Ранее архимандрит, настоятель Мелецкого монастыря. Хиротонисан в Почаевской Лавре. В докладе протоиерея Троицкой церкви г. Горького A. А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о посещении Крыма после его освобождения и о церковной жизни в епархии о епископе Серафиме говорится следующее: «Этот епископ приехал откуда-то из Украины, объявил себя епископом Мелитопольским-Таврическим и по распоряжению немецких властей начал управлять всеми крымскими церквами. Хиротонисан он в 1942 г. украинскими автономистами (имена не удалось установить). Епископ Серафим Кушнерук состоял в оппозиции с Сергием, патриархом Московским, он не поминал его за Богослужением и запрещал поминать его всему духовенству Крыма. Получив хиротонию от митрополита Алексия (Громадского), Серафим по приезде в Крым порвал с ним и объявил себя автономным епископом. Однако я установил, что он имел определенные связи с Берлинским митрополитом Серафимом и, как мне кажется, после своей эвакуации отправился со своими единомышленниками в Берлин». Далее говорится о поминовении «имени Адольфа Гитлера», о молениях «за победу немецкого оружия», о хищениях и пр. (см. Свет радости в мире печали. Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф. б/г. б/м. С. 77) Насколько подобная информация достоверна, ныне судить нет возможности. Сведения о епископе Серафиме (Кушнеруке) весьма скудны. Местопребывание его в 1943 г. в Мелитополе, а не в Николаеве или Херсоне, безусловно. Митрополит Иосиф (Чернов) в своих следственных показания упоминает о епископе Серафиме, с которым он виделся в Мелитополе в сентябре 1943 г., но ни о какой его «личной автономии» не свидетельствует, а говорит о его конфликте с гестапо. Митрополит Иосиф также говорит о том, что в Николаеве, куда он вскоре прибыл, действовал архиепископ Антоний (очевидно, Антоний [Марценко]), которым также были недовольны в оккупационной администрации. Вероятно, епископ Серафим все же был в Мелитополе по направлению митрополита Антония (Громадского) и никакой собственной автономии в Крыму не устанавливал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ФСБ рассекретили документы об убийстве бандеровцами митрополита Алексия 24.08.2021 15:05:12 МОСКВА Гитлеровцы совместно с украинскими националистами в мае 1943 года организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), который не пожелал переходить под юрисдикцию созданной с помощью нацистов автокефальной " церкви " , следует из материалов, рассекреченных ФСБ в проекте " Без срока давности " . Об этом сообщает РИА " Новости " . Руководить автокефальной " церковью " поставили епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Националисты стали активно помогать раскольникам. Большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, в августе 1941 года собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Митрополита Алексия избрали ее главой. Среди документов, с которыми ознакомилось РИА " Новости " , — справка, направленная в июле 1944 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову. Как писал архиепископ Питирим, к 1943 году " борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму " . " Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников. Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника — митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия Громадского " , — отмечал архиепископ Питирим. По его словам, слухи об этих планах ходили постоянно и задолго до его смерти. Далее архиепископ Питирим со слов свидетелей привел обстоятельства убийства, которое произошло 7 мая 1943 года. " Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке в Луцк " , — писал архиепископ. Гебитскомиссар спешно вызвал Алексия из Почаевской лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны, докладывал священник. Он в сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева выехал в 8:30 в направлении Луцка.

http://radonezh.ru/2021/08/24/v-fsb-rass...

