Патриарх Алексий II — образ церковного возрождения Большинство православных в России могут честно сказать: мы не знали другого патриарха. Всю нашу церковную жизнь, всё то время, что мы помним, Патриарх Алексий был Предстоятелем Русской Православной Церкви. 10 марта, 2010 Большинство православных в России могут честно сказать: мы не знали другого патриарха. Всю нашу церковную жизнь, всё то время, что мы помним, Патриарх Алексий был Предстоятелем Русской Православной Церкви. Большинство православных в России могут честно сказать: мы не знали другого патриарха. Всю нашу церковную жизнь, всё то время, что мы помним, Патриарх Алексий был Предстоятелем Русской Православной Церкви. Это справедливо не только в отношении мирян, но и значительной части духовенства. Сегодня не много осталось тех, кто жил церковной жизнью в 1950-е, 60-е или 70-е годы. Так случилось, что у большинства членов Церкви короткая историческая память. Более того, немногие помнят даже первые десять лет патриаршества Алексия Второго. Действительно, только после сознательного выбора веры, – крещения или покаянного возвращения тех, кто был крещен в детстве, – можно говорить о том, что человек помнит, что происходило в церковной жизни. До этого времени все представления о Церкви случайны и поверхностны. Церковная история, история святости остается чужой и непонятной. В событиях жизни Святейшего Патриарха Алексия раскрывается связь времен. В начале 1960-х ему приходилось бороться против закрытия монастырей и храмов, ему же спустя почти полвека Господь судил освящать сотни храмов, рукополагать сотни священников. Церковное возрождение сам Святейший Патриарх не раз называл чудом… В ХХ веке подлинно церковное устроение души, бережное и творческое сохранение церковных традиций оставалось уделом немногих людей, разбросанных не только по распадавшейся советской империи, но и по самым дальним странам. Они свято хранили богослужебные традиции, молитвенную память о новомучениках, уклад церковной жизни и даже святыни, пряча их в доме или в саду, как, например, мощи прп. Даниила Московского. Многие из этих людей отошли в последние годы в мир иной, и мы чувствуем, как безвозвратно уходит большая эпоха. Исцеление раны

