К тому же и богослужение Великой церкви по его красоте и величию никак не могло быть сравниваемо с богослужением не только пещер, но и других храмов Лавры. Но недолго пришлось о. Алексию наслаждаться богослужением Великой церкви. Здесь-то и начал мстить о. Алексию враг рода человеческого – диавол – за его смирение. В это время весьма часто посещали Лавру две сестры девицы по фамилии Степановы. Они, как видно, были бедны, а по внешнему виду – благочестивы. Они и сами усердно молились, и у монашествующих просили молитв. О. Алексий, веруя в то, что милостыня очищает ( Сир. 3:30 ), часто помогал этим бедным сёстрам деньгами и вещами. И вот эти, на вид кажущиеся благочестивыми, но в действительности, злые и неблагодарные женщины решили оскорбить своего благодетеля. Предполагая, что о. Алексий обладает большими денежными средствами, они однажды явились к нему и потребовали от него пять тысяч руб. денег, которые о. Алексий якобы взял у них на хранение. О. Алексий никогда у этих женщин никаких денег не брал и сам не обладал такими большими средствами, а потому он решительно отказал им в этих деньгах. Сёстры подали тогда на него жалобу сначала наместнику Лавры архим. Иувеналию, а потом и самому митрополиту Платону. Как наместник, так и митрополит после разговора с о. Алексием убедились в его невиновности и отпустили с миром, но не так-то легко было отделаться от злых женщин. Не достигнувши своей цели через Наместника и Владыку Митрополита, они стали писать частые письма непосредственному начальнику о. Алексия, экклесиарху Лавры архим. Валентину, выливая на о. Алексия в своих письмах всякую грязь. Архим. Валентин не любил о. Алексия, и поэтому письма злых женщин нашли для себя благоприятную почву. Под влиянием этих писем архим. Валентин потребовал в Духовном Соборе Лавры, чтобы о. Алексий был лишён должности ризничего Великой церкви. Старцы соборные не стали спорить с экклесиархом, и 21-го сентября 1887 года о. Алексий был уволен от должности ризничего Великой церкви; но сёстры Степановы не оставили о.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Есть свидетельство игумена монастыря Дохиар на Святой Горе Афон архимандрита Григория (Зумиса): «К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет». Скажем несколько слов о биографии Предстоятеля УПЦ. Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович) родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника. В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня - рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. - во иеромонаха. В 1980 г. возведен в сан игумена. Был настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл., благочинным Троице-Сергиевой лавры. 15 декабря 1986 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 20 июля 1988 г. назначен наместником Свято-Успенской Почаевской лавры. 9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Был и на Ивано-Франковской кафедре. 22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской православной церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине. 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ. 22 ноября 2000 г. возведен в сан митрополита. С 19 марта 2014 г., уже будучи Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры, включен в состав Священного Синода РПЦ. На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской православной церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/21/py...

