По приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) П. участвовал в состоявшемся 18-25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре Соборе епископов зап. епархий Украины. Собор принял решение об образовании автономной Украинской Православной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московской Патриархией. Главой автономной УПЦ был избран архиеп. Алексий, возведенный в сан митрополита. В период между 8 и 15 дек. 1941 г. митр. Алексий назначил П. временно управляющим Киевской епархией УПЦ. 18 дек. П. прибыл в оккупированный нем. войсками Киев и приступил к возрождению церковной жизни в сложных условиях военного времени. Архиерейские службы совершал в Иоанно-Богословской ц.- единственном уцелевшем храме киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря . К февр. 1942 г. открыл в возрожденном киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Княгинином) женском монастыре епархиальное управление (консисторию). Занимался восстановлением монастырского Никольского собора - самого большого храма Киева, старался ежедневно служить службы в действующем нижнем храме, совершал священнические и диаконские рукоположения. Для пополнения духовенства по распоряжению П. были учреждены краткосрочные подготовительные курсы (вскоре закрыты оккупационными властями), созданы проверочные комиссии из лиц с высшим богословским образованием. П. сам иногда подбирал кандидатов и экзаменовал буд. священников перед рукоположением. Сумел присоединить к канонической Церкви неск. автокефалистских и обновленческих иереев. Был в общении со схиархиеп. Антонием (Абашидзе) , переехавшим в Киево-Печерскую лавру после открытия для богослужения Ближних пещер. Во время пребывания П. в Киеве там возобновилась деятельность 10 монастырей, были открыты 26 приходских храмов. Всего в нач. 1943 г. в Киевской епархии (в границах военного времени) насчитывалось более 300 (по др. данным, ок. 500) храмов, клир составляли более 400 священнослужителей. Наряду с УПЦ, в Киеве действовали структуры неканонической УАПЦ, к-рым подчинялись 6 городских приходов; 1 киевский приход принадлежал сторонникам катакомбного движения .

