После появления информации о «жабченском сидении» в иностранной прессе решением Мин-ва образования и вероисповеданий от 15 марта 1929 г. храм был возвращен православным. В 1929 и 1930 гг. попытки православных в с. Дубечне вернуть храм, захваченный униатами, были подавлены польск. властями. Известно также о столкновениях из-за храма в с. Курашеве, имевших место в 1928-1932 гг. после его перехода к неоуниатам и закончившихся согласием польск. властей на передачу бокового придела храма православным. Согласно статистике 1939 г., 45% всех неоуниат. храмов Польши ранее принадлежали православным. Первым учебным заведением Н. стала семинария вост. обряда в Дубно (филиал католич. Луцкой высшей ДС). Ее торжественное открытие состоялось 22 окт. 1928 г. при участии Луцкого католич. еп. А. П. Шелёнжека. Первым ректором в 1930-1932 гг. стал католич. пресв. Леопольд Шуман. В 1932 г. семинария вост. обряда была отделена от Луцкой ДС и подчинена непосредственно католическому примасу Польши; она получила название Межъепархиальной папской вост. семинарии. В сер. 30-х гг. XX в. ее выпускники способствовали распространению Н. на Волыни. В 1933 г. появилась неоуниат. община в Луцке, в 1935 г.- во Владимире-Волынском, в 1936 г.- в Ровно. В 1931 г. польск. власти разрешили организовать униат. общину в центре правосл. Волынской епархии - Кременце; с 7 июля 1931 г. регулярные богослужения по вост. обряду совершались в местной ц. св. Станислава. Позднее по требованию правосл. архиеп. Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского) власти Волынского воеводства заставили униат. общину в городе прекратить свою деятельность. Важными итогами активизации униатов стали усиление в Волынско-Кременецкой и Полесско-Пинской епархиях правосл. миссионерской деятельности, создание миссионерских отделов при всех благочиннических округах, а также издание миссионерско-просветительской литературы с критикой католицизма. Постановлением Синода Польской Православной Церкви от 2 апр. 1932 г. запрещалось допускать неоуниатов в храмы.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Сестры, предупрежденные местным католическим свящ. Р. Годзинским, заперли входную дверь в обитель. Из Ровно для поддержки захватчиков был вызван эскадрон польской конницы, но, по свидетельству очевидцев, возглавлявший отряд нападавших капитан Адамкевич был чудесным образом остановлен: он упал с коня и был перенесен на почтовую станцию Самострелы Ровенского повята. Туда же приехал католич. архиепископ, которого капитан, переживший видение, перед смертью попросил не разорять мон-рь. 17 сент. 1939 г. Корец заняли советские войска. В нояб. 1939 г. власти закрыли уч-ще и монастырский приют. В авг. 1941 г., с началом боевых действий и оккупации Волыни нацистами, в К. м. переехали насельницы разрушенного Турковицкого монастыря (совр. Польша) во главе с игум. Магдалиной (Крисько). В годы Великой Отечественной войны К. м. находился в юрисдикции митр. Алексия (Громадского) , возглавлявшего автономную УПЦ и находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией. Архиерей ежегодно посещал К. м., совершал богослужения. 26 сент. 1941 г. последний раз перед тем, как он был убит, митрополит служил в обители. 14 авг. 1942 г. в К. м. из возобновленной Киево-Печерской лавры был принесен ковчег с частицами мощей Печерских святых, впосл. перед ним ежедневно служили молебны и пели акафисты. В 1944 г. при освобождении Корца авиабомбой были повреждены один из корпусов и 6 келий рядом с Троицким храмом. Отступавшие нацисты уничтожили монастырский сад. Осенью 1945 г. местным райисполкомом были реквизированы здания Воскресенского мон-ря под склады зерна. В «пользовании» сестер оставили храмы и монастырское кладбище, затем «за несовместимостью» в 1946 г. храм закрыли, а новое монастырское кладбище перенесли к городскому Георгиевскому кладбищу. Имущество перевезли в Троицкую обитель. После кончины 14 нояб. 1946 г. игум. Феофании К. м. возглавила игум. Магдалина (Крисько; до 1954). 13 февр. 1950 г. по распоряжению еп. Волынского и Ровенского Панкратия (Кашперука) к К. м. в качестве подворья был приписан скит, расположенный в Белевских Хуторах.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

