Алексия и после этого. Они теперь стали лично преследовать о. Алексия. Идёт ли о. Алексий по Лаврскому двору – они догоняют его и начинают его называть вором, обидчиком бедных беззащитных женщин; появляется ли о. Алексий в храме для исповеди богомольцев, сёстры и здесь производят шум, крича на весь храм: не подходите, православные, исповедываться к этому монаху; он такой-то и такой, при этом они называли о. Алексия разными нехорошими именами; совершает ли он богослужение в храме – они и здесь дерзают нарушать молитвенную тишину своим криком по адресу о. Алексия... О. Алексий с терпением переносил попущенное для него Богом искушение. Но Лаврское начальство, видя, какой соблазн производили дерзкие женщины вокруг о. Алексия, решило избавить его от этого испытания, а поэтому 30-го апреля 1891 года Духовным Собором о. Алексий был переведён из Лавры на очередное богослужение в лаврскую Спасо-Преображенскую пустынь. Как ни тяжело было о. Алексию переносить оскорбления от сестёр Степановых, но когда он узнал, что из Лавры его переводят в Спасо-Преображенскую пустынь, для него это оказалось ещё тяжелее. Проведя в Лавре 38 лет, о. Алексий к ней привык – Лавра сделалась для него вторым отеческим домом. Дорога для него была Великая, «небес подобная» церковь ; не хотелось ему расставаться с громогласным Лаврским пением и гармоничным колокольным звоном на большой лаврской колокольне; жаль ему было и пещер со св. мощами Преподобных... Но всего обиднее для о. Алексия было то, что его отправляли в ссылку безо всякой со стороны его вины... Грустный, унылый шёл о. Алексий по лаврскому двору после того, как получил весть о своём переводе. Вдруг навстречу ему идёт блаженный старец Паисий и ласково говорит: «Чего грустишь, душечко?.. Вспомни Христа Спасителя... Как Его безжалостно били, как заушали, плевали в Него. И не Он ли претерпел позорную крестную смерть? А всё ради кого? Ради нас, душечко...» О. Алексию стало легче после такого наставления. «Значит, такова воля Божия» – подумал он и, уже спокойный, стал собираться к переезду в Преображенскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Однажды, пред Великим постом 1915 г., он привёл с собою к о. Алексию своего друга Михаила Верченко, хорошо настроенного юношу, который намеревался принять монашество. Посмотревши на нового своего гостя, о. Алексий после, когда к нему пришёл студент Готовцев один, сказал ему: «Михаил твой долго не проживёт: он скоро умрёт». Для Готовцева эти слова оказались неожиданными, и он не совсем поверил. Верченко был вполне здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком. Но слова о. Алексия сбылись. Весною же 1915 г. Михаил Верченко стал прибаливать. Летом у него открылась чахотка. Осенью из деревни он приехал в Киев лишь для того, чтобы отправиться в Крым для лечения. Оттуда Верченко в Ялте скончался. Получивши эту горестную весть, студент Готовцев в тот же день отправился в Голосеевскую пустынь попросить преп. Алексия помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Михаила. Придя к старцу, Готовцев выжидал удобного момента, чтобы изложить свою просьбу. Вдруг о. Алексий обращается к нему и говорит: «Я должен сообщить тебе новость».– «Какую?» – «Твой Михаил умер». Студент был поражён. Весть из Крыма о смерти Верченко только что была получена, и потому никто не мог раньше него сообщить её о. Алексию; да к тому же из Академии к батюшке в это время никто не ходил из студентов, кроме Готовцева и Верченко. Из Крыма никто не мог написать о. Алексию о Верченко, потому что у них там не было общих знакомых. Откуда же мог узнать о. Алексий о смерти Верченко? Сам старец вывел из затруднения поражённого студента. «В день Сретения Господня, 2-го февраля, часа в 4 ночи окончил я своё вечернее правило,– начал говорить о. Алексий,– и присел на диван отдохнуть. Вдруг вижу, входит в мою комнату Михаил в студенческой форме и, обращаясь ко мне, говорит: «Батюшка, помолитесь обо мне Господу: я умираю, и моя душа уже начинает проходить мытарства. Почему Вы меня не постригли в монашество?» После этого он скрылся. Я очень жалею, что я его тайно не постриг в монашество. Это можно было сделать, так как я знал, что он скоро умрёт: от него дышало смертью ».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Подвижничество в Киеве Архиепископ направился в Киев где обосновался в Киево-Печерской Лавре . По воспоминаниям профессора Ивана Никодимова : «он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета.» В 1923 владыке было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Уже тогда он почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России , Украины , Белоруссии , Грузии . По воспоминаниям архиепископа Чилийского Леонтия «Жил он не для себя, а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы» . О жизни владыки в Киеве существуют обрывочные, яркие сведения. Так, в житии преподобного Алексия Голосеевского , старца-духовника Киево-Печерской Лавры, есть рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны: «В 1925 -м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде...» Сон повторялся ещё два раза. «Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским... Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду... Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались...» .

