Другой раз Господь открыл преп. Алексию день смерти Государя Александра 2-го. 1-го марта 1881 года о. Алексий совершал божественную Литургию в сослужении иеродиакона Тихона в пещерной церкви Преп. Антония. По совершении проскомидии перед покрытием дискоса и чаши покровцами взор отца Алексия остановился на частице, вынутой в честь Государя Александра 2-го: частица показалась ему не белой, какими были все прочие частицы, а светло-коричневой, как бы облитой вином. Тогда о. Алексий подзывает иеродиакона Тихона и, не говоря ничего о замеченном изменении частицы, спрашивает его, не облил ли он нечаянно при влитии вина в чашу частиц. Иеродиакон заявил, что он вина при влитии его в чашу не проливал. Когда же о. Алексий указал ему на частицу Государя и сказал, что она пропитана вином, иеродиакон, посмотревши на частицу, также сказал, что она в вине. О. Алексий замолчал. Здесь же в алтаре случился в это время бывший тогда в Лавре на покое игумен Мелхиседек (раньше – московский протоиерей Михаил, кандидат Московской Дух. Академии). О. Алексий обращает и его внимание на частицу, но она ему показалась вполне белой, как и прочие частицы, а потому он заявил о. Алексию: «Это просто у Вас в глазах что-то неладно, а частица ничем не отличается от других». К Литургии пришёл иеросхимонах Исихий, духовный отец о. Алексия. Тогда о. Алексий подозвал к жертвеннику о. Исихия и показал ему частицу Государя, не говоря ничего о том, что сказали по поводу частицы иерод. Тихон и игум. Мелхиседек. Иеросхимонаху Исихию частица показалась не белой, а такой же, как и о. Алексию казалось – светло-коричневой. Он взял даже её в руки, чтобы лучше рассмотреть. После осмотра частицы он заявил: «Это её иеродиакон облил вином». В великом смущении и скорби о. Алексий начал божественную службу. Теперь он не сомневался, что частица не была облита вином, а это великое Божие чудо, предзнаменующее какое-либо событие в жизни Государя Александра 2-го. Этим событием оказалась смерть Александра 2-го, который в этот именно день был убит в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

К лету 1923 в Киево-Печерской Свято-Успенской лавре оставалось ещё около 400 насельников (перед революцией было полторы тысячи). В замечательной книге профессора Ивана Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)» читаем о владыке: «Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета. Его жизнь представляла своеобразный интерес. В миру грузинский князь, он получил блестящее воспитание и образование. Впоследствии, уйдя из мира, он не раз вспоминал о своих прежних высоких связях и знакомствах. Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах с царской семьей…» В 1923 ему было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Это касается не только профессора Никодимова, которому тогда был 31 год. Будущий архиепископ Леонтий Чилийский (Василий Константинович Филиппович; 1907-1971) повествует, что Абашидзе почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. «Жил он не для себя – писал владыка Леонтий, – а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы». О жизни Абашидзе в Киеве существуют обрывочные сведения. Все они яркие. Вот часть из них. В житии преп. Алексия Голосеевского (Владимир Иванович Шепелев; 1840-1917) – старца-духовника Киево-Печерской Лавры – мы находим рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны: «В 1925-м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде…» Сон повторялся ещё два раза. «Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским… Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду… Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия… Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались…»

http://pravoslavie.ru/37456.html

Arhiva În memoria Preafericitului mitropolit al Kievului Vladimir 5 iulie 2014 18:22 La 5 iulie 2014 a trecut la Domnul Întâistttorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina Preafericitul mitropolit al Kievului i al întregii Ucraine Vladimir (Sabodan). Foto: Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii Торжества в Калининграде по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в канун дня памяти святителя Николая 18 декабря 2006 г. Встреча Святейшего Патриарха Алексия с митрополитом Киевским Владимиром и мэром Киева 20 декабря 2006 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 23 июня 2008 г. Совместное богослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре 13 октября 2008 г. Отпевание Святейшего Патриарха Алексия в Храме Христа Спасителя 9 декабря 2008 г. Лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед началом заседания Священного Синода 10 декабря 2008 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 10 декабря 2008 г. Открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. Голосование членов Архиерейского Собора по кандидатурам на Патриарший Престол 25 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Патриарший Престол 27 января 2009 г. Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Молебен в Киево-Печерской лавре 25 февраля 2010 г. Божественная литургия в Успенской Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси 28 июля 2010 г. Божественная литургия в Успенской Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси 28 июля 2010 г. Торжественный акт, посвященный 75-летию Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира 22 ноября 2010 г.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3683491...

