И о более позднем времени, когда «много разглагольствовавшее о свободе мудрование», проявляя свою свободу между прочим, в печати, стало разрушительно касаться и духовенства, святитель-вития, в собрании общества любителей духовного просвещения говорил: «Летят с разных сторон стрелы порицания и на наше звание. Примем их бронею правды ( Еф.6:14 ) и постараемся отвечать на справедливые порицания, по возможности, исправлением, на несправедливые – терпением. Прискорбно, что даже внутри нашего става явились господие стреляний ( Быт.49:23 ), которые иногда против братий своих наляцают лук, в повременных изданиях и в книгах. Вы, братия, не допускаете и не допустите подобного. Не забудете слов премудрого: кроткий муж сердцу врач ( Притч.14:30 ), так как напротив, жестокое слово не врачует, а прилагает к болезни болезнь». 2018 В том и другом случае исчисляются и указываются все существенные требования, какие можно было бы предъявить к духовенству, чтобы оно достойно своего звания ходило, чтобы стояло на высоте своего положения. В согласии с тем, например, в 1860 году святитель Филарет и епископу Тульскому Алексию (Ржаницыну) . по случаю известия об оскорблении священника села Хрущева (Тульского же и уезда, близ Тулы) управителем имения помещика сего села, писал: «Хрущевского управителя, видно, что нельзя похвалить, но также и духовенство. Священник без риз хочет употреблять святые дары, где это разрешено? Он приступает к сему святому делу; входит в алтарь управитель, говорит позорные слова, священник, вместо того, чтобы при первом слове попросить его, чтобы он умолк из благоговения к святыне, остановился, слушает и дает слабый ответь, но тот потом в оправдание свое указывает на злобу священника, и на вошедший в обычай беспорядок, что миряне свободно входят в алтарь, и что священник в алтаре смеется с мирянином. Не благоговейное духовенство, конечно, не может внушить благоговения управляющему. Показания причетников, приметно, сочинены, и потому не ясно, какие точно были поступки управителя, и трудно обличить его судебно. Если благонамерен помещик, можно попросить его, что бы внушил управляющему не делать соблазна в церкви. Сильное наставление нужно дать духовенству». 2019

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Речь идет о той казни, которую предотвратить желал Авраам, когда, стоя пред лицом Иеговы, явившимся ему при дубраве Мамврийской, предлагал молитвенные вопрошения о помиловании грешных ради праведных ( Быт. 18:22–33 ). Наводящим суд и казнь является то же Лицо Божеское, Которое вещало прежде Аврааму: еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже Аз творю (гл. 18, ст. 17)? и в Котором Авраам видел Судящего всей земли (ст. 25). А самое совершение казни изображается так: Господь (Iehova) одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа (Iehova) с небесе. И преврати грады сия, и всю окрестную страну, и вся живущия во градех ( Быт. 19:24 и 25). Можно ли же не видеть в знаменательном усугублении здесь имени Иеговы указания на два различаемые Божеские Лица? Не виден ли здесь Сын Божий, Которому Отец отдал весь суд ( Ин. 5:22 ), Который действует в мире по соизволению Отца, неявленно пребывающего на небесах? Почтим таинство словами св. Иринея: «Сын Божий повсюду всеян в Писаниях: то беседует Он с Авраамом, то с ним вкушает пищу, то низводит суд на Содомлян» 26 . Толкование иудейских раввинов, будто усугубление имени Иегова в рассматриваемых словах достаточно может быть изъяснено из свойств языка еврейского, в котором допускается повторение имени вместо местоимения 27 , отнюдь не может быть допущено, потому что прямо противоречит той напряженности выражения, какая здесь примечается, и не отвечает особенной важности действия, которое, как видно из всего описания, есть действие вышеестественное. Противопоставить сему толкованию можно еще другие примеры такого же усугубления имени Иеговы в пророчестве ( Ос. 1:7 и 8) и ( Зах. 2:3–11 ), где решительно не может быть места предположению, будто имя Иеговы повторено вместо местоимения, а не в смысле различения двух Божеских лиц. С другой стороны, представляются суетными и усилия Гроция с подобными ему изъяснять усугубление в рассматриваемом месте имени Иеговы в том смысле, будто под первым из них разумеется не собственно Иегова, но Ангел, действующий от имени Иеговы, и, как бы представитель Иеговы, низводящий, по данной ему власти от Иеговы, огнь с неба, то есть, из воздуха 28 . В таком изъяснении, с явным насилием священному тексту, чудодейственность огня превращается в простое действие огня стихийного, а Ангел представляется совершителем истребления городов. Но, по описанию Моисея, два Ангела – спутники Явившегося Аврааму, называя себя только орудиями истребления городов, приписывают оное, как первой причине – Тому, Который есть повелитель их и судия всей земли ( Быт. 19:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Довольно полная и яркая картина жизни, служебной деятельности и тихой кончины в Бозе почившего епископа Игнатия заключается в книжке, под заглавием: «Венок на могилу преосвященнейшего Игнатия, епископа Костромского и Галичского, Кострома, 1883 г.» Книжка эта составлена и издана бывшим Ректором Костромской семинарии, архимандритом Иустином 981 весьма много обязанным по службе покойному архипастырю. К причинам преждевременной кончины преосвященного Игнатия относят, между прочим, огорчение, причиненное ему исключением его имени из списка архиереев, назначенных на Высочайшую коронацию, между тем как он сердечно желал и надеялся быть участником в этом торжестве. Погребение почившего архипастыря совершено было 11-го числа в кафедральном соборе, прибывшим из Ярославля преосвященным архиепископом Ионафаном. 