Когда вспоминаешь отца Алексия Грачева, то кажется, что его так много, что   мысли не охватить всего, что связано с ним. Столько любви, таланта, сил   отдано им за его короткую жизнь, что хватит надолго. В горе сиротства без   дорогого отца Алексия невольно хочется спросить: «Зачем, почему ушел этот   милый, такой живой человек? Почему так рано?» Действительно, нам не   всегда дано знать пути всеблагого промысла Божия. Понять их нам помогут   только вера в Бога, надежда на Его милосердие и любовь к Нему и к ближним.   В песне «Праздник», которую они пели с о. Романом есть такие слова: «О   велика ты, смерти тайна, что примиряешь ты людей». И уже сегодня мы   видим, что его смерть не только примирила, но и необыкновенно сблизила,   даже сроднила всех, кто его знал. Эта ранняя кончина заставила понять, что и   мы можем в любую минуту оказаться на пороге вечности, она дала   возможность отрезвиться от привычной жизни, задуматься над правильностью   нашей жизни, увидеть мелочность и суету многих наших земных попечений,   подвигла к молитве. Многими талантами одарил Господь о. Алексия. Но самый главный его талант   — любовь, без которой не может быть христианина и которая так необходима   священнику. И мы верим, что эта любовь ходатайствует за него перед Богом. Вечная тебе память, дорогой наш человек. Аминь. Священник Сергий Николаев Игумен Глеб «Брат Глеб, вели грести» (отрывок) Отец Алексий человек был очень находчивый и очень, очень не конфликтный — всегда старался любую ситуацию сглаживать, чтобы не возникало каких-либо ссор, обид. Это у него очень хорошо получалось. Если зародился в разговоре спор, то он, когда это переходило какие-то рамки, начинал всех останавливать и переводить разговор на другое или просто откровенно предлагать, чтобы оставили эту тему. Это миролюбие в нем было с тех пор, как я его помню. А еще нам вместе с ним и отцом Романом несколько раз удавалось выбираться на рыбалку, отдохнуть. Все мы разделяли это увлечение. Отец Алексий любил повторять слова моего старшего брата: «В семью нужна рыба ».

http://pravmir.ru/zhizn-moya-sostoyalas/

Патриаршее приветствие участникам кинофестиваля «Судьба России» 30 сентября 2005 г. 13:14 Предстоятель Русской Церкви направил приветствие организаторам и участникам II Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», который проходит с 30 сентября по 2 октября в Костроме и Галиче: Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую гостей и участников II Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «СЕМЬЯ РОССИИ», проходящего в эти дни в древних русских городах Костроме и Галиче. Кинофестиваль «СЕМЬЯ РОССИИ» стал одним из самых значимых событий культурной жизни Костромской области и всей страны. Фильмы-участники фестиваля получили добрые отзывы общественности. Победитель фестиваля, фильм «Дар жизни», был показан на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», который осенью прошлого года проходил в соборном Храме Христа Спасителя. Христианский брак является благодатным и освященным Церковью союзом двух любящих сердец; он устрояется на крепком основании веры, взаимной верности и ответственности супругов. В то же самое время брачный союз мужчины и женщины, совместно растящих и воспитывающих своих детей, является формой общественного служения, основой развития и благополучия государства. К сожалению, в современной жизни нашей страны идеалы святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной во многом утрачены. Мы все чаще слышим о разрушении традиционного уклада жизни. «Осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство» (Прем. 14, 26), торжествующий культ потребления и отказ от духовно-культурных ценностей, которыми жила Россия на протяжении веков, — все это создает неблагоприятные условия для сохранения брака и семьи как основы духовно сильного, нравственно здорового и экономически сильного общества. В сложившейся ситуации чрезвычайно важными являются все те добрые усилия, которые направлены на возвращение семье ее высокой социальной роли, на созидание благоговейного и бережного отношения к таинству брака и семьи. Убежден, что духовно-просветительская деятельность вашего фестиваля внесет свой весомый вклад в дело оздоровления морального климата в нашем обществе и позволит объединить усилия для содействия скорейшему решению проблем, связанных с кризисом семьи в современном мире. Совместными усилиями мы сможем оградить общество от нравственных соблазнов и пороков, вдохновить нашу молодежь идеалами благочестивого супружества и созидательного служения на благо ближних. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). +АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси   Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51090.html

