О том, откуда берутся благочестивые мифы – Самые последние месяцы были очень трудными. Большинство из нас знало о них по вашим публикациям в фейсбуке. Но они были короткими, что и понятно. Можете рассказать, как это было? Отец Алексий Уминский, кажется, говорил, что это было настоящее мученичество…    – Это все очень трудно, я пытался об этом рассказывать, но у меня не получилось. Я чувствовал, что хотели люди сообщений двух типов – либо «Марине Андреевне лучше, она поправляется», либо «уходит в блаженном, победоносном состоянии, истинно христианская кончина». У людей сформировались такие штампованные ожидания, это из самых лучших побуждений, но они это хотят услышать, в соответствии со своей верой. А реальность такова, что есть зазор между нашими ожиданиями и тем, что происходит в действительности. Я чувствовал, что пишу не совсем то, что думаю, а то, что от меня хотят услышать, хотя никто меня не заставлял, никто не цензурировал, но я на своей шкуре понял, как возникают всякие церковные мифы, – когда люди, верующая аудитория очень сильно, слишком сильно хотят, чтобы что-то было именно вот так, а не иначе. Конечно, это было страшно. Два месяца Марина Андреевна провела в сознании под аппаратом искусственного дыхания. Единственными отрезками времени, когда она приходила в себя, были моменты, когда священник приходил с Дарами. Это было видно, что тут всё менялось для нее. Неожиданные открытия – А было что-то подобное при жизни Марины Андреевны, когда вам казалось, что будет так, а выходило совсем иначе? – Один из эпизодов Марина Андреевна сама описала в своей статьей о том, как она бросила курить. У нее была какая-то зависимость от никотина ненормальная, потому что очень тяжелая ломка, даже просто при уменьшении количества сигарет, не то, чтобы при отказе. Люди, конечно, мучаются, когда бросают курить, но всё-таки не до такой степени. Я как-то свыкся с мыслью, что никогда это не получится у нее. Но ей попалась хороший врач пульмонолог, которая объяснила, насколько это было необходимо. Точно скажу, что последние несколько лет она бы не прожила с курением.

http://pravmir.ru/marina-zhurinskaya-che...

отношении с иным, хоть и дружественным на тот момент Китаю, гос-вом. Получение Православной Церковью в КНР юридического статуса связывалось с переходом ее под контроль кит. властей. Подобная позиция кит. правительства была доведена до руководства СССР, а также через Совет по делам РПЦ при Правительстве СССР до Московской Патриархии. 13 апр. 1954 г. патриарх Алексий I обратился к председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову с просьбой разрешить приезд в Москву экзарха и главы духовной миссии архиеп. Виктора для личных переговоров по вопросам деятельности правосл. Церкви в новых условиях гос. жизни в Китае. Такое согласие было дано, однако принципиальное решение об изменениях в организации правосл. общин в Китае было принято советским руководством еще до приезда архиеп. Виктора. 22 апр. Карпов в согласовании с МИД СССР подал в ЦК КПСС докладную записку, в которой был сделан вывод, что «в настоящее время в связи с установлением народно-демократического строя в Китае и ничтожным влиянием православия среди китайцев дальнейшее существование миссии, а также существование экзархата в настоящем его виде политически ничем не оправдано». Совет по делам РПЦ предлагал ликвидировать духовную миссию и Экзархат и решить вопрос о церковном имуществе в Китае (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 62-63). 12-27 июня 1954 г., во время пребывания в Москве архиеп. Виктора, обсуждались организационные вопросы, связанные с ликвидацией миссии и судьбой ее имущества. 30 июля Свящ. Синод принял решение: «Ввиду новых государственных и общественных условий жизни в КНР, считать дальнейшее существование Российской Духовной Миссии в Китае не соответствующим этим условиям и упразднить ее, оставив все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии». Архиеп. Виктору было предложено через посольство СССР в КНР ознакомиться с мнением кит. правительства о дальнейших формах управления Китайской Православной Церковью. 10 авг. в Совет по делам РПЦ был направлен план Московской Патриархии по реорганизации Восточноазиатского Экзархата. Было предложено 2 варианта: 1) сохранение в Китае Экзархата и существующих епархий РПЦ, 2) преобразование Экзархата в одну епархию во главе с епископом из СССР. Также Московская Патриархия предлагала передать кит. инстанциям лишь часть церковного имущества. 11 авг. Совет по делам РПЦ, рассмотрев предложения Патриархии, рекомендовал ликвидировать Восточноазиатский Экзархат, оставив в Китае одну епархию с центром в Харбине. Также Патриархии было рекомендовано «архиереев из СССР в Китай не посылать и прекратить денежное субсидирование в отношение православного духовенства и церквей в Китае со стороны Московской Патриархии» (Там же. С. 63-64). Т. о., Московская Патриархия была поставлена перед необходимостью предоставить Китайской Церкви самостоятельность в самые короткие сроки.

http://pravenc.ru/text/Китайская ...

