Оккупация. Церковь в автономном статусе. Борьба с расколом 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР , Украина была оккупирована. Прервалась связь иерархии Украины и Белоруссии со священноначалием в Москве. Экзарх митрополит Николай (Ярушевич) эвакуировался в центральную Россию. Украинские и белорусские иерархи РПЦ остались со своей паствой и со своими святынями в вынужденной изоляции и без связи с Москвой. Фото 2 Взорванный древний Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры В условиях оккупации Варшавский архиерей Дионисий (Валединский), ограниченный немцами лишь пребыванием в Варшаве, опираясь на епископа-националиста Поликарпа (Сикорского) и на общественно-политические национальные украинские организации, сразу же инициировал церковный раскол. История этого раскола на Украине, а также ориентиры антихристианской религиозной политики Третьего рейха хорошо и подробно описаны во многих монографиях и статьях 3 августа 1941 года «администратор автокефалии» Поликарп (Сикорский) опубликовал открытое письмо архиепископу Алексию (Громадскому) – старейшему по хиротонии архиерею на Украине (с 1922 года), в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской патриархии и присоединиться к восстановленному автокефалистскому обновленческому расколу. Украинские архиереи Русской Православной Церкви и архиепископ Алексий осудили самочиние Поликарпа и вмешательство Варшавской иерархии в жизнь Волынской епархии, которое повлекло нестроения. 18 августа 1941 года состоялось первое Епископское совещание в Почаевской лавре, подтвердившее принадлежность иерархии к Русской Православной Церкви и вынужденный автономный статус. Потому украинскую иерархию и паству под водительством митрополита Алексия (Громадского) часто называют «Украинской Православной автономной церковью». Деянием 5 этого собора от 18 августа 1941 года Полесско-Пинскому епископу Вениамину (Новицкому) было присвоено звание Владимир-Волынского викарного епископа Волынско-Кременецкой епархии с правом управления приходами бывших Владимирского и Любомильского повятов

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

1960.21.6 Назначение еп. Никодима (Ротова) председателем отдела внешних церковных сношений Московской патриархии вместо митр. Николая (Ярушевича). Начало экуменических контактов. Закрытие Киево-Печерской лавры (под предлогом ремонта и реставрации). 1961, 1963, 1964 Первое, второе и третье Всеправославные совещания Поместных Церквей на острове Родос. 1961.18.7 Архиерейский собор в Троице-Сергиевой Лавре по требованию властей внес изменения в “Положение о Русской Православной Церкви”: настоятель с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете, все хозяйственные и финансовые дела прихода оказывались в руках старост. 1961.30.3 Постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Создание представительства РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Константинопольская Патриархия упраздняет свой Экзархат в Западной Европе, однако, входившие в его состав приходы так и не восстанавливают нормальных отношений с Московской Патриархией. 1965.11–12 Открытые письма священников Н. Эшлимана и Г. Якунина Патриарху Алексию и председателю Президиума Верховного Совета Н.В. Подгорному с протестом против вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Диссидентское движение в СССР. Церковные диссиденты (священники С. Желудков, Дм. Дудко, Вас. Романюк и др.). 1965.12 Создание Совета по делам религий при Совете Министров СССР путем слияния Совета по делам Русской Православной Церкви с Советом по делам религиозных культов. Празднование 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества. 1969.16.12 Определение Священного Синода, дозволяющее старообрядцам и католикам причащаться в православных церквях (впоследствии отменено). 1970.10.02. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке. 1970.10.04. Дарование автономии Православной Церкви в Японии. 1970.10.4 Дарование автокефалии Американской Православной Церкви (часть приходов остались в юрисдикции Московской патриархии) и автономии Православной Церкви Японии. Канонизация просветителя Японии архиеп. Николая (Касаткина) .

