В июне 1934 г. епископ Поликарп впервые отслужил литургию на украинском языке в Ровенском соборе, при этом грубо обошелся с отказавшимся сослужить ему «на мове» настоятелем собора протоиереем Димитрием Сайковичем. 28 августа (10 сентября), в день памяти обретения мощей преподобного Иова Почаевского , в лавру съехалось множество богомольцев. Предводители так называемого «Беспартийного блока сотрудничества с правительством» Буря и Скрыпник (недавно скончавшийся «патриарх» Мстислав) устроили в обители грандиозную демонстрацию. Во время крестного хода, возглавлявшегося митрополитом Дионисием, в сослужении всех православных епископов Польши и сонма духовенства, над молящимися взвилось несколько десятков «жовто-блакитних» флагов, демонстранты развернули плакат с требованием создания Украинской Церкви, раздавались угрозы в адрес москалей. Один из бандитов замахнулся на митрополита Дионисия палкой, которую в последний момент поймал казначей лавры. Когда на колокольню был водружен «жовто-блакитний» флаг, архиепископ Алексий (Громадский), окинув взглядом происходящее, воскликнул: «Як гарно!» С горькими чувствами наблюдали молящиеся, как группа из ста человек во главе со Скрыпником и Бурей, устроив погром и разорение, вышла из лавры на базарную площадь Почаева и митинговала еще и там «за Ykpaihcьky Церкву». После почаевского скандала митрополит Дионисий уступил натиску украинизаторов и в 1934 г. перевел архиепископа Алексия (Громадского) из Гродно на Волынь, в Кременец. До революции владыка Алексий в протоиерейском сане был ректором Холмской семинарии и зарекомендовал себя русским патриотом, состоял в «Союзе архангела Михаила», написал книгу по церковной истории Холмщины, которую справедливо назвали «сплошным гимном русскому политическому и национальному самодержавию». Но в Польше архиепископа Алексия словно подменили, он стал одним из ревностных украинизаторов Церкви. Архиепископ Алексий издавал на украинском языке епархиальную газету, проповедовал в храме, что заметно смущало прихожан, которые хотя и были местного происхождения, но сознавали себя частью единого русского народа: в 20–30-х гг. на Волыни слово «украинец» воспринималось скорее не как этноним, а как обозначение политической ориентации, почти как синоним «самостийника». В 1937 г. в Волынской епархии было официально разрешено совершать богослужение на украинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

25 июня 1940 г. А. через покаяние был воссоединен с РПЦ архиеп. Волынским и Луцким Николаем (Ярушевичем) , экзархом зап. областей Украины и Белоруссии. 28 окт. 1940 г. А. был назначен викарием Волынской епархии с сохранением прежнего титула. 28 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. 30 марта 1941 г. участвовал в Москве в соборной встрече митр. Московского и Коломенского, Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) с архипастырями из Прибалтики, Зап. Украины и Зап. Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны А. продолжал архипастырское служение в условиях герм. оккупации. 18 авг. 1941 г. по приглашению архиеп. Волынского Алексия (Громадского) он участвовал в совещании правосл. епископов Украины, проходившем в Почаевской лавре . Оберегая каноническое устройство правосл. Церкви на Украине и учитывая невозможность для митр. Николая (Ярушевича), находившегося в это время в Москве, исполнять обязанности экзарха, участники совещания предоставили архиеп. Алексию (Громадскому), как старшему архипастырю, права митрополита церковной области. 22 авг. 1941 г. архиеп. Алексием А. был назначен на Херсонскую и Одесскую кафедру, к-рую он занимал до марта 1944 г. Затем, после непродолжительного пребывания в Румынии, А. вернулся в Чехословакию и в г. Карлсбаде (Карлови-Вари) служил в рус. храме во имя апостолов Петра и Павла. 19 окт. 1945 г. находившийся в то время в Карлсбаде представитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия I еп. Херсонский Фотий (Тапиро) назначил А. временно исполняющим обязанности настоятеля Петропавловского храма. 17 янв. 1946 г. Свящ. Синодом РПЦ А. был переведен на Орловскую и Брянскую кафедру, а 19 июля того же года - на Тульскую и Белёвскую кафедру. 3 дек. 1951 г. А. был арестован, сведений о дальнейшей судьбе нет. Ист.: Арх. МП РПЦ. Лит.: ЖМП. 1945. 11. С. 18; Антоний (Мельников), архим. Жировицкий монастырь в истории Западнорус. епархий. Од., 1964. Ч. 2. Ркп.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 292-293; Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии, 1917-1950 гг. М., 1997; Цыпин. История РЦ; Василий (Костюк), иеродиак. История Полесской епархии: 1922-1994 гг. Пинск, 1999. Ркп.

