2 об. оставлено пустое место для текста, продолжение которого составляет текст на 3 листе. Служб русским святым нет. 813. Сборник избранных служб , в четвертку, без конца, 132 л., полууставом XVI в., с одною верхнею доскою переплета. Нет нескольких листов между 96 и 97 листами. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Минея Благовещенской церкви в Коданове». Рукопись начинается службою Варваре великомученице, оканчивается неполною службою Преображению Господню. Между прочими служба 24 июля – Борису и Глебу (91–101). 814. Сборник канонов и служб , в четвертку, 121 л., без конца, полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 85 и 86, 103 и 104; чистые листы: 74 и 78. Состав: каноны: 1) Покрову Богородицы (1–5 об.); 2) святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (6–9 об·); 3) святителям: Петру, Алексию и Ионе (10–13 об.); 4) Леонтию Ростовскому (13 об.–16 об.); 5) Сергию Радонежскому (16 об.–21 об.); 6) Пафнутию Боровскому (21 об.–26 об.); 7) Онуфрию Великому (27–30); 8) Зосиме и Савватию Соловецким (31– 37 об.); 9) Василию юродивому Христа ради Московскому (38–44 об.); 10) великомученице Екатерине (45–49 об.); 11) Стефану Махрищскому (50–53); 12) Варлааму Хутынскому (54–57 об.); 13) Кириллу Белозерскому (58–61); 14) Димитрию Прилуцкому (62–65 об.); 15) Павлу Обнорскому (66–69 об.); 16) Александру Свирскому (70–74); 17) Дионисию Глушицкому (75–78); службы: 18) в неделю о блудном сыне (79–84); 19) в неделю мясопустную (84– 90); канон тот же, что в последовании утрени в субботу сыропустныя седмицы (Триодь Постная, изд. Киево-Печерскою лаврою в 1864 г.); 20) канон в неделю сыропустную (90–93 об.); 21) троичны восьми гласов (93 об.–96 об.); 22) светильны на каждый день седмицы (96 об.–98); 23) канон в неделю Пятидесятницьг (98–100); 24) канон Всем Святым, без конца (100–103 об.); 25) служба Неопалимой Купине, без начала (104–109); 26) тропари: святителю Филиппу Московскому в 8 день августа, преподобному Макарию Галичскому в 26 день июля, святителю Серапиону архиепискому Новгородскому (Сергии, Месяцеслов Востока) в 7 день апреля (109–110); 27) чин како подобаег пети молебен за болящаго (111–121); 28) завещание духовной любви, только начало (121 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руководитель пресс-службы Украинской Православной церкви Московского Патриархата В. С. Анисимов ответил на вопросы «Татьяниного дня» в преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. – 27 июля начался десятидневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Сегодня впервые в Киево-Печерской лавре прошло заседание Священного Синода. Как вы бы могли прокомментировать это заседание? Знаменателен ли этот факт? – То, что заседания Священного Синода стали проводиться не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Киеве – новшество, которое ввел Святейший Патриарх Кирилл. Очевидно, это дает возможность руководству Церкви знакомиться с реальными церковными проблемами на местах, соотносить с ними свои решения. Ведь не только света, что в Москве. Конечно, для нас это большая честь и радость иметь возможность принимать и общаться с выдающимися иерархами нашей Церкви, которые примут участие в заседании Синода и в киевских торжествах. Насколько я знаю, более ста архиереев Русской Православной Церкви приедут в Киев на праздник Крещения Руси, день тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Владимира. Повестка дня заседания Синода нам неизвестна, вероятно, будут рассмотрены какие-то общецерковные проблемы, потому что все вопросы жизнедеятельности Украинской Православной Церкви решает Священный Синод УПЦ. – Не могли бы вы прокомментировать маршрут поездки Патриарха: кем он составлялся? По какому принципу выбирались места для посещения? Могут ли эти выбранные места вызвать среди членов УПЦ КП и УАПЦ возможную оценку как провокации, направленной на обострение межконфессиональных отношений в Украине? – Маршрут и график визита составляли специальные комиссии, созданные Священными Синодами РПЦ и УПЦ. Мы тоже вносили свои предложения. День Крещения Руси – это день рождения Русской Православной Церкви, и конечно, новоизбранный Патриарх должен посетить святые места, связанные с этим судьбоносным событием – Киев и Херсонес. Волынь – это родина первого московского митрополита – святителя Петра, а посещение Донецка – это долг памяти Святейшему Патриарху Алексию, который в прошлом году должен был посетить горняцкий край, но по состоянию здоровья в последний момент вынужден был отказаться от поездки. Таким образом Святейший Патриарх посетит и Запад, и Восток, и Север, и Юг Украины.