9-го числа послано было мною Ректору Моск. д. академии два письма – одно официальное, другое частное. В официальном письме за 2645 было изложено: «По желанию наследника в Бозе почившего архиепископа Тверского Алексия, статского советника, Руфина Павлино-Ржаницына, автографы изданных мною писем блаженной памяти Филарета, митрополита Московского к архиепископу Алексию имею честь присем препроводить к Вашему Высокопреподобию для внесения оных, на хранение, в библиотеку Московской Духовной Академии. Вместе с тем посылаю для той же библиотеки печатный экземпляр помянутых писем. Призывая на Вас Божие благословение, с истинным почтением и душевною преданностью имею честь быть»... В частном письме изложено: «Сверх экземпляра писем для академической библиотеки посылаю Вам еще три экземпляра, из коих один прошу принять от меня для вашей собственной библиотеки, другой потрудитесь, вручить о. Ректору Вифанской семинарии 982 , а третий передайте Н.И. Субботину . Я на пути в Северную столицу. Вероятно, в половине следующей недели оставлю уже Тверь. Прошу ваших братских молитв пред Великим Угодником Божиим Сергием». 10-го числа писал я во Владимир преосвящ. Иакову: «Из полученных мною в Москве от о. протоиерея Феофилакта Ивановича писем некоторую часть при сем возвращаю Вашему Преосвященству. Остальные прошу позволения оставить на некоторое время у меня. По прочтении их и по миновании в них надобности, не замедлю возвратить Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

36. Алексей Руфович Ржаницын (с 1905 г.). Избрание в почетные члены Братства совершалось, по предложениям Совета Братства, в Общих Собраниях братчиков. Предложения Совета были всегда мотивированные; но мотивы только иногда заносились в годичные отчеты Братства. Бывший около 5 лет Председателем Совета Братства Архиепископ Алексий был в 1885 году избран почетным членом Братства во внимание тому, что нравственная поддержка, с самого основания Братства им оказываемая Братству, много содействовала установившемуся вниманию общества к Братству, а пожертвования, чрез него доставляемые, всегда служили значительным источников средств Братства 13 . Об избранных в почетные члены Братства в 1887 году – протоиерее С. К. Смирнове, профессоре В. Д. Кудрявцеве-Платонове и профессоре П.И. Горском-Платонове – в отчете за 1887 годе сказано, что они принимали участие в самом учреждении Братства, трудились над составлением для него Устава и впоследствии, за все время существования Братства, принимали на себя значительные труды по устроению Братских дел 14 . В 1889 году был избран почетным членом Братства профессор Академии и член Совета Братства Димитрий Феодорович Голубинский „во уважение к постоянному и плодотворному участию его в делах Братства со времени основания сего последнего 15 . Митрополит Киевский Иоанникий был избран почетным членом Братства в 1892 году, как „бывший в течении почти 10 лет Покровителем Братства и во все это время обнаруживавший истинно-отеческое попечение о нуждах его, сопровождая это попечение щедрыми в Братство пожертвованиями» 16 . Юлия Ивановна Базанова и Варвара Петровна Кельх были избраны почетными членами Братства в 1893 году „во внимание к щедрым их пожертвованиям в фонд помощи бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии» 17 . Протоиереи: Александр Михаилович Иванцов-Платов и Григорий Петрович Смирнов-Платонов были избраны в 1894 году почетными членами Братства „в уважение их трудов по организации дела помощи бывшим воспитанникам Академии» 18 . Таким образом некоторые лица, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Но сии священные остатки образа Божия, сиявшего некогда в человеке, до того скудны и некрепки, так загромождены наростами греховными, до такой степени подавлены преобладающим законом греховным, что человек не в состоянии не только высвободиться из своего погибельного плена, но даже не в силах и противоборствовать греху с успехом. Как безнадежный невольник, он весь во власти греха, тиранствующего во всем его существе. Как смертельно болящий, он, в минуты сознания нужды, для собственного уврачевания, во всецелом очищении и обновлении существа своего силою высшею усилий человеческих, восклицает: окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея ( Рим.7:24 )? Часто в слове Божием сие общее расстройство и расслабление сил естества человеческого представляется в указаниях на превратную и злую деятельность каждой из них в частности. Следуя таким указаниям, получаем полное понятие о крайнем растлении каждой из них в особенности, и тем несомненнее удостоверяемся о неисцельности духовного расслабления во всем существе человека падшего. Превратное направление сил нравственных Под влиянием греха высшие духовные силы человека являются слабыми и недеятельными в области духовных предметов; напротив, покоряясь низшим чувственным, действуют живо и неутомимо в служении закону греховному и мертвенной плоти. 