Невозможность прямого взаимодействия с Московской Патриархией побудила украинских иерархов к поиску выхода из сложившейся ситуации и организации церковного управления с учетом новых обстоятельств. В это непростое время архиепископ Алексий (Громадский) инициировал созыв и возглавил работу Областного Собора епископов Православной Церкви на территории Украины, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаевской Лавре. Помимо председателя, в соборных заседаниях приняли участие архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), епископ Пинский и Полесский Вениамин (Новицкий). Рассмотрев сложившуюся ситуацию, иерархи заявили о сохранении пребывания Украинской Православной Церкви (УПЦ) в канонической юрисдикции Московского Патриархата. При этом на основании решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Украинская Православная Церковь переходила на автономное управление. Соборным решением архиепископ Алексий (Громадский) избирался Предстоятелем УПЦ с наделением его правами областного митрополита . Проигнорировав позицию митрополита Дионисия, 9 декабря 1941 г. иерархи автономной УПЦ провели в Почаевской Лавре очередной Архиерейский Собор, на котором провозгласили архиепископа Алексия (Громадского) митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом всей Украины . Завершение административно-канонического оформления автономной УПЦ в митрополию вполне ожидаемо встретило негативную реакцию со стороны митрополита Дионисия. Однако немецкая оккупационная администрация запретила ему осуществлять церковную деятельность за пределами Генерал-губернаторства, включавшего отдельные польские регионы. 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) временным администратором Православной Автокефальной Церкви (Польской) на территории Украины . Здесь следует отметить, что названный иерарх и его единомышленник архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) в 1939–1941 гг.

http://bogoslov.ru/article/6175530

Ранее архимандрит, настоятель Мелецкого монастыря. Хиротонисан в Почаевской Лавре. В докладе протоиерея Троицкой церкви г. Горького A. А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о посещении Крыма после его освобождения и о церковной жизни в епархии о епископе Серафиме говорится следующее: «Этот епископ приехал откуда-то из Украины, объявил себя епископом Мелитопольским-Таврическим и по распоряжению немецких властей начал управлять всеми крымскими церквами. Хиротонисан он в 1942 г. украинскими автономистами (имена не удалось установить). Епископ Серафим Кушнерук состоял в оппозиции с Сергием, патриархом Московским, он не поминал его за Богослужением и запрещал поминать его всему духовенству Крыма. Получив хиротонию от митрополита Алексия (Громадского), Серафим по приезде в Крым порвал с ним и объявил себя автономным епископом. Однако я установил, что он имел определенные связи с Берлинским митрополитом Серафимом и, как мне кажется, после своей эвакуации отправился со своими единомышленниками в Берлин». Далее говорится о поминовении «имени Адольфа Гитлера», о молениях «за победу немецкого оружия», о хищениях и пр. (см. Свет радости в мире печали. Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф. б/г. б/м. С. 77) Насколько подобная информация достоверна, ныне судить нет возможности. Сведения о епископе Серафиме (Кушнеруке) весьма скудны. Местопребывание его в 1943 г. в Мелитополе, а не в Николаеве или Херсоне, безусловно. Митрополит Иосиф (Чернов) в своих следственных показания упоминает о епископе Серафиме, с которым он виделся в Мелитополе в сентябре 1943 г., но ни о какой его «личной автономии» не свидетельствует, а говорит о его конфликте с гестапо. Митрополит Иосиф также говорит о том, что в Николаеве, куда он вскоре прибыл, действовал архиепископ Антоний (очевидно, Антоний [Марценко]), которым также были недовольны в оккупационной администрации. Вероятно, епископ Серафим все же был в Мелитополе по направлению митрополита Антония (Громадского) и никакой собственной автономии в Крыму не устанавливал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. окт. 1941 г. председателем Киевской церковной рады был избран сын священника-поликарповца с Волыни бывш. полковник петлюровской армии Н. Рыбачук (впосл. священник УАПЦ в эмиграции). Он объявил своей целью объединить представленные в раде 3 деноминации. Фактически ему удалось объединить киевских автокефалистов - поликарповцев и липковцев. Объединительное заседание состоялось 17 окт. 1941 г., на нем не были решены все вопросы (полное слияние 2 автокефалистских движений произошло в 1942). Рыбачук в кон. окт. 1941 г. объявил свою раду главным органом церковного управления на «Надднепрянщине», канцелярия рады разместилась