Пребывая в составе иерархии Варшавской митрополии, владыка Алексий в 1924 г. поддался общему настроению и признал польскую церковную автокефалию, утверждение которой осуществил Константинопольский Патриархат по протекции правительства Польской Республики . Вне всякого сомнения, данное деяние явилось предосудительным с точки зрения канонического права. Помимо несогласованного с кириархальной Церковью отделения церковной области, произошел самовольный отход епископата от общения со своим Первосвятителем, каковым являлся Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Данное деяние явилось прямым нарушением 34-го Апостольского правила, которое гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих». После произошедшего в сентябре 1939 г. начала Второй мировой войны и последовавшего за этим вхождения западных украинско-белорусских регионов в состав СССР архиепископ Алексий еще несколько месяцев продолжал пребывать в польской церковной юрисдикции . Однако в начале 1940 г. он направился в Москву, где принес личное покаяние в отходе от Матери-Церкви и после этого получил законное назначение на должность управляющего Волынской епархией . На первый взгляд, его возвращение в Русскую Православную Церковь может показаться вынужденным шагом в условиях изменившихся политических реалий. Однако вся дальнейшая жизнь владыки будет свидетельствовать об искренности принесенного им покаяния. Постановлением Московской Патриархии от 28 октября 1940 г. произошло образование Тернопольско-Галицкой епархии посредством выделения из состава Волынской епархии приходов в западных областях Украины. В этой связи архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский) назначался управляющим новообразованной епархии с усвоением титула «архиепископ Тернопольский и Галицкий» . Начало Великой Отечественной войны и стремительное продвижение немецкой армии на восток радикальным образом изменили положение Православной Церкви на территории оккупированной Украины.