Наша короткая память Что хотят видеть люди, узнавая о трагедии? Что хотели видеть люди, увидевшие сюжет о взрыве шатла «Челленджер»?! Психологи Спаркс и Спирек установили, что у «искателей острых ощущений наиболее сильным было желание увидеть лица членов семей погибших астронавтов в момент взрыва ракеты». 2 декабря, 2009 Что хотят видеть люди, узнавая о трагедии? Что хотели видеть люди, увидевшие сюжет о взрыве шатла «Челленджер»?! Психологи Спаркс и Спирек установили, что у «искателей острых ощущений наиболее сильным было желание увидеть лица членов семей погибших астронавтов в момент взрыва ракеты». Осталось несколько дней до первой годовщины со дня смерти Святейшего Патриарха Алексия II . 20 лет его Патриаршества – это путь от руин и сломанных  на крестных ходах патрулями ребер молодых ребят до преподавания основ православной культуры в школах и переполненных в воскресенье храмов. Многие ходили проститься с Патриархом, миллионы смотрели трансляцию с отпевания. А что же потом? Завершив цикл, простившись с Великим Господином и отцом, мы поставили точку в своей памяти? Как иначе можно объяснить то, что уже почти год, в средствах массовой информации – и светских, и православных, нет практически ни одного упоминания о Патриархе Алексии, кроме краткой строки в справках («Проведение фестиваля еще 10 лет назад благословит Святейший Патриарх Алексий II»). Куда исчезла память о Патриархе Алексии со страниц наших СМИ? Понять это нельзя, не разобравшись в некоторых циничных законах работы средств массовой информации. Когда человек живет в условиях информационной перегрузки, в определенный момент новостями для него становятся только уже самые «жареные»: «Человек упал под поезд на станции…» итд. Когда подожгли с семьей и детьми семью священника Андрея Николаева из Прямухино, Интернет по-настоящему взорвало, об этом сообщил почти каждый блогер, следующие гибели священников получили намного более спокойное освещение. После смерти Святейшего Патриарха Алексия наш сайт ежедневно  публиковал воспоминания о нем, спустя неделю несколько глубоких и искренних людей сказали: «А может быть уже хватит, как-то перегруз этой темой».

http://pravmir.ru/nasha-korotkaya-pamyat...

Началась работа кинофестиваля «Семья России» 30 сентября 2005 г. 13:08 С 30 сентября по 2 октября 2005 года в Костроме и Галиче проводится II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». Организаторы этого мероприятия стремятся внести свой вклад в укрепление традиционных семейных ценностей и решение серьезных демографических проблем, которые сегодня стоят перед страной. Предполагается также создание фонда киноматериалов для организации просветительской деятельности в этом направлении. Приветствие участникам и гостям кинофестиваля направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую гостей и участников II Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «СЕМЬЯ РОССИИ», проходящего в эти дни в древних русских городах Костроме и Галиче. Кинофестиваль «СЕМЬЯ РОССИИ» стал одним из самых значимых событий культурной жизни Костромской области и всей страны. Фильмы-участники фестиваля получили добрые отзывы общественности. Победитель фестиваля, фильм «Дар жизни», был показан на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», который осенью прошлого года проходил в соборном Храме Христа Спасителя. Христианский брак является благодатным и освященным Церковью союзом двух любящих сердец; он устрояется на крепком основании веры, взаимной верности и ответственности супругов. В то же самое время брачный союз мужчины и женщины, совместно растящих и воспитывающих своих детей, является формой общественного служения, основой развития и благополучия государства. К сожалению, в современной жизни нашей страны идеалы святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной во многом утрачены. Мы все чаще слышим о разрушении традиционного уклада жизни. «Осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство» (Прем. 14, 26), торжествующий культ потребления и отказ от духовно-культурных ценностей, которыми жила Россия на протяжении веков, - все это создает неблагоприятные условия для сохранения брака и семьи как основы духовно сильного, нравственно здорового и экономически сильного общества.