в митрополичьем дворце при Софийском соборе. Позже др. активный деятель автокефалистского раскола Скрыпник (лжепатриарх Мстислав) писал, что Рыбачук выполнял роль связного между киевскими липковцами и «архиепископом Луцким», впосл. главой УАПЦ Поликарпом (Сикорским). Со стороны оккупационных властей не было препятствий для создания на Киевщине структур УАПЦ. 2 окт. 1941 г. в Мин-ве вост. территорий был подготовлен меморандум, в нач. 1942 г. разосланный чиновникам оккупационной администрации, где указывалось, что не следует препятствовать развитию укр. национально ориентированной Церкви, враждебной Москве (ЦДАВО. Ф. КМФ-8. Оп. 2. Д. 296). Члены «Украинской церковной рады» отказались принять главу автономной УПЦ митр. Алексия (Громадского), прибывшего в Киев в нач. нояб. 1941 г. Перед приездом предстоятеля УПЦ рядом с митрополичьим дворцом взорвались мины. В результате было сорвано проведение на территории Софийского мон-ря киевского епархиального совещания духовенства автономной УПЦ под председательством митр. Алексия. После начала утром 7 нояб. 1941 г. встречи духовенства и мирян К. е. с митр. Алексием, в к-рой участвовали 49 священников и 95 гражданских лиц, сотрудники нем. службы безопасности провели облаву, во время к-рой были задержаны участники собрания; вскоре почти все они были освобождены. Митр. Алексия также ненадолго арестовали и отпустили, на допросе он рассказал, что по пути в Киев посетил Житомир и Бердичев. В Киеве митр. Алексий имел краткие встречи с настоятелем Покровского храма на Приорке свящ. Тимофеем Ковалиной, а также с автокефалистом Н. Рыбачуком. Под арестом остались архим. Александр (Вишняков) и прот. Павел Остренский. Поскольку в 1941 г. они являлись единственными легально служившими в Киеве клириками, немцы обвинили их в сотрудничестве с НКВД, в нояб. 1941 г. архим. Александр (Вишняков) и прот. Павел Остренский были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Принятие липковцев «в сущем сане» в Луцкую иерархию (т.е. объединение радикальных и политических украинских церковных сил, ориентированных на государственную украинскую независимость и «автокефалию любой ценой») все же произошло в октябре 1942 года. Соблазн и гибель митрополита Алексия (Громадского) Формально центр канонической иерархии (по решению оккупационных властей) продолжал оставаться в Кременце. Главой иерархии был старейший митрополит Алексий (Громадский), пребывающий там и носящий титул Экзарха Автономной церкви Украины. Владыка Алексий, как нам сейчас известно, переписывался и встречался с «архиереями» Луцкой иерархии Поликарпа (Сикорского), которые стремились объединиться с канонической иерархией и вели с ним переговоры по этому вопросу. А сам митрополит Алексий в 1941–1942 годах от имени Архиерейского собора выпустил множество указов и областных посланий к духовенству и пастве о преступности и незаконности деяний Поликарпа (Сикорского). На эту историю стоит обратить внимание, так как она практически повторяется в современности. Безблагодатные нарушители канонов и раскольники, стремящиеся к уничтожению Церкви, через посредничество и давление политических властей оказывают воздействие на каноническую церковь с требованием якобы «объединения», а в реальности – капитуляции. Фото 11 Митрополит Алексий (Громадский) Лжеепископ Святослав-Мстислав (Скрыпник) организовал подписание в Почаеве главой Автономной церкви митрополитом Алексием (Громадским) 8 октября 1942 года печально известного «Акта объединения» автокефалистской и автономной церковных структур. Это деяние не было согласовано с остальными архиереями. В октябре 1942 года Луцкая иерархия начала поминать на «богослужениях» митрополита Алексия наряду с «администратором автокефалии» Поликарпом. 11–12 ноября 1942 года в Кременце состоялась следующая встреча митрополита Алексия и «администратора» Поликарпа, где обсуждались практические вопросы по «объединению» и составу «Синода» новой структуры. Все решения были проигрышными и означали тотальное поражение канонической Церкви пред расколом. Подписание митрополитом Алексием «Акта объединения» вызвало новые церковные нестроения, конфликты, претензии луцких раскольников на храмы канонической церкви и гонения на пастырей.