ПЕРВОЕ ДЕТСТВО Первейшим из аскетических понятий, с которым знакомится ребенок, является пост. Сегодня редко обращают внимание на его аскетическое значение средства, раскрепощающего и приводящего в движение душу. Чаще указывают на его уставную роль как фактора, укрепляющего волю и послушание Церкви. Вероятно, из-за этой неполноты понимания детский пост в наши дни подвергается неоправданным послаблениям. «Вырастет – еще напостится», – рассуждают у нас сердобольные мамы и бабушки. Однако наивно полагать, будто к старшему возрасту пост будет принят и перенесен детьми легче. В возрасте 3-4 лет детям лучше иметь уже твердый навык воздержания в пище. Без этого, приступая к посту, они будут своевольничать и раздражаться. Потихоньку, с двух с половиною лет, рекомендовал вводить для детей пост старец Алексий Зосимовский , «чтобы в три года они уже знали, что такое среда и пятница» (8, 44). Приучить к посту с малолетства тем проще, что именно в ранние годы ребенок естественно следует за родителями, в т. ч. и вкушая все то, что имеют за трапезой взрослые. Польза даже от такого бессознательного воздержания огромна – детская душа как бы облегченно вздыхает в ответ на послабление бремени плоти. ВТОРОЕ ДЕТСТВО Тем более во втором детстве, пост может применяться не только в положенные по Уставу периоды, но, например, как мера взыскания или подготовки к духовно значительному событию (короткие периоды воздержания, сопровождаемые молитвой, накануне именин, паломнических поездок к святым местам, экзаменов, во время болезни кого-то из членов семьи и т. п. случаях). Важно только, чтоб взрослый при этом руководился любовью и учитывал силы и расположение конкретного ребенка. В древности, когда аскетическая практика имела широкое распространение  , а к мерам утеснения плоти относились спокойней, воспитание строили с учетом внутренних, аскетических закономерностей. В монастырских училищах Византии, где дети мирян воспитывались в единых со всей иноческой братией условиях, наказания, например, вообще не рассматривались как акты внешнего торжества справедливости и морали. В каждом из совершенных проступков предлагалось усматривать, прежде всего, действие страсти, угрызающей детскую душу, и меры внушения избирались такими, которые ослабляли бы данную страсть и укрепляли ребенка против нее.

http://azbyka.ru/deti/hochu-ili-nado-svo...