http://pravenc.ru/text/2578870.html

2/Х-1928 г. присутствовал на заседании расширенного Пленума Священного Синода. 18/V-1930 г. хиротонисан во епископа Ставропольского. С декабря 1932 года – сп. Тверской. В июне 1933 г. уволен за штат. 21 июля 1933 г. уволен из Тверской епархии за целый ряд неправильных поступков, унижающих епископское достоинство. 7 февраля 1934 года запрещён в священнослужении за бестактную деятельность в должности настоятеля собора г. Махачкалы. Пытался устроить в Махачкале автокефалию. С 11/IV-1934 г. разрешено священнослужение. 16/VIII-1934 г. откомандирован в Курскую митрополию для замещения Старо-Оскольской кафедры. 13/IХ-1934 г. утверждён правящим Старо-Оскольской епархией. 29/ХII-1934 г. уволен из Старо-Оскольской епархии «для пользы обновленческого дела» за штат, с правом быть настоятелем. 30/I-1935 г. откомандирован в Ивановскую митрополию для получения настоятельского места. С декабря 1935 г. на священнической вакансии в г. Иванове. С 22/IV-1936 г. – еп. Александровский. С 5/XII-1936 г. возведён в сан архиепископа с назначением архиеп. Александровским. С 30/XII-1937 г. – управляющий Ивановской митрополией. С 3/ХII-1938 г. освобождён от управления Ивановской митрополией и уволен за штат. Во время Великой Отечественной войны, будучи на оккупированной территории в областях Западной Украины, пытался войти в юрисдикцию митрополита Алексия (Громадского), но последним не был принят. Эвакуировался с оккупантами в Германию. Перешёл в католичество, был принят в сущем сане архиепископа с сохранением восточного обряда и вскоре Папой Пием XII был возведён в сан митрополита с правом предношения креста и награждён наперсным крестом с бриллиантами. Получил назначение в одно из южно-американских государств (сообщ. свящ. Е. Тимофеева еп. Сергию Ларину). ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1928. 10 (33). С. 7, прот. 3. ФАОС дело 138. Кат-АМ 224. Кат-ЯВ 181. С. 87–88. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 982.) Родился в семье железнодорожного рабочего. В священном сане с 1918 г. По его доносу был арестован А. Боярский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Примкнул к оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , в 1928–1929 гг. возглавлял оппозиционеров-«иосифлян», действовал в Серпухове, где был арестован 11(24)05.1929. Приговорен к 3 годам заключения в СЛОН. В Соловках работал врачом и совершал тайные богослужения. В 1931 г. доставлен в Москву, приговорен, как «руководитель нелегальной церковно-монархической организации «Истинное Православие»», и расстрелян 22.05(04.06)1931. Погребен на Ваганьковском кладбище в Москве. 3128 Епископ Елисаветградский. По ММЛ РПИ, «...устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен от должности первого вик. Одесской епархии...» Совратился в раскол и скончался в отчуждении от Церкви. 3132 Епископ Ростовский, викарий Ярославский. Дата определения – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 86. 3135 Епископ бывший Елисаветградский; периодически управлял из Харькова (где проживал). В это же время арестовывался в Харькове, что ставит под сомнение временное управление в Одессе. 3136 Прибыл в Одессу 01.06.1928. Митрополит с 08(21)10.1932. Вторая дата – дата ареста, после которого в заключении в Киеве до декабря 1936 года, затем – в Бутырской тюрьме, с февраля 1937 года – в лагере в Коми АССР, где преставился в лагерной больнице 09(23)01.1938. 3137 В юрисдикции Экзарха Украины, главы временной Украинской автономии митрополита Алексия (Громадского). 03.1944 эмигрировал, был настоятелем русского храма в г. Карловы Вары (Карлсбад) в Чехословакии. В 1946 г. покаялся и назначен на Орловскую кафедру (см). 3138 В 1941–1943 гг. в Одессе действовали (в рамках Румынской миссии) архиереи Румынской Церкви Виссарион (Пую), с титулом Одесский и всея Транснистрии, и Антим (Ника), с титулом Измаильский и Тираспольский, Начальник Миссии. Этих иерархов следует считать «оккупационными». 3142 По ММЛ Каталог... вторая дата иная: 05(18)07.1948. До кон. 1948 г. пребывал на покое по болезни, далее – Виленский и Литовский (см.). 3145 Архиепископ. Митрополит с 12(25)02.1959. Сохранял звание Экзарха Северной и Южной Америки по 03(16)06.1962. Вторая дата – дата кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается темы большевизма, то здесь апологетов УАПЦ ждет большая неприятность, которую они очень тщательно скрывают. УАПЦ Липковского-Теодоровича 20-х годов поддерживалась большевиками (как и голодомор), использовалась ими как орудие против Русской Православной Церкви. Приведем свидетельство современника: " Май 1921 года. Праздничный день. На севере Киевской губернии в сельском деревянном храме.. совершается литургия. Дивно, захватывающе служит немолодой священник.. Духом молитвы веет в храме. В середине обедни шумно входит в церковь группа молодых людей… Все они - украинские большевики. В церкви не стесняются и ведут себя вызывающе развязно. Священник выходит из алтаря и служит панихиды. Железнодорожники подступают к нему и грубо начинают спрашивать на галицийской " мове " , почему-де он противится Всеукраинской церковной раде и не служит по-украински. Значит, он - контрреволюционер, ибо украинское богослужение-это одно из завоеваний революции. Наиболее резкий из них вынимает из бокового кармана лист бумаги, на котором гектографически отпечатан текст протокола о присоединении священника и прихожан такого-то села (точки) к автокефальной украинской церкви. Все вместе, перебивая друг друга, настаивают на немедленном подписании протокола священником и в случае несогласия грозят ему " чрезвычайкой " . Напоминают, что на соседней станции на днях расстреляли двух " старорежимников " … " (Царинный А. Украинское движение//Украинский сепаратизм в России. М.1998). Как настоящий самостийник Исиченко лжет, утверждая, что немцы помешали проведению " Объединительного собора " Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и УАПЦ во время Великой Отечественной войны. Этому " разбойничьему собору " помешала исповедническая позиция нескольких иерархов, таких, как Вениамин (Новицкий), который затем провел более десятка лет в сталинских лагерях. Владыка Вениамин был твердым сторонником единства Русской Церкви. В ответ " бандеровцы " , которые на нынешней Украине ходят " в героях " , устроили настоящий террор против УПЦ Московского Патриархата, убив митрополита Алексия (Громадского) и сотни священников, отказывавшихся переходить в автокефалистский раскол.

http://zavet.ru/a/rss_1016868833.html

Во время господства униатов, во второй половине XVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус. В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой. Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками. …В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью. …Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

