15) На с. 137 упомянуты средние школы на оккупированных территориях; в общем порядке среднее образование для жителей оккупированных областей было запрещено; дозволялись начальные и низшие школы; да и из контекста видно, что фактически речь идёт не о полном среднем образовании. Этот запрет не касался гимназий в городах Прибалтики, но в данном месте речь идёт о территории, где действовала Псковская миссия. 16) На с. 158 автор диссертации, явно преувеличивая, пишет о том, что храмы, открываемые на оккупированных территориях, становились центрами сопротивления оккупантам. Из конкретного материала, который содержится в диссертации, этого не вытекает; но отдельные случаи участия священнослужителей в подпольной борьбе имели место. 17) На с. 156 диссертант, как это делают часто и другие авторы, пишет: «архиепископ Иоанн (Поммер) , ныне священномученик». Но разве это принципиально отличается от «архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий, ныне святитель»? 18) На с. 174 приведён перечень русских газет и журналов, которые выходили на оккупированной территории, в пределах Экзархата, и сказано, что их было больше, чем на советской территории. Конечно, больше, поскольку на советской территории только с конца 1943 г. стал выходить единственный церковный —745— журнал: ЖМП; но с другой стороны, судя по названиям, только некоторые из этих изданий были собственно церковными. Газета «Правда», «Доброволец», «Вольный пахарь», наверно, не были официальными изданиями Экзархата. 19) На с. 190 проведена параллель между убийствами митрополитов Сергия (Воскресенского) и Алексия (Громадского). Но митрополит Алексий, вероятно, убит был не немцами, а бендеровцами, и не по заданию немецких властей, а по их собственной инициативе; в ту пору бендеровцы уже воевали против немецких оккупационных частей. 20) На с. 193 написано, что архиепископ Пантелеймон (Рожновский) возглавлял Украинскую Церковь . Этот иерарх носил титул митрополита и возглавлял Белорусскую Церковь . Может быть, речь идёт тут о другом Пантелеймоне, фамилия которого Рудык?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» 20 сентября 2022 г. 10:33 19 сентября 2022 года в актовом зале Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления». Организаторами конференции выступили Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви и Минская духовная семинария. Работу конференции возглавили наместник Жировичской Успенской обители, почетный попечитель Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий и викарий Гомельской епархии , председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата  епископ Светлогорский Амвросий . В мероприятии приняли участие ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, представители администрации, преподаватели и студенты семинарии, члены Комиссии по канонизации святых БПЦ, приглашенные гости. Работа научного форума началась с молитвы, после чего епископ Амвросий открыл пленарное заседание. Приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина огласил протоиерей Виктор Василевич. Модератором пленарного заседания выступил проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев, который также озвучил доклад архиепископа Гродненского и Волковысского Антония «Подвиг служения церковному единству митрополита Алексия (Громадского) (1882-1943)». Далее прозвучали доклады: По окончании пленарного заседания А.В. Слесарев провел презентацию пятого номера научного альманаха «Труды Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви», вышедшего в издательстве Минской духовной семинарии. В завершение работы конференции архиепископ Гурий обратился к собравшимся со словом. Владыка поблагодарил организаторов и докладчиков за труды, пожелал всем Божией помощи в продолжении работы по прославлению святых угодников Господних. Затем архиерей возглавил заупокойную литию о всех, за веру Христову убиенных. В семинарском Трехсвятительском храме было сделано общее фото участников конференции. По окончании трапезы в читальном зале библиотеки семинарии состоялось рабочее заседание Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5960787.ht...