http://pravenc.ru/text/115978.html

Следует отметить, что далеко не все архиереи Автономной Церкви поддерживали курс экзарха на достижение полной независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Из документов религиозного отдела полиции безопасности СД следует, что в оппозиции к митрополиту Алексию (Громадскому) по данному вопросу находился, в частности, епископ Пантелеимон (Рудык). Он пытался привлечь на свою сторону и других Не известно заявлял ли владыка Пантелеимон прямо митрополиту о неодобрении его политики, однако очевидно, что в связи с контактами экзарха с Поликарпом (Сикорским) епископ Пантелеимон еще до разработки «акта» пытался воспрепятствовать возможному объединению с раскольниками. При этом епископ Пантелеимон не останавливался даже перед принятием крайних мер. Так, например, он составил письмо митрополиту Берлинскому Серафиму (Ляде) с изложением ситуации и просил последнего принять руководство православной Церковью на Украине. Это письмо подписали также епископы Полтавский Вениамин (Новицкий) и Днепропетровский Димитрий (Моган), которые вместе с епископом Пантелеимоном составили «инициативную Митрополит Серафим после долгих раздумий согласился на предложение украинских епископов, о чем отвечал владыке Пантелеимону в середине октября 1942 г. Митрополит Серафим поручил «инициативной группе» обратиться в Рейсхкомиссариат за необходимым для этого разрешением германских Однако, в силу существовавшего запрета на распространение деятельности духовенства Германии и Генерал-губернаторства на оккупированных восточных территориях, оккупационные власти эту просьбу не поддержали В ноябре 1942 г. в Киеве по вопросу об «акте объединения» состоялось совещание архиепископа Черниговского Симона (Иваницкого), управляющего делами Киевской епархии епископа Пантелеимона (Рудыка) и епископа Полтавского Вениамина (Новицкого). На совещании «акт» был признан не имеющим канонической силы. Митрополита Алексия просили снять свою подпись под этим документом. Ему также предложили отказаться от поста экзарха Украины вплоть до решения Всеукраинского Архиереи весьма строго квалифицировали действия митрополита Алексия, хотя к этому времени они, скорее всего, были вполне осведомлены о том, что сам митрополит считал «акт» проектом документа об объединении, не имеющим какого-либо канонического значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Ряд историков вменяют Почаевскому собору в вину учинение им церковного раскола — как по отношению к украинским православным группам, так и по отношению к Московскому В тоже время они считают, что «автокефалисты» из-за своих продолжительных дебатов проиграли «автономистам» и упустили наиболее приемлемое время для институализации своей церковной организации, а потому потеряли поддержку значительной части православных верующих и Православными историками создание автономной Церкви рассматривается как мера, способствовавшая сохранению канонической православной Церкви от Подтверждением того, что последняя точка зрения гораздо ближе к истине, является тот факт, что со стороны Московской Патриархии по поводу образования Украинской Автономной Православной Церкви не последовало никаких специальных заявлений. Такое молчание означало понимание того, что новый статус Украинской Церкви и позиция украинского епископата носят вынужденный характер. Также, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, частичное признание Московской Патриархией экзарших прав митрополита Алексия косвенно выражалось в том, что митрополит Николай (Ярушевич) под судебным определением по делу Поликарпа (Сикорского) от 28 марта 1942 г. подписался как «бывший экзарх Патриархии в Западных областях В то же время однозначно признать, что провозглашение Украинской Автономной Православной Церкви носило именно такой характер, нельзя — это было бы сильно упрощенным взглядом на проблему. В линии, избранной украинскими