http://foma.ru/pochaev.html

Этим она занималась и во времена Речи Посполитой, отправляя православных священников и казацких атаманов на плаху, и во времена Третьего Рейха. Бандеровцы-униаты во время оккупации убили православного экзарха Украины митрополита Алексия (Громадского), которого даже немцы не трогали. Сегодня, пожалуй, нет ни одной антиправославной глупости, мерзости, инсинуации, доноса, которые бы униаты ни пиарили на своих сайтах. Этим в Украине, кроме унии и богоотступного раскола, ни одна религиозная организация не занимается. Я даже не могу понять, зачем советская власть унию упраздняла – она бы была ей неоценимым подспорьем вместе с воинствующими безбожниками в борьбе с Православной Церковью. Кучма в свое время заставил все конфессии подписать декларацию, которая запрещала им вмешиваться в политику и во внутренние дела друг друга. Мы это соблюдаем, никогда не вмешиваемся в дела католиков и униатов и не шельмуем их как врагов Украины. – Но ты ведь недавно сам разоблачил Святослава Шевчука как первого главу унии, прошедшего школу Ленинского коммунистического союза молодежи и КГБ? – Это не разоблачение, а факт его биографии. Как беспартийный не мог стать секретарем райкома партии, так в советское время человек, не будучи комсомольцем, не мог проходить срочную службу на режимном объекте (аэродроме военного училища) в батальоне обеспечения КГБ. Что тут разоблачительного? Но он это почему-то скрывает, оттого злой и агрессивный. Может, боится, что, как и ветеран КГБ Филарет-Денисенко, может попасть под люстрацию. Поэтому они и лезут из кожи вон, доказывая свой патриотизм, а Православную Церковь, которая и на Майдане, и сейчас стремится примирить людей и установить мир на родной измученной земле, объявляют агрессором. Даже Папа Франциск у них теперь предатель, поскольку хочет диалога и сотрудничества с Православием, а не вражды. – Как после встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска будут складываться отношения между католиками и православными в Украине? – Безусловно, они получат положительный импульс.

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

Начали духовные и светские польские деляги с того, что закупили возглавителей «Православной Церкви в Польше» (т. е. Варшавской епархии Московского Патриархата) в лице митрополита Георгия [Ярошевского] и Дионисия [Валединского], а также некоторых нестойких в своих убеждениях, «шатущихся» архиереев: Феодосия [Феодосиева], Алексия [Громадского], Антония [Марценко], Александра [Иноземцева], Саввы [Советова] и им подобных. Святители же, оставшиеся верными своей архиерейской присяге и законному священноначалию Русской Церкви, были изгнаны за пределы страны. Приведённый в сборнике акт Святейшего Патриарха Тихона от 24 марта (6 апреля) 1925 г., изданный «во всеобщее сведение» православных в Польше, имел в виду в первую очередь обуздать «автокефальные» тенденции митрополита Дионисия [Валединского] – с одной стороны, а с другой, недвусмысленно дать понять польским горе-политикам из Министерства Просвещения и Исповеданий (а в его лице вообще всем польским панам, агрессивно настроенным по отношению к Православию), что бесконечно обманывать Московскую Патриархию им не удастся, и вопрос о введении в действие «Положения», согласованный ранее обеими сторонами, остаётся неизменным и пересмотру или, тем более, односторонней ликвидации подлежать не может. Кроме того, вся масса православных в Польше этим посланием оповещалась одновременно и о незаконных честолюбивых притязаниях варшавских владык и о двусмысленном, неискреннем поведении польских государственных деятелей в вопросе о нормализации положения Русского Православия в стране (о чем имелись соответствующие оговорки в Версальском договоре, при создании суверенного Польского государства). Таким образом, выявляется троякое значение этого патриаршего акта, касающегося весьма важных, принципиальных сторон бытия нашей Церкви в Польском государстве, изданного буквально на пороге смерти Его Святейшества. И, надо сказать, что в своё время оно произвело достаточно яркий и впечатляющий эффект, укрепив до некоторой степени позиции патриархистов в Польше, закрепить который надлежащим образом, однако, не удалось из-за перемены высшей церковной власти в Москве и прочих чрезвычайно тяжёлых обстоятельств, объявших Русскую Церковь после кончины Святейшего Патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наиболее сложной была ситуация на Украине. 18 августа 1941 г. украинские иерархи архиепископ Алексий (Громадский), епископы Антоний (Марценко), Симон (Ивановский), Пантелеймон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) на совещании в Почаевской лавре объявили об автономии Украинской Церкви на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг. Иерархи указывали, что экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) за две недели до нападения немецких войск покинул Украину. Архипастыри заявили, что объявляют не автокефалию, а временную автономию до Поместного Собора. Очень важно, что Украинская Церковь считала себя автономной по отношению к московской церковной власти, то есть признавала ее. Вплоть до Собора Украинская автономная Церковь должна была сохранять подчинение патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию. 25 ноября 1941 г. украинские архиереи объявили экзархом Украины архиепископа Алексия (Громадского). На территории Украины возникла еще одна структура – «Украинская автокефальная церковь », образованная архиепископом Александром (Иноземцевым) и епископом Поликарпом (Сикорским). Духовное повреждение последнего выражалось, например, в его демонстративном отказе совершать на службах каждение перед Казанской иконой Божией Матери как «кацапской». Осенью 1941 г. эти иерархи обратились к главе Польской Церкви митрополиту Дионисию (Валединскому) с просьбой возглавить Украинскую Церковь . Сам митрополит прибыть на Украину не смог и назначил епископа Поликарпа своим администратором на Украине. Одним из активных деятелей новой структуры стал «епископ» Мстислав (Скрыпник), в 1942 г. добившийся включения в состав «Автокефальной церкви» главы лубенского раскола лжемитрополита Феофила (Булдовского). «Это страшный человек, – отзывался Бундовский о Скрыпнике, – Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет ему препятствием». Однако автокефальная структура пользовалась популярностью только в некоторых районах Западной Украины, к тому же вскоре утратила всякое доверие со стороны других Поместных Церквей. Причиной стало то, что автокефалисты начали вводить у себя женатый епископат, а в довершение ко всему стали принимать в свой состав самосвятов-липковцев. Над «священниками» этой структуры даже не совершалось рукоположение. Тем самым структура Поликарпа (Сикорского) фактически низвела себя на уровень самосвятской секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архипастырское послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды. Оно было размножено на ротаторе и разослано по всем немногим сохранившимся приходам страны, где зачитывалось настоятелями с амвона прихожанам после богослужений. Следует учесть, что по советским законам того времени, запрещавшим Церкви всякую деятельность, кроме богослужебной, а тем более вмешательство в политические и государственные вопросы, этот поступок формально был наказуем. Правда, по некоторым сведениям, послание, составленное 22 июня, советские власти разрешили зачитать лишь 6 июля, через три дня после выступления И. В. Сталина. Позднее этот исторический документ был опубликован в двух официально изданных сборниках: «Правда о религии в России» (М., 1942) и «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов» (М., 1943), которые распространялись в значительной степени за границей — в странах антигитлеровской коалиции. Ротаторные экземпляры послания от 22 июня 1941 года с автографом митрополита Сергия, присланные в различные епархии, сохранились во многих областных и городских архивах России, например в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга7. Сила слова Послание Патриаршего Местоблюстителя, несмотря на опасность жестокого наказания, активно распространялось и на оккупированной нацистской Германией территории ­СССР. Несколько священнослужителей погибли в связи с этим от рук оккупантов. Так, в сводке службы безопасности Германии от 5 декабря 1941 года говорилось, что 7 ноября в Киеве под председательством митрополита Алексия (Громадского) проводилось собрание духовенства Автономной Украинской Православной Церкви с участием 49 священников, двое из которых были изобличены как советские агенты, у них нашли и воззвание митрополита Сергия. Арестованных настоятеля Николо-Набережной церкви архимандрита Александра (Вишнякова) и настоятеля Байковской кладбищенской церкви Киева протоиерея Павла Остринского нацисты расстреляли за распространение воззвания в ноябре 1941 года, а с остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии работе8.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

