Облюбовали холм Маковец: «Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их». Место было известно окрестным жителям чудесными явлениями, о чем сами пустынники, впрочем, не подозревали. На расчищенной поляне срубили общую келью, затем небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Освятили его в 1340 году. Вскоре, не выдержав тягот отшельничества, Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же прожил еще несколько лет на огородном и «подножном» корму. Двадцати трех лет он принял постриг под именем Сергия от игумена Митрофана Радонежского, которого давно знал и, возможно, именно для этого позвал к себе в чащу. Митрофан, прославленный позже в чине Преподобного, разнес окрест вести об удивительном подвижнике. К Сергию потекли монахи и мирские, жаждавшие духовного спасения. Оставшиеся с ним рубили кельи, украшали храм, городили стены, разбивали огороды. Численность братии долго не превышала двенадцати человек – по числу Апостолов. Первым игуменом стал тот самый Митрофан, вскоре умерший. После его преставления иноки по благословению епископа Волынского Афанасия упросили стать игуменом Сергия. Тогда же епископ рукоположил его в сан священника. В житии Преподобного подробно рассказывается о духовных и трудовых подвигах братии. Сергий запретил инокам просить подаяние, настаивая на строгой жизни от своих трудов и сам подавал в этом пример, выполняя вместе со всеми самую черную работу. Когда братия стала умножаться, потребовалось упорядочить монастырское бытье. Вести о лесном монастыре и его игумене дошли до самого Константинополя. Однажды в Свято-Троицкую обитель пожаловали греки с посланием от самого Вселенского Патриарха Филофея. Он предлагал обители общежительный устав, какой Преподобный Феодосий ввел в первом русском Киево-Печерском монастыре. По названию обители в Царьграде он именовался Студийским. Сергий обратился за советом к московскому Святителю митрополиту Алексию. И, получив его благословение, ввел общежительство с общим имуществом и разделением труда братии. Не все приняли новшество: прежде каждый монах жил со своим скарбом на особину и сходились только в общей молитве. Среди недовольных оказался и брат Стефан, вернувшийся в лесную обитель.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война. Основание [ править править код ] В нач. 1919 г. в Изу прибыл иеромонах Амфилохий (Кеминь), который во время войны также оказался в заключении. Начав пастырское служение у земляков, о. Амфилохий почувствовал острую нужду в помощниках. Он посетил Яблочинскую обитель и привез оттуда иеромонаха Матфея (Вакарова), священников Георгия Плиску и Михаила Мачку. Поправив здоровье в больнице Киево-Печерской Лавры, в мае вернулся в Закарпатье и о. Алексий. Названные подвижники решили создать в Изе монастырь. В сентябре Закарпатье вошло в состав Чехословакии, признавшей права православных. 1-е насельники обители проживали в церковном доме при сельском храме. В 1920-1921 гг. в монастыре совершилось 3 выдающихся события: избрание о. Алексия настоятелем, посвящение его в игумена и 1-й Собор православных жителей Закарпатья. Через некоторое время о. Алексий удостоился сана архимандрита. В 1925 г. о. Алексию поручили руководство Духовной Консисторией – органом ведения дел православных приходов и монастырей края. В силу нового назначения о. Алексия, настоятелем обители избрали о. Матфея, который затем принял сан игумена. В том же году монастырь перенесли в урочище Карпутлаш близ Изы, а о. Матфей был возведен в сан архимандрита. Продолжение истории [ править править код ] При монастыре неоднократно проводились пастырско-богословские курсы (в 1928 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 17 июля 2008 г. 17:40 16 июля в резиденции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской лавре под председательством Его Блаженства состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел , Днепропетровский и Павлоградский Ириней , архиепископы Хустский и Виноградовский Марк , Белоцерковский и Богуславский Митрофан , Каменец-Подольский и Городокский Феодор , а также епископы Александрийский и Светловодский Пантелеимон и Бориспольский Антоний , сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви . Синод постановили направить обращение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой «внести в Устав уточнения, обусловленные правами расширенной автономии Украинской Православной Церкви». На заседании Синода поочередно были рассмотрены направленные в адрес Украинской Православной Церкви обращения схизматических организаций: «Обращение Священного Синода и епископата УПЦ КП к архиереям, духовенству и верующим Украинской Православной Церкви (в составе Московского Патриархата)» от 14 декабря 2007 года и «Обращение Архиерейского Собора УАПЦ к Поместному Собору УПЦ» от 27 ноября 2007 года. На заседании была также заслушана информация Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины об обращении главы Украинской греко-католической Церкви кардинала Любомира Гузара , которое поступило на адрес Предстоятеля Украинской Православной Церкви от 26 апреля 2008 года. По итогам слушаний члены Синода утвердили тексты писем, которые направлены в ответ на указанные обращения. На заседании также принято обращение к президенту, главе Верховной рады и председателю Правительства Украины с призывом провозгласить 28 июля, День памяти святого равноапостольного князя Владимира, национальным праздником Украины. Помимо этого члены Синода утвердили состав Церковного суда Украинской Православной Церкви, новый состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ, приняли другие кадровые решения и рассмотрели иные вопросы церковной жизни. Патриархия.ru   Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/437418.htm...

