Казалось бы, сложно говорить о моде в том, что касается священнического облачения, но, как ни странно, она все же существует. В последнее время расширились границы, и священники стали много ездить по делам и путешествовать в разные страны. Сегодня паломнические поездки организуются практически по всему миру, в том числе и на святую гору Афон, которая считается совершенно особенным местом. Само по себе посещение горы для священнослужителя событие выдающееся, своего рода vip-noeздka. Съездил на Афон – значит в какой-то степени приобщился. И часто священники, возвращаясь, привозят оттуда одежду местного толка: греческие шапочки, подрясники и рясы. По разным причинам, в том числе и из-за особенностей климата, существует определенная разница в облачениях – греческие священники одеваются немного иначе, чем русские. У нас свой стиль. Традиционно русское облачение шьется из более плотных материалов, оно более теплое, подрясник глухой, приталенный, с узкими рукавами, застегивается на шее. Русская ряса тоже застегивается на шее. Греческое же облачение более легкое и свободное, там климат жаркий и нет необходимости в плотной теплой одежде. Скуфейка русская – остроконечная, греческая шапочка – плоская. Священническое русское облачение с большим воротником, греческое – без воротника. Так что, если батюшка предпочитает греческое облачение, значит он модник. По этому поводу почивший патриарх Алексий II давал строгие указания – держаться русского стиля и хранить свои традиции в одежде. Но и русский стиль со временем тоже сильно поменялся. У меня есть облачение, которое досталось мне после съемок фильма А. Прошкина «Орда». Костюм был сшит по образцам XIV в., которые сегодня хранятся в музее Троице-Сергиевой лавры. Спереди оно очень длинное, почти до пола. Когда его надеваешь, руки оказываются полностью закрыты, и, чтобы проводить службу, ткань надо поднять вверх и пристегнуть пуговицами под подбородком. Сегодняшнее облачение более легкое и короткое, оно специально вырезано и удобно скроено. Вообще со временем священнические одежды становились все более удобными и приспособленными для богослужений. В XIX в. облачение доходило до пояса или чуть ниже, современное шьется совсем коротким, оно едва закрывает грудь. Сегодня в крое преобладает стиль, пришедший к нам с Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Антоний 6 октября 2013, 00:01 Все проблемы в стране в том, что нет однозначной реакции власти на происходившие события любой давности. Из всего только и помню, как Медведев ругал Сталина, на этом и кончилось то, что называется " официальной позицией " . А зря, очень зря. У власти должна быть однозначная позиция, что революция была пинком страны в прошлое, развязыванием кровопролитной братоубийственной войны; репрессии - ее (революции) логические последствия (ибо по другому нельзя заставить замолчать народ, понявший что его обманули); что хорошее в СССР все же было, но позже - это победа в войне, негативное отношение к тунеядству, гомосексуализму и даже МНОГОЕ другое (и что неплохо все хорошее-ненавязчивое вспомнить). И что когда в стране началось что-то устраиваться (в том числе и отношение к Церкви) - нате пожалуйста еще одну революцию; что ельцин - никакой не благодетель (а то, гляди еще и канонизировать захотят), что пора убрать с главной площади страны труп того, кто ее (страну) всем сердцем ненавидел, а также его памятники по всей России, прекратить превозносить борьку, гайдара и прочих " реформаторов " . Наталия Стрит 5 октября 2013, 14:46 Обратите внимание на то, зарубежные СМИ молчат. Это тем более странно, что не проходит дня, чтобы не было критики сегодняшней России и ее руководства. Вадим 5 октября 2013, 13:59 Батюшка Алексий! Недавно была акция " Вместе " и было очень удобно переслать сумму через короткий номер. Вот если бы это также было удобно сделать!!! Эвели 5 октября 2013, 02:48 Очень хорошая, правдивая и нужная статья! Спасибо и священнику, и автору, и сайту. Будем перепечатывать это в Канаде со ссылкой на сайт. Пусть эмигранты знают что было на самом деле, а то думают была борьба с коммунизмом. Роман 4 октября 2013, 17:21 Здравствуйте, батюшка Алексий! Прошу Вас уточнить в реквизитах данные для поля " Получатель платежа " Спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64634.html