епископами во главе с архиепископом Алексием (Громадским) на Почаевском соборе, следует видеть не только и не столько стремление сохранить в создавшихся условиях единство с Русской Православной Церковью, сколько обеспечить безукоризненную каноническую основу для существования Украинской Церкви. При этом не исключалась и возможность ее будущей автокефалии. Подтверждение этого содержится в письме митрополита Алексия (Громадского) Поликарпу (Сикорскому) от 1942 г.: «Я поставил себе, вместе с собратьями-епископами, цель – независимость нашей Украинской Церкви, при автокефалии которой только и является возможным возрождение и развитие этой Церкви. Но независимость каноничную и законную… Обязательность канонического устройства является аксиомой и предпосылкой прочного бытия церковной автокефалии. Мы бессильны перед церковной действительностью. Мы не виновны в том, что оказались в 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии, но должны исходить из рамок этой юрисдикции, если хотим, чтобы наша автокефалия была канонической и законной… В свое время я присылал в Рейхскоммисариат постановление нашего Собора от 25 августа 1941 г… и гражданская власть хорошо знает о том, что наш Собор твердо стал на путь автокефалии, т. е. независимо ни от кого руководит делами Украинской Православной Церкви до того времени, когда все автокефальные Церкви, а вместе с ними и Московская Церковь, дадут свое благословение на автокефальное существование нашей Церкви каноническим

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

   Весьма характерно, что действия епископов автономной ориентации не вызывали никакого отклика со стороны Патриархии несмотря на ряд заявлений митрополита Алексия (Громадского) и его последователей о лояльности немецким оккупационным властям и канонически уязвимый способ установления ими церковной автономии. Само молчание главы Церкви по поводу их действий по существу выражало понимание того, что их статус и политическая позиция зависят полностью от обстоятельств. Под судебным определением митрополит Николай (Ярушевич) подписался еще как бывший экзарх Патриархии в западных областях Украины и Белоруссии; в этом обозначении себя бывшим заключено было частичное признание экзарших прав митрополита Алексия, по крайней мере, хотя бы на юрисдикцию в западных областях Украины.    Между тем пропасть между автономной и автокефалистской церковными ориентациями на Украине продолжала углубляться. 1 июля 1942 г. администратор Поликарп (Сикорский) в своем послании к пастве объявил о полном разрыве канонического и евхаристического общения с автономной Церковью. В свою очередь епископское совещание автономной Церкви в окружном послании от 30 апреля 1942 г. охарактеризовало автокефалистов как сектантов-липковцев. Автокефалисты, пользуясь покровительством со стороны оккупационных властей, открывали новые кафедры на Украине, к востоку от советско-польской границы: в Житомире, Виннице, Кировограде, Умани, Смеле, Лубнах. На Волыни в Ровно, где находилась резиденция рейхскомиссара, была открыта викарная кафедра администратора и на нее поставили епископа Платона (Артемюка). Унаследовав от липковцев и обновленцев приверженность к церковному беззаконию, автокефалисты допускали у себя белый епископат. Четверо из «иерархов» были женаты: Михаил (Хороший), которого поставили на Николаевскую кафедру, епископы Лубенский Сильвестр (Гаевский), Винницкий Григорий и Новомосковский Владимир (Малец).    