Я помню отца Алексия, когда он еще нес клиросное послушание. Его редкий бархатистый бас красил весь хор и давал зосимовскому пению какой-то особый оттенок. Между тем наш авва быстро преуспевал в монашестве и скоро был назначен духовником, а потом и старцем братии.    Особой чертой характера отца Алексия является общительность, доступность и внимательность ко всем. Старый и малый, образованный и простой, говоря с ним, чувствуют, что батюшка никем не тяготится, а проявляет живой интерес к судьбе каждого. Больше того, он как бы берет на себя скорби ближнего, ибо при беседе терзается, обдумывая, как помочь и облегчить его страдания. Не оттого ли у старца больное сердце, что оно много переживает, выслушивая людей?    Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим.    Слух о его духовной опытности и необыкновенной доступности постепенно распространился повсюду. Особенно же москвичи массами стали ездить к нему. Дело дошло до того, что, принимая народ без отдыха целыми сутками, он начал ослабевать и подвергаться сердечным припадкам. Это обстоятельство, а затем и внутренние запросы духа заставили его временно затвориться в келии. Всем знавшим отца Алексия трудно было на первых порах мириться с совершившимся фактом; многие недоумевали, зачем батюшка, имея столь общительный характер и оказывая великую нравственную пользу людям, решился на такой подвиг.    Одна его духовная дочь передала нам:    Кроме личной скорби об уходе от нас мудрого старца, я почувствовала к нему самому какую-то жгучую жалость. Мне казалось — затвор будет тяжел и для него. Правда, я знала — уединение теснее соединит его со Христом, Которому он отдал свое сердце и ум, но все-таки, думалось мне, добровольное заточение не соответствует природным особенностям отца Алексия. При прощании с ним сердце мое сжалось от боли; я почти роптала, не зная на кого, и даже готова была думать, что не сам старец, а кто-то другой накладывает на него столь непосильный крест, жестокий и ненужный...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Монастырские службы в таком монастыре, как Зосимова, особенные… Тут что-нибудь одно: или уходи, потому что стоять надо долго и трудно, или же бросай свои лень и трусость, сомнение и грех и в священном безумии иди за этими голосами, стройно, и сладостно, и страшно поющими все про одно: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»! «… И Ему одному служи»! 2 И поэтому «не нарушение какого-то кодекса, не уклонение от каких-то прописей, а преступление против самого дыхания жизни», уклонение от любви Божьей, – «вот как в Церкви осознается грех и вот чем определяется значение покаяния» 3 . В богослужении Зосимовой пустыни жизнь Церкви в мире раскрывается как напряженная борьба «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ): Одному, да еще совсем юному, страшнее в таком настоящем монастыре. Такое чувство, точно попал маменькин сынок на передовую. Какая там «тихая пристань»?! Тут уж никакого «Дворянского гнезда» или «Былого и дум». Вместо «гнезда» – море, в которое нужно броситься, вместо «дум» или «былого» – живое и трепетное делание настоящего. Здесь может быть только человек-творец, возжелавший внутри себя найти свою нетленную первооснову, здесь «невидимая брань» и воинское дело духовного подвига 4 . Из других источников В житии преподобномученика Макария (Моржова), бывшего на протяжении почти тридцати лет келейником старца Алексия, сохранилось несколько эпизодов, ярко характеризующих последнего: Старец Алексий был … со всеми утонченно вежливым и деликатным. С отцом Макарием он всегда был так предупредителен, как будто тот только что поступил к нему на послушание, почти ежедневного благодарил его за ничтожные услуги, а прощения у него просил ежедневно… 5 . Однажды старец Алексий беседовал со студентом духовной академии. Отец Макарий – келейник старца – только что вычистил самовар, налил его, разжег и сказал: «Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел». Отец Алексий во время разговора со студентом забыл про самовар, тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором произнес: «Батюшка, и это Вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!» Отец Алексий упал в ноги отцу Макарию и стал просить прощения: «Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Пыльнева Галина. Радость встречи//Духовный собеседник. 2006. 4 (48). Раевский С. П. Пять веков Раевских. М., 2005. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов/Сост. О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. Священномученик Серафим (Звездинский) , епископ Дмитровский. Акафист. Жизнеописание/Сост. А. Трофимов. М., 2013. Серафим (Чичагов) , иером. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губ., Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899. Смирнова Т. В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-х гг. М.: СТСЛ, 2008. Современники о Патриархе Тихоне/Сост. М. Е. Губонин. В 2 т. Т. 2. М.: ПСТГУ, 2007. Протоиерей Петр Александрович Турбин: Некролог//ЖМП. 1965. 3. Четверухин Илия, прот., Четверухина Е. Л. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. М.: СТСЛ, 1995. Четверухина Е. Л. «Удалился от мира...»: Воспоминания о схимонахе Симоне (Сергее Евгеньевиче Кожухове). М.: СТСЛ, 1997. «Я все переживаю с вами»: Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского /Сост. сщмч. Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. М., 2014. Российский государственный архив древних актов: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15531. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15892. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15891. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 16433. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 16628. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 17487. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 18570. Государственный архив Российской Федерации: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 60406. Государственный архив Владимирской области: ГАВО. Ф. 357. Оп. 2. Д. 262. Протокол 31 заседания президиума УИК от 2 мая 1923. Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-37074. Дело по обвинению Лобудовой С. П., Стрельцовой Н. А. и др., ст. 58/11. Беглов А. Иеромонах Мелхиседек//Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия [электронный ресурс]. – URL.: http://www.vladkan.ru/articles/11050112a.html (дата обращения: 01.11.2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексей Беглов и первые посетители выставки Так с начала 20-х по 40-е годы XX века действующих монастырей в Советском Союзе не остается: они либо закрываются, либо становятся приходскими церквями (хотя было несколько волн закрытия и приходских церквей). А к концу 30-х число действующих церквей на территории Советского Союза сокращается с десятков тысяч до нескольких сотен. В 1923 году была ликвидирована Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь (находится во Владимирской области), до революции - известный центр старчества. После закрытия насельники пустыни разошлись в разные места: иеросхимонах Алексий (Соловьев) перебрался в Сергиев Посад, а несколько других духовников переехали в Москву, в Высоко-Петровский монастырь. А что было с Петровским монастырем в эти годы? Монастырь к этому времени уже не существовал, а действовал как приходской храм, в котором осталось всего 2-3 человека от старой братии. С 1921 года им руководит постриженник Зосимовой пустыни, епископ Варфоломей (Ремов), он и дает приют бывшим насельникам Зосимовой пустыни. По церковной Москве сразу прошел слух о появлении зосимовских старцев. В Высоко-Петровский потянулись люди и составили крупный приход: около тысячи постоянных прихожан. Архимандрит Зосима (Нилов). Вторая половина 1930-х гг. Духовники высоко-петровских общин архимандриты Зосима (Нилов) и Никита (Курочкин) после трехлетней ссылки в 1930-33 годах уже не могли служить в Москве и были направлены в сельский приход пд Волоколамском. Очевидно, именно это уберегло их от ареста в 1935 году с другими петровскими отцами - и они приняли под свое руководство духовных детей арестованных зосимовских старцев. А каким образом часть этих прихожан приняла монашество? Вокруг зосимовских духовников стали образовываться отдельные духовные семьи, и постепенно в процессе общения с народом духовники увидели, что некоторые молодые девушки и юноши склонны к углубленной духовной жизни, к монашеству. Но старцы рекомендовали монашеский путь далеко не всем: многих они, наоборот, поддерживали на семейном пути, благословляли вступать в брак. Тем не менее тайные общины Высоко-Петровского монастыря стали самыми крупными монашескими общинами из тех, которые нам сейчас известны. Численность их тайных постриженников составляла от 170 до 200 человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В сонме новомучеников и исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы имп. Николай II, императрица Александра Феодоровна , царевич Алексий , вел. княжны Ольга , Татиана , Мария и Анастасия , бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них - сщмч. митр. Арсений (Мацеевич) , валаамские преподобномученики, убитые швед. протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский , Серафим Вырицкий, св. прав. Алексий Мечёв . Вслед за принятием деяния о канонизации святых А. ю. С. заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) , посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в к-ром, с одной стороны, правосл. Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры , а с др.- признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. На утреннем заседании 15 авг. Собору был представлен доклад Смоленского митр. Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в к-рой участвовали Челябинский митр. Иов, архиепископы Винницкий Макарий, Львовский Августин, Белгородский Иоанн (Попов) , Таллинский Корнилий, Тверской Виктор (Олейник) , Аргентинский Платон (Удовенко) , епископы Тираспольский Юстиниан, Вологодский Максимилиан (Лазаренко) , отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории правосл. Церкви, поскольку ни одна др. Поместная Церковь не имеет подобного документа, в к-ром бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность , светская культура и наука , мир , война , преступность, светское право, СМИ, труд , вопросы семьи и брака , биоэтики и экологии .