http://patriarchia.ru/db/text/51088.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Калужской области началась подготовка к православному кинофестивалю " Встреча " 06.10.2006 В обнинском Центре досуга состоялась презентация Второго Всероссийского Сретенского православного кинофестиваля " Встреча " . Многие жители и гости Обнинска помнят, с каким успехом прошел в феврале 2005 года I Сретенский кинофестиваль короткометражных фильмов на который было заявлено более 400 фильмов. Идею кинофорума одобрили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов. Как сообщает газета " Обнинск " , открытие Второго Всероссийского Сретенского православного кинофестиваля " Встреча " намечено на 11 февраля 2007 года. Президент кинофестиваля монахиня София (Ищенко) вспоминала на презентации, как возникла идея проведения кинофорума. Истоком послужило создание серии телесюжетов о семье. Они демонстрировались на одном из городских телеканалов, а затем у организаторов, появилось желание объединить авторов короткометражных фильмов, которые стремятся донести до зрителя идеи добра, милосердия и любви к ближнему, стремление поддерживать направление российского кинематографа, содержанием которого являются христианские ценности. " Современное российское общество переживает тяжелый период утраты духовных ценностей, - считает матушка София - Организаторы Всероссийского православного кинофестиваля " Встреча " ставят своей целью прославление традиционного образа жизни в современных условиях России средствами искусства " . Присутствующие на презентации протоиерей Сергий Вишняков, председатель комитета по делам молодежи обнинской городской администрации Е.Чуркин, депутат городского Собрания Обнинска А.Силуянов, педагог лицея " Держава " Н.Куликова также подчеркнули значимость кинофорума для возрождения духовно-нравственных традиций воспитания молодежи. В заключение презентации православного кинофестиваля " Встреча " , режиссер Марина Добровольская представила свой фильм " Мироносицы " , ставший лауреатом 1 кинофестиваля " Встреча " . Это повествование о двух очень пожилых женщинах, собственными силами восстанавливающих сельский храм. Regions.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 06.10.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1532.html

Владыка Алексий, благоволивший к людям искусства, весьма благосклонно отнесся к авторам идеи, как и к самой идее, и с готовностью откликнулся на просьбу творческого дуэта дать возможность пожить несколько дней их съемочной группе в Пюхтицкой обители, чтобы посмотреть на настоящих монахинь и составить хоть небольшое, но необходимое представление об их жизни. Посвятив меня в эту предысторию, матушка игумения передала мне, что по благословению митрополита я назначен сопровождающим съемочной группы. Я был, мягко говоря, озадачен. Во временное мое распоряжение поступал семиместный монастырский «Зим» («Зимушка», как ласково называла его матушка) с водителем Ваней. Гостей надо было встретить на вокзале и сопровождать их, когда это будет необходимо, во все дни пребывания их в обители, а в свое время и проводить их на поезд. Матушка Варвара любила и умела принимать гостей. Это было частью ее игуменского призвания, так что, думаю, мало кому удавалось (если вообще удавалось) уйти от матушкиного застолья без чувства глубокого насыщения. Впрочем, глубокое насыщение, по моим наблюдениям, касалось едва ли не больше души, чем прозаического чрева. Это же самое ожидало и нашу съемочную группу из четырех человек: режиссера Сергея Колосова, актрису Людмилу Касаткину и еще двух мужчин – оператора и художника – в день их приезда. Утром мы с водителем Ваней отправились встречать наших гостей на станцию Йыхви (кстати, если вы едете поездом, то это ближайшая станция к обители). Я, в рясе и в скуфейке, стал прохаживаться по перрону с важным видом, так что нашей творческой группе не пришлось гадать, кто станет их провожатыми. Подходит поезд, подбегаем с Ваней к нужному вагону – вот они, наши гости. «Укротительницу тигров» – Людмилу Ивановну Касаткину – узнать мне было нетрудно. Приветствуем гостей, принимаем вещи (их не так много), знакомимся. Внятно представляюсь: «Священник (имя рек)». Обмениваемся обычными любезностями и садимся в «Зимушку», которым наши гости начинают дружно восхищаться. «Зимушка» тем временем, как типичный человекоугодник, плавно трогается с места и, будто напрашиваясь на новые комплименты, с предельной для него мягкостью начинает скользить по ухабистой дороге к месту назначения (ухабистые дороги есть и в Эстонии, как и представители второй, не только российской, беды). Поглядывая по сторонам и обмениваясь короткими фразами о том, что попадало в поле зрения, наши гости мало-помалу начали задавать вопросы, которые им хотелось разрешить до своего появления в обители.