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 25.03.2009 25 марта в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви (УПЦ). В заседании приняли участие митрополиты: Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Черкасский и Каневский Софроний, Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы: Хустский и Виноградовский Марк, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Вышгородский Павел и Конотопский и Глуховский Лука. Перед началом заседания со вступительным словом к архиереям-членам Синода обратился Блаженнейший Митрополит Владимир, который отметил, что нынешнее заседание является первым со времени избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По предложению Владыки Владимира иерархи совершили литию приснопоминаемому Святейшему Патриарху Алексию II и провозгласили многолетие новоизбранному Святейшему Патриарху Кириллу. Митрополит Владимир вручил церковные награди архиереям, которые в этом году отмечают юбилеи. По случаю 65-летия со дня рождения архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим удостоен ордена преподобного Нестора Летописца, I ст., архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан по случаю 60-летия - ордена святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн по случаю 45-летия - ордена преподобного Нестора Летописца, I ст. Синод принял решение пригласить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершить архипастырский визит на Украину. С этой целью создана комиссия по подготовке визита во главе с управляющим делами Украинской Православной Церкви архиепископом Белоцерковским и Богуславским Митрофаном.

http://drevo-info.ru/news/6381.html

Он приехал и сразу же, с первого раза поступил в семинарию. Заочно он учился еще в Академии года три назад. А в 2008 году, на двадцатилетие окончания семинарии, встретились все однокурсники. Владыка Павел Вышгородский, наместник Киево-Печерской Лавры , ­- это папин однокурсник и один из лучших друзей. Он всех собрал, нашел самолет, они полетели все вместе, все практически священники с семьями в Иерусалим. Мы как-то отдельно были, потому что у папы сестра в Горнем монастыре — матушка Екатерина, в миру Анна. Мы там жили. Матушка Елена Мама рассказывала, интересно они с папой познакомились. Она общалась с молодым человеком, с кем папа жил вместе в общежитии. Он сейчас монах на Афоне. Мама просто решила подшутить над ним: давай-ка приводи своего друга, я с ним буду дружить, ты мне, говорит, надоел. Это просто в шутку было, то есть ничего такого серьезного! И тот решил тоже подшутить над моей мамой и привел моего папу. А мама дальше: «Ну всё, до свиданья!» А потом, насколько я понимаю, тот парень ходил к о.Науму и он его благословил в монастырь идти, а папа начал ухаживать за мамой. Мама и папа ходили к о.Алексию (Поликарпову), который сейчас в Даниловом монастыре, это духовный отец папы. Потом они в Чувашию уехали. Сначала он дьяконом был в Канаше, а в церкви в Янтиково, где его убили, он служил с 1990го года. Первое время маме было очень трудно, тем более что она переехала из города в деревню, где ни коммуникаций, ничего. Огород… А папа был совершенно уверен, что его место здесь. В то время в Чувашии была нехватка священников, тогда многих же просто рукополагали, без образования практически. Человек с таким образованием, после семинарии лаврской, мог служить где-нибудь у владыки, а он был уверен, что, где его дом, там и надо служить. Вообще хотел бы всю жизнь быть дьяконом, это его мечта была — нравилось. Даже не очень-то хотел, чтобы его в священники рукополагали. А в Янтиково он сам приехал, посмотрел, что за приход. А там народ настолько гостеприимный — бабушки его напичкали, кто творогом, кто чем. Заманили, в общем. И они там построили церковь всем народом — не так как сейчас, когда он сам в основном всё доставал. И бабушки не хотели его отпускать ни в какую. Они же знали, что он церковь строит в Батырево.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-otce-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иосиф (Савраш), еп. Станиславский и Коломыйский. Фотография. 1957 г. (Савраш Иосиф Михайлович; 27.04.1909, с. Черниев, ныне Ивано-Франковской обл., Украина - 5.06.1984, Ивано-Франковск), архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский. Из семьи железнодорожного служащего, принадлежал к Греко-католической Церкви (см. Униаты ). В 1927 г. окончил гимназию в г. Станиславув (до 1939 в составе Польши, позднее Станислав, ныне Ивано-Франковск), затем там же - униат. семинарию. В 1930-1932 гг. учился на богословском фак-те ун-та Инсбрука (Австрия). 4 сент. 1932 г. рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем униат. Покровского храма в Станиславуве. В 1936 г. защитил магистерскую диссертацию по богословию во Львовском ун-те. С 1938 г. настоятель Троицкого храма в с. Золотой Поток (ныне в Тернопольской обл. Украины), с 1940 г.- Благовещенской ц. с. Подлужье (ныне в Ивано-Франковской обл.), с 1946 г.- Михайловского храма в Снятыне (Снятин). Стал участником Львовского Собора 1946 г. греко-католического духовенства, принявшего решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении с Русской Православной Церковью. Был возведен в сан протоиерея. После кончины Станиславского и Коломыйского архиеп. Антония (Пельвецкого) решением Свящ. Синода РПЦ от 19 июня 1957 г. определен епископом Станиславским и Коломыйским. 2 авг. того же года пострижен в Пещерной ц. Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы в монашество с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Печерского, 3 авг. возведен в сан архимандрита, 4 авг. архиерейскую хиротонию И. во Владимирском соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) . Все 25 лет архиерейского служения И. прошли на одной епархиальной кафедре. Все это время архиерей постоянно объезжал приходы своей епархии, совершал богослужения и произносил проповеди. При И. в епархии стали регулярными съезды благочинных, при епархиальном управлении был организован миссионерский комитет для работы среди униатов. В 1959 г. И. вместе с архиепископами Львовским Палладием (Каминским) , Мукачевским Варлаамом (Борисевичем) и еп. Дрогобычским Григорием (Закаляком) обратился к Патриарху Алексию I с рапортом в связи с политикой светских властей по ограничению землепользования мон-рей. Архиереи западноукр. епархий просили Патриарха «о ходатайстве перед соответствующими государственными органами о более внимательном и неспешном разрешении этих вопросов» (Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 243-244).

