Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ IX. воспитание христианского сердца. по духовным беседам преподобного старца Алексия Зосимовского (1846 – 1928) 1. Умение брать на себя душевные страдания ближнего Покойный батюшка, отец Алексий всегда был снисходителен к истинно желавшим спасения. Не было греха, которого бы не прощал отец Алексий, за исключением греха духовной гордости. «Смирихся, и спасе мя Господь», – говорил отец Алексий. «Знаешь ли ты, – поучал он, – знаешь ли, мне кажется, что люди оттого и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распявшегося ради нас. Помни, где горе, где беда, ты должна быть первой. Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где туга душевная так мучит человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг; это подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаянного, кто сам силой своего духа сможет взять в это время его душевное страдание на себя». Господи, мы истинно желаем спасения, но у нас остается грех духовной гордости. Он то и дело откуда-то вылезает. Писание говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь». Мы редко вспоминаем эти слова, и смирения очень не хватает нам. Прости нас, Господи. Нам следует помнить, что надо быть первыми там, где горе, где беда. А для этого необходимо проливать много слез сокрушенного сердца, чтобы сделаться способными утешать других о Господе. Мы виноваты пред Тобой, Господи, что оказываемся далеко не первыми там, где горе, где беда, где туга сердечная мучит человека и доводит до отчаяния. Прости нас, Господи, что мы не готовим себя к этому нелегкому подвигу, граничащему с истинным распятием своей греховности. Господи, Своим благодатным посещением научи нас в нужных случаях силой своего духа брать душевное страдание бедствующего человека на себя. «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, – нередко говорил батюшка, – ты должна страдать, чтобы понять страдания других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Если у вас будет мир, вы будете счастливы» Беседа с врачом Е.Н. Кулебякиной и руководителем общины «Спас» И.К. Лизуновым Екатерина Кулебякина В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей. Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

http://pravoslavie.ru/guest/29272.htm

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/sm/91756.htm

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Алексий Зосимовский января 1846 – †2 октября 1928 Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 105 . Память празднуется 19 сентября/2 октября Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зверев Александр Александрович. 1933 ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Обладая даром слова, воспитанный таким замечательным наставником, каким был о.Алексей Зосимовский, о.Александр последовательно и сознательно вел своих духовных чад по пути постоянного внутреннего внимания и молитвы. Имея дар исключительной мудрости в воспитании пасомых, он умел коснуться любой, самой ожесточившейся души, поднять из глубин падения, спасти от гибели отчаявшихся. Сам о. Александр удивительно благоговейно, просто и смиренно молился, но поражало всегда одно ощущение: живого предстояния Богу, Которому со всей полнотой любви и преданности он приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, которые стояли в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый. Это ощущение постоянного предстояния и непосредственного обращения ко Господу «за всех и за вся» поражало своей необычностью и вместе с тем полной простотой. Главной святыней храма, несмотря на то, что храм был во имя Святителя Николая, была икона “ Взыскание погибших ”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. О. Александр всегда исповедывал у аналоя напротив этой иконы. Всё то трудное время, с 1919 г. по осень 1937 г., его московские духовные чада нуждались в непрерывной поддержке: не убо­яться, выстоять в исповедании веры не ослабевать в борьбе со страс­тями. На исповедь приходили как на полное откровение помыслов, чувств и дел. Можно было в любое время придти в храм и сказать о бедах, нуждах, борении. Если о. Александра не было в храме, то любой человек переходил через дорогу, звонил и попадал в небольшую комнату, семья ютилась в большой тесноте, но чувство юмора, благодушия и крайняя внимательность к нуждам приходящих делали такие посещения праздником для его духовных детей.

http://drevo-info.ru/articles/2760.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ (ЛЕБЕДЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Схиархимандрит Игнатий (Лебедев) Игнатий (Лебедев) , в монашестве Агафон ( 1884 - 1938 ), схиархимандрит , преподобномученик Память 30 августа , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской , новомучеников и исповедников земли Владимирской , в Соборах Московских и Зосимовских святых (Александров.) В миру Александр Александрович Лебедев, родился 28 мая 1884 года в городе Чухломе Костромской губернии в благочестивой семье Александра Константиновича и Марии Философовны Лебедевых. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец – секретарем съезда мировых судей города Чухломы. За ревностное и безупречное исполнение своих обязанностей Александр Константинович был произведен в надворные советники и награжден тремя орденами. Окончил Солигаличское духовное училище , Костромскую духовную семинарию и в 1903 году поступил в Казанский ветеринарный институт. Наряду с занятиями в институте стал регулярно посещать богослужения в Преображенском монастыре в Казани , настоятель которого, архимандрит Варсонофий , стал его первым духовным наставником. Живя в Казани, Александр познакомился со схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) , которому он поведал о своем желании стать иноком. 25 апреля 1905 года отец Гавриил благословил его на иночество, сказав, что «его желание монашества есть звание Божие». Углубляясь в чтение духовной литературы, Александр делал выписки из наиболее для него близкого и поучительного. По упадку благочестия, по обращению интересов образованного общества к материальному это время духовно чуткими людьми стало ощущаться как последнее, и потому юношу особенно интересовало то, что святые отцы говорили об этом, как советовали спасаться в этих условиях. Летом 1905 года Александр попросил родителей благословить его на иноческий путь, на что и получил благословение. После этого он посетил Смоленскую Зосимову пустынь , расположенную неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, и попросил настоятеля обители игумена Германа (Гомзина) принять его в число братии, но отец Герман благословил юношу сначала окончить институт, а затем приезжать в обитель. За послушание Александр вернулся в Казань для продолжения образования. Имея твердое намерение оставить мир, он и в Казани жизнь свою строил так, чтобы она стала приготовлением к иночеству, всем прочим интересам предпочитая интересы духовные.