Митрополит Алексий также позаботился о том, чтобы заместить кафедры в городах, которые до 1939 г. находились в составе Советского Союза. Викарный епископ Симон (Ивановский) был перемещен на Черниговскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Епископа Вениамина (Новицкого) перевели на Полтавскую кафедру. Епископ Антоний (Марценко), живший на покое в Камне-Каширском, был в сане архиепископа назначен на Херсонскую кафедру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   28 августа (10 сентября), в день памяти обретения мощей преподобного Иова Почаевского, в лавру съехалось множество богомольцев. Предводители так называемого «Беспартийного блока сотрудничества с правительством» — Буря и Скрыпник (недавно скончавшийся «патриарх» Мстислав) устроили в обители грандиозную демонстрацию. Во время крестного хода, возглавлявшегося митрополитом Дионисием, в сослужении всех православных епископов Польши и сонма духовенства, над молящимися взвилось несколько десятков «жовто-блакитных» флагов, демонстранты развернули плакат с требованием создания Украинской Церкви, раздавались угрозы в адрес москалей. Один из бандитов замахнулся палкой на митрополита Дионисия, которую в последний момент поймал казначей лавры. Когда на колокольню водружен был «жовто-блакитный» флаг, архиепископ Алексий (Громадский), окинув взглядом происходящее, воскликнул: «Як гарно!» С горькими чувствами наблюдали молящиеся, как группа из 100 человек во главе со Скрыпником и Бурей, устроив погром и разорение, вышла из лавры на базарную площадь Почаева и митинговала еще и там «за ньску Церкву».    После Почаевского скандала митрополит Дионисий уступил натиску украинизаторов и в 1934 г. перевел архиепископа Алексия (Громадского) из Гродно на Волынь в Кременец. До революции владыка Алексий в протоиерейском сане был ректором Холмской семинарии и зарекомендовал себя русским патриотом. Состоял в «Союзе архангела Михаила», написал книгу по церковной истории Холмщины, которую справедливо назвали «сплошным гимном русскому политическому и национальному самодержавию». Но в Польше архиепископа Алексия словно подменили, он стал одним из ревностных украинизаторов Церкви. Архиепископ Алексий издавал на украинском языке епархиальную газету, проповедовал в храме, что заметно смущало прихожан, которые хотя и были местного происхождения, но сознавали себя частью единого русского народа; в 20—30-х гг. на Волыни слово «украинец» воспринималось скорее не как этноним, а как обозначение политической ориентации, почти как синоним «самостийника».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1934 г. в связи с отказом митр. Варшавского Дионисия от управления Волынской епархией К. м. находился в ведении самостоятельного архиерея Волынской епархии, которым с 1934 по 1939 г. являлся архиеп. Алексий (Громадский) , настоятель обители. При этом братию возглавляли наместники в сане архимандрита (в 1935 упом. архим. Серафим (Васильев)). Случались конфликты между архиереем и братией. Так, на кухне у архиеп. Алексия работали сестры Обычского жен. мон-ря, что вызвало протест у насельников обители. Осенью 1939 г., с началом второй мировой войны и занятием территории Зап. Украины советскими войсками, в К. м. были закрыты Волынская ДС, духовная консистория, типография и другие епархиальные заведения (некоторые были возобновлены в 1941). У обители была отнята большая часть земель и половина строений (в частности, в зданиях семинарии разместились школа механизаторов и местная МТС). После 1940 г. К. м. вошел в состав Ровенско-Кременецкой епархии РПЦ, сохраняя статус резиденции правящего архиерея. Значение мон-ря возросло в 1941 г. с избранием архиеп. Алексия (Громадского) экзархом Украины с титулом митрополита Волынского и Житомирского. 7 мая 1943 г. иерарх был убит и похоронен в К. м. близ колокольни. В 1944 г., после освобождения Кременца от нацистов, город и район повторно вошли в состав Тернопольской обл. УССР; К. м. недолго принадлежал Волынской и Луцкой епархии, в 1946 г. оказался в составе Львовско-Тернопольской епархии. После окончания военных действий обитель, пребывавшая в бедственном экономическом состоянии, лишилась своего административно-епархиального статуса. В 1946 г. по согласованию с епархиальной и гос. властью часть книг из семинарии в Кременце была передана в б-ку воссозданной Волынской ДС в Луцке, а в 1951 г. архив Волынско-Кременецкой духовной консистории вывезен в Кременецкий городской архив. Кременецкий в честь Богоявления мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кременецкий в честь Богоявления мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. К янв. 1952 г. в К. м. числилось 14 насельников, в т. ч. 12 монахов. Обители принадлежало 4,17 га земли, в т. ч. 3,47 га под огородом и 0,70 га под садом. Валовой доход хозяйства составлял 33 225 р.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

