По мнению Тения высота представляла ограждение, огороженную площадь, священную ограду 844 . Этот то культ высот и был положительным идолопоклонством у язычников всех времен. Понятно, что христианские подвижники не могли быть равнодушными зрителями такого языческого культа и не могли допускать дальнейшего его существования. И вот в лице св. столпников они занимают сначала, в глазах язычников высоты гор и ущелья, а затем устраивают столпы, напоминавшие собою языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства в самом его центре и заменить его христианским богопочтением. Это подтверждается и рассказами из житий св. столпников, поселявшихся часто в идольских капищах. Так, св. Алипий поселился именно в идольском капище и построил потом на его месте церковь в честь св. мученицы Евфимии 845 . Св. Даниил тоже имел сначала пребывание в пустом идольском храме в Филимпоре, а потом воздвиг здесь столп 846 . Поселяясь на горах 847 , св. подвижники делали их местом служения истинному Богу, подобно тому, как в ветхом завете высоты, где совершались жертвоприношения в честь языческих богов, заменялись служением Иегове. Но кроме этой главной причины столпостояния св. подвижников там, где раньше было служение идолам, имеются еще и другие основания к отступлению св. столпников от обыкновенной подвижнической жизни, которые определяются личными соображениями подвижников, а именно: стремление к безмолвию, желание противоборствовать свободно диавольским козням, жажда смирения и и умерщвления плоти, а главное достижение богоуподобления путем аскетического созерцания. Но об этом подробно поговорим ниже, теперь же не лишне высказать вот какое соображение относительно «столпничества». Говорят, что психологических оснований к столпостоянию не имеется 848 , и мы не можем знать того, почему некоторые св. подвижники спасались на столпах. Конечно, в житиях святых столпников не говорится определенно, что по такой-то причине святой взошел на столп, хотя указывается, что желание «безмолвнейшего» жития побуждало их удаляться от общества и сооружать себе столпы 849 , но можно находить в восшествии на столп подвижников и более глубокий смысл. Из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием. Так, заключен был на столп царевич Иоасаф; царевич Камаральзаман, не желавший жениться по воле своего отца, был тоже заключен на столп 850 ; св. мученицы: Варвара († 306 г.), Ирина 851 при императоре Траяне и Христина († 300) при Диоклетиане, тоже были заключены на столп 852 . Можно предположить, что св. столпники знали о фактах заключения в виде наказания на столпы некоторых святых; но даже если им и неизвестны были эти случаи, то по крайней мере они знакомы были с существовавшим тогда обычаем заключения преступников в башни за известные провинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

учеником« 485 , и: »Любящий отца и мать более Меня не достоин Меня« 486 , и: »Кто оставил дома, и поля, и виноградники, и жену, и детей, сторицею получит, и жизнь получит, и жизнь вечную наследует« 487 , и: »Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я упокою Вас " 488 , – когда ты услышал это, и поверил, и поступил [так], и восхотел перейти к лучшему упражнению, [тогда] надлежало тебе положить прочный фундамент и сначала пройти послушание в училище, и терпением, нестяжательностью и полным отсечением желания освободиться от страстей, и быть возведённым к смирению, и через более частные добродетели взойти к той, что выше их, а именно к хранению помыслов; но поскольку этого не произошло, то ты, построив дом своей души на столпе, водрузив веру, любовь и надежду на Христа словно некие прочные основания, если имеешь какого-нибудь искусного проводника, повинуйся словам его и ничего не делай без его совета, чтобы таковые подпоры, будучи потрясёнными из-за самоуверенности, самоугождения или иного какого обстояния, не сокрушили все строение; если же нет у тебя [подходящего] человека, возымей истинного Учителя и Наставника – Христа, Который вразумит и укрепит тебя во всех благих [делах]. Итак, познай, во-первых, цель, ради которой ты вышел [из мира] 489 . Конечно, ты вышел, дабы совершенно возненавидеть грех и отсечь страсти, творящие грех . Грехи суть: чревоугодие, блуд и подобное; страсти: гнев, вожделение, печаль и наслаждение; ты вышел не только для того, чтобы отсечь эти [грехи и страсти], но и ради противостояния страстным помыслам, чтобы они не оскверняли ум со сложением, чтобы приобрести тебе чистое сердце, в котором дух правый 490 , обновляемый чистой молитвой, доставит Царствие Божие. † Прилагай к себе все согласно оному святому Иоанну , ради чего ты вышел [из мира]. † И если досаждают тебе бесы пагубного вожделения, вооружайся против них постом, бдением, терпением зол, смирением и усердной молитвой; а если [досаждают бесы] гнева, печали и памятозлобия – то [борись] кротостью, долготерпением, милостыней, состраданием и презрением ко всему материальному и житейской славе, которыми возмущается вожделеющая [часть] души; если нападают искушения тщеславия, надмения, то встречай их смирением, молитвой, любовью к Богу, самоукорением, сокровенным деланием и памятованием, и мужеством отцов, превосходящим естество, зная, что «если не Господь созиждет дом, всуе трудились зиждущие« 491 . Ибо воистину, отче духовный, то, что делаем мы, если хорошо рассмотрим это, – совершенно негодно, достойно порицания и укорения. Ведь кто может потерпеть, как Иов? Кто может быть [столь] благоразумным, как Иосиф; возлюбить Бога, как Авраам; поститься, как Моисей, Даниил и Илия; »умирать ежедневно» 492 , как апостолы и мученики; пострадать, как святые отцы наши Антоний, Симеон, Алипий, Даниил Столпник 493 , жены-пустынницы, чтобы не говорить о мужах, и ныне соревнующие им?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

На Дивной гор созданъ былъ тоже монастырь съ церковью, устроенною руками исцленныхъ [MXLVIII] . Императоръ Левъ по св. строитъ церковь во имя св. Симеона столпника, на сверъ отъ столпа куда съ переноситъ часть мощей св. Симеона, „Даниил был глубоко обрадован этим, и по случаю перенесения мощей обратился к народу с надлежащим поучением " ; воздвигаетъ также при церкви и [MXLIX] . Св. столпникъ располагаетъ знакомыхъ своихъ гражданъ и сосднихъ жителей къ храма въ честь св. великомученицы на мст эллинскихъ гробовъ и „освященнй ей бывшей, начаша приходити отъ града на и слышати полезная святаго же и жити при ней изволяху " . Въ виду громаднаго народа къ своему столпу св. построилъ по ту и другую сторону столпа два монастыря – мужской и и „Сам же стоял на столпе посередине, просвещая оба монастыря своим учением и примером своей Ангельской жизни и защищая их своими молитвами. Алипий дал им законы и уставы иноческого жития, повелев тщательно блюсти себя от козней бесовских, притом женщинам он особенно заповедал никогда не показываться на глаза мужчин” [ML] . Можетъ возникать относительно близости монастырей мужского и женскаго. Оно устраняется обычаемъ тогдашняго востока, по которому обители располагались по сосдству съ мужскими, на небольшомъ Управляясь самостоятельно въ своей внутренней жизни, он пользовались отъ мужскихъ монастырей только руководствомъ опытныхъ въ духовной жизни старцевъ, назначавшихся обыкновенно на это дло настоятелями мужскихъ обителей по просьб настоятельницъ обителей женскихъ, или же лицами, близкими къ монастырю . Близъ этихъ монастырей часто жили благочестивыя лица того и другого пола, иногда съ цлыми семействами. Они не принадлежали обыкновенно ни къ одной обители, а жили своею самостоятельною посвящая себя молитвамъ, и Они также поселялись вблизи обителей для того, чтобы пользоваться уроками духовной опытности подвижниковъ [MLI] . Св. столпники отчасти управляли монастырями сами, какъ сейчасъ мы видли изъ св. или поручали близкимъ себ; напр., тотъ-же св. столпникъ посл того, какъ постригъ свою мать въ инокини, поручилъ ей женскимъ монастыремъ при столп [MLII] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