Поликарп (Сикорский) ответил на обвинения митрополита Сергия, заявив, что они представляют собой «новое вмешательство митрополита Сергия во внутреннююжизнь Церкви в Украине». «Украинская Церковь канонична и независима от Москвы, что подтверждает томос Византийского Патриарха с 1924 — утверждал Сикорский. Он также с иронией заявил, что Местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, проводя политику угодничества по отношению к большевикам, уничтожающим православное духовенство, одновременно укоряет УАПЦ за сотрудничеством с На Украине между иерархами Автономной Церкви и автокефалистами также началась открытая полемика по поводу правомочности той или другой церковной структуры. 30 апреля 1942 г. Епископское совещание Автономной Церкви в своем окружном послании охарактеризовало автокефалистов как сектантов, сравнив их с «липкивцами», а всех рукоположенных ими священнослужителей объявило В свою очередь, автокефалисты на «епископском соборе», проходившем в Киеве 9–17 мая 1942 г., определили считать, согласно указаниям митрополита Дионисия (Валединского), Почаевский епископский собор 18 августа 1941 г. «псевдособором». «Иерархи» УАПЦ также запретили своему «духовенству» иметь молитвенное общение с автономистами как с представителями «Московской церковной Информационная война проходила и на страницах украинской прессы, которая была сосредоточена в основном в руках украинских националистов. Так, газетой «Волынь», которую с 1941 г. стал издавать в Ровно Стефан Скрыпник, владыке Алексию (Громадскому) был навешен ярлык «агента НКВД », который якобы «собирается положить Украинскую Церковь к ногам Московского Патриарха В своих окружных посланиях Поликарп (Сикорский) также регулярно клеймил владыку Алексия. По украинским селам ездили группы агитаторов с «обличительными» проповедями и собирали подписи против архиереев Автономной Церкви. Владыка Алексий с возмущением писал Сикорскому: «Только удивляюсь, как можно назвать меня “клятым москалем и врагом украинского народа”, когда я сумел без всякого шума и эффектности поднять национальное сознание при условиях национального режима в Польше.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010