Закрыть itemscope itemtype="" > Украинский национализм как враг Православия 21 октября в Киеве прошла научно-общественная конференция «Борьба украинских националистов против Православной Церкви в период 1939-53 годов» 22.10.2011 1088 Время на чтение 5 минут украинс ких националистов против Православной Церкви в период 1939-53 " width="" height="" align=""/> Это важное мероприятие, посвященное разоблачению зверств ОУН - УПА над православными епископами, священниками, мирянами, которые оставались верны РПЦ, и не желали уходить в раскол. Бандеровский террор против православных, желавших остаться в лоне материнской Русской Православной Церкви был весьма велик. На эту тему на конференции выступили историки, публицисты, политические и общественные деятели. Священник Аркадий начал конференцию молитвой и благословил собравшихся. А вступительную речь сказал автор данной статьи. Мне пришлось привести собранию совершенно шокирующие факты зверств националистических бандитов над теми православными священниками и епископами, которые не желали уходить в раскол из Русской Православной Церкви, которые спасали людей от нацистов. О таком даже не хочется говорить. Даже эсесовцы часто бледнели от их преступлений. Так, националисты выдали немцам киевского архимандрита Александра (Вишнякова), за то, что он спасал несчастных еврейских детей от смерти, спрятав их от немцев. Затем они... распяли его на кресте в Бабьем Яру и подожгли... Ныне он причислен Церковью к лику святых. Бандеровцы убивали не только рядовых священников, но и епископов, и даже митрополитов. Так, они убили митрополита Кременецкого Алексия (Громадского), который отказался пойти на раскол. Он предвидел свою мученическую кончину, но не пошел на компромисс с совестью. Ведь грех раскола, как известно по православному преданию, не смывается даже кровью. Трагически погиб от рук бандеровских львовский протопресвитер Гавриил Костельник, который с юности хотел воссоединиться с Русской Церковью. Неправда, будто бы известный Собор во Львове, воссоединивший греко-католиков с РПЦ был только лишь результатом давления Сталина. Нет, многие тысячи униатов мечтали уйти из унии, которая была навязана силой, помнили о своем русском происхождении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/22/uk...

…Типография преподобного Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко) (в дальнейшем – митрополитом, первоиерархом Русской Зарубежной Церкви), была им вывезена после революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции. …В годы Великой Отечественной войны нацистские пособники – бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью. В советские годы безбожной власти не удалось закрыть лавру. «После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии, – повествует сайт лавры. – Опалённые великой трагедией войны и репрессий, люди спешили поклониться лаврским святыням. Но время свободы оказалось недолгим. Вскоре власти снова подняли на щит идеологию воинственного атеизма (1958 год) – началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась над Троицким собором вся в чёрном с чёрным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину и укрепляло молитвенников в их подвиге. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы». 10 лет назад, 3 ноября 2009 года, в честь 450-летия принесения на Русь чудотворного образа, Почаевская икона была доставлена в Москву. Ранним утром 4 ноября Почаевский образ Царицы Небесной был принесён в Центральный выставочный зал «Манеж», где в тот день состоялось торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь - к Дню народного единства». Здесь святыня находилась в течение всех дней работы форума, ей смогли поклониться тысячи верующих.