По его повелению, эти святые мощи были положены в выстроенной им церкви. Еще до освящения церкви легионы бесовские, видя, что, по старанию святого Алипия, среди их жилища воздвигается селение святых, и там, где они наводили на всех страх и ужас, начинает являться Божия благодать, с великим криком и воплем устремились на новозданную церковь и на келлию святого, желая разрушить здание до самого основания и, устрашив святого мужа, изгнать его оттуда. В своей ярости бесы вопили разными голосами, как раздраженные звери, или разгневанные ратники: но воин Христов стал на молитву, вооружился ею, как непобедимым оружием и тотчас победил призрачную силу бесовскую, так что бесы бежали с позором, как пыль, возметаемая ветром. Когда церковь была освящена, то из города начал стекаться к ней народ, чтобы славословить Бога и послушать душеполезных поучений святого. Тогда Алипий, вооружаясь еще сильнее против врага, поднялся на столп, подобно святому Симеону первому столпнику, и стал как бы страж, издалека усматривая наступающие ополчения бесовские и мужественно борясь с ними день и ночь. Бесы же, хотя всегда бывали побеждаемы им, однако не прекращали своих бесстыдных нападений на святого. Однажды ночью злые духи начали бросать в Алипия камнями, причиняя ему сильные поранения. Перенося удары камней святой сказал бесам: — Что вам надо от меня, человеконенавистные и гибельные бесы? Напрасно возмущаетесь вы и злобно восстаете против рабов Божиих. Эти камни, которые вы мечете в меня, будут свидетельствовать перед Христом в день второго пришествия о вашей бесстыдной дерзости и злобе. Знайте, что я ни во что вменяю ваше метание камней и считаю его как бы детской игрой. Вот я снимаю легкие доски, служившие покровом над моей головой, чтобы с большим удобством принимать удары и претерпеть ради Господа моего то, что претерпел святой первомученик Стефан Вы убили его руками Иудеев, с которыми и унаследуете геенну огненную. Слыша эти слова и понимая, что непобедимый страдалец готов всё претерпеть для Бога, бесы разбежались во все стороны от того места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Читайте также: Столпники: кто это такие и зачем они жили на «столбах»? По-видимому, поначалу некоторые аскеты, желая усугубить подвиг, просто поднимались на вершины скал: там, помимо стояния на молитве и неусыпного бдения, нужно было еще и постоянно концентрировать внимание на том, как не упасть в пропасть. Но скалы есть не везде, где-то их заменяли развалины древних сооружений. Особенно это привилось в Сирии, где монахи буквально восприняли пример ветхозаветных праведников, о которых апостол Павел в Послании к Евреям говорит, что они были побиваемы камнями, скитались «в милотях и козьих кожах», терпя лишения, скорби и преследования. Они тоже скитались по пустыням и горам, пещерам и ущельям, нередко жили под открытым небом, терпя зной и непогоду. Наконец преподобный Евсевий, сочтя, что просто жить на горе мало, окружил себя еще и каменной оградой. У сирийских подвижников вообще было особое отношение к горам, служившим язычникам местами поклонения. Совершая богослужения на горах, холмах и искусственных возвышениях, где небо и земля как бы соприкасались, язычники думали стать ближе к богам. И первые столпники тоже нередко селились, как святой Алипий, именно на идольских капищах, делая их местом служения истинному Богу. Вот и святой Даниил сначала поселился в языческом храме в Филимпоре, а потом соорудил там столп. Распявшие «плоть со страстьми и похотьми» Столпы были разные — и по конструкции, и по высоте. У некоторых на небольшой верхней площадке, где стоял подвижник, был балкон. А иногда эта площадка окружалась деревянной решеткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от зноя и непогоды там порой устраивали навес или даже подобие маленькой кельи. Поднимались же туда с помощью лестницы, которую столпник держал у себя наверху. Строили столпы либо сами подвижники, либо их добровольные помощники. Даниилу первый столп построил его друг Марк, второй — Геласий, владелец той земли, где он подвизался, а еще один, с крышей, построили по приказу императора Льва Великого.