Я онемело таращился на раритеты, не веря своим глазам, а потом, чтобы как-то успокоиться, сел полистать журналы, выходящие в Пустыни. «Схолии», научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15 экземпляров… Статья «Несколько слов о коллекции пауков в энтомологическом кабинете Свято-Алексиевской Пустыни». Первая фраза, попавшаяся на глаза: «Чувство неприязни, которое питает человек к паукам, совершенно неосновательно…» Отрывок из дневника гимназистов, встречавших рассвет на высоте 2100 метров: «В 6 ч. подъем. С собой взяли лишь хлеб, яблоки и фотоаппараты. Начало светать, поэтому шли очень быстро… Вот все подтянулись, сгрудились на краю обрыва. Где-то далеко внизу зеленое море пихт, все остальное – небо. А через несколько минут что-то огромное, круглое, дрожащее… И вдруг брызнули первые лучи! Мы запели «Отче наш»… Письмо седьмое, О том, что и уникальность бывает не в радость Боюсь, что увлекшись деталями, я упустил что-то коренное, главное. То, что стоит за основным тезисом отца Алексия: «Дети должны много, много чего знать. И многое уметь. Но альфа и омега истинного образования и воспитания – это благочестие. Без него все не впрок». Но о «воспитании по Василенко» было бы легкомысленно писать на основании короткой поездки. В Пустыни отношение к картошке трепетное. Все знают, чего стоит ее вырастить и собрать. А чистить ее к обеду – это уже почти праздник, а не тяжелая повинность Странно, но опыт Свято-Алексеевской пустыни мало кому известен за ее пределами. Даже в интернете почти нет упоминаний. Возможно, причина в том, что отец Алексий оказался на «ничейной» полосе – между православной и светской педагогикой. В центре его «экспериментальной площадки» (и концептуально, и буквально) – храм, и это обстоятельство уже само по себе может отпугнуть многих людей, далеких от Церкви. Им трудно представить, как священник и настоятель может быть педагогом-новатором. С другой стороны, школы Свято-Алексиевской Пустыни столь открыты академической науке и светской культуре, столь многое умеют находить там для себя, что в глазах некоторых «ревнителей» это выглядит опасной уступкой. Они искренне считают, что отец Алексий впал то ли в прелесть, то ли в ересь, то ли просто сошел с ума. Слишком непривычно все, что он делает. К счастью, такой подход демонстрируют лишь маргиналы – на епархиальном уровне к деятельности отца Алексия относятся с большим уважением.

http://pravoslavie.ru/36914.html

Люди идут в наушниках, и Пасха никому не нужна Протоиерей Алексий Уминский о тех, кто гуляет рядом с храмом 16 апреля, 2017 Протоиерей Алексий Уминский о тех, кто гуляет рядом с храмом Короткая, но поучительная история от протоиерея Алексия Уминского о том, какой вопрос задал ему бездомный в день Пасхи. Несколько лет назад в день Пасхи я ходил поздравлять с Воскресением Христовым своего духовника, который служит неподалеку, в соседнем храме. Мы посидели за пасхальным столом, и я отправился дальше по делам. Пасха в тот год была ранняя, но уже стояла весна, все стаяло, и солнце светило, и даже жарко становилось. И вот, иду я себе потихонечку этой тихой московской весной. Воскресный день, многие люди на дачи разъехались, пустая Москва, вечер, еще солнце только-только начинает садиться. Подхожу я к храму, мимо храма идут люди… Все же знают, что Пасха. Идут парочки, люди с пивом в наушниках, разговаривают между собой. Никто в сторону храма даже голову не повернет. Пасха никому не нужна. Каждый в своих наушниках, каждый со своим пивом. И тут же – рядом со мной, чуть впереди меня, идет бомж. Идет с какими-то тюками грязными, сам грязный-прегрязный! Народ на другую сторону переходит: чистенькие все, светленькие. А он идет, до храма доходит, снимает эти свои грязные вещи… Крестится и глубоко кланяется перед дверями храма. И идет себе дальше. У меня машина стояла недалеко, а в багажнике чего только нет – и куличи, и колбаса, и вино какое-то мне подарили, много чего, целые корзины. Я дошел до машины – и вижу: этот бомж недалеко отошел еще. Думаю: сейчас-ка что-нибудь соберу ему на Пасху. Открываю багажник и зову его: «Эй, милейший, иди сюда!». Он оборачивается, подходит ко мне и говорит: «Вам помочь?» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/lyudi-idut-v-naushnika...