http://pravoslavie.ru/122862.html

Сергий Либацкий. Съезд выдвинул ряд предложений к оккупационной власти: открыть в каждом селе, где нет церкви, молитвенные дома, под к-рые отдать сельские клубы; вернуть в собственность епархии здание ДС для организации там пастырских курсов; ввести в школах преподавание Закона Божия; предоставить духовенству с высшим образованием возможность занимать должности директоров школ. В 1942-1943 гг. в Каменец-Подольской обл. действовали 700 храмов, из них 500 состояли в юрисдикции автономной УПЦ, остальные - в юрисдикции УАПЦ. В нач. 1943 г. рейхскомиссар Украины Э. Кох приказал реорганизовать УАПЦ и автономную Церковь, подчинив епископов нем. администрации. 7 мая 1943 г. укр. националисты убили митр. Алексия (Громадского). 6 июля 1943 г. начал работу Собор епископов Волыни и Подолья, на к-ром выбирали первоиерарха автономной УПЦ. Большинством голосов в 3-м туре голосования главой Церкви был избран еп. Дамаскин, было решено возвести его в сан архиепископа Волынского и Подольского (др. кандидатом был еп. Мануил (Тарнавский) ). В подчинении архиеп. Дамаскина как главы автономной УПЦ состояли Подольская и Волынская епархии (приходы в Луцком окр.) и Почаевская лавра, перешедшая под его непосредственное управление. Для противодействия попыткам захвата лавры автокефалистами в мон-ре безвыездно находился еп. Никодим (Гонтаренко). Архиеп. Дамаскин жил в Каменце-Подольском. При отступлении нем. войск часть духовенства уехала вместе с немцами. Архиеп. Дамаскин был арестован НКВД в Киеве в мае 1944 г., обвинен в сотрудничестве с оккупационной властью и в антисоветской деятельности, осужден, умер в лагере. Ю. В. Олейник Православие в Каменец-Подольской (Хмельницкой) обл. в 1944-1993 гг. К нач. 1945 г. в Каменец-Подольской обл. насчитывалось 543 действующих храма и 309 зарегистрированных священнослужителей, в Винницкой обл.- 839 действующих храмов и 278 зарегистрированных священнослужителей. Почти все они до 1944 г. принадлежали к Подольской и Брацлавской епархии, в 1944-1945 гг. входили в Винницкую и Каменец-Подольскую епархию.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В Никольском, Кременецком и Корецком монастырях – Я с детских лет много думала о монашестве. С родителями мы не раз бывали в Почаевской лавре и других монастырях. Возможно, близость Почаева накладывала свой отпечаток на общую религиозность жителей Волыни. Недаром из сёл нашего края вышло столько священников, монахов, и архиереев в том числе! Например, из села Залежцы, что недалеко от Почаева, в конце прошлого века и в начале этого вышло более 200 священнослужителей! А из села Загайцы, где сейчас возрождён мужской монастырь в честь Святителя Иоанна Милостивого, – 120 служителей алтаря. Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род. Сподобил и меня Господь в 17 лет поступить послушницей в Никольскую Обычскую обитель. Родители со слезами на глазах благословили. Помню, мама спрашивала: «Что же ты, доня, будешь там делать?» «Да что скажут, то и буду делать», – отвечала я. С тех пор минуло уже 70 лет… Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род Пробыла я в Обычской Никольской обители чуть более трёх лет, пока в 1953-м, после смерти Сталина, монастырь не закрыли, и я с другими сестрами, по благословению Священноначалия нашей Церкви, не перешла в Кременецкий Богоявленский монастырь, который стал для нас также родным домом. Здесь прошло еще 6 лет моих монастырских послушаний. Раньше сестры постриг принимали лишь после долгого, часто многолетнего искуса. Так было и у меня. Я приняла монашеский постриг уже в Корецком монастыре, куда переехали сестры Кременецкого в 1959-м году, после его закрытия властями. Скажу несколько слов о нашей Кременецкой обители, основанной еще при Митрополите Петре (Могиле) в 1636-м году. В годы Второй мировой войны здесь размещалась резиденция митрополита Волынского Алексия (Громадского), убитого в 1943-м году бандитами-националистами, надо полагать, за осуждение националистического церковного раскола и верность Матери-Церкви – Русской Православной. Сейчас мощи священномученика хранятся в нашей обители и дожидаются времени прославления в лике святых мучеников.