http://drevo-info.ru/articles/12945.html

Тогда в Голосеево, в нашем разговоре с отцом Исаакием и прозвучало: есть великое событие определившее рождение, путь и судьбы народов, событие просветившего эти народы, событие собравшего их в целую цивилизацию и при этом подзабытое нашими современниками — событие Крещения Руси, которое является не только нашей историей, но и нашей дрогой в будущее. В тот год, мы с друзьями, а это Юрий Молчанов, Алексей Омельяненко, Влад Ряшин, Егор Бенкендорф, Олег Волобуев, Игорь Гужва, Алексей Балтажи, Василий Горбаль, Петр Толочко, Вадим Романенко, Владимир Рябика, собирались и обменивались мнениями. В том числе и в Голосеевской пустыни у архимандрита Исаакия. И уже скоро, осенью 2006 года, со многими единомышленниками из разных стран, мы объединились в международную общественную организацию «День Крещения Руси». Местом нахождения Организации стал киевский Свято-Покровский монастырь «Голосеевская пустынь», а духовным попечителем и нашим начальником — архимандрит Исаакий (Андроник), настоятель монастыря. Цель поставили перед собой простую и большую — создать и установить новую традицию — ежегодное празднование Дня Крещения Руси, по всей широте Святой Руси и Церкви ее Апостольской Православной, в странах, куда пришло просвещение Христово из киевской крещенской купели — в современной Украине, России, Беларуси. Нашу идею мы изложили Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (будущему Патриарху — Ред.). Обращение о Предстоятельском благословении нами было направлено Святейшему Патриарху Алексию II. От архипастырей были получены благословения на труды, и уже в 2007 году, 14 августа в День Крещения Руси, впервые в наше время был проведен многолюдный праздничный молебен в Киево-Печерской Лавре и Крестный ход, который возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир. Крестный ход прошел от Киево-Печерской Лавры к Днепру, где было освящено место, а позже нами была построена церковь в честь великого события Крещения Руси и в честь крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.

http://foma.ru/14-avgusta-14-let-nazad-k...