Прошло мало времени, брат поехал в поле по сено, начали утягать – и тут лопается верёвка, палка ударяет брата, и он отошёл ко Господу, а жена осталась честной детям матерью». Другой случай живых свидетелей. Одна старушка очень беспокоилась, чтобы наследить Царство Небесное, пошла она к отцу Алексию, а он ещё издалека говорит ей: «Хоть с краёчку, но в раёчку». И больше она с ним не говорила, умерла. Свидетели говорят, что во время войны два человека решили откопать о. Алексия и забрать золото, но случилось так, что один выскочил из ямы и удавился, а другой лишился ума. г. Киев, 1980 год. 19. Прославление ОБИТЕЛЬ Голосеевская была разрушена; сначала осквернена и опоганена бессовестными людьми и их вождями. Что веками со страхом Божиим собиралось и с любовью строилось – пошло на бессознательное варварское уничтожение ради глупо вымышленных нереальных идей, родившихся как результат желания дешёвенькой наживы за чужой счёт. Так было до испытания «огнём и мечом» в годы Второй мировой войны, так и после. Когда уже всё дотла разложилось от падшей человеческой лени, схватились за голову. Слава Богу, появилась свобода, а с ней и совесть. Открытие мощей началось с Блаженного Старца Феофила, мощи которого обрели в этом году и они почивают открыто в гробнице в Троицком соборе в Китаевской пустыни. Прп. Алексий почивает в Голосеевской пустыни, где могила его очень почитается, но мощи ещё не открыли. Храмы в пустыни и все постройки, за исключением одного корпуса, разрушены, но новоявившаяся благочестивая братия уже возобновляет жизнь возле гробницы Преп. Алексия. Есть случаи чудесной помощи. Прославление совершилось в конце праздника Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира 15/28 июля сего года (1993) за всенощным бдением в Троицком храме Киево-Печерской Лавры сонмом архиереев и множеством народа. Священноначалие со слезами на глазах после стольких лет полного запустения на месте святе вновь провозгласило крестом-победительные гимны Всевышнему, свидетельствуя этим, что живёт и «дивен Бог во святых Своих». Богу нашему Слава. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Все были поражены этим поступком о. Алексия. Но где же крылась его причина? Оказывается, эта женщина была несчастна в семейной жизни. Муж её наносил ей много оскорбления, и особенно он обижал её тем, что приобретал для себя отдельную хорошую пищу и ел её на глазах жены и своих детей, но никому ничего не давал. Поступок о. Алексия вразумил бессердечного мужа, он почувствовал свою вину и изменил свои отношения к жене и детям. 2 . Приходит однажды к о. Алексию послушница Флоровского монастыря, вся расстроенная, взволнованная от пережитых неприятностей. Старец не дал ей возможности и высказать своего горя, а сам подошёл к ней и говорит: «Тебя гонят, притесняют, тебе жить трудно...» Послушница молча стала плакать, а о. Алексий продолжал: «Потерпи, всё пройдёт; матушка даст тебе келлию, и всё будет хорошо». Так впоследствии и было. 3 . Летом 1912 года навестили о. Алексия несколько молодых людей. Вдруг к одному из них подходит о. Алексий, надевает на голову его свою монашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапочка водки не пьёт, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удивлены прозорливостью о. Алексия, который узнал тайный грех неизвестного ему юноши и назвал его по имени. 4 . Настоятель Никольской пустыньки Черниговской губернии (на берегу р. Днепра) потерял крест и был в большом смущении. Нужно было служить, принимать богомольцев, а креста нет. Вдруг приезжает в пустыньку о. Алексий (он ежегодно посещал Никольскую пустыньку и молился пред чудотворным образом Святителя Николая и всегда получал, по его словам, большое духовное утешение) и привозит с собою наперсный крест и вручает его изумлённому и вместе с тем обрадованному настоятелю! 5 . В мае 1914 года приходит к о. Алексию одна монахиня с родным своим братом офицером. Офицер хотел жениться, и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но о. Алексий ему сказал: «Нет, подожди, через два месяца будет война». 6 . Крестьянка Тамбовской губернии Акилина Степанова, будучи в Киеве, обратилась к о.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Евдокия Сергеевна не помнит, в какой день и число Владыка объявил после Литургии в Лавре, что будет перезахоронение о. Алексия. Большое стечение народа было в Голосеевском скиту у могилы о. Алексия. О. Алексий был похоронен в 5-ти метрах от стены церкви «Живоносный Источник». Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после Литургии – панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду, и гроб о. Алексия плавает наверху. Этот страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались. После успокоения взяли гроб с телом о. Алексия и занесли в церковь , вся она наполнилась благоуханием. Началось всенощное бдение, и после полиелея Владыка умакал стручец в расщелину среди гроба в миро и помазывал народ. Было много плача, многие исцелялись от недугов. Гроб был деревянный, и вода в расщелину не попадала, а там лежало тело и миро, так продолжалось 3 дня. Через 3 дня отслужена была панихида, и похоронили о. Алексия 20 метров ниже от прежнего места, где и на сегодняшний день он почивает. В настоящее время от Голосеевской пустыни осталась пустыня. Храмы Троицкий и «Живоносного Источника» разрушены, остался подвал от «Живоносного Источника», и тот засыпан землёй. Останки старца были обнаружены нетленными. Могила о. Алексия и другие рядом могилки стоят. Много людей приезжают к могилке о. Алексия, служат панихиды, просят его молитв. Это место находится в черте города Киева, ехать 1-ым автобусом до Сельхозакадемии. Этот участок находится под ведением Сельхозакадемии. В настоящее время есть ещё живые свидетели, которые говорят о чудесных предсказаниях преп. Алексия. Дед Афанасий рассказывает: «Я был маленьким, как мой старший брат овдовел, осталось трое детей. После года он решил взять детям матерь, но прежде, чем жениться, он пошёл за благословением к о. Алексию. О. Алексий ему благословил взять мать детям, но не ту, что брат определил, а другую и ему сказал, чтобы готовился в вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

После торжественной части гости праздника ознакомились с выставкой, рассказывающей о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и роли духовенства в деле защиты Отечества. В экспозиции представлены материалы, посвященные воевавшему на Курской Дуге старшему лейтенанту Сергею Извекову — будущему Святейшему Патриарху Пимену , митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) — будущему Патриарху Алексию I , во время блокады Ленинграда совершавшему богослужения и утешавшему жителей осажденного города, архимандриту Кириллу Павлову, наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию Воронову, также воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Вниманию белгородцев и гостей города были также представлены экспонаты из фондов Белгородского музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», историко-краеведческого музея и награды бойцов Красной Армии, возвращенные из зарубежья. Историко-краеведческий музей Белгорода представил экспозицию «Поднявшие ядерный щит», посвященную истории создания и испытаний советского ядерного оружия и деятельности советской внешней разведки. Центральное место в экспозиции занимают материалы, рассказывающие о человеке, внесшем большой вклад в спасение мира от ядерной войны, — уроженце города Белгорода Владимире Борисовиче Барковском. Благодаря его деятельности у Советского Союза появились чертежи американской атомной бомбы, что позволило уравновесить силы США и СССР в ядерном противостоянии двух сверхдержав. Собравшиеся осмотрели выставку, участниками которой стали 106 экспонентов из России, Украины, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Молдовы, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Греции, Святой Горы Афон и Палестины. Впервые в выставке «Ангел Святого Белогорья» приняли участие представители Киево-Печерской лавры. В рамках работы выставки вниманию посетителей будут предложены концерты, спектакли, лекции, организованы различные мастер-классы. По традиции для поклонения верующих принесены ковчег с частицей мощей святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца, и ковчег с частицей мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но монашеское делание – пост, молитва , изучение святых отцов – все это очищает душу, готовит к служению Богу и ближнему. Алексий немало преуспел в этом еще в детские и юношеские годы. Теперь, в монастыре, он шел по пути деятельного служения Господу и людям в меру своих дарований сначала в монашеском, а потом в диаконском чине. Часто он старался скрыть свои добродетели. Кое-кто, зная о его любвеобильности, даже думал, что он юродствует. Но Алексию достаточно было природных дарований, чтобы изобразить веселого балагура или сыграть роль человека «неприступного», «резкого» и успешно утаить свою самоотверженную, любящую душу. Может быть, кто-то