http://pravoslavie.ru/37646.html

Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с меньшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. В числе важнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить, употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились в общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в) искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы в Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу простоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петре производились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, и возбудили много неудовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцам старины давали повод к лишним толкам о гонении на православие. Но потом, особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле стали поступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последовании были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.), Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятия иноверцев и еретиков (1743–1744 гг.), Последование в неделю православия (Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.), Чин на умовение ног (1765), Чин мироварения (1767), обе Триоди (игуменом Софронием Младеновичем, † 1773), Чин архиерейского исповедания и обещания пред рукоположением и Чин присоединения иноверцев (митр. Филаретом в 1856 г.). Несколько служб и акафистов было составлено вновь, например служба о Полтавской победе (Феофилактом Лопатинским в 1709 г.), Служба Феодоровской иконе Богоматери (1777 г.), Чин исповедания (митр. Гавриилом 1766 и 1796 гг.), Чин исповедания отроком (Иннокентием Псковским – 1769 г.), Служба с акафистом Стефану Пермскому (1799), акафист св. Алексию (1802), акафисты преп. Сергию и кн. Даниилу (митр. Платоном – 1795 г.), Службы Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому (кн. Гагариным – 1798 г.), благодарственное молебствие на 25 декабря (митр. Филаретом 1814 г.), Служба свв. Кириллу и Мефодию, св. Владимиру и другие. По принятому порядку, во избежание всяких неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Св. Писания и в Кормчей, все эти книги издаются не иначе как с разрешения Св. Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской, петербургской и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Новые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