Более шести столетий назад, в пятидесятые годы 14 века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353 - 1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества С этой целью он отправился в северные земли княжества и остановился в лесном урочище, именуемом по реке Махрище. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского Преподобный Стефан получил от Великого князя не только грамоту на пользование найденным местом, по и пожертвования на строительство монастыря Молва о благочестии преподобного распространилась среди окрестных жителей К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства все это было с успехом построено, и преподобный Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преподобного Сергия, был введен общежительный устав. Немало скорбей пришлось претерпеть преподобному Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преподобный Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал около 1370 года Троицкий Авнежский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Владимир Русак Скачать epub pdf Богослужебная жизнь Богослужебные книги. В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию , и непристойные запретить; б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой; в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина); г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.). При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: 1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725). 2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744). 3. Последование в Неделю Православия (1761). 4. Чин умовения ног (1765). 5.Чин Мироварения(1767). 6. Обе Триоди. Несколько служб и акафистов были составлены заново: 1. Служба в память о Полтавской битвы (1709). 2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777). 3. Чин исповедания (1766). 4. Чин исповедания отроков (1769). 5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795). 6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому , Стефану Пермскому (с акафистом). С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев. Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прозорливость матушки была бесспорна для всех знавших ее. За несколько месяцев до возобновления Киево-Печерской твердыни обмолвилась: «Уже и лампады в пещерах зажигают». Однако, когда ей сообщили об открытии Лавры, сказала, как отрезала: «Открыли, да не на радость». Что будет сначала: голод или война, спросили матушку Алипию. «Как для людей спасительнее», – был ответ. «Из Киева не уезжайте, – наказывала матушка, – везде голод будет, а в Киеве хлеб есть». И чем глубже погружаешься в жизнь киевских подвижников благочестия, тем больше убеждаешься: здесь столько святынь, которые в трудный час напитают, как хлеб насущный! «Своих людей Господь до смерти не допустит, верных будет держать на одной просфоре», – пророчествовала матушка. Порой она повествовала о предметах странных и непонятных уму человеческому. «Однажды она нам всю кончину мира описала, – вспоминает Л.А. Чередниченко. – Около часу говорила, мы внимательно слушали, но все выпало из памяти, лишь две-три фразы остались, как ориентир во тьме…». «Государства по деньгам различаться будут, – в другой раз открыла старица. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмется их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». Пророчества о захвате Сибири китайцами Пророчества преподобного Серафима Вырицкого Серафим Вырицкий предсказал множество событий, обладал даром ясновидения, исцелял людей, будучи одним из самых известных старцев того времени. Еще в 1927 году батюшка предсказал Вторую Мировую войну: «Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу. И у нас эти же правители будут открывать храмы, хотя сейчас закрывают». В том же 1927 году предсказал архиепископу Алексию Хутынскому (Симанскому) его будущее патриаршество, когда тот пришел к нему за советом об эмиграции, дабы спастись от почти неминуемо надвигающегося ареста или даже расстрела. Еще до того как Алексий задал вопрос, старец Серафим ответил: «Ничего не страшитесь. Владыка, Вы нужны России. Вы будете патриархом 25 лет. После святейшего Тихона у нас долго не будет Патриарха. Митрополит Сергий и года не будет Патриархом, потом Вы станете Патриархом». Так все и случилось. Алексий был главой Русской Православной Церкви с 1945 по 1960 год.

