Верующий люд в 1909 г. стекался во множестве на пути перенесения мощей преп. княжны Евфросинии из Киева в Полоцк. В последний раз перед революцией велико было церковно-народное торжество в июне 1916 г. при прославлении мощей свят. Иоанна Тобольского. Древний русский Киев в дни празднования Лаврой престольного праздника Успения полон был десятками тысяч богомольцев, стекавшихся отовсюду в Матерь городов русских. То же в престольные дни происходило в Св. Троицко-Сергиевой Лавре, Дивееве, Сарове, на Валааме, в Соловецкой обители, в Почаеве и в других многочисленных монастырях. Приходил народ и небольшая часть т. наз. интеллигенции к старцам в Оптину пустынь, в Гефсиманский скит Троицкой Лавры к старцу Варнаве, в Голосеевскую пустынь Киево-Печерской Лавры к старцу Алексию и к другим старцам, которых в разных частях России знали верующие люди. Со всей необъятной Руси тянулись духовные нити в Кронштадт к отцу Иоанну Сергиеву. Сотни тысяч народа благоговейно встречали его при поездках по России. Все усиливалось паломничество в Святую Землю, на Афон. Французский писатель Лоти писал, что он только тогда понял, что представляет собою истинная вера, когда он увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме. А.В. Елисеев, побывавший е паломниками в Святой Земле около 80 лет назад, пишет в своей книге: " Я уже говорил не раз, что maximum скопления не только русских, но и вообще паломников бывает к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы; продавцы различной снеди и object de piйmй, погонщики ослов, даже нищие — все стараются в это время мараковать по-русски. " Подай ради Христа, Бог с тобой, Христос Воскресе! " кричат прокаженные, уроды, слепцы и другие просящие милостыни; замечателен тот факт, что ни на каком другом иностранном языке не просят нищие, как только по-русски, — это чрезвычайно характеризует наше паломничество. Нет перед Пасхою ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Они, эти жадные до чужого добра " элиты " , попробовали свои силы в Египте, Ливии, Сирии и пришли в страну гораздо б " ольшую по территории и граничащую с Россией... Ничего не напоминает или у кого-то еще остались иллюзии? Сергей 24 января 2014, 18:25 Я понимаю, что у Вас на сайте строгая цензура, но мне, как православному Московского патриархата, который проживает во Львове, неприятно, когда на меня тыкают пальцем и говорят, что Ваша церковь поддерживает бандитов и зеков, которые убивают людей. Спаси, Вас, Господи! Андрей 24 января 2014, 17:11 Всем читателям с Украины - доброго вам жития. То что сейчас происходит на Украине, было и у нас, если вспомнить 1993 год и расстрел Белого дома из танков. Слава Богу и Патриарху Алексию 2, остановили тогда эту бойню. Вот задаете вопрос, как так, мол, 5 солдат беркута валят, топчут и т.д.? Да так же, как солдата беркута сжигают молотовыми! Это чистой воды - обоюдное безумие! Дорвались обе стороны и слепнут в ненависти. Доколь? До последнего? Вы уверены, что в европе вам будет хорошо и вас там все любят и ждут? Судите по западным голосам? А теперь сравните западные голоса по отношению к России, в 1993 - молодцы, ура, давайте, давайте, эгегей, бейте друг друга, убивайте!!! И чем это кончилось, какая власть власть пришла - полный развал и распродажа России по частям, бери не хочу! До сих пор все ложью покрыто и расхлебываем. Вы того же хотите? Не хотелось бы, чтобы и вы оказались у того же корыта. Это ваша страна и вы в ней хозяева, а не за вас должны хозяйничать. Не прогадайте. Помогай вам Бог! Сергей 24 января 2014, 16:55 Неприятно, когда политику смешивают с верой в Бога и когда закрывают глаза на беспредел тех, которые пребывают у власти, но Бог судит людей по их сердцу. Ирина 24 января 2014, 16:08 Уточнение-монахи не из Киево-Печерской Лавры, а из Десятинного монастыря в г. Киеве, и архимандрит Алипий - настоятель храма Апостолов Петра и Павла г. Киева. Лариса Воронина 24 января 2014, 15:10 Наталия: /...почему россиянина, который любит свою родину - Россию, называют ПАТРИОТОМ, а украинца, который любит Украину называют НАЦИОНАЛСТОМ ???/

http://pravoslavie.ru/67767.html