http://drevo-info.ru/articles/15915.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона прп. Зосимы Владимирского Зосима Александровский, Владимирский (+ ок. 1710-1713), схимонах , основатель Зосимовой пустыни Смоленской иконы Божией Матери , пустынножитель, чудотворец,  преподобный Память 15 июня (Владим. ) и в Соборах Владимирских святых и Зосимовских святых (Александров.) Сведения о преподобном скудны. Древняя, почитавшаяся в Зосимовой пустыни  Смоленская икона Божией Матери , принадлежавшая, вероятно, Зосиме, дала повод ряду историков для предположения о том, что старец был родом из Смоленской земли, но эту гипотезу нельзя признать убедительной, учитывая общерусское почитание этой иконы начиная с XV века. Сведения о святом восходят к преданиям XIX века. В XIX - начале XX века сохранялась тетрадь с записями рассказов старца Симеона (Ермолаева) , состоявшего сторожем у часовни над могилой Зосимы. Согласно сохраненному старцем Симеоном более раннему преданию, Зосима был иноком Троице-Сергиева монастыря . Став схимонахом , он поселился на Ульяниной пустоши (на месте совр. Зосимовой пустыни ), которая по писцовым книгам Переславского уезда XVII века значилась принадлежащей дворянскому роду Тимоновых и находилась в их владении до второй четверти XIX века. Вместе с монахом Ионой, которого впоследствии называли келейником Зосимы, подвижник поставил деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь. Когда близ кельи Зосимы стали селиться иноки, в числе которых предание называет помимо Ионы Кирилла, образовалось монашеское общежительство, братия занималась пчеловодством. Близ р. Молохчи (ныне Молокча) старец вырыл колодец (по другим сведениям, два колодца, к которым во второй половине XIX века дважды в год совершались крестные ходы). Согласно преданию, к Зосиме, славившемуся св. жизнью и даром духовного наставления, приезжали многие благочестивые миряне, среди которых были знатные люди. Для богомольцев братия выстроила особую часовню. В описи " церковного имущества " , перешедшего в 1722 году, после упразднения Зосимовой пустыни, в Лукиановой Богородице-Рождественской мужской пустыни , среди " хоромного строения " значится келья, которую построила царевна Наталия Алексеевна (+ 1716). Царевна не раз могла навещать старца во время поездок на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и оттуда через Александровскую слободу (ныне Александров) в Переславль-Залесский (прямых сведений об этих поездках нет).