Церковная жизнь пошла иными путями, и на этих путях было много трагического. По вступлении советской власти в Польшу Волынская епархия вошла в состав Московской патриархии. B Москву ездил архиепископ Алексей, в Москве был хиротонисан во епископы Львовские архимандрит Пантелеймон (Рудык), и Экзарх Украины со стороны Москвы архиепископ Николай посетил как архиепископа Алексия (Громадского), так и остальных – архиепископа Александра (Иноземцева), епископа Поликарпа (Сикорского), епископа Симона (Ивановского), епископа Антония (Марценко), и все они дали письменное заявление о вступлении в юрисдикцию Московской патриархии. Епископ Поликарп неоднократно сослужил епископу Николаю и вместе с ним хиротонисал в Луцком соборе секретаря Духовного Собора Почаевской лавры Вениамина (Новицкого) во епископы 437 . Война немецко-советская все изменила. Перед самой войной архиепископ Алексий был советской властью арестован и с большим трудом сохранил жизнь. После ликвидации советской властью на территории бывшей православной церкви в Польше организацию церковной жизни принял на себя архиепископ Алексий, так как о допуске к управлению митрополита Дионисия не было речи. Образовалась так называемая автономная Украинская церковь , состоявшая из достойных иерархов. Церковь эта была в номинальной связи с Московской патриархией. Во всяком случае, ничего другого в это переходное время сделать нельзя было. Церковная жизнь с трудом налаживалась, но вмешались галицийские националисты-униаты. Первые два месяца после провозглашения самостоятельной украинской власти во Львове 31 июня 1941 года немецкие власти не препятствовали устраивать всевозможные гражданские и церковные торжества по этому поводу, но засим появилась немецкая администрация, и все было прекращено. Митрополит Дионисий разошелся с архиепископом Алексием, который на соборе автономных украинских епископов в Почаеве 19 июля 1941 года получил титул митрополита. Не имея возможности самому возглавить украинскую церковь , митрополит Дионисий выдвинул архиепископа Луцкого Поликарпа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Антонием (Марценко). Викарию было запрещено совершать богослужения за пределами Милецкого монастыря, а также входить в переписку со священниками и благочинными Камень-Каширского повета. По решению Синода ПАПЦ от 17 нояб. 1930 г. имя еп. Антония возносилось в храмах г. Камень-Каширский (ныне Волынской обл.), где архиерей получил право священнодействовать, его кафедрой стал городской Ильинский собор. В документах за 1931 г. еп. Антоний упоминается как настоятель Милецкого монастыря, наместником к-рого тогда был игумен Иосиф (Забарчий); братия насчитывала 14 чел. (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Л. 51-69). Обязанностью викария Полесской епархии был надзор за преподаванием Закона Божия в школах в Камень-Каширском повете Полесского воеводства. Ассимиляционная политика властей Полесского воеводства приводила к постоянным перемещениям духовенства на приходах. Один из ближайших соратников еп. Антония - настоятель Ильинского собора прот. Андрей Пинькевич, в нач. апр. 1934 г. по требованию полесского воеводы был уволен, его заменил ставленник властей прот. Иоанн Бекиш. В нач. 1934 г. Камень-Каширский епископ выступил одним из претендентов на Волынскую кафедру после решения Варшавского митр. Дионисия отказаться от временного управления Волынской епархией. После перевода на Волынь архиеп. Алексия (Громадского) и освобождения Гродненской кафедры по решению Синода ПАПЦ еп. Антоний с 29 марта 1934 по 5 дек. 1936 г., живя в Гродно, управлял Гродненско-Новогрудской епархией (см. Гродненская и Волковысская епархия ) с сохранением титула «епископ Камень-Каширский». В нач. 1937 г. еп. Антоний вернулся в Камень-Каширский, 3 марта того же года Синод Польской Церкви лишил Антония кафедры и почислил на покой с назначением ему местопребывания в Милецком мон-ре, где епископ краткое время числился настоятелем. В 1938 г. при неясных обстоятельствах архиерей был восстановлен на Камень-Каширской кафедре. После вхождения западноукр. земель в СССР еп. Антоний 25 июня 1940 г. был воссоединен с РПЦ Волынским и Луцким архиеп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