http://pravoslavie.ru/116996.html

Отец Алексий выбрал Евангелие от Марка, видимо, по тому же принципу, что в свое время митрополит Сурожский Антоний: оно самое короткое, лаконичное. Книга состоит из шестнадцати бесед (по числу глав Евангелия) и самого текста Благовествования от Марка. Остается загадкой, почему издатели решили сначала напечатать все беседы, а потом целиком текст Евангелия. Было бы логично перемежать евангельские главы их толкованием, чтобы читателю не приходилось листать книгу в поисках нужных фрагментов. Эта книга – не сборник проповедей, а диалог: при чтении словно слышен голос отца Алексия, его мягкие интонации, знакомые по передаче «Православная энциклопедия», которую он ведет уже много лет. Пастырский опыт помогает отцу Алексию предугадывать недоумения читателей и реагировать на них. Он будто вслух размышляет над Евангелием и говорит о самом главном – о любви, о доверии, о надежде, о том, что значит взять свой крест и идти за Христом. Говорит без нравоучений и заигрываний с читателем, просто сообщая свое понимание. Как ни парадоксально это прозвучит, но толкование отца Алексия помогает читателю остаться с Евангелием один на один, получить опыт предстояния перед этой книгой, ее подлинным содержанием, вернуться к первоначальному смыслу Евангелия без культурных напластований и традиционных стереотипов. Он говорит только кратко и о главном, так же, как евангелист Марк, с текстом которого беседы отца Алексия являют удивительное единство, как эстетическое, так и по силе воздействия на читателя. То, что христианские книги попадают в верхние строчки рейтингов и пользуются спросом, важно не только само по себе. Книжный рынок устроен так, что вслед за успехом книги на определенную тему, возникает ажиотажный спрос на продолжения. Так после Гарри Поттера случился взрыв популярности детского фэнтэзи. Очень популярны сегодня книги о врачах – от ироничной женской прозы до мемуаров, а начало положила одна книжка Татьяны Саломатиной. Очевидно, что при таком успехе архимандрита Тихона и Бакушинской-Шатова, издательства готовы не только допечатывать их тиражи, но цеплять к этим локомотивам новые вагончики. И в этом сегодня главный вопрос: аудитория дозрела до серьезного разговора о вере (почему это произошло именно сейчас – тоже предмет для размышлений), но готовы ли к этому авторы и есть ли они? Планка поднята высоко, это очень хорошо говорит о читателях, но ставит трудную задачу перед авторами.

http://pravmir.ru/tri-knigi/

По форме Quaestiones XVII in Matthaeum представляют собой разъяснения некоторых мест Евангелия от Матфея в виде семнадцати отрывков разной длины. Самыми длинными являются одиннадцатый и двенадцатый вопросы, самым коротким – шестой. Учитывая определенные экзегетические правила, которые блаженный Августин открывает в своем труде «О пользе веры к Гонорату» (De utilitate credendi ad Honoratum, 392 г.), стихи Евангелия от Матфея в Quaestiones XVII in Matthaeum, как и всё Священное Писание , понимается на разных уровнях, из которых первый – исторический (Historia), второй – этиологический (Aetiologia), третий – аналогический (Analogia) и четвертый – аллегорический (Allegoria). При этом исторический уровень описывает то, что было действительно сделано или написано, а также то, что на самом деле не было сделано, но было написано так, как если бы это было сделано, т. е. рассматривает буквальный уровень восприятия Священного Писания . Этиология показывает, по какой причине что-то было сказано или сделано. Аналогия демонстрирует отсутствие противоречий Нового и Ветхого Завета. И, наконец, аллегория говорит об образном, а не буквальном понимании Писания 15 . Все уровни – это этапы восхождения от буквального к фигуральному, от земного к трансцендентному 16 , при этом каждое слово, по блаженному Августину , является знаком, за которым скрывается глубокий духовный смысл 17 . Исходя из всего этого, практически каждый из «Семнадцати вопросов на Евангелие от Матфея» представляет собой духовное восхождение от буквального смысла Священного Писания к аллегорическому, что можно видеть с самого первого вопроса, где, например, возраст убитых Иродом младенцев от двух лет и ниже понимается как сугубая благодать: «А то, что было сказано, что младенцы были избиты от двух лет и ниже ( Мф.2:16 ), это означает, что смиренные люди, имеющие сугубую благодать, подобно маленьким двухлетним детям, могут умереть за Христа» 18 . Такое превосходство духовного понимания Священного Писания над буквальным вполне приемлемо для прочтения Ветхого Завета в свете Нового Завета, но этот же принцип был перенесен святителем Гиппона и на толкование Нового Завета самого по себе 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