Весьма характерно, что действия епископов автономной ориентации не вызывали никакого отклика со стороны Патриархии несмотря на ряд заявлений митрополита Алексия (Громадского) и его последователей о лояльности немецким оккупационным властям и канонически уязвимый способ установления ими церковной автономии. Само молчание главы Церкви по поводу их действий по существу выражало понимание того, что их статус и политическая позиция зависят полностью от обстоятельств. Под судебным определением митрополит Николай (Ярушевич) подписался еще как бывший экзарх Патриархии в западных областях Украины и Белоруссии; в этом обозначении себя бывшим заключено было частичное признание экзарших прав митрополита Алексия, по крайней мере, хотя бы на юрисдикцию в западных областях Украины. Между тем пропасть между автономной и автокефалистской церковными ориентациями на Украине продолжала углубляться. 1 июля 1942 г. администратор Поликарп (Сикорский) в своем послании к пастве объявил о полном разрыве канонического и евхаристического общения с автономной Церковью. В свою очередь епископское совещание автономной Церкви в окружном послании от 30 апреля 1942 г. охарактеризовало автокефалистов как сектантов-липковцев. Автокефалисты, пользуясь покровительством со стороны оккупационных властей, открывали новые кафедры на Украине, к востоку от советско-польской границы: в Житомире, Виннице, Кировограде, Умани, Смеле, Лубнах. На Волыни в Ровно, где находилась резиденция рейхскомиссара, была открыта викарная кафедра администратора и на нее поставили епископа Платона (Артемюка). Унаследовав от липковцев и обновленцев приверженность к церковному беззаконию, автокефалисты допускали у себя белый епископат. Четверо из «иерархов» были женаты: Михаил (Хороший), которого поставили на Николаевскую кафедру, епископы Лубенский Сильвестр (Гаевский), Винницкий Григорий и Новомосковский Владимир (Малец). Митрополит Алексий также позаботился о том, чтобы заместить кафедры в городах, которые до 1939 г. находились в составе Советского Союза. Викарный епископ Симон (Ивановский) был перемещен на Черниговскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Епископа Вениамина (Новицкого) перевели на Полтавскую кафедру. Епископ Антоний (Марценко), живший на покое в Камне-Каширском, был в сане архиепископа назначен на Херсонскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В дек. 1937 г. в католичество перешли сотни жителей пограничных с СССР повятов: Кременецкого, Дубенского, Здолбуновского, Ровенского и Костопольского. Апогеем «ревиндикации душ» стали события в с. Гриньки Кременецкого повята, где прошли массовые аресты местного населения, к янв. 1938 г. количество «новообращенных» католиков в селе превысило 200 чел. Поляки пытались превратить православный храм в Гриньках в костел, церковь была долгое время опечатана. Из-за большого резонанса событий в Гриньках депутаты сейма от «угодовского» лагеря вынуждены были отреагировать, вносили в сейм и правительство Польши петиции, не имевшие результата. Более действенным был отклик архиеп. Алексия (Громадского). По его благословению Гриньки посетили волынский епархиальный миссионер прот. Серафим Казновецкий и сотрудник консистории свящ. Антоний Брыних. За выступления против «ревиндикации душ» они были арестованы и отправлены в лагерь Береза-Картуска (ныне Берёза Брестской обл., Белоруссия). Несмотря на меры властей, с 25 по 29 янв. 1938 г. архиеп. Алексий совершил поездку по Лановецкому благочинническому окр., подбадривая местное население и призывая его стоять до конца за Православие. 