Подробное описание и перечисления грехов (не подкрепленные разве что иллюстрациями) может произвести совсем не тот эффект (осмысление собственной греховности и покаяние), на который рассчитывает автор. Напротив, это может спровоцировать интерес, любопытство, разбудить нецеломудренные мысли — причем намного лучше любого бульварного романа. (Подобные последствия с иронией изложены в совсем не православной книге Константина Плешакова «Безнравственные письма к Луциллию»: «В свое время та же Марина, ужаснувшись моему безнравствию, прислала курьерской почтой некую православную брошюрку, весьма скрупулезно трактующую грехи. Как ты понимаешь, первым делом я кинулся проверять грехи плотские — и что бы ты думал? Я обнаружил целый грех, которым натурально не занимался! Грех называется «скоктание», а то, что Даль определяет это как щекотание, так это ничего не значит: со времен Даля сексуальная техника (надо надеяться) шагнула далеко вперед. Брошюрка имела шумный успех. Мои друзья горестно говорили, что вся жизнь, видимо, прошла даром, приятельницы несдержанно стенали и просили позвонить в Патриархию и узнать подробно, что такое скоктание и как именно им не надо заниматься…»). Впрочем, вернемся к творению отца Алексия Мороза. В разделе, посвященном грехам против седьмой заповеди, содержится масса сомнительных утверждений даже в большей степени, чем в предыдущих: Отдельным грехом, по мнению автора, является внебрачная беременность. Бывают обстоятельства, которые делают виновным в изнасиловании не только насильника, но и пострадавшее лицо. Например, вольное обращение с мужчинами, употребление вина в мужских компаниях, посещение мест, где возможно остаться наедине с мужчиной , вызывающая одежда, короткие юбки, кокетство, заигрывание. Все это может послужить побудительным мотивом для сексуального нападения. Другие при физическом девстве или вдовьем целомудрии растлили себя чтением любовной литературы, смотрением эротических фильмов, слушанием любовных песен и рассказов о любовных утехах и «победах» подруг. Для таковых насилием бывают только первые порывы со стороны насилующего или одна неожиданность греха; они не борются до конца с насилующим или же прямо поддаются страсти, для увлечения которой достаточно двух-трех минут».

http://azbyka.ru/fiction/ispovedayu-grex...

У Алексея был диплом журналиста и писательский талант, и он тоже потихоньку начал писать о своей новой жизни православного христианина. Летом 1971 года он прислал отцам собственную короткую статью. Чувствуя себя неуверенно на этом новом поприще, он спрашивал их мнения. Отец Серафим ответил: «Никоим образом не считаю Ваше желание написать статью “тщеславным и дерзким”. Очевидно, только таким способом Вы сможете разобраться в собственных чувствах и мыслях и развить их... Мне даже видится, где статья Ваша будет к месту, – в газете под названием “Православная Америка”. Помимо новостей в православном мире, просветительских материалов, комментариев на злобу дня с православных позиций там должен быть раздел, в котором делились бы мыслями и надеждами дети православной Америки. Увы, такой газеты не существует! Как знать, может, и появится со временем». 736 Замысел православной газеты в Америке («Православная Америка») по образу «Православной Руси» исходил от отца Германа, а того, в свою очередь, навел на эту мысль семинарский товарищ, отец Алексий Полуектов. Отец Серафим и не подозревал, что, вскользь упомянув об этом, он всколыхнет волну воодушевления в Алексее. В ответном письме тот рассказал отцам о своем замысле более скромного и несколько иной направленности периодического издания – отсюда и иной формат, и название. Отец Серафим поддержал Алексея, указав на необходимость издавать больше православных книг и журналов на английском языке. «Но прежде чем напечатать первую строчку, все следует тщательнейшим образом продумать и... выстрадать! Наш опыт подсказывает, что важнейшее для такого издания – иметь собственное лицо, собственный руководящий принцип и способ его выражения. Лицо проглядывает не только в содержании, оформлении, редакционной политике, но также и в стиле. Важно и то, кто стоит за изданием данного журнала или газеты. И причем не столько имя, сколько род деятельности и склад характера: ученый муж, проповедник, учитель, рупор той или иной юрисдикции, новообращенный, несущий слово к таким же, как и он сам, и т.д. Важно и то, кому предназначен журнал или газета: интеллигенции, широкому кругу читателей, новообращенным. Определить все это очень и очень непросто, но должно хотя бы чувствовать, что у издания есть четкая направленность, что это не просто случайный набор разнообразных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

