В конце 1898 года в Зосимовой пустыни поселяется вдовый протоиерей Московского Успенского собора в Кремле Феодор Соловьев, вскоре постриженный отцом Германом в монашество. Позже он станет известным всей России старцем Алексием Зосимовским , причисленным к лику святых Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. После кончины гефсиманского старца Варнавы к отцу Алексию перешли многие из его духовных чад. Игумен Герман, видя, как много людей приходят к отцу Алексию за советом и молитвенной помощью, отменил старцу все другие послушания, оставив только духовничество. Именно старцу Алексию Зосимовскому на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1917 году было поручено тянуть жребий из трех кандидатов на патриарший престол. Иеросхимонах Алексий, авторитетнейший в Русской Церкви священнослужитель, сыграл значительную роль в те смутные годы, когда заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием 10 был издан указ о поминовении властей при богослужении 11 . Суждение старца Алексия по этому сложному вопросу, не имевшему прецедентов в Русской Церкви, было ориентиром для многих священников и мирян. Алексий Зосимовский твердо отстаивал единство Церкви и всем, вопрошавшим его об этом, указывал сохранять послушание преосвященному заместителю местоблюстителя. К старцу Алексию приезжали многие высокопоставленные лица Петербурга и Москвы, у него было немало духовных чад среди аристократии. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, теперь уже прославленная как преподобномученица, считала старца своим духовным наставником и часто приезжала в Зосимову для исповеди и молитвы. Она помогала пустыни и материально. В архивах сохранились сведения, согласно которым в период с мая 1909 по июнь 1915 года великая княгиня Елисавета посетила обитель двадцать раз. Жизнь в обители была устроена так, чтобы иноки имели возможность большую часть времени посвящать богослужению и келейной молитве. Служили в Зосимовой долго, по уставу, ничего не сокращая, но вместе с тем умилительно и проникновенно. Вот как писал о пустыни священномученик Серафим (Чичагов) 12 : «Не внешним убранством зданий и материальным достатком славится Зосимова пустынь (...) Тиха и проста по виду благословенная обитель. Дух этой великой простоты особенно запечатлен в богослужении, составляющем средоточие зосимовской жизни. Тихо и мирно идет церковная служба. Медленно и плавно чтение и пение. Все проникнуто духом глубокого смирения и покаянного умиления» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вечная память и благодарность отцу Илии и матушке Евгении за их труд, за то, что донесли до нас и наших потомков светлый образ замечательного русского подвижника XX века старца Алексия из Зосимовой в честь Смоленской иконы Божией Матери пустыни. Сейчас, слава Богу, началось ее восстановление: появились первые монахи, совершаются богослужения. Первая книга о старце Алексии была составлена на основе сведений, собранных моими родителями еще при его жизни. Они, конечно, были неполны. Но вскоре после выхода в свет нашей книги появились публикации, дополняющие рассказ о жизненном пути старца, содержащие существенные штрихи к его облику и характеру. В недавно вышедших воспоминаниях старшей дочери Павла Михайловича Третьякова, Веры Павловны, прожившей рядом с церковью во имя святителя Николая в Толмачах двадцать пять лет и часто ходившей в нее молиться (вся семья Третьяковых была очень религиозной), приводится описание богослужения в этом храме. Там тогда как раз и служил диакон Феодор Алексеевич Соловьев, наш будущий старец, а настоятелем был протоиерей Василий Петрович Нечаев – известный богослов и писатель. Изданы также «Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) , он много лет был духовным сыном игумена Зосимовой пустыни Германа. Автор хорошо знал и любил старца Алексия и посвятил ему отдельный раздел своей книги. Подробное описание торжественного избрания патриарха в храме Христа Спасителя, в котором непосредственное участие принимал старец Алексий, приводится в воспоминаниях очевидца этого события – митрополита Евлогия (Георгиевского). Увидели свет и другие материалы, в которых упоминается имя преподобного Алексия Зосимовского . Я счастлив, что с помощью Господа нашего и Царицы Небесной, покровительницы Зосимовой пустыни, смог завершить прерванный шестьдесят лет назад труд моих родителей, и сердечно благодарю Издательский отдел Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и его председателя архимандрита Алипия за помощь в издании этой книги. Приношу также благодарность за помощь в работе историку Валерию Георгиевичу Осинову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