Внешний облик пастыря также имеет не второстепенное значение. В этом отношении наши священнослужители, пожалуй, могут быть разделены на совершенно бритых и стриженых, на умеренно бритых и стриженых и на совсем небритых и нестриженых. Думается, что священник должен уважать себя, свой сан и традиции Церкви, но совершенно не обязательно отращивать волосы и бороду до поясницы. Подбривание шеи, закручивание волос в безобразные «поповские» косицы, лохматые длинные бороды, конечно, не прибавляют их носителям православия. Священник должен иметь опрятный внешний вид. Конечно, он не должен маскироваться под художника или стилягу с бородой, но и не должен быть дикобразом, пугалом. Умеренная борода и не короткая прическа всегда будут свидетельствовать о том, что батюшка не прячется, а с достоинством носит свой сан. Духовная одежда священника должна быть строгой. Лучшими цветами для рясы всегда будет черный, для подрясника белый. Конечно, возможны вариации, но очень умеренные. Пестрые, цветастые, из дорогих, а часто и дамских или блестящих подкладочных тканей или из бархата и плюша рясы и подрясники не говорят в пользу их владельцев. Любовь к широченным, цветастым поясам тоже не всегда свидетельствует о вкусе. Обувь во время богослужения следует носить строгую, только черного цвета и тщательно вычищенную. Само собой разумеется, что священнослужитель должен быть чистоплотен. Его лицо, руки, рот, да и все тело всегда должны быть безукоризненно чистыми. Постоянно следить за собой обязан каждый служитель алтаря. Личная гигиена пастыря, аккуратность и чистоплотность должны стать неотъемлемой частью его жизни. Печально бывает видеть батюшку неопрятного, заросшего, с черными ногтями, с гнилыми зубами. Такой священник своей некультурностью приносит вред великому делу, дискредитирует духовенство в целом. Употребление духов, помад, крашение волос, маникюр и завивка не должны иметь места у священнослужителей. Подобные вещи несовместимы с личностью священника, и только очень духовно бедные люди могут стремиться украшать себя таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Олферьев 242 служит по тайной полиции св. Синода, равно и Тертий Филиппов. Это известие весьма секретное. Вы писали мне, что звание профессора для Ректора самое лестное. Но после Филарета у нас не было порядочного профессора – Ректора. Евсевий 243 был многоплодущ, трудолюбив, но слишком мелок; он обходил важные вопросы, никогда не мог возбудить внимания, расшевелить любознательности. Кроме нестерпимой скуки мы ничего не выносили из его классов. Алексий 244 старался всячески только избежать класса. Если готовился, то не более как два, три часа и умел, написав три или четыре четверти, протянуть их на целый класс. Как объяснить появление его довольно дельных статей по догматическому богословию в нашем журнале – не знаю. Его я не считаю способным и по лени, и по силам к этому труду. Это чей-нибудь чужой труд. Евгений 245 , правда умный человек, был ленив и бакалавром, но прошедши ректуру в двух семинариях ещё более отвык от составления лекций. Часто классы он занимал чтением богословия Макария, ещё чаще опускал их, или ходил на короткое время. Сергий, кажется, не написал ни одной лекции в бытность свою Ректором. Он читал курсовые сочинения студентов о богословских предметах, как будто свои лекции. Этот же способ чтения уроков указал он и своему преемнику. Не почитаю и нужным прибавлять, что нынешний Ректор не в состоянии написать ни одной лекции. 1861 г., августа 21. Слух у нас разнёсся, что Алексия в Енисейскую епархию хотят перевести, основываясь на том, что по высочайшему повелению протоиерей Симферопольский, сосланный Алексием в дьячки, возвращается к своей должности. Правда ли это, не знаю. В Задонске по одним сказаниям было 100,000, а по другим 500,000 человек. Одних экипажей было более 800. Много совершилось чудес и весьма поразительных. Немая стала сама читать верую и исповедую. Тридцативосьмилетний расслабленный сам стал при раке святителя. Вызван ещё Феофан Тамбовский 246 . Сапелкин повёз с собою одного из жестоких раскольников. Дивные чудеса, может быть, вразумят его. Первое чудо совершилось 11-го числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Наши интересы принесены были ректором в жертву его матримониальным родственным попечениям. Вообще образ действий ректора вызывал в академической корпорации сильное против него раздражение. Бывши студентами, мы худо думали о нравственном и умственном цензе своего инспектора Сергея, но, вступая в среду преподавателей мы, – нас, однокурсников, четверо было, – никак не ожидали встретить в пожилых преподавателях такую степень недовольства ректором. Оказалось, что за самыми милыми исключениями все смотрели на него худо, различаясь между собою только степенью сдержанности в отзывах. Прежде я даже и не слыхивал, чтобы какого-нибудь ректора или вообще какого-нибудь начальника подчинённые называли между собою уменьшительной кличкой несколько бранного характера, a тут, в небольшом, впрочем, кружке, эта кличка употреблялась каждый раз, как заходила речь о ректоре. Кроме меня, живы ещё и другие свидетели этого совершенно необычного явления. Другую, тоже нигде мною не виданную и не слыханную форму выражений чувств к ректору, придумал для себя многоуважаемый А. Ф. Лавров, впоследствии архиепископ литовский Алексий. Первого октября, в день академического праздника, всегда устроился в ректорских комнатах обед. Простояв литургию, просидев не короткий торжественный акт, садились мы за обед, во время которого А. Ф. Лавров не снимал салфетку с своего прибора и утолял естественный в эти часы дня голод только водою. Когда