Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

28 февр. 1919 г. А. принял постриг в схиму, в 1921 г. был награжден палицей. В кон. 1920 г. Зосимову пуст. превратили в сельскохозяйственную трудовую артель, но устав соблюдался строго и богослужения продолжали совершаться. 8 мая 1923 г. в соответствии с декретом властей о ликвидации всех мон-рей уезда пустынь была закрыта, А. с келейником переехал в Сергиев, где прожил до самой кончины, найдя приют в доме своей духовной дочери В. Верховцевой. Будучи уже прикованным к постели, старец стремился исполнять монашеское правило, за год до кончины он начал ежедневно причащаться. 4 дня и 3 ночи люди не отходили от гроба А., желая проститься со старцем. На отпевании А. присутствовал сонм духовенства, в т. ч. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель ТСЛ архим. прмч. Кронид (Любимов) . А. был погребен на Кукуевском кладбище в Сергиеве, в 1953 г. перезахоронен на " старом " (Сев.) кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад), 25 июля 1994 г. св. мощи А. перенесены в Зосимову пуст. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. Духовное наследие А. составляют созданные им молитвы - в минуту особого умиления, в предчувствии кончины, духовника перед исповедью, человека, ищущего покоя в Боге, молитвенная просьба,- а также изречения, наставления и поучения, записанные духовными детьми. Лит.: Моск. вед. 1916. 8 июня; Боскин С., протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. М., 1995. С. 97-103; К свету. 14. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/174604.html

   Кроме дара старчества, у отца Алексия много замечательных свойств души: так, он человек долга, аккуратно и старательно всегда проходивший послушания и обязанности. Весь порядок его жизни точно определяется предписаниями лаврского начальства, нарушить которые он считал для себя невозможным.    Обычным заявлением старца духовным чадам, вымогавшим у него что-либо, было: «Это мне инструкцией не дозволено». Или вот другой разительный пример той же исполнительности.    В 1917 году он присутствовал в Москве на Поместном Соборе. Были октябрьские дни; на улицах происходили перестрелки. Мирные жители сидели тогда дома. Но вот отец Алексий собирается из Чудова монастыря в Епархиальный дом на очередное заседание.    Когда мы убеждали его не ходить, он говорил нам: «А что мне скажут святые отцы? И схимник не пришел, убоялся смерти. Мне стыдно будет получать дневное содержание, положенное членам Собора». И отец Алексий идет, но его осыпают пулями, так что он вынуждается вернуться домой. Помню — все мы тогда возблагодарили Бога, чудесно сохранившего жизнь нашего старца.    Не менее выдающейся чертой духовного облика отца Алексия является любовь, обнаруживающаяся, как мы уже заметили, в сильном желании спасения ближним. То же чувство заставляет его усердно молиться за духовных чад. К литургии он выходит за час и более до начала, чтобы помянуть всех знаемых и вынуть за них частицы из просфоры.    Любовь старец ставит выше поста и молитвы.    Один послушник спрашивал его: «Батюшка, как мне быть? Я живу в келии с братом. Ночью мне иногда хочется помолиться, но, как ни стараюсь делать это тихо, тот просыпается, и я, таким образом, тревожу его. Продолжать ли мне свое правило или лучше не нарушать сон сокелейника?»    «Советую тебе, — говорит старец, — не беспокоить брата, ибо любовь выше всего».    Отец Алексий способен на самопожертвование. Как-то раз заболел тифом его преданный и любимый духовный сын, арх.С.И. Что же? Старец молился так: «Если болезнь отца С. к смерти, то благослови, Господи, мне за него умереть, а он пусть еще на земле славит святое имя Твое...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1923 году уездные власти закрыли Зосимовскую пустынь. Все иноки разъехались кто куда. Отец Алексий со своим келейником отцом Макарием отправились в Сергиев Посад и поселились в доме духовной дочери старца, уехавшей в Саров. Здесь жизнь мало чем отличалась от монастырской. До самой блаженной кончины в 1928 году, к старцу приезжали духовные чада и священнослужители. Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 22 марта 2016 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 2 октября 2019, 15:28 Отче Алексие! Моли Бога о нас! Людмила 4 декабря 2017, 22:54 В книге " Золотой святыни свет... " Воспоминания матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия, автор составитель Е.В.Неволина ( Сибирская Благозвонница, Москва, 2007. С. 409 - 413) со ссылкой на Альманах " К свету " , СПб., 2 (год не указан) - помещена небольшая статья о старце Алексии. Здесь интересны воспоминания духовной дочери Елены Можаровой о своей первой исповеди у него в келье: " Прозорливость его меня поразила и совсем уничтожила. Словно громом пораженная, стояла я перед ним в смятении и слушала сама про себя... а батюшка, словно отвечая на мои мысли, говорил: " Ты не думая детынька, что я прозорливец... это я просто опытный, много видел и слышал всего... " Алексей Андриуца 30 мая 2016, 21:48 Хорошая продуманная статья, верные замечания, правда текст можно дополнить особенностями биографии прп. Алексея Зосимовского, а также послушания и смирения старца и заинтересовать верующих как прп.Алексий Зосимовский сменил день ангела и кем являются духовные дети старца (прп.мч.княгиня Елисавета Фёдоровна, матушка Фамарь, священномученик епископ Марк и др.), также читателям станет интересна Зосимовская пустыня, " духовное наследие старца " и его икона...