http://pravenc.ru/text/578543.html

Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых Новомучеников и Исповедников Российских построен в 1964 году на Бутовском полигоне, где в 1930-х годах были расстреляны и захоронены жертвы политических репрессий. Содержание История [ править править код ] История деревянного храма на Бутовском полигоне начинается с 1994 года, когда Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II передали список из 250 расстрелянных на полигоне священнослужителей и мирян. По его благословению в глубине полигона водрузили большой Поклонный Крест работы архитектора и скульптора Д. М. Шаховского, сына расстрелянного в 1937 году в Бутово священника Михаила Шика. В основание Креста – Голгофы вмонтирована белокаменная плита с высеченными на ней словами Святейшего Патриарха Алексия II: «На месте сем будет сооружён храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, в память об иерархах, клириках, монашествующих и мирянах, за веру и правду жизнь свою положивших и мученическую кончину здесь приявших». Так, первоначально идея создания храма принадлежит ныне покойному Московскому Патриарху. Ее поддержали многие родственники пострадавших на Бутовском полигоне. Осенью 1994 члены возникшей общины обратились к Патриарху с прошением благословить строительство храма. Резолюция Его Святейшества была следующей: «Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе». Так за этим скорбным местом закрепилось новое трагическое и величественное название. Архитектура [ править править код ] В архитектуре храма отчетливо прослеживается стиль древних русских церквей. Храм строили с учетом местности, чтобы не повредить и не потревожить последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трех сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров. Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983 год). В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243 г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Но...