я, ближайший его сосед по квартире, – наши квартиры имели одни общие сени, – шутил ему в глаза, что морить себя голодом часов до четырёх вечера, да ещё в большой праздник, совсем нет резонов, он отвечал: «не хочу есть краденого». Сергию известны были чувства, питаемые в отношении к нему А. Ф. Лавровым, и преосвященному Алексию, то есть тому же Лаврову, пришлось поплатиться за них по смерти. По случаю проезда преосв. Сергия в Петербург ему поручено было заехать и в Вильну для отдания последнего долга почившему тогда виленскому архипастырю Алексию. Один из наших профессоров ездил на похороны по поручению академии, пожелавшей в лице этого профессора воздать почившему последнее поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Как-то раз на встрече за трапезой я им сказал: судьба у всех по-разному складывается, у кого-то от рождения все идет ровно, вырастает благочестивый человек, а кто-то оступился, пошел по дурному пути, стал злым человеком. Обычно за столом у нас всегда небольшой гул, а тут вдруг повисла напряженная тишина. Я всем сердцем почувствовал, что не то слово сказал. И тут один из них, Андрей, говорит: «Батюшка, мы не злые! Я четыре ходки сделал (то есть четыре раза сидел), но я не злой, я не со зла это, у меня так по жизни получилось!» Я говорю: «Андрей, прости меня, я неправильно сказал». ЦСА – это перевалочный пункт. Здесь восстанавливают документы, устраивают на работу, если человек трудоспособен. Если нетрудоспособен (например, пожилой, обморозил ноги; есть те, у которых нет пальцев, есть без ног) – их подлечивают и определяют в интернат. На всё это уходит примерно полгода, а у кого-то и побольше, поэтому общение у нас получается достаточно продолжительное. У нас есть еще проект в интернате для инвалидов. Как-то раз мы приехали в интернат – и неожиданно встретили своих бездомных. Такая была радостная встреча и для них, и для нас, встретились как родные! Протоиерей Алексий Батаногов (г. Москва) Фестивали и концерты (см. сс. 26–27). Первый фестиваль «У святого князя Владимира» в парке под открытым небом прошел в 2015 году, когда не было даже проекта храма. На наш праздник за день пришло около 5000 человек, была живая музыка, мастер-классы, ярмарка, народные танцы и т.д. С тех пор мы устраиваем такие фестивали раз в год. Благотворительные концерты проходят в ближайшем кинотеатре, в них участвуют профессиональные музыканты. В общей сложности было уже 27 концертов – 4–5 раз в год, многие идут с аншлагом. Благодаря концертам сотни людей узнали о храме: в начале каждого концерта мы показывали видеоролик о храме или я говорил короткое слово. Антикафе «12 узлов» (см. сс. 22–23). Это помещение в три комнаты на первом этаже жилого дома напротив парка, где строится наш храм, мы арендовали для того, чтобы община могла где-то собираться. По выходным у нас была здесь воскресная школа, шли собрания, Евангельский кружок, молодежные встречи. В остальное время помещение практически пустовало. Потом заработало антикафе, постепенно стали приходить люди. Мы устраивали здесь мастер-классы, музыкальные и литературные вечера, совместные просмотры кино. У прихожан появилось место, где они могут провести время друг с другом, собраться, пообщаться. Можно и просто прийти поработать или попить чаю, провести день рождения, свадьбу, поминки.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Отче, у нас есть вопросы от читателей, три вопроса мы отобрали. Первый вопрос такой: «Почему священники ничего не говорят народу о грядущей чипизации? Теперь есть такая тема — жидкая чипизация, о ней в открытую заявляют, чип-прививка и так далее. Что нам делать, православным верующим христианам, которые это делать не желают?» Такой к нам грозный вопрос про грядущую чипизацию пришел. — Очень много об этом говорят. На самом деле мы сейчас, наверное, не можем об этом говорить, потому что мы еще не слышали официального заявления. Потом все-таки на эту тему должно говорить священноначалие, мы все ждем…  Я вспоминаю, как решался вопрос с паспортами. Это были 2000-е годы, я был в академии Московской, сдавал экзамены и попал на общение, где присутствовали митрополит Филарет Вахромеев Белорусский, он возглавлял эту комиссию, туда входил старец Павел, архимандрит Кирилл, Осипов Алексей Ильич — наши корифеи церковные. Они давали нравственную оценку всему этому процессу, потому что очень много было разговоров в отношении принятия паспортов, очень многие люди просто выбрасывали паспорта, уходили куда-то, образовывались какие-то общины вне Церкви. Как раз в эти дни Святейший Патриарх Алексий II дал благословение разобраться с этим вопросом и вынести этот вопрос на обсуждение этой большой умной, здравой, мудрой духовной аудитории, и была дана оценка.  Сейчас мы, наверное, в том состоянии, когда священноначалие озвучит, наверное. Если будет что озвучивать, потому что одно дело, если есть какие-то программы, кто-то говорит какие-то слова, кто-то что-то знает, кто-то — не знает. Получается, что мы еще стоим на пороге чего-то, а будем о чем-то говорить. Мне кажется, вот так, хотя, может быть, я заблуждаюсь.  — Я помню, когда речь шла про все эти незримые печати антихриста, то одно из объяснений, которые лично для меня были очень убедительными, состояло в том, что если что-то происходит без нашего на то согласия, то оно не может быть печатью антихриста. Правильно ли я понимаю? — Мы отдаем нашу свободу… Мне кажется, если нечто такое будет происходить, то должно быть отречение и сочетание с тем, к чему мы не стремились — именно свободная воля. Потому что тогда смысл утрачивается этого нахождения рядом. Вот такой короткий ответ, но если удовлетворит. 