В Тернопольской епархии УПЦ, куда мы прибыли для изучения ситуации захватов храмов раскольниками, состоялось краткое общение с митрополитом Сергием, порекомендовавшим посетить село Куты Шумского района, где раскольники «КП» осуществляют очередной рейдерский захват храма, а затем уже побывать в Свято-Георгиевском приходе с. Катериновка. Там при захвате церкви в сентябре прошлого года было учинено нападение на православных верующих филаретовцами вместе с боевиками «Правого сектора», батальона «Тернополь-2», что вызвало огромный резонанс в СМИ, но не получило до сего дня официальной правовой оценки МВД и Минкульта, контролирующего ныне вопросы религиозной жизни Украины.      По дороге в село Куты В Богоявленском Кременецком женском монастыре в часовне преподобного Иова Почаевского покоятся мощи патриаршего экзарха Украины митрополита Алексия (Громадского), убиенного 7 мая 1943 года по дороге из Кременца в Луцк. Митрополит Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский, †1943). Фото: sammler.ru      Убийство это было совершено боевиками УПА-ОУН(м), «мельниковцами», поддерживающими «Украинскую автокефальную православную церковь», о чем прямым текстом говорит в своих воспоминаниях участник злодеяния, эмигрировавший в США куренной УПА М. Скорупский (1) . Могила митрополита Алексия Похоронили убиенного митрополита в Кременецком монастыре напротив Богоявленского храма, слева у колокольни, а в 1961 году, перед закрытием монастыря, во избежание поругания останки захоронения перенесли на Кременецкое городское кладбище рядом с могилой его матери. И в 2005 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира они были обретены нетленными и возвращены в монастырь. Ныне останки покоятся в раке часовни прп. Иова Почаевского недалеко от первой могилы митрополита. Эта встреча с историей 70-летней давности подвигла перелистать страницы еще на несколько десятилетий назад и вспомнить обстоятельства возникновения УАПЦ. В 1921 году, 14 октября, в Софийском соборе в Киеве открылся так называемый Всеукраинский православный церковный собор, принявший решение, ввиду отсутствия на нем канонических архиереев, «самостоятельно создать епископат». Главой УАПЦ был избран отлученный от Церкви священник Василь Липковский. «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам. Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами кощунственным образом: на Липковского возложили руку мощей священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами». Со временем УАПЦ была упразднена большевиками. Большая часть «духовенства» репрессирована, остальная выехала за границу.

http://pravoslavie.ru/91722.html

Протопресвитер Матфей Стаднюк: «Находиться рядом с Его Святейшеством — большая ответственность, но и большая радость...» 22 вересня 2005 р. 15:15 Протопресвитер Матфей Стаднюк родился в 1925 году в селе Залесцы, расположенном в восьми километрах от Почаевской Успенской Лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужения в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой: как рассказал отец Матфей, только из его села вышло около ста пятидесяти священнослужителей. Священниками стали и два его родных брата — третий погиб на войне. Примечательно, что земляком будущего протопресвитера был архидиакон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Андрей Мазур: их дома отстояли один от другого всего на три километра. В 1942 году в возрасте 16 лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Время было трудное. Украина находилась под немецкой оккупацией и положение верующих было очень непростым. «Нам всем было известно, — говорит отец Матфей, — что, демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела, стремились проводить свою политику. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом. Мы, учащиеся пастырских курсов, жили трудно, в голоде и холоде, ютясь в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием». Ректор курсов архимандрит Вениамин (Новицкий), будущий архиепископ Чебоксарский и Чувашский, по-отечески заботился о своих питомцах и, как мог, поддерживал их. На пастырских курсах Матфей Стаднюк проучился два года. Затем стал псаломщиком, а в марте 1945 года епископом Кременецким Иовом (Кресовичем, † 1977) был рукоположен в диакона. Ему тогда было всего девятнадцать лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201925...

Во время господства униатов, во второй половине XVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус. В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой. Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками. …В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью. …Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