Православные верующие оказали горячий прием Патриарху Алексию II, передает корреспондент портала " Интерфакс-Религия " . Прилегающие к лавре улицы перед приездом Патриарха были запружены народом. Когда патриарший кортеж показался на подъезде к лавре, толпа начала громко скандировать : " Алексий II - наш Патриарх! " Собравшиеся верующие держали хоругви, российские флаги и флаг Дома Романовых, у большинства в руках были большие портреты предстоятеля Русской Православной Церкви. Некоторые держали лозунги: " Автокефалии - дорога в ад! " , " Триединая Русь - неделимая Церковь " , " Алексий - наш Патриарх! " Когда Патриарх поднялся на помост перед главным лаврским собором, собравшиеся на площади устроили овацию. Предстоятель РПЦ совместно с митрополитом Киевским Владимиром отслужил молебен киево-печерским святым. На площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры Патриарх Алексий и митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиереев Русской и Украинской Православных Церквей совершили молебен. По окончании молебна митрополит Владимир поблагодарил Патриарха за то, что он посетил в Киеве празднование 1020-летия Крещения Руси. «Мы счастливы, что имеем едино крещение, что имеем возможность вместе служить единому Богу, сказал митрополит Владимир. Мы счастливы, Ваше Святейшество, видеть вас на Киевской земле». В знак этой встречи митрополит Владимир подарил Предстоятелю Русской Церкви икону подвижников Печерских с частицей мощей. В ответном слове Патриарх Алексий отметил, что «Архиерейский Собор который прошел в Москве в июле, засвидетельствовал нашу приверженность единству церковному». «Сегодня, сказал Патриарх, мы ощущаем это единство в вере Христовой. Я благодарю всех, кто собрался сегодня здесь, в Киево-Печерской лавре для нашего первого (в рамках данного визита примеч. ред. ) молитвенного общения. Я благодарю народ Божий, который приветствовал нас радостным Пасхальным пением». Затем Патриарх Алексий, в сопровождении наместника обители архиепископа Вышгородского Павла, направился в нижние пещеры лавры. После посещения Крестовоздвиженского храма Патриарх поклонился мощам печерских угодников, почивающих в пещерной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, и совершил помазание святым елеем.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Бывали преп. Алексию явления из загробного мира и раньше этого случая. Когда он был ещё ризничим Великой церкви Лавры, в лаврской типографии работал хороший наборщик – молодой человек по имени Иоанн (день Ангела 24 июня). О. Алексий, как духовник Иоанна, советовал ему в Петров пост поговеть, поисповедаться и ко дню Ангела приобщиться. Иоанн не послушался, а дал обещание о. Алексию поговеть в Успенский пост. Но не пришлось ему исполнить своего обещания. Вскорости после дня своего Ангела он пошёл на Днепр купаться и там утонул. О. Алексий помолился за него после смерти, а потом и забыл о нём. Через некоторое время, в воскресенье после утрени, о. Алексий, зашедши к себе в келлию, сел отдохнуть. Вдруг слышится стук, открывается дверь, и в комнату, где сидел старец, входит Иоанн. О. Алексий вскочил со стула, на котором сидел. «Разреши меня,– обратился Иоанн к батюшке,– а то я связан: соблудил и, не покаявшись, утонул». О. Алексий сейчас же накинул епитрахиль и прочитал над Иоанном разрешительную молитву. Видение исчезло. Через некоторое время, по молитвам о. Алексия, который хотел узнать, имело ли значение разрешение, снова явился Иоанн и сказал, что теперь ему легче. 14. Помощь прозорливостью ОТЕЦ АЛЕКСИЙ предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, при всяком удобном и неудобном случае. Прозорливость свою преп. Алексий обнаруживал большею частию тогда, когда хотел поддержать слабого человека или вразумить заблудшего, или обличить грешника, или предупредить об опасности... 1 . Семейство К-ых, состоящее из отца, матери и нескольких детей, прогуливаясь по Голосеевскому лесу, зашло в пустынь. Набожная мать предложила мужу и детям зайти к о. Алексию за благословением и наставлением. Батюшка, выйдя из келлии, сказал им: «Идите чай пить». Все отправились в монастырскую гостиницу. Уселись за стол. Вдруг приходит о. Алексий и ставит пред матерью семейства банку варенья, говорит: «Ешь сама, но мужу не давай, ешь сама».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Киево-Печерской Лавре состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 18.07.2008 16 июля в Митрополичьей резиденции в Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви , сообщает официальный сайт УПЦ. В заседании Синода приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, епископы Александрийский и Светловодский Пантелеимон и Бориспольский Антоний. Синод Украинской Православной Церкви постановил направить обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой внести в Устав уточнения, обусловленные правами расширенной автономии Украинской Православной Церкви. В частности, Святейшего Патриарха Синод УПЦ просит «внести в пункт 5 раздела VII («Церковный суд») норму, по которой право налагать такие канонические прещения как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана и отлучение от Церкви в пределах Украинской Православной Церкви было бы передано Предстоятелю и Священному Синоду Украинской Православной Церкви». В обращении отмечается: «Новая формулировка данного пункта могла бы звучать следующим образом: “Канонические прещения, такие, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви налагаются епархиальным архиереем или Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом (в пределах Украинской Православной Церкви – Митрополитом Киевским и всея Украины и Священным Синодом Украинской Православной Церкви) только по представлению церковного суда”». На заседании Синода УПЦ были рассмотрены направленные в адрес Украинской Православной Церкви обращения раскольнических организаций — «священного синода и епископата» т.н. «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП) (от 14 декабря 2007 г.) и «архиерейского собора» т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) (от 27 ноября 2007 г.). Также митрополит Киевский и всея Украины Владимир сообщил о поступившем на его имя обращении главы Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардинала Любомира Гузара (от 26 апреля 2008 г.). В данных обращениях раскольники и униаты выразили свое понимание вопроса о достижении церковного единства на Украине.