Наилучшим свидетельством потенциала и духовной силы нашей Церкви стали юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси, состоявшиеся в прошлом году в Киеве. В них приняли участие Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , а также представители всех Поместных Православных Церквей мира. 27-28 июля в торжественных богослужениях на Владимирской горке и в Киево-Печерской Лавре приняли участие около 150 архиереев, прибывших в Киев со всего мира. В октябре 2008 года представители Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем приняли участие в совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре. Все эти события продемонстрировали единство нашей Церкви со всем мировым Православием, способствовали росту ее авторитета в Украине и мире. Итак, сегодня мы можем уверенно говорить, что канонический статус, предоставленный Украинской Православной Церкви восемнадцать лет назад, прошел испытание временем. Он доказал свою эффективность для решения нашей Церковью задач, которые перед ней стоят. Предоставление и сохранение этого статуса связаны с именем усопших Святейшего Патриарха Алексия. Именно поэтому, как отметил Священный Синод Украинской Православной Церкви в своем Обращение от 20 декабря 2008 года: «Получение нашей Церковью этого канонического статуса всегда будет предметом нашей сыновней молитвенной благодарности Святейшему Патриарху Алексию». К сожалению, годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия стали также временем трагических разделений в Украинском Православии. Немало наших братьев сознательно вышли за пределы церковной ограды и сегодня находятся вне общения с Вселенским Православием. Несколько тысяч приходов принадлежат к непризнанным группировок: так называемых «Киевскому Патриархату» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Раскол остается неизлеченной раной на теле нашей Святой Церкви, существенно вредит православной миссии в современной Украине и создает условия для распространения новых религиозных движений, преимущественно харизматического толка. Поэтому преодоление церковного раскола в Украине является для нас одной из приоритетных задач.

http://patriarchia.ru/db/text/531771.htm...

Алексия у дверей его келлии ежедневно можно было видеть несколько посетителей, приходивших к нему за советами, за облегчением своего горя, с просьбами за живых и умерших. Ничто не удерживало посетителей о. Алексия: ни холод, ни жар, ни дождь, ни снег; к преп. Алексию шли и летом, и зимой, и ранней весной, и поздней осенью, но более всего старец был обременяем посетителями летом, когда ничего не препятствовало путешествию в Голосеевскую пустынь. У келлии преп. Алексия можно было встретить и священников, и монахов, и мирян. К о. Алексею приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным. О. Алексий всех одинаково принимал, всех старался обласкать, каждому чем-либо помочь. И действительно, он помогал страждущим людям. В келлию его люди входили расстроенные, с мрачными лицами, взволнованные, а выходили спокойными, умиротворёнными, со слезами радости на глазах. У старца Алексия искали умиротворения своей совести не одни паломники и монахи, но и архипастыри, и даже Киевские митрополиты. Так, Черниговский архиеп. Антоний вызывал о. Алексия к себе в Чернигов в апреле 1911 г. для предсмертной духовной беседы и на его руках предал дух свой Богу. Голосеевская пустынь есть ни что иное, как дача Киевских митрополитов, где они летом отдыхают от своих архипастырских трудов. В течение пребывания о. Алексия в Голосеевской пустыни на Киевской митрополичьей кафедре сменилось четыре архипастыря: Высокопреосвященные Иоанникий Руднев (1891 – 1900), Феогност Лебедев (1900 – 1903), Флавиан Городецкий (1903 – 1915) и Владимир Богоявленский (1915 – 1918). Два из них, особенно продолжительно пребывавшие на Киевской кафедре, – митр. Иоанникий и митр. Флавиан – имели о. Алексия своим духовником, а митр. Владимир несколько раз просил молитв у о. Алексия. 9. Святитель Феодосий Черниговский В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,– святителя Феодосия. Задолго до этого события начали собираться со всех концов православные люди в скромный доселе город Чернигов, а ко дню самого открытия святых мощей – 9-го сентября – город принял вид волнующегося человеческого моря. Прибыл в числе почётных гостей и митрополит Киевский Иоанникий. Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко за пределы его родного города Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Алексию за советом, как ей поступить со своей болящей дочерью Варварой: поместить ли её в монастырь, построивши ей там келлию, или оставить её жить в семье. Батюшка, выслушавши Акилину, спросил её: «А кто в семье есть за ней?» – Акилина ответила: «За Варварой следует Параскева, 19-то лет, которую думаем выдать замуж». Тогда о. Алексий сказал: «Параскеве, которую вы думаете выдать замуж, сделайте небольшую келлию (гроб) для одной, а о болящей Варваре помолимся Божией Матери, и она исцелеет, и её выдадите замуж». Удивилась Акилина совету старца и не совсем доверяла его словам. Но всё совершилось так, как говорил о. Алексий. Возвращается Акилина из Киева домой и находит больную Варвару совершенно здоровой. В скором времени после этого она выходит замуж, а меньшая её сестра Параскева через 1 / 2 месяца после того заболела и умерла. Подобных случаев прозорливости преп. Алексия было бесчисленное количество, так что их все нет возможности ни собрать, ни перечислить. А поэтому ограничимся указанными случаями. В заключение скажем только, что основанием прозорливости преп. Алексия не был обычный духовный опыт, ни знание людей, но – благодать Святого Духа. 15. Поучения ОТЕЦ АЛЕКСИЙ, будучи человеком, хорошо видящим духовные нужды приходящих к нему людей, никого не отпускал от себя без наставления. Наставления его были кратки, но всегда выразительны и отвечали как раз на духовные запросы наставляемых. Всех наставлений преп. Алексия нет никакой возможности собрать, но мы и большую часть наставлений батюшки не собрали, а представляем читателю только весьма малую часть его советов. А. Наставления монашествующим: 1 . Памятуй о смерти, хотя монах и без того мертвец для мира. 2 . Монах, как солдат, должен быть на всё готовым. 3 . Бегай праздности и неси безропотно своё послушание. 4 . Повинуйся во всём настоятелю и старшей братии. Послушание велико: пророк Моисей однажды не послушался Господа – и не вошёл на обетованную землю. 5 . Держись келлии: как рыба без воды делается мёртвою, так и монах вне келлии духовно умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Постепенно к старцу Алексию за духовным советом и утешением стали стекаться люди со всех концов России. К нему (как и к о.Герману) за духовным советом обращалась и преподобномученица Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна. Ушел в затвор (6.6.1916). Участвовал в монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1917), где был избран на Всероссийский Церковный Собор. Именно он, после Литургии в храме Христа Спасителя, вынул из ларца перед образом Владимирской иконы Божией Матери жребий с именем Патриарха – Святителя Тихона. Пострижен в схиму (1919) с тем же именем – в честь Алексия, человека Божия. После закрытия Зосимовой пустыни переехал вместе со своим келейником о.Макарием в дом духовных своих детей в Сергиевом Посаде на улице Дворянской. Там он и скончался. 26.7.1994 одновременно с прославлением прп.Зосимы состоялось перенесение мощей старца Алексия с городского кладбища Сергиева Посада в Зосимову Пустынь. Прославлен в лике преподобных. «В южнорусском крае, – пишет прот. Константин Никольский , – в пятки 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста совершается церковно-богослужебный обряд, называемый пассиею (страданием). Он бывает на повечерии и состоит в том, что тут читается Евангелие о страстях Христовых (откуда название обряда) [...] Пред Евангелием поется церковная песнь: “Тебе одеющагося светом, яко ризою...”, после Евангелия: “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго” – и затем говорится проповедь [...] В Цветной триоди, напечатанной в 1702 году при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Краковском, находится (в конце книги) прибавление к обыкновенному Церковному уставу, где описан обряд-пассия. Там сказано, что в четыре первые пятка Вел.