По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Собор открылся служением Божественной литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Владимиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского Платона (Рождественского). Поместный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисциплины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смутные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной Церкви патриаршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в патриархи – архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) , архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина) . Окончательный выбор был предоставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев) . Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын) , проживавший в то время на покое в Киево-Печерской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоящее время, как время отделения украинского государства от русского государства, а также имея в виду провозглашение всероссийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь » 43 принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду» 44 , а исполнительный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора – в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «временным правительством для всей украинской православной церкви» 45 . Это правительство назначило своих комиссаров в консистории всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада воспретила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места настоятеля в одном из монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Благочестивым сыном Церкви был имп. Павел I. Толща русского народа крепко держалась правил Церкви. Религиозная жизнь русского народа, и по своим достоинствам и по некоторым недостаткам, мало изменилась и после петровской ломки. Усиленные попытки интеллигенции отравить народ ядом своих заблуждений не имели успеха, которого она ожидала. В своей основе народ крепко держался Церкви. На прославление святителя Тихона Задонского в 1861 году в Задонск собралось не менее 300.000 богомольцев. Тысячи паломников ежегодно приходили в августовские дни в Воронеж, где праздновалась память святителя Митрофана (7-го) и святителя Тихона (13-го). Необъятный приток верующих собрался в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского . Во время перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк народ за сотни верст стекался к пути следования процессии. Велико и многолюдно было последнее торжество перед революцией при прославлении святителя Иоанна Тобольского . Древний Киев в дни празднования в Лавре престольного праздника Успения был полон десятками тысяч богомольцев со всех концов России. То же самое было в Троице-Сергиевой Лавре, Дивееве, Сарове, на Валааме, в Соловецкой обители, в Почаеве и в других многочисленных монастырях. Нескончаемым потоком шел народ и даже часть интеллигенции к мудрым старцам в Оптину пустынь, к старцу Варнаве в Гефсиманском скиту Троицкой Лавры, к старцу Алексию в Голосеевскую пустынь Киево-Печерской Лавры, которых знали по всей стране. Все концы России были связаны духовными нитями с о. Иоанном Кронштадтским . Сотни тысяч людей благоговейно встречали его при поездках по стране. Усиливалось паломничество на Афон и в Святую Землю. Французский писатель Лоти писал, что он только тогда понял, что представляет собой истинная вера, когда увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме. А. Елисеев, побывавший в Святой Земле в 1884 году, писал: “На всех улицах (Иерусалима) слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы... Нет перед Пасхой ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы”. В те уже годы число паломников, которым русское правительство оказывало помощь в путешествии и пребывании в Святой Земле, исчислялось 4.000. На Пасху 1899 года в Иерусалиме было 5882 русских паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати Пам " митрополита Володимира для друку 5 липня 2014 р. 18:22 5 липня 2014 року до Господа Предстоятель Церкви митрополит Володимир (Сабодан) . Фото: Прес-служба Московського , молдавська Торжества в Калининграде по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в канун дня памяти святителя Николая 18 декабря 2006 г. Встреча Святейшего Патриарха Алексия с митрополитом Киевским Владимиром и мэром Киева 20 декабря 2006 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 23 июня 2008 г. Совместное богослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре 13 октября 2008 г. Отпевание Святейшего Патриарха Алексия в Храме Христа Спасителя 9 декабря 2008 г. Лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед началом заседания Священного Синода 10 декабря 2008 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 10 декабря 2008 г. Открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. Голосование членов Архиерейского Собора по кандидатурам на Патриарший Престол 25 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Патриарший Престол 27 января 2009 г. Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Молебен в Киево-Печерской лавре 25 февраля 2010 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3683055...

В книге Ивана Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)» читаем об Абашидзе: «Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета… Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах с царской семьей…» В 1923 ему было всего 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Абашидзе почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. «Жил он не для себя – писал владыка Леонтий, – а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы». Бывал у старца и епископ Лука (Войно-Ясенецкий). Известно о владыке Димитрии одно чудесное откровение. Отражено оно в житии преподобного Алексия Голосеевского (Шепелева; 1840-1917): «В 1925=м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде…» Перезахоронение представлялось невозможным: «Ведь умер Патриарх Тихон, пошли большие смуты, церкви закрывают, беспощадно ломают, общее полное гонение на Святую Веру… Вскоре о. Алексий явился Архиепископу и с великой строгостью просил его перезахоронить. Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским… Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду. Наказание за агитацию несёте Вы, Владыка Димитрий. Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались…»

http://pravoslavie.ru/53530.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010