28 марта 1938 г. в Кременце состоялось заседание Волынского епархиального юбилейного комитета по празднованию 950-летия Крещения Руси, на к-ром решено было выразить протест властям и направить делегацию для встреч с президентом, премьером и маршалом. 9 мая 1938 г. премьер-министр Ф. Славой-Складковский принял архиеп. Алексия, прот. Н. Малюжинского и жителя с. Гриньки Е. Ничку, но репрессии не прекратились. «Ревиндикационные» акции продолжились в 1938-1939 гг. в селах Сураж, Юськовцы, Краснолука, Вел. Дедеркалы и Осники Кременецкого повята, в ряде др. пограничных с СССР местностей. По данным властей, в 1938 г. в Волынском воеводстве удалось обратить в католичество из Православия 12 тыс. чел. По всей видимости, данные завышены, поскольку большие группы «новообращенных» вскоре вернулись в Православие, напр. в селах Боложовка и Гриньки Кременецкого повята, Подлужье - Дубенского, Вербче - Костопольского, Буща - Здолбуновского повята.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В Тернопольской епархии УПЦ, куда мы прибыли для изучения ситуации захватов храмов раскольниками, состоялось краткое общение с митрополитом Сергием, порекомендовавшим посетить село Куты Шумского района, где раскольники «КП» осуществляют очередной рейдерский захват храма, а затем уже побывать в Свято-Георгиевском приходе с. Катериновка. Там при захвате церкви в сентябре прошлого года было учинено нападение на православных верующих филаретовцами вместе с боевиками «Правого сектора», батальона «Тернополь-2», что вызвало огромный резонанс в СМИ, но не получило до сего дня официальной правовой оценки МВД и Минкульта, контролирующего ныне вопросы религиозной жизни Украины.      По дороге в село Куты В Богоявленском Кременецком женском монастыре в часовне преподобного Иова Почаевского покоятся мощи патриаршего экзарха Украины митрополита Алексия (Громадского), убиенного 7 мая 1943 года по дороге из Кременца в Луцк. Митрополит Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский, †1943). Фото: sammler.ru      Убийство это было совершено боевиками УПА-ОУН(м), «мельниковцами», поддерживающими «Украинскую автокефальную православную церковь», о чем прямым текстом говорит в своих воспоминаниях участник злодеяния, эмигрировавший в США куренной УПА М. Скорупский (1) . Могила митрополита Алексия Похоронили убиенного митрополита в Кременецком монастыре напротив Богоявленского храма, слева у колокольни, а в 1961 году, перед закрытием монастыря, во избежание поругания останки захоронения перенесли на Кременецкое городское кладбище рядом с могилой его матери. И в 2005 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира они были обретены нетленными и возвращены в монастырь. Ныне останки покоятся в раке часовни прп. Иова Почаевского недалеко от первой могилы митрополита. Эта встреча с историей 70-летней давности подвигла перелистать страницы еще на несколько десятилетий назад и вспомнить обстоятельства возникновения УАПЦ. В 1921 году, 14 октября, в Софийском соборе в Киеве открылся так называемый Всеукраинский православный церковный собор, принявший решение, ввиду отсутствия на нем канонических архиереев, «самостоятельно создать епископат». Главой УАПЦ был избран отлученный от Церкви священник Василь Липковский. «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам. Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами кощунственным образом: на Липковского возложили руку мощей священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами». Со временем УАПЦ была упразднена большевиками. Большая часть «духовенства» репрессирована, остальная выехала за границу.

http://pravoslavie.ru/91722.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010