Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иерусалимский, 12 дек.     Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта.     Александр, муч. киликийский, 20 мая.     Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта.     Александр, муч. антиохийский, 28 сент.     Александр, из 10 мучч., 1 авг. Александр, муч. остийский, 11 авг.     Александр, еп. команский, 12 авг.     Александр, муч. селунский, 9 ноября.     Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая.     Александр, муч. пиндский, 13 марта.    Александр воин и Антонина девица, 10 июня.     Александр, из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Александр, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня.     Александр воин, мучч. египетский, 9 июля.     Александр, патриарх цареградский, 30 авг.     Александр св., 7 июля.     Александр еп., 22 окт.     Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля.     Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа.     Александр пр., игумен куштский, 9 июня.     Александр, пр. свирский, 30 авг.     Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта.     Алексий, муч. цареградский, 9 авг.     Алексий, митрополит московский, 12 февр. и 5 окт.     Алим (Ахим) маккавей, 1 авг.     Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября.     Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг.     Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая.     Алфей, муч. кесарийский, 18 ноября.     Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент.     Алфий, муч. италийский, 10 мая.     Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек.     Аммоний, муч. антиохийский, 4 сент.     Аммон или Аммун, (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт.     Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент.     Аммун или Аммон, преп. нитрийский, 4 окт.     Амонит, муч. меиитинский, 7 ноября.     Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.     Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Сегодняшнее житие преподобного Алипия, который подвизался в VI в., показывает нам ту силу христианского подвига, которой трудно достигнуть, но которая движет ревностными подвижниками-столпниками. Святой Алипий пятьдесят четыре года подвизался на столпе, который сам воздвигнул на месте языческого кладбища. Апостолам была дана сила, чтобы они попирали вражию силу, – а святые порой в течение всей своей жизни едва могли осилить вражеские козни. Но в этом нет противоречия, ибо в нашей жизни и служение, и смирение, которые оказываются основанием для достижения духовной высоты, должны составлять единое целое. Преподобный Алипий подвизался на столпе, сражаясь с бесчисленными полчищами демонов, причем последние шестнадцать лет своей жизни он уже не имел силы стоять и боролся лежа. Но сам по себе столп – это символ духовной высоты и восхождения, это образ оторванности от мира и стремления к Небу. И наша душа, дорогие братья и сестры, где бы мы ни находились и чем бы мы ни занимались, призывается к тому, чтобы стоять пред Богом свечой, стоять не сдаваясь и восходить по духовным ступеням духовного совершенствования. Святые отцы говорили о том, что мы не можем иметь власть над внешним миром, но можем иметь власть над собой и можем совершать добрые дела по отношению к ближним. Но самое сложное, ответственное, трудное и высокое дело, которое не имеет никакого посредства и которое оказывается внутренним делом между человеком и Богом, – это внимание к собственной душе. Святые отцы с особым трепетом воспринимали древнее изречение «познай самого себя», 29 которое свт. Василий Великий в IV в. перефразирует во «внемли самому себе». Его трактат о внимании себе завершается следующими глубочайшими словами: «Внемли себе, чтобы внимать Богу». 30 «Внемли себе, чтобы ты был способен различить вредное от спасительного». 31 «Внемли себе, то есть со всех сторон охраняй себя. Имей неусыпающее око души для хранения себя». 32 Внимание к своей собственной душе и есть то высокое восхождение, то стремление к небесным именам, когда Царство Небесное внутри нас есть. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Александр, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Александр, еп. Команский, муч. при Диоклетиане. 12 авг. Александр, муч. Солунский при Максимиане. 9 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский во Фракии при Максимиане. 13 мая. Александр, муч. Пидийский в Макед. при Максимиане. 