http://bogoslov.ru/article/6175530

Уже в июне 1941 г. Варшавский митр. Дионисий (Валединский), имевший титул «глава автокефальной православной Церкви в Генерал-губернаторстве» (назначен на этот пост после возвращения его на Варшавскую митрополию по распоряжению генерал-губернатора Польши Г. М. Франка от 23 сент. 1940), стал претендовать на руководство правосл. Церковью на Украине, которую он объявил своей канонической территорией. В начале войны Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) уклонился в раскол. Как явствует из опубликованных недавно документов, это произошло при активной поддержке Поликарпа со стороны митр. Дионисия. 28 июня 1941 г.- в день, когда немцы захватили Кременец, Дубно, Острог и Ровно и т. о. была оккупирована Зап. Волынь, митр. Дионисий издал на украинском языке послание «К высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всечестному духовенству и боголюбивой пастве в земле Волынской». В нем митрополит выражал радость по поводу занятия нем. войсками Волыни и связанной с этим возможности восстановления связей между епископами Волынской епархии и Варшавской митрополией. Дионисий обещал прибыть на Волынь, чтобы «лично выслушать пожелания духовенства и паствы и дать свои указания относительно дальнейших деяний». В тот же день митр. Дионисий написал письмо Поликарпу (Сикорскому), в котором рассказал о своих планах по разделению Волынско-Кременецкой епархии на Луцко-Ковельскую во главе с Поликарпом и Кременецко-Ровенскую епархию во главе с Алексием (Громадским). Дионисий послал письмо и архиеп. Алексию (Громадскому), но оно тогда до адресата не дошло: архиерей считался пропавшим без вести. 17 июля 1941 г. митр. Дионисий отправил доклад в Берлин, в Мин-во оккупированных территорий Востока, в котором информировал, что на «освобожденных землях Волыни и Полесья» находятся 2 архиерея его довоенной юрисдикции: архиеп. Александр (Иноземцев) и еп. Поликарп (Сикорский), а судьба Алексия (Громадского) остается неизвестной. В декрете от 11 авг. 1941 г. «К высокопреосвященнейшим епархиальным архиереям Александру (Иноземцеву), Алексию (Громадскому) и Поликарпу (Сикорскому)» митр. Дионисий официально предписывал архиереям «сохранять каноническое единство с автокефальной православной Церковью в Генерал-губернаторстве (Варшавской митрополией)», хотя такого единства никто из них тогда формально не имел. Тем же декретом Дионисий возвел Поликарпа в сан архиепископа Луцкого и Ковельского, а за архиеп. Алексием (Громадским) оставил Ровенско-Кременецкую и Житомирско-Овручскую епархии. Однако с 20 авг. 1940 г. Житомирская кафедра не была вакантной: ее занимали еп. Дамаскин (Малюта), а с 17 июля 1941 г. еп. Василий (Ратмиров), кроме того, эта кафедра никогда не принадлежала Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Владыка Вениамин (Новицкий) был избран Секретарем Собора Украинской автономной церкви. Когда началась особо острая борьба с неканонической иерархией Поликарпа (Сикорского) (Луцкой иерархией – по названию кафедры епископа Поликарпа), владыка Вениамин как секретарь Освященного Собора сыграл в ней не последнюю роль. Хотя основные полемические послания против антиканонических деяний епископа Поликарпа выходили за подписью митрополита Алексия (Громадского) – старейшего по хиротонии архиерея, рукополагавшего епископа Поликарпа и преподававшего когда-то в духовных школах. У Луцкой иерархии (или самоназванной «Украинской Автокефальной Православной Церкви») была поддержка оккупационных властей, она располагала многими соборами в Луцке и Ровно (столица рейхскомиссариата). Фото 3 Раскольник Поликарп (Сикорский) с фашистами 24 января 1942 года Сикорский был принят в Ровно заместителем рейхскомиссара и передал оккупационным властям приветствие. В адресе говорилось: «Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелания полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими, опекать духовенство которых я призван, я буду возносить молитвы к Всемогущему Господу» Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Автокефалистское «духовенство» отличилось и поддержкой антисемитской политики оккупантов. В воскресной проповеди в храме г. Ковеля в мае 1942 г. говорилось: «Когда последний еврей исчезнет с лица земли, мы выиграем войну». «Священник» Ковеля Иоанн Губа благословил отряд украинской полиции перед уничтожением нескольких тысяч евреев «Христиане, пристающие к варварам…» Мощным и четким словом прозвучали два послания местоблюстителя патриаршего престола Сергия (Старогородского) о раскольнической деятельности епископа Поликарпа. Во втором послании 1942 года («Пасхальное послание к православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками») говорилось: «По 8 правилу святого Григория Неокесарийского, христиане, пристающие к варварам, вместе с ними нападающие на христиан», не принимаются в число кающихся (слушающих) впредь до особого о них соборного рассуждения. Но правило говорит о покушающихся на грабительство вместе с варварами; новоявленная же группа автокефалистов хочет при помощи варваров-фашистов насильно отнять у украинцев их вековую преданность Православной Церкви…

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Оккупация. Церковь в автономном статусе. Борьба с расколом 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР , Украина была оккупирована. Прервалась связь иерархии Украины и Белоруссии со священноначалием в Москве. Экзарх митрополит Николай (Ярушевич) эвакуировался в центральную Россию. Украинские и белорусские иерархи РПЦ остались со своей паствой и со своими святынями в вынужденной изоляции и без связи с Москвой. Фото 2 Взорванный древний Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры В условиях оккупации Варшавский архиерей Дионисий (Валединский), ограниченный немцами лишь пребыванием в Варшаве, опираясь на епископа-националиста Поликарпа (Сикорского) и на общественно-политические национальные украинские организации, сразу же инициировал церковный раскол. История этого раскола на Украине, а также ориентиры антихристианской религиозной политики Третьего рейха хорошо и подробно описаны во многих монографиях и статьях 3 августа 1941 года «администратор автокефалии» Поликарп (Сикорский) опубликовал открытое письмо архиепископу Алексию (Громадскому) – старейшему по хиротонии архиерею на Украине (с 1922 года), в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской патриархии и присоединиться к восстановленному автокефалистскому обновленческому расколу. Украинские архиереи Русской Православной Церкви и архиепископ Алексий осудили самочиние Поликарпа и вмешательство Варшавской иерархии в жизнь Волынской епархии, которое повлекло нестроения. 18 августа 1941 года состоялось первое Епископское совещание в Почаевской лавре, подтвердившее принадлежность иерархии к Русской Православной Церкви и вынужденный автономный статус. Потому украинскую иерархию и паству под водительством митрополита Алексия (Громадского) часто называют «Украинской Православной автономной церковью». Деянием 5 этого собора от 18 августа 1941 года Полесско-Пинскому епископу Вениамину (Новицкому) было присвоено звание Владимир-Волынского викарного епископа Волынско-Кременецкой епархии с правом управления приходами бывших Владимирского и Любомильского повятов