Тогда же примерно была создана Автономная Украинская Православная Церковь, которая состояла в единстве с Московским Патриархатом, но была гонимой гитлеровской властью. Архиереи и священнослужители подвергались арестам. Гестапо арестовало митрополита Алексия (Громадского), главу Автономной Украинской Православной Церкви, а в 1944 году он был убит последователями Бандеры. Вооруженные формирования Украинской повстанческой армии, которые боролись тогда с советской армией и, как сейчас утверждают их последователи, с немецко-фашистскими захватчиками, жестоко расправлялись с членами Автономной Православной Церкви, поддерживающей Московский Патриархат. Ими были убиты более 40 священников, духовные лица подвергались пыткам и издевательствам. Некоторых из них живьем утопили в колодцах, других расстреляли. Епископа Мануила (Тарнавского) бандеровцы выкрали и повесили в лесу только за то, что он находился в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Об этом мало кто знает, но это горькая страница в истории Украины. — Пленум Межсоборного присутствия собирает представителей епископата, духовенства, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви ради обсуждения документов, которые готовят профильные комиссии. Почему, на Ваш взгляд, так важно сегодня учитывать ситуацию на Украине при подготовке этих текстов? Разве необходимость хранения церковного единства не очевидна для всех нас? — Единство Церкви — это исполнение молитвы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу перед страданиями и крестной смертью, когда Он говорил в молитве: Отче, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино (Ин. 17:21). Единство Церкви — это заповедь, данная Богом. Сам Господь благословляет беречь это единство, а тот, кто его разрывает, кто призывает к экстремизму, предпринимая действия, направленные на разжигание вражды между христианами, тот идет против воли Бога, против Христа и Его заповедей о любви и единении. То, что сейчас происходит во время заседания Межсоборного присутствия, чрезвычайно важно.

http://patriarchia.ru/db/text/5590143.ht...

   29 апреля 1923 г. в Богоявленском монастыре Кременца состоялась интронизация митрополита Дионисия как главы Церкви, с титулом «митрополита Варшавского, и Волынского, и всей православной Церкви в Польше и священноархимандрита Почаевской Успенской лавры». Новый глава Церкви, так же как и его предшественник, действовал в полном согласии с правительством. Возглавлявший оппозицию архиепископ Елевферий (Богоявленский), арестованный и высланный польскими властями в Литву, продолжал управлять своей епархией из Каунаса (Ковно) и требовал от епархиального духовенства не подчиняться митрополиту Дионисию. Еще раньше митрополит Дионисий направил в Вильну викарного епископа Луцкого Алексия (Громадского), чтобы взять под контроль Виленскую епархию. Но правящим архиереем в Вильне назначен был бежавший из Советского Союза архиепископ Одесский Феодосий (Феодосиев), а Алексий (Громадский) перемещен на Гродненскую кафедру, от управления которой был устранен епископ Владимир (Тихоницкий). Таким образом, все кафедры оказались заняты епископами, готовыми к сотрудничеству с польскими властями. С этих пор все начинания митрополита Дионисия без затруднений проходили через Синод и безропотно принимались епархиальными властями. Однако планы польского правительства и подчинившегося его диктату епископата могли рухнуть в случае освобождения Патриарха Тихона и возвращения его к кормилу высшей церковной власти. Когда Святейший Патриарх лишен был свободы, православные епископы Польши многократно протестовали против гонений на Церковь в Советском Союзе и высказывались в защиту арестованного первосвятителя. От имени миллионов православных граждан Польши митрополит Дионисий направил телеграмму президенту Польской республики, в которой просил потребовать от советской власти освобождения Патриарха. Когда святитель Тихон вернулся к церковному управлению, на заседании Синода в Почаеве 12 сентября 1923 г. было решено при первой возможности поздравить Патриарха Тихона с освобождением и сообщить ему об изменениях в Польской Православной Церкви за время его ареста. 12 ноября митрополит Дионисий отправил в Москву поздравительное послание, не содержавшее, впрочем, никакой информации о происшедшем. Все сведения Патриарх Тихон получил от епископов-оппозиционеров.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Запомнился ей такой пример отцовской веры: когда колосился хлеб на полях, крестьянам приходилось дежурить у урожая, чтобы отгонять стаи воробьев, налетавших на поля. Отец же матушки, Петр, вместе с маленькой Марийкой обошел перед этим свое поле с пением 90-го псалма «Живый в помощи Вышняго…», и ни один воробушек не коснулся его колосьев. А соседи удивлялись, спрашивая, что за молитвы он знает против птичьей напасти. Так пронесли свою веру родители Марии Петр и Неонилла в годы польского правления, гитлеровского нашествия с разгулом банд УПА, а затем и атеистического гонения уже сталинско-хрущевского режима. Сейчас, на склоне лет, игуменье все чаще вспоминается родное село, все чаще встают в душе образы девственной природы, слышится журчание воды в реке, шелест травы и даже чудится благоухание июльских трав. Слышится и звон монастырского колокола, созывающий на службу, сладкое пение сестер… Она помнит также фронт Второй мировой войны, проходивший через село, и авианалеты, когда она, маленькая девчушка, бегала с молитвой от яблони к яблоне по родному саду. И не пряталась в подвал, потому что в саду не так страшно было… В 17 лет Мария Панасюк стала послушницей Обычского Николаевского монастыря. Мама спрашивала: «Что же ты, доня, будешь там делать?» «Да что скажут, то и буду делать», – отвечала Марийка. Родители благословили. Но в 1953-м, вскоре после смерти Сталина, монастырь закрыли, оставив в селе Обыч лишь приходскую церковь. И сестры перешли в Богоявленскую Кременецкую женскую обитель, что в 25 километрах, и юная Мария – будущая игуменья Марионилла – всем сердцем полюбила эти места. Как и в Обыче, здесь был строгий устав, хранилась традиция еще более величественных богослужебных распевов. Внутреннее убранство Богоявленского храма Кременецкий Богоявленский монастырь был основан в 1636 году, еще при митрополите Петре (Могиле); в годы последней войны здесь размещалась резиденция митрополита Волынского Алексия (Громадского), убитого в 1943 году партизанами-националистами за осуждение националистического раскола и единение с матерью-Церковью.

