Содержание От редакции Предисловие Отец Алексей Мечёв Отец Николай Смирнов (Кадашевский) Отец Василий Постников Отец Александр Стефановский Строитель Зосимовской пустыни схиигумен Герман Зосимовский старец иеросхимонах Алексий Схиигумения Фамарь Отец Иоанн Кронштадтский Отцу Иоанну принадлежат следующие сочинения: Литература об отце Иоанне Кронштадтском Митрополит Макарий (Невский) Автобиография Монашество Академия Саровские торжества. Прославление преподобного Серафима Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением (Жадановским) при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии     От редакции В великом сонме новых российских мучеников и исповедников XX века любой святой имеет свои неповторимые черты. Но и в древние времена лишь немногие из отцов были призваны запечатлеть для потомства современный им духовный опыт и знания, богословские прозрения и видение окружавшего их мира. Гонения на Церковь в нашем веке были столь всеобъемлющи и жестоки, что от множества талантливых и образованнейших святителей, исповедников, преподобных, пасты­рей нашего скорбного и грозного столетия сохранилось сравнительно мало пись­менных свидетельств, документов, памятников литературного наследия. Правда, и то, что осталось, мы не умеем собрать, не умеем ценить и дорожить своими святы­нями. Среди немногочисленных дошедших до нас церковных мемуаров кончающегося века особенное место занимают “Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) о замечательных московских протоиереях и других выдающихся его совре­менниках – подвижниках Православия. В “Воспоминаниях” есть, разумеется, и автобиографические места. Все заметки выдержаны в строгом духовном стиле, имеют значительную информативную ценность и систематичность, но их особое несравненное достоинство в том, что они передают удивительную духовную красоту автора, тоже подвижника, нового русского священномученика, расстрелянного под Москвой в поселке Бутово в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 14/27 сентября 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ IX. воспитание христианского сердца. по духовным беседам преподобного старца Алексия Зосимовского (1846 – 1928) 1. Умение брать на себя душевные страдания ближнего Покойный батюшка, отец Алексий всегда был снисходителен к истинно желавшим спасения. Не было греха, которого бы не прощал отец Алексий, за исключением греха духовной гордости. «Смирихся, и спасе мя Господь», – говорил отец Алексий. «Знаешь ли ты, – поучал он, – знаешь ли, мне кажется, что люди оттого и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распявшегося ради нас. Помни, где горе, где беда, ты должна быть первой. Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где туга душевная так мучит человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг; это подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаянного, кто сам силой своего духа сможет взять в это время его душевное страдание на себя». Господи, мы истинно желаем спасения, но у нас остается грех духовной гордости. Он то и дело откуда-то вылезает. Писание говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь». Мы редко вспоминаем эти слова, и смирения очень не хватает нам. Прости нас, Господи. Нам следует помнить, что надо быть первыми там, где горе, где беда. А для этого необходимо проливать много слез сокрушенного сердца, чтобы сделаться способными утешать других о Господе. Мы виноваты пред Тобой, Господи, что оказываемся далеко не первыми там, где горе, где беда, где туга сердечная мучит человека и доводит до отчаяния. Прости нас, Господи, что мы не готовим себя к этому нелегкому подвигу, граничащему с истинным распятием своей греховности. Господи, Своим благодатным посещением научи нас в нужных случаях силой своего духа брать душевное страдание бедствующего человека на себя. «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, – нередко говорил батюшка, – ты должна страдать, чтобы понять страдания других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Надвратный храм, построен над Святыми вратами монастыря (отсюда и название). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый " старческий " . В нем с 1916 года до закрытия монастыря (в 1923 году) в маленькой, примыкающей к Алтарю храма келии проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский, а также в последние годы жизни в соседней келии поселился настоятель Зосимовой пустыни преп. Герман, который здесь и скончался. В настоящее время, по старым фотографиям, восстановлен иконостас. Означенный храм в псевдорусском стиле находится над северными монастырскими воротами, которые при игумене Германе были главными. Здание увенчано епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Храм проектировал архитектор, создававший проекты церковных построек в русском стиле - Александр Афанасьевич Латков. Освящён храм " во имя Всех Святых, как близких к Богу молитвенников о благостоянии обители, ее неусыпных свв. стражей, своим пред Богом ходатайством соблюдающих ее нескверною и неблазненною от всего извне привходящего, и как дающих насельникам ее пример терпения и смирения, которыми проникнуты были все их разнообразные подвиги ради вечного спасения " (сщмч. Серафим). Цитата далее: " Корпус храма и четыре башни по сторонам его оканчиваются пирамидами с окрашенными главками и золочёными крестами. Средняя пирамида храма четырёхгранная, прочие - восьмигранные " . Надвратный Всехсвятский храм был освящён 19 сентября 1899 года архимандритом Павлом (Глебовым). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (она была духовной дочерью Алексия) пристроен келейный корус, так называемый " старческий " . В нём с 1916 года до закрытия обители (1923 г.) в маленькой, примыкающей к алтарю храма келии, проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский (Соловьёв). Стоит сказать, что в 1917 году Алексий был членом Всероссийского Поместного Собора по избранию Патриарха Московского и всея Руси. Он то и вытянул жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви. К нему в обитель приезжали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, московский митрополит Макарий (Невский) и другие именитые и простые люди. В последние годы жизни, в соседней келии поселился другой святитель, преподобный Герман, который здесь и скончался в 1923 году.

