Одним из этих актов (от 2 августа) он возвысил викарного епископа Поликарпа (Сикорского) до статуса правящего архиерея в архиепископском сане. 11 августа 1941 г. он сообщил о создании 4 епархий: Житомирской, Кременецкой, Луцкой и Полесской, а также изложил принципы, на которых должна строиться деятельность Церкви на Украине. При этом Дионисий (Валединский) фактически озвучил положения, которые к этому времени уже снискали популярность среди сторонников автокефалии Украинской Церкви. Они сводились к следующим: 1) национальный характер Церкви, 2) ее автокефальность, 3) соборноправный строй, при котором миряне должны принимать участие в управлении Возможно, что именно действия, предпринятые митрополитом Дионисием, подтолкнули бывших приверженцев УАПЦ 1921 г. в Киеве к воссозданию Всеукраинской церковной православной рады (ВЦПР). Правда, сведения о том, как «автокефалисты» первой формации отнеслись к перспективе распространения юрисдикции Варшавского митрополита на всю Украину, противоречивы. Ряд авторов считают, что их реакция была Однако чаще встречается мнение, что в основном представители церковных рад относились к инициативам Дионисия Между тем очевидно, что на изменение отношения к митрополиту Дионисию со стороны западноукраинских церковных рад в дальнейшем заметно повлияли епископы Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев), возобновившие сношения с митрополитом Варшавским еще в июле 1941 г. Архиереи же, вошедшие в юрисдикцию Московского Патриархата в 1939–1941 гг., не откликнулись на призывы митрополита Дионисия. Последний особенно активно боролся за возвращение под свой омофор авторитетнейшего архиепископа Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского), к которому неоднократно, но безрезультатно присылал своего представителя Ю. Мулика-Луцика. В частности, в ходе встречи с эмиссаром Варшавского митрополита, которая состоялась 3 августа, владыка Алексий сообщил, что не собирается возвращаться в Варшавскую юрисдикцию. 1 сентября в послании к духовенству Луцкого викариатства он открыто отверг церковную власть Варшавского митрополита на Украине, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что митрополит Дионисий в 1939 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Цель убийства Цель большая и ловко намеченная, следует убить без свидетелей, приписать убийство большевикам и получится широкая и громкая пропаганда (вроде «Катыньской») на всю Европу и Америку о новом зверстве большевиков, как большевиков, как это отчасти получилось в прошлом году с убийством митрополита Алексия (Громадского) в Кременце на Волыни, который на самом деле был убит вовсе не большевиками, а своими же украинцами-«поликарповцами», т. е. церковными приверженцами знаменитого гитлеровца — лжемитрополита Украинского Поликарпа. И эта цель с убийством м[итрополи]та Сергия временно (надеемся мы лично) была достигнута. Собраны были в Кракове генеральным губернатором доктором Франком в мае м[еся]це 1944 г. почти все православные эмигрантские епископы Европы (кроме Прибалтики) всех враждующих между собой направлений, и русские, и белорусы, и украинцы, «анастасиевцы» (от имени м[итрополи]та Анастасия в Белграде, который объявил на всю Европу, что Гитлер является богодарованным вождем для спасения России), «евлогиане» (от имени Евлогия в Париже), польские «дионисовцы», «поликарповцы» и даже русские церковные автономисты, признававшие до сих лор номинально Патриарха Сергия (с митрополитом Киевским Пантелеймоном во главе), и все они торжественно заявили перед Франком лотейским протест по поводу убийства большевиками м[итрополи]та Сергия, с которым они прежде не хотели разговаривать, т. к. считали его большевиком (см. Ежедневный Вестник, Вильно, 14/У—44 г.). Виновники убийства 1. Одна из главных улик против виновников психологического характера. Без сомнения главный доносчик на убитого митрополита — прот[оирей] Вас[илий] Виноградов, должен был бы потерять всякий кредит (и это совершенно ясно и логически) пред немцами как лжец, если бы митрополит был бы убит большевиками, немцы должны были бы тогда уважать и чтить память покойного как мученика за фашистско-гитлеровскую идею… Между тем является фактом нечто обратное: через несколько дней после убийства приходит в Виленское епархиальное управление прот[оирею] Голоду представитель немецкой власти и категорически требует возвращения для прот[оиерея] Виноградова всех потерянных им должностей и особенно ректорства в семинарии.