http://drevo-info.ru/news/5259.html

Вместе со знамениями Божией милости к преп. Алексию здесь же, при пещерах, начинаются для него и великие скорби. В пещерах ежегодно в июле месяце переоблачаются Преподобные. Для этого их по порядку выносят из пещер наверх в особую залу. При переоблачении всегда присутствует и ризничий пещер. В один из годов служения о. Алексия при пещерах в день переоблачения Преп. Исаакия о. Алексий после переоблачения указанного Угодника остался в зале, а остальные старцы, участвовавшие в переоблачении, вышли. Они должны были прийти к 3-м часам дня в ту же залу, чтобы там совершить, по обычаю, акафист Божией Матери перед облачёнными мощами угодников. Когда о. Алексий дожидался прихода старцев, в зале вдруг стало темнеть. Темнота в комнате в то время была совершенно неожиданной и неестественной, так как на дворе было совершенно светло и солнце своими светлыми лучами смотрело прямо в окна залы. О. Алексию стало страшно, но бежать он не мог. Позабыл он перекреститься и прочитать Иисусову молитву. И вот появляется перед о. Алексием сам диавол... Позади его ад... Очертания его тела были неопределённы, но голова его всё время менялась: то она напоминала собою голову человека, то обезьяны, то собаки, то какого-то иного животного, а изо рта так и пышет. О. Алексий стоял еле живой, он не мог двинуть ни одним своим членом. Диавол, обращаясь к нему, говорит: «Ты меня своим смирением побеждаешь... Но я тебе покажу, я тебе наделаю делов...» Видение на этом окончилось. И действительно, впоследствии, скоро после описанного видения, о. Алексию пришлось перенести большое испытание. На пещерах о. Алексий был ризничим более 6 лет. Здесь он получил в награду за труды по послушанию наперсный крест от Св. Синода. 7-го октября 1885 г. о. Алексий был перемещён с должности ризничего Ближних пещер на то же послушание к Великой церкви. 7. Искушение ПЕРЕХОД на послушание из пещер в Великую церковь Лавры, в «дом Богородицы», для о. Алексия был весьма приятен. Если в пещерах к нему были близки преподобные печёрские, то в Великой церкви особенно близка была для всех Пречистая Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г. В это же время в политической жизни УССР активно проходили процессы, приведшие к провозглашению Украины независимым гос-вом. Эти процессы отразились на церковной жизни. В 1989 г. объявила о своем воссоздании раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), власти активно поддерживали распространение на Украине приходов Украинской греко-католической Церкви , чрезвычайно острые формы приняло межконфессиональное противостояние на Зап. Украине. Для повышения авторитета священноначалия правосл. Церкви на Украине Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял новое «Положение об Экзархатах», предоставившее Украинскому Экзархату больше прав в самоуправлении. 10 июля 1990 г. Синод Украинского Экзархата направил Синоду РПЦ принятое 9 июля «Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ», главным пунктом к-рого была просьба о предоставлении Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 г. принял Определение об УПЦ, к-рым предоставил УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. Наименование «Украинский Экзархат» было упразднено, а Предстоятелю УПЦ был усвоен титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». 1-3 нояб. 1991 г. в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре прошел Собор УПЦ, на к-ром было решено «обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ с просьбой даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию». Однако это обращение не было свободным волеизъявлением всего епископата УПЦ и верующего народа. Вопрос о даровании автокефалии УПЦ рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 г. , принявшем постановление: «Чтобы иметь настоящее волеизъявление Полноты Украинской Православной Церкви, иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе РПЦ». На этом же Соборе Предстоятель УПЦ митр. Филарет (Денисенко) клятвенно обещал подать в отставку в связи с имевшими место обвинениями в его адрес. Однако по возвращении в Киев он объявил о своем отказе сложить с себя обязанности Предстоятеля УПЦ, отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу.