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Как со стороны приверженцев автономной Церкви, так и со стороны «автокефалистов» наблюдалось стремление распространить свое влияние на всю территорию Украины. Обе церкви, вопреки своим идеологическим расхождениям и различиям в каноническом строе, стремились объединить все существующие на Украине православные структуры и достичь всеукраинского церковного единства. Но если для Украинской Автономной Православной Церкви необходимым условием деятельности всегда оставалась нерушимость церковных канонов, то для УАПЦ на первом месте была независимость от Москвы, пусть даже в ущерб каноническому церковному устройству. Не все исследователи адекватно оценивали приверженность Алексия (Громадского) к канонической юрисдикции Московского Патриархата. Некоторые из них выдвинули ничем не подкрепленное предположение, что митрополит якобы рассчитывал возглавить православную Церковь в России в случае оккупации СССР германской Вероятно, основанием для подобных абсурдных домыслов послужил тот факт, что митрополит Волынский действительно направлял в Курск своего ставленника епископа Панкратия однако он сделал это скорее с целью содействовать церковному возрождению Курского края после двух десятилетий большевистских гонений на Церковь. Никаких объективных свидетельств о стремлении митрополита Алексия распространить свою власть на территорию России не существует. В дальнейшем митрополит Алексий несколько раз действительно демонстрировал готовность передать свою церковную власть в руки других архиереев. Так, в начале ноября 1941 г. он посетил Киев, где встретился с 49 священниками, большинство из которых подчинились его церковной власти, а также представителями «самосвятов», которые возобновили в Киеве так называемую Всеукраинскую православную церковную раду, существовавшую в послереволюционные годы. Последние обещали принять юрисдикцию Украинской Автономной Церкви, «если бы на Киевской кафедре теперь оказался епископ, в высшей мере проникнутый национальными чувствами и известный своим долголетним трудом на пользу Украинской Православной Церкви, также с именем ученого, известного всей Митрополит Алексий (Громадский) рекомендовал на эту должность Илариона (Огиенко), архиепископа Холмского и Подляшского. Очевидно, он предполагал, что Илариону в случае его поставления во главе Автономной Церкви удалось бы привлечь к ней не только «самосвятов-липкивцев», но и «автокефалистов» Волыни.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Хотешов Камень-Каширского р-на на Пасху в 1942). При Ильинском соборе в Камне-Каширском по благословению архиеп. Антония в 1941 г. были открыты краткосрочные курсы по подготовке священников и псаломщиков, большая часть выпускников к-рых в послевоенный период была репрессирована. Вскоре архиеп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и по приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании правосл. епископов Украины в Почаевской лавре , на к-ром было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха архиеп. Алексию (Громадскому). На 2-м Почаевском Соборе 25 нояб. 1941 г. архиеп. Антоний был утвержден полусамостоятельным архиепископом Камень-Каширским, викарием Волынско-Кременецкой епархии. В это время архиерей продолжал диалог с иерархами УАПЦ, окончательно он порвал связи с автокефалистами в нач. 1942 г., за что Пинский собор УАПЦ 10 февр. 1942 г. объявил о лишении его архиерейского сана и исключении из УАПЦ, хотя фактически Антоний к ней не принадлежал. 8 авг. 1942 г. архиеп. Антоний был переведен на Херсонскую и Николаевскую кафедру, к-рую он занимал до марта 1944 г. 7 июля 1943 г. он участвовал в Ковельском Соборе автономной УПЦ, на к-ром выдвинул свою кандидатуру на пост первоиерарха, ссылаясь на свое старшинство по хиротонии, но не был утвержден нем. властями. В 1944 г. непродолжительное время архиеп. Антоний находился в Румынии, затем служил в рус. храме во имя св. апостолов Петра и Павла в Карлсбаде (Карлови-Вари). 19 окт. 1945 г. находившийся в то время в Карлсбаде представитель патриарха Московского и всея Руси Алексия I Херсонский еп. Фотий (Топиро) назначил архиеп. Антония временно исполняющим обязанности настоятеля храма. По некоторым данным, в 1945-1946 гг. архиеп. Антоний обращался в Московскую Патриархию с просьбами о восстановлении его на кафедре в Ковеле или в Камне-Каширском, но в этих прошениях было отказано, и владыка служил в епархиях центральной части России. Архиеп. Антоний был арестован в дек. 1951 г. в Туле, скончался в 1954 г. Арх.: ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Ист.: Розпоряджения, укази//Церква i hapiд. Кременець, 1937. 6. С. 228; Mapmupoлoriя украïнських церков. Торонто; Балтимор, 1988. Т. 1. С. 678. Лит.: Василий (Костюк), иеродиак. История Полесской епархии (1922-1944 гг.). Брест, 1999; Bapфoлoмiй (Ващук), Miлeцьkuй Св.-Миколаïвський монастир. Pibhe, 2003.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