http://pravmir.ru/zayavlenie-po-delu-ob-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В РФ рассекретили документы об убийстве автокефалистами митрополита Алексия (Громадского) 26.08.2021 ФСБ РФ рассекретила документы об убийстве митрополита Волынского и Житомирского Алексия (Громадского) , экзарха Украины. Из материалов, обнародованных в рамках проекта «Без срока давности», следует, что убийство иерарха в 1943 году организовали гитлеровцы совместно с украинскими националистами, которые активно помогали раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), сообщает РИА Новости. Митрополит Алексий возглавлял Украинскую Автономную Православную Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, установленную на оккупированной территории в августе 1941 года для устроения канонического церковного управления в Украине. Среди документов есть справка, которую в июле 1944 года направил председателю Совета по делам РПЦ при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову архиепископ Курский и Белгородский Питирим. В ней он писал, что к 1943 году «борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму». «Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников, – сообщал архиепископ Питирим. – Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника – митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия Громадского». Он отметил, что слухи об этих планах ходили постоянно и задолго до смерти митрополита. Далее со слов свидетелей он описал обстоятельства убийства, которое произошло 7 мая. «Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке в Луцк», – сообщил архиепископ. По его словам, Гебитскомиссар спешно вызвал митрополита Алексия из Почаевской лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны. В сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева в 8:30 иерарх выехал в направлении Луцка. Также, добавил архиепископ Питирим, в местные организации поступали звонки от неизвестных, которые выражали недовольство тем, что митрополит не спешил с поездкой.

http://drevo-info.ru/news/27180.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Подвиг служения митрополита Алексия (Громадского) (1882–1943) церковному единству В докладе архиепископа Гродненского и Волковысского Антония на IV научной конференции «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» (Жировичи: Минская духовная семинария, 19 сентября 2022 г.) рассматривается жизнь и служение выдающегося архиерея XX века митрополита Алексия (Громадского) — экзарха Украины в годы Великой Отечественной войны. Статья В 2022 году исполняется 140-лет со дня рождения бывшего управляющего Гродненской епархией, а в годы Великой Отечественной войны Предстоятеля каноничной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского). Значимость личности названного святителя не только в истории становления Гродненской епархии, но и в деле сохранения единства Русской Православной Церкви в ХХ веке побуждает нас обратиться к осмыслению его жизни и церковного служения. Будущий святитель, в миру Александр Якубович Громадский, родился в 1882 г. в селе Докудов на Подляшье. Происходил из семьи псаломщика. Окончил Холмскую духовную семинарию (1904 г.) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1908 г.). В год завершения обучения принял священный сан и получил назначение на служение в г. Холм. Одновременно с этим назначен членом Холмской духовной консистории. На протяжении 1917–1918 гг. временно совершал служение в Бессарабии, а в 1918 г. направлен на преподавательскую должность в Кременецкую духовную семинарию. В том же году возведен в сан протоиерея, а в 1921 г. назначен ректором семинарии. Будучи вдовцом, он в феврале 1922 г. принял монашеский постриг, а уже 3 сентября рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 12 октября того же года назначен управляющим Гродненской епархией, которую возглавлял вплоть до состоявшегося в 1934 г. назначения на Волынскую кафедру. За усердное служение в 1928 г. был возведен в сан архиепископа .