из духовников дал Алексию совет, может быть, он сам понял: надо упражняться в таком делании, которое дает больше благодати – совершать «духовную куплю» во время земной жизни. А со временем через такие труды постепенно усвоишь и другие добродетели. Об этом ясно говорится в Евангелии – вспомним притчу о талантах – и в житии святого, особо почитавшегося Алексием, преподобного Феофила Киево-Печерского. Особенно полно эту тему раскрывает беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни». В письмах Алексий все чаще и чаще с большой теплотой отзывается о братском духовнике архимандрите Кирилле. Потеряв первого наставника, отца Серафима, Сергий часто обращался к отцу Кириллу, но советовался и с другими лаврскими отцами. После поступления в монастырь у него с матушкой Варварой духовник стал один – архимандрит Кирилл. Алексий возлюбил его всей душой и почти всегда писал с большой буквы слово «Батюшка». Многие поступки отца Алексия стали яркой иллюстрацией, как бы воплощением наставлений главного духовника Лавры. Наставлений, казалось бы, простых, но которые не так-то легко исполнить на деле... Письма к маме: июль 1997 – март 1998 «Радуйся, ангелом собеседниче, преподобие отче Серафиме...» (Стихира на стиховне из службы пр. Серафиму) Дорогая мамочка, благословите! Первым делом поздравляю Вас, сестер Серафимо-Дивеевской обители с Праздником Величайшего угодника Божия, теплого о нас предстателя и молитвенника – Преподобного Серафима. Да подаст вам милостивый Господь по молитвам Преподобного мир, тишину, здравия душевного, крепости телесной на многая, многая лета!!!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предвидя свой арест, митр. Михаил 22 янв. 1923 г. издал тайное распоряжение о передаче управления К. е. в случае своего отстранения от должности в порядке очередности и старшинства: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому Макарию (Кармазину), Богуславскому и Липовецкому Георгию (Делиеву), Звенигородскому Алексию (Готовцеву), Бердичевскому Александру (Чекановскому), Радомысльскому Назарию (Блинову) и Каневскому Василию (Богдашевскому). В данный список вошли почти все викарии К. е., кроме Черкасского еп. Николая (Браиловского), не пользовавшегося доверием из-за своих тесных контактов с обновленцами и НКВД. 5 февр. 1923 г. митр. Михаил был арестован у себя в келье в Киево-Печерской лавре и отправлен в Москву. Вскоре о своем переходе к обновленцам заявил Бердичевский еп. Александр (Чекановский). Остальные викарии К. е., не согласившиеся перейти в обновленчество, почти все подверглись репрессиям. В ночь с 22 на 23 марта 1923 г. арестовали еп. Назария (Блинова) (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Ед. хр. 52. Л. 28; впрочем, есть данные, что арест состоялся в апр. 1923). В ночь с 3 на 4 апр. были арестованы епископы Димитрий (Вербицкий) в Пустынно-Николаевском мон-ре, Алексий (Готовцев) в Златоверхом Михайловском мон-ре, Василий (Богдашевский) в Братском Богоявленском мон-ре, епархиальный миссионер архим. Ермоген (Голубев) в Киево-Печерской лавре и двое влиятельных представителей белого духовенства: прот. Василий Словачевский из ц. св. Марии Магдалины на Шулявке и прот. Анатолий Жураковский из ц. свт. Иоанна Златоуста. Почти все арестованные были приговорены к ссылке. Еп. Назария (Блинова) освободили, в июне 1923 г. он вернулся в Киев, но уже через месяц по требованию Киевского ГПУ выехал в Москву. Освобожден был и еп. Алексий (Готовцев), получивший в том же году назначение на Серпуховское викариатство Московской епархии. Митр. Михаил до 1925 г. находился в заключении, позднее в ссылке, на Украину вернулся в кон. 1927 г., поселился в Харькове. 4 апр. 1923 г. в права управляющего К. е. вступил Уманский еп. Макарий (Кармазин), приехавший из Умани. В это время в предместье Киева Святошино поселился живший на покое бывш. Ананьевский еп. Парфений (Брянских). Вместе с ним еп. Макарий совершил тайные хиротонии новых викариев К. е., кандидатуры к-рых предварительно были согласованы с представителями киевского духовенства. В кон. 1923 - нач. 1924 г. были тайно хиротонисаны: Сергий (Куминский) во епископа Радомысльского и Чернобыльского, Филарет (Линчевский) во епископа Черкасского, Афанасий (Молчановский) во епископа Сквирского (см. в ст. Сквирское вик-ство ), Феодор (Власов) во епископа Вышгородского (в ст. Вышгородское вик-ство (ПЭ. Т. 10. С. 112) неверно указано, что вик-ство было создано в 1997), Варлаам (Лазаренко) во епископа Хорольского (вероятно, Хорольское викариатство в связи с арестом всех епископов Полтавской епархии временно входило тогда в К. е.).