поста, по установлению Митрополита Киевского Петра Могилы , в нарочитых монастырях и соборных церквах читаются на малых повечериях страстные Евангелия, с припевом пред чтением и после чтения: “Слава страстем Твоим, Господи”. В первый пяток читается от Мф., гл. 26 и 27; во второй пяток – от Мк., гл. 14 и 15; в третий – от Лк., гл. 22 и 23; в четвертый – от Ин., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Рус­ской Православной Церкви. Собор открылся служением Божест­венной литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Вла­димиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского Платона (Рождественского). Поме­стный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисцип­лины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смут­ные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял ре­шение о восстановлении в Русской Православной Церкви патри­аршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в патриархи – архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архи­епископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). Окончательный выбор был пре­доставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын), проживавший в то время на покое в Киево-Печерской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоя­щее время, как время отделения украинского государства от рус­ского государства, а также имея в виду провозглашение всерос­сийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь» , принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду» , а исполнительный комитет по созыву всеукраинского православно­го церковного Собора – в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «вре­менным правительством для всей украинской православной церкви» . Это правительство назначило своих комиссаров в консисто­рии всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада вос­претила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места насто­ятеля в одном из монастырей.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Московский собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил праздновать ему 8 июля. Стихиры и канон ему составлены еще при Иоанне III, когда в Устюге начали праздновать его память. – В Устюге и его окрестностях пред днем памяти св. Прокопия многие благочестивые люди и доныне соблюдают недельный пост. Мощи его почивают под спудом в каменном его имени соборном храме, за левым клиросом, близ северной стены. Нынешняя гробница, устроенная в 1833 г., вызолочена по полименту и состоит из 4-х мраморных досок с позолоченными надписями. На гробнице находится образ св. Прокопия, украшенный серебряно-вызолоченною ризою и жемчужною гривною 29 . Гробница осенена резным золоченым балдахином на столпах. При входе в собор у южных дверей положен на пьедестале камень овальной фигуры, привезенный 1 ноября 1638 г. из котовальской волости – из числа выпавших в 1290 году. Икона Благовещения Божией Матери, источившая миро (в 1290 г.), с 1567 года перенесена в Москву и находится ныне в Успенском соборе, по правую сторону царских врат. В 1818 г. уссрдием устюжских граждаи сделана на нее тяжелая серебряная, позолоченая риза. Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские Когда пр. Стефан, постриженик Киево-Печерской Лавры, устроял свою обитель Махрищкую 30 , недалеко от того места жил богатый землевладелец Григорий, от юности научившийся грамоте и довольно образованный по тогдашнему времени. Он часто посещал пр. Стефана, слушал его беседы, присматривался к образу жизни старца и наконец, видя в нем истинного раба Христова, пожертвовал ему земли и все свое имение на устроение обители и сам постригся в ней. Руководимый опытным наставником, новый инок всецело посвятил себя на служение Господу, дни проводил в трудах на пользу братии, ночи в бдении и молитвах. Пр. Стефан полюбил Григория как родного сына, приблизил его к себе и немало радовался успехам его в жизни духовной. Отличая Григория от других иноков, для которых он по своей жизни служил уже примером, пр. Стефан послал его к суздальскому епископу Алексию, прося святителя рукоположить его во пресвитера. Григорий был рукоположен и с еще большею ревностью продолжал усовершаться в иноческой жизни. Но не на Махре, близ его родины, а в другой далекой стороне Промысл готовил Григорию место для проведения подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Пимен 1977 год – Состоялась поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и сопровождавших его членов делегации Русской Православной Церкви в Индию (22 января - 2 февраля). Это был ответный визит главе Ортодоксальной Сирийской Церкви Католикосата Востока Василию Map Фоме Матфею I, Патриарху-Католикосу Востока, Митрополиту Маланкарскому. 