http://pravoslavie.ru/44321.html

В нач. июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) признал власть митр. Дионисия. Заняв ставшую вакантной после отъезда архиеп. Николая (Ярушевича) Луцкую кафедру, Поликарп 10 июля 1941 г. издал воззвание, в котором объявил себя единственным правящим епископом на территории всего бывш. Волынского воеводства (несмотря на то что на Волыни был другой, старший по хиротонии архиерей - еп. Камень-Каширский и 1-й викарий Волынской епархии Антоний (Марценко)) и сообщил, что в связи с арестом архиеп. Алексия (Громадского) принимает на себя руководство церковной жизнью в бывш. Ровенском, Дубенском и Кременецком повятах. Еп. Поликарп потребовал восстановить распределение приходов по благочиниям в том виде, в каком оно существовало в бывшей Польше, выдвинул требование, чтобы единственным богослужебным языком для всех приходов Волыни был украинский. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию, в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. Вернувшись в Кременец, архиеп. Алексий (Громадский) осудил самочиние еп. Поликарпа и вмешательство митр. Дионисия в жизнь Волынской епархии. В письме митр. Дионисию от 2 авг. 1941 г. архиеп. Алексий заявил о нежелании подчиняться Варшавской митрополии. Об этом архиеп. Алексий в тот же день написал Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко). С аналогичным заявлением Кременецкий архиерей выступил на следующий день на встрече в Кременце с делегатом от петлюровского правительства в Варшаве Ю. Муликом-Луциком, представлявшим митр. Дионисия (Валединского). Архиеп. Алексий (Громадский) созвал 18 авг. 1941 г. архиерейский Собор в Почаеве («Областной Собор епископов православной Церкви на Украине»), который провозгласил автономный статус правосл. Церкви на Украине в юрисдикции Московской Патриархии; архиеп. Алексий, как старейший по хиротонии архиерей Украины, получил права обл. митрополита. Деянием 1 Собора архиеп. Алексию (Громадскому) был возвращен титул «архиепископ Волынский и Кременецкий» с правом управления православными приходами на территории всего бывш.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Волынского воеводства. Деянием 4 было положено начало существованию Автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) «в канонической зависимости от Церкви Российской». Высшей церковной властью на Украине провозглашался обл. Собор епископов Украины под рук. архиеп. Алексия (Громадского), получившего права обл. митрополита всей Украины и звание священноархимандрита Почаевской лавры. В соответствии с тем же деянием экзархат Зап. Украины был упразднен, митр. Николай (Ярушевич) ввиду его отсутствия (находился в Москве) объявлялся утратившим свои полномочия как по экзархату, так и по Волынской епархии и по лавре. Деянием 5 от 18 авг. 1941 г. Полесско-Пинскому еп. Вениамину (Новицкому) , не занявшему кафедру в Пинске и остававшемуся в Почаевской лавре, было присвоено звание Владимир-Волынского викарного епископа Волынско-Кременецкой епархии с правом управления приходами бывш. Владимирского и Любомльского повятов. В своем докладе на Соборе архиеп. Алексий обосновал соборные решения ссылками на указ патриарха Московского и всея России св. Тихона от 20 нояб. 1920 г. основание для укр. архиереев выбрать старейшего из своей среды в условиях отрыва от Москвы. 1 сент. 1941 г. архиеп. Алексий издал обращение к духовенству и мирянам с подробным объяснением причин, по которым он не может войти в юрисдикцию Варшавского митр. Дионисия. В дек. 1941 г. вышел указ митр. Дионисия (Валединского) о назначении архиеп. Поликарпа (Сикорского) «администратором нашей святой автокефальной православной Церкви на освобожденных от большевиков украинских землях»; была образована «Временная администратура на освобожденных украинских землях» с Поликарпом во главе (подробнее см. ниже). Это окончательно раскололо украинское православие на автономное и автокефалистское течения. 25 дек. 1941 г. митр. Алексий (Громадский) выступил с «Посланием к духовенству Луцкого викариатства», в котором говорилось: «Этот акт епископа Поликарпа противоречит церковным канонам и приведет к церковному разделению на Волыни… Владыку Поликарпа ввиду его перехода в иную юрисдикцию следует считать утратившим всякие канонические полномочия».