Андропов же разработал для инакомыслящих метод «сухой гильотины» – высылать из страны и сажать в сумасшедшие дома. Солнечным февральским днём 1984 г. кремлёвские охранники в медленном балетном марше по Красной площади проводили его в забвение. Вскоре после смерти бывшего шефа КГБ ни в чём неповинный Рыбинск был переименован в «Андропов». Почему именно Рыбинск? А вот почему. В 1936 г., 22-летним юношей, Юра Андропов был назначен на скромное место освобождённого секретаря комсомольской организации техникума в Рыбинске, Ярославской области. Ежовщина расчистила путь наверх, и всего через два года Андропов был уже первым секретарём Ярославского обкома ВЛКСМ. Но через несколько лет древнему городу было возвращено его прежнее название. За эти годы в печати были подняты «неудобные» вопросы, связанные с провалами во внешнеполитическом курсе страны, выразившимися в кампучийской проблеме, советском участии в афганской военной авантюре, в тайной установке ракет СС-20, взбудоражившей весь мир... 1 сентября 1983 г. произошёл инцидент с пассажирским южнокорейским «Боингом»; решение об его уничтожении было принято не на Камчатке и не на Сахалине, а в Москве – «на самом верху». Короткое правление Андропова отмечено гибелью корейского пассажирского авиалайнера, сбитого советским истребителем над Японским морем. Погибло 269 человек. Трагедия пассажирского самолёта продемонстрировала многие качества советской системы: чудовищный, иррациональный страх перед «нарушением границы», предельную централизованность – приказ о действиях против корейского лайнера пришёл из Москвы; бесчеловечность: даже если пассажирский самолёт сошёл с курса, нарушил границу, приказ о его уничтожении был дан в мирное время 210 . Нельзя забывать, что не последнюю роль сыграл Андропов (в 1956 г. – посол СССР в Венгрии) в спешном перебазировании бывшего венгерского кровавого диктатора Матьяша Ракоши подальше от народного гнева в глубь советской территории, в Киргизию, в небольшой городок Токмак в 60-ти км от республиканской столицы...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Первый инфаркт случился у владыки в 1972 г., а второй последовал незадолго до проведения межрелигиозного миротворческого конгресса в Москве (октябрь 1973 г.). Прикованный недугом к постели, он поручил возглавить форум от Русской православной Церкви своему ближайшему сподвижнику – владыке Ювеналию (Пояркову). Сам он лишь мог смотреть по телевизору фрагменты заседаний, транслировавшиеся в вечерних новостях. С грустью в голосе он говорил: «Ведь я «срежиссировал» этот форум, определял порядок рассадки президиума, порядок чтения докладов...» Многое при подготовке пришлось «замкнуть на себя», и вот случилось «короткое замыкание» на сердце... В 1972 г. после перенесённого инфаркта митрополит Никодим подал прошение Святейшему Патриарху и Святейшему синоду об освобождении его от должности председателя ОВЦС. Эта просьба владыки была удовлетворена. Однако он продолжал труды на посту председателя Комиссии Святейшего синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Рассказывает архиепископ Брюссельский Василий. Об отставке владыки Никодима от должности председателя «иностранного» Отдела я впервые узнал от него в Брюсселе