http://foma.ru/pochaev.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинский национализм как враг Православия 21 октября в Киеве прошла научно-общественная конференция «Борьба украинских националистов против Православной Церкви в период 1939-53 годов» 22.10.2011 1088 Время на чтение 5 минут украинс ких националистов против Православной Церкви в период 1939-53 " width="" height="" align=""/> Это важное мероприятие, посвященное разоблачению зверств ОУН - УПА над православными епископами, священниками, мирянами, которые оставались верны РПЦ, и не желали уходить в раскол. Бандеровский террор против православных, желавших остаться в лоне материнской Русской Православной Церкви был весьма велик. На эту тему на конференции выступили историки, публицисты, политические и общественные деятели. Священник Аркадий начал конференцию молитвой и благословил собравшихся. А вступительную речь сказал автор данной статьи. Мне пришлось привести собранию совершенно шокирующие факты зверств националистических бандитов над теми православными священниками и епископами, которые не желали уходить в раскол из Русской Православной Церкви, которые спасали людей от нацистов. О таком даже не хочется говорить. Даже эсесовцы часто бледнели от их преступлений. Так, националисты выдали немцам киевского архимандрита Александра (Вишнякова), за то, что он спасал несчастных еврейских детей от смерти, спрятав их от немцев. Затем они... распяли его на кресте в Бабьем Яру и подожгли... Ныне он причислен Церковью к лику святых. Бандеровцы убивали не только рядовых священников, но и епископов, и даже митрополитов. Так, они убили митрополита Кременецкого Алексия (Громадского), который отказался пойти на раскол. Он предвидел свою мученическую кончину, но не пошел на компромисс с совестью. Ведь грех раскола, как известно по православному преданию, не смывается даже кровью. Трагически погиб от рук бандеровских львовский протопресвитер Гавриил Костельник, который с юности хотел воссоединиться с Русской Церковью. Неправда, будто бы известный Собор во Львове, воссоединивший греко-католиков с РПЦ был только лишь результатом давления Сталина. Нет, многие тысячи униатов мечтали уйти из унии, которая была навязана силой, помнили о своем русском происхождении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/22/uk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Кресович Владимир Адрианович; 15.09.1898, с. Мокрец Владимир-Волынского у. Волынской губ.- 4.12.1977, Львов), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Из потомственной священнической семьи старинного рода. После обучения в 3-классной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) ДУ (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского р-на Волынской обл.), по окончании к-рого в 1914 г. поступил в Волынскую ДС в Житомире. В 1916 г. из-за недостатка средств прервал обучение. Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 г. поступил в 4-й класс открытой в Кременце семинарии, к-рую окончил в 1922 г. Во время обучения 30 окт. 1921 г. был рукоположен Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) во диакона. 5 марта 1922 г. рукоположен еп. Дионисием во иерея. Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца. В том же году назначен настоятелем Троицкой ц. с. Рахманова и уездным миссионером. Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, неканонично объявившей себя с 1923 г. автокефальной. С 1932 г. настоятель Троицкой ц. с. Тараканова (ныне Дубновский р-н Ровненской обл. Украины). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. стал настоятелем храма во имя Иоанна Милостивого в с. Любче (ныне Рожищенский р-н Волынской обл.) и благочинным. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Осенью 1939 г. присоединился к Русской Православной Церкви. Во время нем. оккупации в годы Великой Отечественной войны прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, к-рые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского) , который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ). В янв. 1942 г. овдовел, поступил в братию Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . 21 июля того же года пострижен митр. Алексием в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского, возведен в сан архимандрита. 24 июля хиротонисан во епископа Луцкого. Хиротонию в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский). И. стал викарием Волынской епархии с пребыванием в Луцке.

http://pravenc.ru/text/578182.html

В Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» 20 сентября 2022 г. 10:33 19 сентября 2022 года в актовом зале Минской духовной семинарии прошла IV научная конференция «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления». Организаторами конференции выступили Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви и Минская духовная семинария. Работу конференции возглавили наместник Жировичской Успенской обители, почетный попечитель Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий и викарий Гомельской епархии , председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата  епископ Светлогорский Амвросий . В мероприятии приняли участие ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, представители администрации, преподаватели и студенты семинарии, члены Комиссии по канонизации святых БПЦ, приглашенные гости. Работа научного форума началась с молитвы, после чего епископ Амвросий открыл пленарное заседание. Приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина огласил протоиерей Виктор Василевич. Модератором пленарного заседания выступил проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев, который также озвучил доклад архиепископа Гродненского и Волковысского Антония «Подвиг служения церковному единству митрополита Алексия (Громадского) (1882-1943)». Далее прозвучали доклады: По окончании пленарного заседания А.В. Слесарев провел презентацию пятого номера научного альманаха «Труды Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви», вышедшего в издательстве Минской духовной семинарии. В завершение работы конференции архиепископ Гурий обратился к собравшимся со словом. Владыка поблагодарил организаторов и докладчиков за труды, пожелал всем Божией помощи в продолжении работы по прославлению святых угодников Господних. Затем архиерей возглавил заупокойную литию о всех, за веру Христову убиенных. В семинарском Трехсвятительском храме было сделано общее фото участников конференции. По окончании трапезы в читальном зале библиотеки семинарии состоялось рабочее заседание Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5960787.ht...