http://pravenc.ru/text/2458999.html

14 окт. 1941 г. Н. вместе с митр. Сергием и их ближайшим окружением был эвакуирован из Москвы. Нек-рое время пребывал вместе с митр. Сергием в Ульяновске. В дек. переехал в Куйбышев (ныне Самара), а в сер. февр. 1942 г. вернулся в Москву. Поселился в резиденции митр. Сергия в Бауманском пер., 6 (проживал в этом небольшом деревянном доме до конца жизни). 4 марта 1942 г. назначен временно управляющим московскими городскими храмами (до возвращения в Москву митр. Сергия в кон. авг. 1943) и управляющим приходами Московской обл. (см. Крутицкая кафедра ). Примечательно, что с этого времени и до осени 1943 г. Н. обычно не титуловался экзархом Украины (видимо, это связано с негласным признанием Московской Патриархией избрания Собором укр. архиереев на оккупированной территории нового экзарха митр. Волынского и Житомирского Алексия (Громадского)). Николай (Ярушевич), еп. Петергофский. Фотография. 1926 г. Николай (Ярушевич), еп. Петергофский. Фотография. 1926 г. Н. активно участвовал в патриотической деятельности Русской Церкви, руководил сбором церковных пожертвований на нужды фронта. В марте 1942 г. Н. возглавил редакционную комиссию по изданию кн. «Правда о религии в СССР». Книга была издана при содействии советских властей и преследовала в значительной степени пропагандистские цели, однако она стала значимым событием, к-рое способствовало позитивному развитию государственно-церковных отношений. Вскоре редакционная комиссия под рук. Н. приступила к работе над кн. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» (изд. осенью 1943). В дальнейшем редакционная комиссия стала основой для организации Издательского отдела Московской Патриархии (см. ст. Издательский отдел , Издательский совет , Издательство Московского Патриархата ). В нояб. 1942 г. Н. стал членом Чрезвычайной гос. комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Включение в состав гос. комиссии наряду с видными гос. и общественными деятелями иерарха РПЦ имело большое политическое значение.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Архипастырское послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды. Оно было размножено на ротаторе и разослано по всем немногим сохранившимся приходам страны, где зачитывалось настоятелями с амвона прихожанам после богослужений. Следует учесть, что по советским законам того времени, запрещавшим Церкви всякую деятельность, кроме богослужебной, а тем более вмешательство в политические и государственные вопросы, этот поступок формально был наказуем. Правда, по некоторым сведениям, послание, составленное 22 июня, советские власти разрешили зачитать лишь 6 июля, через три дня после выступления И.В. Сталина. Позднее этот исторический документ был опубликован в двух официально изданных сборниках: «Правда о религии в России» (М., 1942) и «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов» (М., 1943), которые распространялись в значительной степени за границей — в странах антигитлеровской коалиции. Ротаторные экземпляры послания от 22 июня 1941 года с автографом митрополита Сергия, присланные в различные епархии, сохранились во многих областных и городских архивах России, например в Центральном государственном архиве Сила слова Послание Патриаршего Местоблюстителя, несмотря на опасность жестокого наказания, активно распространялось и на оккупированной нацистской Германией территории ­СССР. Несколько священнослужителей погибли в связи с этим от рук оккупантов. Так, в сводке службы безопасности Германии от 5 декабря 1941 года говорилось, что 7 ноября в Киеве под председательством митрополита Алексия (Громадского) проводилось собрание духовенства Автономной Украинской Православной Церкви с участием 49 священников, двое из которых были изобличены как советские агенты, у них нашли и воззвание митрополита Сергия. Арестованных настоятеля Николо-Набережной церкви архимандрита Александра (Вишнякова) и настоятеля Байковской кладбищенской церкви Киева протоиерея Павла Остринского нацисты расстреляли за распространение воззвания в ноябре 1941 года, а с остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии

http://patriarchia.ru/db/text/5827465.ht...

1826 Вторая дата – дата кончины (представление викария Подольской епархии епископа Балтского Пимена (Пегова) Св. Патриарху Тихону – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 141, л. 3). 1828 Правящий архиерей, а не временно управляющий, как иногда именуется (см. Приложение 6. С. 866). Архиепископ с 1921 г. Уклонился в обновленческий раскол, где проявил себя неоднозначно. С одной стороны – «сделал карьеру»: возвысился до «митрополита Киевского и всея Украины», с другой стороны – восстановил в своей «митрополии» монашество и отменил второбрачие белого духовенства. 1829 Назначен 15(28)03.1922 на викарную Ушицкую кафедру (см.). В 1922 г. совратился в обновленческий раскол, где впоследствии и скончался в отчуждении от Церкви. 1830 Вторая дата – дата ареста в Москве, куда он был выслан еще в 1924 г. Должен был вернуться на кафедру, но не успел. Затем на 3 года заключен в СЛОН, после в ссылках в Ямало-Ненецкой АО и в Туркестане. Скончался 07(20)12.1932 по прибытии на очередное место ссыльного поселения (с. Сузак в Казахстане) от полученных по дороге сильных ожогов. Память – 17.11. 1833 По МИС Топография... С. 238, 23.10(05.11)1932 – 01.1933 епархией управлял Александр Раевский, епископ Каменский, викарий Ростовской епархии.. 1834 Бывший, удаленный за штат обновленческий «митрополит Киевский и всея Украины». По принесении покаяния воссоединен в сущем сане, т. е. в сане архиепископа на прежней кафедре. Вскоре арестован за «связь с иностранцами». Скончался в тюрьме г. Купянска Харьковской области. Называемая часто дата кончины – 1942 г. – маловероятна, поскольку в это время Правобережная Украина уже была оккупирована (сомнительно, чтобы немцы оставили в тюрьме архиерея, тогда это было им политически не выгодно). 1835 Из наместников Почаевской Свято-Успенской Лавры. Поставлен в Москве. После убийства митрополита Алексия (Громадского) возглавил временную Украинскую церковную автономию, верную Московскому Патриархату (временно исполняющий обязанности Экзарха Украины в 1943–1944 гг.). Был арестован при наступлении советских войск. Скончался в заключении в Омске. Точная дата кончины неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010