http://sobory.ru/article/?object=06901

Апреля 12 (25) Пребодобномученик Сергий (Крестников) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Сергий родился 1 июля 1893 года в городе Москве в семье рабочего Александра Крестникова. В 1905 году, когда Сергию исполнилось 12 лет, он был принят в хор Московского Покровского монастыря и десять лет участвовал в его деятельности. С 1915 по 1918 год Сергий нес певческое послушание в различных московских храмах. В 1918 году он был принят в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1922 году Лавра безбожными властями была закрыта, поэтому послушник Сергий перешел служить певчим в Пятницкую церковь , расположенную в непосредственной близости от стен древней русской обители. В 1928 году в связи с закрытием Пятницкой церкви послушник Сергий перешел в храм Всех Святых, что на Кукуевском кладбище в Сергиевом Посаде, где был погребен преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) . Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма Всех Святых. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым). Вместе с духовенством храма Всех Святых архимандритом Маврикием (Полетаевым) и игуменом Максимилианом (Марченко), а также со старостой храма Василием Кондратьевым послушник Сергий был арестован 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. На первом допросе следователь расспрашивал о знакомых, с которыми послушник Сергий поддерживает связь. – Скажите, какие беседы на квартире проводил игумен Марченко? – спросил следователь. – Игумен Максимилиан часто на квартире проводил беседы на религиозно-духовные темы. – Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц проводили антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти. Что вы можете сказать по этому вопросу? – спросил следователь на следующем допросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Представление святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси 07.04.2003 15 августа 1917 г. в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Было намечено три кандидата на Патриарший престол. В 1700 г. Петр I уничтожил Патриаршество. Двести с лишним лет длился “синодальный период”, и все это время в народе не умирала мысль о возвращении Патриарха – “Божиего избранника”, “печальника, заступника и водителя Русской Церкви”. И вот настал этот долгожданный день: 5 ноября 1917 г. в переполненном храме Христа Спасителя старец-затворник Зосимовской пустыни Алексий поднялся на амвон, трижды осенил себя крестом и вынул из ковчежца жребий избранника – митрополита Московского и Коломенского Тихона. Родился Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) 31 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии, в семье священника. После Псковской семинарии окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный и добродушный, во время учебы он получил от сокурсников шутливое прозвище – “архиерей” и “патриарх”. После преподавательской работы в Псковской семинарии, ректорства в Холмской семинарии, а затем в Казанской Духовной Академии, викарства в Варшавской епархии святитель Тихон около 10 лет руководил Православной церковью в Америке. Затем он управлял Ярославской епархией, потом Виленской и, наконец, Московской. Отсюда он и был призван “на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России”. Начался последний крестный подвиг святителя Тихона, на котором он остался самим собой – живым собеседником, духовным наставником. Его знали в лицо все москвичи, он охотно служил в приходских церквях, запросто заходил в дома прихожан, посещал больных. Но было у Патриарха Тихона и другое лицо – твердое, светившееся глубоким пониманием жертвенного служения, той ответственности, которая была на него возложена. И разве мог смолчать святитель, когда на его глазах святые обители превращали в застенки, взрывали храмы, запретили колокольный звон даже в Москве, запрещали праздновать христианские праздники, оскверняли и уничтожали святые мощи, грабили храмы…В насмешку над верующими в Тамбове даже поставили памятник Иуде Искариоту.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=45