http://pravoslavie.ru/91756.html

Кроме дара старчества, у отца Алексия много замечательных свойств души: так, он человек долга, аккуратно и старательно всегда проходивший послушания и обязанности. Весь порядок его жизни точно определяется предписаниями лаврского начальства, нарушить которые он считал для себя невозможным. Обычным заявлением старца духовным чадам, вымогавшим у него что-либо, было: «Это мне инструкцией не дозволено». Или вот другой разительный пример той же исполнительности. В 1917 году он присутствовал в Москве на Поместном Соборе. Были октябрьские дни; на улицах происходили перестрелки. Мирные жители сидели тогда дома. Но вот отец Алексий собирается из Чудова монастыря в Епархиальный дом 3 на очередное заседание. Когда мы убеждали его не ходить, он говорил нам: «А что мне скажут святые отцы? И схимник не пришел, убоялся смерти. Мне стыдно будет получать дневное содержание, положенное членам Собора». И отец Алексий идет, но его осыпают пулями, так что он вынуждается вернуться домой. Помню – все мы тогда возблагодарили Бога, чудесно сохранившего жизнь нашего старца. Не менее выдающейся чертой духовного облика отца Алексия является любовь, обнаруживающаяся, как мы уже заметили, в сильном желании спасения ближним. То же чувство заставляет его усердно молиться за духовных чад. К литургии он выходит за час и более до начала, чтобы помянуть всех знаемых и вынуть за них частицы из просфоры. Любовь старец ставит выше поста и молитвы. Один послушник спрашивал его: «Батюшка, как мне быть? Я живу в келии с братом. Ночью мне иногда хочется помолиться, но, как ни стараюсь делать это тихо, тот просыпается, и я, таким образом, тревожу его. Продолжать ли мне свое правило или лучше не нарушать сон сокелейника?» «Советую тебе, – говорит старец, – не беспокоить брата, ибо любовь выше всего». Отец Алексий способен на самопожертвование. Как-то раз заболел тифом его преданный и любимый духовный сын, арх.С.И. Что же? Старец молился так: «Если болезнь отца С. к смерти, то благослови, Господи, мне за него умереть, а он пусть еще на земле славит святое имя Твое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

После того как сын отца Федора Михаил окончил Московское техническое училище и женился, путь в монастырь для отца Феодора был открыт. В 1898 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь, где был пострижен в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отца Алексея полюбили в монастыре за смирение и кротость. Ко всем приходящим к нему он относился с любовью и состраданием. Владыка Арсений (Жадановский) вспоминал: «Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим». Любовь старец ставил выше поста и молитвы. С 1908 по 1916 год старец пребывал в полузатворе, но продолжал принимать людей. К нему приезжали архиереи и государственные деятели, священнослужители и монахи, военные и врачи, чиновники и учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. В 1916 году игумен Герман дал свое благословение на полный затвор старца Алексия, но уже через год ему пришлось прервать свое духовное уединение. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд. По личной просьбе святителя Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора. В конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. В 1919 году старец решил увеличить свой молитвенный подвиг и принял схиму. Имя у отца Алексия осталось прежним, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта — в честь святого праведного Алексия, человека Божия.

http://pravoslavie.ru/91756.html

Алексий (Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве в семье камергера Высочайшего двора. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. С 1921 г. епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. С 1926 г. архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией. С июля 1927 г. постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода. С 1932 г. митрополит Старорусский. С 1933 г. Новгородский, затем Ленинградский. С 1943 г. Ленинградский и Новгородский. 4 сентября 1943 г. в составе архиерейской делегации присутствовал на приеме у И. В. Сталина. С 15 мая 1944 г. Местоблюститель Патриаршего Престола. 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви избран Патриархом Московским и всея Руси. Алексий Зосимовский (Соловьев Федор Алексеевич; 1866–1928), преподобный, иеросхимонах. Подвизался в Троице-Сергиевой лавре. После закрытия Лавры жил в г. Сергиев Посад. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. 5 (18) ноября 1917 г. вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Амвросий (Курганов Владимир Зиновьевич; 1894–1933), архимандрит. Во время революции проживал в одном из монастырей Херсонской епархии, затем в Оптиной пустыни. Вступил в белую армию, был тяжело ранен. Эмигрировал в Константинополь. В 1923 г. пострижен в монашество в монастыре Петковица Шабацкой епархии. В Болгарии был наместником монастыря. Подвергался гонениям. Вновь вернулся в Сербию. Окончил свои дни в Мильковском монастыре. Амвросий (Рождественский-Вещезеров Алексей; ок. 1767–1825), архиепископ. В 1817 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 1822 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873–1965), митрополит, первоиерарх РПЦЗ. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1916 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1919 г. смещен с Кишиневской кафедры правительством Румынии, эмигрировал в Константинополь. С 1921 г. в Иерусалиме окормлял Русскую духовную миссию. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. С 1935 г. митрополит. С 1936 г. Первоиерарх РПЦЗ. С 1951 г. жил в США. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