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

Октябрь.     1 Анания, 2 Иустина и Биприан, 3 Дионисий, 4 Иерофей, 5 Харятина, 6 Фома, 7 Вакх и Сергий, 8 Пелагия, 9 Иаков алфеев, 10 Евлампий и Евлампия, 11 Филипп, преп. (?) Филонилла, 12 Пров, Тарах и Андроник, 13 Карп, Папила, 14 Назарий и иже с ним, 15 Лукиан, 16 Лонгин, 17 Осия, 18 Лука, 19 Иоиль:20 Артемий, 21 Иларион, 22 Аверкий, 23 брат Божий, 24 Арефа и сомученики, 25 Нотарии, 26 Димитрий, 27 Нестор, госпожа и раба сомученицы (то есть, Капетолина и Еротиида), 28 Терентий, 29 Анастасия, Аврамий, 30 Зиновий и Зиновия, 31 Епимах. Ноябрь.     1 Двоица бессребреников, 2 Акиндин, 3 Акепсима, 4 Иоанникий, 5 Епистима, Гелактион, 6 исповеднив Павел, 7 Иерон, 8 Михаил Архангел, 9 преп. Матрона, 10 Орест, 11 Мина, Виктор и Викентий, 12 Милостивый, 13 Иоанн Златоуст, 14 Филипп, 15 Самон, Гурий, Авив, 16 Евангелист Матфей, 17 Григорий чудотворец, 18 Платон, 19 Роман и Авдий, 20 Григорий Декаполит, 21 Вхождение Девы в храм Господень, 22 муч. Кикилия, 23 Амфилохий и Григорий акрагантийский, 24 Екатерина, 25 Меркурий, 26 Алипий, 27 Иаков персянин, 28 Стефан новый, 29 Иринарх и Парамон, 30 апостол Андрей. Декабрь.     1 Наум:2 Аввакум, 3 Софония, 4 Иулиана и Варвара, 5 Савва, 6 Божественный Николай, 7 Амвросий, 8 Патапий, 9 зачатие Анны, 10 Мина Калликеллад с дружиною, 11 Даниил столпник, 12 Спиридон, 13 Евстратий с четырьмя, 14 с ними и Фирс, 15 Елевферий, 16 Аггей, праотцы и отцы, 17 Даниил и три отрока, 18 Зоя всечестная (вместо всей дружины Севастиана), 19 Бонифатий, 20 Игнатий, 21 Иулиана, 22 Анастасия, 23 десять критских мучеников, 24 Евгения, 25 Рождество Христово, 26 Евфимий исповедник, 27 первомученик Стефан, 28 Две тьмы мучеников, 29 множество младенцев, 30 Анисия, 31 Мелания. Январь     1 Обрезание Христово и Василий Великий, 2 папа римский Сильвестр, 3 Малахия, 4 Гордий, 5 Павел фивейский, 6 Крещение Спасителя, 7 Предтеча, 8 преп. Домника, 9 Полиевкт, 10 Григорий нисский, 11 Феодосий киновиарх, 12 Татиана, 13 мученики Стратоник и Ермил, 14 отцы в Синае и Раифе, 15 Божественный каливит, 16 Верига Петра:17 преп. Антоний, 18 Афанасий и Кирилл, 19 Макарий, 20 Евфимий, 21 Максим, 22 муч. Анастасий перс и Тимофей, 23 Климент и Агафангел, 24 Ксения, 25 Григорий Богослов, 26 Ксенофонт, 27 Златоуст, 28 препод. Ефрем, 29 Игнатий, 30 Ипполит, папа римский, 31 Кир и Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но как сие не было сделано и ты устроил дом души своей на столпе каменном, водрузив веру, надежду и любовь, как крепкие некие основания; то, если имеешь знающего руководителя, веруй словам его и ничего не делай без его повеления и совета, чтоб самочинием и самоугодием не разорить сего здания и его ограждений. Но при всем том почитай истинным учителем и руководителем Христа, Который вразумит и укрепит тебя на всякое дело благое. 9. Итак, знай, во-первых, цель, для коей ты оставил мир. Оставил же ты мир, конечно, для того, чтоб совершенно возненавидеть грехи и отсечь страсти, вводящие в грех, чтоб не только чуждаться таковых дел, но подвизаться и против страстных помыслов, могущих осквернить ум сосложением с ними, и таким образом стяжать чистое сердце, в коем водворяемый чистою молитвою Дух вводит покорных Ему в Царствие Божие. Потому говори себе всегда, по примеру святого Арсения: «Для чего ты вышел в пустыню?» И, как добрый воин, бодренно стой против искушений вражеских. 