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-obraz...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года Бог, посылая несчастья на наших предков, посылал им также и утешителей, которые облегчали их страдания и иногда даже спасали их от новых бедствий. Этими утешителями были по большой части Его святые служители, то есть митрополиты, епископы, священники и монахи. Так, первый митрополит всей России, святой Петр, старался всегда мирить князей, особенно Московского с Тверским, и, не имея возможности освободить весь народ от тягостной Татарской дани, специально ездил в Орду, чтобы, по крайней мере, избавить от нее Божьи церкви и дома ее служителей. Так, потом святой митрополит Алексий во время нового ужасного бедствия, случившегося на Русской земле в 1352 году, при великом князе Симеоне, сыне Иоанна Калиты, заботился, как отец, о всех страдавших несчастливцах. Этим бедствием была смертельная болезнь, известная под названием черной смерти. Человек умирал от нее в ужасных мучениях, которые продолжались два или три дня. Не только наше Отечество испытало все ужасы этой болезни: черная смерть началась в Китае, где истребила около 13 миллионов человек, потом перешла в Грецию, Сирию, Египет, перевезена была на кораблях в Италию, Францию, Англию, Германию, наконец, в наши Псков и Новгород. Все историки говорят, что нельзя вообразить зрелища более страшного: в один день исчезали целые семейства! Сначала люди усердно ходили за своими больными, но потом, когда заметили, что не только они, но даже их вещи были заразны, все начали оставлять несчастных, даже сын бежал от отца, дочь от матери, брат от брата! Во время этого общего уныния людей митрополит Алексий так же, как и многие другие духовные особы, был для них настоящим ангелом-хранителем. Они погребали несчастных, всеми оставленных мертвецов, утешали живых, огорченных потерей родных или друзей, и помогали бедным, осиротевшим, бесприютным малюткам. В 1353 году ужасная болезнь дошла до Москвы, и там в короткое время скончались от нее великий князь, два его сына и брат, Андрей Иоаннович. Симеон во время тридцатилетнего княжения следовал правилам своего отца и так же, как он, заботился о том, чтобы вся Россия повиновалась одному государю. Он был не только строг с удельными князьями и важен в обхождении с ними, отчего и назван Гордым, но умел заслуживать почтение и сильных в то время Литовских князей, сыновей славного Гедимина. Знаменитейший из них, Ольгерд, ставший впоследствии повелителем и своих братьев, и всей Литвы, был даже в родстве с великим князем Симеоном, так как был женат на его свояченице, княжне Иулиании (дочери князя Александра Михайловича Тверского), а потом женил и своего брата Любарта на его племяннице, княжне Ростовской.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов 1 . Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “пере­мирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. Поздно вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча 2 И. В. Сталина, В. М. Молотова и Г. Г. Кар­пова с делегацией Русской Православной Церкви, которую представляли Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) и Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Николай (Ярушевич). Правительство, в течение двух с половиной десятилетий топившее в крови свой народ, опиравшееся на гигантский репрессивный аппарат и панически боявшееся каждой незаурядной личности, теперь ощутило необходимость союза с Церковью. С тех пор началась активная международная деятельность Церкви, и эта деятельность соответствовала интересам государства; одновременно совершалось служение Церкви внутри страны, которое этим интересам отвечало значительно меньше или не отвечало вовсе, что и привело в конечном итоге к новой волне гонений. Святая Соборная Апостольская Церковь есть Церковь святых: она состоит из святых, воспитывает святых и живет в общении со святыми, уже переселившимися в горний мир. Тот, кто святости в себе не имеет и к ней не стремится, чужд Церкви. Эпоха репрессий, обрушившихся на Русскую Православную Церковь после 1917 года, поставила ее вровень с Церковью первохристианской, Церковью мучеников и исповедников, и подобно тому, как героизм древних мучеников, их презрение к смерти и верность Христу служили наглядной проповедью христианства и привлекали в Церковь новых адептов, в России 20-х и 30-х годов клир Православной Церкви пополнялся людьми, сознательно избиравшими жребий страданий.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Молодежный православный отряд восстанавливает кладбище русских казаков на греческом острове Лемнос Москва, 7 июля 2009 г. Более сорока членов православного молодежного отряда за несколько лет приняли участие в восстановлении русского кладбища на греческом острове Лемнос, сообщает Благовест-инфо . «Лемнос – это этапное событие в нашей жизни», - говорит архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник московского Новоспасского монастыря, благословивший работу молодежи на острове. Выступая 1 июля на презентации книги Леонида Решетникова «Русский Лемнос» в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына, архиепископ Алексий назвал участие в восстановлении русских кладбищ за рубежом настоящим воспитанием патриотизма. «Стать по-настоящему любящим свое отечество может только верующий человек», - сказал владыка. Как отметил, открывая презентацию, автор исторического исследования – директор Института стратегических исследований Леонид Решетников, о. Лемнос – это «короткая, но особая глава в истории Белого движения, сравнимая разве что с Галлиполийским сидением», однако последнее известно намного лучше. Будучи инициатором восстановления русского кладбища на греческом острове, он рассказал, что история эта началась в ноябре 1920 года с переброски на Лемнос эвакуированного из Крыма Кубанского казачьего корпуса под командованием генерал-лейтенанта Фостикова. В конце ноября на острове разместилось Донское Атаманское военное училище, а в декабре того же года началась высадка частей Донского казачьего корпуса. Общее число интернированных на Лемнос русских людей достигало 25 тысяч человек из частей Белой армии и 4 тысяч гражданских лиц. Пребывание на острове в тяжелейших условиях для многих из них закончилось смертью. Греческие власти выделили высокий берег лемносского полуострова Калоераки для захоронения умерших беженцев. С декабря 1920 года на нем погребали интернированных на остров казаков и членов их семей. Попав впервые на Лемнос в марте 2004 г., Л.Решетников и его коллеги решили «просто посмотреть», в каком состоянии находятся русские захоронения 20-х гг.. Предварительно они посетили аккуратные и ухоженные английские и французские кладбища этого же периода.