в 1813 г.). Им написан ряд трудов о раскольниках (по архиеп. Филарету). В своем «Обзоре» архиеп. Филарет пишет об о. Журавлеве: «Известия его о раскольниках отличаются самой точною справедливостию; по его словам видно, что он пользовался разными записками и личными сношениями с раскольниками; а по проверке оказывается, что все, что собирал он, старался излагать совестливо, без увлечения какими либо видами ...» Исправление богослужебных книг продолжалось и в XVIII веке. В числе важнейших обязанностей Снода Регламентом было постановлено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные св. Писанию и непристойные запретить, употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть истории святых, нет ли между них ложных, как повесть об аллилуия в житии Евфросина; в) искоренять и обычаи суеверные, в роде празднования пятницы в Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу простоволосую бабу и проч. Подобного рода исправления при царе Петре I производились решительно, порой же не совсем разборчиво. Этим возбуждалось недовольство в среде благочестивых людей, приверженцам же старины давался повод говорить о гонении на православие. Со второй половины XVIII века в этом важном вопросе стали поступать с большею осторожностью. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (1720), Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725), Чин принятия иноверцев и еретиков (1743–44), Последование в неделю православия (Гавриилом, еп. тверским, впоследствии митрополитом, изд. 1761 и 1767), Чин на умовение ног (1765), Чин мроварения (1767), обе Триоди (иг. Софронием Младеновичем, ум. 1773). Несколько служб и акафистов были составлены вновь. Напр. служба о Полтавской битве (Феофилактом Лопатинским, 1709), Служба Феодоровской иконе Божией Матери (прот. Иоанном Красовским, 1777), Чин исповедания (митр. Гавриилом, 1766 и 1796), Чин исповедания отроком (еп. Иннокентием псковским, 1769); акафисты – преп. Сергию и св. кн. Даниилу (митр. Платоном, 1795), службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому (кн. Г. П. Гагариным, 1798), служба с акафистом свят. Стефану пермскому (свящ. Иваном Алексеевым, 1799), акафист свят. митр. Алексию (иером. Ювеналием, 1702). Во избежание всяких неисправностей в богослужебных книгах, в книгах св. Писания и в Кормчей, все эти книги издавались не иначе, как с разрешения Св. Снода в снодальных и подведомственных Сноду типографиях – московской, петербургской и в лаврских – киево-печерской и почаевской. С 1767 г. установлено священническое, а не монашеское, погребение архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В апреле 1988 г. состоялась встреча патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода – митрополитов Киевского Филарета (Денисенко), Ленинградского Алексия (Ридигера), Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Минского Филарета (Вахромеева) и Ростовского Владимира (Сабодана) с М.С.Горбачевым. Генеральный секретарь ЦК КПСС охарактеризовал гонения на религию как ошибку и сообщил о разработке нового закона о свободе совести. В мае 1988 г. Оружейная палата Кремля передала Церкви святыни, хранившиеся в музеях. Тогда же Церковь получила часть помещений Киево-Печерской лавры. Еще одним заметным событием стала передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и преподобного Феодосия Тотемского. Утратил свои права и председатель Совета по делам религий. В июне 1989 г. на место М. Харчева был назначен Ю.Н.Христораднов, который уже не имел возможности существенно влиять на церковную жизнь. Процесс возвращения Церкви отобранных некогда храмов продолжался и при следующем патриархе Алексии II. В 1991 г. Православной Церкви были переданы древние русские монастыри, в том числе Соловецкий, Валаамский, Донской и Новоспасский. 30 мая 1991 г. министр юстиции Η. Ф. Федоров вручил патриарху Алексию II свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Церкви. События государственной жизни также не остались без внимания Церкви. Патриарх откликнулся посланиями на волнения в Вильнюсе, на избрание президента Б. Н. Ельцина. «Вы приняли ответственность за страну, которая тяжело больна, – сказал патриарх новоизбранному президенту Ельцину. – Семь десятилетий разрушения ее духовного строя и внутреннего единства... Три поколения людей выросли в условиях, отбивавших в них желание и способность трудиться. Сначала людей отучали трудиться духом, отучали от молитвенного подвига. Затем – от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины». Во время попытки августовского переворота 1991 г. патриарх Алексий II занял сторону президента Российской Федерации Ельцина, передав ему слова поддержки. 19 августа, когда «Государственный комитет по чрезвычайному положению» заявил о захвате власти и изоляции в Крыму президента СССР Горбачева, Святейший распорядился, чтобы за Божественной литургией в праздник Преображения в Успенском соборе Кремля вместо поминовения властей возглашалась молитва за «народ страны нашей». Во избежание войны патриарх призвал военных не применять оружие под угрозой отлучения от Церкви. Мятеж удалось предотвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ На вселенском уровне Московский и Константинопольский патриархи пообещали вместе решать церковный спор на Украине 29.07.2008 15:52 Программу пребывания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украине пришлось сократить. Вчера официальные представители патриархии сообщили, что глава Русской православной церкви не сможет приехать в Донецк, где, как ожидалось, он должен был отслужить торжественную литургию, посвященную 1020-летию крещения Руси. Врачи настояли на том, что первоиерарху РПЦ требуется отдых после нагрузок, перенесенных им в Киеве. Ведь, как подчеркивают в патриархии, в течение последних трех дней 79-летнему Алексию II пришлось совершать многочасовые богослужения под палящим солнцем. Решено, что в праздничных богослужениях, которые сегодня состоятся в кафедральном соборе Донецка и Святогорской Успенской лавре, руководство РПЦ будет представлять управделами Московского патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. «Финальным аккордом» пребывания патриарха Алексия в украинской столице стала торжественная литургия, которую он отслужил в Киево-Печерской лавре в понедельник, в день памяти крестителя Руси—святого равноапостольного князя Владимира. Как и в предыдущие дни, богослужение прошло вне стен храма, на площади перед Успенским собором лавры. По завершении литургии предстоятель Русской православной церкви обратился к духовенству и мирянам с проповедью. Как и в воскресенье, лейтмотивом обращения патриарха стал призыв хранить единство церкви, преодолевая расколы и нестроения, от которых страдают православные верующие на Украине. «Мы вновь обращаем слова любви к отставшим от церкви с призывом вернуться в ее спасительное лоно, -- сказал Алексий II.—Hu границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой силой—духовным молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую церковь». Глава РПЦ подчеркнул, что подавляющее большинство верующих украинцев не ушло в раскол: «Находясь в Киеве, можно воочию увидеть, с кем сегодня православный народ Украины, который в изобилии наполняет более 11 тыс. приходов Украинской православной церкви, три ее святые лавры и множество монастырей». Для сравнения: в юрисдикции самопровозглашенной и канонически непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата находится 4 тыс. приходов (по данным самой УПЦ КП).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Накануне Дня интронизации продолжить разговор на эту тему мы попросили викария Киевской Митрополии архиепископа Обуховского Иону, наместника Свято-Троицкого монастыря, известного церковного журналиста, главного редактора популярного молодежного журнала «Отрок» и поделиться своими чувствами и впечатлениями от общения и несения послушаний у Предстоятеля нашей Церкви. И вот, что он рассказал. - Блаженнейшего Митрополита Онуфрия знаю достаточно давно: ещё со времен, когда я был послушником в Киево-Печерской Лавре, а в Церкви происходили всем известные трагические события раскола 1992 года. Владыка Онуфрий был мне как-то особенно симпатичен — своей твёрдой позицией в отстаивании истины, тем, что он дезавуировал свою подпись в обращении тогдашнего митрополита Киевского Филарета к Патриарху Алексию с требованием предоставления автокефалии, не соответствовавшим чаяниям полноты Церкви. Будучи совсем молодым епископом, владыка Онуфрий уже тогда стал символом сопротивления раскольническим движениям и по сей день хранит такую же твердую православную позицию. Уже позже, когда я стал наместником Ионинского монастыря и достаточно часто общался с владыкой, узнал, насколько это простой и доступный человек. Насколько он проникнут любовью к каждому человеку— всегда готов всем служить и перед всеми смиряться. И при этом ему присуща железная твёрдость в отстаивании истины Божией, правды церковной. Не случайно наша Церковь именно его избрала сперва Местоблюстителем, а затем и Предстоятелем — потому что все архиереи, да и паства в своем большинстве, знали, что владыка Онуфрий никаким человеческим влияниям со стороны не подвержен и в угоду чьему-либо мнению своей позиции не изменит. Будучи викарием Киевской Митрополии я и сейчас вижу любвеобильное отношение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия ко всем людям — даже отпадшим от Церкви и тем, кто враждует против Церкви. Он никогда не скажет плохого слова о них даже там, где посторонние его не слышат, но всегда отзывается о них с большой скорбью и переживанием.