в июне 1973 г., куда он приезжал на какую-то «общественную конференцию по безопасности в Европе»; что любопытно: он был в составе делегации не по церковной линии. Я не расспрашивал владыку Никодима, что там обсуждалось, всё равно ничего не изменишь, только расстроишься. Но и он меня ни к чему не привлекал. Итак, почти первое, что он мне сказал на аэровокзале, где я его встречал, было то, что он больше не во главе «иностранного» Отдела. «Но, – начал он объяснять с какой-то даже наивностью, – это не нужно понимать, будто бы меня »понизили«, нет, только перераспределили работу, а я всё равно буду стоять во главе». «Кому же писать по делам?» – спросил я его. «Митрополиту Ювеналию, а в случае чего важного – мне», – был ответ 305 . И хотя после «первого звонка» владыка должен был снять с себя часть «миротворческой» нагрузки, ХМК всё же «достала» его: в октябре 1975 г., во время заседания рабочего комитета ХМК в Бад-Саарове (ГДР), святитель перенёс пятый инфаркт. И где теперь те важные резолюции, и где теперь ГДР? И где её высшее руководство?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Однажды, совершив панихиду по Михаилу Илларионовичу Кутузову, Святейший Патриарх Алексий II произнес очень важные слова о той войне: «Ее духовной причиной, несомненно, было ослабление веры в народе и равнодушное отношение представителей высших слоев русского общества к истине христианского откровения. В среде аристократии получили развитие атеистические идеи французской революции, укоренялись различные материалистические теории и мистические оккультные учения. Подспудно насаждалось презрительное отношение к христианству как к “невежественной вере”. Доходило до того, что дворянские дети вообще не обучались русскому языку и говорили только по-французски. Естественно, что и народ подвергался губительному влиянию сверху. В таких условиях и прогремела над Россией тяжкая весть о начавшейся войне. И вот – наступило прозрение. Люди от всей души каялись и спешили на соборную молитву в храмы Божии, дабы вымолить прощение у Господа и не отдать на поругание православные святыни. В высшем свете также явно ощущались покаянные и патриотические настроения. И Бог не покинул кающуюся Россию. Это стало ясно уже вскоре после начала Отечественной войны. В народной памяти навсегда остались ее незабываемые вехи: великая Бородинская битва, совет в Филях, тщетное ожидание Наполеоном на Поклонной горе ключей от горящей Москвы, сражения под Малоярославцем и Вязьмой, которые привели к поспешному отступлению и бегству французов из России. Разве не было чудом и великой милостью Божией, что 500-тысячная армия Наполеона, прекрасно подготовленная и вооруженная, состоявшая из солдат 21 национальности, в короткое время потерпела сокрушительное поражение на русских просторах?! “С нами Бог!” – повторял Кутузов перед началом любой военной операции, и каждый из участвовавших в боях знал, что в этих словах для России заключается великая истина, возвещавшая русскому народу о скорой победе над галлами». Святейший Патриарх Алексий II постоянно обращался с глубоким и проникновенным словом и к новобранцам, и к офицерам, и к слушателям военных академий, и к ветеранам Великой Отечественной и других войн.

