Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОВАЛЕВСКИЙ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В миру Ковалевский Иван Григорьевич, родился в 1807 году в Киеве , в семье потомственных мещан. После смерти матери его вместе с младшей сестрой воспитывал отец. В 1816 году поступил в 1-ю киевскую гимназию, в которой прилежно учился четыре года. В 1820 году, после смерти отца, оставил учебу и поступил " на испытание " писцом в канцелярию Киевского губ. правления (стол по уголовным делам). В 1823 году был зачислен в штат канцеляристом. С детства отличался набожностью, с возрастом все более отдалялся от мирской жизни. Странное для канцеляриста поведение Ковалевского - аскетический полумонашеский образ жизни, кротость в общении, отказ от продвижения по службе - вскоре сделало его белой вороной в кругу губ. канцеляристов, настроивших против него начальство. В 1834 году Ковалевский был вынужден выйти в отставку " по болезни " . Некоторые исследователи считают, что Иван Григорьевич в период работы в губ. канцелярии стал прототипом Акакия Акакиевича, персонажа повести Н. В. Гоголя " Шинель " . Гоголь мог узнать о " странном " канцеляристе Ковалевском во время пребывания в Киеве в июле 1835 года . После выхода в отставку Ковалевский на время покинул Киев, отправившись странствовать по св. местам. В 1840-х годах вернулся в родной город, поселился при Киево-Печерской лавре , где безвозмездно трудился на братской кухне, поднося дрова и воду, и ухаживал за немощными. К тому времени он уже принял на себя подвиг юродства , постоянно носил одну и ту же одежду, летом ходил в сапогах, а зимой - босиком, за что и получил свое прозвище - Босой. Пользуясь большим уважением не только прихожан, но и лаврской братии, Иоанн обратил на себя внимание Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , приглашавшего его на свои трапезы. В жизнеописании Иоанна Босого говорится об обнаружившемся у него даре прозорливости и чудотворения . Среди наиболее известных предсказаний - предупреждение прп. Алексию Киево-Печерскому, в то время еще послушнику при лаврской типографии, о некой " опасности " , которая грозит ему от мирянок. Также известна история об исцелении им блюстителя Дальних пещер игум. Иннокентия (Кузнецова) .

http://drevo-info.ru/articles/13679715.h...

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты На высоком гребне речной долины открывается ансамбль зданий Казанского Богородичного мужского монастыря, который располагается здесь с давних времен. Жалованные грамоты на эти земли были выданы строителю монастыря старцу Иосифу в 1677 году. Еще совсем недавно в Казанском соборе находилось учреждение: все внутреннее пространство собора было разделено бетонными плитами на этажи. Замечательная настенная живопись, выполненная в воздушных голубых тонах, к сожалению, пострадала. Когда перекрытия сняли, то дыры, пробитые в стенах, как раны, проступили на изображениях Христа, апостолов, воскрешенного Лазаря, напоминая о трагических страницах нашей истории. Проект и возведение Казанского собора осуществляли саровцы, которые воздвигли его по подобию Успенского храма Саровского монастыря, только уменьшенных размеров. По своим формам тот храм в Сарове, в свою очередь, напоминает овеянный вековыми преданиями Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Так сохранялась преемственность архитектурной традиции с древнейших времен. Вторая церковь монастыря - Предтеченская - тоже, по счастью, дожила до наших дней, хотя и в сильно покалеченном виде. Сейчас храм отремонтирован, и в нем идут богослужения. Но купола с основаниями полностью утрачены, и восстановить их не удалось, поэтому истинный силуэт здания искажен. Казанский Богородичный монастырь был центром религиозной и духовной жизни Тамбовской епархии. " Золотые купола Тамбова " (заочное путешествие по православным храмам города) Л.А. Назарова, библиотекарь СШ 22 г. Тамбова " Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф " – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.