http://pravoslavie.ru/127571.html

Комплекс исторических построек К. м., входящий в состав Кременецкого историко-культурного заповедника, состоит из храма, келий и надвратной колокольни. Богоявленский собор построен в стиле позднего барокко - однонефный, с удлиненным прямоугольным в плане пресвитерием и нартексом. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, сходящимися в шелыге, алтарная часть - крестовыми сводами. Кельи, примыкающие к юж. фасаду храма, 2-этажные, прямоугольные в плане, с внутренним двориком. Колокольня 3-ярусная, нижний ярус с въездными воротами прямоугольный в плане, 2 верхних - четверики, уменьшающиеся в объеме. Отремонтированы главный корпус с Николаевским храмом, здание бывш. монастырской гостиницы, построены просфорня, пекарня, пошивочная, каменный корпус с трапезной и кухней и др. хозяйственные помещения. Группой спелеологов очищен монастырский колодец. 25 июля 2006 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось вторичное обретение останков митр. Алексия (Громадского) и перенесение их в Предтеченский храм при колокольне. Среди святынь К. м.- ковчег с частицами мощей святых, икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, икона вмц. Варвары с частицей мощей, а также Кременецкая икона Божией Матери «Скорбящая», перенесенная в 1990 г. в Богоявленский собор. 6 июня 2001 г. образ был похищен неизвестными лицами. В 2015 г. на его месте находится древняя копия, от к-рой зафиксированы исцеления. Арх.: Арх. (монастырский, закрытого типа) кременецкого Богоявленского мон-ря; ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1-72; ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1-6; Ф. Р-3240. Оп. 1. Д. 3, 4, 8; Оп. 2. Д. 3, 6, 7, 10, 14, 20, 24, 27, 34, 36, 40, 41 и др. Лит.: 900-летие Православия на Волыни, 992-1892 гг. Житомир, 1892. Ч. 1; Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; он же. Западнорус. церк. братства и их просветительная деятельность в кон. XVI и нач. XVII в.//ХЧ. 1899. 2. С. 372-395; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1986. Т. 4. С. 72; Свистун В. Icm.-apxibhi мат-ли Волинськоï ceмihapiï (1796-2006): Дис./КДА. К., 2007; Pawluczuk U. A. ycie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Biaystok, 2007.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