http://pravoslavie.ru/59651.html

Евгений Евтушенко принадлежал к «непоротому» поколению; сложнее было тем, кто был надломлен в 1930-х годах. Евгений Евтушенко о Дмитрии Шостаковиче. Он был непримирим в своих личных беседах к конъюнктурщине, трусости, подхалимству так же откровенно, как и был добр и нежен ко всему талантливому. К сожалению, насколько мне нравились эти его суждения в узком кругу, настолько не нравились многие его статьи, доклады. Это были пустые восхваления партии, социалистического реализма. Практически это не было написано Шостаковичем, а лишь подписано им. Я однажды упрекнул за это Дмитрия Дмитриевича. Он был человек совестливый, беспощадный к себе и признал, что я прав, но грустно объяснил: «Однажды когда-то я подписался под словами, которых не думал, и с той поры что-то со мной произошло – я стал равнодушен к подписанным мной словам. Но зато в музыке я ни разу не подписал ни одной ноты, о которой бы я не думал... Может быть, мне хотя бы за это простится...» 282 Молодому поколению, подраставшему в годы горбачёвской «гласности» и отмены цензуры, трудно представить ту атмосферу психоза, которая нагнеталась в стране в августе 1968 г. В автобиографической книге «Бодался телёнок с дубом» А.И. Солженицын так пишет об этом. Считая наших не окончательными безумцами, я думал, они на оккупацию не пойдут. В ста метрах от моей дачи сутки за сутками лились по шоссе на юг танки, грузовики, спецмашины – я считал, что наши только пугают, манёвры. А они – вступили и успешно раздавили, значит, по понятиям XX века, оказались правы . Эти дни – 21, 22 августа, были для меня ключевые. Нет, не будем прятаться за фатум: главные направления своей жизни всё-таки выбираем мы сами. Свою судьбу я снова сам выбирал в эти дни. Сердце хотело одного – написать коротко, видоизменить Герцена: стыдно быть советским ! В этих трёх словах – весь вывод из Чехословакии, да вывод из наших всех пятидесяти лет! Бумага сразу сложилась. Подошвы горели – бежать, ехать. И уже машину я заводил (ручкой). Я так думал: разные знаменитости, вроде академика Капицы, вроде Шостаковича, ищут со мною встреч, приглашают к себе, ухаживают за мной, но мне даже и не почётна, а тошна эта салонная лескотня – неглубокая, ни к чему не ведущая, пустой перевод времени. А ну-ка, на машине быстро их объеду – ещё Леонтовича, а тот с Сахаровым близок (я с Сахаровым ещё не был знаком в те дни), ещё Ростроповича (он в прошлом году в Рязани вихрем налетел на меня, знакомясь, а со второго свидания звал к себе жить), да и к Твардовскому же, наконец, – и перед каждым положу свой трёхфразовый текст, свой трёхсловный вывод: стыдно быть советским! И – довольно юлить! – вот выбор вашей жизни – подписываете или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Устал за вчерашний день – день именин. Начну с утра. Служил сам позднюю литургию в соборе. На молебен (с акафистом, перенесенным со среды вследствие праздника Сретения) выходил Преосв. Алексий и некоторые из нашего духовенства. После молебна, на солее староста с членами приходского совета поздравил меня и поднес просфору. Тут же поздравили некоторые богомольцы и некоторые студенты… После обедни прошли ко мне на стакан чаю (с пирожком) Либин, Надежин, В.А. Симанский, Е.Ф. Тураева, В.А. Фатеев, Н.А. Афанасьева, З.Н. Немова, Ф.Л. Золотов. Потом заходили П.А. Иткин и В.Б. Шкловский. В 4 часа к обеду пришли: М.В. Иславин, К.М. Сопетов, Преосв. Венедикт, Э.О. Юрша, И.П. Акимов, С.И. Зинкевич, Л.К. Богоявленский… Долго ждали Владыку-Митрополита, который был на заседании благочинных в помещении Богословского института и пришел только в 5 с половиной часов; с ним – Преосв. Алексий, Новицкий и Д. В. Рождественский . Обед прошел непринужденно, в разговоре принимали участие все, что особенно приятно, ибо обыкновенно в подобных случаях разговор сосредотачивается только около Митрополита и на церковные темы, а присутствие Иславина (бывший новгородский губернатор и член нашего приходского совета) и Ядрышева (моего товарища по гимназии) внесло разнообразие. Получил письма от С.