По сообщению президентской пресс-службы, на встрече в Кремле затрагивались также вопросы сохранения и реставрации архитектурных памятников, находящихся в собственности Церкви. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ УКРАИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО В КИЕВ  МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ Москва, 29 декабря 2000 г. Обеспокоенность тем, что планируемый визит Папы Римского Иоанна Павла II в Киев не согласован с главой Русской Православной Церкви, выразили православные Украины. Об этом говорится в обращении к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию съезда Православных братств Украины, прошедшего в Киево-Печерской лавре. Визит понтифика, по их мнению, может осложнить и без того непростую религиозную ситуацию в регионе, являющемся канонической территорией Русской Православной Церкви. Для укрепления духовного единства обеих частей Руси украинские православные братства предлагают открыть в Москве представительства Киево-Печерской и Почаевской лавр, и создать на Украине подворья Троице-Сергиевой лавры и других монастырей средней России. Православие.Ru ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ПОДВЕЛ ИТОГИ ГОДА Москва, 22 декабря 2000 г. 22 декабря Клуб православных предпринимателей (КПП) отметил свой четырехлетний юбилей. На торжественном заседании КПП в гостинице " Даниловская " Патриарх Московский и всея Руси Алексий поделился с предпринимателями наиболее важными вехами в деятельности Русской Православной Церкви в уходящем 2000 году. Начинался юбилейный год с совместного богослужения Патриархов почти всех православных Церквей в Вифлееме в храме Рождества Христова. Кульминацией церковного года Патриарх Алексий назвал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе. Патриарх напомнил, что на нем была принята программа деятельности в XXI веке, впервые в истории Русской Церкви была составлена и принята " Социальная концепция РПЦ " , принята новая редакция Устав, а также документ, регулирующий отношения с инославием. Предстоятель особо выделил состоявшуюся канонизацию новомучеников и исповедников Российских, в том числе Царской семьи , и освящение храма Христа Спасителя , ставшего кафедральным собором.

http://pravoslavie.ru/7463.html

По словам Его Святейшества, находясь в Киеве, можно воочию увидеть, с кем сегодня православный народ Украины, который в изобилии наполняет более одиннадцати тысяч приходов Украинской Православной Церкви, три ее святые Лавры и множество монастырей. " Широкие права самоуправления, которыми пользуется Украинская Церковь, позволяют ей не только успешно преодолевать искушение раскола, но и наилучшим образом исполнять свою высокую миссию, внося в отношения между странами, между народами и отдельными людьми дух мира и единения, бережно храня неделимое достояние Святой Руси, завещанное нам святыми отцами " , - заключил Патриарх Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви призвал всех духовных наследников священной киевской купели крепить единство в Духе Святом и вновь обратился к отпадшим от Церкви вернуться в ее спасительное лоно. Патриарх Алексий также поздравил с тезоименитством Блаженнейшего митрополита Владимира, преподнес ему на молитвенную память панагии и крест и удостоил ордена святого преподобного Серафима Саровского. На праздничной трапезе в Киево-Печерской лавре Блаженнейший митрополит Владимир преподнес Святейшему Патриарху Алексию памятную медаль, выпущенную к 1020-летию Крещения Руси. На память о торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар Киево-Печерской лавре Евхаристические сосуды. Молящимся в этот день были розданы иконы Божией Матери " Владимирская " . В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2008/07/29/pa...