10. Если нападут на тебя демоны нечистой похоти, вооружись против них постом, бдением, стеснением плоти, смирением и прилежною молитвою; если нападут демоны гнева, оскорбительности и злопамятования, вооружись кротостию, долготерпением, милостынею, состраданием, презрением тленных вещей и славы житейской, из-за которых возмущается раздражительная сила души; если припадут помыслы тщеславия и самомнения, встречай их смирением, молитвою, горячейшею к Богу любовию, скрыванием дел и трудов и памятию о смерти, зная, что, аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущий (ср.: Пс. 126:1). 11. И поистине, если, как следует, рассмотреть все, что мы делаем, все то окажется слабым, нечистым, даже не добрым. Кто может целомудрствовать, как Иосиф? Кто может любить Бога, как Авраам? Кто может поститься, как Моисей, Даниил и Илия? Кто может умирать на всяк день, как Апостолы и мученики? Кто может так сурово жить, как Антоний и Арсений Великие, как Симеон, Даниил и Алипийстолпники?, как жены, жившие в пустынях, и как многие из тех, кои в наше время соревнуют подвизавшимся прежде? Ибо вижу, что и ныне многие подвизаются в горах и монастырях, вижу весьма многих, кои подвизаются паче заповеди и сверх положенной нам меры добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Но море не расступалось, в полночь же оно озарилось светом, и св. мощи сами собой явились поверх воды. Их перенесли в церковь , и от них совершилось много чудес. Часть мощей перенесена была святыми Кириллом и Мефодием в Рим, глава же и большая часть мощей впоследствии взяты были св. князем Владимиром в Киев в Десятинную церковь . Священномученик Петр был епископом Александрийским, в самом начале ΙV века. Он отличался большим образованием и был начальником известного Александрийского училища. Сделавшись епископом, только три первые года мирно правил паствой, а затем царями Диоклетианом и Максимианом Галерием были воздвигнуты гонения на христиан. Особенно было сильно гонение в Египте, где святительствовал Петр. Во время гонения он удалился из Александрии и скитался в разных местах. Но и в это время не покидал паствы, – писал к ней послания, утверждая в вере во Христа и укрепляя на подвиг мученический, так что, внимая его гласу, очень многие увенчались мученическим венцон. Но были и такие, которые изменяли христианской вере. Впрочем, большая часть из таких скоро раскаивалась. Святитель Петр с любовью принимал кающихся в Церковь , налагая, по мере вины, различный епитимьи. В его время в Александрии явился Арий со своей ересью. Св. Петр отлучил его от Церкви. Тогда Арий начал показывать притворное покаяние, чтобы получить разрешение. Но святителю Петру ночью было видение, которым запрещалось принимать Ария в общение. Гонение Диоклетиана несколько ослабело, и св. Петр возвратился к своей пастве. Но мирное время продолжалось очень недолго. Максимиан снова открыл гонение. Он приказал заключить в темницу и святителя Петра и потом умертвить. Это произвело сильное волнение в народе. Узнав о волнении, святитель побоялся большего истребления народа, посему тайно от него предал себя трибуну и сам положил свой голову под секиру. Это было в 311 г. О преподобном Петре молчальнике читать поде 1-м февр. 26-е число Преподобный Алипий столпник жил в Адианополе, в Пафлагонии, в конце VI и в начале VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Слышите ли же, что говорил Апостол Фавсту, отцу Климента? Говорил: «Оттого ты и не получил утешения, что не молился Тому истинному Богу, Которому мы поклоняемся». И что же? Едва Пётр сказал это и едва луч веры и упования проник в сердце Фавста, как тотчас же к нему и утешение пришло, и он увидел жену и детей своих; а затем уже и несомненно уверовал в Бога и крещение принял. Ввиду же всего этого в скорбях и несчастьях не будем терять веру, не будем предаваться малодушию и унынию, а скорее в слёзной молитве повергнемся пред Господом, откроем Ему скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. И тогда несомненно, что Он, по неизреченному милосердию Своему, или пошлёт нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей совершенно нас избавит. Аминь. 