– По жалобам лжецов Вы, Ваше Преосвященство, иногда наказывали ни в чем не повинных людей. – Да? – изумился он. А потом, подумав, добавил: – С этим расстаться никак не смогу. Не могу не доверять людям». Конкретно разговор Луки и его секретаря касался микроскопических клевет, крошечных тамбовских сплетен. О них бы и не стоило вспоминать. Но может статься, дело не только в них? Как химик но капле воды определяет химический состав океана, так, может быть, и нам признание Луки Войно-Ясенецкого - «Не могу не доверять людям» – поможет понять некоторые поступки его между 1943-м и 1953 годами? Глава восьмая. Крым – земля курортная (1946–1961) «Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». : Евангелие от Матфея (X. 26). «Эта жизнь стоит того, чтобы стать когда-нибудь объектом героической биографии. Не героической в старом военном смысле, но в новом смысле морального героизма». Стефан Цвейг об Альберте Швейцере. Патриарх всея Руси Алексий, в миру Сергей Владимирович Симанский, умел нравиться людям. Он и в старости сохранил привлекательную внешность: белая, коротко подстриженная холеная бородка, полные, хорошо очерченные губы, многозначительный, несколько грустный взгляд… Белый куколь был ему к лицу, он знал это и охотно облачался в торжественные патриаршие одежды. Его французский, правда, несколько старомоден, но многие находили в этом даже известную изысканность. Что до манер Святейшего, то они выше всех похвал. Даже в глубокой старости куртуазность Алексия действовала на дам завораживающе. И неудивительно: Симанские – природные российские дворяне, обозначенные в шестой части родословной книги Псковской, Московской и С.-Петербургской губерний. Сергей Владимирович начинал жизнь с боннами и гувернерами, отрочество провел в Московском благородном лицее. Прежде чем поступить в Духовную академию, завершил Императорский университет в Москве. Карьера им задумана была духовная, и шел он к ней планомерно, без лишней спешки. В монахи пострижен был двадцати пяти лет отроду, в 1902 году, в сан Епископа Тихвинского рукоположен в тринадцатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Убийца при отсутствии покаяния вступает в вечность с багажом «комплекса осужденного». Что это за явление такое - «комплекс осужденного»? Этот комплекс выражается в том, что душа человека, совершившего насильственное преступление, наполняется образами, «напоминающими, что он преступил границы дозволенного». Об этих образах священник Алексий Елисеев написал следующие страшные слова: «постоянно присутствие в сознании образов и переживаний преступления неизбежно разрушает личность совершившего его. Это и есть негативный комплекс осужденного, преодолеть который самостоятельно он не в силах». Два пути видны отсюда: христианское просвещение и воцерковление, с помощью которых разрывается «порочный круг негативного комплекса осужденного». Или деградация, развивающаяся довольно быстро и превращающая человека «в человеческое н е что, которому нет имени, или в " ничто " « И если к такому печальному финалу человек успевает подойти в течение своей относительно короткой земной жизни, то к каким страшным пределам развитие этого негативного вектора движения он подойдет в вечности? И будут ли, вообще, эти пределы при вечном-то развитии? Во что превратится человек, перешедший с «комплексом осужденного» в условия вечности? Всю вечность развиваться в направлении саморазрушения - это поистине ужасно. И этот путь не предполагает достижения какой-либо точки, после которой страждущей души не станет, потому что этот путь пролегает в вечности. «Тварь [творение Божие] неуничтожима», - пишет протоиерей Георгий Флоровский. Свои слова он относит не только к тем, кто утверждает себя в Боге как в источнике истинного бытия. Но и к тем, кто определяет себя против Бога. Разлучение с Богом становится смертью, но не концом существования. «Не осуществляя своего призвания, и даже сопротивляясь ему, и через это растрачивая сама себя, тварь не перестает существовать. Для нее открыта возможность метафизического самоубийства, но не дана власть на самоупразднение» Все сказанное можно отнести и к потребителю ПАВ. В каком направлении будет развиваться его душа при переходе в вечность? Зависит от того, в каком направлении развивалась его душа при жизни. С чем душа потребителя ПАВ перейдет в вечность? Зависит от того, какими содержаниями она наполнила себя при жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/06/...