1) Разум тотчас по грехопадении является помраченным и неспособным правильно понимать Творца своего и своп отношения к Нему: услышаста, говорит Бытописатель о падших прародителях, глас Господа Бога ходища в раи по полудни: и скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога посреде древа райского ( Быт.3:8 ). Изъясняя сие, Григорий Двоеслов пишет: «В тени дерева думал скрыться первый человек, и сим ясно показал, каким мраком слепоты он поражен был внутренно. Ибо, если бы не был он во мраке, то не почитал бы Бога не вездеприсущим и не думал бы скрыться от очей Того, Который, как ему прежде хорошо было известно, видит тайная сердца». 13 С течением времени, когда семя греха более и более раскрывалось и его влияние на жизнь человечества распространялось, разум вовсе осуетился в помышлениях своих ( Рим.1:21 ) и сделался неспособным оценивать достоинство истины ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Среди язычества, в продолжении тысячелетий, немного можно указать обнаружений доброго семени, подавленного силою распространявшегося зла. В немногих оставалось добра и настолько, чтобы чувствовать и сознавать в себе зло, испытывать борьбу между духом и влечениями чувственными, и воздыхать о своем бессилии в добре. Только немногие доходили до ясного убеждения в неисцельности того расслабления, каким поражено все человечество, и в необходимости высшей помощи для его уврачевания. Послушаем, что говорят лучшие из сих немногих. «Таится в смертных» сказано в золотых стихах Пифагора, «бедственное противоборство, прирожденное им, всюду преследующее и терзающее их. Не возбуждать должно противоборство сие, но избегать оного, приучая себя к покорности». 17 «Неоднократно в долгие ночи», говорит Еврипид, «представлялся моему размышлению вопрос: от чего такая испорченность в нашей жизни? И мне кажется, что люди делают зло не по одному незнанию, ибо у многих есть хорошая рассудительность; но бывает так: мы часто знаем, что добро, и даже убеждены в нем, а делать добра не хочем: одни не хотят по нерадению, другие предпочитают добродетели иного рода удовольствия». 18 Платон в Алкивиаде представляет такое убеждение, что люди не могут сами по себе научиться жизни добродетельной, чтобы и пред небом оправдаться и в отношениях взаимных соблюсти справедливость. Он говорит: «надобно ожидать, чтобы явился тот, кто может сделать людей лучшими и научить добродетели». 19 «Природа вложила в нас, говорит Цицерон, некоторые малые искры добра; но мы испорченными нравами и превратными мнениями скоро до того их истребляем, что никогда не появляется в нас сего естественного света. В наших душах есть врожденное семя добродетелей и, если бы возможно было развить его, то сама природа привела бы нас к блаженной жизни. Но мы, как скоро рождаемся в свет, постоянно занимаемся злом всякого рода и руководствуемся в жизни совершенно неправильными мнениями, так что, кажется, будто мы с молоком кормилицы всасываем в себя порок». 20 «Известно всему роду человеческому, писал Сенека, что все мы нерассудительны и недальновидны, все малодушны и горды. Но для чего я прикрываю мягкими выражениями открытую для всех рану? Все мы злы; что замечается в других людях, то каждый найдет внутри себя». 21

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Влияние на человека собственных страстей и духа злобы помрачает и остатки естественного света в разуме и доводит человека до того, что, когда возвещаются ему спасительные истины, он тяжко слышит ушима своима и смежает очи свои ( Ис.6:10 ). Посему, мудрование омраченного разума становится враждою на Бога, буйством, смертью ( Рим.8:6 ; 1Кор.3:19 ). Мудрствуя по преданиям человеческим и по стихиям мира ( Кол.2:18 ), он превращает истину Божию во лжу ( Рим.1:25 ), называет лукавое добрым, доброе лукавым, тму светом, свет тмою ( Ис.5:20 ). Посему, его знание становится лжеименным ( 1Тим.6:20 ). Обращаясь около предметов, удовлетворяющих потребностям земным, служащих к удобствам и удовольствиям жизни, он любит мудрствовать только о плотском, забывая о духовном ( Рим.8:5 ), любит пустословия и прекословия ( 1Тим.6:21 ), а вечную истину пренебрегает и называет юродством ( 1Кор.1:18 ). 