http://sobory.ru/article/?object=07967

Блгвитъ т Гдь и оузриши блга Вместе с тем получено было мною печатное приглашение следующего содержания: „Члены Православного Палестинского Общества приглашаются в годовое Общее Собрание оного, имеющее быть 3-го мая, в 2 часа пополудни, во Дворце Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего“. В тот же день, т. е. 1-го числа, получено было мною письмо из села Высочиновки, Харьковской губ., от А.Ф. Ковалевского. Он писал мне от 2-го апреля: „Благодарю Вас за милостивое отношение ваше к моим убогим трудам письменным в Св. Синоде. Препровождая при сем экземпляр акафиста Св. Алексию Человеку Божию, по милости ваше разрешенного к печати, прошу Вас оный принять от меня, в знак высокой моей к Вам признательности. Служба Ахтырской Богоматери, тоже чрез посредство ваше разрешенная Св. Синодом к печати, доселе еще не напечатана, и я очень сожалею о подобной медленности её издателей лишающей меня возможности вместе и ее Вам послать. Ахтырские соборяне предоставили издание её Святогорской пустыни, которая и отдала ее в типографию Киево-Печерской Лавры, где ее и задерживают до сих пор. По просьбе Ахтырских соборян, мною недавно написан еще и акафист в честь Ахтырской Богоматери, не знаю только, будут ли они его представлять в цензуру и Св. Синод. За то другой недавний мой труд. акафист священномученику Харалампию, мною написанных —221— 1884 г. для Святогорской пустыни, имеющей немалую часть св. мощей сего угодника Божия, уже кажется отослан в цензуру чрез посредство Харьковского Епархиального Начальства. Усердно прошу у Вас милости к сим двум последним трудам моим если суждено будет им поступить к Вам на рассмотрение. Дело акафиста Св. Иулиании Новоторжской замедлилось, потому что отец протоиерей и церковный староста Торжковского собора пожелали вместе представить с акафистом и рукописную службу Св. Иулиании, издавна у них имеющуюся, а так как она требовала исправления, то они и прислали ее ко мне. Я ее исправил, и дополнил, и в начале марта ее им отослал. Имею известие от церковного старосты, что отец протоиерей исправлением службы остался доволен и вкупе с акафистом отправил ее к Вашему Высокопреосвященству, с просьбою ходатайства вашего о их разрешении к печати. Икону Св. Иулиании я от них получил, копию с древней надгробной Ее иконы, чем очень был утешен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1991 1—3 ноября — В храме во имя преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской лавре митрополит Филарет собрал Поместный Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе присутствовали: весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. В Слове на открытие Собора митрополит Филарет сразу же определил его главную задачу: «Государственная независимость Украины ставит перед нами вопрос об образовании независимой Православной Церкви в Украине… Но мы не можем объявить самочинную автокефалию. Мы пойдем каноническим путем». Как положительную сторону приобретения УПЦ автокефалии митрополит Филарет выделил возможность сближения с неканонической УАПЦ: «И хотя диалог между нами еще не начался, однако проявление доброй воли с обеих сторон имеется», — отметил он. Под давлением митрополита Филарета Собор Украинской Православной Церкви вынес следующее постановление: «Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию, поскольку провозгласить автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице Собора епископов». 1994 — Скончался протоиерей Глеб Каледа (1921—1994). Многие знали его не только как опытного и отзывчивого духовного пастыря, но и как выдающегося ученого-геолога, профессора литологии, доктора геолого-минералогических наук. О. Глеб был тайно рукоположен во священника в 1972 г. митрополитом Иоанном (Вендландом): ему, крупному ученому, путь к легальному церковному служению был тогда заказан. Все 18 лет своего тайного священства о. Глеб сохранял каноническую верность Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В октябре 1990 г. он вышел на открытое служение и сразу стал известен среди москвичей. Он одним из первых священнослужителей в 1990-е гг. стал вести пастырское окормление заключенных, в том числе смертников, и стал первым настоятелем возрожденного по его инициативе храма в Бутырской тюрьме. О. Глеб был талантливым церковным писателем и проповедником. Его перу принадлежит книга о христианской семейной жизни «Домашняя церковь», записки тюремного священника «Остановитесь на путях ваших...», книги проповедей и апологетических статей.