Рубрики Коллекции «Все человеческое закончится ничем»: 25 сильных цитат Святейшего Патриарха Aлekcuя II Какой он — Патриарх Алексий II? Что он любил, каким был в молодости, что считал целью своей жизни? Все это зачастую остается «за кадром» видимого служения предстоятеля Русской Православной Церкви. 5 декабря 2008 года скончался Патриарх Алексий II. Мы решили не рассказывать о покойном предстоятеле, а дать возможность сделать это ему самому с помощью коротких цитат. 05.12.2023 " В монастырь не уходят – туда приходят " . Интервью патриарха Алексия II журналу «Фома» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отвечал на вопросы журнала «Фома» в 2005 году. Его мудрое и внимательное слово всегда отзывалось в сердцах верующих людей. Сегодня, в годовщину смерти Патриарха Алексия, мы хотим вспомнить это интервью. 05.12.2023 Иконописец Александр Чашкин: «Как Патриарх Алексий II спас меня от бандитов» — Кто ты такой? Ты что, храм тут расписываешь? — грозно спросили меня незваные гости. — Если продолжишь свою работу, тебе несдобровать, мы тебя порешим. 05.12.2018 В кадре — вера В рунете появился уникальный фоторесурс, посвященный жизни Русской Православной Церкви. Он создан и регулярно пополняется силами сотрудников Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Хотим познакомить читателей «Фомы» с сайтом «Русская церковь в фотографиях». 01.03.2018 Патриарх Алексий II: слова пастыря, которые все также ценны для нас 5 декабря 2008 года скончался Патриарх Алексий II. Его мудрое и внимательное слово всегда отзывалось в сердцах миллионов верующих. И спустя уже восемь лет слова Святейшего все также ценны и важны для нас. 05.12.2016 Патриарх Алексий II о преподобном Савве Сторожевском Обитель преподобного Саввы Сторожевского издревле славилась своими святынями, благочестием и молитвенностью своих насельников 31.01.2015 Путем Христовым Пять лет назад не стало Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ниже мы публикуем некоторые отрывки из воспоминаний Патриарха Алексия — книги «Путем Христовым».

http://foma.ru/themes/vspominaja-patriar...

Этот материал резко отличается от характеристик, помещенных в других источниках. Епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым и любителем мзды неправедной, за деньги давшим возможность «черным воронам-иоаннитам» свить себе в Псковской епархии прочное гнездо. Это гнездо было устроено в Воронцовском Благовещенском монастыре. «Русский Паломник» за 1912 год, в 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря. Синод тщательно рассмотрел все дело Воронцовского монастыря, находящегося в каком-то далеком углу Псковской губернии и после исследования сослал Алексия в Тобольскую губернию. (Сергей Труфанов, с. 116). В этой же книге на странице 160 мы находим еще несколько слов к характеристике епископа Алексия. Автор называет епископа «безобразным по телу, а еще более по душе» и называет его «жестоким, неверующим духовным лицом». В захолустный сибирский город Тобольск епископ Алексий был переведен в апреле 1912 г. и пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 г., т.е. всего полтора года, после чего он был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается «блаженный» старец (Распутин). Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина «Божьим человеком». Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение. Трудно сказать, как это было в действительности, но нам кажется, что Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде. Неоспорим тот факт, что епископ Алексий был удален с Псковской кафедры в Тобольск вследствие вскрытия в Пскове иоаннитов, но это вовсе не означает, что преосвященный ради корысти дал возможность развиваться иоаннитам в Воронцовском Благовещенском монастыре. Иоанниты сами по себе представляли секту, а сектанты, в большинстве случаев – люди скрытые и вполне возможно, что они не были замечены епископом Алексием именно потому, что держали свое учение в тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010