П.В.Нумеров пишет о некоторых церковных новостях; а именно: А[рхиепископ] Митрофан Донской возведен в сан Митрополита. А[рхиепископ] Евдоким получил крест на клобук; Пр[еосвященный] Серафим Тверской – сан Архиепископа. Пр[еосвященный] Пимен Подольский – сан Архиепископа. Вероятно, эти награждения составлялись ко дню годовщины Патриаршества. Старец Зосимовский Алексий получил палицу. Сделано еще несколько архиереев викарных в разных Епархиях. Пр[еосвященный] Иоанникий, б[ывший] Олонецкий, затем Яранский, назначен Уржумским. На Екатеринославскую кафедру возвращен А[рхиепископ] Агапит. В Вятке – епископ Павел, б[ывший] Суздальский, М[итрополит] Антоний едет в Берлин, но может А[рхиепископ] Евлогий, которого заграничное в[ысшее] ц[ерковное] управление решило послать в Америку, несмотря на пребывание там М[итрополита] Платона, «которому галичане как-то не доверяют». Это самое в[ысшее] ц[ерковное] управление Заграничное находится в Карловицах, в Сербии. Таким образом, везде понемногу делается какое-то церковное дело, хотя, кажется, доминирующим мотивом всех является забота о наилучшем самоустроении. Здесь как будто все идет по-прежнему, тихо и мирно. Дай Бог , чтобы разрешился благоразумно и благоприятно неприятный вопрос анкетный. Желаю Вам с духовной пользой для ожидающей Вас паствы совершить в благополучии и здравии Ваше путешествие в Крестецкий уезд. Еще раз приношу Вам за любовь сыновнюю благодарность и остаюсь Вашим усердным и любящим послушником. Е[пископ] Алексий Пишу это от о. Либина, который просит передать Вам, что испрашивает себе Вашего благословения. ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 3–4об. Автограф. Письмо 3 6 декабря 1921 г. Надеюсь, дорогой Владыко, Вы получили мое письмо от 1 дек[абря] через Соколова или его жену присланное: не знаю еще, кто из них прибыл. Сейчас вернулся из Колпина, где служил вчера всенощную и сегодня литургию. Было очень многолюдно и торжественно. Познакомился там у о. Боярского с Вашим земляком Виссарионом Пожско, о котором Вы мне говорили, что он был у Вас. Очень хороший малый, много пострадавший в жизни. Есть слух о том, что М[итрополит] Сергий в Нижнем опять попал в больницу. Эти дни был здесь и был у меня Пр[еосвященный] Петр, отправляющийся завтра в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был схиигумен Герман. Память о истинном монахе, делателе Иисусовой молитвы, составляет духовную сокровищницу обители 5 . Его современник и насельник пустыни, старец иеросхимонах Алексий, также прославил Господа своей жизнью. Отцу Алексию было суждено свыше вынуть жребий, предопределивший избрание владыки Тихона Патриархом всея Руси. В 1919 году, 28 февраля, о. Алексий был пострижен в схиму. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году со своим верным и преданным келейником о. Макарием 6 он переехал в Сергиев Посад, где скончался 19 сентября 1928 года 7 . Многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова) , духовного сына схиигумена Германа. Благодаря им в обители установился строгий устав и продолжалось самоотверженное окормление христиан, невзирая на чудовищные притеснения со стороны советской власти. Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого. Вскоре, 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилась канонизация преподобного Алексия Зосимовского . Предстательством и молитвами угодников Божиих укрепляется воссозданная обитель на радость всему православному миру. Третья «Зосимова пустынь», на этот раз женская, была основана старцем пустынножителем Зосимой (Верховским) в 1826 году среди лесов и болот Верейского уезда Московской губернии. Именно этой обители посвящена данная книга. Поэтому здесь лишь кратко упомянем ее историю. При жизни старца (скончавшегося 24 октября 1833 года) в пустыньке еще не было ни одного храма. Но старец предсказал расцвет обители и завещал первый храм посвятить Живоначальной Троице, а второй – иконе Божией Матери «Одигитрии», покровительнице его родной Смоленщины. Предсказания Божиего угодника сбылись, и в 1856 году обитель была утверждена в статусе Троице-Одигитриевского общежительного женского монастыря. На рубеже 1928–1929 годов монастырь был закрыт. Но как напоминание о нем сохранилось название ближайшей к монастырю железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1009. Гарькавый И. В. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114–125. Воспоминания об о. Глебе Каледе . 1010. Воробьев В., прот. Протоиерей Глеб Каледа – первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы//БСб. 1997. 1. С. 301–306. Мень А. В., прот. – см. также ИУ. 1011. Бессмертный-Анзимиров А. Приход о. Александра Меня в Новой Деревне//Страницы. 1996. 1. С. 63–77. 1012. Еремин А. Отношение о. Александра Меня к теме «Христианство и творчество»//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 116–119. 