В ней приняли участие от Автономной УПЦ секретарь Собора епископов еп. Вениамин (Новицкий) и секретарь Кременецкой консистории прот. Феодор Юркевич, со стороны автокефалистов - секретарь администратуры УАПЦ прот. Николай Малюжинский и управляющий делами администратуры УАПЦ проф. Неофит Кибалюк. В нач. 1943 г. рейхскомиссар Э. Кох приказал реорганизовать УАПЦ и Автономную УПЦ, лишив их центральной власти: глав Церквей и епископов подчинили нем. администрации генерал-комиссариатов. Благодаря выступлениям главы Автономной Церкви митр. Алексия (Громадского) и секретаря Собора епископов Автономной Церкви еп. Вениамина (Новицкого) мн. клирики утратили доверие к Поликарпу и вернулись через покаяние в каноническую юрисдикцию. Еп. Вениамин сумел перевести в свою юрисдикцию возрожденный Зимненский Успенский женский мон-рь, находившийся в 1941-1942 гг. в ведении Поликарпа (Сикорского). Возможно, этот и др. переходы из УАПЦ в Автономную Церковь, имевшие место в февр. 1942 г., были связаны с тем, что в нач. февр. 1942 г. были изданы указ митр. Сергия (Страгородского) о лишении архиерейского звания Поликарпа (Сикорского) и обращение Патриаршего Местоблюстителя к преосвященным архипастырям Украины с призывом не входить с Поликарпом в общение, «бодренно и молитвенно стоять на страже своей боговрученной паствы» («Обращение к православной пастве Украины» митрополита Сергия от 5 февр. 1942 г.//Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. С. 112-113). 28 марта 1942 г. последовало определение Собора русских архиереев о запрете в священнослужении Поликарпа с последующим лишением его священного сана и монашеского чина. В нач. авг. 1942 г. на территории митрополичьей Волынской епархии были созданы вик-ства: Ровенско-Острожское, Луцкое, Владимир-Волынское, Винницкое (вскоре присоединено к Каменец-Подольской епархии). 4 авг. перешедший из УАПЦ Мануил (Тарнавский) был хиротонисан на Владимир-Волынское викариатство, 5 авг. на Винницкую кафедру рукоположен Евлогий (Марковский) , 6 авг.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Конечно, митрополит Алексий (Громадский) не был такой мощной личностью, как митрополит Сергий (Вознесенский), но их роднят общность совершения подвига верности Церкви и Отечеству в условиях оккупации и общая участь. Даже форма убийства обоих Экзархов общая. И память митрополита Алексия (Громадского), пострадавшего за служение Православной Церкви и нашему единому Отечеству в годы Великой Отечественной войны, будет сохранена во все будущие времена. Архиепископ Вениамин Архиепископ Вениамин (в миру Сергей Васильевич Новицкий) родился в 1900 году в семье протоиерея в селе Кривичи Минской губернии. Окончил духовную семинарию в Вильнюсе и богословский факультет Варшавского университета в 1928 году. Был сельским учителем, псаломщиком. В 1928 году принял монашеский постриг в Свято-Успенской Почаевской Лавре. С 1934 года был настоятелем храмов в г. Острог, затем во Львове, благочинным приходов в Галиции. С 1937 г. – архимандрит, магистр богословия за работу по каноническому праву. В Почаевской Лавре организовал миссионерские курсы по просвещению униатов. Преподавал в Лаврской монашеской школе. Был большим знатоком и любителем церковного пения и организовал хоры во всех храмах, где настоятельствовал и в Почаевской Лавре. За несколько дней до начала войны, 15 июня 1941 года был хиротонисан в Луцкском кафедральном соборе во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Киевский Николай (Ярушевич), экзарх Украины. Местопребыванием епископ Вениамин избрал Почаевскую Лавру, где 18 августа и 25 ноября 1941 года при его деятельном участии проходили епископские совещания, определившие верность православной Украины единой Русской Православной Церкви в условиях оккупации. В августе 1942 года епископ Вениамин был назначен на Полтавскую кафедру. В сентябре 1943 года вернулся в Почаевскую Лавру. Вся деятельность епископа Вениамина (Новицкого) в оккупации была направлена на сохранение норм церковной жизни и на сохранение церковного единства с Московской Патриархией, а это являлось в условиях оккупации и соблюдением верности единому Отечеству. Заслугой епископа Вениамина надо признать и его веское убедительное слово и противодействие тому предварительному соглашению, которое было навязано митрополиту Алексию (Громадскому) украинскими автокефалистами. Авторитет епископа Вениамина в значительной степени повлиял на сохранение подлинной независимости Церкви на Украине от всевозможных попыток ее раскола.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском ; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих». В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно ( Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы. В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский ; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык ; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

