 116, 956−969. Память 23 ноября. Анастасий Персянин, пмч., † 628 г. (Сергий). Происходил из Персии, подвизался в иерусалимском монастыре. Одним из братии последнего был составлен рассказ о мучении святого (житие, стр. 131, 132 и 133) вскоре после самого события (стр. 147). Он издан Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 126−148. Риторическая обработка, сделанная патр. Софронием, напечатана у Migne, P.G., 92, 1680−1729. Метафрастова версия у Migne, P.G., 114, 773−812. Древний латинский перевод рассказа о перенесении мощей и чудесах, цитированного отцами VII вселенского собора, напечатан в AASS, январь, III, 50−54. Память 22 января. Анастасия Патрикия, преп., † 567 г. (Сергий). «Первая патрикия» при дворе им. Юстиниана. Имеющее характер патериковой легенды, житие входило в рассказы аввы Даниила, составленные в конце VI в. Напечатано Clugnet в («Rev. de l’orient Chretien» V, 51−56). Краткий текст издан в Synax. Eecl. C-pol., 523−528. Память 10 марта. Анатолий патр. Константинопольский, свт., † 458 г. (Болланд.). Анонимное, написанное классическим стилем житие, не свободное от заимствований из жития современника Анатолия – Даниила Столпника, напечатано в AASS, июль, I, 578−585. Память 3 июля. Андрей ν κρσει, прмч. † 767 г. (Болланд.). Происходил с Кипра. Пострадал в Константинополе при Константине V. Позднее, скудное биографическими деталями и полное риторики житие, не чуждое классического стиля (Например, ροδοδκτυλος μρα, стр. 141), издано в AASS, октябрь, VIII, 135−142. Метафрастова переработка у Migne, 115, 1109−1128. Память 17 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В палеологовскую эпоху развился новый стиль, характерными чертами которого было покрытие мозаиками свода, купола и верхних частей стен храма, появление светских тенденций в изображении религиозных тем, бытовые детали, усиление личностного начала в обликах святых (мозаики церкви Христа Спасителя монастыря Хора, церкви Богоматери Паммакаристы в Константинополе; мозаичный Деисус в южной галерее св. Софии в Константинополе и др.). В XIV в. появилось большое количество великолепных мозаичных икон, созданных константинопольскими мастерами. Поскольку мозаики были дорогостоящими, палеологовский стиль более полно представлен фресковой живописью. Монастыри византийские (греч. место уединения) – были основной формой организации христианского монашества в виде общин монахов или монахинь, совершавших культовые обряды и принимавших единые правила жизни (устав). Прообразом христианских монастырей были кумранские общины, существовавшие вдали от людей на северо-западном берегу Мертвого моря. Колыбелью монашества считают египетскую пустыню («пустыню святых»), а первыми монахами называют отшельников (греч. еремит), которые покидали свои семьи и уходили в безлюдные места – горы, пустыни (анахорет пустынник). К ним относились родоначальник монашества Антоний Египетский, возглавивший первую монашескую общину анахоретов в 305 г., копт Пахомий, основавший первый монастырь в Египте в 320 г., и Павел Фивский (?347 г.). Ученики Антония создали первую колонию отшельников – «лавры», основанную на сочетании отшельнического и общежитильного типов: у каждого еремита была келья и день начинался с пения псалмов. Отшельничество распространилось не только в Египте, но и в Сирии, Палестине, Константинополе. В 423 г. возникла еще одна форма отшельничества столпничество, связанное с именем аскета из Киликии (области на юго-восточном побережье Малой Азии) Симеона Столпника (356459), о котором рассказали в своих сочинениях Феодорит Кирский и Евагрий. Более 40 лет Симеон провел в непрестанных молитвах на площадке, установленной на вершине столба. Его последователями были столпники Антоний, составивший житие Симеона, Даниил (VI в.), Иоанн и Симеон Дивногорец (VI в.), Алипий (VII в.) и др. В IVV вв. появились «пасущиеся»: они ходили нагими, питались травой и кореньями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смысл сновидений и видений св. Дивногорца св. столпник Иоанн, после того как рассказал ему св. Симеон о видении им рая, объяснил так: «благословен Бог, о чадо, давый тебе благодать такую». Значит, видения – это та сила благодати Божией, которая укрепляла, с одной стороны св. подвижников в аскетических подвигах 1063 , – а с другой – наставляла и вразумляла грешников 1064 . Поэтому, сновидения св. столпников служили для них и для общества предостерегающим и руководящим средством в деле нравственного усовершенствования. Опыт показывает, что видения, особенно соединенные с обмороками, глубоко проникают в сердце человека, сильно потрясают его душу и почти всегда сопровождаются решительною переменою жизни. Так, удачная борьба во сне с страшным эфиопом и награждение от ангела драгоценными венцами с обещанием еще больших наград, вызвали св. Андрея на трудное поприще «юродства», а видение Бога в образе царя укрепило его на этом поприще 1065 . Видение св. Даниилом столпа св. Симеона побудило его избрать подвиг «столпничества» 1066 . Св. Алипий после бывших ему сновидений стремится в безлюдной пустыне водворить и водворяет «славословие Богу», и сам восходит на столп 1067 . Св. Никита Переяславский, пораженный видением, сразу изменяет свой образ жизни и принимает подвиг «столпничества». Глава VII. Общественное служение святых столпников В самом деле, если созерцательная жизнь св. столпников состояла в самоуглублении, в изучении своей души в её тончайших изгибах, непрестанном исследовании своих помыслов, в постоянной борьбе с греховными движениями души, в молитвенном общении с Богом, если они, при помощи этой работы над собою, делались иногда глубокими психологами, хотя были даже совсем простецами, как это мы видим на примере св. Симеона I-ro столпника, бывшего пастухом, то кто же, как не такое лицо, может подать лучший совет в затруднении, исцелить душевные язвы, примирить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить? вот потому некогда и стремился народ толпами к Иоанну Предтече, жившему в пустыне и углубленному только в Бога и в свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010