http://pravoslavie.ru/133386.html

На следующий день после совещания, 23 февр., решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр, что вызвало возмущение среди церковного народа, и паства не отпустила архиереев из своих епархий. Епископы Онуфрий и Сергий направили послания Святейшему Патриарху Алексию, в к-рых заявляли об отказе от своих подписей под определением Собора УПЦ, состоявшегося 1-3 нояб. 1991 г., и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви о даровании автокефалии. За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи под обращением в поддержку автокефалии с должности наместника был смещен архим. Елевферий (Диденко). Появилась угроза нового раскола внутри УПЦ. 29 янв. 1992 г. обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву архиереями, в то время выступавшими приверженцами автокефалии,- архиеп. Одесским Лазарем (Швецом) , еп. Волынским Варфоломеем (Ващуком) и еп. Львовским Андреем (Гораком) , к-рый позже ушел в раскол. Для водворения мира церковного Патриарх Алексий отправил 4 февр. телеграмму митр. Филарету с просьбой «воздержаться от любых канонических прещений» до предстоящего 18-19 февр. заседания Свящ. Синода Русской Церкви. На это митр. Филарет дерзко ответил Патриарху в телеграмме от 17 февр.: «Прошу Ваше Святейшество и Священный Синод Русской Православной Церкви не принимать никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». 17 февр. 1992 г. от митр. Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступила еще одна телеграмма, в к-рой он заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Перед заседанием Синода Святейший Патриарх Алексий получил также открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в к-ром Совет настаивал на предоставлении УПЦ автокефалии. Свящ. Синод РПЦ, заседавший 18-19 февр. 1992 г., выступил с «Посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в к-ром говорилось, что Синод передает поднятый Собором УПЦ вопрос Архиерейскому Собору, к-рый должен был пройти в период с 31 марта по 4 апр.