http://pravmir.ru/protoierej-daniil-aziz...

«Чтобы креститься, надо верить капитально» – стихи мезенских поморов и тайна смерти Священник Андрей Близнюк – о неслучайной встрече с книгами Бориса Шергина 26 октября, 2018 Священник Андрей Близнюк – о неслучайной встрече с книгами Бориса Шергина «Что это, – спрашиваю, – где мы едем-то?» «Да кладбище здесь раньше было. А теперь дорогу напрямик проложили». «Как? – удивляюсь я, – это же кости ваших дедов, как же по ним ездить-то? Вот череп под колесом выглядывает». Мы попросили священников рассказать о книгах, которые изменили их жизнь. О своих любимых произведениях рассказывает священник Андрей Близнюк. «Для увеселенья» Я был уже священником, когда неожиданно увлекся житиями наших святых миссионеров. Изучал труды святителя Иннокентия (Вениаминова) – апостола Сибири, который просвещал жителей Камчатки, Алеутских островов и Северной Америки. И вот однажды меня пригласили в Архангельск на Иоанновские образовательные чтения. Там я познакомился со священником, который и определил мое миссионерское движение на Север. Это был протоиерей Алексий Денисов. Его сестра жила тогда на реке Мезени. Зная, что я занимаюсь миссионерской деятельностью, он предложил помочь в организации поездки к людям, которые давно живут без священника, очень нуждаются в нем и даже просят. Прежде чем поехать, я стал интересоваться, кто собственно такие мезенцы и их предки. Хотел, раз уж ехать к людям, то имея представление об их традициях, особенностях жизни и быта. Тогда же вспомнил о книге Бориса Шергина «Древние памяти», которую знал еще с советских времен. И вот читал я то один, то другой рассказ, пока не попался мне совсем короткий – надо сказать, что Шергин вообще мастер коротких рассказов – «Для увеселенья». Мне показалось, что в простом, как мы, городские, говорим, деревенском слове я почувствовал невероятную глубину, на тот момент мне не открытую и непонятную, хотя я уже был священником. Я нашел глубину такого покоя и мирности в самых тяжелых и чрезвычайных обстоятельствах, которую никогда раньше не встречал и не осознавал.

http://pravmir.ru/chtobyi-krestitsya-nad...

Кафедра теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета отметила 10-летний юбилей 20 мая 2009 г. 12:44 В конференц-зале научной библиотеки Дальневосточного государственного университета состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию образования кафедры теологии и религиоведения ДВГУ. На торжественном мероприятии присутствовали преподаватели, студенты и  выпускники отделения теологии и религиоведения ДВГУ, представители ректората университета и Администрации Приморского края. Со вступительным словом выступил первый проректор ДВГУ Б. Резник. Он поздравил духовенство, всех гостей и выразил благодарность архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину за помощь в развитии кафедры. Затем к присутствующим обратился заведующий кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ архиепископ Вениамин. На собрании также выступили директор Института истории, философии и культуры ДВГУ Р. Самигулин, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ А. Здор, директор Института Конфуция ДВГУ Конкордия Курилова, ректор Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Е. Григорьева, а также гость Дальневосточных образовательных чтений — заведующий кафедрой библеистики, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов. «За время существования кафедры выпущено 111 специалистов. Выпускники отделения трудятся  в краевой и городской администрациях, высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, системе дополнительного образования, отделах Владивостокской епархии , духовном училище, на катехизаторских курсах, в лаборатории " Основы православной культуры " . На кафедре теологии и религиоведения ведется интенсивная научная работа. Защищено 6 кандидатских диссертаций, еще четверо преподавателей заканчивают работу над диссертационными исследованиями. Преподаватели кафедры принимают участие в научных и научно-практических конференциях разного уровня, публикуют научные монографии и учебные пособия», — сказала в своем выступлении Анна Здор, заместитель заведующего кафедрой. В завершение официальной части состоялось награждение преподавателей кафедры благодарственными письмами и памятными подарками. Затем был показан короткометражный фильм «Наши свадьбы и наши дети» о студентах, которые повстречались и поженились на кафедре теологии и религиоведения за эти десять лет. Торжественное собрание закончилось выступлением хора студентов отделения теологии и религиоведения ДВГУ, хора духовного училища и хора древнерусского певческого искусства кафедры искусствоведения ДВГУ. Сайт Владивостокской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/648734.htm...