http://pravoslavie.ru/5628.html

В том же году был призван к архиерейскому служению в связи с присоединением к СССР Закарпатья и переходом в юрисдикцию Московской Патриархии Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви. 24 сент. того же года в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем Нестор, 30 сент. возведен в сан архимандрита. 14 окт. 1945 г. хиротонисан во епископа Уманского, назначен викарием Киевской епархии и администратором Мукачевско-Пряшевской епархии. Хиротонию Н. в московском храме в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Лыщиковом пер.) возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 24 окт. того же года Н. назначен епископом Ужгородским и Мукачевским (резиденцией епархиального архиерея оставалось Мукачево). Н. участвовал во Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., принявшем решение о воссоединении униатов Зап. Украины с РПЦ. В Закарпатье в это время насчитывалось 135 правосл. приходов и 399 униат. общин; активные мероприятия по ликвидации унии долгое время не проводились, к Православию добровольно присоединилась лишь небольшая часть закарпатских униатов. Осторожная политика Н. в отношении присоединения униатов вызывала растущее недовольство у советских властей и некоторых архиереев РПЦ. Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) обвинял Н. в бездеятельности, неавторитетности и корыстолюбии и требовал его удаления из Закарпатья. Патриарх Алексий I ссылался на эти слова митр. Иоанна в письме председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову от 26 февр. 1948 г., но сообщал, что имеет др. мнение о Н. Однако патриарх был вынужден согласиться на перемещение Н. на др. кафедру (Письма патриарха Алексия I. 2009. С. 340). Помимо управления епархией Н. выполнял важные внешнецерковные поручения Патриархии. Во время визитов в Венгрию в авг. 1946 и июне 1948 г. он вел переговоры о переходе в юрисдикцию РПЦ правосл. венг. приходов. В апр. 1948 г., во время визита в Албанию и Югославию, Н. совместно с Тиранским и всея Албании архиеп. Христофором (Киси) совершил хиротонию архим. Паисия (Водицы) во епископа Корчинского. Это имело большое значение для Албанской Православной Церкви (АПЦ), поскольку албан. власти арестовали 3 из 4 ее архиереев и, т. о., церковная иерархия АПЦ могла прекратить свое существование. В Белграде Н. провел переговоры с Сербским патриархом Гавриилом V . По итогам поездки Н. составил патриарху Алексию I обстоятельный доклад о положении в Албанской и Сербской Церквах.

http://pravenc.ru/text/2565140.html

1 дек. 1944 г. был определен к епископской хиротонии на Львовскую и Станиславскую кафедру по пострижении в монашество, постановлением Свящ. Синода от 18 апр. 1945 г. назначение изменено на Винницкую кафедру. 29 апр. 1945 г. еп. Николаем (Чуфаровским) в Крестовоздвиженском храме г. Луцка о. Павел был пострижен в монашество с именем в честь прп. Варлаама, игум. киево-печерского. 12 мая 1945 г. в Киевском Михайловском монастыре состоялось наречение, 13 мая во Владимирском кафедральном соборе Киева - хиротония В. во епископа Винницкого и Брацлавского, к-рую возглавил митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) . Церковная жизнь на Зап. Украине отличалась конфессиональной пестротой (на ее земле сосуществовали православные, католики, униаты, баптисты, иеговисты, сектанты). От архиерея требовалось немало мудрости, такта и упорства, чтобы руководить духовенством, среди к-рого было немало вчерашних униатов, вести миссионерскую работу, по мере сил сопротивляясь требованиям уполномоченных Совета по РПЦ, всячески ограничивавших влияние Церкви на население. Постоянной заботой В. были обеспечение приходов духовенством, повышение уровня подготовки клириков. Епископ организовал правосл. курсы, на к-рые в 1945/46 г. было принято 40 чел., заботился о благолепии церковной службы, стараясь очистить ее от заимствований из католического богослужения, доходчиво проповедовал, чему способствовало прекрасное знание укр. языка. В янв. 1946 г. награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Постановлением Свящ. Синода от 3 янв. 1946 г. перемещен на Волынскую и Ровенскую кафедру. Одной из главных забот В. в период его пребывания в Волынской епархии было возвращение к церковнослав. языку в богослужении. Представляет интерес составленная им и поданная Патриарху Алексию докладная записка «Богослужение на Волыни». Постановлением Свящ. Синода от 3 июня 1948 г. переведен на Каменец-Подольскую и Проскуровскую кафедру, 30 янв. 1952 г.- на Измаильскую и Болградскую. Создал при кафедральном соборе 2-недельные курсы для духовенства, в большинстве своем не имевшего духовного образования, через к-рые прошло более половины священников епархии. 6 марта 1954 г. назначен епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, в 1957 г. возведен в сан архиепископа и перемещен на Мукачевскую и Ужгородскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/154175.html