В Преображенской пустыни о. Алексий прожил 4-е с половиной года. Здесь ему жилось спокойно. Сёстры Степановы сюда не являлись. Вспоминая в конце жизни о проведённом в Преображенской пустыни времени, о. Алексий говорил: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о смерти». О. Алексию напоминало о смерти находящееся в Преображенской пустыни братское кладбище и часто погребаемые там умершие. 15-го ноября 1895 года постановлением Духовного Собора Лавры о. Алексий из Преображенской пустыни переведён в Голосеевскую пустынь на должность ризничего в пустыни. В этой должности, будучи вместе с тем духовником – старцем лаврской братии и приходящих богомольцев – преп. Алексий и окончил свои дни. 8. Голосеевская пустынь В ГОЛОСЕЕВСКОЙ пустыни преп. Алексий прожил 21 год 3 месяца и 24 дня. Главными его обязанностями здесь были: очередное богослужение, наблюдение за ризницей и духовничество. Духовничество и наблюдение за ризницей о. Алексий не оставил до конца своих дней, а от очередного богослужения он освободился, ввиду болезненного состояния, всего за год до своей смерти. Первые годы пребывания в Голосеевской пустыни о. Алексий проводил обычно, как и все прочие иеромонахи: совершал богослужения, смотрел за порядком в церкви и исповедовал приходящий народ. Одним разве он отличался от других – это воодушевлённым чтением поучений после запричастного стиха. Но с течением времени мудрыми советами, вовремя сделанными предупреждениями он стал обращать на себя внимание православных людей: сначала прилегающих к пустыни селений, затем г. Киева и, наконец, всей необъятной России. О преп. Алексии знали в Петрограде, в Москве, и на Кавказе, и в Сибири, и на Дону. Он был известен и в городах, и в сёлах, и в монастырях. Такую широкую известность о. Алексия не трудно объяснить: посещавшие во множестве Киево-Печёрскую Лавру богомольцы знакомились здесь с о. Алексием и, обласканные, успокоенные им, разносили весть о нём по всем уголкам нашего обширного отечества. В последние годы жизни преп.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БОСОЙ (Ковалевский Иван Григорьевич; 1807, Киев - 7.06.1855, там же), юрод., подвижник благочестия. Род. в семье потомственных киевских мещан. После смерти матери Ивана вместе с младшей сестрой воспитывал отец. В 1816 г. поступил в 1-ю киевскую гимназию, в к-рой прилежно учился 4 года. В 1820 г., после смерти отца, оставил учебу и поступил «на испытание» писцом в канцелярию Киевского губ. правления (стол по уголовным делам). В 1823 г. был зачислен в штат канцеляристом. С детства отличался набожностью, с возрастом все более отдалялся от мирской жизни. Странное для канцеляриста поведение Ковалевского - аскетический полумонашеский образ жизни, кротость в общении, отказ от продвижения по службе - вскоре сделало его белой вороной в кругу губ. канцеляристов, настроивших против него начальство. В 1834 г. Ковалевский был вынужден выйти в отставку «по болезни». Некоторые исследователи считают, что И. Б. в период работы в губ. канцелярии стал прототипом Акакия Акакиевича, персонажа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Гоголь мог узнать о «странном» канцеляристе Ковалевском во время пребывания в Киеве в июле 1835 г. ( Евдокимов О. В. Кто же «вошел» в гоголевскую «Шинель»?//Начало. СПб., 1995. 2. С. 188-199). После выхода в отставку Ковалевский на время покинул Киев, отправившись странствовать по св. местам. В 40-х гг. XIX в. вернулся в родной город, поселился при Киево-Печерской лавре , где безвозмездно трудился на братской кухне, поднося дрова и воду, и ухаживал за немощными. К тому времени И. Б. уже принял на себя подвиг юродства, постоянно носил одну и ту же одежду, летом ходил в сапогах, а зимой - босиком, за что и получил свое прозвище. Пользуясь большим уважением не только прихожан, но и лаврской братии, И. Б. обратил на себя внимание Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , приглашавшего его на свои трапезы. В жизнеописании И. Б. говорится об обнаружившемся у него даре прозорливости и чудотворения ( Зноско. 1994. С. 99). Среди наиболее известных предсказаний - предупреждение прп. Алексию Киево-Печерскому , в то время еще послушнику при лаврской типографии, о некой «опасности», к-рая грозит ему от мирянок. Также известна история об исцелении им блюстителя Дальних пещер игум. Иннокентия (Кузнецова) (Там же. С. 102-104).