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Отказавшись признать каноничность данного постановления и продолжив совершение богослужений по старому стилю, архимандрит Тихон (Шарапов) первое время стремился избежать открытого конфликта со священноначалием митрополии. В своих письмах и сообщениях епископу Алексию (Громадскому) он пытался убедить правящего архиерея в том, что календарная реформа не будет принята народом и породит церковные нестроения. «Назначенные благочинные (…) об этом не донесут, запуганные так не поступают, и т.о. Синод и Архиереи правды не узнают, а если и узнают, то м.б. слишком поздно, когда лицом к лицу столкнутся с гневом народным. (…) Но скрывать правду я не мог, не считаю нравственным даже. Предупредить грядущее легче, нежели врачевать уже поступившись» , – писал архимандрит Тихон управляющему Гродненской епархией. Помимо переписки с епископом Алексием (Громадским), настоятель Жировичского монастыря установил «большую переписку» о календарном вопросе с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Антонием (Храповицким) , которого лично знал со времени совместного пребывания в Почаевской лавре. Одновременно с этим архимандрит Тихон организовал составление обращения к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Валединскому) от лица православного населения Слонимского уезда с протестом относительно проведенной календарной реформы . Стремление архимандрита Тихона (Шарапова) сохранить употребление старого стиля в церковной жизни вызвало негативную реакцию священноначалия Православной Митрополии в Польше, которое рассматривало деятельность настоятеля Жировичской обители как «нецерковное и антииерархическое выступление» . Одновременно с церковным руководством на ситуацию в Жировичах обратили внимание представители светской власти, усмотревшие в действиях архимандрита Тихона антигосударственный характер. Резолюцией епископа Гродненского и Новогрудского Алексия (Громадского) 2174 от 17 июля 1924 г., положенной на рескрипте Министерства исповеданий и народного просвещения Польской Республики 4208/811 от 30 июня 1924 г., архимандрит Тихон был устранен от должности настоятеля Жировичского монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6192400

В ходе проведенных полицией розыскных мероприятий икона была найдена и 1 августа возвращена в Успенский собор . Тем временем архимандрит Тихон находился на Волыни, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе . Вернувшись в Жировичский монастырь 3 августа 1924 г., архимандрит Тихон (Шарапов) после богослужения обратился к верующему народу. В своем слове он осудил календарную реформу, заявил о незаконности своего отстранения от должности настоятеля и непризнании епископа Алексия (Громадского) в качестве управляющего Гродненской епархией. В качестве каноничного священноначалия он признавал лишь Святейшего Патриарха Тихона и отстраненного от управления Гродненской епархией двумя годами ранее архиепископа Владимира (Тихоницкого). Назначение игумена Исидора наместником обители архимандрит Тихон считал незаконным, в силу чего именовал последнего самозванцем. Однако пренебречь указом о запрещении в священнослужении он некоторое время не решался. Стремительно нараставшее напряжение между новоназначенным наместником и местным верующим населением, следовавшим за архимандритом Тихоном, достигло предела к 6 августа 1924 г. В этот день во дворе монастыря собралось около 100 человек, которые вызвали к себе игумена Исидора и под угрозой физической расправы потребовали от него возвращения к совершению богослужений по старому стилю. Лишь только вмешательство полиции предотвратило возможное столкновение между прихожанами и поддерживавшей наместника частью монашеской братии . Помимо местного населения и монахинь Красностокского монастыря, некоторые из которых с 1918 г. проживали при Жировичской обители, поддержку архимандриту Тихону оказал сенатор В.В. Богданович. Прибыв в Жировичи 8 августа 1924 г., он проводил встречи с местным населением и собирал подписи, убеждая людей не принимать введение нового стиля и новое руководство обители в лице игумена Исидора. Ощутив моральную поддержку со стороны сенатора, архимандрит Тихон (Шарапов) принял решение приступить к совершению богослужений вопреки наложенному на него запрету в священнослужении.