В пределах Киевского генерального округа, или генерал-комиссариата, фактически существовала самостоятельная церковная структура, к-рой руководил епископ, управлявший К. е. 25 сент. 1943 г. (по др. данным, в окт. 1943) архиеп. Пантелеимон вместе со своим келейником мон. Димитрием (Щуром) по распоряжению нем. власти об эвакуации гражданского населения покинул Киев, нек-рое время находился на территории К. е. и продолжал управлять епархией. На момент отъезда из Киева владыка Пантелеимон имел титул «архиепископ Киевский и Галицкий», когда и кем он был возведен в сан архиепископа, данных нет, но несомненно, что это произошло между маем и сент. 1943 г., после гибели митр. Алексия (Громадского). Вероятно, назначение его правящим архиереем инициировал Временный синод. По всей видимости, архиеп. Пантелеимон играл важную роль в общецерковной жизни на оккупированных укр. землях; известно, что глава автономной УПЦ архиеп. Дамаскин (Малюта) из-за активных контактов с УАПЦ не пользовался доверием укр. архиереев. Вскоре после отъезда архиеп. Пантелеимона в Киев прибыл архиеп. Дамаскин, ожидая признания своего звания экзарха и первоиерарха автономной УПЦ от Московской Патриархии и от советских властей; вероятно, он претендовал и на управление К. е. Однако в мае 1944 г. владыка Дамаскин был арестован в Киеве, трибунал войск НКВД Киевской обл. приговорил его к 15 годам заключения. Следом за архиеп. Пантелеимоном родную землю покинули Бердичевский еп. Леонтий (Филиппович), духовник киевского Покровского жен. мон-ря прот. Адриан Рымаренко, благочинный Печерского р-на Киева прот. Антоний Юнак, клирик Владимирского собора свящ. Стефан Ляшевский, свящ. Владимир Чекановский и др. священнослужители К. е. Бывш. секретарь К. е. прот. Михаил Иваськов также уехал из Киева вместе с отступавшими нем. войсками, но остался на территории Волынско-Ровенской епархии, где в 1944 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. При отступлении из Киева оккупанты прибегли к новым репрессиям. 26 окт. 1943 г. немцы убили почитавшуюся как блаженная схим. Серафиму (Фёдорову) и послушницу Александру. Перед смертью подвижниц жестоко пытали; возможно, немцы посчитали их советскими агентами (были сведения, что они прятали у себя бежавших из плена красноармейцев) ( Агапит (Юрков), игум. Древо плодовитое и благосеннолиственное. К., 2007. С. 34-35).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Новый глава Церкви, как и его предшественник, действовал в полном согласии с правительством. Возглавлявший оппозицию архиепископ Елевферий (Богоявленский), арестованный и высланный польскими властями в Литву, продолжал управлять своей епархией из Каунаса (Ковно) и требовал от епархиального духовенства не подчиняться митрополиту Дионисию. Еще раньше митрополит Дионисий направил в Вильно викарного епископа Луцкого Алексия (Громадского), чтобы взять под контроль Виленскую епархию. Но правящим архиереем в Вильно был назначен бежавший из Советского Союза архиепископ Одесский Феодосий (Феодосиев), а Алексий (Громадский) был перемещен на Гродненскую кафедру, от управления которой был устранен епископ Владимир (Тихоницкий). Таким образом, все кафедры оказались заняты епископами, готовыми к сотрудничеству с польскими властями. 23 мая 1924 г. патриарх Тихон направил письмо митрополиту Дионисию с резким осуждением самочинного отделения Православной Церкви в Польше от всероссийского патриарха. Православные миряне, мало осведомленные в делах иерархических, были недовольны готовностью епископата перейти на новый календарь. Еще в июле 1923 г. Священный Синод просил Министерство исповеданий разрешить православным военнослужащим и государственным служащим иметь выходные дни в великие праздники по юлианскому календарю, в ответ было рекомендовано перейти на григорианский календарь, тогда Священный Синод обратился в Константинополь. В марте 1924 г. оттуда пришел ответ, что патриарх Григорий VII ввел новый календарный стиль в Константинопольской Церкви и благословил введение его в Польше. На совещании православных епископов в Варшаве 12 апреля 1924 г. объявили о введении нового календаря в Православной Церкви в Польше. Польские чиновники подвергали жестким репрессиям тех приходских священников, которые отказывались совершать богослужения по новому календарю. Теряя авторитет в народе, митрополит Дионисий созвал 16 августа 1924 г. в Почаеве заседание Синода для выработки программы экстренных мер по урегулированию сложившейся ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Он не прекратился и с приходом советской армии. 