Иконописец Лариса Гачева. Избранные работы vk fb tw ok @ g+ lj Дивеево, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Схимонахиня Маргарита (Лахтионова) Картон, уголь, пастель. Дивеево, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Зарисовки из Дивеева Картон, уголь, пастель, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Зарисовки из Дивеева Картон, уголь, пастель, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Зарисовки из Дивеева Картон, уголь, пастель, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Зарисовки из Дивеева Картон, уголь, пастель, 1991 г. vk fb tw ok @ g+ lj Болгария, родина деда. Брацигово vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас храма Свято-софийского детского дома Автор проекта: Л.Г. Гачева, архитектор: О. Мокрушин vk fb tw ok @ g+ lj Свв. Севастийские мученики Размер: 130х140 см, 2014 г. Иконостас храма Свято-Софийского детского дома, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Храм Свято-Софийского детского дома для детей с ограниченными возможностями развития Руководитель проекта и оформления: Л.Г. Гачева vk fb tw ok @ g+ lj Храм при Свято-софийском детском доме vk fb tw ok @ g+ lj Роспись арки Соборная палата Московского Епархиального дома, главное здание ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Священноисповедник Патриарх Тихон Соборная палата Московского Епархиального дома, главное здание ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Священномученик Кирилл Казанский Соборная палата Московского Епархиального дома, главное здание ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Преподобный Алексий Зосимовский Соборная палата Московского Епархиального дома, главное здание ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Священномученик Петр Крутицкий Соборная палата Московского Епархиального дома, главное здание ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Соборная палата Московского Епархиального дома Главное здание ПСТГУ Роспись арки и руководитель: Л. Гачева, иконостас: художественные мастерские ПСТГУ vk fb tw ok @ g+ lj Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас храма вмч. Димитрия в Хорошово Худ. руководитель: Л.Г. Гачева, проектировщик: Мокрушин, иконы, басма: художественные мастерские ПСТГУ, камень: Шиляев vk fb tw ok @ g+ lj Распятие

http://pravoslavie.ru/145575.html

Источники и литература Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. Брылеев Павел, свящ. Тульская епархия в Великую Отечественную войну//Тульские епархиальные ведомости. 2006. 13 (63). Вениамин (Федченков) , митр. Записки епископа. СПб., 2002. Вениамин (Федченков) , митр. Зосимова пустынь. – Божьи люди. М., 1991. Воспоминания о старце Иннокентии (Орешкине) Серафимы Сергеевны Спиридоновой. Рукопись. Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источник изучения сталинских репрессий на территории Латвии// Церковь и время. 2010. 3 (52). Дамаскин (Орловский), игум. Романова С. Н. Архивные исследования в деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. – Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. Дионисий (Шишигин), архим. «Былое пролетает...»: Патриарх Пимен и его время. М., 2010. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Вышенский паломник. 2001. 1 (11). Зосимовский патерик: Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни/Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. Б. м.: Зосимова пустынь, 2012. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Иларион (Алфеев) , митр. Подвиг мучеников – живой опыт Церкви//Журнал Московской Патриархии. 2013. 12. К Свету. 1994. 14. Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 1920-х гг.//Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. Красносельские мученицы. К истории Алексиевского монастыря. М., 2011. Кречетов Валериан , прот. Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. М.: Храм Державной иконы Божией Матери, 2006. Мазырин Александр, свящ. Наследники новомучеников//Журнал Московской Патриархии. 2011. 11. Мельник В. И. Дивеевские судьбы брата и сестры Мантуровых. М., 2013. Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни/Сост. С. И. Четверухин. СТСЛ, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преставился ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Никон (Деев) 30 апреля 2020 г. 21:49 29 апреля 2020 года, на 84-м году жизни, отошел ко Господу схиархимандрит Никон (Деев), более полувека бывший насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры . 30 апреля в Духовской церкви лавры была совершена Божественная литургия, по ее окончании — отпевание новопреставленного схиархимандрита Никона. Погребение состоялось на монастырском кладбище в селе Деулино Сергиево-Посадского района Московской области. Родился в 1936 году в городе Юрьев-Польский (на родине преподобного Никона Радонежского), точная дата неизвестна. Считал датой своего рождения 1 июля — праздник Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. В официальных документах указано 13 июня. Воспитывался в благочестивой семье, мать Пелагея Ивановна была духовной дочерью преподобного Алексия Зосимовского (Соловьева). Крещен через несколько дней после рождения, назван Валентином в честь мученика Валентина. Крестины состоялись в храме святых Космы и Дамиана г. Юрьева-Польского. После окончания школы по достижении совершеннолетия был призван в армию, служил в ракетных войсках. В связи с болезнью был комиссован на год раньше. После армии во время паломничества в Киево-Печерскую лавру на вопрос о поступлении в число братии обители получил совет сначала окончить семинарию. В 1957 году поступил в Московскую духовную семинарию . На последнем курсе Московской духовной академии был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры и вскоре был пострижен в монашество с именем Никодим в честь праведного Никодима. Постриг в Троицком соборе обители совершил архимандрит Платон (Лобанков; 1927-75). 11 апреля 1965 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом в Богоявленском соборе в Елохове г. Москвы рукоположен в сан иеродиакона и назначен на послушание в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке г. Москвы. Через два года, в день Казанской иконы Божией Матери, в Богоявленском соборе Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен в сан иеромонаха. В этот день Святейшему Патриарху Алексию сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и архиепископ Таллинский Алексий — два будущих Патриарха.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Скачать epub pdf Краткая биографическая справка 1867–1895 – диакон в храме свт. Николая в Толмачах 1872 – смерть супруги Анны 1895–1898 – пресвитер в Успенском соборе Московского Кремля, с 1897 г. – протопресвитер С 1898 – инок Смоленской Зосимовой Пустыни С 1919 – иеросхимонах С 8 мая 1923 года пустынь закрыта, переезд в Сергиев Посад (Загорск). Вынул жребий с именем «Тихон» при избрании Патриарха на Всероссийском Поместном соборе в 1917 г. Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. День памяти 19.09 ст.ст./02.10. н.ст. Из книг С.И. Фуделя Рассказ о Зосимовой пустыни помещен в первую главу книги «Воспоминания» С.И. Фуделя : говоря о пережитом здесь, писатель раскрывает основу не только своего духовного устроения, но всей церковной традиции. Подлинная жизнь для него начинается со встречи с Церковью , прикосновения к ее действительной святости, и одновременно, святость составляет цель человеческого пути, исполнение призвания. Потом , до 17–18 лет, все было у меня связано с другим монастырем, с Зосимовой пустынью. … Зосимова пустынь была в чем-то сходна с Оптиной. В ней было что-то более суровое, что-то от «Северной русской Фиваиды»… Старец был духовным центром монастыря. Поражала красота всего его облика, когда в длинной мантии он выходил из своего полузатвора на исповедь богомольцев: и седые пряди волос на плечах, и какая-то мощность головы, и рост, и черты лица, и удивительно приятный низкий баритон голоса, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку. Эта любовь покоряла и побеждала. Человек, подходящий к нему, погружался в нее, как в какое-то древнее лоно, как в стихию, непреодолимую для него, до сих пор еще ему неведомую и вожделенную. Он уже не мог больше не верить, так как в нем уже родилась ответная любовь: огонь зарождается от огня 1 . Соприкосновение со святостью оказывается мучительным, и в то же время открывает незнакомую до того радость. Не случайно, говоря о старце Алексии, С.И.Фудель пишет об исповеди у него: здесь с особой остротой переживается тяжесть греха, но одновременно ощущается любовь Небесного Отца, «изливаемая ощутительно на меня в эти минуты через старца». В центре же стоит описание богослужения: в нем звучит, как ответ Церкви на излившуюся любовь Отца, решимость посвятить себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Смоленско-Зосимова мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Смоленская Зосимова пустынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки. Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году. Содержание История [ править править код ] Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Братия пустыни перед закрытием обители Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, Храм Смоленской иконы Божией Матери чуть позднее - еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского. Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский , Зосимовский старец Алексий принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленско-Зоси...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010