http://pravoslavie.ru/31061.html

Памяти игумена Μарка (Лозинского) В кафедральном Всехсвятском соборе в г. Туле 31 января 1973 года было совершено отпевание профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского) . Ректор академии архиепископ Дмитровский Филарет по окончании Божественной литургии, перед началом чина иноческого отпевания, произнес надгробное слово. В нем он выразил соболезнование отцу покойного – протоиерею Ростиславу Лозинскому от имени и по поручению Святейшего Патриарха Пимена, от наместника Троице-Сергиевой Лавры и от академии и кратко охарактеризовал труды отца Марка в академии. Страдая много лет сахарным диабетом, игумен Марк проводил рождественские каникулы у своего отца в Туле, где и скончался 29 января. Весть об этой кончине поразила всех в академии и Лавре своей неожиданностью. Короткой была жизнь почившего профессора, она прервалась, казалось бы, в самом начале. Игумен Марк родился в Ивангороде Ленинградской области 4 июня 1939 года в семье священника. По окончании средней школы в 1957 году Сергей Лозинский (его имя в миру) поступил в 3й класс Московской духовной семинарии и, успешно закончив семинарию, был принят в 1959 году в академию. По окончании второго курса академии он вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, а 19 декабря 1962года принял иноческий постриг с именем Марк – в честь апостола и евангелиста Марка. В апреле 1963 года отец Марк был рукоположен во иеродиакона. Иеродиакон Марк закончил академию в 1963 году со степенью кандидата богословия и Советом МДА был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Темами его кандидатской и стипендиатской работ была иконография Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же Совет МДА поручил отцу Марку преподавание гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником Церковно0археологического кабинета, а с 9 сентября 1964 года до кончины – помощником заведующего ЦАК. 4 декабря 1964 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил иеродиакона Марка, бывшего одно время его иподиаконом, во иеромонаха и наградил его набедренником. С 1965 года отец Марк читал и в академии курс гомилетики. Ему одно время поручалось чтение лекций по Священному Писанию Ветхого Завета и пастырскому богословию на I курсе академии. С 1968 года отец Марк – доцент МДА. К Пасхе 1969 года Святейший Патриарх Алексий возвел его в сан игумена. После успешной защиты отцом Марком магистерской диссертации в июне и получения им магистерской степени Святейший в декабре того же года утвердил его в должности профессора академии. Местоблюститель Митрополит Пимен к Пасхе 1971 года удостоил игумена Марка награждения крестом с украшениями. В октябре 1972 года Совет академии назначил отца Марка председателем Церковно-практической комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святейший Патриарх Алексий, 2008 ЦВ 23 (396) декабрь 2008 /  12 декабря 2008 г. Образ церковного возрождения Связь времен Большинство православных в России могут честно сказать: мы не знали другого патриарха. Всю нашу церковную жизнь, всё то время, что мы помним, Патриарх Алексий был Предстоятелем Русской Православной Церкви. Это справедливо не только в отношении мирян, но и значительной части духовенства. Сегодня не много осталось тех, кто жил церковной жизнью в 1950-е, 60-е или 70-е годы. Так случилось, что у большинства членов Церкви короткая историческая память. Более того, немногие помнят даже первые десять лет патриаршества Алексия Второго. Действительно, только после сознательного выбора веры, — крещения или покаянного возвращения тех, кто был крещен в детстве, — можно говорить о том, что человек помнит, что происходило в церковной жизни. До этого времени все представления о Церкви случайны и поверхностны. Церковная история, история святости остается чужой и непонятной. В событиях жизни Святейшего Патриарха Алексия раскрывается связь времен. В начале 1960-х ему приходилось бороться против закрытия монастырей и храмов, ему же спустя почти полвека Господь судил освящать сотни храмов, рукополагать сотни священников. Церковное возрождение сам Святейший Патриарх не раз называл чудом… В ХХ веке подлинно церковное устроение души, бережное и творческое сохранение церковных традиций оставалось уделом немногих людей, разбросанных не только по распадавшейся советской империи, но и по самым дальним странам. Они свято хранили богослужебные традиции, молитвенную память о новомучениках, уклад церковной жизни и даже святыни, пряча их в доме или в саду, как, например, мощи прп. Даниила Московского. Многие из этих людей отошли в последние годы в мир иной, и мы чувствуем, как безвозвратно уходит большая эпоха. Исцеление раны Почему именно Патриарху Алексию удалось выполнить такую важную духовную и историческую миссию как восстановление утраченного единства Русской Церкви? Воссоединение с Зарубежной Церковью требовало неимоверных усилий. Самый тяжелый труд — сохранять единство. Для этого необходимо иметь мирное сердце, «дух мирен». Только праведность может принести такие плоды. И Божиим Промыслом двум праведникам — Патриарху Алексию и митрополиту Лавру судил Господь совершить это воссоединение.

http://e-vestnik.ru/church/obraz_tserkov...