13 марта. Александр воин и Антонина девица, мучч. ок. 313 года. 10 июня. Александр, из числа 40 мучч. Севастийских. ок. 320 года. 9 марта. Александр, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Александр воин, муч. Египетский при Иулиане, с Патермуфием. 9 июля. Александр, патриарх Цареградский, ум. 340. 30 авг. Александр св. (4 века), с мучч. Епиктетом и Астионом. 7 июля. Александр еп., Ираклий воин и четыре жены: Анна, Елисафета, Феодотия и Гликерия, мучч. 22 окт. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. Ум. ок. 430. 23 февр. и 3 июля. Александр Невский, Великий кн. Ум. 1263. 23 ноября. Перенесение мощей его в С. Петербург 1724. 30 авг. Александр преп , игумен Куштский, ум. 1439. 9 июня. Александр преп. Свирский, ум. 1533. 30 авг. Алексий преп., человек Божий, ум. 411. 17 марта. Алексий, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Алексий, митрополит Киевский, ум. 1378. 12 февр. и 5 окт. Алипий, столпник Адрианопольский (в Пафлагониии), прест. при Ираклии. 26 ноября. Алипий иконописец, преп. Печерский, ум. ок. 1114. 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. Готфских. 4 века. 20 марта. Алоний, преп. Египетский 5 чека. В субб. с. Алфей ап. (вне 70). 20 мая. Алфей, муч. Кесарийский в Палест. ок. 303 г., с Закхеем. 18 ноября. Алфей, муч. Антиохийский в Писидии при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские при Ликинии. 10 мая. Амвросий, еп. Медиоланский, ум. 397. 7 дек. Аммонафа, пустынник Египетский. В субб. с. Аммоний, муч. Антиохийский при Максимиане, из 81 детей, пострад. с еп. Вавилой. 4 сент. Аммоний преп., ученик Памвы, сконч. в конце 4 или в начале 5 века. В субб. с. Аммон, или Аммона, преп. в Верхнем Египте, 5 века. Субб. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

“Будем поэтому хранить уста наши (не злословить), чтобы не говорить ничего не угодного Богу. Это для нас самих будет полезно, а не для тех (лишь), за кого мы будем молиться. Мы всегда так думаем, что тот, кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него” ( Полное собрание творений... Т. 11. С. 663, 664 ). † Когда иссякает любовь в сердце, с этим вместе иссякает и молитва, и радость в душе... Много раз испытал это (в Сербском монастыре, с пропиской Н., теперь). † По неисправленности своей нужно ждать мне скорбей, а не тщеславиться.   ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ   И почему люди стремятся к “высоте” человеческой? Не дает она никакого счастья. И свидетельствует о нашей безсознательности: кто не видит своего духовного убожества, тот лишь может к ней стремиться... Познание греховности убивает эту пустую мечту (тщеславие), эту змею. Господи, помилуй меня, грешного! † Ныне по старому стилю 26 ноября. Более 40-ка лет назад (1904 г.) в этот день был у о. Иоанна Кронштадтского , и слышал, как он на каноне читал восторженно: “Преподобный о. Алипий, моли Бога о нас”. Алипий Столпник: 53 года стоял на столпе. Умер 118-ти лет. Какие гиганты были... Но и сам о. Иоанн для меня был гигант, что я почувствовал при сослужении ему потом, лет через пять или через три-четыре (уже иеромонахом). † Чувствовалось на службе: “Господи, смири меня Сам, как знаешь”. † Вечная духовная блаженная жизнь: вот поднимается цель и смысл здешней жизни. Эта жизнь перед тою - как сон, как тень. И она (здешняя жизнь) не может до конца захватить человека. † Необходимо искренне подчиниться существующим властям во всем, кроме требований антирелигиозного характера, в остальном - это заповедь Божия. † Был человек, который ищет основ для “идеологического” подкрепления материализма (“новая религия”)... Каких только нет типов здесь! А у самого нет никаких основ... Слушать даже скучно.   ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ ЛИТУРГИЯ   Вчера была годовщина моего пострига. Уже 41 год в монашестве . Боже, как давно это было! Помилуй меня, Господи!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Александра , мученица коринфская, 6 ноября. Александр , (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты , 25 янв. Александр ,муч. африканский, 10 апр. Александр , еп. иерусалимский, 12 дек. Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта. Александр , муч. киликийский, 20 мая. Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта. Александр , муч. антиохийский, 28 сент. Александр , из 10 мучч., 1 авг. Александр , муч. остийский, 11 авг. Александр , еп. команский, 12 авг. Александр , муч. селунский, 9 ноября. Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая. Александр , муч. пиндский, 13 марта. Александр воин и Антонина девица, 10 июня. Александр , из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта. Александр , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня. Александр воин, мучч. египетский, 9 июля. Александр , патриарх цареградский, 30 авг. Александр св., 7 июля. Александр еп., 22 окт. Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля. Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа. Александр пр., игумен куштский, 9 июня. Александр , пр. свирский, 30 авг. Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта. Алексий , муч. цареградский, 9 авг. Алексий , митрополит московский, 12 февр. и 5 окт. Алим (Ахим) маккавей, 1 авг. Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября. Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая. Алфей , муч. кесарийский, 18 ноября. Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент. Алфий , муч. италийский, 10 мая. Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек. Аммоний , муч. антиохийский, 4 сент. Аммон или Аммун , (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт. Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент. Аммун или Аммон , преп. нитрийский, 4 окт. Амонит , муч. меиитинский, 7 ноября. Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Будем поэтому хранить уста наши (не злословить), чтобы не говорить ничего не угодного Богу. Это для нас самих будет полезно, а не для тех (лишь), за кого мы будем молиться. Мы всегда так думаем, что тот, кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него (Полное собрание творений... Т. 11. С. 663, 664). Когда иссякает любовь в сердце, с этим вместе иссякает и молитва, и радость в душе... Много раз испытал это (в Сербском монастыре, с пропиской Н., теперь). По неисправленности своей нужно ждать мне скорбей, а не тщеславиться. ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ И почему люди стремятся к высоте человеческой? Не дает она никакого счастья. И свидетельствует о нашей безсознательности: кто не видит своего духовного убожества, тот лишь может к ней стремиться... Познание греховности убивает эту пустую мечту (тщеславие), эту змею. Господи, помилуй меня, грешного! Ныне по старому стилю 26 ноября. Более 40-ка лет назад (1904 г.) в этот день был у о. Иоанна Кронштадтского , и слышал, как он на каноне читал восторженно: Преподобный о. Алипий, моли Бога о нас. Алипий Столпник: 53 года стоял на столпе. Умер 118-ти лет. Какие гиганты были... Но и сам о. Иоанн для меня был гигант, что я почувствовал при сослужении ему потом, лет через пять или через три-четыре (уже иеромонахом). Чувствовалось на службе: Господи, смири меня Сам, как знаешь. Вечная духовная блаженная жизнь: вот поднимается цель и смысл здешней жизни. Эта жизнь перед тою - как сон, как тень. И она (здешняя жизнь) не может до конца захватить человека. Необходимо искренне подчиниться существующим властям во всем, кроме требований антирелигиозного характера, в остальном - это заповедь Божия. Был человек, который ищет основ для идеологического подкрепления материализма (новая религия)... Каких только нет типов здесь! А у самого нет никаких основ... Слушать даже скучно. ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера была годовщина моего пострига. Уже 41 год в монашестве . Боже, как давно это было! Помилуй меня, Господи!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Оттого многие из приходивших к ним не хотели отойти от них и, оставляя свои дома и имения, поселялись при столпах для того, чтобы непрестанно наслаждаться лицезрением св. столпников и поучаться их беседами. Столпы, поэтому, являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого св. столпника мало по малу возникали обители и устроились монастыри. Объединяясь в братские общины с целью молиться и трудиться для своего спасения в братском единодушии, при взаимной друг другу помощи, при поощрении и утешении в подвигах духовных со стороны св. столпников, эти подвижники при столпах разливали свой подвижнический дух по окрестностям, привлекая к себе массы народа. Вот что читаем в житии св. Симеона I-ro: «мнози учением его наставляеми, оставляху вся земная, и аки пернаты возвышахуся горе, овы в монастыри, овы же в пустыни отходяще, инии при нем жити хотяще» 1097 . Некоторые жити при столпе св. Алипия изволяху 1098 . Так как около столпов организовывались общины, то св. столпники заботились об объединении членов общины путем построения монастырей с церквами. У столпа св. Симеона «создаша людие церковь крестообразну, зело красну и монастырь велик устроиша» 1099 . На Дивной горе создан был тоже монастырь с церковью, устроенною руками исцеленных 1100 . Император Лев по желанию св. Даниила строит церковь