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

     Сейчас другие реалии: безлюдье, тишина, оторванность от мира. Паломники прибывают сюда в основном только в воскресные дни. Немного оживляется жизнь летом, когда эти красивые места на время заселяют дачники. Братии немного, девять насельников и пять трудников. – Спасаемся?.. Наверное, с помощью Божией. Место здесь уединенное… – вздохнув, говорит игумен Серафим (Семилетов), настоятель Смоленской Зосимовой пустыни. – В течение недели мы практически остаемся здесь одни. Люди приходят на бдение в субботу вечером и на воскресную службу. В остальное время только сами совершаем богослужение. И это, конечно, большой плюс, когда возникает такая уединенность, которая в принципе и должна быть в жизни монашествующих. В городских монастырях и монастырях многолюдных это тяжелее соблюсти, там уединение возможно только внутри своей кельи. А у нас – на всей территории монастыря, – рассказывает отец Серафим. – Что обязательно нужно увидеть, кому поклониться в Зосимовой пустыни? – спрашиваем мы у отца настоятеля.      – Главная святыня нашей обители – преподобные отцы, которые здесь подвизались, мощи их пребывают у нас в соборе. Это преподобный Зосима – основатель обители, поселившийся здесь в конце XVII века как пустынножитель, никем не знаемый. Еще у нас есть мощи преподобного схиигумена Германа (Гомзина), последнего настоятеля обители перед ее закрытием. И мощи преподобного Алексия (Соловьева), Зосимовского затворника, который вынул жребий на патриаршество Святейшего Тихона (Белавина) на Поместном Соборе в 1917 году. Преподобный Алексий вступил в братию обители в 1898 году, здесь принимал многочисленных чад. Трудами этих двух подвижников наш монастырь получил такую широкую известность в конце XIX – начале ХХ века. А ныне наши отцы предстательствуют у Престола Божия за нашу обитель и всех, кто притекает сюда. Смоленская Зосимова пустынь – место сосредоточения святости и исповедничества. После ее закрытия в 1923 году почти все насельники были репрессированы. Мощи святых подвижников хранятся в величественном Смоленском соборе. Почитаемый образ Смоленской иконы Божией Матери, с которым, по преданию, на это пустынное место пришел старец Зосима, также пребывает в соборном храме. Собор не быстро, но с большой любовью благоустраивают и благоукрашают братия обители. Здесь до сих пор в паникадиле используют свечи, и это создает особую атмосферу красоты и торжественности служб.