http://bogoslov.ru/article/6192400

АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1; Акты Святейшего Тихона… С. 185, 727. Акты Святейшего Тихона… С. 185, 728; АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об. АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1. Листовка Карловацкого Синода о положении Православной Церкви в Польше в редакции архимандрита Тихона (Шарапова). Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 2-х л. Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия/Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 116–117. Кудин А. Жизнь и архипастырские труды митрополита Алексия (Громадского) (1882–1943): Дисс. … канд. богосл. Жировичи: Минская духовная академия, 2008. С. 57; Священный Синод Православной Митрополии в Польше. Заседание 12 октября 1922 года. Журнал 15.//Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. 37–38. С. 4–5. АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об. Деяние Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 12 апреля 1924 года, в столичном городе Варшаве//Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. 12–15. С. 3. Письмо архимандрита Тихона (Шарапова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому). 29 июня/12 июля 1924 г. Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 1 л. Рапорт архимандрита Тихона (Шарапова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому). Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 2-х л. Л. 2 об. АУЖМ. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 5, 35–36. АУЖМ. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 5

http://bogoslov.ru/article/6192400

Справка 2. 78 пр. Карфаг[ского] Собора, по коему «священному чину прилично просить гражданскую власть о вспомоществовании Церкви в том случае, когда власть епископа пренебрегается». По правилу Карфаген[ского] же Собора 59 и Антиох[ийского] Соб[ора] 5, «Гражданской власти предаются для обуздания и приведения в порядок: епископы, непокорные собору, пресвитеры и диаконы, непокорные епископу». ПОСТАНОВИЛИ: 1) Принимая во внимание явное и злостное противление архим[андрита] Тихона (Шарапова) местной Высшей Церковной Власти, уволить его от должности настоятеля Жировицкого монастыря, оставив в силе наложенное на него запрещение в священнослужении и проповедании Слова Божия; 2) Настоятелем Жировицкого монастыря считать Ваше Преосвященство, сообщив о сем в Министерство Исповеданий для зависящих распоряжений; 3) Имея в виду крайне вредную деятельность архим[андрита] Тихона в Жировицком монастыре, опасную для жизни Церкви и мира церковного, а также его собственное желание быть отправленным в г. Тулу, – сделать соответственное представление в Министерство Исповеданий об облегчении архим[андриту] Тихону отбытия его за пределы Польши – в сов[етскую] Россию. О сем послать указы Высокопреосвященному Митрополиту Дионисию и Вашему Преосвященству. Почаев. 2 сентября 1924 года. 679.   Подписали: ЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР   За Правителя дел Е. Сакович.   С подлинным верно Член Консистории Протоиерей В. Козловский   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 35–36. Машинопись.   12 Письмо епископа Гродненского и Новогрудского Алексия (Громадского) наместнику Жировичского монастыря игумену Исидору (Лонгинову). 22 сентября 1924 г.   † Спешно Гродненский и Новогрудский Месяца Сентября дня 22 1924 г. 3082 г. Гродно   О. Наместнику Жировицкого мужского монастыря Игумену Исидору.   Предписываю Вам немедленно (до 1 го октября по нов. стилю обязательно) отправить в Гродно – в распоряжение настоятельницы Гродненского женского монастыря послушниц этого монастыря: Дарию Мелешко, Пелагию Бануль и Марию Бурак.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Новые иерархи и епархии Русской Зарубежной Церкви Освобождение советскими войсками Белоруссии и Украины привело к переезду на Запад многих представителей духовенства. Беженцы понимали, что служение на оккупированной территории и молитва за германскую власть являются для Советского государства поводом для ареста. Действительно, после изгнания гитлеровцев были арестованы и отправлены в лагеря архиепископы Дамаскин (Малюта) и Симон (Ивановский), епископы Вениамин (Новицкий) и Панкратий (Гладков). 379 Массовыми были и аресты среди священников. Подавляющее большинство бежавших на Запад священнослужителей впоследствии присоединилось к Русской Зарубежной Церкви. В ее состав вошли ушедшие из Белоруссии митрополит Минский и всея Белоруссии Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко), епископ Смоленский и Оршанский Стефан (Севбо), епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), архиепископ Гродненский и Белостокский Венедикт (Бобковский), епископ Гомельский и Мозырский Григорий (Боришкевич), епископ Брянский Павел (Мелентьев). К Зарубежной Церкви присоединились украинские иерархи. Прежде всего, это был архиепископ Пантелеймон (Рудык), фактически возглавивший Украинскую автономную Церковь после убийства украинскими националистами митрополита Алексия (Громадского). В РПЦЗ вошли также архиепископ Екатеринославский Димитрий (Маган), епископ Житомирский и Волынский Леонтий (Филиппович), епископ Винницкий и Подольский Евлогий (Марковский), епископ Ровенский Феодор (Рафальский). Отток населения в Западную Европу начался еще до полного изгнания гитлеровцев с советских территорий. Подобная картина была и в странах Восточной Европы. Если коренные жители, как правило, встречали советских солдат как освободителей, то русские эмигранты старались избежать встречи с советской государственной системой. В Германии сосредоточилось также немалое количество русских, вывезенных из СССР на работу. О росте православного населения в Германии можно судить по тому факту, что число русских приходов, храмов и молитвенных комнат за годы войны увеличилось более чем в пять раз. Если в 1941 г. их было 15, то к 1945 г. только на территории довоенной Германии их число достигло 80. 380