1013. Головкова Л. А. Следственное дело отца Владимира НАРСКОГО Серпуховской уезд Московской губернии]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 351–355. 1014. Миллер Т. А. Восхищение Царства: К 90-летию прот. В. Н. Серебренникова/Т. М.//АиО. 1997. 2(13). С. 167–177. 1015. Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, прот. Николая Стеллецкого: (К 80-летию его трагической гибели)//BiP. 2000. 1. С. 71–78. 1016. Миллер Т. А. Свет во тьме//АиО. 1996. 4(11). С. 91–97. Воспоминания: о прот. Александре ТОЛГСКОМ (f 1962), служившем в московском храме прор. Илии в Обыденском переулке (Остоженка), и о прот. Иоанне Потапове (1897–1972), служившем в Богоявленском соборе и храме свт. Николая в Хамовниках. 1017. Шик Е. М. Воспоминания об отце//АиО. 1997. 1(12). С. 175–188. О свящ. Михаиле Владимировиче Шике, расстрелянном 27 сент. 1937 г. 1018. Шаховская-Шик Н. Д. Рассказы о детях/Публ., предисл.: Е. М. Шик//АиО. 1997. 3(14). С. 366–387. Шпиллер В. Д., прот. – см. также ИУ. 1019. Мейендорф И. , протопр. Слово об о. Всеволоде [Шпиллере]//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 17–19. Монашество 1020. Снопов Н. А. «От рода сего»//АиО. 1999. 4(22). С. 207–213. Жизнеописание схимонахини АГНИИ (Стародубцевой А. В.) 1884–1976, Караганда. Алексий Зосимовский (Соловьев) , прп. – см. ИУ. Варвара (Яковлева), ин., прмц.; Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. – см. 1247. Георгий (Тертышников), архим. – см. ИУ. 1021. Ермогена (Заломова В. С.), мон. О своей жизни: Из дневников/Публ., примеч.: М. К. Большакова//АиО. 1998. 1(15). С. 137–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» 66 . Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим († 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу 67  на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей. Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца: — Почему отцы ушли, не выпив кофе? — После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, многоценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, — ответил старец. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: — Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

В написании различают «мip» (социум, общность людей, иногда – тварная вселенная в целом), «мир» (покой, лад, согласие, гармония) и «мνро» ( миро — благовонный состав для священного помазания). «Mip» – это житейское море, по которому плывет корабль спасения – Церковь . А «мир» – это мир Христов, Царство Божие. Господь о Самом Себе сказал: « Я не от мipa сего » ( Ин.8:23 ), а своих учеников предупредил « Если мip вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мipa, то мip любил бы свое; а как вы не от мipa, но Я избрал вас от мipa, потому ненавидит вас мip » ( Ин.15:18-19 ). Поэтому то, что клеймит мip, является добродетелью пред Богом, « ибо мудрость мipa сего есть безумие пред Богом » ( 1Кор.3:19 ). « В мipe будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мip » ( Ин.16:33 ). Всё, что совершается в видимом мире, имеет в себе некую духовную сущность: прп. Амвросий говорил, что всё нужно оценивать взглядом оттуда, а святитель Николай Сербский – что весь видимый мир является символом невидимого. Цитаты о мире «Все знают рассказ про евангельского юношу (см.: Мф.19:16-22 ). Подходит он ко Христу и спрашивает, как ему наследовать жизнь вечную? Господь отвечает: делай то-то и то-то. “Все это я исполнил”, — говорит юноша. — “А если хочешь быть совершенным, — возражает Христос, — продай свое имение и раздай все нищим”. Эта заповедь Христа имеет глубокое значение. Имение, которое необходимо раздать, — это все то, что получили мы от мipa. Его нужно взять от сердца, раздать, чтобы там не было ничего мipckoro, а был один лишь Христос. Убедительно прошу вас хранить свое сердце, пусть оно все принадлежит Господу, не допускайте туда никого, кроме духовного отца, да разве еще друга о Господе». прп. Варсонофий Оптинский «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». прп. Алексий Зосимовский «Мир в Новом Завете, как и в Ветхом, рассматривается как дар Божией любви. Он тождествен эсхатологическому спасению. Вневременность мира, возвещенного пророками, особенно явно видна в Евангелии от Иоанна. В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир ( Ин.14:27, 16:33 ). Мир в Новом Завете есть нормальное благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом говорят пожелания «благодати и мира» в начале посланий святого апостола Павла. Этот мир – дар Святого Духа ( Рим.15:13 ;  Гал.5:22 ). Состояние примиренности с Богом есть нормальное состояние твари, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор.14:33 ). Психологически это состояние выражается во внутреннем порядке души, когда радость и мир в вере ( Рим.15:13 ) становятся почти синонимами».