http://drevo-info.ru/articles/13681014.h...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) Схиархимандрит Даниил (в миру Григорий Юрьевич Климков) родился 19 апреля 1893 года в селе Ольховец Бобрецкого уезда Львовской губернии в благочестивой семье. После окончания сельской школы, с 1905 по 1912 гг. Григорий  учился в Львовской классической гимназии, а затем, в 1913 – 1915 годах – в Житомирской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Антония (Храповицкого) Григорий Климков поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в июне 1918 года. Вскоре он стал иподиаконом у епископа Феодора (Поздеевского) , в 1917 – 1919 годах трудился в Главном военном инженерном управлении. Духовником будущего подвижника в эти годы был протоиерей Евфимий Рыбников. В декабре 1920 года  Григорий был рукоположен в сан священника (с обетом безбрачия при поручительстве московского старца Алексия Мечева и Оптинского старца Нектария Оптинского ). прав. Алексий Мечев (1859–1923), преп. Нектарий Оптинский (1853–1928)). Хиротонию совершал епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий (Никольский). В течение 1921 года отец Григорий служил в московском храме Девяти мучеников Кизических. (В этот год его несколько раз арестовывали.) В конце 1921 года по благословению двух старцев Алексия Мечева и Алексия Зосимовского   о. Григорий поступил в Данилов монастырь, где вскоре епископ Серафим (Звездинский) постриг его в мантию с именем Серафим, в честь преп. Серафима Саровского . Алексий Зосимовский (1846–1928),Священномученик Серафим (Звездинский) (1883– 1937)) Иеромонах, а затем архимандрит Серафим по послушанию, данному настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским) , исполняет обязанности духовника. Крест духовничества и старчества о. Серафим пронес через всю свою многострадальную жизнь. 10 июня 1927 года архимандрит Серафим был вновь арестован и осужден ст. 58–14 на три года ссылки (в пос. Табара близ г. Ирбита, а затем в селение Лабытнанги в 30 км от г. Обдорска, за Полярным кругом). По возвращении из ссылки в 1933 году о. Серафим три года жил под надзором властей в Белгороде, а затем в Кашире, Киржаче, Верее и др. местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (1871–1937) Священномученик Серафим, епископ Дмитровский, – один из замечательных подвижников Русской Православной Церкви XX века. Уже в годы учебы в Духовной академии Николай Звездинский (так звали будущего владыку в миру) прославился своими проповедями. Его первыми духовниками были великие старцы Зосимовской пустыни – Алексий и Герман, по благословению которых он и принял монашество. Ему довелось быть настоятелем Чудова монастыря и пережить в ноябре 1917 года штурм большевиками священного Кремля. В 1918 году богоборческие власти закрыли Кремль для верующих, монахов выселили. В конце лета 1919 года Святейший Патриарх Тихон объявил архимандриту Серафиму, что имеет в нем нужду и желает видеть в епископском сане. Архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) просил поставить архимандрита Серафима во епископы Арзамаса. Для посвящения нужно было ехать в Нижний Новгород или Арзамас. Пропуск для поездки получить не удалось. Видя в этом Божие смотрение, святейший оставил отца Серафима в Москве викарным епископом, предоставив кафедру города Дмитрова. Старец Алексий благословил отца Серафима на архиерейское служение. Хиротонию назначили на 21 декабря 1919 года (3 января 1920 года), день святителя Петра Московского . Накануне в Епархиальном доме архидиакон Константин (Розов) провозгласил наречение архимандрита Серафима во епископы богоспасаемого града Дмитрова. Подойдя к архиереям, отец Серафим низко поклонился и сказал слово, ясно изобразившее предстоявший ему исповеднический и мученический подвиг. Три года, проведенные им в Дмитрове, для жителей города были годами сплошного торжества и праздника. Огненная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение. Епископ Серафим уже на общей исповеди приводил к покаянию нераскаянных грешников, а частная исповедь была такова, что те, кто никому не мог открыться, открывал душу епископу, как сердобольному отцу. По красоте и блеску его интереснейших проповедей народ прозвал его среброустом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

11.05.2017 Фотовыставка из цикла «Светопись тайны» «Святитель Патриарх Тихон. К 100-летию восстановления патриаршества в России» представлена в храме Христа Спасителя в Москве Издательский совет Русской Православной Церкви и Ассоциация «Православная Книга» в рамках отмечаемой в этом году 100-летней годовщины со дня открытия Поместного Собора 1917-1918 гг. подготовили очередную, четвертую по счету, фотовыставку из цикла «Светопись тайны» «Святитель Патриарх Тихон. К 100-летию восстановления патриаршества в России». Издательский совет Русской Православной Церкви и Ассоциация «Православная Книга» в рамках отмечаемой в этом году 100-летней годовщины со дня открытия Поместного Собора 1917-1918 гг. подготовили очередную, четвертую по счету, фотовыставку из цикла «Светопись тайны» «Святитель Патриарх Тихон. К 100-летию восстановления патриаршества в России». Выставка составлена из фотографий, рассказывающих о земном пути Святителя Тихона. Фотоматериалы, собранные в экспозиции, предоставили: Пресс-служба Московской Патриархии; Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад; Российский государственный архив кинофотодокументов, Красногорск; Константин Бенедиктов, Москва; Владимир Сергиенко, Москва; Архив Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, Русская Православная Церковь в США; Архив Капитолия, Вашингтон, округ Колумбия, США; Library of Congress, Prints & Photographs Division [LC-DIG-ggbain-36661, e.g., LC-B2-1234], Washington, D.C., U.S. Кураторы проекта - Евгений Березнер и кандидат искусствоведения Ирина Чмырева. Владыка Тихон, будущий Патриарх, был деятельным организатором Поместного Собора 1917-18гг., избранный к тому времени митрополитом Московским и Коломенским. Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся с первого дня начала работы Собора, 15 августа 1917 года, был вопрос о восстановления патриаршества в Православной Российской Церкви. Долго делегаты не могли прийти к единству в этом вопросе. И только октябрьские события в Петрограде консолидировали силы Собора. 28 октября (спустя три дня после победы большевиков) жребий, вытянутый старцем Алексием Зосимовским, указал нового Патриарха Московского и всея Руси – владыку Тихона. Впереди Предстоятеля Православной Российской Церкви Патриарха Тихона ожидала тяжелая многотрудная борьба за единство Церкви, за сохранение Православия в стране насаждаемого новой властью безбожия.

http://new.izdatsovet.ru/news/fotovystav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010