Духовском виленском мон. и празднуемые 14 апреля. В 1851 г. митр. Иосифом Семашко освящена была церковь во имя свв. мучеников на месте пещеры, в которой пребывали их мощи. В царствование имп. Александра II состоялось 13 авг. 1861 г. открытие мощей, причтенного тогда к лику святых, Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, преставившегося 13 авг. 1783 г. В 1866 г. установлено было празднование памяти Свв. угодникам Волынским, которое совершалось 2 мая в воспоминание чудесного спасения имп. Александра II в Париже, когда в него стрелял поляк Березовский. После кончины царя празднование в 1881 г. было перенесено на 10 окт., — день возвращения Православию Почаевской Лавры в 1831 г. В 1875 г. Святитель митрополит Филипп был присоединен к Святителям Петру, Алексию и Ионе, праздновавшимся в Москве 5 октября. Вместе с тем было предписано в этот день праздновать память четырех Святителей не только в Москве, но и повсюду. В царствование имп. Николая II состоялись прославления: в 1896 г. — 9 сент. Святителя Феодосия Аглицкого, архиепископа Черниговского (†1696); в 1897 г. — 8 янв. Свмуч. Исидора, пресвитера Юрьевского и иже с ним 8 янв. 1472 г. латинянами в реке Омовже утопленных; в 1903 г. — 19 июля Преп. Серафима Саровского (†1833 г.); в 1911 г. — 4 сент. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (†1754 г.); в 1913 г. — 12 мая Святителя Ермогена, патриарха Московского и всея России (†1612 г.); в 1914 г. — 28 июля Святителя Питирима, епископа Тамбовского (†1698 г.); в 1916 г. — 10 июня Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (†1715 г.). В 1909 г. — состоялось торжественное перенесение из Киево-Печерской Лавры в Полоцк мощей Преп. Евфросинии, княжны Полоцкой (†1173 г). и 12 июня восстановление празднования Св. княгини Анны Кашинской (†1337 г.). В начале XX в., при епископе волынском Антонии, было установлено празднование Преп. Иова и 6 мая. Имп. Николай, способствовавший прославлению Пр. Серафима и Святителя Иоанна Тобольского, присутствовал с Царской Семьей в Сарове на торжестве прославления Угодника Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

И. Э. Грабарь посвятил Готфриду Шеделю главу в своей многотомной «Истории русского искусства» и определял его значение следующими словами: «Творец Ораниенбаума и виновник второго расцвета украинского зодчества несомненно дождется когда-нибудь более подробного исследования, чем настоящая краткая заметка, впервые открывающее самое имя этого незаслуженно забытого артиста, крупнейшего после Шлютера среди немецких зодчих Петра Великого». Готфрид Шедель приехал в Россию в 1713 году по приглашению упоминавшегося уже петровского фаворита Александра Даниловича Меншикова. В России немецкий архитектор получил имя Ивана Ивановича Шейдена и стал «придворным княжим архитектором» Меншикова. Он строил по его заказу грандиозные проекты в Санкт-Петербурге и окрестностях: дворец на Васильевском острове и загородные дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте. После опалы своего высокого покровителя Иоганн Шедель переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где участвовал в постройке Благовещенской церкви на Житном дворе в Московском кремле (не сохранилась до нашего времени). В этот краткий московский период Шедель, вероятно, проектировал и церковь в селе Домодедово. Но уже в 1731 году немецкий зодчий переехал в Киев, где снова плодотворно работал: он спроектировал множество построек в Киево-Печерской лавре, в том числе монастырскую колокольню. Шедель много раз просил российских правителей разрешить ему вернуться в Германию, но, подобно многим иностранным архитекторам, в России он оказался как в плену. Иоганн Готфрид Шедель так и скончался в Киеве, не увидев родных мест. В Подмосковье приделы, посвященные Московским святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену существуют только в Серпухове во Введенском Владычнем монастыре и в Никольском храме села Домодедово. Память святителей московских церковь празднует 18 октября по новому стилю. Этот единый праздник в честь избранных митрополитов московских, живших в разные эпохи, был установлен в 1596 году. Сначала к их числу относилось только трое: Петр, Алексий и Иона. В 1875 году к этому лику был причислен митрополит Филипп, а последним в 1913 году – патриарх Гермоген.