http://bogoslov.ru/article/6175530

Подобную позицию владыки Алексия (Громадского) подтверждает и руководитель группы религиозной политики Рейхсминистерства оккупированных восточных территорий К. Розенфельдер. В докладной записке рейхсминистру А. Розенбергу от 20 апреля 1943 г. он сообщал об Украинской Автономной Православной Церкви: «Эта церковная группа также утверждает, что стремится к автокефалии, но в отличии отЛуцкого направления каноническим путем, то есть с согласия Русской Матери-Церкви и других автокефальных церквей (Румынской Церкви, Сербской Церкви и Следует обратить внимание, что в храмах, которые находились в подчинении митрополита Алексия (Громадского), за богослужениями поминали только его одного, тогда как Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) поминал лишь сам митрополит Впрочем, подобная литургическая практика не может однозначно считаться подтверждением курса на автокефалию: в частности, в XVII в. для Киевской митрополии было нормой поминовение одного лишь митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, но не Патриарха Константинопольского, к юрисдикции которого в то время относилась Необходимо подчеркнуть, что личная позиция митрополита Алексия (Громадского) по вопросу об автокефалии Украинской Церкви не была тождественна линии всего епископата, находившегося под его началом. В частности, существовала группа архиереев, настроенных оппозиционно по отношению к автокефальной направленности главы Украинской Автономной Православной Церкви, возглавляемая епископом Пантелеимоном (Рудыком), временно управлявшим Киевской епархией. Данная группа состояла из убежденных сторонников сохранения единства с Русской Православной Церковью. Можно утверждать, что иерархию Украинской Автономной Православной Церкви объединял не вопрос об отношении к автокефалии, которое у епископов было различным, а твердое убеждение в необходимости сохранения канонических основ церковной жизни, что являлось в их глазах первичным принципом. Окончательное оформление Украинской Автономной Православной Церкви состоялись на очередном Архиерейском соборе в Почаеве 25 ноября 1941 г., когда архиепископ Алексий (Громадский) был избран экзархом Украины и возведен в митрополичий сан. В свою очередь, «автокефалисты» завершили организацию УАПЦ в Пинске 8–10 февраля 1942 г. на Соборе, созванном по благословению митрополита Дионисия (Валединского) для принятия нормативных положений об ее устройстве и для совершения нескольких архиерейских хиротоний.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Данная позиция встретила решительное сопротивление со стороны Предстоятеля автономной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского), являвшегося принципиальным сторонником сохранения церковного единства восточнославянских народов. В условиях оккупационного режима эта смелая позиция оказалась чреватой трагическими последствиями. Прекрасно осознавая возможные угрозы, владыка стал на путь исповедничества и принял мученический венец. К сожалению, встреченные им вызовы церковному единству не ушли в прошлое и сохраняют свою актуальность в событиях наших дней. Именно поэтому обращение к осмыслению жизненного подвига и духовного наследия митрополита Алексия (Громадского), 140-летие со дня рождения которого исполняется 1 ноября текущего года, является востребованным в том числе и в рамках деятельности Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Вечная память Высокопреосвященнейшему митрополиту Алексию!   Источники и литература Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. 523 с.   Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 664–665. Там же. Постанова Ч. 1, 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Церкви в кордонах в Високопеосвященних — Олександра, та Волинського Церков: у 4 т. Т. : Православна Церква. Документи, християнський самвидав — Торонто-Балтимор, 1987. С. 617—619; Постанова Ч. 2, 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Церкви в межах в Високопеосвященних – Олександра, та Волинського Крем’янецького, Симона, Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620. Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 665. Указ Преосвященному 28 жовтня 1940 р., Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 627. Дияння ч. 4 Обласного Собору Церкви на в 18 серпня 1941 Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679. До Його Високопреосвященства, Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 681. Там же. С. 681–682. Там же. С. 682. Там же. С. 683. Власовський . Нарис Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. С. 213. Там же. С. 214. Там же. С. 198. Там же. С. 216. Священний Собор Св. Церкви на визволених землях. Ухвала Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687. Никодим, протопр. Нарис Церкви. 1988. С. 86–89. Акт Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731. Меморандум автономних Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733. Лист митрополита до 15.XII.1942 Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.