СЪЕЗД СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 26 января в гостиничном комплексе “Даниловская” состоялся съезд Всероссийского Совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования (Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования - общественный орган  взаимодействия православных средних учебных заведений, сформированный в декабре 1997 г. при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 29  января  1999 г. в рамках VII Рождественских образовательных  Чтений  Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования Москвы и Подмосковья был преобразован во Всероссийский). В съезде приняли участие директора православных учебных заведений, приехавшие практически из всех епархий Русской Православной Церкви, располагающихся на территории РФ. Работу съезда открыл председатель Совета директоров, директор православной классической гимназии “Ясенево” иерей Алексий Сысоев, который прочел программный доклад о проделанной работе Совета за последние 2 года. Иерей Алексий отметил, что деятельность Совета в течение короткого времени уже дала результаты. В первый год после своего создания Совет разработал проект “Положения о православном учреждении общего и дополнительного образования”. Это важнейший документ, который регламентирует работу православных учебных заведений. Именно на его основе должны приниматься другие нормативные акты школьной системы православного образования. Совет также принял участие в подготовке торжественного акта, состоявшегося 26 июня в Храме Христа Спасителя, на котором после совместной молитвы за Божественной Литургией председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) вручил аттестаты зрелости и Похвальные листы ста тридцати выпускникам православных гимназий г. Москвы. Среди гимназий, в которых состоялись выпуски, - Православная классическая гимназия “Ясенево”, Традиционная гимназия " Братства Всемилостивого Спаса " , Общеобразовательная православная школа Свято-Владимирского учебного центра, Лицей духовной культуры, Православная школа искусств, Православная классическая гимназия “Крылатское”, Учебно-педагогический комплекс Московская городская учительская семинария - педагогический лицей и Православный музыкальный центр “Воскресение”.

http://pravoslavie.ru/archiv/syezd.htm

1 . В начале книги читатель видел целый сонм свидетелей непререкаемой важности о том, что судебная власть в Церкви принадлежит епископу епархии – Слово Божие, правила Апостольские и соборные, догматико-символические книги, догматические писания и проч., и проч., и проч. Предположим, что судебная власть будет отнята у епарх. архиерея и суд будет устроен без его участия окружной, или епархиальный. Что мы будем делать с приведенными свидетелями? Как поступим в этом случае? Как, напр., быть с употребляемыми у нас догматическими книгами, в которых столь ясно говорится, что клирики и миряне суду своего епископа подлежат, и по которым мы учим юношество? Оставить так, как есть? Но тогда слово с делом, одна часть церковного здания с другой, разойдется у нас на такое расстояние, которое будет угрожать падением самому зданию: фундамент одной части здания будет на камне, а другой на песке; окажется, что в догматиках мы учим одному, а на деле творим другое. Переправить? Конечно это самое удобное дело; но также не совсем безопасное: прежде всего нужно перепортить много книг, а затем и после переправки найдутся люди, имеющие не короткую память, которые будут спрашивать учащую церковную власть: почему нас прежде учили, что клирики и миряне подлежат суду своего епископа, а теперь учат, что не подлежат, и когда ошибались, прежде или теперь? Самое дело такой неправы не легкое. Нужно будет в догматических книгах переправить не одну, а многие основные истины, а именно: 1) о том, что каждая частная Церковь подчинена только своему епископу, и что никакой другой епископ не может вмешиваться в дела епархии ему не подчиненной; что правильный, канонический судья в епархии есть ее епископ; 3) что пресвитер без воли своего епископа ничего не может делать и никакпм образом не может быть поставлен в положение независимости от него; 4) что епископ никаким образом не может быть поставлен в положение зависимости от своего пресвитера и т. д. и т. д. И переправлять это будет нужно во многих книгах, куда вошло учение Православной церкви. В „Руководстве к догматическому богословию» поправить, конечно, можно. Но как выправить в „Патриарших грамотах”, в „Книге Правил?» Как выправить в 1-м послании Ап. Павла к Тимофею? Что же делать с Правилами и со Словом Божиим, если их переправить нельзя? Найти таких толковников, которые станут утверждать, что да есть нет, а нет есть да, конечно, можно; но едва ли много найдется верующих таким толковникам, так как они и сами себе не верят, как показал публичный, печатный опыт, и, пожалуй, сегодня протолкуют так, а завтра опять иначе, по-прежнему, повинуясь иному ветру. Что же делать?... И зачем, для кого Св. синод печатает теперь упраздняемую „Книгу Правил” в числе 16.000 экземпляров?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