http://sobory.ru/article/?object=02592

6-ГО ДЕКАБРЯ 1875 года о. Алексий был возведён митр. Арсением в сан иеромонаха. Это рукоположение состоялось неожиданно как для самого о. Алексия, так и для окружающих его. 6-ое декабря, день святителя Николая, был престольным днём в Николаевском монастыре. В 1875 году в этот день здесь выразил желание служить сам митрополит Арсений. К этому торжественному дню, по указанию лаврского начальства, готовились к рукоположению: один монах – в сан иеродиакона, и один иеродиакон – в сан иеромонаха. Но вот за несколько дней наместник Лавры, архим. Варлаам, видит сон. Ему является Святитель Николай и приказывает представить к рукоположению в иеромонахи иеродиакона Алексия. Архим. Варлаам рассказывает свой сон митрополиту Арсению. Митрополит, выслушавши рассказ, распорядился намеченного к рукоположению на 6-ое декабря иеродиакона оставить до другого праздника, а вместо него подвести иеродиакона Алексия. Так неожиданно и чудно состоялось рукоположение в сан иеромонаха. На него возложили новое послушание, которое он потом нёс при разных храмах Лавры до конца своих дней – это духовничество. 20-го августа 1879 года о. Алексий Духовным Собором был переведён с должности ризничего Николаевского монастыря на такое же послушание на Ближние пещеры. Должность ризничего на пещерах для о. Алексия была одним из приятных послушаний. Открывать по утрам раки преподобных, смотреть за чистотою покрывал и гробов, в которых почивали св. мощи – это для отца Алексия не составляло никакого труда, а доставляло одно духовное утешение. Там, в пещерах, у мощей свв. угодников и молитва лилась свободнее из его сердца; там он забывал всё мирское и, всегда видя перед собою нетленно почивающих угодников, невольно стремился к подражанию им. Насколько о. Алексий был хорошим ризничим, видно это из слов начальника Дальних пещер того времени. Когда начальнику Дальних пещер нужен был новый ризничий, он пришёл к наместнику Лавры и говорит: «Дайте мне такого ризничего, как вот ризничий Ближних пещер – о. Алексий». Для богомольцев, посещавших во множестве пещеры, о. Алексий всегда был ласков и приветлив. Никто не мог так ласково провести по пещерам и толково рассказать о печёрских подвижниках, как это умел делать о. Алексий. Высокопреосвященный Платон, который тогда был митрополитом Киевским, знал об этом и поэтому часто поручал о. Алексию сопровождать по пещерам почётных гостей. 6. Тайны духовного мира

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Архив Пн Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий 13 августа 2014 г. 17:41 13 августа 2014 года Собор епископов Украинской Православной Церкви, состоявшийся в Киево-Печерской лавре , избрал новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия . В работе Собора приняли участие 82 архиерея Украинской Православной Церкви, из которых 52 правящих, 22 викарных и 8 (из 9) заштатных. Голосование проходило в 2 тура. Митрополит Онуфрий (Березовский) родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника. В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в  Московскую духовную семинарию . В 1970 г. принят в число братии  Троице-Сергиевой лавры . 18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня — рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. — во иеромонаха. В 1980 г. возведен в сан игумена. 28 августа 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл. 28 июня 1985 г. назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры. 15 декабря 1986 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 20 июля 1988 г. назначен наместником  Успенской Почаевской лавры . 9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. 22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания  Украинской Православной Церкви  к  Святейшему Патриарху Алексию II  о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, 23 января митрополитом Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) переведен на Ивано-Франковскую кафедру. 7 апреля 1992 г. восстановлен на Черновицкой кафедре. 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3702768.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010