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая Почитаемая могила Блаженная Алипия На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, справа от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века. Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в XIX и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

http://pravoslavie.ru/48896.html

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского , привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи. С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол. С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине. Современное состояние [ править править код ] Свято-Успенская Почаевская Лавра - крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине. Храмы лавры План лавры План Свято-Успенской Почаевской лавры Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Москва, 26 марта 2009 г. 25 марта в Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В заседании приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Донецкий и Мариупольский Иларион, Черкасский и Каневский Софроний; архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Вышгородский Павел, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Конотопский и Глуховский Лука. Перед началом заседания иерархи совершили заупокойную литию по Святейшему Патриарху Алексию II и возгласили многолетие новоизбранному Святейшему Патриарху Кириллу. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение пригласить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетить Украину. С целью подготовки Патриаршего посещения создана комиссия во главе с управляющим делами Украинской Православной Церкви архиепископом Белоцерковским и Богуславским Митрофаном. Принято решение о проведении на Украине церковных торжеств по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской иконы Божией Матери и 350-летия обретения святых мощей преподобного Иова Почаевского, в связи с чем создана комиссия по организации празднования во главе с наместником Почаевской Успенской Лавры архиепископом Почаевским Владимиром. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви имя святого благоверного князя-мученика Иоанна Путивльского и постановил отмечать его память 20 сентября по старому стилю. Синод также благословил причислить к лику местночтимых святых Симферопольской епархии игумению Параскеву (Родимцеву) Топловскую (+1928) и установил день ее памяти на 20 ноября по старому стилю. К лику местночтимых святых Херсонской епархии причислена подвижница благочестия блаженная Домника Ивановна Ликвиненко (+1967). Память ей установлена 28 мая по старому стилю. К лику местночтимых святых причислены также подвижники Глинской Богородиеце-Рождественской пустыни: схимитрополит Серафим (Мажуга); схиархимандрит Андроник (Лукаш); схиархимандрит Серафим (Романцов). День памяти — 9 сентября по старому стилю.

http://pravoslavie.ru/29782.html

О. Алексию, как одному из самых уважаемых и почётных гостей, было поручено переоблачить святые мощи. С великим благоговением совершив их переоблачение в пещере, где почивали они, старец погрузился в молитву – и тут ему, как бы в тонком сне, предстало дивное видение. В великой славе предстал ему сам Угодник Божий и сказал: «Спасибо тебе за то, что потрудился для меня. Поминай на проскомидии моих родителей иерея Никиту и Марию». «Святитель Божий,– отвечал поражённый старец,– как же я, грешный, дерзну молиться о них, когда сам ты пребываешь в такой славе у Господа?» – «Поминай их при принесении Бескровной Жертвы,– снова повторил Святитель,– ибо это – выше моих молитв». Видение закончилось. Не чувствуя себя достойным подобного откровения и не доверяя себе, старец, несмотря на поздний час, поспешил к Владыке Митрополиту и, павши ему в ноги, поведал о бывшем с ним. Внимательно выслушал мудрый архипастырь взволнованного старца и успокоил его, говоря: «Верю, что Господь устами святителя Феодосия поистине открыл тебе великую тайну безмерной Своей милости, даруемой Им людям через нас, недостойных пастырей, при совершении Божественной Литургии и принесении Бескровной Жертвы. До времени умолчи о бывшем тебе видении, молись, как заповедал тебе Угодник Божий, а там сам Господь имиже весть судьбами поможет тебе утвердиться в виденном». Нужно же сказать, что ни память народная, ни история не сохранили имён родителей Святителя Феодосия. Слова Владыки оказались пророческими. Прошло несколько лет, и в одном из самых древних киевских монастырей – Выдубицком – был найден Синодик из рода Углицких и в нём собственноручная запись святителя Феодосия, бывшего в том монастыре игуменом, имён его родителей: иерея Никиты и Марии. 10. Скромность старца КОГДА мы переходим к частной жизни о. Алексия, то здесь мы оказываемся пред большим затруднением: подвиги преподобного Алексия были сокрыты от посторонних глаз, и для нас была открыта только внешняя сторона его жизни. Келлия о. Алексия в Голосеевской пустыни была скромна. Она состояла из трёх маленьких комнаток. Обстановка этих комнаток бедна. Несколько икон, из которых он почитал особенно одну – это икона Божией Матери, которою благословила его мать; диванчик, на котором принимал почётных гостей, перед диванчиком ничем не покрытый столик, на котором постоянно лежало Евангелие на славянском языке больших размеров; этажерка для книг, стол для трапезы, кровать с постоянно поднятым матрацем, на которой о. Алексий, кажется, никогда не спал; медный умывальник с металлическим тазиком и несколько простых тумбочек – вот всё, что составляло обстановку келлии о. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010