http://pravenc.ru/text/76514.html

В адрес Комиссии Преосвященным митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием были представлены материалы о почитании святителя Антония в других епархиях Русской Православной Церкви. В частности свидетельства об этом представили следующие Преосвященные: Иоанникий, митрополит Луганский и Старобельский; Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский; Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский; Павел, архиепископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Почитание преподобных жен игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских сохранялось на протяжении многих веков. Родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, они были постоянными помощницами и верными его сподвижницами в нелегких трудах по устроению жизни Русского Государства и Православной Церкви. Святые сестры создали в 1360 году первую в Москве женскую обитель — Зачатьевский ставропигиальный монастырь. Здесь же они были погребены. Непрекращающееся почитание народом Божиим, прославленность от Господа великим множеством чудес и исцелений сделали их имена известными далеко за пределами Московской епархии. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 года были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии. Настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой причислить преподобных Иулианию и Евпраксию Московских к лику общецерковных святых. Это обращение поддержано Преосвященными: митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом, архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

После воцарения императрицы Анны Иоанновны и приглашения ею из Москвы в качестве своего духовника архимандрита Троице-Сергиевского монастыря Варлаама (Высоцкого) первенство Александро-Невской обители было утрачено. В указе Святейшего Синода от 31 августа 1732 г. обитель названа третьей по значению после Киево-Печерского и Троице-Сергиева монастырей, а в указе императрицы от 10 января 1939 г. — второй, после Троице-Сергиева монастыря. Через шесть дней после хиротонии архимандрита Петра (Смолича) во епископа Белгородского, 17 января 1736 г. императрица назначила архимандритом Александро-Невского монастыря ректора Московской славяно-греко-латинской академии о. Стефана (Калиновского). 10 января 1739 г. Анна Иоанновна повелела ему быть епископом Псковским, оставаясь архимандритом монастыря. Владыка Стефан возглавлял обитель до 1 сентября 1742 г. По ведомости 1738 г. в монастыре было 23 иеромонаха и 11 иеродиаконов. В 1741 г. в богадельне при обители содержались 11 отставных военных и периодически отдельные частные лица. [xxxiv] При императрице  Анне Иоанновне в Александро-Невском монастыре продолжались строительные работы. Последним трудом Л.Т. Швертфегера стало окончание возведения в 1730 г. примыкавшей к строящемуся собору части юго-восточного (Федоровского) корпуса. В 1733 г. он получил отставку, и работы возглавил архитектор М.Г. Земцов, а с 11 июня 1735 г. — архитектор полковник П.М. Еропкин. После трагической казни Петра Еропкина по повелению Анны Иоанновны в 1740 г. руководство строительными работами принял на себя архитектор Игнатий Росси. С 1 марта 1734 г. при строении также состоял каменных дел мастер Карло Франциско Фассати (в России — Фасатий). В 1738 г. он возвел каменные Святые ворота. [xxxv] Таким образом, уже в первые три десятилетия своего существования Александро-Невский монастырь стал большой, довольно благоустроенной обителью и в полном смысле слова центром духовного просвещения северо-западной части России. См.: Акафист Святому Благоверному великому князю Александру Невскому, в иноцех Алексию. СПб., 1891; Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Святой благоверный великий князь Александр Невский - ревнитель и защитник православной веры//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 9-20;  Клепинин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский//Гавань Санкт-Петербург. 2003. С. 1-30.

http://bogoslov.ru/article/989778

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010