М. Любецкой, Сони, игуменьи Ангелины (Сергеевой – Л.А.). В 7 часов все прошли в Богословский институт, где «открывался» портрет Патриарха и служился по этому поводу молебен в церкви Троицкого подворья. На молебен собралось около 25 священников и много народа, студенты, профессора, члены правления Общества приходов. Пред молебном я сказал слово о значении Патриарха для Богословского института, Русской Церкви и русского народа. Затем прошли в аудиторию (Митрополит в мантии). Там архидиакон провозгласил «большое» многолетие Патриарху, и в это время портрет был открыт. Затем Л.Д. Приселков прочитал реферат о патриаршестве в России – очень интересный и глубокий. Я пригласил всех к чаю. Но в следующей комнате-аудитории неожиданная остановка: студенты поднесли мне просфору и пирог, а И.Д. Дмитрюков сказал речь, приветствуя с ангелом, и благодаря за простые добрые отеческие отношения. Я ответил, подчеркнув, что не противился устройству этого праздника только ради большего единения. Этим, я думал, все и закончилось. Не тут-то было: Чепурин неожиданно выступил с большой речью ко мне, где также от лица соработников по Богословскому институту и Обществу приходов сердечно приветствовал, характеризуя меня со стороны деликатного ведения дела в совете, уменья привлечь к себе всех, отданности работе по институту тогда, когда никто почти не шел на работу. Дал и историческую картину постепенного знакомства со мной петроградцев, для которых я заменил многих ушедших. Я коротко ответил благодарностью; сказал, что это обращение меня обязывает еще больше, но в нем я вижу и поддержку в работе. Затем перешли дальше, где был прекрасно и обильно обставлен чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Что касается содержания стенописи на паперти собора (первоначальные росписи здесь И.Е. Забелин относит ко времени не ранее 1565 года), то на лестнице, при самом входе на паперть, мы прежде всего находим изображение чудесного взятия Иерихона Иисусом Навином. В левой (от зрителя) половине изображения – Иисус Навин представлен сидящим и снимающим с себя сапоги; он в шишаке и латах, сверху одет в мантию, перед ним архангел стоит на подножии, в панцире, в правой руке держит обнаженный меч, в левой – ножны. Вверху этой стены надпись: «И рече архистратиг Гднь ко Иисусу: изуй сапог с ногу твоею, место бо, на немже ты стоиши, сто есть. И сотвори Иисус тако». Направо – воины с трубами, копьями и щитами, идут спереди и сзади кивота, несомого левитами; последние все в мантиях и в двух нижних одеждах (одна из них короткая – по колена), на главах шапочки с белым околышем и цветным (красным, зеленым и проч.) верхом. Из окна одного здания у городских стен смотрят вниз на происходящее три женщины. вверху надпись: «Левити взяша киот заве(та) Божия и текше и хождаху около града 7 дний, и падоша стены». По мнению И.Е. Забелина, изображение это «написано, несомненно, по мысли Ивана Грозного, в символе покорения татарского царства, т.-е. города Казани». На сводах самой паперти, начиная от входной двери, представлено родословное дерево Иисуса Христа, исходящее от корня Иессеева. Здесь же изображены пророки, апостолы, сивиллы и философы: Аристотель, Омирос, Плутарх, Менандр, Анаксагор, Птоломей, Епафродит с их апофегмами или пророческими изречениями. Тут же имеем несколько изображений Господа Саваофа и Спасителя с Богоматерью. В одном месте Иисус Христос благословляет сивиллу, в другом, именно в юго-западном углу сводов, представлены сидящими Богоматерь и юный Христос перед Нею; Он десницею благословляет, в шуйце держит весы. Над изображением надпись: «Правда с небеси прииде. Истина от земли возсия». На сводах представлено всего 220 отдельных ликов. По сторонам входных в паперть дверей до реставрации были изображены свв. митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, но в древней стенописи были написаны только Петр (направо) и Алексий (слева). Они только и оставлены при реставрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010