После отбывания ссылки из-за отказа в московской прописке Фудель с семьей обосновывается сначала в городе Усмани Воронежской области, затем на короткое время переезжает в город Лебедянь Липецкой области, затем вновь в Усмани. 14 ноября 1962 года по благословению епископа Афанасия Фудели переехали в город Покров Владимирской области, где Сергей Иосифович провел последние годы своей жизни. Он служил псаломщиком в единственной на всю округу старинной церкви. Здесь же написал большинство своих работ. С. И. Фудель скончался 7 марта 1977 года в Покрове после долгой и тяжелой болезни. Похоронен 9 марта на местном кладбище. В 1988 году здесь же была погребена и его супруга. Произведения Фуделя начали расходиться еще при его жизни в самиздате в виде машинописных копий, часто без указания имени автора. Печатные публикации стали возможны только начиная с 1991 года. 16.2. Тесный и скорбный путь христианина Если выделять главную тему всех произведений С. И. Фуделя , а таковую, действительно, выделить не трудно, то это постоянное изобличение внешней церковности, обрядоверия и напоминание о том, что христианство – это тяжелый труд и жертвенная любовь и в то же время радость преодоления смертности жизни через общение со Христом. Прежде всего С. И. Фудель подчеркивает радикальность для человека христианского выбора. Человек должен не просто стремиться спастись и обрести жизнь вечную, такое стремление – сознательное или не всегда ясно сознаваемое – есть у каждого человека, хотя бы в качестве животного инстинкта самосохранения. Более «высокое» стремление подкрепляется конкретными действиями в создании вариантов бессмертия, которые можно условно разделить на эгоистические и менее эгоистические. Последние заключаются в попытках получить бессмертие через семью и продолжение своего рода в детях или через творчество и свои произведения и учеников и почитателей. Эгоистические – в попытках изобретения так называемого «эликсира бессмертия» в самых разных видах от клонирования до замены отдельных «устаревающих» органов на новые. Христианин должен победить само «бытие к смерти» и приобрести бытие к Жизни. Такого понимания христианского выбора, вынужден с сожалением констатировать Фудель, не достигают и многие верующие и даже верующие из интеллигентских слоев.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Шел дождь, она низко надвинула на лоб платок и пошла. Вербовщик пожалел ее и сказал, что если ее муж уедет, то уже больше никогда не вернется. Она, изображая жену, говорила, что нет – заработает денег и вернется. Вербовщик опять ее предупредил. Но она все же поставила свой крестик на месте подписи. Когда дело было сделано, она поняла непоправимость случившегося и, возвратившись, плакала долго, безутешно. Димитрий писал из Америки успокаивающие письма, там у него родилась дочь. Возвращаться он не хотел, вкусив более легкой жизни. Он писал, что не пойдет опять ночевать в колыбу (сруб). Потом к нему переехала самая младшая сестра, Василина, вышедшая в Америке замуж за выходца из Великого Бычкова. Так Лесь, похоронивший отца после своего возвращения из армии, остался самым старшим мужчиной в семье, и его положение улучшилось и укрепилось. Оставалось только жениться и вести обычную жизнь людскую, полную забот о семье. Но Божьего избранника ожидал совсем иной путь. Однако на этом пути встретились страшные искушения. Враг рода человеческого захотел погубить бессмертную душу, которой было суждено послужить спасению многих. Лесь возгордился и впал в пагубную страсть. Став одним из богатейших русинов во всей округе, будучи молодым и здоровым, имее репутацию честного человека, что значило очень много, Лесь еще обладал и поистине сказочной красотой. Когда он проходил по улице, женщины оборачивались, останавливались и долго глядели ему вслед. Его красота была ярка, резка и неотразима, как неожиданно ударивший из-за горы луч солнца. Черты лица были необычайно мужественны: резко выдающиеся скулы придавали лицу твердость, тонкий нос был по-настоящему орлиным. Роскошные нахмуренные брови, а из-под них глубоко сидящие небесно-синие глаза горели бесстрашием и изумляли. Подбородок тонок и изящен, а шее мощна. Необычайно статен и ладен он был. От всей фигуры веело решимостью и прямотой. Нравы были вольны в этих глухих горных лесах. Девушки с неистовой страстностью влюблялись в красавца и богача. Юноша отвечал всей страстью молодости. В короткое время не одно девичье сердце было разбито. Дикий пожар ревности разгорался в обманувшихся душах, и страшные проклятья призывали несчастные на душу Леся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010