23 сентября 1944 г. епископ Волынский Николай (Чуфаровский) докладывал Патриаршему Местоблюстителю, что за последнее время бендеровцы убили на Волыни 5 священников автономной церкви «за признание Московской Патриархии»: «... многие священники говорили мне, что 3–4 м-ца они не ночуют в квартире, а уходят в поле, боясь партизан» 491 . После изгнания фашистских войск все автокефальные архиереи, кроме 80-летнего митр. Феофила (Булдовского), ушли с ними на запад, и из 14 автономных епископов 6 остались со своей паствой, седьмой вернулся из Германии после окончания войны. Свои особенности имело положение Православной Церкви в юго-западной части Украины, оккупированной Румынией, так называемой Трансистрии. Государственной религией в Румынии было православие, и организацию религиозной жизни здесь взяла на себя Румынская Церковь . В 1943 г. Трансистрия, в которой уже работала Духовная миссия, была разделена на 3 епархии. К середине 1942 г. из 1150 дореволюционных приходов было вновь открыто почти 500. В Дубоссарах начала работать Духовная семинария, в Одессе – выходить «Православная жизнь» – церковная газета на русском языке и т. д. Дело осложнялось тем, что Церковь старались использовать в целях румынизации населения, но особого успеха эти попытки не имели 492 . Большая часть украинского духовенства в годы оккупации занимала патриотическую позицию. Так, в сводке СД от 5 декабря 1941 г. говорилось о связях автономной церкви с советской агентурой. В ней приводился характерный факт: 7 ноября в Киеве под председательством митр. Алексия (Громадского) проводилось собрание с участием 49 священников, двое из которых были изобличены как советские агенты, у них нашли и воззвание митр. Сергия. Арестованных священников А. Вишнякова и П. Остринского расстреляли, а с остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии работе. В донесении СД от 6 марта 1942 г. сообщалось о расстреле бургомистра г. Кременчуга за то, что он с помощью местного священника крестил евреев, давал им христианские имена и таким образом спасал от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» В ходе работы конференции были представлены результаты научных исследований церковных историков и агиографов МИНСК. 19 сентября 2022 года в актовом зале Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления». Организаторами конференции выступили Комиссия по канонизации святых Белоруской Православной Церкви и Минская духовная семинария. Работу конференции возглавили архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичской Успенской обители, Почетный попечитель Минской духовной семинарии, и епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии, председатель Комиссии по канонизации святых БПЦ. В работе конференции приняли участие ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, представители администрации, преподаватели и студенты семинарии, члены Комиссии по канонизации святых БПЦ, приглашенные гости. Работа научного форума началась с молитвы, после чего Преосвященный епископ Амвросий открыл пленарное заседание. Приветствие участникам конференции Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, огласил ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич. Модератором пленарного заседания выступил проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент Александр Валерьевич Слесарев, который также озвучил доклад архиепископа Гродненского и Волковысского Антония «Подвиг служения церковному единству митрополита Алексия (Громадского) (1882–1943)». Далее прозвучали доклады: архимандрита Никодима (Генералова), кандидата богословия, преподавателя Минской духовной семинарии «Учение о святости в трудах митрополита Филарета (Вахромеева)»; протоиерея Александра Лопушанского, кандидата богословия, клирика Гомельской епархии «Собор Белорусских святых. История формирования иконы»;

http://sedmitza.ru/text/10174705.html