Света встречает одноклассницу Таню. Девочки рады друг другу. Чтобы попасть на занятия, сначала надо сдать справки и получить допуск в медицинской части. Шедший накануне дождь прекратился ночью, и поэтому праздничную линейку проводят на улице. Дети расходятся по своим классам. 11-классники чувствуют себя взрослыми – даже с учителями они разговаривают почти на равных. Директор школы Зоя Владимировна Гордеева смотрит на них с тревогой – все-таки все ребята – непростые, и уж конечно – каждый личность. Света одета легко и не по погоде – но ей не холодно. Так она сказала каждому из нас. Еще бы – ведь «эта куртка всю красоту портит». Труднее всего первоклассникам – они никого не знают и даже пока не представляют, что их ждет. Наконец-то звучит первый в этом учебном году звонок. Одиннадцатиклассники берут первоклашек за руки и отводят в классы. Лизе достается даже два малыша. Глеб и его одноклассники уже знают свой класс, они готовы к первому уроку и приветствуют учителя стоя. Надежда Валентиновна, классный руководитель второклашек, напоминает им распорядок дня и правила поведения в школе, рассказывает о том, что они будут изучать в этом году. На завтраке Глеб больше болтает, чем ест – ведь нужно поделиться всеми летними новостями с другом Мишей. Лиза и ее подруга раскладывают учебники – чтобы каждый сразу мог забрать весь комплект. А тем временем у начальной школы проходит Урок мужества, посвященный в этом году войне 1812 года. Первый учебный день закончен. Он был коротким, скорее организационным. Он был наполнен радостью встречи с друзьями, с учителями. Особый день в году. С понедельника начнется настоящая учеба, с домашними заданиями, оценками, тревогами и победами. Думаю, что в многодетной семье этот день почти не отличается от того, каким он бывает в других семьях. Может, суеты больше. Но и света, и радости – тоже. Читайте также: 1 сентября священник, учителя и первоклассники молились вместе (+ фото) Что сказать детям 1 сентября о Боге? Протоиерей Алексий Уминский: 1 сентября — день радости, а не учебы

http://pravmir.ru/pervoe-sentyabrya-v-bo...

Сергей Присекин. Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. 1985 г. Холст. Масло Главным источником исторической информации я считаю Библию –самое достоверное свидетельство истории бытия и эволюции человечества. Это Книга, обращенная к будущему, учебник бытия, в котором каждое поколение может найти для себя ответы на главные вопросы, примеры великих ошибок, завоеваний и открытий. Потрясающе то, что Библия современна в любую эпоху, ты не ощущаешь разницы тысячелетий, когда узнаешь те же проблемы, те же заботы, те же заблуждения, которые волнуют современного человека. Мне запомнилось высказывание Ильина о различии христианских конфессий. Он говорил о том, что если католицизм ведет человека от воли к разуму, а протестантизм – от разума к воле, то православие исследует жизнь человека как биение сердца. И Библия, воспринятая сердцем, дает нам тот исторический контекст нашего существования, в котором человек предстает как путник на тернистом пути жизни. Так пусть же каждый наш шаг на этом пути будет ударом нашего сердца, а посохом – наша вера. Мы идем, спотыкаясь, разбивая в кровь свое лицо – и это только наш, ни за какие деньги не купленный опыт, через который, ошибаясь, мы приходим к осознанию нашего истинного предназначения. У каждого из нас есть в жизни момент, когда Господь нам вдруг открывает глаза на истинное положение вещей, другое дело, что не каждый остановится в потоке жизни, чтобы спросить себя: а правильно ли я живу? И только от нас зависит, сможем ли мы за короткий период, отпущенный нам в нашей мирской жизни, осознать, оценить и преумножить те дары, которыми мы награждены Отцом. - Хотелось бы поговорить о Вашей деятельности, связанной с росписью храма Христа Спасителя. Как получилось, что именно Вы руководили бригадой художников, расписывающих один из сводов храма? - Быть допущенным до стен главного храма – это великая честь для меня и, конечно же, уникальный и счастливейший момент моей жизни. Восстановление храма Христа Спасителя, как сказал Святейший патриарх Алексий, – это воссоздание утраченной святыни. Восстановление храма, который когда-то создавался тремя российскими царями, несколькими поколениями русских тружеников на деньги, собранные по копейкам со всего нашего народа и этим же народом поруганный и уничтоженный, – это наш долг перед отечеством и нашей историей. Вообще, нельзя не удивляться русскому характеру, таинственной природе нашего народа, в котором уживаются несовместимые вещи: невежество, талант, необузданность, широта души, дикость, агрессия. Удивительно то, что мы, будучи сравнительно молодой цивилизацией, уже умудрились чуть ли не трижды себя уничтожить. Поэтому люди, участвующие в воссоздании храма, чувствовали себя призванными на великое дело – исправление трагических ошибок и печальных парадоксов истории.

http://pravoslavie.ru/38038.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010