1992 год – В Киеве состоялось епископское совещание Украинской Православной Церкви. Совещание приняло новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, Священному Синоду и ко всем архиереям Русской Православной Церкви. В обращении содержался упрек Русской Церкви в том, что священноначалие умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии, что «определенные силы, в том числе из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против Православия в Украине. Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей».   1992 год – Епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) дезавуировали свои подписи под епископским обращением. На следующий день, 23 января, решением Синода Украинской Православной Церкви они были смещены со своих кафедр. Епископы Сергий и Алипий были назначены викариями Киевской митрополии, а владыке Онуфрию было предписано поменяться местами с преосвященным Иларионом (Шукало), управлявшим Ивано-Франковской епархией. Кроме того, за отказ братии Киево-Печерской Лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Церкви о даровании ей автокефалии с должности наместника был смещен архимандрит Елевферий (Диденко). 1995 год – В Москве прошли III Международные Рождественские образовательные чтения (22 - 28 января). Чтения были организованы Московским Патриархатом совместно с Министерством образования Российской Федерации, Московской духовной академией, Российской академией образования, Православным университетом им. св. апостола Иоанна Богослова, Свято-Тихоновским богословским институтом, Московским департаментом образования, департаментом образования Московской обл. и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.

http://pravoslavie.ru/5334.html

Одновременно с Сергием во владениях московских князей подвизался воспитанник киево-печерского монашества, преподобный Стефан. Этот инок весьма строго следовал монашескому уставу и отличался огромными знаниями. Близ нынешнего города Александрова, в 40 километрах от обители Сергия, он вырастил Стефано-Махрищскую обитель. После кончины святого Сергия жар раскаленной веры, наполнивший его учеников, а через них и многие иноческие общины Московской Руси, не угас. Духовным водителем еще одного большого учителя иноков, преподобного Пафнутия Боровского, был воспитанник Сергия Радонежского — Никита Серпуховской. По воле Пафнутия появился Боровский Богородице-Рождественский монастырь — новая жемчужина, сияющая благодатью. «Замятня» Как хорошо, как славно было бы, кабы время, примыкающее к триумфу на поле Куликовом, наполнялось одним только великим подъемом национального, религиозного чувства! К сожалению, оно отмечено еще и попытками великого князя поставить под контроль Церковь — великую силу, которая столь много дала его земле. События, связанные с этими неблаговидными действиями Дмитрия Ивановича, известны под общим названием «замятня на митрополии». В 1378 году скончался митрополит Алексий. Зная о скорой кончине, он пожелал видеть в преемниках Сергия, основателя Радонежской обители. Можайский Николаевский собор. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 Когда Сергию, быть может, самому достойному пастырю монашества на всей Руси, предложили стать митрополитом Московским, он решительно отказался. Не для того Сергий забрался в лес и там одиноко молился Богу, чтобы переселиться в шумную Москву и заняться делами большой политики... Сергия упрашивали, помимо митрополита, сам великий князь и московская знать. Тщетно! Игумен Радонежский стоял на своем. Тогда на место Алексия великий князь захотел поставить своего доверенного человека, попа Митяя, скоропостижно сделавшегося иноком с именем Михаил. Сего «новоука в монашестве» и притеснителя московского духовенства великий князь попытался «провести» через церковный собор как преемника Алексию. Но на соборе не сложилось единодушия. И в Константинополь, на утверждение патриарху, отправились два претендента: Михаил-Митяй и епископ Суздальский Дионисий. Вместе с тем на Московскую митрополию желал взойти также болгарин Киприан, до смерти Алексия духовно окормлявший некоторые западнорусские области.

http://foma.ru/moskovskaya-rus-rozhdenna...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010