http://pravenc.ru/text/469834.html

Сопротивлявшиеся переходу в раскол не только попадали под давление властей, но и подвергались прямому насилию. 16 авг. 1992 г. сторонниками УПЦ КП в райцентре Бородянка за отказ перейти в УПЦ КП в собственных домах были избиты благочинный Бородянского округа прот. Виктор Талько и настоятель Микуличского прихода иерей Николай Гнидец (Там же. Д. 648. Л. 165). 30 авг. 1992 г. сторонники УПЦ КП ворвались в дом к благочинному Васильковского округа прот. Алексию Таранову, к-рого также избивали и запугивали, принуждая к переходу в раскол (ГА Киевской обл. Ф. 5571. Оп. 1. Д. 117. Л. 15-21). 4 сент. 1992 г. власти передали УПЦ КП принадлежавший Киево-Печерскому заповеднику Феодосиевский храм на Печерске, на к-рый еще с нач. 1992 г. претендовала община УАПЦ. Передача храма состоялась по согласованию между Фондом гос. имущества Украины и директором музейного объединения «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 644. Л. 116). В окт. того же года общине УПЦ КП передали Михайловскую ц. Выдубицкого мон-ря. Тогда же УПЦ КП получила ц. Николы Набережного на Подоле, но здесь власти столкнулись с сопротивлением со стороны настоятеля Степана Яремчука, к-рый, несмотря на давление со стороны Денисенко и Масендича, не стал перерегистрировать статут общины с УАПЦ на УПЦ КП, а в 1995 г. официально перешел под управление главы УАПЦ Димитрия Яремы. 8 сент. 1992 г. решениями «синода» УПЦ КП открыты Феодосиевский муж. мон-рь в Киеве, настоятелем к-рого стал Антоний Масендич, он же возглавил и Покровский муж. мон-рь в с. Пархомовка Володарского р-на Киевской обл. Также был открыт Рождество-Богородичный жен. мон-рь УПЦ КП «на территории Киевского епархиального управления» (т. е. в ограде Феодосиевского муж. мон-ря). 9 сент. 1992 г. был зарегистрирован устав Киевской епархии УПЦ КП. Тогда же регистрируется и «Киевская митрополия УПЦ КП». Т. о., в УПЦ КП в 1992-1993 гг. существовали сразу 3 параллельные управляющие структуры: «Киевская Патриархия УПЦ КП» (управление которой делили Денисенко как зам. «патриарха» и Масендич как управляющий делами), «Киевская митрополия УПЦ КП» (к-рую возглавлял Денисенко как «митрополит Киевский и всея Украины») и «Киевская епархия УПЦ КП» (к-рую возглавлял Масендич, представленный в документах как «управляющий делами Киевской епархии УПЦ КП»). В окт. 1992 г. Киевская гор. администрация потребовала от Денисенко освободить «церковный дом на Пушкинской» (его служебную резиденцию, бывш. здание Украинского Экзархата). В ответ Денисенко 28 окт. 1992 г. потребовал передать этот дом в собственность УПЦ КП, угрожая силовым противостоянием и кровопролитием. После долгих дискуссий Киевский горсовет принял постановление от 1 июля 1999 г., которым безвозмездно передал 2 здания Украинского Экзархата в собственность УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В день Торжества Православия в Киеве состоялся традиционный крестный ход Киев, 9 марта 2009 г. В первое воскресение Великого поста, в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины совершил Божественную Литургию. Его Блаженству сослужили архиепископы: Вышгородский Павел и Бориспольский Антоний, а так же епископы: Переяслав-Хмельницкий Александр, Васильковский Пантелеимон и Макаровский Иларий. После завершения Божественной Литургии состоялся традиционный крестный ход. Перед началом крестного хода, во исполнение постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоялся акт переименования улицы Ивана Мазепы, на которой расположена Киево-Печерская лавра, на улицу Лаврскую. По ходу следования процессии, на домах закреплялись таблички с новым названием улицы. После прибытия крестного хода на Владимирскую горку, возле памятника равноапостольному князю Владимиру был совершён по полному чину молебен установленный Церковью в неделю Торжества Православия. Была провозглашена анафема последователям ересей и расколов, в частности бывшим митрополитам Михаилу Рагозе, Михаилу Денисенко, бывшему епископу Андрею Гораку а так же злощастному гетману-изменнику Ивану Мазепе. Была пропета «Вечная память» Киевским митрополитам и древнерусским князьям, всероссийским императорам и императрицам, украинским гетманам и атаманам Запорожской Сечи. С особым чувством верующие почтили память отцов православного Собора 1596 года в Бресте, осудившего унию с Римом и 1946 года во Львове, упразднившего Брестскую унию. Во время пения «Вечная память» приснопамятному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, совершавшему пол года назад Божественную Литургию на Владимирской горке, у многих увлажнились глаза. После окончания молебна было пропето многолетие благочестивому и православному народу Украины, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, епископату Украинской Православной Церкви а так же духовенству, монашествующим и всем православным христианам города Киева и стихиры русским святым. Пресс-служба УПЦ 9 марта 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29560.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010