Помимо твердой канонической позиции давно пора прославить тех мучеников и исповедников Западной Руси, которые пострадали за Святое Православие от рук «мазепинцев» и униатов. 1. Уже общецерковно прославлен Священномученик Максим Сандович, священник и духовный вдохновитель карпаторусского народа лемков, зверски убитый австрийскими властями в 1914 году. Священномученик преставился со словами: «Да живет Святое Православие, да живет русский народ». Его жития должны быть напечатаны, а храмы в честь него построены на всем каноническом пространстве Московского Патриархата от Карпат до Тихого океана. 2. Общецерковно должен быть прославлен чтимый в УПЦ Схиархимандрит Алексий (Кабалюк), выдающийся карпаторусский миссионер, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к вере отцов - Святому Православию. Убедительным доказательством святости отца Алексия является обретение его нетленных мощей в феврале 1999 года. Св. Алексий создал Православные комитеты Подкарпатской Руси и добивался у Сталина принятия международно признанной Республики Подкарпатская Русь в состав РСФСР, а не УССР, но большевики создавали «Великую Украину». 3. Протопресвитера Гавриила Костельника, убиенного в1947 бандеровцами за верность Православной Церкви. Материалы к канонизации подготовлены Львовской епархией УПЦ МП. В этом году - 70-летие убиения о.Гавриила нацистами, униатами, бандеровцами. 4. Митрополита Киевского Алексия (Громадского), убиенного бандеровцами в 1943 году за верность Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу. 5. Епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), убиенного бандеровцами в 1944 году за верность Матери – Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу. Материалы к житиям этих священномучеников имеются у преподавателя Св. Тихоновского богословского института В.И. Петрушко и преподавателя МДА протоирея Владислава Цыпина. И в конце концов пора дать ответ самой идеологии украинского сепаратизма, ибо она не только не является национальной, но и уничтожает православную тысячелетнюю культуру Южной Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/19/no...

Хотешов Камень-Каширского р-на на Пасху в 1942). При Ильинском соборе в Камне-Каширском по благословению архиеп. Антония в 1941 г. были открыты краткосрочные курсы по подготовке священников и псаломщиков, большая часть выпускников к-рых в послевоенный период была репрессирована. Вскоре архиеп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и по приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании правосл. епископов Украины в Почаевской лавре , на к-ром было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха архиеп. Алексию (Громадскому). На 2-м Почаевском Соборе 25 нояб. 1941 г. архиеп. Антоний был утвержден полусамостоятельным архиепископом Камень-Каширским, викарием Волынско-Кременецкой епархии. В это время архиерей продолжал диалог с иерархами УАПЦ, окончательно он порвал связи с автокефалистами в нач. 1942 г., за что Пинский собор УАПЦ 10 февр. 1942 г. объявил о лишении его архиерейского сана и исключении из УАПЦ, хотя фактически Антоний к ней не принадлежал. 8 авг. 1942 г. архиеп. Антоний был переведен на Херсонскую и Николаевскую кафедру, к-рую он занимал до марта 1944 г. 7 июля 1943 г. он участвовал в Ковельском Соборе автономной УПЦ, на к-ром выдвинул свою кандидатуру на пост первоиерарха, ссылаясь на свое старшинство по хиротонии, но не был утвержден нем. властями. В 1944 г. непродолжительное время архиеп. Антоний находился в Румынии, затем служил в рус. храме во имя св. апостолов Петра и Павла в Карлсбаде (Карлови-Вари). 19 окт. 1945 г. находившийся в то время в Карлсбаде представитель патриарха Московского и всея Руси Алексия I Херсонский еп. Фотий (Топиро) назначил архиеп. Антония временно исполняющим обязанности настоятеля храма. По некоторым данным, в 1945-1946 гг. архиеп. Антоний обращался в Московскую Патриархию с просьбами о восстановлении его на кафедре в Ковеле или в Камне-Каширском, но в этих прошениях было отказано, и владыка служил в епархиях центральной части России. Архиеп. Антоний был арестован в дек. 1951 г. в Туле, скончался в 1954 г. Арх.: ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Ист.: Розпоряджения, укази//Церква i hapiд. Кременець, 1937. 6. С. 228; Mapmupoлoriя украïнських церков. Торонто; Балтимор, 1988. Т. 1. С. 678. Лит.: Василий (Костюк), иеродиак. История Полесской епархии (1922-1944 гг.). Брест, 1999; Bapфoлoмiй (Ващук), Miлeцьkuй Св.-Миколаïвський монастир. Pibhe, 2003.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010