http://pravenc.ru/text/577900.html

После присоединения осенью 1939 г. Зап. Украины к СССР вместе с Волынским и Кременецким архиеп. Алексием (Громадским ; с 1941 митрополит) перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1940 г. был переведен настоятелем Воскресенского храма в с. Горка-Полонка Луцкого р-на Волынской обл. В том же году арестован советскими властями, находился в тюрьме г. Луцка, освобожден незадолго до начала Великой Отечественной войны. Летом 1941 г., в условиях нем. оккупации, викарный Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) вернулся в юрисдикцию ПЦП и был назначен архиепископом Луцким и Ковельским. В дек. 1941 г. Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) объявил архиеп. Поликарпа временным главой неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Свящ. М. Тарнавский поддержал еп. Поликарпа, был возведен в сан протоирея и назначен в состав клира кафедрального Троицкого собора в Луцке. В нач. 1942 г. архиеп. Поликарп наметил его кандидатом в «епископы» УАПЦ. В марте того же года переехал в Киев, где принял монашеский постриг с именем Мануил и был возведен в сан архимандрита; служил в киевской Андреевской ц., ставшей кафедральным собором УАПЦ. 11 мая 1942 г. неканонично рукоположенные «епископы» УАПЦ Никанор Абрамович и Игорь Губа провели в Андреевской ц. «хиротонию» М. во «епископа» Белоцерковского, викария Киево-Чигиринской епархии УАПЦ. В нач. июля того же года М. порвал с УАПЦ и через покаяние воссоединился с автономной Украинской Православной Церковью (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским), находившейся в каноническом общении с РПЦ. Был принят в УПЦ в сане архимандрита. 4 авг. (по др. данным, 22 июля) 1942 г. митр. Алексий возглавил в Почаевской лавре хиротонию М. во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии УПЦ. На Владимир-Волынской кафедре М. активно боролся с раскольничьими действиями автокефалистов, обличал их в воззваниях к духовенству и мирянам, которые рассылались по епархии (впосл. их распространение было запрещено нем. оккупационными властями). Основал при кафедральном Успенском соборе курсы по подготовке священнослужителей, организовал и возглавил комиссию по проверке кандидатов в священники. После убийства в мае 1943 г. Волынского и Житомирского митр. Алексия (Громадского) украинскими националистами в июне того же года в Ковеле состоялся Архиерейский Собор УПЦ, избравший первоиерархом епархий Волынского и Подольского церковного округа архиеп. Дамаскина (Малюту) . 6 июня Собор назначил М. епископом Владимир-Волынским и Ковельским, 2-м викарием Волынско-Житомирской епархии «с правом самостоятельного в своей области».

http://pravenc.ru/text/2561888.html

Они послали Георгию братское увещание не воздвигать гонений против верных епископов и составили нижепомещенный меморандум: «1922 г. 20 авг[уста] на Соборе присутствовали: 1. Антоний, Митрополит Киевский ; 2. Евлогий, Митрополит русск[их] церквей в З[ападной] Европе ; 3. Анастасий, Архиепископ Кишиневский ; 4. Феофан, Архиепископ Полтавский ; 5. Феофан, Еп[ископ] Курский ; 6. Ермоген, Еп[ископ] Екатиронославский ; 7. Гавриил, еп[ископ] Челябинский ; 8. Сергий, Еписк[оп] Черноморский; 9. Михаил, Еп[ископ] Александровский ; 10. Дамиан, Еп[ископ] Царицинский ; 11. Вениамин, Еп[ископ] Севастопольский ; 12. Серафим, Еп[ископ] Лубенский . Ознакомившись с положением церковных дел в Варшавском Митрополичьем округе на основании документальных данных, единогласно признали, что автокефалия Прав[ославной] Церкви в Варшав[ском] митроп[оличьем] округе, входящем в состав Польского Госуд[арства], не может быть допущена в силу нижеследующих положений: В ответ на вышеизложенный меморандум Собора Епископов Митрополит Георгий: 1) насильственно удалил с кафедры и заточил в католический монастырь Архиепископа Виленского Елевферия; 2) насильственно удалил с кафедры и заточил в монастырь Епископа Владимира; 3) прервал общение с Архипастырями, подписавшими меморандум и (к счастью бесплодно) пытается воспретить таковое общение и всем верным Варшавской Митрополии; 4) своего клеврета Епископа Дионисия наградил саном «архиепископа» и 5) еще несколько раньше хиротонисал с именем Алексия в сан епископа Луцкого – запрещенного Епископом Сергием женатого Протоиерея Александра Громадского .   Личный архив протоиерея Геннадия Логина. Рукопись. Чернила. Подлинник. Без даты. На 2-х листах формата А4 (сложенный лист А3). Текст на 4-х страницах.   3 Записка архимандрита Тихона об осуждении Синодом Православной Церкви в Польше убийцы митрополита Георгия (Ярошевского)   В 32 (780) газеты «За Свободу» напечатано послание Свящ[енного] Синода в Польше по поводу убийства Митроп[олита] Георгия. Послание, как значится в заголовке, предназначено для прочтения в храмах и раздачи народу.

http://bogoslov.ru/article/6192400

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010