До поступления в Академию был секретарем Полтавского архиерея. В 1911–1915 гг. учился в СПбДА, где был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. С 1915 г. архимандрит, настоятель Боровского Пафнутьева монастыря. С 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского, викария Калужской епархии. Алексий (Зверев Алексей Данилович; 1867/8–1918), мученик, миссионер Московской епархии. Член Собора по избранию как мирянин от Московской епархии. Выходец из крестьянской семьи, окончил начальное училище. В 1918 г. был командирован Собором в Пермь для выяснения обстоятельств гибели архиепископа Андроника (Никольского) . Убит красноармейцами по окончании расследования на обратном пути в Москву вместе с другими членами комиссии. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Алексий Зосимовский (Соловьев Феодор Алексеевич ; 1846–1928), преподобный, схииеромонах. Член Собора по избранию от монашествующих. В 1866 г. окончил МДС. В 1867 г. рукоположен в диакона и назначен к служению в храме св. Николая Чудотворца в Толмачах, в 1895 г. переведен в Большой Успенский собор в Кремле. В 1895 г. рукоположен во иерея. В 1898 г. поступил в число братии Смоленской Зосимовой пустыни, пострижен в монашество, иеромонах. Старчествовал, был духовником обители. На Всероссийском съезде монашества в июле 1917 г. избран членом Собора. 5(18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя по уполномочию Собора вынул жребий на Патриаршество митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону. В 1919 г. пострижен в схиму, с оставлением имени. В 1923 г. переехал в Сергиев Посад на частную квартиру в связи с закрытием Зосимовой пустыни. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Амвросий (Булгаков Алексей ; 1845–1920), архимандрит. Член Собора по должности как наместник Киево-Печерской лавры. Окончил духовное училище. В 1864 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, где, по всей видимости, принял постриг. В 1875 г. рукоположен в иеромонаха Свияжского монастыря. С 1883 г. настоятель Михаило-Архангельского Черемисского монастыря. С 1884 г. игумен, благочинный монастырей Казанской епархии, с 1892 г. архимандрит. С 1897 г. наместник Свято-Успенской Почаевской лавры. В сентябре 1909 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры. 20 января 1918 г. по собственному прошению был уволен от должности. Был похоронен на кладбище лавры близ дальних пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Особенно большую заботу об отце Феодоре отец Василий проявил после смерти матушки. Тогда отца Феодора одолела безысходная тоска, он запирался дома и плакал. Отец Василий загрузил его работой в редакции “Душеполезного чтения”, и отцу Феодору пришлось трудиться даже вечерами. Людям, жалевшим отца диакона, отец Василий объяснял, что для него сейчас облегчение в работе. Редакционные заботы пробудили интерес к литературной деятельности, и отец Феодор стал писать статьи в журнал, некоторые из которых были изданы отдельными брошюрами. Первым печатным трудом отца Феодора стала краткая история Николо-Толмачевской церкви, написанная по материалам церковного архива. Последней работой уже не отца Феодора, а иеромонаха Алексия, была статья в мартовском номере журнала “Душеполезное чтение” за 1898 год в связи со смертью П. М. Третьякова. Кроме богослужения в храме, отец Феодор вместе с преподобным отцом Алексием Мечевым , тогда еще диаконом, участвовал в народных чтениях. Одновременно он безвозмездно преподавал Закон Божий в сиротском приюте, а также в частном приюте Смирновой и в нескольких домах прихожан, в том числе у известного славянофила Ю. Ф. Самарина , жившего в доме графини Соллогуб, почти напротив Николо-Толмачевской церкви. Этот дом отцу Феодору приходилось посещать вместе с отцом Василием для совершения домашних всенощных, после которых завязывались интереснейшие беседы. Их участниками, кроме Самариных и графини Соллогуб, были их друзья славянофилы: князь Черкасский с супругой и С. Аксаков с супругой, С. М. Сухотин, князь Оболенский и другие. В конце 1870-х годов в этом обществе стал появляться еще молодой, но уже получивший известность философ В. С. Соловьев . Позднее старец Алексий в Зосимовой пустыни с удовольствием вспоминал эти беседы. Они расширяли его кругозор и научили его общению с представителями высшего общества, что пригодилось, когда к нему как к старцу обращались за советом высокопоставленные богомольцы из Москвы и Петербурга. В храме святителя Николая в Толмачах отец Феодор прослужил двадцать восемь лет. Он был настоящим бессребреником, кроме ежедневной раздачи денег нищим, он всегда помогал беднякам. Однажды на улице он снял с себя верхнюю рясу и отдал ее дрожавшему от холода бедняку. Отец Феодор был необычайно благочестивым и усердным церковнослужителем: всегда приходил в храм первым, а уходил последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010