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Что удивительно, при жизни никто особо не обращал внимания, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в XIX и начале ХХ века «подвигом добрым» служили здесь Христу, а некоторые были и погребены в этом месте: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову, † 1857), его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры, и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву, † 1917). Блаженная Алипия во второй половине ХХ века приняла духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской Пустыни. И еще говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу». Обретение мощей 18 мая 2006 года      18 лет она почивала мощами на Лесном кладбище, на 8-м участке, где покоятся насельницы Флоровского монастыря, а с 2006-го года – в нижней части Покровского храма обители. Дело в том, что наряду с почитанием верующими могилки блаженной на Лесном кладбище , захоронение неоднократно подвергалось попыткам осквернения: одержимые злым духом люди вырывали и отбрасывали в сторону надгробный крест. А в конце 2005 года некие «почитатели» блаженной решили тайно выкопать останки и увезти за границу. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело, о чем сенсационно сообщали городские СМИ. После случившегося наместник Голосеевской пустыни архимандрит Исаакий обратился к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с ходатайством о перезахоронении блаженной Алипии на территории монастыря — месте ее последних жизненных подвигов. (Жизнеописание матушки рассказывает также о ее аскетических подвигах в дупле большого дерева у подножия Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году). Вот, как об обретении мощей блаженной Алипии повествует сам наместник монастыря архимандрит Исаакий: — Около пяти месяцев ушло на получение всех необходимых для этого документов, после чего был назначен день обретения и перенесения останков матушки в монастырь — 18 мая 2006 года. Раскопки могилы решили начать ранним утром, чтобы не было скопления людей и чтобы при этом присутствовали только братия монастыря и наиболее близкие ее духовные чада и почитатели. Для эксгумации и освидетельствования захоронения были приглашены представители дирекции Лесного кладбища, санэпидемстанции и милиции.

http://pravoslavie.ru/79397.html

епископами и утверждаться патриархом и Свящ. Синодом РПЦ; Предстоятель Украинской Православной Церкви получал титул «митрополит Киевский и всея Украины» и титул «Блаженнейший» (в границах Украины). 20 июля 1990 г. Синод РПЦ рассмотрел постановление укр. Синода и принял решение: в связи со значимостью данного вопроса обсудить его на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, назначенном на 25-27 окт. 1990 г. (см. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 окт. 1990 г. ). 27 июля 1990 г. было опубликовано «Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви» с предложениями по нормализации обстановки, вызванной экстремистскими действиями на Украине униатов и раскольников-автокефалистов. В 1991 г. в Киеве происходили важные события, связанные с процессом институционализации УПЦ. Большое влияние на них оказало провозглашение Украиной гос. независимости 24 авг. 1991 г. Архиерейский Собор УПЦ, проходивший 6-7 сент. 1991 г., лишил Переяслав-Хмельницкого еп. Ионафана (Елецких) архиерейского сана. Этому событию предшествовал конфликт между митр. Филаретом и еп. Ионафаном, который выступил против внесения в Устав УПЦ ряда пунктов об особых правах Киевского митрополита, нарушающих принцип соборности в церковном управлении. 21 апр. 1991 г. под влиянием митр. Филарета Свящ. Синод УПЦ выдвинул против еп. Ионафана обвинения в хищении имущества Киево-Печерской лавры. Однако главным «преступлением» еп. Иоанафана стал его рапорт патриарху Алексию II от 24 июня 1991 г., в к-ром митр. Филарет был обвинен в нарушении монашеских обетов. Еп. Ионафан был лишен всех должностей в Украинском Экзархате (22 дек. 1992 Синод РПЦ признал недействительным лишение владыки Ионафана епископского сана, 22 июня 1993 Ионафан (Елецких) в сане епископа Белоцерковского, викария К. е., был назначен на должность управляющего делами Киевской митрополии УПЦ). 1-3 нояб. 1991 г. на Соборе УПЦ в Киеве митр. Филарет впервые объявил о планах полной независимости Украинской Церкви, что отвечало курсу нового укр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010