http://pravenc.ru/text/159072.html

Всех служб 48, русским Святым 5, именно: Петру митр. Московскому, Алексию митр. Московскому на преставленис его и обретение мощей, февр. 12 и мая 20, препод. Феодосию игумену Киево-печерскому и Леонтию епископу Ростовскому. На обор. л. 70 идет подпись внизу: Старца Троицкаго Варсу(но)фья Кавезина (не Вассиана ли?). См. 768. 609. (143.) Трефолог мес. январь, февраль и март, полууст. четкий, напис. 1500 года, в четверть, 421 лист. Из числа 36 служб русским Святым написана одному: февр. 12 Алексею митр. Московскому. В службе 23 марта св. великомуч. Георгию по 6 песни положены (л. 371) пролог и Слово похвально Аркадия архиепис. Кипрскаго. См. 671 л. 190. Послесловие: При благоверном В. Князи Иване Василевичи всея Руси (на поле: и при благородном В. Князи Дмитрие Ивановичи всея Руси), и при освященном Симоне митр. всея Руси, и при Троицком Сергиева монастыря духовнаго настоятеля игумепа Серапиопа, написана бысть сиа книга, нарицаемая Трефолой, в лето 7008 (1500). 610. (139.) Трефолог месяц. февраль, март и апрель, полууст. четкий, XVI века, в четверть. 368 листов. Всех служб 40, русским Святым нет. 611. (136.) Трефолог мес. март, апрель и май, полууст. крупный, XVI века, в лист, 268 листов. В сей рукописи, много сходной с Трефолоем, напеч. в Москве 1638 года, помещено одинаковое число служб Святым греческой и российской Церкви. Службы русским Святым следующие: л. 18 об. Марта 19, препод. Макарию колязинскому на преставление. л. 52 об. – 30, Ионе Митропол. Московскому. л. 61. Апреля 17, препод. Зосиме и Савватию соловецким, окончание после л.72 см. л. 89. В след. службе великомуч. Георгию листы также перепутаны, после л. 96 см. с 73. л. 85. – 26, Стефану епископу пермскому, после л. 88 см. 97 и далее. л. 111. Мая 1, препод. Пафнутию боровскому. л. 117 об. – 2, муч. Борису и Глебу, паремии см. 4. л. 132. – 3 препод. Феодосию Киево-Печерскому. л. 148 об. – 7, препод. Антонию Киево-Печерскому. л. 186 об. – 14, блаж. Исидору ростовскому. л. 196 об. – 15, Исаии Епископу Ростовскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Про о. Алексия некоторые лица говорили, что он любит только получать приношения, но сам никому не даёт. Несколько богомолок из Ржищева вздумали проверить такое мнение об о. Алексии и для этой цели поручили одной женщине из своей компании попросить у старца денег на проезд из Киева в Ржищев. Когда паломницы пришли к о. Алексию, он стал ласково их благословлять. Дошедши до той, которая должна была просить денег у о. Алексия, батюшка неожиданно для всех вдруг спрашивает её: «Ну, что, может тебе деньги нужны на билет? Скажи по правде?» Женщина, поражённая прозорливостью о. Алексия, падает ему в ноги и просит прощения. Батюшка успокоил её и всё-таки дал ей денег на дорогу. Одна благочестивая женщина из г. Енисейска, Кубанской области, в благодарность за молитвы и наставления о. Алексия послала ему по почте 300 руб. денег. На другой день после отправки денег она сообщила об этом своей соседке. Та же, вместо похвалы благочестивой женщине, укорила её: «Зачем было посылать такие большие деньги в монастырь,– сказала она,– монахи роскошно кушают и пропьют их». Женщина, пославшая деньги, пришла в смущение. Через некоторое время после этого разговора та же женщина получила повестку на 300 рублей. Оказалось, что о. Алексий деньги вернул обратно с такой надписью на отрезном купоне: «Примите ради Господа эти деньги: монахи роскошно кушают и пропьют их». Послушник Николай, проживавший в лаврских хуторах, решив поехать на Старый Афон, сложил необходимые вещи в сумку и отправился в Лавру за отпуском. Проходя мимо Голосеевской пустыни, он зашёл к о. Алексию взять благословение. Желая же скрыть от старца своё намерение, он спрятал сумку в кустах. Выходит из келлии о. Алексий и строго говорит Николаю: «Кого ты обманываешь? Куда сумку спрятал? Нет тебе благословения!» Когда же Николай стал просить у старца прощения, о. Алексий простил его и кротко сказал: «Скоро с Афона сюда будут приезжать». Эти слова преп. Алексий говорил летом 1911 года, что и сбылось из-за смуты там «имябожников». 13. Знаток загробной «канцелярии»

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010