Через месяц после появления этого письма митрополита Алексия переговоры с деятелями УАПЦ перешли в завершающую стадию. Был составлен так называемый акт объединения, который, в действительности таковым не являлся. Более того, в итоге именно этот спорный документ, вопреки ожиданиям раскольников, стал причиной окончательного и полного разрыва между Автономной Церковью и УАПЦ. 8 октября 1942 г. митрополита Алексия (Громадского) в Почаеве неожиданно посетили «иерархи» УАПЦ: «архиепископ» Никанор (Абрамович) и «епископ» Мстислав (Скрыпник), участвовавшие перед этим в Луцке в совещании «епископата» УАПЦ, на котором раскольниками были выработаны условия объединения с Автономной Церковью. Экзарх Украинской Автономной Православной Церкви в конце концов подписал составленный на Луцком соборе УАПЦ акт, в котором признавал автокефалию украинской Церкви. В документе также говорилось, что единение с Поместными Православными Церквами Украинская Автокефальная Православная Церковь имеет через митрополита Дионисия (Валединского), который до созыва «Всеукраинского Поместного Собора» является «местоблюстителем Киевского митрополичьего престола». Церковной жизнью до созыва этого «Всеукраинского собора» должен был управлять «Священный синод», в состав которого предполагалось ввести трех «поликарповских» архиереев и двух — со стороны Автономной Церкви. Секретарем «синода» должен был стать также автокефалистский «епископ» Мстислав (Скрыпник). Документ завершался утверждением, что «все различия канонического характера, которые вызвали разъединение, были рассмотрены и больше не Согласно принципам, изложенным в этом договоре, фактически произошло бы не объединение, а поглощение Автономной Церкви раскольнической УАПЦ, поскольку ни один из пунктов документа не отражал интересов канонической православной Церкви (если не считать 2 из 5 мест в «синоде», «зарезервированных» для канонических епископов). Следует также отметить, что последний пункт соглашения — относительно канонических нарушений автокефалистов, которые в тексте завуалировано называются «каноническими разногласиями», — сформулирован весьма расплывчато. Непонятно, как следует понимать слова о том, что различия канонического порядка «были рассмотрены и больше не существуют»: либо раскольниками эти нарушения упразднены, либо, напротив, приняты митрополитом Алексием, либо вообще между обеими сторонами имел место некий компромисс? Автокефалисты старались срочно распространить весть об объединении с «автономистами» как о свершившемся факте. И. Власовский писал, что «архиепископ» Никанор (Абрамович) вернулся из Почаева в Луцк с вестью, что «уже нет Автономной Сикорский срочно разослал послание к духовенству и верным УАПЦ, в котором выражал большую радость по поводу якобы свершившегося объединения и благословлял служить в церквах по этому случаю благодарственные

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

29 марта 1934 г. Синод Польской Церкви определил занять Волынско-Кременецкую кафедру Гродненскому архиеп. Алексию (Громадскому), архиерей прибыл в Кременец 22 апр. 1934 г. Назначение архиеп. Алексия не свидетельствовало о победе «угодовцев» над митр. Дионисием, для укр. лагеря предпочтительнее был Луцкий еп. Поликарп, архиеп. Алексий стал компромиссной кандидатурой. Пытаясь заручиться поддержкой «угодовцев», новый архиерей сделал ряд шагов в направлении украинизации. 3 окт. 1934 г. он издал постановление об использовании укр. языка в епархиальной жизни. Архиепископ реорганизовал Волынскую консисторию, секретарем к-рой был назначен Власовский. В 1934 г. под давлением властей еп. Симон (Ивановский) был удален из Кременца в Дерманский мон-рь. 29-30 янв. 1935 г. в Кременце прошло Волынское епархиальное собрание духовенства и мирян, выступившее за дальнейшую украинизацию и за «соборность» в жизни благочиннических округов и приходов. По инициативе собрания в 1935 г. была введена выборность благочинных (избранный кандидат утверждался архиереем). В 1935-1938 гг. издавался епархиальный украиноязычный ж. «Церква i hapiд» под ред. Власовского (с таким же названием в этот период в Вильно выпускался журнал, посвященный белорусизации). Ежегодно проходили педагогическо-пастырские конференции, где обсуждались новые методики преподавания, были подготовлены программы и руководства по Закону Божию для учебных заведений. На деятельность архиеп. Алексия сильное влияние оказывали укр. депутаты сейма из пропольск. лагеря, а также митр. Дионисий, который все больше поддавался их влиянию. В апр. 1935 г. в 1-м выпуске редактируемого Огиенко и издаваемого Варшавской синодальной типографией украиноязычного ж. «Наша культура» митр. Дионисий опубликовал программную статью с поддержкой украинизации богослужения. По отзыву Огиенко, статья произвела на Волыни огромное впечатление и была воспринята как сигнал духовенству немедленно украинизироваться. Важную роль в жизни К. е. играл и наиболее близкий к укр. политическим деятелям и к польск. властям еп. Поликарп, часто превышавший полномочия викарного епископа. Так, в июне 1934 г. он пытался заставить настоятеля Воскресенского собора г. Ровно прот. Димитрия Сайковича перейти на укр. язык в богослужении и после отказа добился смещения его с должности.