http://bogoslov.ru/article/6175530

В ФСБ рассекретили документы об убийстве бандеровцами митрополита Алексия 24.08.2021 15:05:12 МОСКВА Гитлеровцы совместно с украинскими националистами в мае 1943 года организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), который не пожелал переходить под юрисдикцию созданной с помощью нацистов автокефальной " церкви " , следует из материалов, рассекреченных ФСБ в проекте " Без срока давности " . Об этом сообщает РИА " Новости " . Руководить автокефальной " церковью " поставили епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Националисты стали активно помогать раскольникам. Большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, в августе 1941 года собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Митрополита Алексия избрали ее главой. Среди документов, с которыми ознакомилось РИА " Новости " , — справка, направленная в июле 1944 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову. Как писал архиепископ Питирим, к 1943 году " борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму " . " Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников. Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника — митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия Громадского " , — отмечал архиепископ Питирим. По его словам, слухи об этих планах ходили постоянно и задолго до его смерти. Далее архиепископ Питирим со слов свидетелей привел обстоятельства убийства, которое произошло 7 мая 1943 года. " Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке в Луцк " , — писал архиепископ. Гебитскомиссар спешно вызвал Алексия из Почаевской лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны, докладывал священник. Он в сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева выехал в 8:30 в направлении Луцка.

http://radonezh.ru/2021/08/24/v-fsb-rass...