26-й день 90. К вдовам о воспитании детей (Из жизни преподобного Алипия Столпника. Чет. Мин. ноября 26) К вам, вдовы христианские, имеющие малолетних детей, будет слово наше. Оставшись после смерти мужей ваших с малолетними детьми, вы, без сомнения, всю вашу любовь перенесли на последних, и конечно, все ваши заботы, без мужей, стали сосредоточены на том, чтобы лучше вам воспитать детей ваших и видеть их впоследствии счастливыми, добрыми и благочестивыми. Но как достигнуть всего этого? С чего, для достижения исполнения желаний ваших, начать вам воспитание чад ваших? Как, наконец, для того, чтобы сохранить всё хорошее в детях навсегда, относиться к ним и тогда, когда они вступят уже в совершенный возраст и начнут самостоятельную жизнь? Как вам поступать тут? На все эти вопросы, для руководства вашего, мы, прежде всего, дадим ответ вам в примере следующем. Когда родился преподобный Алипий Столпник, отец его вскоре умер, и мать осталась вдовою. Она стала проводить время в посте и молитве, подобно Анне Пророчице, не отходила от церкви, уневестилась Христу и поставлена была диакониссою. Как только сын её пришёл в отроческий возраст, она и его отвела в церковь и отдала на службу Богу, прося епископа научить Алипия Божественному Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, св. столпники находились под особым воздействием на них благодати Божией, приготовлявшей их к высшим подвигам столпостояния. О некоторых из них даже известно из житий, что их предизбрание быть путеводными светилами для ищущих спасения выражалось в знаменательных видениях, бывших их родителям, да и самое рождение св. столпников, как действие ближайшего попечения Божия, приготовляло их к чему то особенному в путях промысла Божия. Так, мать св. Алипия пред его рождением видела во сне, что она как будто держит на своих руках агнца, очень красивого, и на рогах у него – две заженные свечи. А когда родился св. Алипий, то «некая божественная светлость велия храмину исполняше». Эти видения служили знамением благодати Божией и светлости его добродетелей, «яко имеяше свет быти миру». После снова было видение его матери: весь адрианопольский народ стекался к её дому, воспевая рождение младенца» 889 . В житии св. столпника Даниила рассказывается, что его мать, долго не имевшая детей и подвергавшаяся за то упрекам со стороны мужа, так и своих родных, обратилась с молитвою к Господу о разрешении своего неплодства и дала обет посвятить «дарованное» Богу, «якоже древле Анна Самуила». Уснув после молитвы, она видит видение! 2 больших светильника на подобие блюд спускаются над её главою; «то бяше, говорится в житии, прознаменование имущего произыти из нея такового плода, иже сиянием добродетелей паче звезд будет светлейший». Вскоре у неё родился сын и ему не давали имени в течении 5 лет, «но от Бога тому нарещися желаху, да иже Божиим дарованием родися, той от Бога и имя себе приимет». Родители с этой целью взяли новорожденного и отправились с ним в ближайший монастырь с просьбою к игумену – дать их сыну имя. Игумен сказал им, «яко тем именем его подобает нарещи, еже Сам открыет Бог». Взяв Библию , он раскрыл ее и «обрете некая словеса св. пророка Даниила, и разумев, яко тако благоволит Бог, да тоеже пророческое имя и тому наречется отроку, именова его Даниилом: отнюдуже знаменовашеся, яко имеяше той отрок великому оному пророку, якоже именем, тако и нравы быти подобен» 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010