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Помимо твердой канонической позиции давно пора прославить тех мучеников и исповедников Западной Руси, которые пострадали за Святое Православие от рук «мазепинцев» и униатов. 1. Уже общецерковно прославлен Священномученик Максим Сандович, священник и духовный вдохновитель карпаторусского народа лемков, зверски убитый австрийскими властями в 1914 году. Священномученик преставился со словами: «Да живет Святое Православие, да живет русский народ». Его жития должны быть напечатаны, а храмы в честь него построены на всем каноническом пространстве Московского Патриархата от Карпат до Тихого океана. 2. Общецерковно должен быть прославлен чтимый в УПЦ Схиархимандрит Алексий (Кабалюк), выдающийся карпаторусский миссионер, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к вере отцов - Святому Православию. Убедительным доказательством святости отца Алексия является обретение его нетленных мощей в феврале 1999 года. Св. Алексий создал Православные комитеты Подкарпатской Руси и добивался у Сталина принятия международно признанной Республики Подкарпатская Русь в состав РСФСР, а не УССР, но большевики создавали «Великую Украину». 3. Протопресвитера Гавриила Костельника, убиенного в1947 бандеровцами за верность Православной Церкви. Материалы к канонизации подготовлены Львовской епархией УПЦ МП. В этом году - 70-летие убиения о.Гавриила нацистами, униатами, бандеровцами. 4. Митрополита Киевского Алексия (Громадского), убиенного бандеровцами в 1943 году за верность Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу. 5. Епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), убиенного бандеровцами в 1944 году за верность Матери – Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу. Материалы к житиям этих священномучеников имеются у преподавателя Св. Тихоновского богословского института В.И. Петрушко и преподавателя МДА протоирея Владислава Цыпина. И в конце концов пора дать ответ самой идеологии украинского сепаратизма, ибо она не только не является национальной, но и уничтожает православную тысячелетнюю культуру Южной Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/19/no...

С 12 июля 1942 г. П. был членом Синода УПЦ (Синод распущен по требованию оккупационных властей в окт. того же года). 8 окт. 1942 г. прибывшие в Почаевскую лавру автокефалистские «архиереи» Мстислав Скрыпник и Никанор Абрамович сумели убедить митр. Алексия (Громадского) подписать с ними акт об объединении УАПЦ и УПЦ. Митр. Алексий разослал подписанный им документ находившимся в его юрисдикции 16 архиереям УПЦ. Все они выразили по этому поводу свое отрицательное мнение. 30 окт. 1942 г. на состоявшемся в Киеве совещании П. вместе с епископами Черниговским Симоном ( Ивановским; впосл. архиепископ) и Полтавским Вениамином (Новицким) подписали меморандум, в к-ром объявили решение об объединении с УАПЦ не имеющим канонической силы и предложили митр. Алексию снять с документа свою подпись. В противном случае архиереи заявили о готовности создать собственную каноническую церковную юрисдикцию. 15 дек. 1942 г. митр. Алексий отменил акт об объединении с автокефалистами, а 7 мая 1943 г. глава УПЦ погиб от рук укр. националистов. 9 мая 1943 г. в Киеве был образован Временный синод Киевской и Полтавской епархий в составе П. и епископов Симона и Вениамина, взявший под свое управление приходы в центральной и восточной частях Украины. В июне П. обратился к нем. властям с просьбой разрешить проведение архиерейского Собора для выборов преемника митр. Алексия, однако это противоречило политике оккупационных властей по децентрализации церковного управления и уничтожению единства УПЦ. П. и др. архиереи, пребывавшие на территории оккупационного Киевского округа, не были допущены на состоявшийся в Ковеле Собор епископов, избравший главой УПЦ архиеп. Дамаскина (Малюту) (по др. сведениям, П., единственный из архиереев приднепровской Украины, все же участвовал в Ковельском Соборе как Киевский епископ ( Феодосий ( Процюк, митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 481)). Архиеп. Дамаскин лишь номинально считался «старшим епископом», а фактически управлял только Подольской и Волынской епархиями. По некоторым сведениям, к осени 1943 г. П. уже титуловался архиепископом Киевским и Галицким (см. в ст. Киевская епархия //ПЭ. Т. 33. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2578870.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010