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Рева Лариса Григорьевна (Киев, Украина), кандидат филологических наук, член-корреспондент Академии высшего образования Украины, член Национального Союза краеведов Украины. Тема доклада: «Угроза действий репрессивной машины в отношении богослужебной литературы и начало создания фондов старопечатных книг Всенародной библиотеки Украины (1917–1921 гг.)»;     Иеромонах Иустин (Юревич) (Херсонская область, Украина), доктор богословия, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Качкаровки Новокаховской епархии УПЦ. Тема доклада: «Начальство и преподаватели семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре в 1917–1923 гг.». 17.00–17.15: Дискуссия ЗАОЧНЫЕ УЧАСТНИКИ:     Архиепископ Шумский Иов (Смакоуз) (Почаев, Украина), викарий Тернопольской епархии, ректор Почаевской духовной семинарии, кандидат богословия. Тема доклада: «Сложности составления назидательного жития Первоиерарха Автономной Православной Церкви в Украине митрополита Алексия (Громадского)»;     Шмелев Анатолий Всеволодович (Калифорния, США), кандидат исторических наук, куратор отдела стран СНГ Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета. Тема доклада: «Источники по советским религиозным гонениям в архиве Гуверского института, США»;     Ксения Деннен (Оксфорд, Великобритания), доктор философии, директор Кестонского института по изучению религии и коммунизма (Оксфорд, Великобритания). Тема доклада: «Институт Кестон и защита преследуемых христиан (По материалам журнала “Religion in the Communist Lands” 1973–1988 гг.)»;     Протоиерей Серафим Ган (Нью-Йорк, США), управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь Первоиерарха РПЦЗ, настоятель Серафимовского храма-памятника в Си-Клифе (Нью-Йорк, США). Тема доклада: «Обретение, освидетельствование и торжественное открытие мощей Алапаевских преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары»;     Протоиерей Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург, Россия), кандидат философских наук, доктор богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Тема доклада: «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: подвижники, не удостоенные должного почитания в Церкви, или страдальцы, лишенные покаянного сопереживания в стране»;

http://bogoslov.ru/event/6024079

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010