В некоторых случаях убивали и членов их семей. Следствием террора был рост числа автокефальных приходов, особенно на Волыни, где в течение 1943 г. более 600 приходов перешло в автокефальную Церковь . В этой епархии в юрисдикции автономной церкви решались оставаться, в основном, приходы в городах, где террор бендеровцев ощущался меньше 495 . Он не прекратился и с приходом советской армии. 23 сентября 1944 г. епископ Волынский Николай (Чуфаровский) докладывал Патриаршему Местоблюстителю, что за последнее время бендеровцы убили на Волыни 5 священников автономной Церкви «за признание Московской Патриархии»: «...многие священники говорили мне, что 3–4 м-ца они не ночуют в квартире, а уходят в поле, боясь партизан» 496 . После изгнания фашистских войск все автокефальные архиереи, кроме 80-летнего митр. Феофила (Булдовского), ушли с ними на запад, а из 14 автономных епископов 6 остались со своей паствой, и седьмой вернулся из Германии после окончания войны. Свои особенности имело положение Православной Церкви на юго-западной части Украины, оккупированной Румынией, так называемой Трансистрии Государственной религией в Румынии было православие и организацию религиозной жизни здесь взяла на себя Румынская церковь . В Трансистрии направили Духовную миссию, и в 1943 г. она оказалась разделена на 3 епархии. К середине 1942 г. из 1150 дореволюционных приходов было вновь открыто почти 500. В Дубоссарах начала работать Духовная семинария, в Одессе – выходить церковная газета на русском языке «Православная жизнь» и т.д. Дело осложнялось тем, что Церковь старались использовать в целях румынизации населения, но особого успеха эти попытки не имели 497 . Большая часть украинского духовенства в годы оккупации занимала патриотическую позицию. Так, в сводке СД от 5 декабря 1941 г. говорилось о связях автономной Церкви с советской агентурой. В ней приводился характерный факт: 7 ноября в Киеве под председательством митр. Алексия (Громадского) проводилось собрание с участием 49 священников, двое из которых были изобличены, как советские агенты, у них нашли и воззвание митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий Стецюк: " Бандеровцам в УПА нужны были официальные старшины. Они узнали, что православный епископ Мануил имел чин капитана, поэтому и " предложили " ему переход в УПА. Епископ объяснил, что ему дали такой ранг как священнику-капеллану, а в военных делах он не разбирается. СБ его поймала, произвела над ним суд как над дезертиром-изменником. Вначале застрелили, а потом повесили. " Убили пять человек, рубили пополам. Изнасиловали малолетнюю». Бандеровцы убивали не только рядовых священников, но и епископов, и даже митрополитов. Так, они убили митрополита Кременецкого Алексия (Громадского), который отказался пойти на раскол. Он предвидел свою мученическую кончину, но не пошел на компромисс с совестью. Ведь грех раскола, как учит православное предание, не смывается даже кровью. Бандеровцы убили и карпато-русского епископа Мукачевского Михаила (Тарнавского), известного своей сильной верой. Украинские националисты зато активно поддержывали униатов и раскольников. Это и неудивительно. Ведь глава униатской церкви на Западной Украине «митрополит» Андрей Шептицкий, как известно, благословил и германские войска, и дивизию СС «Галиция». А будущий униатский «патриарх» Иосиф Слипый даже стал капелланом дивизии СС «Галиция», той самой, которая, в числе прочих зловещих преступлений, «отметилась» сожжением Хатыни. Славный «Митрополит» Шептицкий отправил в эту дивизию даже слушателей Львовской духовной академии и семинарии, в том числе и свыше 20 абитуриентов, только что поступивших туда. Зато бандеровцы убивали тех униатских священников, которые хотели воссоединится с Русским Православием. Трагически погиб от рук бандеровских убийц львовский протопресвитер Гавриил Костельник, который с юности хотел воссоединиться с Русской Церковью. Неправда, будто бы известный Собор во Львове, воссоединивший греко-католиков с РПЦ был только лишь результатом давления Сталина. Нет, многие тысячи униатов с детства мечтали уйти из унии, которая была навязана силой, помнили о своем русском происхождении, в отличии от своей верхушки - разного рода шептицких и слипых. Переход униатов в православие был, в основном, добровольным. Так, с мая 1945 г. за 9 месяцев присоединилось к православию 986 священников (то есть 78%), а 281 отказался.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/09/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010