http://pravoslavie.ru/138151.html

В сквере рядом с Борисоглебским монастырём, где располагалось управление ДмитЛага, находится памятник заключённым, строившим канал. Пассажирские теплоходы здесь не останавливаются. Святые [ править править код ] Епископ Серафим Звездинский Священномученик Серафим Звездинский С января 1920 по конец 1922 г. епископом Дмитровским служил Серафим Звездинский. Святой происходил из династии раскольников Бонифатьевых. Фамилия Звездинский была дана его отцу Иоанну Гавриловичу, когда он присоединился к православной единоверческой церкви. Присоединившись к православию, Иоанн стал одним из наиболее авторитетных священников этой церкви, спасавшим силой проповеди и примера многих заблудших из раскола. Именно Иоанну Звездинскому было поручено составить стихиры, канон, тропарь и кондак прп. Серафиму Саровскому к его прославлению, состоявшемуся в 1903 г. Сам прп. Серафим избрал такого творца молитв себе, излечив в январе 1902 г. его сына Николая от смертельной болезни. (Игумен Саровской пустыни Иерофей подарил портрет еще не прославленного старца скорбящему отцу, и после молитв старцу, мальчик в одну ночь излечился.) После прославления преподобный явился отцу Иоанну и, видимо, приоткрыл грящущую трагедию России, отчего батюшка постоянно плакал и говорил сыновьям: «Вы так уже не поживете, как я живу». Николай Иоаннович пошел по стопам отца, только дальше. Его духовным отцом был прп. Алексий Зосимовский . После окончания Московской духовной академии старец благословил его на монашество, что в то время было уже не популярно. Был пострижен в 1908 г. с именем Серафима. В 1914 г. стал архимандритом Чудовского монастыря в Московском Кремле и истово служил на этой должности до 1918 года, когда большевики закрыли Кремль для народа. Три года, проведенные владыкой Серафимом в Дмитрове, стали для его жителей праздником во время чумы. По свидетельству его учеников епископ зажигал все сердца своей молитвой и самых нераскаянных грешников приводил к покаянию, заблудших – в лоно Церкви. Когда он служил, храмы были полны, стояла очередь скорбящих и у его дома. Служил владыка в Успенском соборе, приходских храмах, Борисоглебском, Спасо-Влахернском и других монастырях.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

Сколько ни хлопотали родственники, в мир она не вернулась, да и что могли бы они изменить, когда и в театре, во время спектакля, куда ее вывозили, чтобы отвлечь, она потихоньку перебирала четки? Игумения Ювеналия приняла ее под свое окормление и обучала чтению,  церковному пению и всем правилам монашеской жизни. Единственным желанием их было не расставаться и тогда, когда Тамару постригли с именем Ювеналия, а ее матушка получила новое назначение – в Московский Рождественский монастырь. Сборы были недолгими, но тут же, в 1902 г.,  последовало новое определение  – назначить молодую Ювеналию игуменией Бодбийского монастыря. Расставаться они не хотели, но ни письменные ходатайства, ни обращения к высокопоставленным друзьям не помогли: пришлось принять настоятельство как послушание, как выражение воли Божией. Укрепил тогда молодую грузинскую матушку о. Иоанн Кронштадтский , выделивший ее из числа приехавших к нему, и возложивший на нее один за другим три игуменских креста. Смысл этого пророчества открылся позднее: ее ожидало игуменство в трех монастырях. Благословение праведного старца, как вспоминала матушка, придало ей энергию, силы, избавило от подавленности и тоски. В предреволюционные годы складывался круг духовно близких ей людей. Среди них были Великая княгиня Елизавета Федоровна , принимавшая ее у себя в Марфо-Мариинской обители, преподобные Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, епископ Арсений (Жадановский). Господь хранил ее и в годы первой русской революции, когда раздраженные на нее горцы, – матушка давала у себя в обители приют крестьянам, терпевшим от них притеснения,  –  буквально изрешетили ее экипаж. В момент, когда началась стрельба, игумения с молитвой подняла над собой и сопровождавшими ее сестрами икону преподобного Серафима Саровского , которого она весьма почитала, и, хотя под градом пуль рухнули лошади, был убит извозчик и мишенью стала остановившаяся карета, монахини не пострадали. После этого эпизода в 1905 г. она Указом Синода против воли была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер.

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-famar-mar...