во имя св. Симеона столпника, на север от столпа Даниилова, куда с честию переносит часть мощей св. Симеона, «о чесом св. Даниил зело радовашеся и довольное к народу слово простре на то пренесение»: воздвигает также при церкви и странноприимницу 1101 . Св. Алипий столпник располагает знакомых своих граждан и соседних жителей к построению храма в честь св. великомученицы Евфимии на месте эллинских гробов и «освященней ей бывшей, начата приходити от града людие на славословие Божие, и слышати полезная святого поучения, инии же и жити при ней изволяху». В виду громадного стечения народа к своему столпу св. Алипий построил по ту и другую сторону столпа два монастыря – мужской и женский и «сам посреде на столпе, аки свеща на свещнице стоя, оба монастыря и учением и образом ангельского жития своего просвещаше, и молитвами своими защищаше, и законы им и уставы иноческого жития подаваше, повелевающе им блюсти себе опасно от бесовских козней: наипаче же заповедаше женам, да не видены будут мужескими очесы никогдаже 1102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

столпники и умерщвляли тело. Так, св. Симеон Дивногорец «часто многие дни и нощи без сна провождаше. Единою же тридесят дней и тридесят нощей отнюд не воздремася, моля Бога, да весьма отъимет от него сон, и бысть ему от благодати Божия речено: подобает тебе мало нечто сном тело упокоевати» 952 . Св. Симеон I-й, по сказанию блаженного Феодорита , «овогда стояще неподвижим надолзе, овогда же частые творя поклоны, молитвы принося Богу». Один любопытный хотел сосчитать – сколько положит поклонов св. Симеон и мог насчитать только 1244 поклона, после чего устал, «не могий более смотрети на высоту столпную: обаче святой не изнеможе от поклонения 953 . Св. Алипий «сверг покров малый со столпа, иже бе над главою, его, стояше имущи покров небо, зиму же и зной и вся воздушная пременения, дожди и грады, снег же и лед, и мраз доблественно терпящи». Пораженный язвами на ногах, за 14 лет до своей смерти, и лишенный возможности стоять, св. Алипий стал лежать на одном боку до конца жизни, и когда ученики его хотели перевернуть его на другой бок, то «он никакоже сему быти попускаше, но терпяше, благодаря Бога» 954 . Вот как охарактеризовал аскетизм св. Даниила Кир, епископ фригийский, в благодарность за исцеление своей бесноватой дочери и жены одного воина, написавший на столпе св. Даниила следующие стихи: «зде стоит муж, отвсюду ветры бием не бояся; пищу имый безсмертну, сластем мирским не общася; основания давый глубокая зданию, столпы двоезрачны; есть же корень Симеонов, славящь Сына Матери неискусобрачны» 955 . Св. Никита Переяславский нагой отдавал себя на съедение комарам и мошкам, которые покрывали его тело так, «яко ни плоти его познаватися, и мнозей крови текущи от него» 956 . От многаго стояния у св. Симеона I-ro загноилась левая нога, на которой он стоял целый год в наказание за то, что хотел поддаться диавольскому искушению и сесть в колесницу, чтобы вознестись на небо; черви падали со столпа на землю, а Антоний, ученик св. Симеона, по повелению его, собирал черви и носил ему на столп; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукой, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киево-Печерских затворников питались обыкновенно одной просфорой. Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что так изнурять себя грешно, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили они нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час – два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были – только кожа да кости. А жили они вот по сколько лет: преподобный Симеон Столпник стоял на столпе восемьдесят лет, а всего жил сто три года; преподобный Кириак отшельник жил сто девять лет; преподобный Алипий столпник – сто восемнадцать; Иоанн Молчальник – сто четыре; Антоний и Феодосии Великий – по сто пять; Павел Фивейский – сто тринадцать; Павел Комельский – сто двенадцать; Анин – сто десять; Макарий Александрийский – сто. Преподобный Марк Фракийский только в пустыне провел девяносто пять лет, не считая того, сколько жил в миру. И другие многие жили по сто лет, а до девяноста – большая часть. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизнь человека, но напротив: постники-то и живут дольше других. И теперь спросите, где можно больше встретить глубоких старцев, убеленных сединами, – в миру ли, или в стенах святых обителей? Конечно в монастырях, и эти старцы – конечно из тех, которые строже соблюдают монашеские уставы о посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010