http://azbyka.ru/mir

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине XIX века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать. Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас. Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет – кожа вскоре очистилась. 21 мая 2006 года Лазарева А. В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось. Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Издавна в этой местности существовало предание о чудесном спасении мощей преподобного Сергия Радонежского во время пожара в Лавре. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время исторических выборов 5 ноября 1917 года, восстановивших русское патриаршество. Историк Е. Е. Голубинский в книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» упоминал три существовавших в конце XIX века кладбища Сергиева Посада: Клементьевское, Вознесенское и Кокуевское. О последнем он писал следующее: «На Кокуевском кладбище церковь построена прихожанами Рождественского, Ильинского и Кокуевского приходов (при главном старании Кокуевского крестьянина Г. А. Ломова, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митр. Филаретом) в 1834 году. Она о двух престолах – в честь Всех Святых и в честь Покрова Божией Матери».  Далее историк упомянул старинное предание: Всехсвятская Покровская церковь была построена на месте, куда, согласно молве, вынесли мощи преподобного Сергия Радонежского из Троицкого собора, охваченного огнем во время пожара 1746 года. Подробности этого бедствия – пожара 17 мая 1746 года – мы узнаем, благодаря изысканиям Сергиево-Посадского краеведа Константина Филимонова. Пожар случился в субботу накануне главного лаврского праздника – дня Святой Троицы. На торжество в близлежащие Лавре села Клементьево, Кокуево и слободы съехалось множество паломников. В этот день состоятельный житель Служней слободы по фамилии Варламов во втором часу дня отправился по делам в монастырь, а перед уходом велел служанке растопить баню. Женщина, исполнив приказ, сама тоже отлучилась в Конюшенную слободу к знакомой. На обратном пути она заметила, как полыхает растопленная ей баня, а вскоре огонь охватил и хоромы Варламова. В короткое время огонь уничтожил почти все деревянные постройки Служней слободы, затем спалил лавки и торговые ряды современной Красногорской площади, а от них перекинулся на саму Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=06195

К ней пришли монахи с просьбой продать три десятины земли, где была могила старца. Когда она отказалась, монахи исчезли. Помещица попросила узнать, кто их послал. Оказалось – никого не посылали. Вскоре у нее умерла дочь, помещица увидела в этом волю Божию и отказалась от владения. Наместник Троице-Сергиевой лавры занялся воссозданием обители, но работа закипела только при архимандрите Павле (Глебове, 1892–1904 гг.). В это время были возведены основные строения, в том числе собор в честь Смоленской иконы Божией Матери (и монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью), все хозяйственные постройки, ограды, трапезная, кельи. В 1897 году настоятелем пустыни назначили игумена Германа. Став во главе монастырского братства, он особенно старался воспитывать высокие духовные качества у своих иноков. В лице игумена Германа и нашел будущий старец Иннокентий духовное руководство, которого так давно жаждал. Позже батюшка рассказывал, как хорошо было у него на душе, когда он ходил каждый вечер к своему духовному отцу для откровения помыслов. Даже если тот, выслушав, не говорил ни слова, все равно в душе воцарялся мир. Вскоре батюшку постригли с именем святителя Иннокентия Иркутского, в то время недавно прославленного.     Старец Алексий после принятия схимы в 1919 году В конце 1898 года в Зосимову пустынь пришел протоиерей Московского Успенского собора в Кремле отец Феодор Соколов, вскоре постриженный отцом Германом и ставший впоследствии известным старцем Алексием Зосимовским (так высок был авторитет старца, что именно ему было поручено вытаскивать жребий при избрании патриарха; жребий указал на святителя Тихона). Старчество и было тем магнитом, который привлекал в пустынь многих паломников, особенно из Сергиева Посада и Москвы. Как и предсказал преподобный Варнава, отец Иннокентий стал в монастыре гостинником. После кончины Гефсиманского старца (в 1906 году) к отцу Алексию перешли многие из тех, кто искал утешения у отца Варнавы. Игумен Герман, видя умножавшееся число приходящих за советом к отцу Алексию, отменил ему все другие послушания, назначив только духовничество и старчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010