2) Сердце , по вкушении прародителями плода запрещенного, прежде всего, отпало от впечатленой в существо его любви и преданности к Богу, потом потеряло силу свою – направлять деятельность прародителей к действиям взаимной любви. Доказательством первого служит недоверчивость к Богу, обнаруженная Евою в беседе с искусителем, после же вкушения – бегство и укрывательство обоих от Бога, вместо устремления к Нему с воплями сердечного раскаяния ( Быт.3:8 ). Доказательством второго служит как то, что Ева, вкусивши плода запрещенного, не предостерегла мужа от испытанной ею заразы греховной, но и ему подала пагубную снедь, так и то, что Адам на суде Божием прямо, без всякого сожаления, слагает вину свою на Еву ( Быт.3:12 ). Наконец, нельзя не заметить, как скоро сердце падших прародителей покорилось чувственности, и ее низшим влечениям дало перевес над высшими духовными. Сила – в том, что до падения, по словам Бытописателя, беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася ( Быт.2:25 ), а после падения тотчас открылось в них беспорядочное движение чувственных стремлений: и отверзошася очи обема, и разумети, яко нази беша: и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания ( Быт.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Обер-прокурор должен был исполнить постановление целого Синода; и доложил Государю. 5-го мая того же 1858 года Государь Император, с восшествия своего на престол положивший в сердце своем дать различные благодеяния народу своему, даровал ему и то благо, что, согласно определению Св. Синода от 24 января-20 марта повелеть соизволил «приступить к переводу на русский язык книг Священного Писания на изъясненных в определении основаниях» 342 . Не могло не утешиться от продолжительной скорби сердце владыки московского при известии о столь радостном для России событии, и он теперь, с облегченным сердцем, нашел наконец возможным поведать миру содержание своей, известной уже нам, записки от 8 мая 1845 года, отдав ее напечатать в журнале: «Творения Св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания», издаваемом при московской духовной академии 343 . Кроме того, что эта «Записка» должна была дать понять, каково было убеждение владыки московского относительно Библии, ее перевода и употребления даже в такое время, как время, протекшее с 1826 по 1856 год, она могла дать собою и руководительные начала для Высочайше разрешенного дела перевода Библии. Хотя и теперь, как в отношениях частных лиц в этому делу, так и в дальнейших распоряжениях Св Синода не все нравилось владыке московскому, но он благодарил Бога и за то, что дело по крайней мере пошло в ход, не запрещено. Уже мы знаем, как подействовала на святителя московского бывшая у него в начале июля беседа о переводе Св. Писания с тремя иерархами русскими: экзархом Грузии и архиепископами казанским и ярославским. Равным образом о последствиях посылки экземпляров исследования о переводах LXX и славянском к членам Св. Синода в том же году святитель так пишет к Алексию (Ржаницыну) , епископу тульскому от 30 ноября 1858 года: «прилагаемую при сем тетрадку я послал к каждому члену Синода, сказав, что это моя доля исследования, нужного для предполагаемого перевода Св. Писания. Помнится, двое поблагодарили меня, не сказав, годится ли это к чему-нибудь, и не нужно ли что еще; a прочие не отвечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2) Иногда Промысл Божий сокрывает содействие Ангельское от борющихся с искушениями, для того, чтобы открывать мужам силы поприще деятельности напряженнейшей и усиленной. Чтобы видеть собственные свидетельства Отцев о том и другом случае, обращаемся к их писаниям. 1) Василий Вел., рассуждая о греховной вине человека, удаляющей от него Ангела, и о печальных следствиях сего удаления, пишет: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся его: Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех» 56 . После изъяснения пророческих слов Исаии: «отъиму ограждение винограда» (5:5–6), Великий Учитель замечает: «Поскольку и каждый из нас имеет святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа; то и каждый из нас может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; такового перестает закрывать стена, то есть, защита святых Сил, которые пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими. Всякая же душа, оставшаяся без той защиты, предоставляется на разграбление врагам, то есть, сопротивным деятелям, и на попрание тому, кто хвалится и говорит: прошед вселенную, се есмь ( Иов. 1:7 ). Ибо не ограждённые словом и ангельскою силою преданы бывают неразумному движению» 57 . Подобные мысли выражаются у Феодорита в толкованиях на Книгу Бытия 58 , у Анастасия Синаита 59 и у многих позднейших. 2) Св. Амвросий, имея в виду случающееся как бы удаление Ангелов Хранителей от борющихся со врагами спасения, говорит: «За чем же вдали стоят (как сказано в Пс. 37:12 ) те, которые на то поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть ближе. Но, тогда как он считает себя оставленным ими, они нетерпеливо ждут его мановения, которым Владыка укажет им выступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшею для своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее предоставляет ему борение» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010