О такой позиции архиереев свидетельствуют уже упоминавшиеся тезисы из посланий архиепископа Алексия (Громадского) к пастве относительно вопроса о варшавской юрисдикции, а также дальнейшая его эпистолярная полемика с Поликарпом (Сикорским). В письмах к Луцкому архиерею владыка Алексий излагал свое видение проблемы так: «Необходимо позаботиться о таких путях, которые позволили бы иметь нашему народу законную и каноническую автокефалию... Если бысуществовала автокефалия Варшавская, я также, как и раньше, отстаивал бы ее независимость от Москвы, ибо я не изменился, изменились обстоятельства, которые для добра нашей Церкви (имеется в виду Украинская Церковь. – А. В.) требуют иных путей». И далее: «Нынешней Варшавской автокефалии, насколько мне известно, не признала ни одна Церковь православная. И напрасно думаете, что мы сегодня не лишены той автокефалии, которая была в Польше. История Болгарии и Сербии ясно показывает нам противное, ибо в этих государствах во времена их славы и могущества существовали автокефальные Церкви, а когда болгары и сербы теряли свою государственность, прекращались у них и церковные автокефалии. И только с возрождением у них государственности возрождены у них и церковные автокефалии. Ясно, что и Варшавская автокефалия с падением Польши прекратила Претензии Варшавского митрополита Дионисия и Луцкого «архиепископа» Поликарпа, а также активное вмешательство в церковные дела украинских политиков вынудили православных епископов Западной Украины собраться для решения вопроса об устройстве церковной жизни в новых условиях. 18 августа 1941 г. по инициативе архиепископа Алексия (Громадского) в Почаевской лавре состоялся Архиерейский собор. На нем православные епископы отвергли предложения раскольнического характера и приняли решение о том, что Украинская Православная Церковь до проведения Всеукраинского Собора (который должен окончательно решить вопрос о положении православной Церкви) остается в канонической зависимости от Московского Патриархата, переходя к автономному характеру управления. При обосновании автономии православной Церкви на оккупированной немцами Украине Почаевский собор сослался на дарование этого статуса Украинской Церкви Всероссийским Поместным собором в 1918 г. и Патриархом Тихоном в 1922 Согласно принятому Почаевским собором акту об автономии Украинской Церкви от 18 августа 1941 г., управление ею передавалось старейшему по хиротонии архиерею – архиепископу Алексию (Громадскому). В свою очередь, митрополит Волынский Николай (Ярушевич), покинувший Украину перед наступлением немцев, этим же документом увольнялся от должности Так было положено начало существованию Украинской Автономной Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Алексий (Громадский) . 28 окт. 1940 г., после присоединения Зап. Волыни к СССР, Волынско-Кременецкая епархия была разделена на 2: Волынско-Луцкую и Тарнопольско-Галицкую (архиеп. Волынско-Луцкий Николай (Ярушевич) в 1940-1941 был экзархом Зап. Украины). 18 авг. 1941 г. единая Волынская епархия была восстановлена на оккупированной нем. войсками Волыни в рамках Автономной Украинской Православной Церкви под рук. архиеп. Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского), в дек. 1941 г. получившего титул «митрополит Волынский и Житомирский». В период оккупации на Волыни широкое распространение получил автокефалистский раскол (см. Украинская автокефальная православная церковь ) во главе с Луцким и Ковельским архиеп. Поликарпом (Сикорским) . После убийства 7 мая 1943 г. митр. Алексия (Громадского) Волынско-Житомирская митрополия распалась. К этому времени в ее составе находилось: 392 храма, 2 монастыря и скит в Волынской обл.; 423 храма, 3 мон-ря и 5 скитов в Ровенской обл.; 346 храмов и 4 монастыря в Житомирской обл.; 140 храмов, 4 мон-ря и скит в Тернопольской обл.; ок. 100 храмов и монастырь в сев. части Каменец-Подольской обл. (в тех районах, к-рые соответствовали дореволюционным Изяславскому и Староконстантиновскому уездам Волынской губ.). (Подробнее об истории Православия на Волыни в 1918-1944 гг. см. в статьях: Житомирская и Новоград-Волынская епархия , Кременецкая епархия , Луцкое викариатство .) Православная Волынская епархия в 1944-1990 гг. В февр.-июле 1944 г. Зап. Волынь была освобождена от фашистов. Почти вся верхушка УАПЦ эмигрировала на Запад. Бывшие клирики УАПЦ, оказавшись без епископов, вступили в диалог с РПЦ и постепенно достигли решения о воссоединении - через покаяние или через повторное рукоположение в случае, если они приняли сан у автокефалистских иерархов и при этом не запятнали себя действиями против канонической Церкви. Случаи отказов в повторном рукоположении были очень редкими. Отказывали в повторном рукоположении в основном диаконам УАПЦ из-за отсутствия необходимых навыков и опыта, оставляя их на приходах в качестве псаломщиков.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Более радикальная группа была представлена меньшинством архиереев — Поликарпом (Сикорским) и Александром (Иноземцевым), которые еще в предшествующий период проявили себя противниками канонического единства с Московским Патриархатом. Теперь же они в контакте с митрополитом Варшавским Дионисием (Валендинским) провозгласили возобновление юрисдикции последнего на Украине, но в весьма причудливой форме — как якобы самостоятельно действующую под его номинальным главенством «администратуру» под названием: «Украинская автокефальная православная церковь» под руководством Поликарпа (Сикорского). Однако такое устройство церковных дел на Украине под главенством бывшего первоиерарха Польской Православной Церкви вызывает большие сомнения в его канонической правомерности. Во-первых, юрисдикция автокефальной Польской Церкви, существовавшая с 1924 г., сама не может считаться вполне законной. Во-вторых, она прекратила свое существование в 1939 г. в связи с отказом митрополита Дионисия от управления. Во-третьих, весьма сомнительным был канонический статус Дионисия в качестве Варшавского митрополита, с юридикцией, распространяемой с 1939 г. на территорию Генерал-губернаторства. Между тем реанимированная Сикорским УАПЦ находилась на территории рейхскомисариата «Украина», и большая ее часть ранее никогда не находилась в подчинении митрополита Дионисия как предстоятеля Польской Церкви. Дальнейшие шаги группы архиереев-автокефалистов еще более свидетельствовали об их пренебрежении к церковным канонам, что выразилось, прежде всего, в принятии ими в возобновленную УАПЦ «в сущем» сане «самосвятов»-липкивцев и Феофила (Булдовского), а также поставлении во «епископы» женатых клириков. Другая церковная группа, объединившая в своем составе большинство православного клира Украины под председательством архиепископа, впоследствии митрополита Алексия (Громадского), также фактически избрала курс на достижение автокефалии. Но реализовать это церковное направление намеревалась исключительно в соответствии с церковными канонами. Между тем сами епископы Автономной Церкви отнюдь не были единодушны в видении будущего украинского православия. Далеко не все выступали за отделение от Русской Православной Церкви и создание Поместной Украинской Церкви. Это подтверждает наличие группы иерархов Автономной Церкви во главе с епископом Пантелеимоном (Рудыком), оппозиционной по отношению к курсу митрополита Алексия (Громадского).

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010