28 ОКТЯБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского 290 Это пресветлое светило вселенной и истинный раб Владыки Христа был родом из Адрианополя. Отец его именовался Георгием, а мать – Ефросинией; оба они были люди благочестивые, благородные и добродетельные. Афанасий во святом крещении был назван Алексием. Родившись от благочестивых родителей, он с юного возраста показывал, что из него будет после. Он не предавался играм, по обыкновению детскому, и не желал вещей суетных, но все его тщание было – о церковной службе и об изучении грамоты. Во избежание растления благих обычаев беседами злыми он не имел знакомства с безчинными юношами: напротив, замечая благоговейных и добродетельных, дорожил их знакомством, для получения себе душевной пользы, и входил с ними в беседы. По кончине отца своего оставшись сиротою, он преуспевал более и более в добродетели, так что при постоянном упражнении в Божественном Писании в короткое время достиг такой силы разума и ведения, что все удивлялись ему, как превосходившему в благоразумии самих старцев. Такая жизнь сама собою предрасполагала юного Алексия к безмолвию и уединению, а потому он и положил в уме своем – отречься от мира и суеты его и достигать вышней мудрости и небесного блаженства. Сильным к этому побуждением было для него слово Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10, 37 ). Кроме того, читая чудную жизнь дивного Алипия Столпника 291 и видя, что он, ради Бога, оставил не только мир, но и мать свою, которая была также вдовица и видела в нем единственное утешение, Алексий решился подражать ему – уйти из дому, из отечества, от друзей и сродников и от самой матери. Не объявляя об этом никому, он удалился в Фессалоники, в пределах которых находился дядя его, инок в одном богатом монастыре. Придя туда, принял он пострижение под именем Акакия, но здесь оставался недолго: видя, что братия не исполняют в точности обязанностей своего звания и увлекаются суетой, он удалился оттуда на святую Гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Взвешено, сочтено, измерено Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18 - 25 августа. - Преображение Господне. - Общественное подсознание. - Нервная болезнь правозащитников. - Задачи будущего Собора. - Корабль милосердия. - Толгская икона Богородицы. - Кусочек России. - Запланированная агрессия. - " Святой доктор " . - Призвание России. - Семейная летопись. - Конспект романа. Во вторник 19 августа Православная Церковь отмечала один из 12-ти главных православных праздников - Преображение Господне . В этот день Иисус Христос возвел трех апостолов - Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними: " Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет " . Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . " Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил апостолам Славу Своего Божества, чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в том, что Иисус - Единородный Сын Божий. Примечательно, что это евангельское предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие прославленные мастера Древней Руси как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий " , - говорится в сообщении сайта " Мир религий " . В сообщении сайта " Вести.ru " , со ссылкой на " евангельскую легенду " , также коротко рассказывается этот сюжет. Затем сообщаются подробности, связанные с традицией освящения плодов, а также разного рода народно-погодные приметы. На этом же сайте со ссылкой на ИТАР-ТАСС цитируются слова Патриарха Московского и всея Руси, сказанные им в этот день . " Событие напоминает, - отметил патриарх, - чтобы и мы преобразились благодатью Господней в тот отрезок времени, который нам дается, украшаясь добрыми делами в терпении и любви к ближним " … Патриарх Алексий пожелал, чтобы " каждый человек ощутил необходимость во внутреннем преображении " . Об этом же сообщает и " Интерфакс " .

http://pravoslavie.ru/4841.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010