Преподобный Алексий Зосимовский Однажды, когда отец Алексий лежал в постели недомогая, его приехал навестить святитель Патриарх Тихон. Батюшка, всегда с глубоким почтением относившийся к иерархам, был глубоко тронут вниманием Святейшего и чувствовал себя крайне неловко, оттого что встречал его и беседовал с ним лежа. Он несколько раз порывался опустить ноги на пол, но Святейший брал их и снова клал на кровать. После 1927 года отец Алексий уже только лежал, он с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Принимал только своих родных, близких духовных чад и монахов, и то не всех. За год до своей блаженной кончины, когда отец Алексий почувствовал ухудшение здоровья, он стал ежедневно приобщаться Святых Христовых Таин. За два дня до кончины батюшка совсем ослабел. 2 октября 1928 года во вторник, в 8 часов утра старец по обыкновению причастился Святых Христовых Таин; несмотря на сильную слабость, он сам читал молитву перед Святым Причащением Верую, Господи, и исповедую… В 16 часов 20 минут ему стало легче, и он тихо отошел ко Господу. Тропарь, глас 5. Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте: Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший Духом Пребожественным, избирая Патриарха Российскаго, Святителя великаго, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за Землю Русскую и спасение душ наших. Кондак, глас 3: Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость. Молитва О, преподобне отче Алексие, предивный угодниче Божий, чудотворче и преславный подражателю Христов, Любовию Божественною озаренный, стяжавший многие добродетели! Утешителю быв Всероссийский, духовный наставниче явился еси. Ты бо во времена лютых испытаний Святую Веру в людях укрепляя, немощных с одра восставлял еси, колеблющихся в жизни поддерживал еси, являясь всем чудным помощником и молитвенником Христовым. Ныне смиренно молим тя, отче святый, слабыя подыми, страждущих больных скоро уврачуй, всех притекающих к честней раце мощей твоих не остави в молитвах, подаждь нам Небесную помощь и многое исцеление в болезнех наших, милостив буди и не презри нас, грешных, прибегающих к пастырскому предстательству твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После серии опытов и нескольких вариантов капсулы в 1999 году было принято окончательное решение, и 15 декабря директор Третьяковской галереи издал приказ 958, предписывающий поместить святыню в киот. С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме. А сделано это было во многом благодаря трудам директора галереи Валентина Алексеевича Родионова. Он смог наладить с Церковью самые добрые взаимоотношения, позволяющие сегодня тысячам посетителей галереи видеть и воздавать должное великим святыням, а верующим людям молиться перед ними. — Имея более чем 300-летную историю, уникальные православные святыни, прихожане также возносят молитвы обо всех, кто служил в стенах храма, кто его поддерживал. — Прихожанином нашего храма был Павел Михайлович Третьяков. Он купил рядом дом, в котором и основал знаменитую Третьяковскую галерею. Каждое утро начиналось у Павла Михайловича с молитвы, и, приходя в храм, он приводил туда своих сотрудников. Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны — все они являлись прихожанами нашего храма. Не говоря уже о художниках, которые окружали Третьякова и молились с ним. Поэтому храм наш был средоточием не только светской, но и духовной культуры. Здесь 28 лет в сане дьякона служил старец Алексий Зосимовский. Он был рукоположен в пресвитеры Успенского собора в Кремле, потом принял монашество в Зосимовой пустыни, схиму и ушел в затвор. На Соборе 1918 года старец Алексий вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. У Николаевского храма в Толмачах четыре святых покровителя: святитель митрополит Филарет (Дроздов), он освящал наш храм, восстановленный после войны 1812 года, священномученик отец Илья Четверухин — последний настоятель, наш прихожанин мученик Николай Рейн, пострадавший за Христа и расстрелянный в 1935 году, и преподобный Алексий Зосимовский. — А еще одна отличительная черта Никольского храма — его уникальный хор. — Имея музыкальное образование, я особенно внимательно относился к этой составляющей богослужения. Хор собирался на протяжении десяти лет, сначала им управляла моя матушка Светлана. Постепенно появлялись новые люди, и в 1994 году Министерством культуры было принято решение поставить хор на госбюджет и сделать его государственным хором при Третьяковской галерее. Руководит им Алексей Пузаков.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010